https://www.doi.org/10.33910/1992-6464-2021-202-28-35
И. Ю. Гутник
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КАК СРЕДСТВО ПОДДЕРЖКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАБОТАХ КАФЕДРЫ ПЕДАГОГИКИ
РГПУ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА
Статья раскрывает идеи и направления, по которым осуществлялось развитие педагогической диагностики как средства поддержки становления личности учащихся. Последовательно прослеживается процесс приращения идей педагогической диагностики, осуществляемых сотрудниками кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена. Отмечается прогресс, происходящий в области обучения студентов РГПУ им. А. И. Герцена идеям педагогической диагностики как средства поддержки личности учащихся.
Ключевые слова: педагогическая диагностика, педагогическая поддержка, становление личности, кафедра педагогики.
I. Gutnik
PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS AS A MEANS OF SUPPORTING THE DEVELOPMENT OF STUDENT'S PERSONALITY: AN OVERVIEW OF PAPERS OF THE HERZEN UNIVERSITY DEPARTMENT OF PEDAGOGY
The article reveals the ideas and directions observed in the development of pedagogical diagnostics as a means of supporting the development of student's personality. The development of pedagogical diagnostic tools carried out by the Department of Pedagogy at Herzen University is constantly monitored. The article emphasizes progress made in teaching Herzen University students the ideas of pedagogical diagnostics as a means of supporting the personality of students.
Keywords: pedagogical diagnostics, Department of Pedagogy.
Ориентация на развитие личности в образовании является сущностной чертой научных поисков кафедры педагогики РГПУ им. А. И. Герцена в течение всего времени ее существования. Одной из особенностей кафедры является признание необходимости обеспечения активности учеников и студентов в образовательном процессе. Эту активность невозможно обеспечить без опоры на педагогическую диагностику.
Цель статьи: раскрытие опыта использования педагогической диагностики для решения актуальных задач науки и практики на разных этапах развития кафедры педагогики.
Отметим, что с первых дней существования кафедры педагогики на нее огромное
pedagogical support, personality development,
влияние оказывала психологическая школа, которая сложилась в Третьем Петроградском педагогическом институте и послужила основой развития в педагогике следующих идей:
• необходимости использования знания об ученике для содействия его последующему развитию (Л. С. Выготский);
• необходимости понимания особенностей конкретного ребенка, личностной ориентации процесса обучения (С. Л. Рубинштейн);
• вариативности в построении образовательного процесса на основе знаний об индивидуальных особенностях учащихся конкретного класса (П. Ф. Кап-терев).
Анализ работ этих исследователей позволил сделать важные выводы, влияющие на понимание сущности педагогической диагностики, которые обусловили становление педагогических идей кафедры педагогики, реализовывавшихся как в процессе подготовки учителя, так и в образовательном процессе школы.
В данной статье мы считаем важным уточнить, что понимается под педагогической диагностикой в современной науке.
Целью педагогической диагностики является получение и систематизация педагогом различной информации для получения достоверных данных об ученике в целях содействия его самоопределению. Педагогическая диагностика сочетает в себе рациональную и интуитивную составляющие: рациональная составляющая предполагает включение качественных и количественных методов педагогической диагностики, необходимых педагогу как для включения в свою индивидуальную профессиональную деятельность, так и для выстраивания общешкольной системы поддержки учеников; интуитивная составляющая не предполагает использование специальных методов диагностики, а подразумевает анализ и систематизацию данных, получаемых учителем в процессе постоянного взаимодействия с учениками [8].
Подчеркнем, что педагогическая диагностика лежит в одном ценностно-смысловом поле с педагогической поддержкой ученика, так как данные, полученные в ходе педагогической диагностики, являются основой построения процесса поддержки ученика в личностно-ориентированном образовании.
Обращение к педагогической диагностике можно проследить в трех основных видах деятельности кафедры.
1. Остановимся на раскрытии такого направления деятельности кафедры, как взаимосвязь науки и практики.
Педагогическая диагностика подробно изучалась на кафедре и реализовывалась в ходе опытно-экспериментальной работы
школ, которой руководили преподаватели кафедры.
Были защищены диссертации: Е. М. Колосовой («Демократизация образования в советской школе в 20-х годах» [15]), Т. С. Козловой («Развитие идей экспериментальной педагогики в России (конец XIX -70-е годы XX века [14]), Т. Климовой («Взаимосвязь педагогической науки и практики в опыте советской школы 50-х годов (на материале школ г. Ленинграда» [13]), С. В. Воробьевой («Теоретические основы дифференциации образовательных программ» [6]), Е. В. Маликиной («Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников» [16]) и др. В данных диссертациях по крупицам был собран опыт учителей-практиков, относящийся к идеям поддержки становления личностей учащихся на основе анализа результатов педагогической диагностики.
В рамках научного сопровождения ОЭР с начала 80-х гг. создавались программы повышения квалификации, выпускались книги для учителей. Так, в 2008 г. в АППО была утверждена программа элективного курса для педагогов «Комплексная педагогическая диагностика развития ученика», по которой осуществлялось повышение квалификации педагогов Адмиралтейского и Центрального районов города на базе НМЦ Адмиралтейского района Санкт-Петербурга.
В 1991 г. на кафедре педагогики РГПУ им. А. И. Герцена выпускается книга «Изучение личности школьника учителем» под редакцией З. И. Васильевой [5], раскрывающая подходы и методы изучения учителем и классным руководителем ученика в процессе обучения.
В книге рассказывается об изучении личности школьника учителем и классным руководителем в процессе обучения и воспитания на уроках, а также во внеклассной работе. Представлен опыт школ г. Ленинграда по изучению личности подростка и старшеклассника, их отношения к общественной работе. Во введении книги авторы указывают
на то, что они как бы ведут мысленный диалог с учителями о том, как возродить принцип природосообразности в обучении и воспитании, о том, что нужно знать учителю и ученику о полной реализации своих возможностей. В книге рассмотрены многие аспекты изучения личности учителя: о содержании диагностики и ее осуществлении; о диагностических методах и их реализации в различных условиях; о результатах педагогического изучения личности и их использовании в конкретных ситуациях. Важное место в книге занимает проблема диагностики в учебном процессе. В книге предложен комплекс, который может помочь педагогу в изучении личности учащихся, а ученику — успешно продвигаться в учебно-познавательной деятельности.
В этой книге преобладает описание количественных методов диагностики, но при этом представлены коллизийные ситуации, рефлексивные методики диагностики и самодиагностики для учителя и ученика.
В 1993 г. кафедра педагогики РГПУ им. А. И. Герцена выпускает книгу «Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы», суммируя опыт петербургских ученых и практиков [3]. В книге оговаривается, что в целях удовлетворения разнообразных образовательных потребностей личности необходимо обеспечить каждому ученику условия для его самореализации на основе всестороннего педагогического анализа его успехов, достижений, выбора индивидуального образовательного маршрута.
Книга представлена несколькими блоками. Блок «Учитель» содержит блок диагностических методик, позволяющих выяснить ценностные ориентации педагогической деятельности учителя, его знание учащихся. Самооценку себя как педагога, методическую палитру его деятельности, значимость проводимой ОЭР, характер сотрудничества с родителями.
Блок «Ученик» содержит диагностику ценностных ориентаций личности и коллектива,
мотивов учения, учебных умений школьника, процесса самоопределения, творческого потенциала ученика. Блок «Родитель» содержит анкеты для родителей, которые могут явиться исходной базой для выявления мнений родителей учащихся.
В книге так же, как и в предыдущей, преобладают количественные методы педагогической диагностики (анкеты и тесты), но описаны и многие методики, связанные с наблюдением, игрой, анализом коллизийных ситуаций.
Необходимо отметить, что педагогическая диагностика в данной книге сопряжена именно с опытно-экспериментальной работой школ, а ОЭР понимается как метод познания, обусловливающий в естественных, контролируемых и управляемых условиях изучения педагогического явления новый способ решения педагогической проблемы. Тем самым педагогическая диагностика рассматривается как способ получения данных о представлениях всех субъектов образовательного процесса — учителя, ученика и родителя, и как доказательный инструмент результативности ОЭР.
В 1997 г. издается книга Е. И. Казаковой и А. П. Тряпицыной «Диалог на лестнице успеха» [12], один из разделов которой полностью посвящен педагогической диагностике: «Диагностика. Диагностика? Диагностика!». В разделе объяснены сущностные характеристики педагогической диагностики, представлен исторический обзор развития идеи педагогической диагностики, подробно описывается алгоритм работы с методикой «Профиль умений».
В 1998 г. выходит коллективная монография под редакцией А. П. Тряпицыной: «Образовательная программа - маршрут ученика» [17], в которой появляется целый раздел, посвященный педагогической диагностике, а немного позже, уже в 2000 г., выходит вторая часть данной книги, где представлен раздел с описанием алгоритма проектирования педагогической диагностики в школе [2]. Именно благодаря этим книгам описание
педагогической диагностики, осуществляемой в школе, становится неотъемлемой частью образовательной программы школы.
В ряде школ Санкт-Петербурга осуществлялась опытно-экспериментальная работа по педагогической диагностике. Одной из первых (с 2009 г.) такой эксперимент стала вест школа № 197 Центрального района. Школа стала, по сути, ресурсным центром, который диссеминирует свои наработки по педагогической диагностике и имеет опыт многократных обращений по поводу консультаций и обучения педагогов по данной проблеме. Школа создала и ведет сайт «Диагностическая школа» [10], на котором представлены методики педагогической диагностики, необходимые для самоопределения личности ученика. На сайте собран многолетний опыт наработок как петербургских педагогов, так и студентов РГПУ им. А. И. Герцена. Материалы данного сайта используются при подготовке студентов РГПУ им. А. И. Герцена.
В 2016-2018 гг. в русле развития идеи педагогической поддержки школы-лаборатории Герценовского университета вели опытно-экспериментальную работу в рамках коллективного исследования по теме «Содействие самоопределению личности средствами школьного образования в быстро меняющемся мире». Школы-лаборатории, ведущие опытно-экспериментальную работу по схожей тематике, образовали своеобразную сеть. При этом каждая школа вела опытно-экспериментальную работу по своей теме, отражающей традиции школы и соответствующей интересам педагогического коллектива [21].
В результате опытно-экспериментальной работы был накоплен и систематизирован обширный опыт в области педагогической диагностики, позволяющий осуществлять поддержку развития личности школьников.
В рамках рассматриваемого направления деятельности кафедры — взаимосвязи науки и практики — осуществлялось международное сотрудничество, связанное с идеями
педагогической диагностики. Так, преподаватели кафедры участвовали в международных исследованиях по проблемам изучения личности ученика, и результатом такой работы стал ряд публикаций на английском языке в Германии «Изучение проблемы оценки школьных достижений» [9] и «Социальные проблемы молодежи» [23]. Данные исследования в дальнейшем стали основой целого ряда магистерских и кандидатских исследований.
В рамках международного сотрудничества была подготовлена докторская диссертация Л. С. Илюшина «Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников» [11], в которой были представлены результаты осуществления диагностики мотивации, подготовленные совместно с английскими учеными.
2. Другим направлением деятельности кафедры педагогики, связанной с поддержкой становления личности ученика на основе педагогической диагностики, является разработка современной методологии педагогических исследований.
В конце 90-х гг. появляются диссертационные исследования, посвященные проблеме педагогической диагностики, в которых анализируются направления, закономерности, современные методики, подходы к ее организации. Подчеркивается важность качественных методов в педагогических исследованиях. В диссертации И. Ю. Гутник «Педагогическая диагностика образованности школьников» (1996 г.) [7] отражены пути исследования педагогической диагностики, в которой были обобщены представления ленинградской научной школы о педагогической диагностике как объективной обратной связи, позволяющей изучать индивидуальность растущей личности.
В рамках данного направления необходимо выделить деятельность лабораторий, занимающихся проблемами педагогической диагностики. Таких лабораторий в истории кафедры было несколько. Наиболее
значимыми с точки зрения вклада в развитие идеи поддержки становления ученика внесли лаборатории Т. Е. Конниковой и Г. И. Щукиной.
Т. Е. Конникова являлась руководителем лаборатории по нравственному воспитанию в ЛГПИ им. А. И. Герцена в 60-х гг. Важно подчеркнуть, что Татьяна Ефимовна изначально являлась педологом и поэтому ее уникальный опыт педологических изысканий не мог не сказаться на работе данной лаборатории [22]. В рамках деятельности лаборатории были реализованы наработки, базирующиеся на идеях концептуального подхода к изучению личности школьника. Разрабатывались идеи о единстве психологической и педагогической диагностики. В лаборатории не только формировались концептуальные идеи, но они тут же проверялись на практике в школе № 210 Ленинграда, в которой Т. Е. Конникова являлась директором.
Одной из форм работы научного коллектива учеников Г. И. Щукиной стала научно-исследовательская лаборатория, созданная на базе школы. По свидетельству А. С. Ро-ботовой [20], ученые лаборатории изучали и анализировали реальные проблемы школьного педагогического процесса. С этой целью посещались и протоколировались уроки, изучался опыт работы конкретных учителей, проводилась большая диагностическая работа: исследовались мотивы учения школьников, предпочитаемые на уроках виды деятельности, соотношение познавательных интересов учащихся и их жизненных планов. Диагностические материалы, отраженные на специальных плакатах, убедительно показывали динамику познавательных интересов в классах, по предметам и т. д. Они были теми «живыми цифрами», которые, дополняя наблюдения, самоанализ деятельности, сделанные самими учителями, вызывали у них непосредственный отклик, желание понять научную идею, реализовать и развить ее на практике. Взаимодействие науки и практики
было для Г. И. Щукиной важнейшим методологическим основанием педагогики.
В рамках данного направления деятельности в 2008 г. кафедра педагогики начинает обращаться к идеям гуманитарных методов педагогической диагностики. Проходит серия методологических семинаров по раскрытию сущностных характеристик гуманитарных методов педагогической диагностики: фокус-групп (Б. В. Авво), кейс-стади (Т. В. Менг), нарративного и глубинного интервью (И. Ю. Гутник), биографического метода (О. Б. Даутова).
В настоящее время на кафедре реализуются проекты различных научных фондов и Министерства просвещения, которые посвящены различным аспектам, связанным с поддержкой личностного становления учеников с использованием идей педагогической диагностики. Приведем краткую характеристику трех из них, в которых представлены результаты поиска современной методологии педагогических исследований.
В проекте под руководством С. А. Писаревой «Трансформация средств психолого-педагогической поддержки развития ученика в условиях цифровизации образовательной среды» изучаются современные особенности поддержки и возможности цифровой среды в ее осуществлении [18]. Базой исследования являются школы Адмиралтейского района Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В проекте под руководством С. А. Расче-тиной «Методология исследования социальных проблем детства в области стихийной социализации и пространственно-временных характеристик социально-педагогической деятельности, реализуемой в условиях высоких темпов социальных изменений» изучаются вопросы поддержки ребенка в трудной социальной ситуации [19].
В проекте под руководством А. П. Тряпи-цыной «Дидактические основы персонификации обучения в цифровой информационно-образовательной среде в контексте вариативности траекторий взросления обучающихся», проводимом по заказу Министерства
просвещения РФ, проблема персонификации обучения рассматривается на основе междисциплинарного синтеза трех взаимодействующих систем теоретического знания — педагогики, психологии, информатики [1]. В основе процесса персонификации заложена идея изучения и учета особенностей детей, осуществление которой невозможно без педагогической диагностики.
Данные проекты направлены на изучение реального положения, современного состояния проблем поддержки учеников, включающих диагностическую составляющую.
3. Важным направлением деятельности кафедры в рамках развития идей педагогической диагностики является включение вопросов педагогической диагностики в программы подготовки будущих педагогов.
В 2018 г. выходит кафедральный учебник по педагогике (под редакцией А. П. Тряпи-цыной), где педагогическая профессиональная деятельность рассматривается как деятельность по решению задач [4]. В учебнике сделан акцент на том, что в современных условиях задачи учителя постоянно усложняются, появляются новые, но основная задача остается неизменной. Эта задача — содействие (как поддержка) самоопределению ученика. В совокупности основных
(типовых) задач учителя в концепции кафедры педагогики РГПУ им А. И. Герцена ведущей является задача «видеть ученика» в образовательном процессе.
Благодаря усилиям преподавателей кафедры педагогики педагогическую диагностику начинают изучать в бакалавриате и магистратуре. В 2012 г. во всех магистратурах педагогического направления вводится курс по выбору «Педагогическая диагностика в образовании». С 2017 г. в магистратуре «Школьное образование» осуществляются исследования магистрантов по педагогической диагностике самоопределения учащихся.
Позже, в 2016 г. в РГПУ имени А. И. Герцена для всех бакалавров вводится учебный курс по выбору «Педагогическая диагностика в образовании», на котором обучаются студенты со всех факультетов университета.
Рассмотренные в статье направления деятельности кафедры, связанные с вопросами педагогической диагностики как средства поддержки развития личности ученика, актуальны и сегодня. Во всех работах кафедры, научных и учебно-методических, отчетливо прослеживается обращение к личности школьника, студента, что отвечает логике развития педагогической науки и задачам развития отечественного образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аксенова А. Ю., Примчук Н. В. Сущностные характеристики персонификации обучения: средовый подход // Человек и образование. 2020. № 4. С. 43-49.
2. Акулова О. В., Гутник И. Ю., Тряпицына А. П., Писарева С. А. Образовательная программа — маршрут ученика. Ч. 2 / под ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Информатизация образования, 2000. 226 с.
3. Батракова И. С. Мосина А. В., Тряпицына А. П. Педагогическая диагностика в опытно-экспериментальной работе школы: книга для учителей. СПб.: [б. и.], 1993. 136 с.
4. Бахмутский А. Е., Вершинина Н. А., Глубокова Е. Н., Даутова О. Б., Кондракова И. Э. и др. Педагогика: учебник по направлению 050100 Педагогическое образование / под ред. А. П. Тряпицыной. М.: Питер, 2013. 304 с.
5. Васильева З. И. Изучение личности школьника учителем. М.: Педагогика, 1991. 136 с.
6. Воробьева С. В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 1999. 53 с.
7. Гутник И. Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1996. 17 с.
8. Гутник И. Ю. Обоснование современного понимания понятия «педагогическая диагностика» // Вестник Орловского государственного университета. 2015. № 9. С. 116-121.
9. ГутникИ. Ю., Гладкая И. В., Семикин В. В. Радионова А. П. Тряпицына А. П. Изучение проблемы оценки школьных достижений в России, на примере Санкт-Петербурга // Сравнительный анализ систем оценивания в школах стран Европы. Краков: IMPULS Publ., 2007. С. 273-333.
10. Гутник И. Ю., Гембель Т. П., Губарь Н. К., Крутоверцева А. В., Демидова В. В. и др. Электронный образовательный ресурс «Диагностическая школа». Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № RU 2018616542. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://дш.школа-197.рф/ (дата обращения: 20.05.2021).
11. Илюшин Л. С. Методология и методика кросс-культурного исследования образовательной мотивации современных школьников: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2004. 46 с.
12. Казакова Е. И., Тряпицына А. П. Диалог на лестнице успеха: книга для учителей и родителей. СПб.: «Петербург — XXI век»; Пресс-Атташе, 1997. 159 с.
13. Климова Т. А. Взаимосвязь педагогической науки и практики в опыте советской школы 50-х годов: На материале школ г. Ленинграда: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001. 22 с.
14. Козлова T. С. Развитие идей экспериментальной педагогики в России: конец XIX — 70-е годы XX века: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 218 с.
15. Колосова Е. М. Демократизация образования в советской школе в 20-х годах: (На материалах Петрограда-Ленинграда,1917-1929 гг.): дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1993. 267 с.
16. МаликинаЕ. В. Вариативное обучение как средство самоопределения старшеклассников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1995. 16 с.
17. Образовательная программа — маршрут ученика. Ч.1. / под ред. А. П. Тряпицыной, Е. И. Казаковой. СПб.: ЮИПК, 1998. 118 с.
18. Писарева С. А., Тряпицына А. П. Дидактические особенности реализации педагогической поддержки в условиях цифровизации образования // Горизонты образования: материалы I Международной научно-практической конференции, Омск, 29-30 октября 2020 года. Омск: Изд-во Омского государственного педагогического университета, 2020. С. 65-68.
19. Расчетина С. А. Методы исследования процессов стихийной социализации, основанные на постнеклассическом подходе // Образовательный вестник «Сознание». 2020. Т. 22. № 10. С. 4-8. https://doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-10-4-8
20. Роботова А. С. Г. И. Щукина Нравственные и научные уроки. (1908-1994) // Педагогика. 2008. № 2. С. 58-60.
21. Современный образовательный процесс в контексте самоопределения школьника: Сборник статей по материалам научно-практической конференции / под ред. А. П. Тряпицыной, Н. В. Примчук, А. И. Си-ницыной. СПб.: Свое издательство, 2017. 293 с.
22. Христофоров С. В. Т. Е. Конникова как основатель Ленинградской научной школы коллективного воспитания // Непрерывное образование. 2018. № 1 (23). С. 59-63.
23. Alekseeva E. V., Gutnik I. Yu., Piskunova E. V. Soziale Probleme Jugentlicher in heutigen Russland // Soziale Probleme von Jugentlichen in Deutschland, Polen und Russland — Aiitaggserleben und Lebensperspektiven. Potsdam: Universitatsverlag Potsdam Publ., 2007. P. 44-70.
REFERENCES
1. Aksenova A. Yu., Primchuk N. V. Sushchnostnye kharakteristiki personifikatsii obucheniya: sredovyj podkhod // Chelovek i obrazovanie. 2020. № 4. S. 43-49.
2. Akulova O. V., GutnikI. Yu., Tryapitsyna A. P., Pisareva S. A. Obrazovatel'naya programma — marshrut uchenika. Ch. 2 / pod red. A. P. Tryapitsynoj. SPb.: Informatizatsiya obrazovaniya, 2000. 226 s.
3. Batrakova I. S. Mosina A. V., Tryapitsyna A. P. Pedagogicheskaya diagnostika v opytno-eksperimental'noj rabote shkoly: kniga dlya uchitelej. SPb.: [b. i.], 1993. 136 s.
4. Bakhmutskij A. E., VershininaN. A., Glubokova E. N., Dautova O. B., KondrakovaI. E. i dr. Pedagogika: uchebnik po napravleniyu 050100 Pedagogicheskoe obrazovanie / pod red. A. P. Tryapitsynoj. M.: Piter, 2013. 304 s.
5. Vasil'eva Z. I. Izuchenie lichnosti shkol'nika uchitelem. M.: Pedagogika, 1991. 136 s.
6. Vorob'eva S. V. Teoreticheskie osnovy differentsiatsii obrazovatel'nykh programm: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 1999. 53 s.
7. Gutnik I. Yu. Pedagogicheskaya diagnostika obrazovannosti shkol'nikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1996. 17 s.
8. Gutnik I. Yu. Obosnovanie sovremennogo ponimaniya ponyatiya "pedagogicheskaya diagnostika" // Vestnik Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015. № 9. S. 116-121.
9. Gutnik I. Yu., Gladkaya I. V., Semikin V V Radionova A. P. Tryapitsyna A. P. Izuchenie problemy otsenki shkol'nykh dostizhenij v Rossii, na primere Sankt-Peterburga // Sravnitel'nyj analiz sistem otsenivaniya v shkolakh stran Evropy. Krakov: IMPULS Publ., 2007. S. 273-333.
10. GutnikI. Yu., Gembel'T. P., Gubar 'N. K., KrutovertsevaA. V., Demidova V V i dr. Elektronnyj obrazo-vatel'nyj resurs "Diagnosticheskaya shkola". Svidetel'stvo o gosudarstvennoj registratsii programmy dlya EVM № RU 2018616542. 2018. [Elektronnyj resurs]. URL: http://am.mKOJia-197.p(/ (data obrashcheniya: 20.05.2021).
11. Ilyushin L. S. Metodologiya i metodika kross-kul'turnogo issledovaniya obrazovatel'noj motivatsii sovremennykh shkol'nikov: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. SPb., 2004. 46 s.
12. Kazakova E. I., Tryapitsyna A. P. Dialog na lestnitse uspekha: kniga dlya uchitelej i roditelej. SPb.: "Peterburg — KhKhI vek"; Press-Attashe, 1997. 159 s.
13. Klimova T. A. Vzaimosvyaz' pedagogicheskoj nauki i praktiki v opyte sovetskoj shkoly 50-kh godov: Na materiale shkol g. Leningrada: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2001. 22 s.
14. Kozlova T. S. Razvitie idej eksperimental'noj pedagogiki v Rossii: konets XIX — 70-e gody XX veka: dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 2007. 218 s.
15. Kolosova E. M. Demokratizatsiya obrazovaniya v sovetskoj shkole v 20-kh godakh: (Na materialakh Petrograda-Leningrada,1917-1929 gg.): dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1993. 267 s.
16.MalikinaE. V. Variativnoe obuchenie kak sredstvo samoopredeleniya starsheklassnikov: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. SPb., 1995. 16 s.
17. Obrazovatel'naya programma — marshrut uchenika. Ch. 1. / pod red. A. P. Tryapitsynoj, E. I. Kazakovoj. SPb.: YulPK, 1998. 118 s.
18. Pisareva S. A., Tryapitsyna A. P. Didakticheskie osobennosti realizatsii pedagogicheskoj podderzhki v usloviyakh tsifrovizatsii obrazovaniya // Gorizonty obrazovaniya: materialy I Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Omsk, 29-30 oktyabrya 2020 goda. Omsk: Izd-vo Omskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta, 2020. S. 65-68.
19. Raschetina S. A. Metody issledovaniya protsessov stikhijnoj sotsializatsii, osnovannye na postneklassi-cheskom podkhode // Obrazovatel'nyj vestnik "Soznanie". 2020. T. 22. № 10. S. 4-8. https://doi.org/10.26787/ nydha-2686-6846-2020-22-10-4-8
20. RobotovaA. S. G. I. Shchukina Nravstvennye i nauchnye uroki. (1908-1994) // Pedagogika. 2008. № 2. S. 58-60.
21. Sovremennyj obrazovatel'nyj protsess v kontekste samoopredeleniya shkol'nika: Sbornik statej po ma-terialam nauchno-prakticheskoj konferentsii / pod red. A. P. Tryapitsynoj, N. V. Primchuk, A. I. Sinitsynoj. SPb.: Svoe izdatel'stvo, 2017. 293 s.
22. Khristoforov S. V. T. E. Konnikova kak osnovatel' Leningradskoj nauchnoj shkoly kollektivnogo vospi-taniya // Nepreryvnoe obrazovanie. 2018. № 1 (23). S. 59-63.
23. Alekseeva E. V., Gutnik I. Yu., Piskunova E. V. Soziale Probleme Jugentlicher in heutigen Russland // Soziale Probleme von Jugentlichen in Deutschland, Polen und Russland — Aiitaggserleben und Lebensperspektiven. Potsdam: Universitatsverlag Potsdam Publ., 2007. P. 44-70.