УДК 37.01+008
1 3
Владислав Львович Бенин , Елена Дмитриевна Жукова
12Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы, Уфа,
Россия
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1743-5209
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5314-4601
Автор, ответственный за переписку: Владислав Львович Бенин,
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена определению места педагогической культурологии в системе исследования образования. Педагогическая культурология как научная дисциплина уже получила признание современной педагогики. Однако ее теоретико-методологическое содержание и статус еще находятся в процессе становления. Отстоявшая свои объект и предмет, педагогическая культурология нуждается в разработке строго определенных методологических позиций и категориального аппарата. Проведенное исследование дает основания полагать, что на методологическом, эмпирическом и прикладном уровнях педагогическая культурология, решающая задачи социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры и образования как общего и частного, способствует переходу педагогики на постнеклассический этап развития.
Ключевые слова: педагогика, культура, культурология, методология, социокультурное воспроизводство
1 2
Vladislav L. Benin , Elena D. Zhukova
1 2
, Bashkir State Pedagogical University n.a. M. Akmulla, Ufa, Russia
1 [email protected], https://orcid.org/0000-0002-1743-5209
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-5314-4601
Corresponding author: Vladislav L. Benin, [email protected]
PEDAGOGICAL CULTURAL STUDIES IN THE EDUCATION RESEARCH SYSTEM
Abstract. The article is devoted to determining the place of pedagogical culturology in the system of education research. Pedagogical culturology as a scientific discipline has already been recognized by modern pedagogy. However, its theoretical and methodological content and status are still in the process of formation. Having defended its object and subject, pedagogical cultural studies needs to develop strictly defined methodological positions and categorical apparatus. The conducted research gives grounds to believe that at the methodological, empirical and applied levels, pedagogical culturology, which solves the problems of socio-cultural modernization in the context of the relationship between culture and education as general and private, contributes to the transition of pedagogy to the post-non-classical stage of development.
Keywords: pedagogy, culture, cultural studies, methodology, socio-cultural reproduction
Введение. Принятие в июне 2021 г. «Ядра высшего педагогического образования» своей целью имеет «внедрение единого подхода к структуре, содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям ее реализации в любом вузе страны» [1]. Реформирование и модернизация системы отечественного образования в последние три десятилетия вызвали скорее негативные (последствия ЕГЭ для качества абитуриентов; переоценка компетентностного подхода и его некоректное использование в
подготовке профессионалов различных направлений; недооценка воспитательных форм организации образовательного процесса; потеря приемственности ступеней образования, формализация оценки качества образования и т.д.), чем позитивные последствия. Анализ произведенных перемен приводит к выводу, что реформированию подвергалось не содержание образования, а его экономика и его сервисное обеспечение.
В результате педагогическая составляющая в управлении образованием была полностью подменена менеджерской, что повлекло за собой ряд противоречий: на социальном уровне - между непрекращающимися на протяжении десятилетий процессами реформирования российской системы образования и ограниченными социально-значимыми результатами их осуществления; на научно-теоретическом уровне - между исследовательским потенциалом педагогической культурологии в вопросах изучения образования как фактора социокультурного воспроизводства и отсутствием ее методологической системы; на научно-педагогическом уровне - между необходимостью разработки новой методологии изучения образования и недооценкой его значения как фактора социокультурного воспроизводства; 4) на научно-прогностическом уровне - между необходимостью управления парадигмальной спецификой развития образования и отсутствием теоретически обоснованного инструментария для него.
Стремление выявить пути разрешения данных противоречий определило постановку проблемы - определение места педагогической культурологии в системе исследования образования.
Методология исследования. Сущностные характеристики феноменов «культура», «культурогенез», «социокультурная динамика» рассматривались исследователями в контексте различных классических подходов: историко-философского, антропологического, аксиологического, герменевтического, структурного, деятельностного и др. В рамках такого анализа можно построить понятийную матрицу культуры, которая будет включать связанные между собой мировоззрение, сознание, мышление, гуманистические идеи, общечеловеческие ценности и идеалы, убеждения и принципы, способы познания и деятельности, нормы и требования нравственного императива, гражданскую ответственность, творческую созидательную деятельность. Однако такая матрица сможет отразить лишь некий статичный культурный срез, в то время как культура - система «живая», подвижная, находящаяся в постоянном развитии, связанная с природой и обществом множеством прямых и обратных связей.
Таким образом, будучи целостными многогранными и многоаспектными явлениями, культура, культурогенез и социокультурная динамика не могут быть изучены с помощью какого-то одного направления. Для постижения их смыслов и значения в жизни человека и общества необходим интегративный подход, сочетающий как рациональные, так и иррациональные способы познания бытия, и отражающий различные стороны представления человека об окружающем мире и самом себе как его активной, разумной, творческой, преобразующей силе. В соответствии с этим следует рассматривать развитие цивилизации, культуры и образования не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества. Это принципиальная позиция школы педагогической культурологии кафедры культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы, с позиций и в традициях которой ведется дальнейшее повествование.
Проблемами изучения образования как двуединого процесса духовного воспроизводства интеллектуального потенциала, формирования профессионализма, духовных потребностей, ценностных ориентации и стратегий поведения (в том числе в сфере образования), особенностей студенчества как социальной группы занимались К.А. Абульханова-Славская, Е.И. Головаха, В.И. Добреньков, В.И. Жуков, С.В. Заруцкий, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Зубок, В.Н. Иванов, Д.Л. Константиновский, А.Н. Леонтьев, В.Т. Лисовский, Н.В. Лясников, А.Л. Маршак, А.Г. Маслоу, В.А. Медик, Ч.Р. Миллс, В.Я. Нечаев, П.Н. Новиков, A.M. Осипов, С.Л. Рубинштейн, В.К. Сергеев, О.П. Смолин,
Н.Д. Сорокина, К. Уильяме, В.Г. Харчева, В.И. Чупров, Ф.Э. Шереги, В. Шубкин.
Социологический анализ образования содержится в работах западных исследователей Ж. Аллака, Ж.Б. Араужу-э-Оливейры, А. М. Э. Бабини, Дж. Боткина, К. Бруслинга, М. Вебера, Ж. Делора, Ж.-Л. Деруэ, Э. Дюрктейма, А. Жордана, Г, Зиммеля, А. Калювэ, Ф. Кумбса, К. Леви-Стросса, М. Липмана, К. Маннгейма, Э. Маркса, Т. Парсонса, М. Петри, Р.Р. Сингха, Н. Смелзера, П.А. Сорокина, Ж. Фуре, Я. Щепаньского. Образованию посвящены работы отечественных социологов, среди которых И.В. Бестужев-Лада, Л.А. Гордон, В.М. Димов, А.Г. Здравомыслов, Г.Е. Зборовский, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, Н.И. Кареев, Л.Н. Коган, Л.А. Коклягина, О.Н. Козлова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, Ф.И. Минюшев, В.Я. Нечаев, М.Н. Руткевич, В.С. Собкин, В.Н. Турченко, Б.У. Урланис, Ф.Р. Филиппов, Г.А. Чередниченко, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов.
В качестве методологических оснований исследования также выступают:
- концепция социодинамики культуры, отражающая проблему развития содержания социально-культурного заказа на образование как фактор социокультурного воспроизводства (П.А. Сорокина, А. Моль);
- системный подход, предполагающий создание системы образования как структурного явления при согласованном функционировании элементов его формирования (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский);
- социокультурный подход, обеспечивающий анализ в совокупности национально-культурной, социальной, профессиональной, личностной составляющих образования через призму системообразующих культурологических понятий и позволяющий выявить его универсальные детерминанты и разнообразные связи с конкретно-историческими условиями развития личности, общества и государства (С.С. Аверинцев, М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган, Л.Н. Коган);
- аксиологический подход, определяющий восприятие человека как высшей ценности общества, как цели индивидуального и социального развития (В.П. Бездухов, Б.С. Гершунский, Ю.Н. Кулюткин и др.).
Результаты исследования. Несмотря на то, что педагогическая культурология как научная дисциплина получила признание современной педагогики [2; 3], ее теоретико-методологическое содержание и статус находятся в процессе становления. Ей до сих пор приходится доказывать и свою нужность, и определенную научную независимость как от педагогики, так и от культурологии. Наконец, отстоявшая свои объект и предмет, педагогическая культурология нуждается в разработке строго определенных методологических позиций и категориального аппарата. В связи со сказанным представляется важным подчеркнуть права педагогической культурологии на методологическую самостоятельность в педагогическом контексте, а также показать ее прогрессивность как направления постнеклассической научной мысли, размежевать ее содержание с аналогами других гуманитарных знаний и предложить адекватный, вызванный переменами социальной динамики, категориальный аппарат.
Объектами современной постнеклассической науки выступают сложные, развивающиеся системы, которые характеризуются открытостью и саморазвитием. При их изучении проблематично, а иногда и вовсе невозможно экспериментирование. Их исследование диктует необходимость определения границ возможного вмешательства ученого в объект и интеграционного видения последнего. Теория педагогики еще не вышла на постнеклассический уровень. Такие характеристики современной науки, как междисциплинарность, комплексность исследований, объединяющая подходы различных областей знаний, для нее еще не типичны. На методологическом, эмпирическом и прикладном уровнях способствовать переходу педагогики на постнеклассический уровень можно средствами педагогической культурологии, решающей задачи социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры и образования как общего и частного.
В публикациях исследователей Урала и Сибири с достаточной степенью полноты разработана теория педагогической культурологии, которая представляет собой область
гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающую общие закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающую варианты практической организации культурно-образовательной практики.
Одним из концептуальных подходов педагогической культурологии видится теория социодинамики культуры П.А. Сорокина, позволяющая полноценно, опираясь на основные принципы культурологического подхода, провести анализ развития системы образования как составляющей социально-культурного воспроизводства в культуре. Сильной стороной наследия П.А. Сорокина выступает возможность подойти к анализу процессов культуры через ее носителей, анализируя их поступки, продукты духовной и материальной деятельности. Это чрезвычайно ценно для педагогики в целом и педагогической культурологии, являющейся по своей сути человекоцентричной, в частности. Однако, при опоре на логику исследований П.А. Сорокина есть опасность ухода в определенный субъективизм, незримо присутствующий в контексте метода, что не снижает его достоинства, но создает некоторые трудности в работе.
Представления о социодинамике культуры второго адепта этого подхода - А. Моля получили достаточно широкое распространение среди социологов, но практически неизвестны педагогам. Они ограничены объяснением функционирования культуры в постиндустриальном или информационном обществе. С их помощью невозможно описать процесс развития культуры в других типах общества. Но касательно современности взгляды А. Моля представляют известный интерес.
Методологической основой исследования образования как фактора социокультурного воспроизводства на философском уровне позиционируется гуманистическая парадигма. Основными общенаучными подходами исследования являются системный, деятельностный и междисциплинарный подходы. На конкретнонаучном уровне опорой является культурологический подход, выступающий базовым в педагогической культурологии. Центральным научным методом предстает социодинамика со всей совокупностью ее принципов.
Идеи педагогической культурологии как самостоятельного направления были генерированы тем, что глобализация социальной жизни все очевиднее становится и фактом, и, одновременно, сложным и противоречивым процессом современности, влияющим на все сферы социокультурного воспроизводства (особенно образования как инструмента управления последним). Его анализ требует выработки новых способов научного исследования, способных отразить и сложность объекта, и многомерность его охвата исследователем. В этой связи, «предметом исследования особенностей образования человека на основе социокультурного воздействия должно быть рассмотрение того, как социальность, пронизанная культурой, может быть смоделирована в учебно-воспитательном процессе, то есть какие компоненты социума и культуры могут войти в содержание этой модели, сформировать ее структуру. Лишь построение такой базовой модели может стать методологической основой для решения ключевой задачи современного российского образования - настолько всесторонне «перенастроить» процесс социализации подрастающих и действующих поколений, чтобы сохранить требуемое для современного российского общества соотношение субъектной и объектной сторон общественной системы» [4, с. 81].
Педагогическая культурология представляет собой область гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающую общие закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающую варианты практической организации культурно-образовательной практики. Проблемы, которые решает эта новая область гуманитарного знания, на наш взгляд, верно определены еще в исследовании И.Е. Видт [5, с. 54]. На уровне фундаментальных задач - это обоснование образования как феномена культуры, выявление
морфологии образовательной сферы (а не узкой институциональной системы) как подсистемы культуры. На уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания во всех культурно-образовательных средах (а не только в системе образования). И на уровне прикладных задач - разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа.
По сути педагогическая культурология выступает формой интеграции педагогической мысли с идеями социокультурного воспроизводства, задачи которой дифференцированы на фундаментальном, антропологическом и прикладном уровнях. На фундаментальном уровне она выступает обоснованием образования как феномена культуры, показывает морфологию образовательной сферы как подсистемы культуры. На антропологическом уровне -показывает эволюцию человеческого сознания в культурно-образовательных средах. На прикладном уровне - разрабатывает технологии прогнозирования и модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа. Иными словами, достаточно новое направление «педагогическая культурология» на методологическом, эмпирическом и прикладном уровнях должно решать проблемы социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры и образования как общего и частного.
Выводы. Теория педагогики еще не вышла на постнеклассический уровень. Такие характеристики современной науки, как междисциплинарность, комплексность исследований, объединяющая подходы различных областей знаний, для нее еще не типичны. Проведенное исследование дает основания полагать, что на методологическом, эмпирическом и прикладном уровнях способствовать переходу педагогики на постнеклассический уровень способно новое направление исследований - педагогическая культурология, решающая задачи социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры и образования как общего и частного.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ядро высшего педагогического образования [Электронный ресурс] // https://old.apkpro.ru/upravlenievzaimodeystviyaspedagogicheskimivuzami/proektyupravleniya/yad rovysshegopedagogicheskogoobrazovaniya/ (Дата обращения 28.01.2023).
2. Крестиненко Н.В. Проблемы педагогической культурологии и педагогической культуры // Становление педагога как человека культуры: традиции и современность. Материалы Международной научно-практич. конф., посвященной 70-летию университета (Курган, 25 ноября 2021 г.). Курган: Изд-во КурганГУ, 2021. С. 82-84.
3. Кувшинова Г.А. Понятия «педагогическая культура» и «профессионально-педагогическая культура» как феномены педагогики // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее. Сборник статей XII Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. 2017. С. 103-105.
4. Иванеев, С.В. Социокультурные основы образовательного процесса // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 7. Философия. 2014. № 6 (26). С. 78-84.
5. Видт, И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном пространстве [Текст] : дис. ...д-ра пед. н. / И.Е. Видт. - Тюмень, 2003. 382 с.
REFERENCES
1. Yadro vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Elektronnyy resurs] // https://old.apkpro.ru/upravlenievzaimodeystviyaspedagogicheskimivuzami/proektyupravleniya/yad rovysshegopedagogicheskogoobrazovaniya/ (Data obrashcheniya 28.01.2023).
2. Krestinenko N.V. Problemy pedagogicheskoy kulturologii i pedagogicheskoy kultury // Stanovleniye pedagoga kak cheloveka kultury: traditsii i sovremennost. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-praktich. konf.. posvyashchennoy 70-letiyu universiteta (Kurgan. 25
noyabrya 2021 g.). Kurgan: Izd-vo KurganGU. 2021. S. 82-84.
3. Kuvshinova G.A. Ponyatiya «pedagogicheskaya kultura» i «professionalno-pedagogicheskaya kultura» kak fenomeny pedagogiki // Nauka i obrazovaniye: sokhranyaya proshloye. sozdayem budushcheye. Sbornik statey XII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh chastyakh. 2017. S. 103-105.
4. Ivaneyev. S.V. Sotsiokulturnyye osnovy obrazovatelnogo protsessa // Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 7. Filosofiya. 2014. № 6 (26). S. 78-84.
5. Vidt. I.E. Obrazovaniye kak fenomen kultury: evolyutsiya obrazovatelnykh modeley v istoriko-kulturnom prostranstve [Tekst] : dis. .. .d-ra ped. n. / I.E. Vidt. - Tyumen. 2003. 382 s.
Информация об авторах
В.Л. Бенин — доктор педагогических наук, профессор;
Е.Д. Жукова — кандидат педагогических наук, доцент.
Information about the authors
V.L. Benin — Doctor of Science (Pedagogy), Professor;
E.D. Zhukova — Doctor of Science (Pedagogy), Associate Professor.