Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3. С. 113-129. Pedagogigal Journal of Bashkortostan. 2024; (3): 113-129.
ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
Научная статья УДК 37.013
DOI /18173292_10310.21510_2024_105_3_113_129
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ, НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Римма Аскаровна Гильмиянова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, [email protected], ORCID 0000-0002-5330-2382
Аннотация. Показано, что в рамках социальной культурологии, изучающей мир человека как творца культуры, преобразующего окружающую его действительность, с конца 1980-х гг. стало активно развиваться новое научно-практическое направление - теория и методология социокультурного воспроизводства, получившее позднее название педагогической культурологии.
Цель исследования - рассмотреть феномен педагогической культурологии, связанные с ней научные школы, показать теоретическое и прикладное значение педагогической культурологии и перспективы ее развития. В исследовании использованы системный, деятельностный и аксиологический подходы.
Выделены признаки, присущие научной школе: общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем; уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом; роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара).
Дана характеристика Санкт-Петербургской научной школы педагогической культурологии, основателем которой выступил М.А. Ариарский.
Рассмотрена концепция Уфимской научной школы педагогической культурологии В.Л. Бенина, сложившейся на рубеже 2000-х гг. и получившей развитие на базе Башкирского государственного педагогический университет им. М. Акмуллы.
Сделан вывод о том, что школа педагогической культурологии, созданная М.А. Ариарским в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, по существу, имеет прикладной характер, так как стала теоретико-методологической основой развития всех видов социально-культурной деятельности, обосновывает ее назначение.
Методологической позицией Уфимской школы педагогической культурологии можно считать тезис, что развитие цивилизации, культуры и образования необходимо рассматривать не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества.
Педагогическая культурология, представляющая собой область гуманитарного знания, выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие
© Гильмиянова Р.А., 2024
закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики.
Ключевые слова, научная школа, социокультурное воспроизводство, педагогическая культурология, Санкт-Петербургская школа педагогической (прикладной) культурологии, Уфимская научная школа педагогической культурологии
Для цитирования, Гильмиянова Р.А. Педагогическая культурология. этапы развития, научные школы, перспективы // Педагогический журнал Башкортостана. 2024. №3(105). С.113-129.
EDUCATION AND CULTURE
Original article
PEDAGOGICAL CULTURAL STUDIES: STAGES OF DEVELOPMENT, SCIENTIFIC SCHOOLS, PROSPECTS
Rimma A. Gilmiyanova
Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, [email protected], ORCID 0000-0002-5330-2382
Abstract. It is shown that within the framework of social cultural studies of the world of man as a creator of culture, transforming the surrounding reality, since the late 1980s a new scientific and practical direction has been actively developing - the theory and methodology of socio-cultural reproduction, which was later called pedagogical cultural studies.
The purpose of the study is to consider the phenomenon of pedagogical cultural studies, the scientific schools associated with it, to show the theoretical and applied significance of pedagogical cultural studies and the prospects for its development. The study uses systemic, activity and axiological approaches.
The features inherent in the scientific school are highlighted. the community of scientific interests of the school representatives and the scientific significance of the problems under consideration; the level of scientific results of the school and its recognition in the country and abroad; the role of the scientific leader; stability and prospects of the school (continuity of scientific generations, work with young scientists, the work of a permanent scientific seminar).
The characteristics of the St. Petersburg scientific school of pedagogical cultural studies, founded by M.A. Ariarsky, are given. The concept of the Ufa scientific school of pedagogical cultural studies, which was formed at the turn of the 2000s and developed by V.L. Benin on the basis of the Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, is considered.
It is concluded that the school of pedagogical cultural studies created by M.A. Ariarsky at the St. Petersburg State Institute of Culture, in essence, has an applied nature, since it has become the theoretical and methodological basis for the development of all types of socio-cultural activities and substantiates its purpose.
The methodological position of the Ufa school of pedagogical cultural studies can be considered the thesis that the development of civilization, culture and education should be considered not separately, but as a joint process and one should speak about socio-cultural genesis as co-directed socio-cultural changes in the life of society.
Pedagogical cultural studies, which is a field of humanitarian knowledge, acts as a methodology of socio-cultural reproduction, studying the general patterns of the pedagogical process and aimed at obtaining systematized information on the forms and methods of transmitting social
experience, as well as developing options for the practical organization of cultural and educational practice.
Key words: scientific school, socio-cultural reproduction, pedagogical cultural studies, St. Petersburg school of pedagogical (applied) cultural studies, Ufa scientific school of pedagogical cultural studies
For citing: Gilmiyanova R.A. Pedagogical cultural studies: stages of development, scientific schools, prospects. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2024; 105(3): 113-129.
Введение. Человек, будучи существом двуединым, связан с миром природы, но социальная его сущность формируется только через мир культуры. Существует множество определений, что следует понимать под культурой. Родившееся в классической латыни как обработка или возделывание, понятие «cultura» в его современном значении стало использоваться в Европе начиная с XVIII в. благодаря трудам Дж. Вико, И. Г. Гердера, Ш. Монтескье. Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной категории. Наиболее распространенным, привычным значением понятия «культура» выступает его понимание как совокупности материальных и духовных результатов деятельности человека, созданных им на всем протяжении существования человечества: артефакты, идеи, образы. Культура определяется и как предметный мир, наполненный знаками, ценностями, значимыми для человека; как совокупность норм, правил, моделей поведения, образцов человеческих отношений, регулирующих жизнедеятельность человека в обществе; способ существования человеческого сообщества. Вместе с тем, культура предстает и как опыт, передаваемый от одного поколения к другому в рамках социального наследования и выступающий в качестве основы для создания новых социальных смыслов. Интегративная наука о культуре -культурология, рассматривающая культуру как «целостную сверхсложную систему взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга явлений и процессов в их динамике» [1, с.4], начала складываться в 60-х гг. ХХ в.
Можно констатировать, что культура как сложноорганизованное, многогранное явление (мегасистема) рассматривается на основе различных, ставших уже классическими, научных подходов: историко-философского, антропологического, герменевтического, аксиологического, структурного, деятельностного, семиотического, системного и др., и у каждого подхода, в рамках каждой концепции, есть свой предмет исследования. Как отмечает Е.Д. Жукова, «автономность культурологических направлений определяется тем, какой "артефакт", какую модальность (от латинского "modus" - мера, образец) ученые рассматривают» [2, с.30]. Исследователем выделен ряд концепций культурологии, сформировавшихся к настоящему времени:
1. Культурно-историческая психология (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия) и социокультурная теория А.С. Ахиезера - модальностью культуры выступает социум.
2. Литературоведческая концепция (Ю.Н. Тынянов, М.М. Бахтин) -модальностью культуры выступает художественное и образное мышление.
3. Мифологическая концепция (О.М. Фрайнберг, Я.М. Голосовкер, А.Ф. Лосев) - модальностью культуры выступают мифы как неовеществленный продукт сознания.
4. Семиотическая концепция (Ю.М. Лотман, В.В. Иванов, Б.А. Успенский) - модальностью культуры выступает слово как неовеществленный продукт сознания.
5. Креативно-деятельностная концепция (Э.В. Ильенков, В.М. Межуев, А.И. Арнольдов, Н.С. Злобин) и системно-функциональная концепция Э.С. Маркоряна - модальностью культуры выступают деятельность, творчество.
6. Историко-культурологическая концепция (Д.С. Лихачев, С.С. Аверенцев, Ю.Н. Давыдов, П.П. Гайденко) - модальностью культуры выступает история как связь событий, смена эпох.
7. Историческая и социально-психологическая концепция (М. Блок, Л. Февр, А.Я. Гуревич и др.) - модальностью культуры выступает личность и массы [2, с.30].
Еще одна классификация культурологии представлена в трудах М.А. Ариарского, выделившего пять ее основных отраслей: фундаментальная (теоретическая) культурология, дающая обоснование общих закономерностей функционирования культуры; историческая культурология, направленная на осмысление процессов генезиса и эволюции культуры; дифференциальная культурология, выявляющая и показывающая специфику культуры отдельных этносов и отдельных социальных групп; прогностическая культурология, стремящаяся определить пути и способы дальнейшего развития культуры; прикладная культурология, раскрывающая социальные технологии создания культурной среды, благоприятной для человека и раскрытия его духовного потенциала, создающая инструменты приобщения человека к достижениям мировой и отечественной культуры, его включения в социально-культурное творчество [3, с.153; 4].
Обобщая различные подходы исследователей к изучению культуры, А.Я. Флиер выделил два направления: гуманитарное и социальное. Гуманитарное направление, связанное с литературоведением и искусствознанием, направлено на постижение духовных смыслов, зашифрованных в текстах произведений искусства, художественной литературы, памятников архитектуры и письменности. Второе направление - социальная культурология - изучает мир человека как творца культуры, преобразующего окружающую его действительность. Именно в рамках социальной культурологии с конца 1980-х гг. стало активно развиваться, по словам А.Я. Флиера, «новое своеобразное научно-практическое направление - теория и методология социокультурного воспроизводства, - тесно связанное со смежными науками: педагогикой, этнографией, социологией, исторической и психологической антропологией, теорией социальной коммуникации и др.» [5, с.15]. Это направление,
116
получившее позднее название педагогической культурологии и активно развивавшееся в последующие десятилетия, отразило в себе различные подходы исследователей к его объекту и предмету, что нашло конкретное выражение и в его содержании.
Цель исследования - рассмотреть феномен педагогической культурологии, связанные с ней научные школы, показать теоретическое и прикладное значение педагогической культурологии, перспективы ее развития.
Методология исследования. В исследовании используются системный, деятельностный и аксиологический подходы. Вместе с тем, рассматривая развитие цивилизации, культуры, образования как совместного процесса, необходимо говорить о социокультурогенезе как «сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества» [6, с.50]. Это предполагает использование интегративного подхода, направленного на использование рациональных и иррациональных способов познания бытия и представлений человека о мире и самом себе как активном, созидающем, творческом начале.
Результаты исследования. Рассмотрим признаки, присущие научной школе как феномену. К ним можно отнести, во-первых, общность научных интересов представителей школы и научная значимость рассматриваемых проблем; во-вторых, уровень научных результатов школы и ее признание в стране и за рубежом; в-третьих, роль научного лидера; стабильность и перспективы школы (преемственность научных поколений, работа с научной молодежью, работа постоянного научного семинара) [7]. Существующие в России научные школы педагогической культурологии отражают сложившиеся в их рамках представления об объекте, предмете, назначении и содержании данной научной области.
М.А. Ариарский (1928-2018), в течение многих лет возглавлявший кафедру социально-культурной деятельности (ныне кафедра управления и проектной деятельности в сфере культуры) Санкт-Петербургского государственного института культуры называл педагогическую культурологию «мостиком между философской антропологией как наукой о сущности и природе человека; культурологией как наукой о культуре, исторически сложившемся уровне развития общества, результатах проявления творческих сил человека и педагогикой как наукой о воспитании, образовании и обучении человека в соответствии с требованиями социального развития» [4, с.71]. Патриарх культурологии писал, что «педагогическая культурология - это область науки и социальной практики, которая интегрирует в себе основы философской антропологии, культурологии и педагогики и, опираясь на их взаимодействие и взаимовлияние, раскрывает методику социально-культурного просвещения и вовлечения индивида в культурную деятельность, способствующую преобразованию знаний о культуре в нравственно-эстетические убеждения, в нормы и принципы духовной жизни, в умения и навыки креативной деятельности» [4, с.71-72]. Объектом педагогической культурологии, по мнению М.А. Ариарского, выступает человек, личность, индивидуальность, социальная
117
общность. Предмет педагогической культурологии - это социально-педагогический процесс разностороннего развития личности посредством ее вовлечения в систему социально-культурного просвещения и свободного творчества, результатом которого становятся ценности культуры, обновленная культурная среда и новые социально значимые качества людей. Ведущей функциональной установкой педагогической культурологии является вовлечение человека в мир культуры. «Содержание этого процесса, - как отмечал М.А. Ариарский, - в основе своей составляют индивидуальное постижение ценностей культуры и социально-культурная деятельность; а методика осуществления поставленной цели строится на принципах педагогики, на способах, приемах и технологиях педагогики сотворчества» [8, с.158].
Изучение публикаций М.А. Ариарского позволяет сделать несколько выводов о позиции его научной школы. Несомненна гуманистическая направленность концепции патриарха культурологии. Вместе с тем, педагогическая культурология выступала для исследователя теоретико-методологической основой развития именно социально-культурной деятельности, так как она «способна обеспечить эффективность постижения культуры в условиях семьи, в учебных заведениях, трудовых коллективах, во всех сферах духовной жизни» [8, с.160]. Методологическим фундаментом для педагогической культурологии М.А. Ариарского служит педагогика, которая «вооружила педагогическую культурологию научно обоснованным механизмом постижения культуры; раскрыла возможность разработать и реализовать систему эффективных педагогических методик и технологий, позволяющих учитывать специфику культуры, особенности процесса ее усвоения и преобразования человека из объекта культурно-просветительного воздействия в субъект социально-культурного творчества» [9].
Можно констатировать, что педагогическая культурология носила для М.А. Ариарского прикладной характер, так как обосновывала назначение социально-культурной деятельности, что, собственно говоря, нашло отражение в названии диссертационного исследования самого М.А. Ариарского на ученую степень доктора культурологии и монографии, отражающей основные его результаты [10]. Назначение педагогической культурологии как научного осмысления социально-культурной деятельности, выросшей из культурно-просветительной работы, отмечалось и научным рецензентом Г. Бирженюком [11]. Он так писал о двухтомной монографии [10] - итоге многолетнего труда исследователя: «...работа М.А. Ариарского убедительно свидетельствует о том, что социально-культурная деятельность и система подготовки ее специалистов встали на "научные рельсы", что, несомненно, должно служить успеху дальнейшего развития этой сферы духовной жизни». Еще один рецензент монографии - Н.Н. Ярошенко отмечал, что «педагогическая культурология способствует утверждению принципиально нового уровня подготовки специалистов социально-культурной сферы в вузах и колледжах культуры,
которые ныне могут успешно решать вопросы формирования культуры в самых разных сферах духовной жизни [12].
Санкт-Петербургская школа прикладной культурологии, созданная М.А. Ариарским, успешно развивается и сегодня, продолжая традиции, заложенные ее основателем. Свидетельство тому - научные публикации учеников и последователей М.А. Ариарского. В одной из них исследователи из Санкт-Петербургского государственного института культуры А. Ивлиева и Л.В. Полагутина, показывая значение концепции М.А. Ариарского для современности, отмечают, что анализ «научного наследия М. А. Ариарского в контексте реализации Национального проекта "Культура" позволил авторам: дать оценку входящим в него федеральным проектам с позиции обоснованности их целей и ожидаемых результатов; раскрыть механизмы вовлечения человека в мир культуры и условия её активного личного освоения; выявить роль менеджеров социально-культурной деятельности как специалистов новой формации, способных стать субъектами реализации Национального проекта» [13]. Педагог-исследователь из Кемеровского государственного института культуры Л.И. Лазарева, развивая тезис о том, что социально-культурная деятельность направлена на «сохранение, трансляция и создание новых культурных ценностей с целью вовлечения человека в мир культуры на основе его творческой активности» [14, с.329], ставит вопрос о необходимости обновления содержания профессиональной подготовки по направлению 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» на основе усиления педагогической составляющей в содержании подготовки выпускников. Содержательной базой такого возрождения педагогического компонента, по мнению Л.И. Лазаревой, может и должна стать педагогическая культурология, разработанная научной школой М. А. Ариарского.
В 2000-х гг. получили развитие взгляды и других исследователей на сущность и назначение педагогической культурологии. Доктор культурологии из Казанского государственного института культуры Р.Г. Нугманов, предлагая ввести в вузах новую дисциплину «Педагогическая культурология», ставил целью ее изучения - «помочь бакалаврам-культурологам изучить (освоить) закономерности опредмечивания феноменов (явлений) культуры в школьном, вузовском или ином педагогическом процессе» [15]. В этом курсе, по мнению исследователя, основное внимание будет уделяться такой особенности предмета, как осуществление учебно-воспитательного процесса на основе использования личностной или персоналистской концепции теории культуры (Н.А. Бердяев, Л.С. Выгодский, А.Ф. Лосев и др.) [15].
Г.П. Захаровой было подготовлено учебное пособие для использования в рамках дисциплины «Педагогическая культурология» в Чувашском государственном педагогическом университете им. И.Я. Яковлева [16].
Исследователь из Краснодара Н.Н. Павелко также сделала педагогическую культурологию предметом своего монографического исследования [17]. Она отмечала, что «поскольку процедура "расшифровки" социокодов не наследуется
119
генотипически, а требует специально организованной деятельности, то возникает проблема обоснования методологии и технологии социального воспроизводства. Это дает повод для выделения самостоятельного научного направления, находящегося на стыке культурологии, педагогики, антропологии, которое называется педагогической культурологией. Это область научных знаний, сопрягающая педагогический и культурологический аспекты социального воспроизводства и социокультурной модернизации, изучающая образование как подсистему и феномен культуры. Объект научного исследования педагогической культурологии - процесс социального наследования, рассмотренный в ракурсе социокультурной модернизации» [17].
Далее Н.Н. Павелко предложена инфраструктура педагогической культурологии, т.е. ее внешние связи со «смежной отраслью» и внутренняя логика построения. Она заключается, по мнению исследователя, в том, что: «а) на фундаментальном уровне образование должно рассматриваться как феномен культуры, как ее подсистема и механизм эволюции в динамике; б) на антропологическом - необходимы исследования эволюции человеческого сознания, социальных ментальностей в культурно-образовательных средах; в) на прикладном - разработка технологий модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа» [17].
Вместе с тем, десятилетием ранее другой исследователь - В.Л. Бенин, основатель Уфимской школы педагогической культурологии, в своем диссертационном исследовании и ряде других научных публикаций [18,19,20] уже дал убедительное обоснование концепции педагогической культурологии. Он писал: «Педагогическая культурология представляет собой область гуманитарного знания, выступающая в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающая общие закономерности педагогического процесса, направленная на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта и разрабатывающая. Проблемы, решаемые этой новой областью гуманитарного знания, трояки. На уровне фундаментальных задач - это обоснование образования как феномена культуры, выявление морфологии образовательной сферы как подсистемы культуры. На уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания в культурно-образовательных средах. И на уровне прикладных задач - разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа» [20, с. 26].
Сравнив эти и другие фрагменты, приведенные в монографии Н.Н. Павелко, с текстами В.Л. Бенина, можно сделать вывод, что текст монографии Н.Н. Павелко «Педагогическая культурология» несет в себе признаки некорректного заимствования и говорит о том, что автором не были в должной мере соблюдены принципы научной этики.
Еще одно учебное пособие, посвященное педагогической культурологии, вышло в Киеве в 2016 году [21]. Его автор - И.П. Печеранский пишет, что пособие является первым на Украине учебным изданием по педагогической культурологии, в котором систематизирован, основательно проанализирован и обобщен на должном теоретико-методологическом и методическом уровне материал по данной дисциплине. Становление педагогической культурологии как «интегративно-гуманитарной» области знания, сочетающей философию, педагогику и культурологию, теоретические обобщения и культурно-педагогические практики, рассматривается автором в контексте тенденций культурологизации и постнеклассической фундаментализации образования как актуальных трендов XXI века. Наряду с теоретическими концептами педагогической культурологии (объект, предмет, задачи, принципы и т.п.) отдельное внимание уделено педагогической культуре именно в культурологическом ключе, раскрывающем ее дополнительный немалый методологический потенциал, а также проблемам теоретико-методологического обоснования образования как части социокультурного воспроизводства и модернизации, предлагается инновационный взгляд на образование как на феномен культуры. Обратившись к тексту этого издания, можно, как и в предыдущем случае, увидеть, многочисленные фрагменты из публикаций В.Л. Бенина. Но считать плагиатом данную книгу нельзя, так как первоначально шла совместная работа авторов и предполагалось, что издание выйдет в соавторстве с В.Л. Бениным. Однако политическая ситуация, сложившаяся на Украине к моменту выхода книги, не позволила сделать это, и книга вышла под одной фамилией.
Фактически мы уже начали говорить о другой научной школе педагогической культурологии, сложившейся на рубеже 2000-х гг. и получившей свое развитие на базе Башкирского государственного педагогического института (ныне Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы). Ее основателем и бессменным руководителем является доктор педагогических наук, профессор В.Л. Бенин. Рассмотрим основные принципы, методологические установки и направления деятельности данной научной школы.
Можно отметить, что образование выступает сложным, интегративным процессом. Основные социокультурные функции, выполняемые образованием, заключаются, по мнению Е.Д. Жуковой, в решении задач «социализации и инкультурации личности обучаемого посредством трансляции ему фрагментов общего и специального социального опыта, накопленного как человечеством в целом, так и собственным сообществом; с ознакомлением человека с нормами и правилами социальной адекватности и обучением его специализированным знаниям, умениям и навыкам продуктивной деятельности в рамках осваиваемой им социально-функциональной роли» [22]. Выступая фактором социокультурного воспроизводства, образование содействует передаче культурных ценностей, образцов поведения и деятельности от одного поколения
121
другому, обеспечивая их преемственность. Образование, благодаря тому, что его содержание постоянно расширяется за счет включения культурного наследия различных народов, способствует кросс-культурной интеграции личности. Оно обеспечивает стабилизацию новых и традиционных представлений в период реформ и глубинных социальных изменений; выступает инструментом формирования духовной жизни человека. Образование дает возможность транслировать культурно оформленные результаты человеческой деятельности [22]. Отражая происходящие в обществе изменения, образование становится важнейшим фактором развития цивилизации в целом. Поэтому проблема изучения образования как фактора социокультурного воспроизводства потребовала расширения методологического поля. Им стали принципы педагогической культурологии, разработанные Уфимской научной школой.
Идеи педагогической культурологии как самостоятельного научного направления, - отмечает Е.Д. Жукова, - были вызваны к жизни сложными и противоречивыми процессами глобализации социума, влияющими на все сферы социокультурного воспроизводства, что потребовало новых способов научного исследования, способных отразить и сложность объекта, и многомерность его охвата исследователем [22-25].
Необходимо отметить, что в конце 1990 - начале 2000-х гг. проблемами педагогической культурологии активно занималась и сибирский исследователь И.Е. Видт [26, 27]. В своей последней монографии «Образование как феномен культуры» (Тюмень, 2006. 199 с.), вышедшей незадолго до ухода ученого из жизни, И.Е. Видт раскрыла механизм эволюции образования, показала, что образование создает механизмы культурогенеза, обеспечивая расширенное социокультурное воспроизводство.
Взгляды И.Е. Видт тесным образом соотносятся с концептуальными установками Уфимской школы педагогической культурологии, в концепции которой культура, - отмечают В.Л. Бенин и Е.Д. Жукова, - представляет собой нормативные требования к соответствующей деятельности человека; освоенный и овеществленный человеком опыт его жизнедеятельности, представляющий собой зафиксированное единство знаний и умений, переросшее в модель действий для любой ситуации, программу, принятую в качестве образца при решении возникающих задач [6]. Образование же выступает социальным институтом адресной и целенаправленной передачи такого опыта.
Принципиальной позицией Уфимской школы педагогической культурологии, служащей ее методологическим основанием, выступает ряд установок. Во-первых, культура рассматривается как система сложная, открытая, подвижная, способная к саморегуляции и саморазвитию, «связанная с природой и обществом множеством прямых и обратных связей» [6, с.50]. Из этого следует, что культура, культурогенез и социокультурная динамика не могут быть изучены на основе какого-либо одного направления. Для рассмотрения их значения в жизни человека и социума необходимо использование интегративного подхода, объединяющего рациональные и
122
иррациональные способы познания бытия, представлений человека о себе как творце, активной силе, преобразующей окружающую действительность. Развитие цивилизации, культуры и образования необходимо рассматривать не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества [28, с.50].
Развитие Уфимской школы педагогической культурологии началось с выхода в свет монографии В.Л. Бенина «Педагогическая культура: ее содержание и специфика» (Уфа, 1994) и диссертационного исследования, в котором были дана формулировка дефиниции «педагогическая культура», обоснована ее структура, выделены функции, уровни, субъекты, представлена типология данного феномена [18,19]. В 2003 г. Уфимская школа педагогической культурологии получила свое организационное оформление.
Рассмотрим структуру концепции педагогической культуры В.Л. Бенина, включающую несколько элементов.
Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса как деятельности по передаче накопленного социального опыта от одного поколения к другому (от обучающих к обучаемым) и результаты этой деятельности в виде формируемых у обучаемых знаний, умений и навыков (педагогический элемент концепции). Как отмечает исследователь научного творчества В.Л. Бенина М.В. Слепцова, «педагогический компонент концепции педагогической культуры представляет собой область гуманитарного знания, выступающую в качестве методологии, закономерности педагогического процесса, направленную на получение систематизированных знаний о формах и методах трансляции социального опыта. Она формирует индивидуально-субъектную культуру будущего учителя, совокупность знаний, умений, опыта по усвоению и применению наследия прошлого и современной культуры, т.е. по развитию собственных социокультурных навыков позитивной педагогической деятельности» [28].
Социальный элемент концепции педагогической культуры В.Л. Бенина представлен системой с многоуровневой структурой педагогического воздействия, осуществляемой семьей, образовательной организацией, трудовым коллективом, другими формальными и неформальными группами. Следовательно, возможно формирование педагогической культуры как целенаправленной деятельности на основе интересов социума.
Философский элемент концепции педагогической культуры выражен в следующих тезисных установках. Процесс обучения как трансляции социального опыта предполагает введение обучаемых в систему знаков и символов, присущих изучаемым областям знания, овладение ими соответствующего символического языка. Педагогическую деятельность необходимо рассматривать как вид духовно-практической деятельности, существование которого обусловлено потребностями общества социально-культурном воспроизводстве человека как субъекта общественных отношений. При этом «социально-культурным воспроизводством выступает система
123
передачи актуализированной совокупности накопленного социально-духовного и технологического опыта развития культуры и консолидации ее носителей" [25, с.22]. Культура выступает процессом и результатом социальной жизнедеятельности человека. Одновременно культура, оказывая обратное воздействие на труд, видоизменяет условия человеческой деятельности, определяя их сущностные характеристики. Из этого следует, что культура - это способ жизнедеятельности человека, дающий ему возможность самопознания и самореализации.
В.Л. Бенин выделяет следующие функции педагогической культуры: семиотическая функция (отбор, структурированное отражение накопленного человечеством социального опыта в определенных системах знаков и символов); функция трансляции социального опыта (деятельность людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта от одного поколения к другому); регулятивная функция (регулирование поведения обучающего и обучаемого в процессе трансляции и освоения социального опыта); аксиологическая функция (система ценностей, определяющая основные направления и способы педагогического воздействия на обучаемого) [20]
Как мы уже отметили выше, В.Л. Бениным были выделены и те проблемы, на решение которых направлена педагогическая культурология. На уровне фундаментальных задач - это обоснование образования как феномена культуры. На уровне антропологических задач - выявление эволюции человеческого сознания во всех культурно-образовательных средах. На уровне прикладных задач - разработка технологии модернизации образовательной сферы в соответствии с закономерностями культурной эволюции и современного культурного этапа [20, с.26].
Таким образом, педагогическая культурология представляет собой область гуманитарного знания, выступающего в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики [18, с.33]. Образование как инструмент социокультурного наследования выступает стержнем современного процесса социокультурного воспроизводства. Социокультурное воспроизводство как фактор развития личности является ключевым для осмысления современной образовательной парадигмы. Отсюда вытекает важность методологических позиций педагогической культурологии, ее категориального аппарата.
Говоря о месте педагогической культурологии в системе исследования образования, обратимся к выводам, сделанным В.Л. Бениным на основе проведенного им исследования. Он пишет, что педагогическая культурология, выступающая формой интеграции педагогической мысли с идеями социокультурного воспроизводства, решающая задачи социокультурной модернизации в контексте взаимосвязи культуры и образования как общего и
124
частного, на методологическом, эмпирическом и прикладном уровнях будет способствовать переходу педагогики на постнеклассический уровень [6, с.53].
Исследователи В.А. Сулимов, И.Е. Фадеева, рассматривая значение педагогической культурологии в системе подготовки будущего педагога, отмечают, что «психолого-педагогическая подготовка специалиста, лишенная культурно-антропологического обоснования, вырождается в набор технологических приемов и «советов» по их использованию, безотносительно к социальному и/или социокультурному статусу личности (неважно: взятой в качестве субъекта или объекта). Обучение культуре и воспитание человека-в-культуре становится важной составляющей национальной безопасности. И ценность профессии учителя, очевидно подвергшаяся сильнейшей девальвации в советский и, особенно, в постсоветский период, должна быть восстановлена посредством понимания ее социокультурной, смыслообразующей (а не только и не собственно обучающей) и государствосохраняющей роли» [29, с.33, 40; 30]. С этим трудно не согласиться. Отсюда следует, что педагогическая культурология как дисциплина должна быть обязательным компонентом педагогического образования.
Педагогическая культурология выступает методологическим инструментарием и для всех областей профессионального образования. Она стала методологической основой для возникновения и развития нового комплексного научного направления - библиокультурологии, изучающей книжную культуру, библиотечную среду как инструмент социокультурного воспроизводства в информационном обществе, роль и место библиокультурологии в системе гуманитарного знания [31].
Выводы. Педагогическая культурология как феномен получила свое развитие преимущественно в двух научных школах России. Школа педагогической культурологии, созданная М.А. Ариарским в Санкт-Петербургском государственном институте культуры, по существу, имеет прикладной характер, так как стала теоретико-методологической основой развития всех видов социально-культурной деятельности, обосновывает ее назначение.
Методологической позицией Уфимской школы педагогической культурологии можно считать установку на то, что развитие цивилизации, культуры и образования необходимо рассматривать не по отдельности, а как совместный процесс и говорить о социокультурогенезе как сонаправленных социокультурных изменениях в жизни общества.
Педагогическая культурология, представляющая собой область гуманитарного знания, выступает в качестве методологии социокультурного воспроизводства, изучающего общие закономерности педагогического процесса и направленного на получение систематизированной информации о формах и методах трансляции социального опыта, а также разрабатывающего варианты практической организации культурно-образовательной практики.
Список источников
1. Астафьева О.Н., Разлогов К.Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал. 2010. №1. С. 1-12. - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/kulturologiya-predmet-i-struktura (дата обращения 09.09.2024).
2. Жукова Е.Д. Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства // Педагогическое образование в России. 2017. №6. С.151-155.
3. Ариарский М. А. Педагогическая культурология: в 2 т. Санкт-Петербург: Концерт, 2012. Т.1: Методология и методика постижения культуры. 400 с.; Т.2: Социально-культурная деятельность и технология ее организации. 448 с.
4. Ариарский М.А. Педагогическая культурология в системе реализации потенциала культуры // Вестник КемГУКИ. 2014. №27. С.66-74.
5. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. Москва: Наука, 2000. 320с. - URL: https://yanko.lib.ru/books/cultur/flier-cult_f_cult.pdf-l.pdf (дата обращения 10.09.2024).
6. Бенин В.Л., Жукова Е.Д. Педагогическая культурология в системе исследования образования // Вестник Башкирского педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. Т.2, №S1 С.49-54.
7. Бенин В. Л. Педагогическая культурология: курс лекций. 2-е изд., испр. Москва: Флинта, 2016. 379 с.
8. Ариарский М.А. Синергетика гуманитарного знания как основа развития педагогической культурологии // Вестник МГУКИ. 2014. №2. С.152-162.
9. Ариарский, М. А. Педагогическая культурология: методология и методика постижения культуры // Педагогика: научно-теоретический журнал. 2014. № 5. С. 26-33.
10. Ариарский М.А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики: диссертация доктора культурологии: 24.00.04 / Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. Санкт- Петербург, 2000. 496 с. ; Ариарский М. А. Прикладная культурология / С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств, Ассоц. музеев России. 2-е изд., испр. и доп. Санкт-Петербургб: ЭГО, 2001. 287 с.
11. Бирженюк Г.М. Научная школа педагогической культурологии // Вопросы культурологии. 2008. №12. С.32.
12. Ярошенко Н.Н. Продолжение культуры: новая страница педагогической культурологии // Вестник МГУКИ. 2012. №2(46). С. 250-254.
13. Ивлиева И.А., Полагутина Л.В. Педагогическая культурология М.А. Ариарского в контексте реализации национального проекта «Культура // Вестник МГУКИ. 2018. №6(86). С. 106-113
14. Лазарева Л.И. Педагогическая культурология в профессиональной подготовке специалиста в области социально-культурной деятельности // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: тезисы докладов XVI Всероссийской научно-методической конференции. Ярославль, 2024. С. 329-332.
15. Нугманов Р.Г. Основы новой дисциплины «Педагогическая культурология» // Мир науки, культуры, образования. 2012. №5(36). С. 19-20.
16. Захарова Г.П. Педагогическая культурология: учебное пособие / Чуваш. гос. педагог. ун-т им. И.Я. Яковлева. Чебоксары, 2013. Ч.1. 58 с.
17. Павелко Н.Н. Педагогическая культурология: монография. Краснодар: ХОРС, 2009. 555, [1] с.: табл.
18. Бенин, В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика: монография / М-во образования Рос. Федерации, БГПИ. Уфа: БашГПИ, 1994. 190 с.
19. Бенин В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры: автореф. дис. ... д-ра педагог. наук: 13.00.01 / научный консультант:
академик АЕН РФ, заслуж. деятель науки РФ, д-р филос. наук, проф. Л. Н. Коган; [Работа выполнена в Башкирском гос. пед. институте]. Екатеринбург, 1996. 32 с.
20. Бенин В.Л. Педагогическая культурология: курс лекций: учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030500-Проф. обучение (по отраслям) и иных пед. специальностей, для слушателей ин-тов и фак. повышения квалификации, преподавателей, аспирантов и др. проф.-пед. работников / В. Л. Бенин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Башк. гос. пед. ун-т, Урал. отд-ние Рос. акад. образования. Уфа: Изд-во БГПУ, 2004. 515 с.: портр.
21. Печеранський 1.П. Педагопчна культурология: навчальний поабник / 1.П. Печеранський. К.: КНУЮМ, 2016. 345 с.
22. Жукова Е.Д. Методология исследования современного образования как фактора социокультурного воспроизводства // Педагогическое образование в России. 2017. №6. С.151-155.
23. Жукова Е.Д. «Культурология образования» и «педагогическая культурология»: поиск идентичности // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №1. С.27-31.
24. Жукова Е.Д. Педагогическая культурология: два взгляда // Педагогический журнал Башкортостана. 2016. №2. С.30-34.
25. Жукова Е.Д. Социокультурное воспроизводство: методология и опыт исследования: моногр. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет, 2014. 216 с.
26. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: эволюция образовательных моделей в историко-культурном процессе: автореф. дисс. ... д-ра педагог. наук: 13.00.01 / Тюмен. гос. ун-т. Тюмень, 2003. 50 с.
27. Видт И.Е. Образование как феномен культуры: монография / И. Е. Видт ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Печатник, 2006. 199 с.: ил.
28. Слепцова М.В. Концепция педагогической культуры В.Л. Бенина // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2018. №2. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptsiya-pedagogicheskoy-kultury-v-l-benina/viewer (дата обращения 28.08.2024).
29. Сулимов В.А., Фадеева И.Е. Культурология в педагогическом образовании: новые основания и возможные перспективы // Universum: Вестник Герценовского университета. 2013. №4. С.30-40.
30. Сулимов В.А. Педагогическая культурология и проблемы современного российского образования // Вестник КГПИ. 2011. № 9. С. 131-136.
31. Бенин В.Л., Гильмиянова Р.А., Жукова Е.Д. Библиокультурология: теория и практика. 2-е изд, испр. Москва: ФЛИНТА, 2016. 302 с.
References
1. Astafeva O.N., Razlogov K.E. Kul'turologiya: predmet i struktura. Kul'turologicheskij zhurnal = Cultural Journal. 2010; (1): 1-12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kulturologiya-predmet-i-struktura ( accessed : 09.09.2024). (In Russian)
2. Zhukova E.D. Metodologiya issledovaniya sovremennogo obrazovaniya kak faktora sociokul'turnogo vosproizvodstva. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii =_Pedagogical education in Russia. 2017; (6): 151-155. (In Russian)
3. Ariarskij M. A. Pedagogicheskaya kul'turologiya: v 2 t. Sankt-Peterburg: Koncert, 2012. T.1: Metodologiya i metodika postizheniya kul'tury. 400 s.; T.2: Social'no-kul'turnaya deyatel'nost' i tekhnologiya ee organizacii. 448 s. ( In Russian)
4. Ariarskij M.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya v sisteme realizacii potenciala kul'tury. Vestnik KemGUKI = Bulletin of KemGUKI. 2014; (27): 66-74. (In Russian)
5. Flier A.Ya. Kul'turologiya dlya kul'turologov. Moskva: Nauka, 2000. 320s. - URL: https://yanko.lib.ru/books/cultur/flier-cult_f_cult.pdf-l.pdf (accessed 10.09.2024) 9In Russian)
6. Benin V.L., Zhukova E.D. Pedagogicheskaya kul'turologiya v sisteme issledovaniya obrazovaniya. VestnikBashkirskogopedagogicheskogo universiteta im. M. Akmully. 2023; 2(S1): 4954. (In Russian)
7. Benin V. L. Pedagogicheskaya kul'turologiya: kurs lekcij. 2-e izd., ispr. Moskva: Flinta, 2016. 379 s.
8. Ariarskij M.A. Sinergetika gumanitarnogo znaniya kak osnova razvitiya pedagogicheskoj kul'turologii. Vestnik MGUKI = Bulletin of MGUKI. 2014; (2): 152-162. (In Russian)
9. Ariarskij M. A. Pedagogicheskaya kul'turologiya: metodologiya i metodika postizheniya kul'tury. Pedagogika: nauchno-teoreticheskij zhurnal = Pedagogy: a scientific and theoretical journal. 2014; (5): 26-33. (In Russian)
10. Ariarskij M.A. Prikladnaya kul'turologiya kak oblast' nauchnogo znaniya i social'noj praktiki: dissertaciya doktora kul'turologii: 24.00.04 / Sankt-Peterburgskij gosudarstvennyj universitet kul'tury i iskusstv. Sankt- Peterburg, 2000. 496 s. ; Ariarskij M. A. Prikladnaya kul'turologiya / S.-Peterb. gos. un-t kul'tury i iskusstv, Assoc. muzeev Rossii. 2-e izd., ispr. i dop. Sankt-Peterburgb: EGO, 2001. 287 s. (In Russian)
11. Birzhenyuk G.M. Nauchnaya shkola pedagogicheskoj kul'turologii. Voprosy kul'turologii = Questions of cultural studies. 2008; (12): 32. (In Russian)
12. Yaroshenko N.N. Prodolzhenie kul'tury: novaya stranica pedagogicheskoj kul'turologii. Vestnik MGUKI = Bulletin of MGUKI. 2012; 46(2): 250-254. (In Russian)
13. Ivlieva I.A., Polagutina L.V. Pedagogicheskaya kul'turologiya M.A. Ariarskogo v kontekste realizacii nacional'nogo proekta «Kul'tura. Vestnik MGUKI = Bulletin of MGUKI. 2018; 86(6): 106-113. (In Russian)
14. Lazareva L.I. Pedagogicheskaya kul'turologiya v professional'noj podgotovke specialista v oblasti social'no-kul'turnoj deyatel'nosti. In: Aktual'nye problemy sovershenstvovaniya vysshego obrazovaniya: tezisy dokladov XVI Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. Yaroslavl', 2024. S. 329-332. (In Russian)
15. Nugmanov R.G. Osnovy novoj discipliny «Pedagogicheskaya kul'turologiya». Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya = The world of science, culture, and education. 2012; 36(5):. 19-20. (In Russian)
16. Zaharova G.P. Pedagogicheskaya kul'turologiya: uchebnoe posobie / Chuvash. gos. pedagog. un-t im. I.Ya. Yakovleva. Cheboksary, 2013. Ch.1. 58 s. (In Russian)
17. . Pavelko N.N. Pedagogicheskaya kul'turologiya: monografiya. Krasnodar: HORS, 2009. 555, [1] s.: tabl. (In Russian)
18. Benin, V.L. Pedagogicheskaya kul'tura: ee soderzhanie i specifika: monografiya / M-vo obrazovaniya Ros. Federacii, BGPI. Ufa: BashGPI, 1994. 190 s. (In Russian)
19. Benin V.L. Teoretiko-metodologicheskie osnovy formirovaniya i razvitiya pedagogicheskoj kul'tury: avtoref. dis. ... d-ra pedagog. nauk: 13.00.01 / nauchnyj konsul'tant: akademik AEN RF, zasluzh. deyatel' nauki RF, d-r filos. nauk, prof. L. N. Kogan; [Rabota vypolnena v Bashkirskom gos. ped. institute]. Ekaterinburg, 1996. 32 s. (In Russian)
20. Benin V.L. Pedagogicheskaya kul'turologiya: kurs lekcij: ucheb. posobie dlya studentov, obuchayushchihsya po special'nosti 030500-Prof. obuchenie (po otraslyam) i inyh ped. special'nostej, dlya slushatelej in-tov i fak. povysheniya kvalifikacii, prepodavatelej, aspirantov i dr. prof.-ped. rabotnikov / V. L. Benin; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Bashk. gos. ped. un-t, Ural. otd-nie Ros. akad. obrazovaniya. Ufa: Izd-vo BGPU, 2004. 515 s.: portr. (In Russian)
21. Pecherans'kij I.P. Pedagogichna kul'turologiya: navchal'nij posibnik / I.P. Pecherans'kij. K.: KNUKiM, 2016. 345 s.
22. Zhukova E.D. Metodologiya issledovaniya sovremennogo obrazovaniya kak faktora sociokul'turnogo vosproizvodstva. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii = Pedagogical education in Russia. 2017; (6): 151-155. (In Russian)
23. Zhukova E.D. «Kul'turologiya obrazovaniya» i «pedagogicheskaya kul'turologiya»: poisk identichnosti. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta = Universum: Bulletin of the Herzen University. 2013; (1): 27-31. (In Russian)
24. Zhukova E.D. Pedagogicheskaya kul'turologiya: dva vzglyada. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2016; (2): 30-34. (In Russian)
25. Zhukova E.D. Sociokul'turnoe vosproizvodstvo: metodologiya i opyt issledovaniya: monogr. Ufa: Bashkirskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet, 2014. 216 s. (In Russian)
26. Vidt I.E. Obrazovanie kak fenomen kul'tury: evolyuciya obrazovatel'nyh modelej v istoriko-kul'turnom processe: avtoref. diss. ... d-ra pedagog. nauk: 13.00.01 / Tyumen. gos. un-t. Tyumen', 2003. 50 s. (In Russian)
27. Vidt I.E. Obrazovanie kak fenomen kul'tury: monografiya / I. E. Vidt ; M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federacii, Tyum. gos. un-t. - Tyumen': Pechatnik, 2006. 199 s.: il. (In Russian)
28. Slepcova M.V. Koncepciya pedagogicheskoj kul'tury V.L. Benina. Uchenye zapiski: elektronnyj nauchnyj zhurnalKurskogo gosudarstvennogo universiteta = Scientific notes: electronic scientific journal of Kursk State University 2018; (2). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-pedagogicheskoy-kultury-v-l-benina/viewer (accessed 08/28/2024). (In Russian)
29. Sulimov V.A., Fadeeva I.E. Kul'turologiya v pedagogicheskom obrazovanii: novye osnovaniya i vozmozhnye perspektivy. Universum: Vestnik Gercenovskogo universiteta = Universum: Bulletin of the Herzen University. 2013; (4): 30-40. (In Russian)
30. Sulimov V.A. Pedagogicheskaya kul'turologiya i problemy sovremennogo rossijskogo obrazovaniya. Vestnik KGPI = Bulletin of the KSPI; 2011 (9): 131-136. (In Russian)
31. Benin V.L., Gil'miyanova R.A., Zhukova E.D. Bibliokul'turologiya: teoriya i praktika. 2e izd, ispr. Moskva: FLINTA, 2016. 302 s. (In Russian)
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
Author has read and approved the final manuscript.
Статья поступила в редакцию 25.07.2024; одобрена после рецензирования 20.08.2024; принята к публикации 15.09.2024.
The article was submitted 25.07.2024; approved after reviewing 20.08.2024; accepted for publication 15.09.2024.