Научная статья на тему 'УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
426
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL CULTURAL POLICY / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / MULTIFUNCTIONAL CULTURAL CENTER / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / МУЗЕИ / MUSEUMS / БИБЛИОТЕКИ / LIBRARIES / КЛУБЫ / AND CLUBS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гильмиянова Римма Аскаровна, Султангалеева Александра Владимировна, Хоменко Елена Михайловна

В статье представлены результаты исследования эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры; рассмотрены направления региональной культурной политики Республики Башкортостан; предложена модель многофункционального культурного центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гильмиянова Римма Аскаровна, Султангалеева Александра Владимировна, Хоменко Елена Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА

Р.А. Гильмиянова, А.В. Султангалеева, Е.М. Хоменко УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья подготовлена на основе исследования «Разработка и апробация системы оценки эффективности деятельности учреждений культуры Республики Башкортостан», проведенного в рамках Гранта Главы Республики Башкортостан деятелям культуры и искусства, №171-з от 20 февр. 2015г.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, региональная культурная политика, многофункциональный культурный центр, социально-культурная деятельность, музеи, библиотеки, клубы.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры; рассмотрены направления региональной культурной политики Республики Башкортостан; предложена модель многофункционального культурного центра.

В современном мире культура приобретает особую социальную значимость и рассматривается как фактор духовного здоровья населения, социальной стабильности и национальной безопасности. Обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие региона большой страны можно только за счет вложения культуры в человеческий капитал. Приращение такого капитала происходит благодаря реализации потенциала культуры, так как в демократическом государстве именно культура - основа сохранения духовных, нравственных ориентиров общества. Формирование и проведение осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, определяющей его место в цивилизованном мире и направленной на сохранение и развитие объектов культуры, повышение эффективности их деятельности. Для этого требуется более углубленное исследование новых тенденций развития региональной культурной политики.

Обеспечение эффективности деятельности в сфере культуры является сравнительно новой задачей как российской, так и мировой науки и практики. Широкий спектр проблем в плане функционирования культуры в современном обществе и ее взаимосвязи с политикой исследуется О.И. Карпухиным, Г.В. Онуфриенко, Б.Ю. Сорочкиным, И.А. Столяровым, Л.И. Якобсоном и другими учеными [1-5].

В отечественной литературе, в частности в работах Н.И. Редькиной, М.А. Савиной, Е.А. Фенелонова [6-8] раскрываются вопросы измерения, оценки, построения системы показателей, анализа, управления и повышения эффективности деятельности учреждений культуры. В публикациях Т.В. Козлова, Г.Н. Новиковой [9-10] рассмотрены показатели и критерии, отражающие уровень и качество деятельности учреждений культуры, а также представлен анализ существующих методов измерения качества и эффективности работы учреждений. В монографии «Измерение качества работы» (1998 г.) зарубежных исследователей Р. Полла и П. Бокхорста использованы системы показателей, позволяющие сравнивать работу учреждений культуры различных видов [11].

Таким образом, на современном этапе проблема формирования государственной культурной политики и становления новых форм управления культурой в муниципальных образованиях российских регионов получила определенное публикационное отражение. Однако все еще имеет место существенный дефицит материалов обобщающего характера по вопросам повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры как сферы реализации культурной политики (в условиях общественных изменений).

В рамках исследования будем рассматривать культуру как деятельность ее социальных институтов - библиотек, музеев, картинных галерей, домов культуры и т. д. Под культурой подразумевается отрасль, эффективность которой ассоциируется с деятельностью

данных учреждений, распространением их по территории региона, близостью к месту жительства людей (что влияет на посещаемость). Количественные параметры - число людей, посетивших эти учреждения, количество проведенных мероприятий и т. д. используются в качестве показателей успешности функционирования этой сферы [12].

Сеть учреждений культуры Республики Башкортостан включает в себя 4066 учреждений культуры, в том числе: муниципальный театр (г. Уфа), 68 музеев, 1493 сельских и 180 городских библиотек, 2117 клубных учреждений, 132 детские школы искусств (по видам искусств), 23 муниципальные киноустановки, 18 парков культуры и отдыха, средние профессиональные учебные заведения культуры и искусств, центры национальных культур [13].

Напомним, что под культурной политикой понимается деятельность, связанная с формированием и согласованием социальных механизмов и условий культурной активности как населения в целом, так и всех его групп, ориентированных на развитие творческих, культурных и досуговых потребностей [14, 9]. Культурную политику правомерно рассматривать и как часть государственной социальной политики, направленной на воспроизводство механизмов преемственности разных видов деятельности, а за счет этого - на улучшение качества жизни людей, освоение ими современной искусственной среды и в результате -на улучшение адаптированности членов общества в сложных и динамичных современных условиях [15]. В современной культурной политике Республики Башкортостан можно выделить следующие тенденции. Одна из них - модернизация региональной законодательной и нормативно-правовой основы сферы культуры в условиях перехода от традиционной парадигмы управления сферой культуры - монопольной роли государства, к новой - общественно-государственной парадигме развития культуры. Другая тенденция - сохранение и развитие культуры народов Башкортостана, что объясняется полиэтническим составом населения республики, ролью этнокультурного фактора в консолидации социума региона.

В последние годы в отрасли культуры наблюдаются положительные изменения: реструктуризация бюджетного сектора благодаря государственному и муниципальному заказам на предоставление социальных услуг; реформирование правовых принципов деятельности учреждений культуры; переход учреждений культуры к программно-целевому планированию; внедрение новых информационно-компьютерных технологий; введение межбюджетных расчетных нормативов, гарантирующих равные условия формирования и деятельности учреждений культуры; расширение спектра видов услуг учреждений культуры, предоставляемых населению; совершенствование видов и направлений внебюджетной деятельности. Вместе с тем, в обществе наблюдаются и негативные признаки современной социокультурной ситуации: увеличивается разрыв между инновационным потенциалом культуры и невозможностью его освоения населением (слабая материальная база сельских организаций клубного типа и библиотек); наблюдается недооценка культуры как консолидирующего фактора для государства; ощущается постоянная нехватка бюджетных средств (финансирование по остаточному принципу); происходит отчуждение значительной части населения от клубной и библиотечной сети - снижение посещаемости и уменьшение числа участников клубных и библиотечных объединений. Таким образом, имеющая место в обществе тенденция деградации духовной жизни и культурной среды не уравновешивается позитивными процессами, направленными на оптимизацию социально-культурной сферы и усиление роли учреждений культуры в жизни местного сообщества.

В 2015 году кафедрой культурологии и социально-экономических дисциплин Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы в рамках Гранта Главы Республики Башкортостан было выполнено исследование механизмов повышения эффективности деятельности муниципальных клубов, музеев, библиотек. Объектом исследования выступила система учреждений культуры в муниципальных образованиях Республики Башкортостан. Цель исследования - разработка и обоснование модели эффективно

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

действующего муниципального учреждения культуры с последующим внедрением ее в практику муниципалитетов.

Исследование включало следующие этапы реализации.

1-й этап. Формирование перечня показателей эффективности деятельности учреждений сферы культуры (общедоступные библиотеки, музейные учреждения, учреждения куль-турно-досуговой сферы).

2-й этап. Разработка методических рекомендаций по определению показателей (критериев) оценки эффективности деятельности учреждений (показатели социальной эффективности деятельности, показатели экономической эффективности, показатели производственной эффективности).

3-й этап. Мониторинг информации о деятельности муниципальных учреждений культуры.

4-й этап. Анализ полученных данных

5-й этап. Создание современной модели учреждения культуры - сельского многофункционального культурного центра.

6-й этап. Разработка методических рекомендаций по созданию современного муниципального учреждения культуры - сельского многофункционального культурного центра.

Для оценки эффективности и качества работы муниципальных учреждений культуры республики были проанализированы отчеты всех муниципальных районов и городов по ряду показателей.

Для клубов такими показателями выступили:

- показатели объема работ (количество кружков, коллективов; объем свободного времени в среднем; количество мероприятий);

- показатели качества работ (количество народных коллективов, количество новых форм работы, количество зафиксированных жалоб);

- показатели эффективности (количество массовых мероприятий на одного штатного работника; сумма доходов на работника и на кв. метр);

- показатели социальной эффективности деятельности (посещаемость платных куль-турно-досуговых мероприятий; количество культурно-досуговых мероприятий; доля социально-значимых культурно-досуговых мероприятий; доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп; доля новых форм обслуживания в общем количестве предоставляемых услуг);

- показатели экономической эффективности (средняя цена одного посещения платного мероприятия; себестоимость одного посещения; средняя зарплата работника учреждения; уровень средней зарплаты работника по сравнению со среднемесячной зарплатой в регионе; поступления за отчетный год от предпринимательской деятельности);

- показатели производственной эффективности (количество посетителей на одного специалиста).

Итоговый показатель экономической эффективности вычислялся на основе следующих показателей: объем свободного времени в среднем на одного посетителя; количество посещений; поступления от предпринимательской деятельности; доля покрытия расходов культурно-досугового учреждения (КДУ) доходами от основных видов уставной деятельности. Исходными данными для вычислений взята средняя продолжительность посещения -1,5 часа.

Стандартная методика оценки эффективности (по модели эффективности) регионального учреждения культуры в качестве одной из составляющих показателя экономической эффективности называет О - денежный эквивалент единицы свободного времени индивида, которое он может направить на повышение своего культурного уровня. Особенность данного подхода - принципиально различный объем свободного времени, которое пользователь может провести в разных типах учреждений культуры: так, при неизменном показателе О эффективность библиотек будет всегда существенно выше эффективности музеев

и клубных учреждений. В исследовании в качестве вспомогательной величины использовалась себестоимость часа свободного времени пользователя. За основу при расчетах взята себестоимость часа времени пользователя клубных учреждений Дюртюлинского района, где доля покрытия расходов КДУ доходами, согласно отчету, равняется 100 %. Показатель эффективности клубных учреждений городов и районов представлен значениями от 1,36 % до 249 % при среднем показателе 25,89 %. Более 100 % показатель эффективности составляет у культурно-досуговых учреждений с долей окупаемости 40 % и выше и высоким показателем посещаемости.

Для оценки эффективности и качества работы библиотек республики были проанализированы отчеты всех муниципальных районов и городов по следующим показателям:

- объем работ - книговыдача, количество передвижных библиотек, прирост читателей за текущий год;

- качество работ - прирост книжного фонда, количество новых форм работы, количество зафиксированных жалоб;

- эффективность - количество читателей на одного штатного работника, книговыдача на одного штатного работника, обращаемость, охват населения библиотечным обслуживанием;

- социальная эффективность деятельности - число пользователей, читаемость, средняя дневная посещаемость; количество проведенных за год мероприятий; средняя посещаемость мероприятий; доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп и доля новых форм библиотечно-информационного обслуживания пользователей;

- экономическая эффективность - доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на одного специалиста и на квадратный метр площади; себестоимость одного посещения библиотеки; себестоимость одной книговыдачи библиотеки; удельный вес расходов на комплектование библиотечных фондов; удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости посещений библиотеки; удельный вес бюджетного финансирования в себестоимости книговыдачи; средняя заработная плата работника; уровень средней заработной платы по сравнению со среднемесячной зарплатой в регионе; показатель расходов на обслуживание одного читателя в год;

- производственная эффективность - количество посещений из расчета на квадратный метр площади, количество книговыдач и количество читателей в расчете на одного библиотечного специалиста.

Итоговый показатель экономической эффективности вычислялся на основе следующих показателей: книговыдача, количество посещений, сумма доходов от уставной и предпринимательской деятельности, сумма всех видов расходов (за исключением приобретения оборудования и ремонта). Помимо проверки корректности данных, для выявления итогового показателя эффективности использовался промежуточный показатель - количество свободного времени, проведенного пользователями в библиотеке, рассчитываемого на основе количества посещений библиотеки, среднего времени посещения и корректирующего показателя для библиотек, учитывающего число выданных книг и среднее время на чтение одной книги. Согласно исследованиям, средняя продолжительность одного посещения библиотеки у большинства читателей составляет от одного до трех часов (мы в своем исследовании остановились на двух часах).

Нормативы чтения у взрослых читателей - средняя скорость чтения 250 слов (или 1500 тысячи знаков) в минуту; таким образом, при объеме книги 12-14 авторских листов (480 000-560 000 печатных знаков) средняя продолжительность чтения одной книги занимает около шести часов, а временем, затраченным читателями на чтение библиотечных книг, будем считать объем книговыдачи, умноженный на шесть часов.

В исследовании в качестве О - денежного эквивалента единицы свободного времени

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

индивида, которое он может направить на повышение своего культурного уровня, использовалась себестоимость часа свободного времени пользователя, вычисленная путем деления общей суммы расходов всех видов на общее количество времени, проведенного читателями в библиотеке и за чтением полученных книг. Для районов, представивших корректные данные, этот показатель составляет от 0,724 до 4,95.

Для оценки эффективности и качества работы музейных учреждений республики были проанализированы отчеты всех муниципальных районов и городов по следующим показателям:

- объем работ - количество экскурсий (лекций) для населения; количество организованных в музее выставок; количество выставок вне музея; количество районных акций с участием музея;

- качество работ - количество постоянных лекториев; количество новых форм работы; количество зафиксированных жалоб;

- эффективность - выполнение финансового плана (по платным услугам); доля самоокупаемости;

- социальная эффективность деятельности - количество пользователей; число экскурсий (лекций); средняя посещаемость экскурсий; число организованных музеем выставок; средняя посещаемость выставок; количество посещений, охват населения услугами музея; число мероприятий; средняя посещаемость мероприятий; доля мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп; доля вновь введенных в текущем году форм культурного обслуживания;

- экономическая эффективность - доходы от уставной и предпринимательской деятельности из расчета на квадратный метр экспозиционной площади; средняя цена одного посещения музея; средняя цена одного посещения музея в % от минимальной заработной платы; себестоимость одного посещения музея, удельный вес бюджетного финансирования; средняя заработная плата работника; уровень средней заработной платы по сравнению со среднемесячной зарплатой в регионе;

- производственная эффективность - количество посетителей музея из расчета на квадратный метр экспозиционной площади; число предметов фонда, находящихся в активном показе; количество поступивших в музей предметов; количество посетителей и выставок в расчете на одного специалиста; количество музейных предметов, внесенных в электронный каталог расчете на одного специалиста.

Итоговый показатель экономической эффективности вычислялся на основе следующих данных: количество посещений, выполнение финансового плана, доля самоокупаемости, себестоимость одного посещения. Для выявления итогового показателя эффективности использовался такой показатель, как количество свободного времени, проведенного посетителями в музее, рассчитанный на основе количества посещений музея и среднего времени посещения. Продолжительность посещения музея зависит от количества и качества представленных экспозиций, запланированного времени экскурсии и может составлять от 45 минут до 3,5 часов (мы остановились на средней продолжительности 1,5 часа). В исследовании в качестве О использовалась себестоимость часа свободного времени пользователя. Для районов, представивших корректные данные, этот показатель составляет от 97 до 1027. Так как минимальное значение в данном случае является показателем максимальной экономической эффективности, он был принят за основу, и процентные показатели эффективности составили от 100 % до 13,31% при среднем показателе 53 %.

Под повышением эффективности деятельности учреждений культуры подразумевается успешность выполнения первоочередных задач, каждая из которых связана с обеспечением реализации социализирующей функции культуры:

1) формирование единого культурного пространства, обеспечивающего эффективность системы услуг и условий, отвечающих социокультурным потребностям всех слоев и групп населения;

2) формирование практики социализации и воспитания подрастающего поколения с учетом общечеловеческих ценностей в национальной культуре;

3) превращение сферы культуры в систему, способную обеспечить развитие личности.

Следовательно, повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры можно связать с новой организационно-динамической моделью управления, соответствующей новым целям и задачам управления, которые направлены на реализацию социализирующей функции культуры (при разработке и создании комплекса социально-культурных условий).

Опыт повышения эффективности культурной политики позволяет выделить механизмы, улучшающие деятельность муниципальных учреждений культуры Республики Башкортостан.

1. Обеспечение нормативно-правовой адаптации культуры к развивающимся новым реалиям - рыночным отношениям в России как главная задача совершенствования законодательства республики в области повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений культуры.

2. Совершенствование налогового законодательства Республики Башкортостан; организация новых общественных фондов с руководством в них известных в республике политиков и деятелей культуры; привлечение к процессу финансирования учреждений культуры частного капитала; распределение обязательств между каналами финансирования.

3. Обеспечение, в целях удовлетворения и развития этнокультурных потребностей жителей Башкортостана:

- повышения информированности граждан республики о деятельности различных учреждений и организаций, функционирующих в сфере культуры;

- привлечения спонсорской помощи для обеспечения каждой этнической группы печатными изданиями на родном языке;

- улучшения организации библиотечного обслуживания этнических групп населения, проживающего на территории республики; увеличения фонда (в том числе аудио- и видеофондов) библиотек республики на языках народов Российской Федерации; компьютерного обеспечения базовых библиотек республики;

- улучшения качества работы средств массовой информации на родном языке; увеличения количества тематических, авторских передач на национальных языках в сетке вещания; широкого использования возможностей глобальной сети Интернет для удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей жителей республики;

- создания в республике на базе сельских клубов сети профильных учреждений культуры в виде Домов фольклора и Домов ремесел (примерно из расчета 8-10 профильных клубов в каждом районе).

4. Интеграция школ искусств, музыкальных школ, выставочных залов в одно учреждение, комплексное использование которого позволит более эффективно углублять содержание своей деятельности и обновлять формы общения с аудиторией, создавать комфортную социально-культурную среду, отвечающую разнообразным интересам категорий пользователей.

Известно также, что учреждениям культуры удается достичь наибольшего своего влияния в системе проведения человеком досуга (досугом называется время, свободное от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках ведения домашнего хозяйства и социальных отношений [16, 386]). В его структуру входят следующие составляющие: приобщение к культурным ценностям (чтение, посещение культурно-досуговых учреждений), самообразо-

пелпгогичесний журнпл опшноптостпнп ы я(бз). яо1б эзваааЕ

вание, досуговое общение, культурно-оздоровительные занятия. Высокая значимость досу-говых занятий определяется, во-первых, их направленностью - включение личности в систему культурных ценностей; во-вторых, помощь в освоении культурных ценностей; и в-третьих, устремленность на гармоничное развитие личности.

На основе анализа критериев эффективности деятельности учреждений культуры, в том числе показателя «количество свободного времени, проведенного пользователем в учреждении культуры», можно утверждать, что, чем больше количество свободного времени, проводимое пользователем в учреждении культуры, тем эффективнее деятельность данного учреждения культуры и, следовательно, выше уровень качества оказываемой услуги.

Наиболее оптимальной, на наш взгляд, в современных условиях является модель сельского многофункционального культурного центра. Сельский многофункциональный культурный центр (далее - СМФКЦ) создается на территории сельского поселения муниципального района на базе сельского дома культуры в целях формирования интегрированной структуры, способной оказывать населению услуги многопрофильного характера, удовлетворения культурных потребностей различных возрастных групп населения; художественно-эстетического, социокультурного, просветительского развития жителей сельского населенного пункта; создания условий для занятия творчеством; организации досуга населения; реализации творческих проектов и программ. Такой центр может иметь статус юридического лица, филиала или обособленного подразделения; должен располагать современным спецоборудованием, техническими средствами (не менее одного современного телевизора, ноутбука, компьютера), музыкальными инструментами; необходимым фондом звукозаписей, видеофильмов; методическими пособиями, сценарными материалами, библиотечным фондом (книги, периодические издания, электронные издания, аудиовизуальные документы); интерактивными экранами; книжными и музейными витринами.

Услуги,предоставляемые СМФКЦ, должны соответствовать потребностям населения, быть актуальными и социально-значимыми, иметь высокое качество и художественный уровень, иметь информационно-просветительский характер.

Для достижения уставных целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности, относящиеся к основной:

- организация работы действующих творческих коллективов по основным жанрам любительского художественного творчества;

- оказание услуг по организации работы кружков (студий), курсов, любительских объединений, клубов по интересам, мастер-классов для разновозрастных категорий населения с учетом всех социальных слоев региона и национальных особенностей;

- организация онлайн-просмотров спортивных, познавательных, культурных и других передач, просмотр фильмов из фонда кинотеки; проведение лекций, семинаров, тренингов, лекториев и иных мероприятий культурной направленности;

- организация культурно-массовой и просветительской работы, в том числе оказание услуг по проведению выставок, встреч с деятелями культуры и искусства, фестивалей, конкурсов, акций, концертно-зрелищных мероприятий, показ театральных постановок, пресс-конференций и иных мероприятий в сфере культуры.

Сельский многофункциональный культурный центр, в соответствии с возложенными на него задачами, может иметь следующую структуру:

- зрелищный комплекс - универсальный зрительный зал для проведения концертно-зрелищных мероприятий и театральных постановок, мини-кинозал или фойе (для просмотра прямых трансляций футбольных и хоккейных матчей и т. п.);

- образовательный комплекс - библиотека, творческие лаборатории (аудиовизуальное искусство, хореография, вокал, кружковые помещения для декоративно-прикладного искусства, работы с семьями и детьми и т. п.);

- выставочную зону или музей как для традиционных (в том числе и передвижных), так и для современных интерактивных, мультимедийных и междисциплинарных выставок;

- физкультурно-оздоровительный комплекс - тренажерный зал, универсальная спортивная площадка, открытые спортивные площадки на территории СМФКЦ.

- зону общения и отдыха / релаксации - игровая комната для детей (развивающие настольные игры, игровая площадка, библиотечный уголок, аудиовизуальные средства); места отдыха (кресла, кушетки, приглушенное освещение, оформление комнатными и декоративными растениями, аквариум и т. п.); зимний сад; помещения для настольных игр (теннис, бильярд, аэрохоккей и т. п.).

Обобщая изложенное, можно констатировать, что в настоящее время наметилась тенденция стабилизации сети муниципальных учреждений, а возможная (и желательная) интеграция культурно-досуговых учреждений в многофункциональные культурные центры (с соответствующей профилизацией) позволит объективнее подходить к интересам и потребностям граждан, более рационально использовать существующую материально-техническую базу, финансовые средства, кадровые и информационные ресурсы. Для повышения эффективности деятельности в сфере культуры важно не только изменить ее содержание и структуру, но и трансформировать систему управления, обеспечив более прозрачное использование бюджетных средств, повысив соответствие деятельности учреждений культуры социально-культурным приоритетам населения.

1. Карпухин, О.И. Концептуальные основы правовой культурной политики государства [Текст] / О.И. Карпухин [и др.] // Диалог. - 1997. - № 9. - С.32-36.

2. Онуфриенко, Г.В. Модели культурной политики в условиях рынка (Итоги научно-информационного исследования) [Текст] / Г.В. Онуфриенко // Материальная база сферы культуры: опыт решения управленческих, научных и технических проблем : научн.-информ. сб. - Москва : НИИК, 1990. - С. 24-35.

3. Сорочкин, Б.Ю. Финансирование культуры в новых экономических условиях [Текст] / Б.Ю. Сорочкин [и др.] // Ориентиры культурной политики. - 1995. - № 1. - С.34-50.

4. Столяров, И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм [Текст] / И.А. Столяров. -М. : Экономика, 1989. - 67 с.

5. Якобсон, Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере [Текст] / Л.И. Якобсон. -М. : Экономика, 1991. - 145 с.

6. Редькина, Н.И. Измерение эффективности работы библиотек [Текст] / Н.И. Редькина // Библиосфера, 2009. - № 1. - С.63-72.

7. Савина, М.А. Результаты экспериментального исследования социального управления учреждениями культуры [Текст] / М.А. Савина // Труды СГУ. - М., 2007. - Вып. № 8 (111). - С. 88-95.

8. Фенелонов, Е.А. Об измерении эффективности библиотечной работы [Текст] / Е.А. Фенелонов // Советское библиотековедение. - 1985. - № 2. - С. 35-44.

9. Козлова, А.А. Методы и принципы управления сферой культуры [Текст] / А.А. Козлова // Культура : управление, экономика, право. - 2012. -№ 2. - С. 8-11.

10. Козлова,Т.В. Ключевые точки повышения эффективности деятельности государственных (муниципальных) учреждений [Текст] / Т.В. Козлова, Г.Н. Новикова // Менеджмент учреждений культуры. - 2014. - № 4. - С.5-29.

11. Полл, Р. Измерение качества работы [Текст] : междунар. руководство по измерению эффективности работы универсал. и др. науч. б-к : пер. с англ. / Р. Полл, П. Бокхорст [и др.] ; ИФЛА., Секция универс. и науч. б-к. - М. : Логос, 2002. - 150 с

12. Система муниципального управления : учебник для вузов [Текст] / под ред. В.Б. Зотова. - Санкт-Петербург : Лидер, 2005. - 493 с. : ил. (Серия «Учебник для вузов»).

13. Об утверждении стратегии развития культуры и искусства Республики Башкортостан до 2020 года [Электронный ресурс] : постановление Правительства Республики Башкортостан. - Режим доступа : http://minkult-rb.ru/documents/list.php?SECTION_ID=204 (дата обращения : 05.12.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Михеева, Н.А. Культурная политика государства как инструмент управления социально-культурной сферой / Н.А. Михеева // Аналитика культурологии [Электронный ресурс] : электронное научное издание. - 2011. - № 2 . -С.8-19. - URL : http://www.analiculturolog.ru/.

15. Перепелкин, Л. Культурная политика и культурное разнообразие в современной России [Электронный ресурс] / Л. Перепелкин, Т. Размустова. - Режим доступа : http://www.riku.ru. (дата обращения : 21.11.2015). Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский. -СПб. : Арт-студия «Концерт», 2008 - 792с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.