Научная статья на тему 'Деятельностный подход к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей'

Деятельностный подход к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTIVITY APPROACH / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / OCCUPATIONAL STANDARD / РАННЕЕ РАЗВИТИЕ / EARLY DEVELOPMENT / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / CONTENT OF EDUCATION / ADVANCED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна

В статье обосновывается необходимость обновления содержания профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей, которая получила развитие в рамках дошкольного образования. В качестве основания для отбора содержания профессиональной переподготовки педагогов выбран деятельностный подход, который предполагает рассмотрение изучаемого предмета с позиции деятельности. В статье рассматриваются требования к трудовым действиям, знаниям и умениям педагога, работающего с детьми младенческого и раннего возраста с точки зрения профессионального стандарта «Педагог» и накопленного практического опыта, приводится анализ содержания действующих программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста, рассматриваются нормативные требования к содержанию профессиональной переподготовки педагогов. Автор приходит к заключению, что, помимо регламентированных документами базовых разделов, содержание профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей должно предполагать углубленную теоретическую подготовку слушателей по физиологии, психологии и педагогике младенческого и раннего возраста, мерам оказания первой помощи; включать организационные аспекты работы с детьми младенческого и раннего возраста в учреждениях различных типов и форм собственности в группах с разным режимом дня, а также в семье; способствовать развитию диагностических, прогностических и рефлексивных умений педагога, нацеливать их на осознанное применение методик раннего развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верхотурова Юлия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY APPROACH TO THE CONTENT OF advanced training OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF early development of CHILDren

The article substantiates the need to update the content of advanced training of teachers in the system of early development of children, carried out in the framework of pre-school education. The activity approach was chosen as a basis for the selection of content, which involves consideration of the subject under study in terms of activity. The article discusses the requirements for professional actions, knowledge and skills of the teachers working with infants and young children from the perspective of the professional standard "Pedagogue" and accumulated practical experience, analyze the content of existing training programs, further training and professional development of teachers working with infants and young children, and consider the normative requirements for the content of advanced training of teachers. The author comes to the conclusion that that in addition to the basic sections regulated by documents, the content of advanced training of teachers in the system of early development of children should include profound theoretical training of students in physiology, psychology and pedagogy of infants and young children, and first aid measures; include organizational aspects of work with infants and young children in institutions of various types and forms of ownership in groups with different day routine, as well as in the family; contribute to the development of diagnostic, prognostic and reflective abilities of the teacher, to orient them toward a conscious use of techniques of early development of children.

Текст научной работы на тему «Деятельностный подход к содержанию профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей»

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

УДК 378.046.4

ББК 74.48 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.01

Верхотурова Юлия Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: yula15118@mail.ru.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К СОДЕРЖАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: деятельностный подход, профессиональная переподготовка, профессиональный стандарт, раннее развитие, содержание образования.

АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается необходимость обновления содержания профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей, которая получила развитие в рамках дошкольного образования. В качестве основания для отбора содержания профессиональной переподготовки педагогов выбран деятельностный подход, который предполагает рассмотрение изучаемого предмета с позиции деятельности.

В статье рассматриваются требования к трудовым действиям, знаниям и умениям педагога, работающего с детьми младенческого и раннего возраста с точки зрения профессионального стандарта «Педагог» и накопленного практического опыта, приводится анализ содержания действующих программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми младенческого и раннего возраста, рассматриваются нормативные требования к содержанию профессиональной переподготовки педагогов.

Автор приходит к заключению, что, помимо регламентированных документами базовых разделов, содержание профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей должно предполагать углубленную теоретическую подготовку слушателей по физиологии, психологии и педагогике младенческого и раннего возраста, мерам оказания первой помощи; включать организационные аспекты работы с детьми младенческого и раннего возраста в учреждениях различных типов и форм собственности в группах с разным режимом дня, а также в семье; способствовать развитию диагностических, прогностических и рефлексивных умений педагога, нацеливать их на осознанное применение методик раннего развития детей.

Verkhoturova Yuliya Anatol'evna,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Pedagogy, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

ACTIVITY APPROACH TO THE CONTENT OF ADVANCED TRAINING OF TEACHERS IN THE SYSTEM OF EARLY DEVELOPMENT OF CHILDREN

KEYWORDS: activity approach, advanced training, occupational standard, early development, content of education.

ABSTRACT. The article substantiates the need to update the content of advanced training of teachers in the system of early development of children, carried out in the framework of pre-school education. The activity approach was chosen as a basis for the selection of content, which involves consideration of the subject under study in terms of activity.

The article discusses the requirements for professional actions, knowledge and skills of the teachers working with infants and young children from the perspective of the professional standard "Pedagogue" and accumulated practical experience, analyze the content of existing training programs, further training and professional development of teachers working with infants and young children, and consider the normative requirements for the content of advanced training of teachers.

The author comes to the conclusion that that in addition to the basic sections regulated by documents, the content of advanced training of teachers in the system of early development of children should include profound theoretical training of students in physiology, psychology and pedagogy of infants and young children, and first aid measures; include organizational aspects of work with infants and young children in institutions of various types and forms of ownership in groups with different day routine, as well as in the family; contribute to the development of diagnostic, prognostic and reflective abilities of the teacher, to orient them toward a conscious use of techniques of early development of children.

■рофессиональная деятельность пе- нии в РФ» и федерального государственно-

_дагогов дошкольного образования го стандарта дошкольного образования

за последние годы претерпела существен- (ФГОС ДО), который вступил в силу с 1 ян-

ные изменения. В первую очередь, это свя- варя 2014 года. В стандарте впервые опре-

зано с принятием Закона РФ «Об образова- делены целевые ориентиры развития детей

© Верхотурова Ю. А., 2016

И

раннего возраста, подчеркивается необходимость введения разнообразных форм поддержки раннего развития детей в учреждениях разного типа [15]. Это подтверждает тот факт, что в рамках дошкольного образования формируется новая достаточно автономная и обладающая специфическими характеристиками система раннего развития детей, которая призвана обеспечить успешность социализации ребенка на этапах младенческого и раннего возраста. В связи с этим возникает потребность профессиональной переподготовки как кадровых сотрудников дошкольных образовательных учреждений, так и подготовки нового кадрового состава педагогов, готовых вести работу с семьей и детьми младенческого и раннего возраста [13].

Различные аспекты подготовки специалистов дошкольного профиля в вузе достаточно полно отражены в работах А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунской, Л. В. Моисеевой, Н. И. Росляковой и др. В то же время содержание профессиональной переподготовки педагогов, способных вести работу с детьми младенческого и раннего возраста, недостаточно разработано. Мы предполагаем, что в качестве основы для отбора содержания профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей может выступить деятельностный подход, так как именно данный подход позволяет подготовить кадры с учетом новых требований, предъявляемых к профессиональной деятельности педагога [6].

Общие требования к содержанию профессиональной переподготовки педагогов закреплены в Федеральных государственных требованиях к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников [14]. Структура программ с учетом положений данного документа является регламентированной и включает базовую и профильную части. Базовую часть составляют два основных раздела - нормативно-правовой и психолого-педагогический. Профильная часть определяется содержанием конкретной предметной области или вида профессиональной деятельности, что также предполагает применение деятельностного подхода к отбору содержания профессиональной переподготовки.

Деятельностый подход нашел широкое применение в современных исследованиях, изучающих различные аспекты профессиональной подготовки и переподготовки педагогов [2; 8; 10]. Данный подход представляет собой «методологическое направление исследования, предполагающее описание, объяснение и проектирование различных

предметов, подлежащих научному рассмотрению с позиции деятельности» [11, с. 28]. Применение деятельностного подхода к отбору содержания профессионального образования в этой связи предполагает ориентацию на основной вид профессиональной деятельности и ее ведущие характеристики, во многом определяемые требованиями профессионального стандарта [9].

В сфере педагогической деятельности профессиональный стандарт был принят в 2013 году, и после его вступления в силу он станет единой основой, определяющей требования к трудовым действиям, знаниям и умениям учителя и воспитателя [12]. Анализ основных разделов профессионального стандарта «Педагог» позволил выделить ряд трудовых действий, которыми должен овладеть педагог для успешной реализации программы дошкольного образования с участием детей раннего возраста. Так, воспитатель должен умело планировать и реа-лизовывать образовательную работу в группе детей раннего возраста на основе ФГОС ДО и основной образовательной программы; организовывать разнообразные виды деятельности детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития; организовывать и проводить педагогический мониторинг и анализ образовательной работы в группе детей раннего возраста; умело взаимодействовать со специалистами для оказания помощи детям с особыми образовательными потребностями.

Опора на деятельностный подход при выборе содержания образования не предполагает отказа от исследовательского и теоретического компонентов подготовки педагогов, так как только прочные знания становятся основой формирования умений и осознанного выполнения трудовых действий [8; 10]. Важно, чтобы профессиональная переподготовка в равной степени обеспечивала формирование глубоких теоретических знаний и накопление опыта практической деятельности [14]. Теоретический компонент, включающий базовые, исходные концептуальные положения, идеи и принципы, в дальнейшем будет выступать в качестве гносеологической основы деятельности педагога и составит основу ее содержания [4, с. 132].

Профессиональный стандарт педагога также указывает на значимость формирования основных знаний и умений, которыми должен овладеть педагог для успешного выполнения трудовых действий. Так, воспитатель должен знать: специфику дошкольного образования и особенности организации работы с детьми раннего возраста, общие закономерности развития ребенка в раннем возрасте. Воспитатель должен

уметь: организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем возрасте, применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего возраста, выстраивать партнерское взаимодействие с родителями детей раннего возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

В то же время, как показывает практически вековой опыт организованной работы с детьми младенческого и раннего возраста в нашей стране, воспитателю групп раннего возраста знаний общих закономерностей развития детей недостаточно. Для работы с детьми младенческого и раннего возраста, воспитателю необходимо иметь достаточно глубокие знания в области возрастной физиологии и гигиены, в особенности - физиологии высшей нервной деятельности, что само по себе предполагает знание анатомии. Также воспитатель должен владеть основами первичных медицинских знаний, чтобы своевременно выявить признаки заболеваний и квалифицированно оказать ребенку первую помощь в экстренной ситуации. Эти требования учитывались в советских яслях, когда к работе с детьми раннего возраста допускались медицинские сестры [5]. Воспитатель должен знать закономерности психического развития детей, уметь выделять сенситивные периоды развития, ведущие виды детской деятельности, умело определять зону ближайшего развития ребенка. Именно углубленное изучение возрастной физиологии и психологии позволит воспитателю организовать образовательный процесс с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, осмысленно выбрать наиболее целесообразные формы и методы работы.

Профессиональный стандарт не учитывает достаточно широкий круг знаний и умений, которым необходимо овладеть воспитателю в условиях расширения сферы его профессиональной деятельности. Педагог системы раннего развития детей должен дополнительно знать организационные аспекты работы с детьми младенческого и раннего возраста в группах раннего развития, кратковременного пребывания, полного дня, работы в условиях консультативных пунктов, знать специфику деятельности в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, а также в условиях индивидуальной работы с детьми в семье. Такое разнообразие предъявляет особые требования к педагогу при организации взаимодействия с родителями [7].

Подготовка педагогов, способных на новом уровне решать задачи раннего развития детей, уже на протяжении нескольких

лет осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Челябинске и других городах. Широкая география говорит о высокой значимости данного направления профессионального образования. Например, в Москве реализуются три программы магистратуры: «Воспитание и обучение детей раннего возраста» (МГПУ), «Психология и педагогика раннего развития» (МПГУ), «Перинатальная психология и педагогика» (МГППУ). В Уральском регионе подготовка магистров по данному направлению не ведется, однако реализуются программы профессиональной переподготовки «Воспитание детей раннего возраста» (в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования) и программа повышения квалификации «Содержание и организация работы с детьми раннего возраста» (Челябинский государственный педагогический университет) [3].

Анализ программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов позволил выделить общие тенденции при отборе их содержания: расширенный перечень дисциплин психологического блока; большое внимание к изучению диагностических методик и организации мониторинга развития детей; включение курсов по педиатрии и мерам оказания первой помощи; изучение различных аспектов организации педагогического процесса в учреждениях различных типов и форм собственности, особенностей организации работы с детьми с учетом разнообразия видов деятельности; наличие прикладных курсов, позволяющих освоить отдельные методики раннего развития детей.

Обобщая вышесказанное, мы пришли к заключению, что в профильную часть профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей возможно включить следующие значимые разделы.

Первый раздел, теоретический, который позволит сформировать у слушателей базовые знания в области физиологии, психологии и педагогики младенческого и раннего возраста, а также предполагает изучение основ первичных медицинских знаний.

Второй раздел, диагностический, предполагает ознакомление педагогов с основами психолого-педагогической диагностики на этапе младенческого и раннего возраста, правилами проведения мониторинга по основным направлениям развития детей и видам деятельности, со способами оценки результатов реализации образовательных программ.

Третий раздел, проектный, предполагает знакомство слушателей с особенностями разработки программ и составления индивидуальных образовательных маршрутов

для детей младенческого и раннего возраста в условиях разного режима их пребывания в образовательном учреждении.

Четвертый раздел, организационный, раскрывает общие вопросы организации образовательного процесса с участием детей младенческого и раннего возраста.

Пятый раздел, методический, ориентирован на овладение слушателями конкретными методиками раннего развития детей, а также способами, обеспечивающими развитие различных видов детской деятельности, обусловленных возрастом.

Шестой раздел, рефлексивный, ориентирован на развитие рефлексивных умений у слушателей, что позволит им в будущем анализировать собственную педагогическую деятельность, оценивать рациональность используемых форм и методов взаимодействия с детьми, сфокусировать на ребенке цели и мотивы профессиональной деятельности, актуализировать собственный творческий потенциал и стремление к совершенствованию своей деятельности и самого себя [2, с. 153].

В качестве вариативной составляющей профильной части программы более подробно могут быть рассмотрены вопросы организации педагогического процесса в учреждениях дошкольного и дополнительного образования, в центре игровой поддержки ребенка, в семье, либо подробно раскрыты отдельные методики раннего развития [1].

Таким образом, в рамках дошкольного образования формируется новая педагогическая система - раннего развития детей, что предъявляет новые требования к зна-

ниям, умениям и трудовым действиям воспитателей и предполагает их профессиональную переподготовку.

Ведущим основанием для отбора содержания программ профессиональной переподготовки педагогов выступает деятельно-стный подход, который предполагает описание, объяснение и проектирование различных предметов с позиции деятельности.

С целью определения содержания профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей изучены требования к трудовым действиям, знаниям и умениям педагога, работающего с детьми младенческого и раннего возраста с точки зрения профессионального стандарта и накопленного практического опыта, проведен анализ содержания действующих программ профессиональной подготовки и переподготовки педагогов данной сферы.

Мы пришли к заключению, что содержание профессиональной переподготовки педагогов системы раннего развития детей в дополнение к базовой части должно предполагать углубленную теоретическую подготовку слушателей по физиологии, психологии и педагогике младенческого и раннего возраста, мерам оказания первой помощи; включать организационные аспекты работы с детьми младенческого и раннего возраста в учреждениях различных типов и форм собственности в группах с разным режимом дня, а также в семье; способствовать развитию диагностических, прогностических и рефлексивных умений педагога, нацеливать их на осознанное применение методик раннего развития детей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Барсукова О. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения семьи и ребенка раннего возраста в условиях структурного подразделения «Центр игровой поддержки ребенка» // Современная психология : материалы междунар. науч. конф. (Пермь, июнь 2012 г.). Пермь : Меркурий, 2012. С. 15-17.

2. Белкина В. Н., Степанова Т. А. Принципы подготовки педагогов дошкольного образования в контексте обновления высшего профессионального образования // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 2. Том II. С. 151-153.

3. Библиографический аннотированный указатель учебно-методических комплектов к учебным дисциплинам дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Воспитание детей раннего возраста». Челябинск : ЧИППКРО, 2014. 48 с.

4. Галагузова Ю. Н., Дорохова Т. С. Профессиональная подготовка педагогов в контексте аксиологического подхода / / Педагогическое образование и наука. 2013. №6. С. 129-133.

5. Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Педагогика детей раннего возраста М. : Владос, 2007. 301 с.

6. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций / Утверждена постановлением Правительства РФ от 28.05.2014 № 3241п-П8. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654 (дата обращения 02.02.2016).

7. Конюхова Е. Ю., Ларионова И. А. Воспитание и раннее развитие нормально видящих детей незрячими родителями: проблемы и пути развития // Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 222-225.

8. Корчагина С. О. Теоретико-методологические основания отбора содержания отраслевой подготовки педагогов профессионального обучения // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9684 (дата обращения 19.02.2016)/

9. Лашкова Л. Л. Подготовка педагогов дошкольных образовательных организаций в условиях реализации профессионального стандарта. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-46.pdf (дата обращения 05.02.2016).

10. Марголис А. А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Margolis.phtml (дата обращения 26.02.2016).

11. Педагогические исследования: краткий словарь научных терминов / авт.-сост. М. А. Галагузова, А. Ю. Тюменцева. Екатеринбург, 2015. 120 с.

12. Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) / Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н. URL: http: //www.ug.ru/new_standards/6 (дата обращения 04.02.2016).

13. Суркова Т. В. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста по развитию речи // Вектор науки Т ГУ. № 1 (12). 2012. С. 276-278.

14. Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников, а также к уровню профессиональной переподготовки педагогических работников / Утверждены приказом Минобрнауки России от 15 января 2013 года № 10. URL: http://www.rg.ru/ 2013/03/20/pedagogi-dok.html (дата обращения 04.02.2016).

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Утвержден приказом Минобрнауки России от 14 ноября 2013 года № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 20.01.2016).

LITERATURA

1. Barsukova O. V. Osobennosti psikhologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya sem'i i rebenka rannego vozrasta v usloviyakh strukturnogo podrazdeleniya «Tsentr igrovoy podderzhki rebenka» // Sovremennaya psikhologiya : materialy mezhdunar. nauch. konf. (Perm', iyun' 2012 g.). Perm' : Merkuriy, 2012. S. 15-17.

2. Belkina V. N., Stepanova T. A. Printsipy podgotovki pedagogov doshkol'nogo obrazovaniya v kontekste obnovleniya vysshego professional'nogo obrazovaniya // Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2012. № 2. Tom II. S. 151-153.

3. Bibliograficheskiy annotirovannyy ukazatel' uchebno-metodicheskikh komplektov k uchebnym distsiplinam dopolnitel'noy professional'noy programmy professional'noy perepodgotovki «Vospitanie detey rannego vozrasta». Chelyabinsk : ChIPPKRO, 2014. 48 s.

4. Galaguzova Yu. N., Dorokhova T. S. Professional'naya pod-gotovka pedagogov v kontekste aksiologicheskogo podkhoda / / Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2013. №6. S. 129-133.

5. Galiguzova L. N., Meshcheryakova S. Yu. Pedagogika detey rannego vozrasta M. : Vlados, 2007. 301 s.

6. Kompleksnaya programma povysheniya professional'nogo urovnya pedagogicheskikh rabotnikov obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy / Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva RF ot 28.05.2014 № 3241p-P8. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166654 (data obrashcheniya 02.02.2016).

7. Konyukhova E. Yu., Larionova I. A. Vospitanie i rannee razvitie normal'no vidyashchikh detey nezryachimi roditelyami: problemy i puti razvitiya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. S. 222-225.

8. Korchagina S. O. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya otbora soderzhaniya otraslevoy podgotovki pedagogov professional'nogo obucheniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 4. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=9684 (data obrashcheniya 19.02.2016)/

9. Lashkova L. L. Podgotovka pedagogov doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiy v usloviyakh realizatsii professional'nogo standarta. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-46.pdf (data obrashcheniya 05.02.2016).

10. Margolis A. A. Trebovaniya k modernizatsii osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm (OPOP) podgotovki pedagogicheskikh kadrov v sootvetstvii s professional'nym standartom pedagoga: predlozheniya k realizatsii deyatel'nostnogo podkhoda v podgotovke pedagogicheskikh kadrov // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/ Margolis.phtml (data obrashcheniya 26.02.2016).

11. Pedagogicheskie issledovaniya: kratkiy slovar' nauchnykh terminov / avt.-sost. M. A. Galaguzova, A. Yu. Tyumentseva. Ekaterinburg, 2015. 120 s.

12. Professional'nyy standart «Pedagog» (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel') / Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 goda № 544n. URL: http://www.ug.ru/new_standards/6 (data obrashcheniya 04.02.2016).

13. Surkova T. V. Formirovanie gotovnosti studentov pedagogicheskogo kolledzha k rabote s det'mi rannego vozrasta po razvitiyu rechi // Vektor nauki TGU. № 1 (12). 2012. S. 276-278.

14. Federal'nye gosudarstvennye trebovaniya k minimumu soderzhaniya dopolnitel'nykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm professional'noy perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii pedagogicheskikh rabotnikov, a takzhe k urovnyu professional'noy perepodgotovki pedagogicheskikh rabotnikov / Utverzhdeny prikazom Minobrnauki Rossii ot 15 yanvarya 2013 goda № 10. URL: http://www.rg.ru/2013/03/20/pedagogi-dok.html (data obrashcheniya 04.02.2016).

15. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart doshkol'nogo obrazovaniya / Utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 14 noyabrya 2013 goda № 1155. URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (data obrashcheniya: 20.01.2016).

Статью рекомендует д-р пед. наук, проф. Ю. Н. Галагузова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.