УДК 416
А. Х. Мухаметдинова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХАДИ АТЛАСИ
Ключевые слова: педагогическое наследие, образовательный уровень, национальное возрождение, идея преемственности,
принципы преподавания исторических наук.
Статья посвящена жизни и творчеству выдающегося представителя татарской общественнополитической мысли конца XIX - начала XX в. Хади Атласи. В ней рассмотрены педагогические взгляды Х. Атласи, выявлены основополагающие принципы преподавания истории, определены роль и значение исторической науки.
Key words: source study analysis, national revival, the idea of continuity, Turkic heritage.
The article is devoted to the life and work of the outstanding representative of the Tatar social and political thought in the late 19th and 20th centuries Hadi Atlasi. Papers of different years, his career, stages of his formation as a historian areareanalysed there.
Современное российское общество переживает сложный процесс переосмысления своей истории. На фоне этих изменений проявляется внутренняя потребность самой исторической науки в воссоздании исторической правды о прошлом народов России, в том числе татарского народа [18]. Поэтому существенное значение имеет обращение к творчеству славных представителей татарской исторической школы, успешно разрабатывавших проблематику родного края и сыгравших весомую роль в духовном возрождении своей нации. Осмысление научного наследия мыслителей минувшего позволяет отобрать ценные идеи, которые необходимо дальше развивать и использовать в практической деятельности [17]. В связи с этим несомненный научный интерес представляет изучение творческой лаборатории и исторического наследия видного татарского ученого и общественного деятеля Мухаммадхади
Мифтахутдиновича Атласова (1876-1938). В его биографии нашли отражение наиболее значимые страницы отечественной истории.
Необходимость всестороннего исследования творчества Х. Атласи обусловлена слабой изученностью его исторического наследия,
недостаточностью определения конкретного вклада ученого в становление татарской исторической мысли. Своеобразное понимание и оригинальное освещение им истории татарского народа, определение его места и роли в развитии евразийской цивилизации не утратили своей значимости и в настоящее время. Научные сочинения Х. Атласи дают возможность глубже понять историю и судьбу татар, способствуют лучшему пониманию современного состояния общества. Исходя из этого, обращение к научному наследию историка является и своевременным, и актуальным.
Основными источниками при написании статьи явились опубликованные труды Х. Атласи. Многие рукописи историка были изъяты в годы репрессий и безвозвратно утеряны. Библиография научных трудов ученого насчитывает более 40 наименований, датируемых периодом 1902-1924 гг. Это три монографии, а также цикл научных и научнопопулярных статей.
Одно из самых ранних научных исследований Х. Атласи «Тарихы табигый» («Естественная история». Казань, 1902, 31 с.) было издано в качестве школьного учебника. В издании рассматривались вопросы учебного курса по
естественной географии. Эта книга вышла в типографии И.Н.Харитонова, внесшего
значительный вклад в татарское книгопечатание конца XIX - начала XX вв.
Брошюра ученого под названием «Яна низам вэ голямаларымыз» («Новый закон и наши улемы») была издана в Оренбурге в 1906 году. Она была направлена против консервативного мусульманского духовенства, выступавшего против новых просветительских идей в сфере
национального образования.
Работы Х.Атласи охватывали широкий круг проблем татарского языкознания, истории и народного образования. Среди них преобладали публицистические статьи, опубликованные в
журналах «Мэктэп» («Школа»), «Шура» («Совет»). С 1909 года в публикациях Х. Атласи начинает преобладать историческая тематика. В связи с этим следует выделить такие статьи ученого, как «Урлар хакында тарихи мэгълумат» («Исторические
сведения о засечных линиях»), «Саркыл шэИэре» («Город Саркел»), «Профессор Катанов
илэмосэхэбэ» («Беседа с профессором Катановым»), «Башкортлар хакында берэрсуз» («О башкирах»). В них раскрывались взгляды ученого по отдельным проблемам истории тюрков, в том числе татарского народа. Указанные выше статьи, а также другие материалы Хади Атласи были опубликованы в многочисленных журналах и газетах на арабской графике. Многие из них до сих пор не известны широкой научной общественности.
Исторические сочинения «Себер тарихы» («История Сибири»), «Сеенбике» («Сююнбике»), «Казан ханлыгы» («Казанское ханство») были изданы в 1911-1914 годах в издательстве «Умид» братьев Ахмадуллиных и принесли автору наибольшую известность. Данное издательство в начале XX века занимало важное место среди казанских типографий, специализировавшихся на
выпуске книг на татарском языке. Первое исследование «История Сибири» было издано в 1911 году и больше не переиздавалось. Второе из крупных произведений «Сююнбике» увидело свет в 1914 году.
В последующем издании в типографическом товариществе «Магариф» год выпуска не был указан.
В 90-х годах XX века книга «Сююнбике» была переиздана кириллицей. Монография «Казан ханлыгы» была опубликована в 1914 году и переиздавалась дважды в 1920 и 1924 годах. Последнее переиздание трех основных работ Х. Атласи было осуществлено в 1993 году, что позволило вернуть фундаментальные труды ученого широкому кругу современных читателей, не владеющих арабской графикой. Труды Хади Атласи явились важным источником для изучения истории татарского народа, анализа мировоззрения и взглядов ученого.
Вторую группу источников по теме научного исследования составили архивные материалы. Ряд важных источников хранится в фондах Национального архива Республики Татарстан. Прежде всего, это документы, касающиеся биографии, политической и общественной деятельности ученого.
В фонде Казанской духовной консистории [1] содержатся данные о месте и дате рождения ученого, сведения о родителях Хади Атласи.
В личном фонде Ф.Карими [5] сохранились важные исторические сведения о выступлениях Х. Атласи в 1906 году против русификаторской политики русского правительства, а также его личные письма Ф Карими.
Изучение фонда Казанского комитета по делам печати [4] дало возможность проследить, время издания работ ученого, определить тираж изданий и получить сведения о цензорах его исторических сочинений.
Биографические данные Хади Атласи с 1903 по 1920 гг. сохранились в материалах фонда Чистопольского революционного трибунала [7]. Особый интерес представляют справки, принадлежавшие перу председателя Альметьевского сельского совета, работника агитпоезда «Красный Туркестан» Н. Сафаргалиева, в которых дается краткая характеристика о педагогической и общественной деятельности Х. Атласи.
Архивные материалы, а также воспоминания очевидцев позволили воссоздать историческую правду об ученом, дать оценку поступкам и решениям, которые принимались в сложные годы революции и гражданской войны. Они опровергают сведения, которые имеются в книге «Город счастливой судьбы», опубликованной татарским книжным издательством в Казани в 1981 году. В ней можно было прочесть следующие строки: «Зловещую роль сыграл в этом Альметьевский мулла Атласов. По его спискам и указаниям в Альметьевской и Кичуйской волостях были почти поголовно истреблены татарские учителя, активисты Советской власти в татарских селах». Авторы указанного выше издания оскорбили народную память о выдающемся сыне татарского народа, оклеветали Х. Атласи, приписали ему те действия, которые в действительности он не совершал.
В I веке до н.э. известный римский оратор Цицерон сформулировал главные требования к истории: «Ne quid falsi audeat, ne quid veri nom audeat historia» («История не должна лгать, она должна говорить правду»). На наш взгляд, оценка деяний личностей должна основываться на исторической правде и справедливости, в данном случае историческая действительность была искажена.
О педагогической деятельности историка в городе Бугульме свидетельствуют документы из фонда Бугульминского кантонного отдела народного образования [6].
Материалы многотомного следственного дела из фонда Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан [10] содержат информацию о трагических годах жизни ученого. На основе протоколов допросов Х. Атласи можно показать его политические убеждения, эволюцию исторических взглядов. Несомненно, изучение данных материалов требует критического подхода. Признания во время многосуточных «конвейерных» допросов, которые выбивались работниками НКВД у Х. Атласи, были заранее организованы в виде тезисов-ответов. Вместе с тем, по этим материалам можно судить о его позиции по вопросам национальной политики, коллективизации в сельском хозяйстве, религии.
Об участии мыслителя во 2-м мусульманском съезде 1917 года в городе Казани свидетельствуют протоколы, составленные известным татарским ученым, общественным деятелем Р. Фахретдином. Эти документы хранятся в личном фонде ученого [11] в научном архиве Академии наук Республики Башкортостан. Согласно данным фонда, труды Х. Атласи («Башкортлар хакында берэр суз», «Казан ханлыгы») вместе с рукописями Р. Фахретдина сначала попали к известному ориенталисту А.Н.Самойловичу, затем в отдел рукописей публичной библиотеки имени Салтыкова - Щедрина. В настоящее время эти труды находятся в научном архиве Института востоковедения в Санкт-Петербурге.
Третью группу составляют материалы периодической печати на татарском и русском языках первой трети XX века. В них содержатся отдельные сведения о творческой деятельности Х.Атласи. Изучение таких периодических изданий, как «Заман календаре», «Сююмбике», «Шура», «Юлдуз» дало возможность определить, какой резонанс в научных кругах вызвали исторические труды ученого. Общественно-политическая деятельность Атласи была исследована по материалам газет «Дума» (Санкт-Петербург, 1907), «Казанское слово» (Казань, 1917), «Тормыш»
(«Жизнь»)(Уфа, 1917-1918).
В четвертую группу вошли воспоминания бывших учеников Х. Атласи А. Каюмовой, М Рафиковой-Мустафиной, содержащие ценный материал о личности Хади Атласи как историка и педагога. Для досоветского периода творчества Х. Атласи являлось характерным исследование
политической истории, вне поля зрения автора оставалось изучение социально-экономических факторов. Из воспоминаний учеников мыслителя явствует, что ученый в советский период обращал самое серьезное внимание на экономику, влияние объективных условий развития государства на все стороны общественно-политической жизни народа. К сожалению, исторические груды Х. Атласи, написанные в советское время, не были опубликованы, а рукописи позднее были утеряны. В связи с этим проследить эволюцию творчества ученого в полном объеме представляется довольно сложным. О развитии взглядов Х. Атласи можно судить на основе воспоминаний его учеников и по материалам допросов, которым он подвергался в 1936-1938 годах.
Пятая группа источников представляет собой документы личного происхождения. Сохранилось около 16 писем, которые в настоящее время хранятся в городе Бугульма в семейном архиве Атласовых. Из этих писем ясно, что Х. Атласи в советское время написал исторические труды, которые оказались утерянными и не нашли своего читателя. Привлеченные материалы из семейного архива Атласовых, в том числе частная переписка, позволили прочувствовать дух времени, в которое жил и творил мыслитель. О соловецком периоде жизни исследователя можно получить сведения из личных писем, присланных Х. Атласи своей сестре Халиме.
Рукопись плана по учебно-методической работе, принадлежавшая перу ученого, дает представление о методике преподавания Х. Атласи, о некоторых сторонах его педагогической деятельности в школе №12 города Казани. Данный источник в настоящее время также хранится в семейном архиве Атласовых.
К шестой группе отнесены беседы с сыном выдающегося ученого Угызом Хадиевичем Атласовым, в ходе которых удалось уточнить некоторые факты биографии Х. Атласи, его взгляды на жизнь, отношение к религии. В частности, интересным является факт приглашения ученого на работу в восточный разряд Санкт-Петербургского университета в годы первой мировой войны. На основании многочисленных ранее не введенных в научный оборот источников автор стремился осветить малоизученные стороны творческой и личной биографии Х. Атласи.
Конец XIX - начало XX веков были ознаменованы переломными моментами в истории татарского народа, характеризовались крупными историческими событиями. В указанный период происходили заметные изменения в социальноэкономической и духовной жизни России, которые не могли не затронуть Казанский край. В эпоху бурно развивающихся капиталистических отношений, в 80-е годы XIX века, в России формируется идеология джадидизма. Джадидизм, представлявший собой систему взглядов татарской национальной буржуазии и интеллигенции по реформированию национальной системы образования, позднее оформился и как политическое течение. Татарская буржуазия приняла вызовы своего столетия и дала на эти вызовы
убедительные ответы. Во весь голос было заявлено о необходимости преодолеть отсталость татарского общества развивать светское образование и культуру. Как отмечают современные
исследователи, джадидизм действительно стал значимым общественным движением по формированию и развитию буржуазной нации. Джадидизм исходил из необходимости приобщения татар, в том числе женщин, к достижениям европейской культуры и науки, светского образования. Само собой разумеется, что новое общественное движение татар содействовало реформе языка, способствовало подъему
национальной печати, литературы, искусства.
В эпоху таких значительных перемен важнейшим центром национального развития наряду с Казанью, Уфой и Астраханью, как отмечалось ранее, становится Оренбург.
Именно в Оренбурге, на наш взгляд, в мировоззрении Х.Атласи произошел синтез традиционных восточных знаний со светскими научно-культурными достижениями западной цивилизации. Такой синтез позволил будущему мыслителю критически оценивать исторический опыт России, лучше представлять преимущества экономической и политической системы западных государств.
Свою педагогическую деятельность Х. Атласи начинал в религиозном учебном заведении. Мыслитель был увлечен идеями своих предшественников, таких как Ш. Марджани, К. Насыри, И. Гаспринский, Р. Фахретдин, Ф. Карими. Он отстаивал точку зрения, согласно которой татарские дети должны получать светское образование. Необходимость иметь такое образование Х. Атласи объяснял жизненными потребностями, поскольку само развитие капитализма в России требовало подготовки образованных национальных кадров. В то же время, будучи не только религиозным человеком, но и общественным деятелем, он полагал, что религия необходима для воспитания в человеке высоких нравственных начал.
После возвращения из Оренбурга молодой Хади Атласи по-новому взглянул на общественное положение мусульман в стране. Его особенно волновала судьба татар. На интересующие вопросы Х.тласи искал ответы в работах великих мыслителей мира, в национальных идеях различных общественно-политических движений. Особый интерес он проявлял к проблемам государственной власти. В этот период Х. Атласи начал увлекаться историческим прошлым, духовным наследием татарского народа. Он тщательно изучал опыт политической и культурной жизни Запада и Востока.
В 1911-1914 годы Х. Атласи были созданы основные труды «Себер тарихы», «Сеенбикэ», «Казан ханлыгы», не утратившие своей научной значимости и в настоящее время. Ценность исторических сочинений ученого заключается в широком охвате разнообразных источников, концептуальном
изложении материала. Ему удалось подойти к изучению истории татарского народа на основе тех научных подходов, которые соответствовали уровню развития исторической науки того времени. По мнению ученого, история татар должна основываться на общетюркском наследии в лице тех раннетюркских государств, которые возникли и существовали на Алтае.
В трудах ученого прослеживается попытка систематизировать взгляды на происхождение различных тюркских народов, в том числе татар, стремление охарактеризовать отдельные этапы развития национальной государственности. Х. Атласи, характеризуя историческое развитие татарского народа, придерживался идеи преемственности Казанского ханства от Золотой Орды. Среди татарских государств судьбу Казанского ханства ученый рассматривал в качестве ключевой. Историк считал, что трагическое падение Казани исторически обусловило гибель и других татарских ханств. Автор считает, что в труде «Казанское ханство» проявились наиболее сильные стороны Х. Атласи как ученого. Его описание жизни татарского общества, характеристика исторических личностей являются подробными и яркими. Наиболее характерными чертами
исследования Х. Атласи явились наблюдательность, достаточно глубокий анализ сущности и значимости исторических явлений и фактов. Ему удалось дать правдивую картину истории создания, развития, гибели одного из самых крупных татарских государственных образований.
В качестве важнейшего фактора исторического развития Х. Атласи рассматривал роль личности. Историю и судьбу Казанского, Сибирского ханств ученый рассматривал с точки зрения значительного влияния на события тех или иных политиков. В частности, высоко оценивая значение деятельности Сююнбике, Х. Атласи высказывал сожаление о том, что ей и ее сподвижникам не удалось предотвратить военные действия русского государства против Казанского ханства, избежать падения Казани. Высокую оценку Х. Атласи давал сибирскому хану Кучуму, рассматривая его как истинного патриота своей родины. С другой стороны, мыслитель подвергал суровой критике ту часть татарского общества, которая пошла на сговор с Иваном IV, предала свои национальные интересы. В качестве таких исторических деятелей он называл Шах-Али, мурзу Камая.
Х. Атласи понимал, что будущее народа зависит от его образовательного уровня. Он обращал серьезное внимание на проблемы школы, развития родного языка, культуры. Педагогические мысли Х. Атласи прослеживаются в его многочисленных публикациях в журнале «Мэктэп» («Школа»). В этом отношении особенно плодотворным можно считать 1913 год, когда ученый поместил в различных номерах этого издания семь статей. Как прогрессивное явление он оценивал учреждение в России земств, их деятельность. В то же время Х. Атласи полагал, что земства мусульманским школам оказывают недостаточную финансовую помощь. Ученый
призывал самих мусульман оказывать содействие работе этих учреждений. В публичных
выступлениях, беседах с представителями
национальной буржуазии он говорил о
необходимости материальной поддержки народного просвещения. В этом деле, как считал Хади Атласи, преуспели европейцы и американцы, открывая школы, университеты и библиотеки. Он неоднократно подчеркивал мысль о важности и необходимости в жизни нации средних и высших учебных заведений. Ученый осуществлял педагогические наблюдения за содержанием и
качеством у татар школьного образования. При этом Х. Атласи говорил о низком уровне учебных программ и школьных учебников, несоответствии мусульманской системы образования современным требованиям. Примечательно и то, что педагог сформулировал свои основные требования к школьным учебникам. По Атласи, учебники должны пробуждать у детей национальные чувства, в то же время должны приобщить ребенка к достижениям мировой культуры. В системе воспитания он выше всего ставил уважительное отношение к личности, отрицательно относился к жестким мерам наказания учащихся.
По представлению Х. Атласи, школа является важным этапом подготовки ребенка к жизни путем формирования из него активной творческой личности. Педагогическое наследие ученого примечательно тем, что в нем многие методологические подходы не утратили свою значимость и сегодня. Подрастающее поколение может почерпнуть много полезного в вопросах взаимоотношений педагогов со своими воспитанниками, в том числе в области преподавания истории, географии, иностранных языков.
Педагогическая деятельность Х. Атласи дала мощный толчок его активной общественной и публицистической деятельности. В работе «Безнен тэрэккый» («Наш прогресс») публицист
акцентировал свое внимание на том, что нации достигают прогресса прежде всего путем развития науки и знания.
Х. Атласи был полон оптимизма в отношении будущего татарской нации. В своей деятельности он большое внимание уделял молодежи, ее различным проблемам. Публицист советовал молодому поколению изучать прошлое своих предков, их героические деяния, получать необходимые знания. Улучшение экономического положения татар Х. Атласи рассматривал как результат развития науки и техники. В этом он усматривал новые возможности цивилизации создавать условия для творчества и созидания.
В процессе педагогической деятельности Хади Атласи как историк правдиво освещал славные и трагические страницы тюрко-татарской истории, воспитывал у молодежи чувство национальной гордости. Будучи талантливым педагогом, он особое внимание уделял вопросам истории. Ученый подчеркивал, что он преподает эту
науку с точки зрения соотношения общенародных и национальных интересов. Он осознавал, что в советский период вопросам изучения и преподавания исторических наук не уделялось должного внимания. Х. Атласи активно читал публичные лекции, распространял исторические знания среди населения. Таким образом, педагогическая и общественная деятельность ученого были тесно взаимосвязаны.
Ученый осознавал роль и значение исторической науки в жизни любого народа, в том числе и татарского. Примечательны следующие слова Хади Атласи: «Если молодежи одной нации будут известны древнейшие события из жизни своих предков и совершенные ими дела, то этой нации будет суждено жить и впредь. Поэтому у процветающих наций написана история и литература в нескольких тысячах томов». Ученый как истинный патриот своей нации предостерегал молодое поколение от возможной угрозы исчезновения национальных черт своего народа. Он объяснял, что нужно делать для того, чтобы подобное не произошло. Х. Атласи писал, что «мы, дети татар, если хотим уцелеть как нация, то должны знать свою богатую литературу, яркую, светлую историю, где описаны величественные деяния наших могучих предков». Эти мысли были развиты и обобщены ученым в предисловии к своей первой монографии «История Сибири». Значение
исторической науки он сформулировал следующим образом: «Из всех наук, сделавших человека
человеком, несомненно, важнейшей является история». По мнению ученого, история единственная из всех наук пробуждает в человеке национальные чувства и сплачивает нацию, поэтому передовые народы всегда большое значение придавали своей истории.
Обращение к творчеству Хади Атласи является весьма актуальным с учетом возможностей применения его педагогического наследия в современной системе образования Российской Федерации.
Литература
1. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.4. Казанская духовная консистория/. Оп.177 Д.106. Д.9222
2. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.186. Документы из личного архива Гаспринской-Юсуфбейли Шафики. Оп.1. Д.9.
3. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.199. Казанское губернское жандармское управление. Оп.1. Д.771.
4. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.420. Казанский временный комитет по делам печати. Оп.1. Д.173. Д.277
5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.1370 Личный фонд Фатиха Карими. Оп.1. Д.5. Он.2. Д.32.
6. Национальный архив Республики Татарстан (НА
РТ),Ф.Р.-315. Бугульминский кантонный отдел
народного образования. Оп.1. Д.106. Он.2. Д.85.
7. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.Р.-779. Чистопольский революционный трибунал. Оп.3. Д.33. Д.69.
8. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.Р.-І988. Бугульминский городской совет. Оп.І. Д.20.
9. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ),Ф.Р.-2461. Документы из личного архива Гаяза Исхаки. Оп.1. Д.38.
10. Центральный Государственный архив историкополитической
документации Республики Татарстан (ЦГА ИПД РТ), Ф.8233. Комитет Государственной Безопасности. Оп.1. Д.2-9521.,Т.1-12.
11. Научный архив Академии Наук Республики Башкортостан
(НА АН РБ)
Ф.7. Личный фонд Ризы Фахретдина. Оп.І. Д.2.
12. Материалы из семейного архива Атласовых,
Рукопись учебно-воспитательного плана, составл. Х.Атласи в І935 г.
13. Материалы из семейного архива Атласовых, Письма Х. Атласи сестре Халиме (І930-І933 гг.).
14. Материалы из семейного архива Атласовых, Письма Х .Атласи своей семье (І930, І936 гг.).
15. Материалы из семейного архива Атласовых,
Воспоминания Хусникамал Атласовой о Хади Атласи.
16. Материалы из семейного архива Атласовых
Воспоминания М.Рафиковой-Мустафиной о
Х.Атласи.
17. Коршунова О.Н., Салимгареев М.В. Инновационные подходы к преподаванию гуманитарных дисциплин в контексте реализации перспективного направления «Химия и технология полимерных и композиционных материалов» // Вестник Казан. Технол. ун-та. - 2010. -№9. - С. 847- 851.
18. Пичугин А.Б. Ислам как фактор формирования
государственности Волжской Булгарии // Вестник Казан. Технол. ун-та. - 2011. - №24. - С. 150 - Study in America: Colleges and Universities in the USA
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
www.usastudyguide.com, свободный.
© А. Х. Мухаметдинова - канд. истор. наук, зав. каф. историко-филологических дисциплин Бугульминского филиала КНИГУ" [email protected].