Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИНСТИТУТ КУРАТОРСТВА / ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гулиева З.Х., Гелястанова Э.Х.

В работе дан общий анализ специфики функционирования института кураторства в образовательном пространстве современных высших учебных заведений. Выявлены основные педагогические условия для его оптимального развития, а также выдвинуты способы и методы успешной деятельности педагога-куратора академической группы для ее полноценной вовлеченности в воспитательный процесс ВУЗа как неотъемлемого компонента системы современного образования. В настоящее время развития общества состояние воспитательного процесса характеризуется усилением дезинтеграционных явлений, связанных с поиском новых ценностей, нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых различий, дефицитом новизны, несоответствием обновления жизни образовательного учреждения и воспитательной системы, что позволяет констатировать наличие кризиса воспитательной работы и необходимость поиска решений для ее повышения. В данной работе доказывается мысль, что кураторская деятельность, как деятельность коллективного субъекта, способствует повышению результативности воспитательной работы высшего учебного заведения при следующих педагогических условиях: актуализации ценностного отношения педагогического коллектива к воспитательной работе со студентами; закреплении норм кураторской деятельности с учетом ее характеристик в разработанной и реализованной педагогическим коллективом учебного заведения нормативно-организационной базе; совершенствовании профессионально-педагогической компетентности куратора; в создании и реализации сообществом кураторов взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной воспитательной среде, удовлетворяющей потребностям субъектов. Актуальность проблемы оптимизации социально-педагогической деятельности куратора в условиях модернизации образования определяется потребностями субъектов образования в наличии эффективно работающих гуманистически-ориентированных систем воспитания и сложившейся практикой воспитательной деятельности; необходимостью достижения кураторской деятельностью нового, современного качества и недостаточной разработанностью научно-практических основ оптимизации деятельности куратора, функционирования этого важнейшего воспитательного инструмента; устойчивой тенденцией отечественной системы СПО к гуманизации и удовлетворению духовных потребностей студенческой молодежи в гармонизации образовательной среды и недостаточной разработанностью методического сопровождения этих процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ЕDUCATIONAL ACTIVITY OF SUPERVISOR IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

In the article a general analysis of the specifics of functioning of the institute of supervision in the educational space of modern higher education is given. The basic pedagogical conditions for its optimal development are revealed suggested the ways and methods of successful work of the teacher - the curator of the academic group for its full involvement in the educational process of the university as an integral component of modern education. In the modern society the state of the educational process is characterized by increased disintegrating phenomena connected with the searching of new values, violating of stability, increasing individual and group differences, lack of novelty, disparity of renewal of the way of the educational institute's life with educational system that allows to establish the presence of crisis of educational work and the need of finding for its solution. In this paper the idea that the activity of the curator, as the activity of a collective entity, contributes the increasing of effectiveness of the educational work of the institutes of higher education by the following pedagogical conditions: the actualization of the teaching staff's relationship to educational work with students; the consolidation of norms of curators' activity with due regard for its characteristics in developed and implemented by the teaching staff the normative-organizational basis; the improvement of professionally-pedagogical competence of the curator; in the creation and implementation, by curator community, of the relationship and mutual influence of the components of the educational system in multifunctional and varied educational environment that meets the needs of the subjects. The urgency of the problem of optimization of socially-pedagogical activity of the curator in the conditions of modernization of education is determined by the needs of subjects of education in the presence of effectively functioning of humanitarianly-oriented systems of education and the established practice, training activities; the need of achievement by curators' activity the new, modern quality, and by insufficient development of scientific-practical bases of optimization of activity of the curator, the functioning of this vital educational tool; the steady trend of home system of secondary education to humanization and to meet the spiritual needs of the students in the harmonization of the educational environment and nonsufficient development of methodo-logical support of these processes

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

Гулиева З. Х., Гелястанова Э. Х.

Gulieva Z. Kh., Gelyastanova E. Kh.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КУРАТОРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

KDUCATIONAL ACTIVITY OF SUPERVISOR IN CONDITIONS OF MODERNIZATION OF EDUCATION

В работе дан общий анализ специфики функционирования института кураторства в образовательном пространстве современных высших учебных заведений. Выявлены основные педагогические условия для его оптимального развития, а также выдвинуты способы и методы успешной деятельности педагога-куратора академической группы для ее полноценной вовлеченности в воспитательный процесс ВУЗа как неотъемлемого компонента системы современного образования.

В настоящее время развития общества состояние воспитательного процесса характеризуется усилением дезинтеграционных явлений, связанных с поиском новых ценностей, нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых различий, дефицитом новизны, несоответствием обновления жизни образовательного учреждения и воспитательной системы, что позволяет констатировать наличие кризиса воспитательной работы и необходимость поиска решений для ее повышения.

В данной работе доказывается мысль, что кураторская деятельность, как деятельность коллективного субъекта, способствует повышению результативности воспитательной работы высшего учебного заведения при следующих педагогических условиях: актуализации ценностного отношения педагогического коллектива к воспитательной работе со студентами; закреплении норм кураторской деятельности с учетом ее характеристик в разработанной и реализованной педагогическим коллективом учебного заведения нормативно-организационной базе; совершенствовании профессионально-педагогической компетентности куратора; в создании и реализации сообществом кураторов взаимосвязи и взаимовлияния компонентов воспитательной системы в многофункциональной и многообразной воспитательной среде, удовлетворяющей потребностям субъектов.

In the article a general analysis of the specifics of functioning of the institute of supervision in the educational space of modern higher education is given. The basic pedagogical conditions for its optimal development are revealed suggested the ways and methods of successful work of the teacher - the curator of the academic group for its full involvement in the educational process of the university as an integral component of modern education.

In the modern society the state of the educational process is characterized by increased disintegrating phenomena connected with the searching of new values, violating of stability, increasing individual and group differences, lack of novelty, disparity of renewal of the way of the educational institute's life with educational system that allows to establish the presence of crisis of educational work and the need offinding for its solution.

In this paper the idea that the activity of the curator, as the activity of a collective entity, contributes the increasing of effectiveness of the educational work of the institutes of higher education by the following pedagogical conditions: the actualization of the teaching staff's relationship to educational work with students; the consolidation of norms of curators' activity with due regard for its characteristics in developed and implemented by the teaching staff the normative-organizational basis; the improvement of professionally-pedagogical competence of the curator; in the creation and implementation, by curator community, of the relationship and mutual influence of the components of the educational system in multifunctional and varied educational environment that meets the needs of the subjects.

Актуальность проблемы оптимизации социально-педагогической деятельности куратора в условиях модернизации образования определяется потребностями субъектов образования в наличии эффективно работающих гуманистически-ориентированных систем воспитания и сложившейся практикой воспитательной деятельности; необходимостью достижения кураторской деятельностью нового, современного качества и недостаточной разработанностью научно-практических основ оптимизации деятельности куратора, функционирования этого важнейшего воспитательного инструмента; устойчивой тенденцией отечественной системы СПО к гуманизации и удовлетворению духовных потребностей студенческой молодежи в гармонизации образовательной среды и недостаточной разработанностью методического сопровождения этих процессов.

Ключевые слова: педагогика, институт кураторства, образование, модернизация, воспитательный процесс.

The urgency of the problem of optimization of socially-pedagogical activity of the curator in the conditions of modernization of education is determined by the needs of subjects of education in the presence of effectively functioning of humanitarian-ly-oriented systems of education and the established practice, training activities; the need of achievement by curators' activity the new, modern quality, and by insufficient development of scientific-practical bases of optimization of activity of the curator, the functioning of this vital educational tool; the steady trend of home system of secondary education to humani-zation and to meet the spiritual needs of the students in the harmonization of the educational environment and non-sufficient development of methodological support of these processes.

Key words: pedagogy, curatorship, education, modernization, educational process.

Гулиева Зухра Хасановна -

ассистент кафедры педагогики профессональ-ного обучения и русского языка, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик

Тел.: 8 928 084 58 70

Гелястанова Эльмира Хусейновна -

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики профессонального обучения и русского языка, ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», г. Нальчик Тел.: 8 928 084 58 70

Gulieva Zukhra Khasanovna -

Assistant of the Department of Pedagogics professional education and the Russian language, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Gelyastanova Elmira Khusejnovna -

Candidate of Philological Sciences, Associated Professor of the Department of Pedagogics professional education and the Russian language, FSBEI HE «Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokov», Nalchik Tel.: 8 928 084 58 70

Образование, как форма общественной практики, на сегодняшний день занимает исключительное место на современном этапе развития общества, а его роль исключительна и значима. Оно является крупномасштабным явлением и, пожалуй, единственным социальным институтом, благодаря которому и осуществляется не только трансляция, но и реализация духовно-нравственных ценностей социума. В качестве ключевых задач принято выделять следующие: достижение необходимого качества образования в современных условиях рынка труда, повышение коэффи-

циента эффективности системы образования, создание условий для развития педагогической инициативы и инновационной деятельности в образовательной сфере.

Модернизация системы образования предполагает не только смену учебно-воспитательной модели, но и новые ментальные и культурные установки в формировании личности студента [3]. В силу этого, доминирующей целью современной системы образования и основными требованиями рынка труда к качеству выпускника ВУЗа являются следующие: разносторонняя эрудиция и про-

фессиональная компетенция, высокий уровень внутренней культуры, гуманистическое мировоззрение и толерантность, способность работать в команде, соблюдение и неразглашение корпоративных интересов, открытость инновациям при сохранении, а возможно, умножении сложившихся традиций профессионального коллектива [5].

Все это, в свою очередь, и определяет актуальность современных исследований, направленных на системный пересмотр психолого-педагогических основ образовательной структуры, на поиск новых средств образовательной деятельности, а также организацию условий для гармоничного развития социокультурной среды в образовательном пространстве ВУЗов.

Перед государством и обществом стоят проблемы вовлечения студенческой молодежи в общественную практику, обеспечения необходимой поддержкой процесс развития инициативной научной и творческой активности, социальной поддержки молодежи, находящейся в сложных жизненных ситуациях. Ключевой целью политики повышения качества образования, критерием качества воспитательной системы являются качество выпускника как единство качества специалиста и качества личности. В перспективной модели модернизации высшего образования значимость качества воспитания в многогранном образовательном процессе будет только возрастать [6].

Очевидно, что процесс развития личности студента нуждается в сопровождении и необходимой помощи со стороны профессорско-преподавательского состава ВУЗа, поскольку у многих студентов психологическое развитие отстает от физиологического возраста. Сегодня в молодежной студенческой среде проявляются негативные тенденции, такие как снижение интереса к инновационной как научной, так и творческой деятельности, низкий уровень вовлеченности молодежи в социокультурную, общественную практику, отсутствие полноценной и совершенной системы социальной поддержки студенчества. Эти проблемы набирают нарастающие темпы, так как проявляются практически во всех сферах жизнедеятельности - гражданской, профессиональной, социокультурной, семейно-бытовой.

Эффективное решение обозначенных проблем непосредственно связано с проблемой

модернизации учебно-воспитательной системы в высших учебных заведениях через оптимизацию кураторской деятельности в академической группе. Следовательно, процессы развития института кураторства в условиях современных ВУЗов могут рассматриваться как инновационные составляющие целостного воспитательно-образовательного пространства на основе сохранения северокавказских традиций народного воспитания, как куначество, наставничество, аталычество, гостеприимство [2].

На сегодняшний день институт кураторства переживает сложности переходного периода: незаинтересованность большей части преподавателей ВУЗа в выполнении обязанностей куратора, которые чаще им «навязываются» как дополнительная общественная нагрузка, или же не могут (в силу разных причин) успешно решать учебно-воспитательные задачи, стоящие перед педагогом как перед куратором академической студенческой группы.

Общеизвестно, что организационной единицей образовательного процесса ВУЗа является академическая группа, работа с которой представляет собой важнейший вектор преобразования традиционной системы учебно-воспитательной деятельности. Таким образом, кураторство представляет собой ведущую форму учебно-воспитательной работы со студентами в ВУЗе. А его основной целью является гармоничное воспитание личности студента в духе высоких гражданских чувств, придерживающегося системы общечеловеческих ценностей, а также с уважением относящегося к морально-духовным ценностям и традициям своего этноса, его нравственным устоям. И поэтому главная задача куратора состоит в сплочении студенческой группы, в превращении его в дружный коллектив, способный решать различные задачи. А самое главное воспитывать у студентов высокий дух патриотизма [4].

Общеизвестно, что в своей работе куратор руководствуется нормативными документами существующего законодательства Российской Федерации, Уставом университета, Положением о кураторе академической группы, Правилами внутреннего распорядка университета, Положением о студенческом общежитии. В соответствии с ними, и следует оказывать каждодневную помощь студентам в скорейшей адаптации к условиям обучения в ВУЗе,

организации и сохранении чувства взаимопомощи и всемерном содействии при теоретическом освоении и практическом применении учебных программ различных дисциплин.

Наряду с овладением теоретическими и практическими знаниями студент приобретает в процессе обучения опыт внутригруппо-вого общения (конформизм как чувство внут-ригрупповой внушаемости); взаимодействия с разными уровнями социальных институтов и образовательными структурами ВУЗа; организации совместной работы со студентами старших курсов с целью повышения качества обучения. При организации кураторской работы нами были определены не только взаимосвязанные, но и взаимозависимые уровни взаимоотношений в системной цепочке «куратор - группа - учебное заведение». Во-первых, это «Общественно-полезная деятельность», то есть комплекс мероприятий, выполняемых всеми студентами в индивидуальном и групповом порядке; во-вторых, институт «Студенческого самоуправления», то есть равномерное, а главное, посильное распределение обязанностей между членами академической группы с целью сплочения группы; в-третьих, «Студенческий досуг» в качестве психологически релаксационной составляющей студенческой жизни.

Гармоничное взаимодействие этих компонентов учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, и образует позитивную основу для дальнейшей оптимизации института кураторства. Ну, а в качестве механизма воплощения общественной деятельности студентов в ВУЗе, нам кажутся целесообразными следующие способы и методы: дежурство в аудитории, помощь в облагораживании территории, производственная или педагогическая практика, помощь в организации и проведении научных семинаров, тематических вечеров, круглых столов, научно-практических конференций, научных брейн-рингов, культурно-массовых, спортивных мероприятий, благотворительных акций со специализированными учреждениями и др. Естественно, что право реализации иных креативных идей и замыслов не возбраняется, а, наоборот, остается за студентами и их куратором при поддержке руководства ВУЗа [1].

Осуществление работы в данных (или других) направлениях преследует несколько целей: позволяет студентам раскрыть внутрен-

ние, интеллектуальные ресурсы, организаторские способности. И при этом обогатить личный опыт профессионального и личностного взаимодействия с социумом, выстраивая обозримую перспективу, занимая активную позицию в многогранной жизни ALMA-MATER.

Следующим важным направлением кураторской работы, на наш взгляд, является организация и воплощение студенческого самоуправления. В академической группе сферы деятельности и обязанности целесообразнее распределять не по традиционной устаревшей норме, то есть только между старостой, профоргом и организатором. Целесообразнее дополнительно вводить «активные группы». То есть, микрогруппы, формируемые для реализации конкретного мероприятия из действующего состава существующей академической группы. При этом случае, постоянно могут функционировать следующие микрогруппы: «креативная группа» с подвижным составом, группа «Общежитие - второй дом», группа «Мы за благотворительные акции» и. т. д. Соответственно, в каждой микрогруппе определяется лидер, осуществляющий координирующую и контролирующую функции. По личному желанию студенты могут быть членами нескольких микрогрупп. Таким образом, перераспределение обязанностей в студенческой группе позволяет мобилизовать ресурсы всей группы в целом и удовлетворить личные стремления каждого студента (что, на наш взгляд, целесообразно и плодотворно).

Организация досуга в группе может осуществляться через проведение ряда мероприятий. Мы предлагаем следующий перечень:

• встречи со студентами старших и параллельных курсов;

• празднование дней рождений, экскурсии;

• «летопись» курса: составление фотоальбома, компьютерной и стендовой презентации видео.

Осуществление этих мероприятий в кураторской группе позволяет сформировать доброжелательную атмосферу взаимопомощи, взаимовыручки, сотрудничества, способствуя дальнейшему сплочению группы, содействовать при этом психологической адаптации студента внутри группы, расширяя и позитивно углубляя межличностные отношения.

Кураторская работа в академической группе осуществляется на индивидуальном (1) и

групповом (2) уровнях. Следовательно, деятельность на первом уровне предполагает следующий (базовый) «перечень» способов успешного взаимодействия студента с куратором и сокурсниками: осуществление обязательных личных встреч с куратором (имеющих целью определить проблемы, возникающие у студента в учебном процессе, во взаимоотношениях в группе, в адаптации к условиям обучения, проживания в общежитии); поиск путей преодоления возникших затруднений; построение позитивной перспективы учебного и профессионального роста студента. При этом отмечаются личные, академические, общественные достижения студента. В течение всего учебного года по запросу студента осуществляются ситуативные беседы по инициативе, как куратора, так и студента. На втором уровне предполагаются еженедельные встречи всей группы с куратором для решения разных внутригрупповых, организационных задач, обмена информацией, организации оценочно-контролирующей функции со стороны куратора.

В процессе осуществления кураторской работы неизбежны, конечно же, и проблемы: несвоевременное исполнение общественных поручений, поручений куратора, игнорирование возложенных обязанностей, отказ некоторых студентов от посещения внутригруп-

повых мероприятий и. т. д. Для преодоления возникших (порой ситуативных) проблем рекомендуем использование ряда педагогических приемов в работе: индивидуальные беседы куратора со студентом(ми) для выяснения причин возникновения сложностей решения поставленных задач; предоставление возможности исправить проблемную ситуацию; назначение помощника (или группы помощников); перераспределение обязанностей между членами группы (мобильность); отстранение студента от выполнения возложенных ранее на него обязанностей с изменением его функциональной роли в группе; усиление работы внутри группы для привлечения неактивных студентов к мероприятиям.

Конечно, возможны и иные позитивные механизмы педагогического взаимодействия со студентами с целью расширения спектра деятельности академической группы в образовательном пространстве ВУЗа.

Кураторская работа, на наш взгляд, направлена, прежде всего, на адаптацию студента к условиям ВУЗа, создание поддерживающих отношений в академической группе, формирование социально одобряемого поведения студента, профессиональное и личностное самосовершенствование.

Литература

1. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2004. №8. 120 с.

2. Гелястанова Э.Х. Специфика педагогических условий формирования этических норм поведения студентов / Интернет-журнал «Мир Науки». Выпуск 4. 2014 (октябрь - декабрь) ISSN 2309-4265

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Утв. распоряжением Правительства РФ № 163-р от 7 февраля 2011 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ ipo/pnme/doc/5 5 070647/

4. Мартынова М.Д. Управление процессом профессионального и культурного становления студентов через институт кураторства // Университетское управление: практика и анализ. 2004. №5. 6(33). 106 с.

References

1. Gershunskij B.S. Kontseptsiya samoreali-zatsii lichnosti v sisteme obosnovaniya tsennostej i tselej obrazovaniya // Pedagogika. 2004. №8. 120 s.

2. Gelyastanova E.Kh. Spetsifika pedagogi-cheskikh uslovij formirovaniya etnicheskikh norm povedeniya studentov / Internet-zhurnal «Mir Nauki». Vypusk 4. 2014 (oktyabr-dekabr) ISSN2309-4265

3. Kontseptsiya Federalnoo tselevoo pro-grammy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gg. Utv. rasporyazheniem Pravitelstva RF №163-r ot 7 fevralya 2011g. Elektronnyj resurs. Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/55070647/

4. Martynova M.D. Upravlenie protsessom professionalnogo i kulturnogo stanovleniya stu-dentov cherez institut kuratorstva // Universitets-koe upravlenie: praktika i analiz. 2004. №5-6(33). 106 s.

5. Молодежь и ценности современного российского общества: Сб. науч. ст. и тез. межвуз. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во Омск. гос. тех. ун -та, 1998. 82 с.

6. Морозов В.В., Скробов А.П. Противоречивость социализации и воспитания молодёжи в условиях реформ // Социально-политический журнал. 1998. №1. 154 с.

7. Эффективная организация кураторской деятельности: учеб.-метод. пособ. / Т.П. Царапина, Т.А. Ульрих, И.В. Никулина. Пермь: Изд-во Перм. гос. техн. ун-та, 2010. 147 с.

8. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы: научно аналитический обзор. М.: Инион, 1999. 115 с.

9. ЯкиманскаяИ.С. Личностно-ориентиро-ванное обучение в современной школе // Сентябрь. 1996. 120 с.

10. Яркина Г. Человек как объект социальной педагогики и социальной работы: Теоретико-методологический аспект. М.: Б. и., 1996. 81 с.

5. Molodezh i tsennosti sovremennogo ros-sijskogo obschestva: Sb. nauch. st. i tez. mezh-vuz. nauch.-prakt. konf. Omsk: Izd-vo Omsk. gos. tekh. un-ta, 1998. 82 s.

6. Morozov V. V., Skrobov A.P. Protivorechi-vost sotsializatsii i vospitaniya molodezhi v us-loviyakh reform // Sotsialno-politicheskij zhur-nal. 1998. №1. 154 s.

7. Effektivnaya organizatsiya kuratorskoj deyatelnosti: ucheb.-metod. posob. / T.P. Tsara-pina, T.A. Ulrikh, I.V. Nikulina. Perm: Izd-vo Perm. gos. tekh. un-ta, 2010. 147 s.

8. Yakimova E.V. Sotsialnoe konstruirovanie realnosti: sotsialno-psikhologicheskie podkhody: nauchno analiticheskij obzor. M.: Inion, 1999. 115 s.

9. Yakimanskaya I.S. Lichnostno-orientiro-vannoe obuchenie v sovremennoj shkole // Sen-tyabr. 1996. 120 s.

10. Yarkina G. Chelovek kak obekt sotsialnoj pedagogiki i sotsialnoj raboty: Teoretiko-metodologicheskij aspect. M.: B.i., 1996. 81 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.