Е.Д. Жукова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ДВА ВЗГЛЯДА
Ключевые слова: культурология, закономерности функционирования, педагогическая культура, научные школы.
Аннотация: В статье сравниваются подходы петербургской и уфимской научных школ к сущности и содержанию феномена педагогической культурологии. Доказывается, что педагогическую культурологию следует позиционировать не как частный вид прикладной культурологии, а как раздел фундаментальной (теоретической) культурологии, которая концентрируется на обосновании общих закономерностей функционирования культуры.
Отечественная культурология как наука оформилась в 60-х годах прошлого столетия, сделав специфичным объектом изучения социально-исторические процессы развития общества и становление человека как личности. Иначе говоря, культурология - это наука о взаимодействии культуры, общества и личности. В такой логике определения объекта появились исследования, основывающиеся на теориях цивилизации и адаптации, посвященные изучению исторических ментальностей, герменевтическому и семиотическому анализу сущности культурных явлений.
Автономность культурологических направлений определяется тем, какой «артефакт», какую модальность (от латинского «modus» - мера, образец) ученые рассматривают в качестве основного предмета исследования. Поскольку мир «артефактов» достаточно богат (человек запечатляет себя в образе, вещи, слове, смысле и пр.), то в настоящее время в культурологии сформировалось несколько концепций, среди которых наиболее интересны в плане педагогики следующие.
1. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) и социокультурная теория А.С. Ахиезера - модальностью культуры выступает социум.
2. Литературоведческая концепция (Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин) - модальностью культуры выступает художественное и образное мышление.
3. Мифологическая концепция (О.М. Фрайнберг, Я.М. Голосовкер, А.Ф. Лосев) -модальностью культуры выступают мифы как неовеществленный продукт сознания.
4. Семиотическая концепция (Ю.М. Лотман, В.В. Иванов, Б.А. Успенский) - модальностью культуры выступает слово как неовеществленный продукт сознания.
5. Креативно-деятельностная концепция культуры (Э.В. Ильенков, В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин) и системно-функциональная концепция Э.С. Маркоряна -модальностью культуры выступают деятельность, творчество.
6. Историко-культурологическая концепция (Д.С. Лихачев, С.С. Аверенцев, Ю.Н. Давыдов, П.П. Гайденко) - модальностью культуры выступает история как связь событий, смена эпох.
7. История и социальная психология (М. Блок, Л. Февр, А.Я. Гуревич и др.) - модальностью культуры выступает личность и массы.
Таким образом, при всем многообразии теоретических концепций культурология рассматривается авторами как интегративное знание о взаимодействии общества и личности, их функционировании в культуре. Постепенно данные концепции вышли за рамки собственно научных концепций и превратились, как пишет А.Я. Флиер, в «интелектуальную тенденцию свободно мыслящей интеллигенции, манифестируюмую такими научными авторитетами, как М.К. Мамардашвили, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, Г.С. Померанц и др.» [10, 8].
В свою очередь, в рамках культурологии возникли два направления - гуманитарное и социальное.
Гуманитарное - литературоведческое, искусствоведческое - направление суть своеобразное «шедевроведение», которое занимается расшифровкой духовных смыслов мира артефактов в различных формах - музыкального или художественного произведения,
памятника архитектуры или письменности и пр. Можно сказать, что артефактами гуманитарной культуры служат продукты элитарного сознания.
Социальная культурология - это исследование эволюции массового сознания человека как творца культуры, в рамках которого выделяют три основные отрасли (А.Я. Флиер):
- фундаментальная - теория и философия культуры; исследует общие закономерности исторического и социального бытия, формулирует эпистемологию (система принципов, методологий, методов познания);
- антропологическая - более эмпирический и измеряемый уровень познания; исследует культурное бытие людей, нормативные образцы поведения и сознания;
- прикладная - занимается разработкой технологий практической организации и регуляции культурных процессов.
М.А. Ариарский выделяет пять основных отраслей культурологии [7, 5-6]:
- фундаментальная (теоретическая) культурология, концентрирующаяся на обосновании общих закономерностей функционирования культуры;
- историческая культурология, осмысливающая процессы возникновения, становления и развития культуры;
- дифференциальная культурология, раскрывающая особенности культуры отдельных народов и социальных групп;
- прогностическая культурология, пытающаяся определить дальнейшее развитие культуры;
- прикладная культурология, раскрывающая социальные технологии создания благоприятной культурной среды вырабатывающая механизм приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, вовлечения его в социально-культурное творчество.
И, как отмечает А.Я. Флиер, «есть все основания полагать, что сегодня в недрах культурологии постепенно рождается новое своеобразное научно-практическое направление - теория и методология социокультурного воспроизводства, - тесно связанное со смежными науками: педагогикой, этнографией, социологией и др.» [10, 15]. Мы же полагаем, что проблемы социального наследования, рассматриваемые с позиций культурологии, могут выступать самостоятельным полем научного исследования, а объектом педагогической культурологии в таком случае становится процесс социального наследования. Заметим, что относительно конкретного содержания данного направления существуют различные точки зрения.
Выступая на VII Международных Лихачевских научных чтениях (СПб., 2007), патриарх педагогической культурологии М.А. Ариарский определил ее так: «Педагогическая культурология - это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности» [7, 6]. Думается (при всем уважении к автору), что это определение не столько научной области, сколько предметно-дисциплинарной - того, чему, в рамках этого предмета / дисциплины, нужно учить. Отсюда - известная доля методологического синкретизма и реверансы в адрес методики.
В приведенном определении многое проясняется, если учесть, что оно соответствует традициям кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, и, предваряя его, М.А. Ариарский (патриарх социально-культурной деятельности), правомерно отмечал, что все годы Советской власти сущность социально-культурной деятельности и ее предшественницы - культурно-
пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ
просветительной работы, определялась не наукой, а постановлениями КПСС [7, 5]. Верно и то, что «ныне эта специальность и форма социальной практики, наконец-то, стала предметом научного осмысления» [7, 5] (в том числе, благодаря усилиям самого М.А. Ариарского, что отмечают научные рецензенты1). Но из бесспорного посыла следует не столь же бесспорный вывод: педагогическая культурология является прикладной областью теории культуры, основой теории социально-культурной деятельности, и эта мысль доминирует в монографических публикациях автора [2—4], который так резюмирует концепцию своей научной школы.
1. «Предметом педагогической культурологии выступает социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые, социально значимые качества людей. Целевая установка педагогической культурологии - вовлечение человека в мир культуры» [1, 57].
2. «Цель педагогической культурологии - посредством комплекса специально отобранных и синтезированных видов культурной деятельности обеспечить:
- приобретение, расширение, углубление, обновление и приведение в систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике и способах деятельности, способствующих утверждению мировоззренческой, идейно-нравственной и эстетической позиции;
- формирование интеллектуальных и практических навыков и умений в сфере социального, научно-технического и художественного творчества, стимулирование развития творческих потенций личности;
- создание, освоение, сохранение, распространение и воспроизведение ценностей культуры;
- усвоение способов культурно-досугового творчества и нерегламентированного общения;
- удовлетворение и последовательное обогащение духовно-эстетических интересов и потребностей разных групп населения;
- регуляция социального бытия, воспитание в каждом человеке повседневной, практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения» [1, 61-62].
3. «Задачи педагогической культурологии проявляются в том, чтобы обеспечить:
- выявление закономерностей, принципов, средств, методов и форм создания, сохранения, трансляции и освоения культурных ценностей, норм, и практик в сфере художественно-эстетической, религиозной, нравственной, социально-психологической, политической, правовой, экономической, экологической, физической культуры и разработка на этой основе условий и способов оптимизации этих процессов;
- получение практически ориентированного знания о закономерностях формирования и развития различных субъектов культуры (личности, социальной группы, этнокультурной общности, региона, общества в целом) и поиск оптимальных механизмов регулирования социально-культурных процессов на соответствующих уровнях;
- обоснование принципов и технологий использования различных культурных практик (видов и способов культурологической деятельности и мышления, норм, традиций и форм человеческого общежития), сложившихся в истории мировых культур, в тех или иных сферах социокультурной деятельности;
1 «...работа М.А. Ариарского убедительно свидетельствует о том, что социально-культурная деятельность и система подготовки ее специалистов встали на "научные рельсы", что, несомненно, должно служить успеху дальнейшего развития этой сферы духовной жизни» (См. : Бирженюк, Г.М. Научная школа педагогической культурологии [Текст] / Г.М. Бирженюк // Вопросы культурологии. - 2008. - № 12. - С.32).
- разработку теоретических и организационно-методических основ подготовки и последовательного повышения квалификации профессиональных кадров, способных эффективно осуществлять процесс общекультурного развития личности» [1, 62].
Понятно, в связи с изложенным, почему автором локально позиционируется: значимость его разработок («Научная концепция школы успешно подтвердила свою научную и социальную значимость, стала основой учебного процесса на отделениях социально-культурной деятельности колледжей и вузов культуры, принята и эффективно реализуется в системе повышения квалификации специалистов социально-культурной сферы» [1, 62]); видение перспектив («Как область научного знания и социальной практики педагогическая культурология может способствовать совершенствованию процесса эстетического воспитания детей, подростков и молодежи, повышению качества художественного образования, обеспечению культурологической направленности в работе музейных учреждений и туристских фирм, внесению эстетических начал в процесс обучения и воспитания в средней и высшей школе, в системе дополнительного образования, в армии и на флоте. Однако в первую очередь ее конструктивная роль может и должна проявиться в социально-культурной деятельности и, в первую очередь, в рациональной организации досуга, где она выступает как средство научного осмысления ее сущности и природы» [1, 63]). Рискуя ошибиться, предположим, что причина этого - стилистика русского языка, не допускающая тав-тологичности понятия «культура социально-культурной деятельности». Но, поскольку присутствие педагогического аспекта в этой деятельности очевидно, авторы и остановились на понятии «педагогическая культура», хотя адекватность последнего применительно к сфере социально-культурной деятельности (СКД) нам представляется не бесспорной.
В октябре 2010 года в Санкт-Петербурге состоялся Третий Российский культурологический конгресс «Креативность в пространстве традиции и инновации» с международным участием. В работе секций и круглых столов конгресса достойное место заняла дискуссия по теме «Педагогическая культурология: состояние, проблемы, перспективы», представленной учеными одноименной научной школы Уфы [9]. В концепции школы культура представляет собой нормативные требования к соответствующей деятельности человека; освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности, где опыт - зафиксированное единство знаний и умений, переросшее в модель действий для любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач. Тогда образование, как система, и есть не что иное, как социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Культура как концентрированный опыт предшествующих поколений позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении. То есть культура и образование не могут быть отделены друг от друга.
Уральские исследователи исходили из того, что «в основе конкретных форм и методов профессиональной деятельности субъектов педагогического процесса всегда лежит определенный, исторически сформировавшийся социокультурный комплекс. Механизмы и закономерности функционирования этого социокультурного комплекса оказывают определяющее, хотя и не всегда прямое, воздействие на систему образования, задавая границы ее воспитательных и образовательных возможностей. Но классическая педагогика эти механизмы, закономерности и границы не исследует. Их изучение лежит в русле культурологического анализа» [8, 145], с чем вполне согласуется позиция И.Е. Видт (одна из первых сибирских ученых, обратившихся к исследованию педагогической культурологи), для которой «задачей педагогической культурологии является осознание принципов, которые определили характер педагогической культуры разных социумов: этнических, сословных, геополитических и других; выявление меры взаимосвязи между характером педагогической культуры со спецификой субъектов педагогической деятельности и социально-историческими, социально-экономическими, геобиологическими и другими внешними и внутренними условиями» [6, 8-9].
пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ
Таким образом, педагогическая культурология в подходах ученых Урала и Сибири представляет собой область гуманитарного знания, выступающего в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики [5, 33]. В соответствии с этим, задачи педагогической культурологии определяются на фундаментальном, антропологическом и прикладном уровнях:
- на фундаментальном уровне - обосновать образование как феномен культуры и представить морфологию образовательной сферы как подсистемы культуры;
- на антропологическом - раскрыть эволюцию человеческого сознания в культурно-образовательных средах;
- на прикладном - разработать технологии прогнозирования и модернизации образовательной сферы, исходя из закономерностей культурной эволюции и специфики современного этапа культуры.
Опираясь на изложенное, целесообразно при определении места педагогической культурологии (среди пяти отмеченных М.А. Ариарским отраслей культурологического знания) ее следует позиционировать как раздел фундаментальной теоретической культурологии (а не как частный вид прикладной культурологии), которая базируется на общих закономерностях функционирования культуры. Существенно новое направление «педагогическая культурология» на методологическом, теоретическом и прикладном (в том числе эмпирическом) уровнях призвано решать проблемы социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры (общего) и образования (частного).
1. Ариарский, М.А. Научная школа педагогической культурологи // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - № 1 март. - С.56-63.
2. Ариарский, М.А. Педагогическая культурология [Текст] : в 2 т. / М.А. Ариарский. - СПб. : Концерт, 2012. - Т.1 : Методология и методика постижения культуры. - 400 с.; Т.2 : Социально-культурная деятельность и технология ее организации. - 448 с.
3. Ариарский, М.А. Прикладная культурология [Текст] : 2-е изд. / М.А. Ариарский. - СПб. : Эго, 2001. - 288
с.
4. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. - СПб. : Концерт, 2008. - 798 с.
5. Бенин, В.Л. Педагогическая культурология [Текст] : курс лекций / В.Л. Бенин. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. - 515 с.
6. Видт, И.Е. Введение в педагогическую культурологию [Текст] / И.Е. Видт. - Тюмень, 1999. - 104 с.
7. Конструктивная роль педагогической культурологии [Текст] // Вопросы культурологии. - 2007. - №10. -
С.5-6.
8. Научно-образовательная школа «Педагогическая культурология» профессора В.Л. Бенина [Текст] // Научно-образовательные школы Урала. - Екатеринбург : изд-во «Раритет», 2012. - С. 143-157.
9. Педагогическая культура. Коллективная монография [Текст] / отв. ред. В.Л. Бенин, В.В. Власенко. -СПб. : Эйдос, 2012. - 730 с.
10. Флиер, А.Я. Культурология для культурологов [Текст] / А.Я.Флиер. М. : Наука, 2000. - 320с.