_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
УДК37
Шахсуфбекова О.М.
ассистент кафедры биологии с основами генетики ТГМУ и Абуали ибни Сино,
г. Душанбе Республики Таджикистан.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ДЕБАТЫ - КАК ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ, НАВЫКОВ И РАЗВИТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ
Аннотация
В современных условиях профессиональная подготовка будущего специалиста требует определённого пересмотра структуры научного знания и выработки новых подходов к образованию и технологии обучения студентов. Многие студенты, которые не способны к усвоению учебного материала, попадают в новые условия, требующие самостоятельного мышления. Поиски действия именно под влиянием этих условий способствуют успешному овладению законами, правилами, теорией. Такие условия обеспечивают умственное развитие студентов. Дебаты отражают активную гражданскую позицию и способствуют социализации и самореализации студентов, кроме того , это активизация способов организации досуга студентов.
Ключевые слова
Урок, дебаты, утверждающий, опровергающий, спикер, аргумент, акселерация, развитие, оппонент.
Цель исследования. заключается в приобщении студентов к нормам и ценностям гражданского, научного или профессионального сообщества, в адаптации к условиям современного общества, рынка и производства, предполагающее умение конкурировать, вести полемику, отстаивать свои интересы. Совершенствование методов преподавания биологии в медицинском образовании, показать технологию разработки деятельности студентов при дебаты, эффективность использования этого метода на уроках биологии на основе собственного опыта и имеющихся методических материалов.
С этой целью перед преподавателем стоит проблема: что научить студентов критически мыслить и аргументировать собственную точку зрения. Тема дебатов - это злободневные, проблемные вопросы, имеющие разные точки зрения на одну и ту же проблему. При подготовке к уроку мы планируем использование проблемной ситуации, которая выводит и нас на тему дебатов. В некоторых случаях сами студенты являются инициаторами. При столкновении разных точек зрения на уроке возникает диалог, продолжить который мы и предлагаем в форме дебатов. Данная технология по праву принадлежит к открытой педагогике, в которой учёба рассматривается как процесс развития способностей, умений и личностных качеств студента, а учитель (тьютор) выступает как руководитель этого процесса. В качестве примера приведём урок по изучению темы раздела биологии онтогенез- постэмбриональное развитие организмов -«Акселерация: вред или польза».
Задачи:
-комплексный подход биомедицинских наук к клиническим дисциплинам;
- составить вопросы суждения и сформулировать ответы на них;
- находить причинно следственные связи;
- показать множественный характер, факторы и причины развития акселерации;
Необходимо соблюдение 3-х основных принципов:
1) Дебаты не могут быть направлены против личности, можно формулировать аргументы против идей и суждений оппонентов, но не критиковать их самих.
2) Основа дебатов - честность. Иногда приходится признавать отсутствие аргументов или ошибочность логических построений.
3) Дебаты в вузовской образовательной практике предназначены для обучения и развития студентов, их социализации, а не для состязания между студентами или преподавателями и студентами. Технология обучения, облеченная в состязательную форму.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Уровень усвоения: творческий (применение знаний в нестандартной обстановке) Короткое описание урока
Организационный момент: необходима специальная подготовка аудитории к работе с группами. Столы и стулья расставлены так, чтобы студенты могли видеть друг друга и спокойно общаться. Группы не должна мешать друг другу при обсуждении материала. В группе должны быть: лидер, презентатор, секундант, наблюдатель, регламендатор.
Преподаватель со студентами формулируют цель урока и деятельность на уроке, определяют его значимость. Совместно определяют задачи для достижения поставленной цели. Учитель объясняет и даёт короткую характеристику об акселерации в современном мире. На урок играют две команды; Утверждающая сторона и опровергающая сторона. Утверждающая сторона должна утвердить, что акселерация имеет пользу, а опровергающая сторона опровергает то, что акселерация вредна. Утверждающий номер 1 представляет свою команду, называет тему дебатов, определяет ключевые слова и критерии. Представляет утверждающую линию: Аргумент 1 (а,б), аргумент 2 (а,б), аргумент 3 (а,б) и делает выводы по позиции команды. Заканчивает словами «Я готов к перекрестному вопросу» . Опровергающий номер 1 представляет свою команду, опровергает тему. Соглашается или подвергает сомнению критерий оппонентов и ключевые слова оппонентов .Опровергает каждый аргумент оппонентов. Опровергающая сторона несёт ответственность за столкновение с утверждающей. После опровержения О номер 1 должен представить свою линию аргументов. Отсутствие кейса принимается за ошибку. Заканчивает словами « Я готов к перекрестному вопросу».Утверждающий номер 2 восстанавливает свою линию, расширяя и укрепляя её новыми доказательствами. Напоминает судьям об аргументах, которые были опровергнуты О номер1. Опровергает аргументы,которые представил О номер 1.Подкрепляет свои аргументы новыми доказательствами. Без новых идей , которые не упоминались в речи. Запрещаются новые аргументы. Опровергающий номер 2 показывает разницу позиций команд и превосходство своей линии. Опровергает аргументы утверждающей стороны. Усиливает свою собственную линию, напоминает судьям об аргументах своего кейса, не были опровергнуты. Не представляет новых аргументов. Утверждающий номер 3 подводит итог игры, отмечая важнейшие столкновения во время дебатов судьям . Подробно объясняет судьям, почему критерий и аргументы утверждающей стороны лучше , чем у оппонентов. Не предоставляет новых аргументов и доказательств. Опровержение линии оппонентов запрещено. Опровергающий номер 3 подводит итог игры, отмечая важнейшие столкновения во время дебатирования. Подробно объясняет судьям, почему критерий и аргументы опровергаю щей стороны лучше, чем у оппонентов. Не представляет новых аргументов и доказательств. Опровержение линии оппонентов запрещено.
Результаты использования метода дебатирование:
- учить слушать и слышать не только свое, но и другое мнение; -командный дух и лидерство, развитие коммуникативной культуры, навыков; -учить работать сообща ради достижения общей цели, учить корректно общаться. Список использованной литературы:
1. А. Александрова. Акселерация? Это миф. «Наука и жизнь». No 12, 199
2. Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей. М. 1976.
3. Волкова Т. В. Акселерация населения СССР. МГУ. 1988.
4.Властовский В. Г. Акселерация роста и развития детей, эпохальная и внутригрупповая. М., 1976. Дорожнова К. П. Роль социальных и биологических факторов в развитии ребенка. М., 1983.
5. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. 2-е изд., доп. СПб., 2005.
6. Караваева Е. М. Игровая образовательная сессия как инновационная образовательная технология // http://www.1811.ru/instles/page74.
7. Криворуко Т. C. Гигиеническое значение изменений в биологическом развитии человека (Причины и значение акцелерации развития). Кишинев. «Штиница». 1979.
8.Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. - М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 1998. - 192 с.: ил
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
9. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. - Пг., 1918; переиз- дания: М.: Флинта, 2002, 120 стр.; М.: Наука, 2002, 120 стр. и др.
10.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998.
11.Упражнения для развития мышления, воображения и памяти школь- ников: Учебно-методические материалы по возрастной и педагогиче- ской психологии для студентов педагогических отделений ХГУ / Сост. Е.В.Заика. - Харьков: ХГУ, 1992. 52 с.
12.Физиология человека. М.: «Мир», 1996.
Хрисанфова Е. Н. Конституция и биохимическая индивидуальность человека. М., 1990
13.Шайхетдинова Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся // http://festival.1september.ru/articles/522077
© Шахсуфбекова О.М, 2016
УДК 378.14
А.К.Шишкина
студентка РГСУ г. Москва, РФ
SPORTSMEN'S PSYCHOPHYSICAL STATEMENTS UNDER THE CONDITIONS
OF BEING IN THE MOUNTAINS
Summary
The article describes factors which affect alpine tourists' heath being in the mountains
Keywords Heath, sport, tourism
For all the time mountain hiking and alpine tourism has become very popular and the searching of sportsmen's psychophysical statements could increase the level of their training during the trip. It also could minimize the exposure to diseases and conduct safety meeting for tourist group and their leaders [1, с. 155].
The scientists offer the classification of heights level by degree of human exposure:
- low-hill terrain (1000 m/ 3280.84 feet). An individual doesn't fell the lack of oxygen even if he/she work
hard;
- middle altitude (1000 - 3000m/3280.84 - 9842.52 feet). An organism compensates the lack of oxygen easily;
- high mountain region (over 3000m / 9842.52 feet). A human organism takes on the changes due to the peccant lack of oxygen.
As for high mountain region it may be divided, at the same time, into some subcategories:
- complete acclimatization zone (5200-5300m/ 17060,37 - 17388,45 feet). A human organism liquidates symptoms of hypoxia and other negative factors successfully. Because of that there are some full-time working organizations and emergency stations at such kind of height;
- incomplete acclimatization zone (6000m/19685,04 feet). Here a human can't offset effect of height, an organism doesn't compensate hypoxia. Weariness, weight loop, amyotrophia arise as a result of long standing in conditions of the lack of oxygen;
- Adaptation zone (7000m/22965,88 feet). There are evident signs of hypoxia. An adaptation at this height is impermanent and temporary;
- incomplete adaptation zone(8000m/26246,72 feet). Staying in this zone during 6-7 days is dangerous because an organism can't furnish even its most important systems. So, substandard performance causes the lack of restoration to health and strength. Also there is an dehydration at such a height.