Научная статья на тему 'Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен'

Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2064
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ / ПЕДАГОГИ / РЕФЛЕКСИЯ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENA / TEACHERS / REFLECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна, Галагузова Юлия Николаевна

Статья посвящена изучению сущности и структуры педагогической деятельности как психолого-педагогического феномена. Авторы поднимают проблему неоднозначного толкования сущности и структуры педагогической деятельности в психологии и педагогике, что препятствует формированию у будущих педагогов и педагогов-психологов целостного представления о данном феномене. В связи с этим основной целью исследования является изучение сущности и структуры педагогической деятельности на основе интеграции ее психологических и педагогических характеристик. Психологической основой педагогической деятельности является представление о ней как о деятельности, что позволяет опираться при ее изучении на общую структуру деятельности. Однако характеристика педагогической деятельности не может быть полной без учета ее специфических особенностей, рассматриваемых в педагогике наличие субъектной позиции и педагога, и обучающихся, что определяет ее совместный характер. Психологический аспект педагогической деятельности раскрывает личностные особенности педагога и обучающихся, вопросы формирования их мотивации, основы становления конструктивного взаимодействия и совместной деятельности, а также механизмы развития рефлексии. Педагогический аспект позволяет осознать содержание педагогической деятельности, определить ее цели и задачи, выделить особенности ее реализации как совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществить выбор средств и разнообразных способов деятельности для достижения намеченных результатов. Авторами уточнены компонентный состав и структура педагогической деятельности с учетом выявленных закономерностей и современных тенденций развития образования. Авторы приходят к заключению, что при изучении понятия «педагогическая деятельность» в ходе профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов необходимо учитывать его междисциплинарный характер и рассматривать как психолого-педагогический феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL ACTIVITY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

The article is devoted to the study of the essence and structure of pedagogical activity as a psycho-pedagogical phenomenon. The authors raise the problem of ambiguous interpretation of the essence and structure of pedagogical activity in psychology and pedagogy, which prevents the future teachers and psychologists from forming a holistic view of this phenomenon. In this regard, the main purpose of the study is to study the essence and structure of educational activities based on the integration of its psychological and pedagogical characteristics. The psychological basis of pedagogical activity is the idea of it as an activity, which makes it possible to rely on the general structure of activity when studying it. However, the pedagogical activity characteristic can not be complete without taking into account its specific features discussed in pedagogy the presence of a subject Posi tion and teacher, and students that determines its collaborative nature. The psychological aspect of pedagogical activity reveals the personality characteristics of the teacher and students, the formation of their motivation, the basis for the formation of constructive interaction and joint activities, as well as the mechanisms for the development of reflection. The pedagogical aspect allows you to realize the content of pedagogical activity, define its goals and objectives, highlight the features of its implementation as a joint activity of the teacher and students, make a choice of means and various ways of working to achieve the intended results. The authors clarified the component composition and structure of pedagogical activity in view of the revealed patterns and modern trends in the development of education. The authors conclude that when studying the concept of “pedagogical activity” in the course of professional teachers and psychologists, it is necessary to take into account its interdisciplinary nature and to consider it as a psychological and pedagogical phenomenon.

Текст научной работы на тему «Педагогическая деятельность как психолого-педагогический феномен»

УДК 37.015.31 ББК Ю969

DO110.26170/po 19-03-09 ГРНТИ 15.81.21

Код ВАК 19.00.07

Верхотурова Юлия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: yula15118@mail.ru

Галагузова Юлия Николаевна,

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: yung.ektb@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогическая деятельность; педагогическая психология; психолого-педагогические феномены; педагоги; рефлексия.

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена изучению сущности и структуры педагогической деятельности как психолого-педагогического феномена. Авторы поднимают проблему неоднозначного толкования сущности и структуры педагогической деятельности в психологии и педагогике, что препятствует формированию у будущих педагогов и педагогов-психологов целостного представления о данном феномене. В связи с этим основной целью исследования является изучение сущности и структуры педагогической деятельности на основе интеграции ее психологических и педагогических характеристик. Психологической основой педагогической деятельности является представление о ней как о деятельности, что позволяет опираться при ее изучении на общую структуру деятельности. Однако характеристика педагогической деятельности не может быть полной без учета ее специфических особенностей, рассматриваемых в педагогике — наличие субъектной позиции и педагога, и обучающихся, что определяет ее совместный характер.

Психологический аспект педагогической деятельности раскрывает личностные особенности педагога и обучающихся, вопросы формирования их мотивации, основы становления конструктивного взаимодействия и совместной деятельности, а также механизмы развития рефлексии. Педагогический аспект позволяет осознать содержание педагогической деятельности, определить ее цели и задачи, выделить особенности ее реализации как совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществить выбор средств и разнообразных способов деятельности для достижения намеченных результатов. Авторами уточнены компонентный состав и структура педагогической деятельности с учетом выявленных закономерностей и современных тенденций развития образования.

Авторы приходят к заключению, что при изучении понятия «педагогическая деятельность» в ходе профессиональной подготовки педагогов и педагогов-психологов необходимо учитывать его междисциплинарный характер и рассматривать как психолого-педагогический феномен.

Verkhoturova Julia Anatolievna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University,Ekaterinburg, Russia.

Galaguzova Yuliya Nikolaevna,

Doctor of Pedagogy, Professor, Head of the Department of Pedagogy, Ural State Pedagogic University, Ekaterinburg, Russia PEDAGOGICAL ACTIVITY

AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON

KEYWORDS: pedagogical activity; pedagogical psychology; psychological and pedagogical phenomena; teachers; reflection.

ABSTRACT. The article is devoted to the study of the essence and structure of pedagogical activity as a psycho-pedagogical phenomenon. The authors raise the problem of ambiguous interpretation of the essence and structure of pedagogical activity in psychology and pedagogy, which prevents the future teachers and psychologists from forming a holistic view of this phenomenon. In this regard, the main purpose of the study is to study the essence and structure of educational activities based on the integration of its psychological and pedagogical characteristics.

The psychological basis of pedagogical activity is the idea of it as an activity, which makes it possible to rely on the general structure of activity when studying it. However, the pedagogical activity characteristic can not be complete without taking into account its specific features discussed in pedagogy - the presence of a subject Posi tion and teacher, and students that determines its collaborative nature.

The psychological aspect of pedagogical activity reveals the personality characteristics of the teacher and students, the formation of their motivation, the basis for the formation of constructive interaction and joint activities, as well as the mechanisms for the development of reflection. The pedagogical aspect allows you to realize the content of pedagogical activity, define its goals and objectives, highlight the features of its implementation as a joint activity of the teacher and students, make a choice of means and various ways of working to achieve the intended results.

The authors clarified the component composition and structure of pedagogical activity in view of the revealed patterns and modern trends in the development of education.

The authors conclude that when studying the concept of "pedagogical activity" in the course of professional teachers and psychologists, it is necessary to take into account its interdisciplinary nature and to consider it as a psychological and pedagogical phenomenon.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ. 2019. № 3

63

Одним из самых сложных и многогранных понятий, которое используется как в педагогике, так и в психологии является понятие «педагогическая деятельность». Оно относится к основным категориям педагогики и одновременно изучается педагогической психологией — относительно новым научным направлением, которое наряду с другими задачами изучает психологические основы деятельности учителя [6].

Различные аспекты профессионального труда учителя достаточно подробно рассмотрены в научной литературе. Изучению характерных особенностей деятельности и личности учителя, его педагогических способностей и мастерства посвящены работы А. А. Бодалева, С. Г. Вершловского, В. А. Кан-Калика, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина и др. Сущность и структура педагогической деятельности как целостной и развивающейся педагогической реальности представлена в работах И. А. Зимней, А. К. Марковой, Л. М. Митиной и др.

Понятие «педагогическая деятельность» широко используется не только в научной и учебной литературе по педагогике и психологии, но и применяется во всех действующих нормативных актах в сфере образования, в том числе, в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном, общем, основном общем, среднем общем образовании)».

Особое внимание изучению сущности и структуры педагогической деятельности уделяется в ходе профессиональной подготовки будущих педагогов и педагогов-психологов. Так, например, изучению особенностей профессиональной деятельности педагога посвящен один из разделов «Педагогики» — учебной дисциплины, изучаемой на первом и втором курсах вуза [12]. В то же время противоречивость трактовок понятия «педагогическая деятельность», представленных в учебниках по педагогике и психологии, разнообразие позиций авторов относительно ее компонентного состава и структуры препятствуют формированию у студентов целостного представления о данном феномене. В связи с этим необходимо изучить сущность и структуру педагогической деятельности на основе интеграции ее психологических и педагогических характеристик.

С точки зрения педагогической психологии педагогическая деятельность представляет собой разновидность деятельности человека. Понятие «деятельность» является важнейшим для психологии, так как именно деятельность опосредует все психические процессы. Деятельность в психологии определяется как динамическая система взаи-

модействий субъекта с внешним миром, в ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности [4]. Теория деятельностного подхода, основу которой составили труды Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, позволяет рассматривать деятельность как единственно эффективный способ для человека быть и оставаться личностью. В соответствии с основными положениями данного подхода, сознание и психика человека в целом не только формируются в деятельности, но и проявляются в ней, что подтверждает их единство [5; 15].

Деятельность человека имеет определенную структуру. Субъектом деятельности считается тот человек, который ее осуществляет, а объектом деятельности — тот, на кого это воздействие направлено. Личность осуществляет деятельность сознательно, руководствуясь определенным мотивом. Предвидение предстоящего результата деятельности позволяет четко определить ее цель. Для достижения поставленной цели человек реализует определенные действия, которые осуществляются последовательно и тесно связаны между собой. При достижении определенного результата субъект сопоставляет его с ранее намеченной целью, что позволяет сделать вывод о степени удовлетворения его потребностей [1; 7].

Представленная структура является основой для характеристики любого вида деятельности человека, однако для рассмотрения деятельности как педагогического феномена она должна быть конкретизирована с учетом специфических особенностей педагогической профессии.

Понятие «педагогическая деятельность» в педагогической психологии рассматривается как вид профессионально-трудовой деятельности, профессиональная активность учителя, в ходе которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания, осуществляется личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие учащихся, одновременно выступающее как основа их саморазвития и самосовершенствования [1; 5; 15].

В педагогике педагогическая деятельность представляется как взаимодействие, совместная деятельность учителя и учащегося, в ходе которой учащийся проявляет свою собственную активность [2; 8]. Например, в учебном пособии Б. Т. Лихачева педагогическая деятельность определяется как взаимосвязанная, совместная, ориентированная на общечелове-

© Верхотурова Ю. А., Галагузова Ю. Н., 2019

ческие ценности учебно-воспитательная деятельность учителя и учащегося (обучение, воспитание и самовоспитание), в процессе которой личность ребенка является самоценностью [8]. Исходя из этого, первой особенностью педагогической деятельности, которая должна учитываться при определении ее структуры, является тесная взаимосвязь ее субъекта и объекта.

Субъектом педагогической деятельности является педагог. Его деятельность опирается на систему доминирующих мотивов, которые побуждают его к осуществлению профессиональной деятельности и представляют собой педагогическую направленность его личности [4]. В деятельности педагога могут преобладать три разные группы мотивов — гуманистические (общественные), личные (эгоцентрические) и деловые. Однако только гуманистические мотивы, ориентирующие педагога на духовно-нравственные интересы всех участников педагогического процесса, способствуют становлению субъектной позиции обучающегося в учебно-воспитательном процессе [15].

Объектом педагогической деятельности является как личность ученика или воспитанника, так и процесс ее развития и совершенствования через усвоение обучающимся необходимой системы знаний о мире, овладение разнообразными способами деятельности, развитие способностей, его духовно-нравственного становления [12]. В данном случае обучающийся является не пассивным объектом педагогического воздействия, а субъектом учебной деятельности, взаимосвязанной с деятельностью педагога. Он обладает собственной мотивацией, принимает участие в выборе методов и средств самообразования, а также оценке достигнутых результатов. Только при таком условии происходят наиболее значимые изменения в личности учащегося.

Вопросы формирования мотивации к профессиональной и учебной деятельности, изучения личностных характеристик учащегося и педагога составляют психологический аспект педагогической деятельности. По мнению С. Л. Рубинштейна, они являются побуждающими, направляющими, но не могут самостоятельно обеспечить достижение реального результата. Необходимы конкретные шаги, действия, при помощи которых будет осуществляться воздействие на объект, составляющие «исполнительский» аспект педагогической деятельности, который подробно изучается в педагогике [15].

«Исполнительская» составляющая педагогической деятельности может быть охарактеризована на основе изучения ее функций (функциональный подход) или посредством изучения ее основных этапов

(деятельностный подход). Функциональный подход к определению структуры педагогической деятельности нашел отражение в исследованиях Н. В. Кузьминой и А. И. Щербакова. Н. В. Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. В основе каждого лежат реализуемые педагогом функции или функциональные виды деятельности. Так, например, конструктивный компонент представляется совокупностью трех видов деятельности: конструктивно-содержательной (отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса), конструктивно-оперативной (планирование своих действий и действий учащихся) и конструктивно-материальной (проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса). Организационный компонент, с точки зрения А. И. Щербакова, может быть представлен как единство информационной, развивающей, ориентаци-онной и мобилизационной функций [14].

Второй подход возвращает нас к психологической структуре деятельности. Так, А. К. Маркова выделяет в структуре профессиональной педагогической деятельности три важнейших компонента [9]: постановка учителем педагогических целей и задач; выбор и применение средств воздействия на учащихся; контроль и оценка учителем своих собственных педагогических воздействий или педагогический самоанализ.

В связи с изменением парадигмы образования в начале ХХ в. выделенные автором три компонента можно представить в виде модели, отражающей современные тенденции развития образования (рис. 1).

Цель является важнейшей характеристикой педагогической деятельности. Именно осознанное, обоснованное целепо-лагание субъекта деятельности определяет ее успешность и позволяет достичь заданного результата. Цель педагогической деятельности является иерархичной и определяется на нескольких уровнях — от высшей цели, определяющей стратегию педагогической деятельности, к целям отдельного урока или мероприятия. Однако именно осознание педагогом высшей цели педагогической деятельности — развитие личности в гармонии с самим собой и социумом, инициируемой гуманистическими мотивами, позволяет создать в педагогическом процессе условия, необходимые для освоения ребенком накопленной человечеством культуры и духовных ценностей, раскрытия его внутреннего потенциала, развития таких качеств личности, которые помогают человеку реализовать себя как члена соци-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРА

ума и как неповторимую индивидуальность [3; 12; 14]. Цель педагогической деятельности, заданная в конкретных условиях на основе анализа педагогических ситуаций,

Е В РОССИИ. 2019. № 3 65

становится основой для определения педагогических задач, последовательно решаемых в ходе педагогического процесса.

Постановка целей и задач

V.

Педагогическая рефлексия

ЦЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

1 1

ЗАДАЧИ

Выбор и применение средств совместной деятельности

Мотив

о «

и

в

2 й

сг

ю О

Результат

Рис. 1. Структура педагогической деятельности

Основная специфика педагогической деятельности заключается в том, что педагог должен не только сам определить цели и задачи деятельности, но и трансформировать их в доступную для восприятия обучающихся форму, стимулировать их активность при обосновании собственной цели и задач. Позитивные мотивы и результативная деятельность учащихся во многом определяют итоговый результат, что подчеркивает совместный характер педагогической деятельности.

При выборе средств совместной деятельности основная роль принадлежит педагогу. В арсенале современного педагога имеется множество материальных средств и разнообразных способов деятельности, которые представлены многочисленными приемами, методами и педагогическими технологиями. Приобретая профессиональный опыт, педагог развивает умения делать правильный выбор методов обучения и воспитания, а также выбирать педагогические технологии с учетом потребностей и особенностей обучающихся, создавать условия для их реализации в конкретной педагогической среде. Однако основная задача современного педагога — сформировать у обучающихся навыки самообразования и самовоспитания, научить их учиться самостоятельно. В этой связи обучающиеся должны принимать активное участие в планировании совместной работы, готовится к ее выполнению и, включаясь в разнообразные виды деятельности, на основе совместных усилий, достигать

намеченного результата.

Контроль и оценка результатов педагогической деятельности, как деятельности совместной, осуществляется не только педагогом, но и обучающимися. При этом анализу подвергаются все стороны как педагогической, так и учебной деятельности. В связи с этим третьим значимым компонентом педагогической деятельности является педагогическая рефлексия, а не педагогический самоанализ, как это было рассмотрено в теории А. К. Марковой ранее.

Понятие «рефлексия» является междисциплинарным, однако его специфика как компонента деятельности рассматривается в психологии [5; 15]. Рефлексия представляет собой процесс познания и анализ субъектом явлений собственного сознания и собственной деятельности [11]. Рефлексия интегрирует все психические функции для одной цели: обеспечить существование деятельности как источника существования самого человека [10].

По мнению А. М. Новикова, рефлексия имеет большое значение для развития как отдельной личности, так и коллективов, социальных общностей, так как «приводит к целостному представлению, знанию о целях, содержании, формах, способах и средствах своей деятельности; позволяет критически отнестись к себе и своей деятельности в прошлом, настоящем и будущем; делает человека, социальную систему субъектом своей активности» [11, с. 186].

Рефлексивные процессы пронизывают

профессиональную деятельность учителя, проявляясь и в ситуации непосредственного взаимодействия с учениками, и в процессе проектирования и конструирования их учебной деятельности, и на этапе самоанализа и самооценки собственной деятельности самого себя как ее субъекта [10].

Рефлексия позволяет педагогу не только познать особенности своих действий и причины этого, но и понять позиции обучающегося, особенности его восприятия, эмоциональных состояний, его реакций на действия педагога и, в соответствии с этим, изменить, скорректировать собственную позицию и действия. Однако позиция педагога в процессе рефлексии не является односторонней. Обучающийся как субъект учебной деятельности также вовлекается в этот процесс и анализирует не только свою деятельность и свои достижения, но и дает оценку действиям педагога. В ходе педагогической рефлексии осуществляется само- и взаимооценка участников деятельности, процесса взаимодействия или совместной деятельности, а также состояния внутреннего мира и развития его участников. Следовательно, педагогическая рефлексия может рассматриваться как процесс и результат фиксирования субъектами уровня своего развития и саморазвития и причин этого.

Делая выводы, можно заключить, что как в научных исследованиях, так и в учебной литературе при характеристике понятия «педагогическая деятельность» необходимо рассматривать ее как психолого-педагогический феномен. Психологи-

ческой основой педагогической деятел ь-ности является представление о ней как о деятельности, что позволяет опираться при ее изучении на общую структуру деятельности. Однако характеристика педагогической деятельности не может быть полной без учета ее специфических особенностей, рассматриваемых в педагогике — наличие субъектной позиции и педагога, и обучающихся, что определяет ее совместный характер.

Психологический аспект педагогической деятельности раскрывает личностные особенности педагога и обучающихся, вопросы формирования их мотивации, основы становления конструктивного взаимодействия и совместной деятельности, а также механизмы развития рефлексии. Педагогический аспект позволяет осознать содержание педагогической деятельности, определить ее цели и задачи, выделить особенности ее реализации как совместной деятельности педагога и обучающихся, осуществить выбор средств и разнообразных способов деятельности для достижения намеченных результатов.

Понимание педагогической деятельности как целостного психолого-педагогического феномена позволит будущим педагогам и педагогам-психологам преодолеть возможные затруднения при изучении закономерностей обучения и воспитания и в будущем, в рамках профессиональной деятельности, обеспечить все условия для формирования субъектной позиции обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вавилов Ю. П. О психологической структуре педагогической деятельности // Ярославский педагогический вестник. — 2012. — Т. II. — № 1. — С. 270-273.

2. Гребенкина Л. К., Жокина Н. А., Еремкина О. В. Введение в педагогическую деятельность : учеб.-метод. пособие; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — Рязань, 2006. — 168 с.

3. Верхотурова Ю. А., Галагузова Ю. Н. Проблема целеполагания в педагогической деятельности при внедрении профессионального стандарта педагога // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. — 2016. — № 5 (44). — С. 11-14.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология [Электронный ресурс]. — Ростов н/Д. : Феникс, 1997. — 480 с. — Режим доступа: http://psycЫib.ru/mgppu/zim/zim-00l-.htm#ЧАСТЬ_V (дата обращения 02.03.2019).

5. Ключко О. И., Сухарева Н. Ф. Педагогическая психология. — М. — Берлин : Директ-Медиа, 2015. — 234 с.

6. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап. — М. : Академия, 2006. — 400 с.

7. Лапина О. А., Пядушкина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для вузов. — М. : Академия, 2007. — 160 с.

8. Лихачев Б. Т. Педагогика : курс лекций. — М. : ВЛАДОС, 2010. — 647 с.

9. Маркова А. К. Психология труда учителя. — М. : Просвещение, 1993. — 192 с.

10. Морозова Т. А. Формирование педагогической рефлексии как основы профессионального становления будущего учителя : дис. ... канд. психол. наук. — Тула, 2013. — 177 с.

11. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. — М. : ИЭТ, 2013. — 268 с.

12. Основы педагогики : учебник / Т. С. Дорохова, Ю. А. Верхотурова, М. А. Галагузова [и др.] ; под ред. М. А. Галагузовой. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 272 с.

13. Севенюк С. А., Шамина Н. П. Формирование педагогической рефлексии в процессе подготовки будущих учителей начальной школы к профессиональной деятельности // Самарский научный вестник. — 2017. — Т. 6. — № 2 (19). — С. 241-243.

14. Сластенин В. А., И. Ф. Исаев, Шиянов Е. Н. Педагогика. — М. : Академия, 2004. — 576 с.

15. Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология [Электронный ресурс] : учеб. пособие. — 2-е изд. — 2013. — Режим доступа: Ыttp://elibrary.bsu.az/books_l6з/N_l07.pdf (дата обращения: 02.03.2019).

nEflAromHECKOE OEPA3OBAHME B POCCMM. 2019. № 3

67

REFERENCES

1. Vavilov Yu. P. O psikhologicheskoy strukture pedagogicheskoy deyatel'nosti // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. — 2012. — T. II. — № 1. — S. 270-273.

2. Grebenkina L. K., Zhokina N. A., Eremkina O. V. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb.-metod. posobie; Ryaz. gos. un-t im. S. A. Esenina. — Ryazan', 2006. — 168 s.

3. Verkhoturova Yu. A., Galaguzova Yu. N. Problema tselepolaganiya v pedagogicheskoy deyatel'nosti pri vnedrenii professional'nogo standarta pedagoga // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2016. — № 5 (44). — S. 11-14.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya [Elektronnyy resurs]. — Rostov n/D. : Feniks, 1997. — 480 s — Rezhim dostupa: http://psychlib.ru/mgppu/zim/zim-001-.htm#ChAST''_V (data obrashcheniya 02.03.2019).

5. Klyuchko O. I., Sukhareva N. F. Pedagogicheskaya psikhologiya. — M. — Berlin : Direkt-Media, 2015. — 234 s.

6. Kraevskiy V. V. Metodologiya pedagogiki: novyy etap. — M. : Akademiya, 2006. — 400 s.

7. Lapina O. A., Pyadushkina N. N. Vvedenie v pedagogicheskuyu deyatel'nost' : ucheb. posobie dlya vuzov. — M. : Akademiya, 2007. — 160 s.

8. Likhachev B. T. Pedagogika : kurs lektsiy. — M. : VLADOS, 2010. — 647 s.

9. Markova A. K. Psikhologiya truda uchitelya. — M. : Prosveshchenie, 1993. — 192 s.

10. Morozova T. A. Formirovanie pedagogicheskoy refleksii kak osnovy professional'nogo stanovleniya bu-dushchego uchitelya : dis. ... kand. psikhol. nauk. — Tula, 2013. — 177 s.

11. Novikov A. M. Pedagogika: slovar' sistemy osnovnykh ponyatiy. — M. : IET, 2013. — 268 s.

12. Osnovy pedagogiki : uchebnik / T. S. Dorokhova, Yu. A. Verkhoturova, M. A. Galaguzova [i dr.] ; pod red. M. A. Galaguzovoy. — M. : INFRA-M, 2019. — 272 s.

13. Sevenyuk S. A., Shamina N. P. Formirovanie pedagogicheskoy refleksii v protsesse podgotovki budush-chikh uchiteley nachal'noy shkoly k professional'noy deyatel'nosti // Samarskiy nauchnyy vestnik. — 2017. — T. 6. — № 2 (19). — S. 241-243.

14. Slastenin V. A., I. F. Isaev, Shiyanov E. N. Pedagogika. — M. : Akademiya, 2004. — 576 s.

15. Fominova A. N., Shabanova T. L. Pedagogicheskaya psikhologiya [Elektronnyy resurs] : ucheb. posobie. — 2-e izd. — 2013. — Rezhim dostupa: http://elibrary.bsu.az/books_163/N_107.pdf (data obrashcheniya: 02.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.