Н. В. Бурцева
(Санкт-Петербург)
ПЕДАГОГ НОВОЙ ШКОЛЫ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫМ ФЕНОМЕН
Раскрыты качества педагога Новой школы как человека с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готового и способного к творческому самосовершенствованию. В статье представлены материалы исследования, проведенного на базе Научно-методического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга
В эпоху становления Новой школы вопросы, связанные с личностью учителя, становятся все более актуальными. В каком учителе нуждается современная школа? В наше время создаются новые образовательные стандарты, ставятся новые задачи, которые необходимо решать современной школе. Потребность в этих изменениях давно ощущалась в обществе. Новые процессы, которые протекали в системе школьного образования окрепли и сформировались настолько, что теперь не только осознаются большинством в обществе, но и имеют название «Новая школа». Новое явление, уже имеющее свое имя, начинает развиваться и крепнуть, и этот процесс уже не остановить, как бы этого ни хотелось приверженцам устоявшихся форм. Огромная роль в этих процессах принадлежит педагогу, человеку с высоким уровнем культуры, чувством личного и профессионального достоинства, готового и способного к творческому самосовершенствованию.
Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе важно будет обеспечить изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем.
Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации, будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени.
Новая школа - это центр взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы. Это центр досуга, кото-
рый будет открыт в будние и воскресные дни, а школьные праздники, концерты, спектакли, спортивные мероприятия будут местом семейного отдыха.
Новая школа - это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями - школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой, столовой с вкусной и здоровой пищей, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, хорошими условиями для занятий спортом и творчеством.
Новая школа - это новые учителя, открытые всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Это люди высокой нравственности, высокого уровня культуры, лучшие граждане своего Отечества.
Современный ребенок получает информацию о мире, в котором живет, из разных источников: из телепередач, из Интернета, из книг, которые сейчас доступны, разнообразны и красочны. Можно из Интернета получить очень хорошие знания о самых разных сторонах жизни. Получается, что учитель перестает быть основным источником информации о мире. И все-таки это не так. Полную информацию о мире, в котором мы живем, невозможно получить без понимания того, каков человек этого мира. Современный учитель призван нести в школе информацию о том, каким должен быть этот человек. Своим обликом, своей человечностью, своей гражданской позицией.
Педагогика настоящего времени вышла на высоту, где идет борьба за Человека в челове-
ке. Педагогику все интересует в человеке. Она познает свой объект - растущего, развивающегося человека в нерасторжимом слиянии природного, общественного и индивидуального в нем, в его сущности, становлении, свойствах, деятельности [2].
К. Д. Ушинским были написаны два тома под общим названием «Человек как предмет воспитания», где выражено понимание развития как этапов перехода от физиологических процессов к психофизиологическим, от них - к душевным, собственно психологическим и, наконец, к психоидеологическим (духовным]. Эти последние (язык, нравственность и т.д.] порождаются не жизнью отдельного индивида, а исторической жизнью народа и человечества [2]. Современный учитель представляет на своих уроках все лучшее, что создало человечество. И это высокая миссия, которую призваны нести педагоги.
Человек становится человеком, только усвоив душевные богатства другого человека. Для этого усвоения необходимы свобода, многообразие ситуаций общения, специализация, и все должно пронизываться не только чувствами, но и разумом. Педагог, воспитывающий детей всесторонне, вынужден быть предельно совершенным человеком. Педагог воспитывает каждым своим жестом, интонацией, выражением лица, улыбкой, направленностью интересов, отношением к делу, всем своим духовным обликом [2]. Значит, учитель, как совершенный человек, должен быть одним из самых уважаемых людей в обществе. На деле все обстоит иначе. Авторитет учителя значительно снизился. Тот, кто олицетворяет современную школу, не пользуется тем уважением, которое когда-то было в обществе к педагогу.
С потерей авторитета учителя теряется авторитет самой школы, ведь школа и учитель неразрывно связаны. Учитель - это и есть школа. Можно сесть под деревом и рассказать одному ребенку что-то очень интересное так, что на следующий день ребенок опять придет под это дерево к такому учителю. И придет не один, а с друзьями. Вот это и будет настоящая школа, куда дети будут сами приходить и радоваться открытиям, которые они совершают вместе с учителем. В известном детском мультфильме про циркового льва Бонифация говорится о том, как льва отпустили в отпуск. Он поехал в свою родную Африку, горя желанием отдохнуть. По пути на
пляж ему встретилась маленькая девочка, которая расплакалась, испугавшись незнакомого льва. Бонифаций показал ей фокус с камешками, чтобы ее успокоить. Девочка радостно засмеялась. Через некоторое время девочка привела своих друзей посмотреть на интересные фокусы. Вскоре огромные толпы детей преследовали льва. Бонифаций показывал им цирковые трюки, а дети аплодировали и смеялись. Это был настоящий цирк вдали от стен циркового здания. Так и настоящая школа. Она там, где учитель, умеющий дарить радость, куда дети сами стремятся каждый день. Авторитет учителя и школы не поднять ни компьютерными технологиями, применяемыми на уроках, ни современными зданиями, ни комфортными классами. Каков современный учитель, от которого зависит успех школы?
Любой педагогический феномен связан многими нитями с другими явлениями, и его изолированное, одностороннее рассмотрение неизбежно приводит к искаженному, ошибочному выводу [5]. Следуя принципам объективности и всесторонности, попытаемся представить портрет современного учителя.
Участниками Педагогической Ассамблеи, состоявшейся 20 января 2010 года в Санкт-Петербурге, особое внимание было уделено требованиям, предъявляемым обществом к современному учителю. И это неслучайно, поскольку результаты многих исследований свидетельствуют о том, что «ни один другой фактор, ни объем средств, вкладываемых в образование, ни размер страны, ни показатели равенства образовательных возможностей не дали такой жесткой корреляции с результатами учащихся, как качество преподавательских кадров» [8]. На Педагогической Ассамблее были представлены результаты исследования, которое показало, что если двум 8-летним ученикам средних способностей дать разных учителей: одного - высокой, а другого - низкой квалификации, то результаты их обучения существенно разойдутся в ближайшее время. Другими словами, учащиеся в классах высококвалифицированных учителей прогрессировали в три раза быстрее, чем дети, которые попали к учителям низкой квалификации. Современный учитель - это профессионал, человек, постоянно повышающий квалификацию. Обратимся к данным исследования, проведенного на базе Научно-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29] 2011
125
Таблица
Причины, побуждающие учителей к повышению квалификации (в %]
1993 г. 1996 г. 1997 г. 2011 г.
1. Личная инициатива 45 79 81 90,9
2. Инициатива администрации 4 25 24 17,3
3. Подготовка к аттестации, получение более высокого разряда 23 25 22 30,4
4. Изменение содержания учебной программы 18 30 28 30,4
5. Желание расширить знакомство с передовым педагогическим опытом 41 49 51 91,3
6. Желание изменить специальность 2 19 23 0
7. Для общего развития 31 63 70 43,5
методического центра Фрунзенского района Санкт-Петербурга (табл.].
Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что современный учитель, как и 14 лет назад, стремится к повышению уровня своей квалификации по своей инициативе, осознавая необходимость знакомства с передовым педагогическим опытом. Современный учитель - это тот, кто ощутил личностно осознанную потребность в необходимости своего профессионального развития. Учителей, поступающих на курсы повышения квалификации по инициативе администрации школы или под давлением обстоятельств, в силу необходимости выполнить требования регламентирующих документов, обязывающих проходить обучение один раз в пять лет, всего 17,3% - этот показатель имеет тенденцию к снижению по сравнению с 1996-1997 годами.
В таблице представлены данные, отражающие сравнение результатов исследования причин, побуждающих учителей повышать квалификацию в 1997 и 2011 годах.
В настоящее время наблюдается рост показателя, связанного с необходимостью подготовки учителей к аттестации. Стремление учителя получить более высокий квалификационный разряд может отражать и личную потребность в совершенствовании своего мастерства, и желание получать более высокую зарплату, соответствующую более высокому квалификационному разряду. С введе-
нием новых тарификационных критериев оплаты труда учителей эта причина становится более актуальной. Эта тенденция скорее всего будет расти и дальше, так как зарплата учителя высшей категории будет намного выше зарплаты остальных учителей. Показатели, связанные с изменением содержания учебной программы, по сравнению с 19961997 годами почти стабильны, так как за последние 14 лет не было кардинальных изменений в содержании программ. Но при переходе к новым государственным стандартам, скорее всего, эта цифра также будет расти. Данные, иллюстрирующие желание повысить квалификацию по причине стремления учителя к повышению общего уровня развития, значительно снизились. Эти показатели заставляют серьезно задуматься. Можно сделать два предположения: либо необходимо что-то менять в курсах, предлагаемых учителю, либо в современном учителе альтруистические начала побеждаются прагматическими соображениями. Этот вопрос еще требует своего исследования.
Еще одна важная особенность личности современного учителя - способность к поли-функциональной деятельности, так как он автор, творец урока, процесса обучения, воспитания; классный руководитель, организатор ученического коллектива; член олимпиадных комиссий; эксперт ЕГЭ, член апелляционных комиссий; организатор работы с родителями; активный участник общественной работы
школы, города; участник педсоветов, методических объединений учителей; руководитель кружков, групп по интересам, клубов, элективных курсов; пропагандист педагогических идей, знаний среди населения.
Ни один учитель, считал В. А. Сухомлин-ский, не может быть универсальным (а потому абстрактным] воплощением всех достоинств. В каждом что-то преобладает, «каждый имеет неповторимую живинку, способен ярче, полнее других раскрыть, выявить себя в какой-то сфере духовной жизни. Эта сфера как раз и является тем личным вкладом, который вносит индивидуальность педагога в сложный процесс влияния на учащихся» [9]. Издательство «Культурная столица» при поддержке Федерального собрания РФ, правительства Санкт-Петербурга выпустило энциклопедию «Золотой фонд профессионалов Санкт-Петербурга». В книге приведены более 800 биографий работников среднего и дополнительного образования Санкт-Петербурга. На страницах этой книги можно прочитать об
учителях, которые достигли значительных результатов в своей профессиональной деятельности.
Объектом учительского труда является духовная жизнь личности: ум, чувства, воля, убеждения, сознание. Личность учеников может формировать только личность учителя -личность творца, гуманиста, созидателя. Человек, выбравший профессию учителя, выбирает путь преодоления, путь познания, путь постоянного совершенствования. Учитель -это призвание, учительство - это служение, а не работа. Потому идеальный учитель - это такой, для которого учительство - смысл жизни. Его высшая корысть - быть востребованным, желать и уметь отдаваться процессу, не ожидая ничего взамен. Это альтруизм в абсолютном значении. На высшей ступени своего профессионально-личностного развития
- призвания - «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» [7].
Литература
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь.
- М., 2002. - С. 17.
2. Бим- Бад Б. М. Педагогическая антропология. - М.: УРАО, 1998. - С. 13 ; С. 17 ; С. 30.
3. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа-Пресс, 1995. - С. 123 ; С 125.
4. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики. СПб.: Санкт-Петерб. университет, 1992. - С. 91 ; С. 123 ; С. 129, С. 132.
5. Образцов П. И. Методы и методология психолого-педагоги-ческого исследования : Краткий курс. - СПб.: Питер, 2005. - С. 23.
6. Кузьмина Н. В. Формирование педагогических способностей. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1961.
7. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1967.
8. Пленарное заседание Педагогической Ассамблеи, Санкт-Петербург, 22 января 2010 : материалы выступлений (выступление А. П. Тряпицыной, чл.-корр. РАО, докт. пед. наук, профессора, зав. кафедрой педагогики РГПУ им. А. И. Герцена).
9. Сухомлинский В. А. Общество и учитель // Собр. соч. - Т. 5. -Киев, 1979 . - С. 115-129.
10. Воронцова В. Г. Гуманитарно-аксиологические основы постдипломного образования. - Псков, 1997. - С. 7.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 4 (29) 2011
127