Научная статья на тему 'Педагогическая философия Д. Стюарта'

Педагогическая философия Д. Стюарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДУГАЛД СТЮАРТ / ЭДИНБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МОРАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ / ПОЛИТЭКОНОМИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / DUGALD STEWART / UNIVERSITY OF EDINBURGH / MORAL PHILOSOPHY / POLITICAL ECONOMY / PEDAGOGICAL PRINCIPLES OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьевская Л. А.

Просветительская шотландская философская традиция исходит из того, что одним из важнейших социальных проявлений человека выступает сфера просвещения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Педагогическая философия Д. Стюарта»

Л. А. Гурьевская, канд. филос. наук, доцент, кафедра гуманитарных дисциплин, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Мурманский филиал, г. Мурманск, Россия, [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Д. СТЮАРТА

В эпоху Просвещения шотландские университеты имели особенное влияние и фактически были центрами научной мысли на Британских островах. Один из самых прогрессивных в Европе Лейденский университет, известный своей религиозной толерантностью и либерализмом в протестантской Голландии, стал моделью для реформы шотландского университета «эпохи улучшения». Главным вкладом шотландцев явилась отмена регентства в университетах, в первую очередь в древней столице Шотландии — Эдинбурге (1708). Эдинбургский университет, пожалуй, был сильнейшим университетом в Европе в тот момент в области естественных наук. Шотландские университеты XVIII столетия в сравнении с английскими университетами отличает наиболее качественное, прогрессивное и демократичное образование, серьезность подхода и продуманность программ, меньшая оплата за обучение. Институциональные первичные учебные планы включали и выявляли перспективы в области британской культуры через английское образованное общество. Английский язык стал к концу века главным средством общения и обучения шотландцев, что позволило проводить концептуальное обучение в форме лекционных занятий.

Университетский курс моральной философии содержал разделы, которые сегодня пользуются независимым академическим статусом: эпистемология, политология, юриспруденция, лингвистика и эстетика. На тот момент университеты активно расширяли интеллектуальные горизонты во всех направлениях, совершенствуясь в науке

и философии. Среди студентов было достаточно много пресвитерианцев из Ольстера и диссидентов из Англии, а также талантливых юношей из России. Уровень начитанности участников образовательного процесса можно назвать «миниатюрной копией революции начала современной эпохи»2. Профессор математики, а затем этики Стюарт, преподававший в то время в эдинбургском университете, объяснял «всплеск гениальности», возникшей в стране «как по волшебству вскоре после восстания 1745 г.», постоянным притоком информации и свободы из-за рубежа.

Философия эпохи шотландского Просвещения формируется как философия «здравого смысла». Ее основоположник Т. Рид (1710 — 1796) читал лекции по теории естественного права в Кингз-колледже (1751 — 1764). Большую часть жизни Рид служил священником в шотландской церкви и преподавал в университетах Абердина и Глазго. Влияние регента университета Рида на шотландскую культуру с особой силой проявилось в его философско-просветительской деятельности. Профессор Рид, обучавший своих студентов нравственной, гражданской интуиции, стремился привить им сильное чувство гражданской ответственности, а также хотел определить место философии «здравого смысла» в истории шотландской философской мысли.

Другой яркий представитель шотландской школы — профессор логики, риторики и этики в Маришальском колледже Дж. Битти (1735 — 1803). Поэт и активный член Абердинского философского общества,

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

он в особенности опровергает моральные чувства как следствие образования и соглашается с Руссо, что цель образования более состоит в обучении детей как думать, чем что думать, необходимо совершенствовать ум, чтобы думать более о себе, чем нагружать память мыслями о других людях. Битти верит, что какие-то важные принципы религии и основы морали успешно отпечатаются в памяти детей. Родитель должен во многих случаях руководить поведением ребенка, воспитывать в нем добродетель, образование и учение необходимы для улучшения вкуса через изучение природы и творчество лучших представителей искусства. Научную деятельность Битти сочетал с преподаванием — он, как приверженец аболиционизма, собирал данные о рабстве и читал лекции по этой теме в Эдинбургском университете. Исходным пунктом философии Битти является свободный индивид, он отказывается принимать тезис, что положение черных людей по природе неизменно ниже положения белых. По убеждению Битти, было бы в духе британцев совсем уничтожить рабство. Идеология Битти росла как снежный ком, и вскоре Абердиншир стал центром аболиционистского движения.

Сторонник шотландской школы религиозный философ Дж. Освальд (1703 — 1793) сомневается, что без общественного обучения или частного преподавания или обоих можно достичь и суметь честно сохранить единственный смысл религии или любое нравственное обязательство. Наша обязанность — дать основательное образование всем людям на земле, которые стремятся к проявлению разумности и силы воли. Но теолог обвиняет ученых и образованных людей в невнимательности к истине и сетует, что молодежь преждевременно отправляют в опасный школьный мир. Изъяном в современном образовании представляется Освальду знакомство молодежи с различением первичных и вторичных истин.

Здесь необходимо сделать вывод, что все из этих шотландских мыслителей верили во всесилие просвещения на ниве социаль-

ных преобразований и признавали важность образования, прежде всего философского, воспитание на основе здравого смысла. В начале восемнадцатого века моральная философия подверглась открытым нападкам, однако сохранила свою интеллектуальную мощь, прежде всего, благодаря появлению философии «здравого смысла», которая началась с Рида в Абердине и Глазго и закончилась Стюартом в Эдинбурге.

Ближайший ученик и биограф Рида, профессор Эдинбургского университета Дугалд Стюарт (1753 — 1828) был наиболее типичным философом XVIII столетия. Согласно Стюарту, широко распространенная просветительская философия «может предоставить возможность большинству людей овладеть всем интеллектуальным и моральным совершенствованием, которое воспринимает их природа»4. Стюарт был человеком большой культуры и одарен способностью интерпретации. Ораторское искусство, красота стиля и творчество блестящего писателя способствовали созданию его авторитета в мире философии. По всей Шотландии он прививал вкус к психологическим и нравственным знаниям. Стюарт читал начальный курс лекций по моральной философии (1785 — 1810) дополнительно к математике (1775 — 1785), превратив кафедру моральной философии в интеллектуально-нравственный центр Эдинбурга.

Курс по моральной философии включал, кроме собственно этики, политическую науку, ее отрасли — теорию управления и политэкономию, «последняя самым непосредственным образом связана с человеческим счастьем и совершенствованием и поэтому предназначена вниманию студента»9. С 1800 г. Стюарт первым начал чтение лекций по политэкономии — науке, тогда совсем неизвестной широкой публике. Стюарт преподавал политэкономию во времена реакции, последовавшей за Французской революцией 1789 — 1794 гг., и обосновал просветительскую политическую доктрину, чтобы не вызывать незаслуженное подозрение в нелояльности к Конституции. В практике обучения в шотландских университетах XVIII в. типично использование текстов при чтении лекций, и Стюарт имел возможность продвигать политэкономию под защитой моральной

Цель образования более состоит в обучении детей как думать, чем что думать, необходимо совершенствовать ум, чтобы думать более о себе, чем нагружать память мыслями о других людях.

философии. В то же время Стюарт опасался недопонимания своих философских идей и очень волновался, когда кто-то с трудом разбирался в социально-политических подтекстах его философии при чтении лекций по политэкономии. Тем более что в диспуте о ценности философского образования в Шотландии возникали вопросы о реальной пользе, значимости, роли и уместности моральной философии в современной образовательной системе.

Несмотря на это, моральная философия занимала командные высоты в светском образовании Эдинбурга, тогда как Оксфорд и Кембридж были под прямым контролем англиканской церкви. Ученые Ориеля оценили значение стюартовской защиты философии. Преследуя свои собственные стратегические интересы, они отстаивали назначение кафедр и лекторов, модные предметы — политэкономию и геологию, но не предполагали сделать изучение этих дисциплин обязательным для студентов. Духовенство требовало от этого вида образования сосредоточения разума на принципах рассуждения и поэтому считало, что было бы желательно избежать ранней специализации. Новые предметы не включали в учебный план, так как либеральное философское образование после трех лет обучения в Оксфорде предоставляло студенту возможность выбора любой профессии или дисциплины. «Защита Стюартом превосходства философии была, таким образом, превращена в защиту системы образования в Оксфорде»10. Духовенство старалось поддержать интеллектуальный климат своего времени, а реальная проблема состояла в восстановлении «философского» превосходства научной практики, своей «утилитарной» роли в современном обществе.

В вопросе предпочтения общего и специализированного образования шотландский мыслитель склоняется к необходимости всеобщего образования противоположно подходу к специалисту в английской образовательной системе. Роль судьи выполняет разум, этика подвластна разуму. По Стюарту, изучение счастья, и личного и общественного, становится важной частью этического знания. Узкоспециализированное образование может ослабить счастье человека, если не принимать во внимание всю природу раз-

ума. Ведь такого рода образование формирует односторонне развитую личность, которая не продвигается вперед, а развивается однобоко и поэтому далека от интеллектуального совершенства. В поисках нашего понимания мира способность проникновения в суть разума может помочь, а не помешать нам. Стюарт придает этой точке зрения отличительную черту. «Влияние образования при изменении внешней природы, которое проявляет собственная природа человека, зависит от закона нашей природной конституции, который прежде назывался ассоциацией идей. Образование может менять мнения людей в отдельных случаях в отношении красоты и возвышенного»8.Особое внимание Стюарт обратил на образование простых людей. По мнению философа, от начала до конца мы являемся продуктом системы образования, так как если бы у нас не было определенных умственных способностей, как первоначальных черт нашей природы, мы бы просто не были образованными.

Важным моментом рассматриваемого нами вопроса об образовании является ассоциация. В частности, развитие и привычка учиться оставляют за разумом право контролировать ее идеи. Философ полагает, что самая очевидная способность разума — это «по своему усмотрению выделять какую-либо из мыслей, задержать и сделать объектом внимания»5. Стюарт признает важность образования с младенчества, чтобы обусловливать ассоциации, формирующие по-разному наши умственные привычки. По Стюарту, тот, кто упорядочивает ассоциации, подобные из раннего детства, в значительной степени судья своего счастья или страдания. Моральные, религиозные и политические убеждения, если подходят для политического союза, общие и основные принципы доказывают и «показывают равномерное действие тех законов ассоциации, которым они в равной степени подчиняются на всех этапах развития общества»6. И эти представления о вещах продолжали захватывать внимание философов в течение долгого времени.

В работе «Начала моральной философии» мыслитель изложил свои дидактические задачи. К 1790 г. широко известные принципы Стюарта в работе со студентами столичного университета преподавали в каждом шотландском университете того

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИЯ

времени, а также в Америке и во Франции. Философ стремился развивать способность студентов к открытому выражению своего мнения и умение принимать решения самостоятельно. Во-вторых, Стюарт призывал студентов подражать индуктивному методу. Наконец, правовой статус священника Стюарта изменился на статус пастора. Возвышались ли рассуждения Стюарта над традиционной схоластикой, которую, как считают историки, пыталось свергнуть Просвещение, просвещал ли Стюарт без вмешательства духовенства? На первых порах труд педагога Стюарта представляется в соответствии с традиционными иерархическими отношениями между преподавателем и студентом, однако понимание меняется. Уделяется пристальное внимание самообразованию студентов. Согласно Стюарту, первенствующее значение играет роль ученика в образовательном процессе и вклад ученика в процесс собственного образования, а также какой вклад в образование ученика вносит учитель.

В своей педагогической деятельности ученый стремился поставить всеобщее обучение и воспитание на твердую философскую основу и сформировать гражданскую позицию личности. Деятельный моральный философ и добросовестный, способный лектор старался быть примером для своих студентов и обеспечить практическое руководство формированием их нравственности и принятием разумных решений. Аудитория ведущего представителя и распространителя идей шотландской школы Стюарта была высокообразованной, а не народной. Приведем пример. В. Скотт в начале 1789/90 учебного года в университете записался на курс этики к знаменитому профессору, предпочитая расплывчатые высокопарные рассуждения Стюарта о нравственности более строгому и формальному рассмотрению предмета. Лорд Г. Кокбурн, слушавший тот же курс несколько лет спустя, вспоминал, что начало занятий по политэкономии произвело самую большую сенсацию.

Действительно, лекции Стюарта имели огромный успех у студенческой аудитории, рецепция их демонстрировала исследователю перспективы обсуждаемого предмета в постреволюционной атмосфере. Вместе с тем Стюарт вынужден был применять лек-

ции в качестве прикрытия для распространения более радикальных взглядов и идей, а философская слава Стюарта гарантировала самое пристальное внимание к этим взглядам, ведь единственными лекциями по политэкономии в любом британском университете в 1790-х гг. были лекции, представленные профессором Стюартом в университете Эдинбурга.

Во всяком случае, Стюарт приподнял и укрепил репутацию Эдинбургского университета, который оказался в центре европейского образования XVIII в. Как следствие, влияние Стюарта на развитие дисциплины «моральная философия» было значительным, а его ученики занимали высокое положение на достойных предприятиях, связанных с интеллектуальной деятельностью. Поэтому не удивительно, что слава Стюарта привлекала молодых людей не только из Британии, но из континентальной Европы и Америки. Следует особо подчеркнуть, что цель Стюарта быть предводителем молодежи эпохи шотландского Просвещения была успешно достигнута. Он стремился активизировать гражданскую позицию студентов через деятельность, связанную с изучением моральной философии и политэкономии. Не умаляя значимости произведений философа, можно сказать, что ученики были в числе его лучших работ. Студентами Стюарта были, к примеру, Фр. Хорнер — соавтор «Отчета о золотом обращении» (Bullion Report), Фр. Джеффрей — первый редактор Edinburgh Review, Дж. Белл позднее был избран на кафедру шотландского права в Эдинбургском университете, Г. Рив — переводчик А. Токви-ля «О демократии в Америке», лорд Дж. Рассел и Дж. Милль — экономисты.

Общеизвестно, что от трансатлантической работорговли зависело благосостояние Великобритании в XVIII столетии. Так, Великобритания была главным поставщиком сахара, производимого в колониях, на мировой рынок. Как сказано выше, в обществе на тот момент царили антирабовладельческие настроения образованных и имущих классов, рабство подвергалось критике. В университетских лекциях Стюарт призывал решить проблему юридически — путем уменьшения такого большого количества порабощенных, которые находятся в состоянии неизмеримо худшем, чем звери, «ибо мы должны иметь

сахар и табак». Но мнение философа оказалось «мнением меньшинства», возросшее потребление сахара демонстрировало растущее значение Вест-Индии для Британской империи на протяжении всей эпохи. Для Стюарта государственное правление «скорее напоминает право наставника управлять своими учениками ради их блага»1. Автор данной статьи может добавить, что философский подход Стюарта к проблеме политического образования молодежи в значительной степени вдохновил молодых людей на создание журнала «Эдинбургское обозрение» и самой мощной партии в стране — вигов. Стюарт указывал на переориентацию методов, наиболее адекватных задачам обучения. Нравственному совершенствованию личности и общества содействует «образование, которое не зависит от внимания и помощи наших учителей»7, а характер системы образования определяется государственным строем.

Автор намерен заключить, что Стюарт — ученый, педагог, просветитель — наиболее полно олицетворял эпоху шотландского Просвещения. Широкое распространение образования и больше всего — появление печатного станка вызвало осознание будущего по-своему. Значение науки и морали возрастало. Свою новую роль морального философа Стюарт видел в практической подготовке молодежи к жизни, в воспитании рационально-разумного личностного взгляда, независимых и с критическим мышлением взрослых людей. В лекциях преподаватель обращался к роли моральной философии в интеллектуальной жизни общества и старался подчеркнуть, разъяснить, уточнить применение в практической, деловой жизни. При анализе природной конституции человека традиционно интеллектуальные способности были парными с деятельными способностями (или деятельными и моральными). Учебники и курсы лекций того времени рассматривали природу человеческого действия, роль аппетита, желания, аффекта и страстей, природу моральной способности, принципов, влияющих на моральное поведение, и тех, которые регулируют его, что неотъемлемо изучалось наукой. Философ обращал внимание на язык утонченных и просвещенных людей.

Важно подчеркнуть, что отношение к проблеме воспитания личности характери-

зует и особенности развития самой эпохи, и национальное своеобразие философской концепции исследователя. Несомненную прикладную ценность представляет педагогическая философия Стюарта, которая в полной мере воплотила общие установки и выводы теории познания и этики шотландского мыслителя. Философ занимался вопросами нравственности, личной тождественности, поиском общих правил мудрого и добродетельного поведения в жизни, которые ведут к счастью. Стоит сказать, что исследователь моральной философии касался этического вопроса, как мы должны жить, а не исторического вопроса, как мы жили. В то же время идея историзма в трудах Стюарта о необходимом прогрессе и совершенствовании человечества посредством образования и социальной реформы, похоже, суть того, что было быжелательно в Просвещении. ^

1. Brown M. Dugald Stewart and the Problem of Teaching Politics in the 1790s // The Journal of Irish Scottish Studies. Sep 2007. Vol. 1. № 1. P. 100.

2. Brown M. Educating the Children of the Enlightenment [Электронный ресурс]: Didactic Methods of Morality in the Work of Dugald Stewart // History of Universities. Gr. 3 : New challenges in the 17th and 18th centuries. Oslo: University of Oslo, 2000. URL: http:// www.oslo2000.uio.no

3. Collected Works of Dugald Stewart, The : in 11 vs. Vol. 1 / ed. by Sir W. Hamilton. Edinburgh: T. Constable, 1854 — 1860 ; reprint : a new intr. by K. Haakonssen. Bristol : Thoemmes Press, 1994. P. XIII.

4. Collected Works of Dugald Stewart, The: in 11 vs. Vol. 2 / ed. by Sir W. Hamilton. Edinburgh: T. Constable, 1854 — 1860 ; reprint : a new intr. by K. Haakonssen. Bristol : Thoemmes Press, 1994. P. 65.

5. Там же. С. 267.

6. Там же. С. 319.

7. Там же. С. 233.

8. Collected Works of Dugald Stewart, The : in 11 vs. Vol. 6/ ed. by Sir W. Hamilton. Edinburgh : T. Constable, 1854 — 1860 ; reprint : a new intr. by K. Haakonssen. Bristol : Thoemmes Press, 1994. P. 22.

9. Collected Works of Dugald Stewart, The : in 11 vs. Vol. 8 / ed. by Sir W. Hamilton. Edinburgh : T Constable, 1854 — 1860 ; reprint : a new intr. by K. Haakonssen. Bristol : Thoemmes Press, 1994. P. 24.

10. Corsi P. The Heritage of Dugald Stewart: Oxford Philosophy and the Method of Political Economy ; ed. by Leo Olschki // Nuncius. 1987. № 2. P. 98 - 109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.