Научная статья на тему 'Педагогическая концепция И. П. Иванова как система, объединяющая людей'

Педагогическая концепция И. П. Иванова как система, объединяющая людей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12722
757
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КОЛЛЕКТИВ / КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / МЕТОДИКА / ЗАБОТА / ПЕДАГОГИКА / COLLECTIVE’S ACTIVITY / UPBRINGING / COLLECTIVE / SOCIAL CREATIVE / METHOD / CARE / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аванесян И. Д.

В статье рассматриваются концептуальные подходы к воспитанию академика И. П. Иванова, раскрываются основные положения идей и методики коллективного творческого воспитания, приёмы и способы организации включения воспитанников в совместную деятельность. Даётся обоснование необходимости формирования гуманистических отношений между поколениями, через включение растущего человека в совместное социальное творчество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I. P. Ivanov’s PEDAGOGICAL conception as a UNITING PEOPLE SYSTEM

I. P. Ivanov conceptual ideas of upbringing are studied. There are the main ideas and methods of collective creative upbringing and including children in cooperation activity. The necessity of forming humanistic relationships of generations by including children in social creative activities is proved.

Текст научной работы на тему «Педагогическая концепция И. П. Иванова как система, объединяющая людей»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ И. П. ИВАНОВА КАК СИСТЕМА, ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ЛЮДЕЙ

© И. Д. Аванесян

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Россия, 195251 Санкт-Петербург,ул. Политехническая, 29.

E-mail: innavan42@mail.ru

В статье рассматриваются концептуальные подходы к воспитанию академика И. П. Иванова, раскрываются основные положения идей и методики коллективного творческого воспитания, приёмы и способы организации включения воспитанников в совместную деятельность. Даётся обоснование необходимости формирования гуманистических отношений между поколениями, через включение растущего человека в совместное социальное творчество.

Ключевые слова: воспитание, коллектив, коллективная деятельность, социальное творчество, методика, забота, педагогика.

«Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития дважды: сначала как функция коллективного поведения, как форма сотрудничества или взаимодействия, как средство социального приспособления, а затем вторично как способ индивидуального поведения ребёнка»

Л. С. Выготский

Уважаемые коллеги, читатели Российского гуманитарного журнала, вашему вниманию предлагаются материалы Всероссийского педагогического Форума, посвященного 90-летию выдающегося теоретика и практика социальной педагогики - академика И. П. Иванова (1923-1992).

Становление гуманно-демократической концепции воспитания И. П. Иванова приходится на 50-80-е годы XX столетия. В условиях директивных и идеологических установок в обществе осуществлялся поиск путей преодоления косности и формализма в воспитании. Доминирование роли учителя в сфере обучения и организации жизни детского коллектива были типичными проявлениями «педагогики передачи и усвоения».

Игорь Петрович был широко образованным и внутренне свободным человеком, ему удалось преодолеть догмы авторитарной педагогики. Каждый его замысел предполагал ломку сложившихся стереотипов с одновременным прорывом в область подлинно гуманистической практики. Борьба за педагогику отношений приобретала принципиальный характер.

Определяя сущность воспитательной системы И. П. Иванов отмечал, что одно из главных условий ее эффективности - это соответствие целям и задачам воспитания тех отношений, которые складываются и развиваются между воспитателями и воспитанниками. То есть внутренним источником самодвижения воспитательного процесса выступают объективные и личностные (субъективные) отношения, которые складываются между участниками, а отношения общей творческой заботы это основа всей концепции воспитания в современных условиях. Закон заботы есть одна из ведущих закономерностей открытых и сформулированных И. П. Ивановым. Идея заботы имеет принципиальное значение для понимания сущности воспитательной системы. Данное понятие в исследовании ученого приобретает обществен-

но-педагогический смысл, наполняет содержанием взаимодействие детей и взрослых. Формирование заботливого отношения к себе и окружающим людям является важнейшей задачей воспитания и одновременно, проявление действенной заботы воспитанников о себе, окружающих людях, есть показатель ее результативности. Забота - это, прежде всего, особый сплав отношений, поведения и деятельности, это творческая практическая забота об общей жизни, о конкретных людях, «о себе как товарище других людей» (И. П. Иванов). Автор предлагает нетрадиционный, новаторский подход и к отбору содержания воспитания для реализации задач по осуществлению разнообразной заботы. И тогда, сколь бы прост ни был объект заботы, он не допускает одностороннего, формального подхода (если, конечно, речь идет о действительной, а не показной заботе). Любая реальная, а не абстрактная забота о человеке требует синтеза душевных, физических и интеллектуальных сил. Благодаря участию детей в общей творческой гражданской заботе происходит формирование личностных отношений к различным сторонам жизни и прежде всего к самому себе и окружающим людям. Обращение к идеям заботы есть путь наполнения духовностью, путь приобретения нравственного опыта. Воспитание невозможно без «дел - событий», без сопереживания и социальной практики.

Формирование гуманистических отношений между поколениями, творящими и развивающими способности каждого человека - гражданина, одна из главных забот самого учёного. Воспитательные отношения деятельностного, творческого взаимодействия взрослых и детей, основаны на принятии идеи постоянного самосовершенствования первых, и, как условие, ответственности за развитие детей.

Выдвигая идею об «общей творческой заботе» воспитателей и воспитанников, Игорь Петрович одновременно рассматривает творчество как возможность реализовать природную тягу человека к свободе в сфере социальной жизни. Социальное творчество как напряжение живой мысли, рождение идей, заряд к действию, как источник эмоциональнонравственного созидательного опыта растущего человека, как способ его существования.

Основные теоретические положения, смысловая доминанта педагогики И. П. Иванова прежде всего связаны с такими понятиями как «коллектив», «коллективная творческая деятельность», «воспитательные отношения», «содружество поколений», «общая забота». Именно коллективная творческая деятельность направлена на развитие и формирование демократической творческой личности гражданской направленности.

Понятие «коллектив» занимает особое место в концепции И. П. Иванова. В свое время Игорь Петрович отмечал, что при определении коллектива недостаточно выделение лишь двух признаков: наличие общественно-полезной цели и органов самоуправления. В таком объединении не всегда происходит действительно всестороннее целостное развитие каждого его члена, так как имеет место устойчивое деление данной социальной группы на организаторов и исполнителей. Именно эти отрицательные явления должны быть преодолены в практике. Он рассматривает коллектив, прежде всего как «объединение людей, в котором развивается общая творческая забота об окружающей жизни, о своем объединении как частице общества, о каждом товарище по объединению» [Педагогические труды академика И. П. Иванова. Т. 2. СПб., 2013. С. 118]. Данная идея, подкрепленная методикой коллективной творческой деятельности, позволяет каждому ее участнику реализовать свои возможности, приобрести личный опыт организаторской и творческой заботы.

Методическая система, разработанная И. П. Ивановым, его последователями и учениками, многоуровневая. В ее основе - комплекс логически взаимосвязанных идей и теоретических положении.

Ему удалось не только выдвинуть дерзкие новаторские идеи, но и обосновать ответ на вопрос как реализовать их на практике. В педагогике Игоря Петровича заложен механизм перестройки воспитательных отношений, преодоления авторитаризма и отношений чрезмерной опеки.

Эти педагогические идеи, принципиально отличались от принятых в общепедагогической практике нашей страны в 50-70-е годы.

И. П. Иванов во главу угла ставит проблему воспитательных отношений.

Воспитательные отношения, отношения между воспитателем и воспитанниками -суть любой воспитательной системы, и развиваются они на разных основаниях. Каждый тип воспитательных отношений «работает» на определенную цель. В педагогическом процессе авторитарные отношения рождают соответствующий инструментарий. Развитие свободной творческой личности, ориентированной на созидание и нравственную духовность, возможно в условиях преодоления традиций авторитаризма и становления между поколениями и внутри каждой возрастной группы гуманистических отношений творческого содружества. Вот идеал, вот вершина.

«Воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников -вот волшебная сила, это главная наша идея, главный мотив, основа всей концепции воспитания в современных условиях» - пишет И. П. Иванов.

Их сущность раскрывается в цепочке ответов на вопросы методического характера:

- Какими путями достигаются поставленные цели?

- Какими должны быть методы и приемы воспитательного процесса?

- Как строить отношения на паритетной основе?

- Какой должна быть позиция воспитателя и содержательная основа взаимодействия?

- Как организовать совместную деятельность и при каких условиях становится возможным развитие товарищеских отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми?

Следующее положение развивает предыдущее и связано с ценностно-смысловой основой взаимодействия воспитателей и воспитанников.

Общая гражданская забота об улучшении жизни людей и собственной жизни, совершенствование окружающего мира и есть объединяющее начало, мощная воспитательная сила. Ребенок, как утверждает И. П. Иванов, не субъект воспитания, а субъект жизни, ее преобразователь. (Если Ш. Амонашвили говорит: «Нужно облагораживать среду вокруг ребенка», то И. Иванов предлагает облагораживать среду вместе с детьми).

Забота - как педагогическая категория - у И. П. Иванова определяет сущность воспитания и наполняет содержанием взаимодействие детей и взрослых.

Жизнь - вот верховная цель, именно она увлекает за собой воспитанников, она должна быть главной заботой, а воспитание идет, как пишет И. П. Иванов, «по ходу решения жизненно важных задач».

Данное положение ориентирует нас на поиск методик, приемов, побуждающих детей осуществлять эту заботу, на создание условий, способствующих развитию действий, умений, направленных на улучшение окружающего мира, совершенствование себя как личности, поиск ответов на методические вопросы.

Что есть окружающая жизнь: это то, что за порогом дома, школы? Или же дом, школа, ближайшее окружение?

Как организовать «разведку» дел, научить каждого думать и видеть нужную в жизни работу?

Как включить каждого в планирование, организацию и оценку совместных дел, направленных на улучшение окружающей жизни?

Кто ответствен за результат?

Выдвигая идею об «общей творческой заботе» воспитателей и воспитанников, Игорь Петрович рассматривает творчество не как технику исполнения, а, прежде всего, как возможность реализовать природную тягу человека к свободе в сфере социальной жизни, социальное творчество как напряжение мысли, рождение идей, заряд к действию, как источник эмоционально-нравственного, созидательного опыта растущего человека, как способ существования.

Коллективная творческая деятельность - основное средство методики, дающее ответы на поставленные вопросы. Для такой деятельности характерны практическая и творческая направленность, коллективная организация.

Методика коллективной организации жизнедеятельности - стержень всей методической системы коммунарского движения.

«Союз энтузиастов» (СЭН), создавший алгоритм деятельности на условиях общественной организации, по сути дал ответ на вопросы, как обеспечить право детей думать над тем, как строить жизнь в своей организации (пионерской), проявлять инициативу и самостоятельность.

И вновь вопросы методического характера:

- Как вовлечь каждого в коллективную творческую деятельность?

- Какое содержание может быть источником творчества?

- Что сделаем? Как?

- Если творчество - это всегда выбор, то как его обеспечить?

Пять содержательных направлений коллективной творческой деятельности и шестиэтапный путь их осуществления дают ответы на эти и другие вопросы.

Педагогический смысл методики коллективного творческого воспитания даст обоснование группе взаимосвязанных методов и приемов, предложенных И. П. Ивановым.

Это:

- методы товарищеского приучения;

- методы товарищеского побуждения;

- методы товарищеского убеждения.

Целостность же всей методической системы обеспечивается методикой комплексной организации воспитательного процесса, в которую И. П. Иванов включает:

- планирование и осуществление воспитательной работы по тематическим периодам,

- реализацию шести взаимосвязанных стадии коллективной творческой деятельности воспитателей и воспитанников,

- применение системы функций товарищеской воспитательной заботы.

В противовес «педагогике одностороннего воспитательного воздействия», дробного понимания и осуществления воспитательного процесса, И. П. Иванов развивает и утверждает идею этапно-циклического характера воспитательного процесса, в котором одинаково важным и значимым является как самовоспитание педагога и воспитание педагогом воспитан-

ников, так и взаимовоспитание, и самовоспитание воспитанников и воспитание ими воспитателей.

Выявление новых жизненно-практических и воспитательных задач вызывает новый цикл развития воспитательного процесса, в котором особое место занимает вопрос духовного внутреннего отношения к растущему человеку.

В педагогике общей заботы, составляющей основу методической системы, есть три взаимосвязанные закономерности, а именно:

- целеустремленность, или единство образа жизни и воспитания;

- товарищество поколений;

- гуманизм воспитания.

Наш опыт общения и работы с И. П. Ивановым даст основание утверждать: для него, прежде всего и важнее всего, была личность. Его волновали вопросы, как сделать жизнь человека полноправной и полнокровной, как создать условия, чтобы дети думали, участвовали в организации жизнедеятельности и были ответственны за свои действия? Как строить отношения, чтобы не подавлять, а развивать природные силы ребенка? Сама жизнь и воспитание - самое увлекательное для ученого и практика И. П. Иванова. Не удивительно, что его методика была подхвачена и стала народной, а в дальнейшем так растворилась (в том числе и в педагогической науке), что многим казалось, что она возникла сама по себе.

Для нас же, для нашего профессионального сознания, очень важно осмысление и освоение данной концепции с точки зрения дальнейшей ее разработки.

Методическую систему, разработанную И. П. Ивановым и его последователями, при всей технологичности нельзя рассматривать как регламентированную и заданную раз и навсегда. Она открыта для развития. С учетом прошлого опыта, настоящего и будущего времени. Эта открытость прежде всего обеспечивает системой идей, положенных в основу методики.

Начиная с 90-х годов ХХ столетия, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны, по инициативе учеников и последователей академика И. П. Иванова - главного вдохновителя и основателя того, что в 80-х годах, с легкой руки С. Л. Соловейчика, получило название «педагогика сотрудничества», проходили конференции, форумы, семинары, круглые столы, посвященные наследию великого педагога и ученого. В ноябре 2013 года в Петербурге состоялся очередной Всероссийский Педагогический Форум «Гуманистические идеи педагогики Игоря Петровича Иванова в современном образовании».

Многолетний опыт учеников и последователей ученого убедительно иллюстрирует сказанное. Выступления и статьи, опубликованные в сборнике по итогам международной научно-практической конференции состоявшейся в рамках Форума «Философия, психология и педагогика развития социальной активности и творчества личности», посвященной 90-летию академика, являются подтверждением актуальности его идей для всей современного образования от дошкольных до высших учебных заведений.

Конференция была организованна при содействии Института гуманитарного образования Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Петербургского государственного университета путей сообщения, Межрегиональной общественной организации «Педагогика социального творчества», Ассоциации исследователей детского движения. В конференции принимали участие учёные и практики из Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи, Архангельска, Брянска, Иваново, Оренбурга, Омска, Липецка, Челябинска, Электростали, Перми, Пскова, Краснодара, Екатеринбурга, Ульяновска и других городов 36

регионов России, а также представители Белоруссии, Финляндии, Израиля, США, Украины, Франции. Было заслушано более 80 докладов по проблемам развития образования на основе гуманистических идей. Участники конференции в своих выступлениях подчёркивали воспитательно-нравственное значение идей педагогики общей заботы, коллективного творческого воспитания для современного образования.

События Форума:

- Детский праздник - лагерный сбор лидеров ученического самоуправления разных регионов России;

- Конференция учителей начальных классов и педагогов дополнительнього образования «Коллективное творческое воспитание младших школьников в процессе реализации стандартов 2 поколения»;

- Конференция руководителей детских общественных объединений и организаций «Творческое содружество поколений в дестком общественном движении»;

- Слет классных руководителей «Социальное творчество в жизнедеятельности классного коллектива»;

- Научно-практическая конференция «Становление личности ребенка и педагога в коллективной творческой деятельности;

- Выставка «Педагогика общей заботы в лицах и документах»;

- Научно-практическая конференция «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности»;

5 ноября, в день рождения И. П. Иванова, в Белом зале Политехнического университета ученые вузов, педагоги школ и внешкольных учреждений, руководители детских коллективов и общественных организаций из 36 городов стали участниками двухдневной конференции «Философия, психология, педагогика развития социальной активности и творчества личности» (второй день заседаний конференции проходил в Петербургском государственном университете путей сообщения), вновь подтвердив значимость и востребованность идей академика И. П. Иванова в современном образовательном процессе. Характерно, что впервые за всю историю таких конференций она была организована ведущими техническими вузами. Это является ярким свидетельством актуальности и большого педагогического потенциала

Особую значимость приобрела для участников работа секций, где была дана возможность взаимообмена опытом и идеями тех, кто сегодня на практике и в своих научных исследованиях реализует и развивает подходы к воспитанию, обозначенные в концепции Игоря Петровича Иванова.

Педагогическая система И. П. Иванова, основой которой являются отношения товарищества между старшими и младшими, творческая гражданская забота и коллективная организаторская деятельность, вбирает в себя ключевые достижения русской педагогики и отражает историко-культурное своеобразие русского народа. По мнению собравшихся, комму-нарство представляет собой культуросообразное для русской педагогики явление, соответствует архетипу нашего народа.

Осознавая значимость развития и внедрения педагогики общей заботы для будущности России, участники секции приняли решение обратиться с письмом-поздравлением в Российскую Академию образования, в котором отразить итоги работы конференции и предложить к распространению материалы и практический опыт участников конференции.

Секция «Коллективная творческая деятельность как комплексное средство воспитания».

Руководители секции: Инесса Давидовна Аванесян (СПб, СПбГПУ), Надежда Павловна Царева (Лен. обл., ЛОИРО), Виктор Николаевич Кругликов (СПб, СПбГПУ), Валерий Леонидович Ситников (СПб, ПГУПС)

Страны и регионы, представленные на секции - Россия: Санкт-Петербург, Ленинградская область, Челябинск, Йошкар-Ола, Краснодар, Пермь, Екатеринбург, Омск; Беларусь: Минск; Израиль, Финляндия, Франция и др.

Основные обсуждаемые вопросы:

• Использование методики коллективной творческой деятельности при решении воспитательных задач в образовательных учреждения различного типа (в средних общеобразовательных школах, в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования).

• Педагогические возможности коллективной творческой деятельности при решении воспитательных задач в современных условиях.

• Современные приоритеты реализации методики коллективной творческой деятельности.

• Современная специфика реализации коллективной творческой деятельности.

• Особенности применения методики коллективной творческой деятельности в учебной и внеучебной деятельности.

• Изучение индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, включенных в систему коллективного творческого воспитания.

• Повышение квалификации педагогов с использованием методики коллективной творческой деятельности

• Обучение педагогов методике коллективной творческой деятельности.

Работа секции была построена традиционно в форме выступлений и их последующего обсуждения. Все участники были включены в работу секции, проявили значительный интерес к рассматриваемым проблемам.

Также необходимо отметить атмосферу педагогической поддержки, взаимного заражения педагогическими идеями и стремление продолжить поиск педагогических возможностей коллективной творческой деятельности в условиях современного образования.

Секция «Отношения творческого содружества поколений в общественном движении».

Руководители: к.п.н. Людмила Серафимовна Нагавкина (Санкт-Петербург), к.п.н. Дмитрий Николаевич Лебедев (Москва)

В работе секции приняли участие представители: Москвы, Санкт-Петербурга, Костромы, Екатеринбурга.

Все участники представляют педагогическую профессию, но работают в самых разных образовательных учреждениях: загородные лагеря отдыха детей, выездная математическая школа, учреждения высшего и общего образования, учреждения пенитенциарной системы и клубы исторической реконструкции, отряд «Каравелла» Владислава Крапивина, Городская пионерская организация Москвы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основной вопрос, который обсуждался на секции - это реализация методики коллективной творческой деятельности в общественной жизни воспитанников: представление результатов изучения воспитательных отношений и построения творческого содружества поколений, обмен опытом по решению задач гражданского воспитания юного общественника и организатора на основе педагогики общей заботы и в коллективной организации творческой жизни.

Участникам также был представлен опорный конспект по теме секции.

Также на конференции работала секция «Воспитание воспитателей в педагогике общей заботы» (руководитель О. Н. Маслюк, г. Рязань), на которой рассматривались вопросы подготовки педагогических кадров в системе гуманно-демократического воспитания.

Заключительное событие Форума - научная дискуссия (АППО, г. Санкт-Петербург) (руководители Е. В. Титова, Н. П. Царева).

В рамках дискуссии были предложены для обсуждения следующие вопросы:

- Что можно считать развитием и модернизацией в педагогике коллективного творческого воспитания, а что - имитацией, деформацией, искажением и фальсификацией?

- С какими явлениями в науке и практике связаны имитация и деформация концепция коллективного творческого воспитания и нужно ли с ними бороться?

- Какие новые идеи источником которых послужила концепция коллективного творческого воспитания, можно считать теоретически и практически значимыми для современного образования?

Профессор С. Д. Поляков (г. Ульяновск) поставил вопросы, связанные с выбором социальных ориентиров в обществе; а также вопросы подготовки педагогических кадров, способных реализовывать идеи педагогики общей заботы; вопросы понимания природы человека в концепции И. П. Иванова.

М. А. Гусаковский (г. Минск, Беларусь) предложил рассмотреть вопросы, связанные с современным контекстом системы воспитания, разработанной в 60-е годы прошлого столетия: Как соединить, как приспособить эту систему к современным условиям? Кто сегодня выступает идеалами для наших детей? Каков должен быть современный контекст педагогического словаря И. П. Иванова? Не отказываясь от сущности есть ли необходимость искать новые обозначения и культурные формы сложившихся понятий?

Все события Форума объединили более 800 участников из России и стран Зарубежья.

Собственный корреспондент «Учительской газеты» Нина Пижурина была участником основных событий Форума и конференции, которая проходила в нашем Политехническом Университете. Предлагаем отрывок из ее статьи, опубликованной в УГ 26 ноября 2013 г.

«Никогда, ни разу при жизни Игоря Петровича Иванова его дни рождения не отмечались шумно и торжественно. В знаменитых содружествах, которые он создавал в Ленинграде, - в коммуне юных фрунзенцев, а потом и в студенческой макаренковской коммуне - главным праздником всегда был день рождения Антона Макаренко. Игоря Иванова нет в живых больше двадцати лет. А его ученики каждый новый юбилей учителя используют для того, чтобы провести своего рода праздничный смотр. Отчет и новое осмысление: что происходит с идеями Иванова в наши дни?

Девяностолетие ученого и педагога стало поводом для разговора ученых и практиков на тему «Философия, психология, педагогика социальной активности и творчества личности». Из ста восьмидесяти участников юбилейного форума, которые приехали в Санкт-

Петербург из 36 городов, лишь два-три десятка знакомы с давних лет, связаны общими воспоминаниями и делами, начатыми еще при жизни Игоря Петровича. В большом Белом зале политехнического университета, где проходило пленарное заседание, они выделялись седыми головами и тем особым оживлением, которое всегда вызывает встреча соратников. Остальные участники не знали юбиляра лично. Но уже теперь, в наши дни, они нашли в его наследии идеи, которые не дают покоя, не позволяют оставаться равнодушным, работать формально, от звонка до звонка. Организаторам форума удалось издать к этому дню двухтомник трудов педагога и ученого, который сегодня оказался весьма востребованным современными педагогами.»

Поступила в редакцию 18.02.2014 г.

I. P. IVANOV'S PEDAGOGICAL CONCEPTION AS A UNITING PEOPLE SYSTEM

© I. D. Avanesyan

St. Petersburg State Polytechnical University 29 Politekhnicheskaya St., 195251, St. Petersburg, Russia.

E-mail: innavan42@mail.ru

I. P. Ivanov conceptual ideas of upbringing are studied. There are the main ideas and methods of collective creative upbringing and including children in cooperation activity. The necessity of forming humanistic relationships of generations by including children in social creative activities is proved.

Keywords: upbringing, collective, collective's activity, social creative, method, care, pedagogy.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at edit@libartrus.com if you need translation of the article.

Please, cite the article: Avanesyan I. D. I. P. Ivanov's pedagogical concept as a uniting people system // Liberal Arts in Russia. 2014. Vol. 3. No. 2. Pp. 63-72.

Received 18.02.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.