Научная статья на тему 'Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации'

Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1620
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ФОРМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ / РЕФЛЕКСИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Берестовицкая Светлана Эрленовна, Семенова Татьяна Викторовна, Белова Екатерина Анатольевна

Статья посвящена обзору материалов, включенных в инновационную образовательную программу «Мировоззрение как личностный результат образования», реализуемую в общеобразовательном учреждении. Основной акцент сделан на принципы практикоориентированности и компетентностного подхода. Ключевыми задачами программы выступают: самоопределение личности, ее интеграция в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека. Инновационной составляющей является наличие множественных маршрутов формирования мировоззрения, использование диалоговых и личностно-ориентированных методов и технологий, поскольку сегодня целостное мировоззрение рассматривается как результат личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мировоззрение как личностный результат образования: традиции и инновации»

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Берестовицкая Светлана Эрленовна

учитель русского языка и литературы докторант каф. педагогики РГПУ им.А.И.Герцена, к.п.н.

E-mail: berest40@mail.ru Сизова Марина Борисовна учитель МХК, руководитель ОЭП, доц. каф. инновационных образовательных технологий СПб АППО, к.п.н.

E-mail: mbs6464@gmail.com Семенова Татьяна Викторовна учитель информатики, директор ГБОУ лицей № 226

E-mail: stv.226@yandex.ru Белова Екатерина Анатольевна учитель географии, зам. директора по воспитательной работе

ГБОУ лицей № 226 E-mail: belowacaterina@yandex.ru.

г.Санкт-Петербург

J ^

МИРОВОЗЗРЕНИЕ

КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ

Л____________________________________________с

Аннотация. Статья посвящена обзору материалов, включенных в инновационную образовательную программу «Мировоззрение как личностный результат образования», реализуемую в общеобразовательном учреждении. Основной акцент сделан на принципы практикоориентированности и компетентностного подхода. Ключевыми задачами программы выступают: самоопределение личности, ее интеграция в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека. Инновационной составляющей является наличие множественных маршрутов формирования мировоззрения, использование диалоговых и личностно-ориентированных методов и технологий, поскольку сегодня целостное мировоззрение рассматривается как результат личностного развития.

Ключевые слова: новые формы педагогического взаимодействия, саморазвитие личности, мотивация школьников, мировоззренческий диалог, рефлексия, формирование коммуникативной и исследовательской компетенций; учебно-исследовательская, проектная деятельность, диалоговая позиция по отношению к миру, преподаваемому предмету.

Нравственное воспитание школьников традиционно считалось одним из приоритетных направлений развития образования в России. В ближайшей ретроспективе наибольшее внимание этому аспекту уделялось в «доперестроечный» период. Нравственное воспитание, под которым понималось целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, было тесно связано с господствующей идеологией.

В современных условиях нравственное воспитание рассматривается как часть общего процесса

развития целостного мировоззрения школьников. Инновационной составляющей здесь становится наличие множественных маршрутов формирования мировоззрения, использование диалоговых и личностно-ориентированных методов и технологий, поскольку сегодня целостное мировоззрение рассматривается как результат личностного развития.

В представленных материалах показаны варианты организации, сопровождения и процесса освоения инновационной программы «Мировоззрение как личностный результат образования».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

3

^^^^^OTJEOPMM^^nPAKTMKePEA^MaAUMUOrOC^^^^

Инновационная образовательная программа «Мировоззрение как личностный результат образования» и модель будущего инновационного продукта «Технология организации мировоззренческого диалога»

Вместо предисловия

Мы, безусловно, отдаем себе отчет в том, что выбрали сложную тему. Мы задали себе множество вопросов, на которые оказалось сложно и даже не всегда возможно однозначно ответить.

Как формировать мировоззрение школьника в ситуации мировоззренческого хаоса, когда школа, семья, общественные и религиозные организации, неформальные объединения, наконец, СМИ оказывают на молодое поколение совершенно разнонаправленные влияния?

Как объединить педагогические усилия в деле формирования мировоззрения, если у педагогов одной школы могут быть принципиально разные убеждения?

Как взять на себя смелость решать проблему, которая практически не решалась в педагогической науке со времен советской педагогики?

Наконец, как измерять результативность, когда мы имеем дело с таким сложным, не поддающимся точным замерам феноменом, как мировоззрение личности.

И все-таки мы выбрали эту тему, потому что, на наш взгляд, проблема мировоззрения является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных не только для современной школы, но и для современного мира.

Возрождение нашей эпохи начнется с возрождением мировоззрения.

Альберт Швейцер

Актуальность заявленного в ИОП инновационного продукта

Современный мир стоит перед опасностью глобальной катастрофы. Чтобы ее предотвратить, необходимо, по мысли философов, новое мировоззрение, в основании которого лежат нравственные ценности.

Укрепление и развитие российского государства, в первую очередь, связано с воспитанием гражданина, имеющего собственное мировоззрение, основанное на общечеловеческих ценностях. Не случайно именно личностные результаты образования поставлены на первое место в «Федеральном государственном стандарте основного общего образования». К ним относится «готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению... формирование целостного мировоззрения (курсив наш), соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики».

Юношество испытывает острую потребность в мировоззрении как точке опоры в кризисном, постоянно меняющемся мире. Между тем современный молодой человек оказался в ситуации, когда процесс его самоопределения не направляется идеологией, он поставлен

перед личным выбором идеалов, ценностей, смыслов, которые сосуществуют в обществе и нередко противоречат друг другу. В таком сложном мире появляется соблазн остановиться на обыденном, житейском мировоззрении, отказаться от решения «проклятых» вопросов Бытия, от активного и осознанного построения собственного мировоззрения. Человек, лишенный личных убеждений, не имеющий потребность рефлексировать, сомневаться, задавать вопросы, теряет способность «ориентироваться в мире», превращается в потребителя, лишенного индивидуальности.

Необходимо также отметить, что, по результатам опросов работодателей, современным выпускникам больше всего не хватает таких качеств, как умение нестандартно мыслить и работать в команде, то есть социально-личностных компетенций, имеющих прямое отношение к мировоззрению. Таким образом, от степени сформированности мировоззрения напрямую зависит социальная и профессиональная самореализация личности.

Сегодня именно на школу ложится особая ответственность - найти новые, адекватные методики и технологии воспитания личности со сформированным целостным мировоззрением.

Идея инновационной программы - создание условий для формирования мировоззрения школьников за счет внедрения в образовательный процесс технологии организации мировоззренческого диалога.

Процесс построения мировоззрения охватывает весь период школьного образования, но особенно интенсивен он в юношеском возрасте, когда происходит осознание себя личностью, поэтому программа ориентирована, в первую очередь, на учащихся старшей школы.

Основные понятия программы

Мировоззрение - система взглядов на и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

Любое мировоззрение есть результат деятельности не индивидуального сознания, но субъект-субъектного взаимодействия, скрытого или явного диалога людей, развернутого вокруг мировоззренческих проблем (М.А. Телегин).

Мировоззренческие проблемы - это «вечные», смысложизненные проблемы, стоящие перед человеком.

Мы выделяем следующие мировоззренческие проблемы.

• Отношение к себе. Кто я? Каков я? Каким я должен быть? Каково мое место в мире? В чем смысл моей жизни?

4

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• Отношение к другому человеку, к обществу. Как относиться к другому (другим)? Что определяет сущность нравственных (долга, совести, чести, любви, дружбы и т.д.) и общественно-политических проблем (патриотизма, национализма и др.)?

• Отношение к миру. Каково происхождение мира и как он устроен? Что есть Добро и что есть Зло? Как относиться к Природе? Что считать прекрасным и что безобразным? и т.д.

• Отношение к Богу (проблема веры и неверия). Есть ли Бог? Если есть, то каков он? Какова его роль в мире? Как относиться к нему? Если нет, то в чем смысл мира, отдельной человеческой жизни? И в обоих случаях -что ждет человека после смерти? Свободен ли человек? и т.д.

• Мировоззренческий диалог - это совместная деятельность учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров по преодолению важных для всех участников диалога мировоззренческих проблем.

Степень соответствия заявленной цели ИОП направлениям государственной образовательной политики

При составлении программы мы опирались на общие направления модернизации образования в России, получившие отражение в Федеральной целевой программе развития образования на 20112015 годы, стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга 2011-2020 годов «Петербургская Школа 2020», основные направления развития системы образования до 2020 года, проект национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения.

Так, в «Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования» закреплены изменения требований к оценке результатов образования, и на первом месте стоят требования к личностным результатам. В Федеральной целевой программе развития образования отмечается, что образование должно быть направлено на решение таких задач, как самоопределение личности, ее интеграцию в национальную и мировую культуру, формирование у школьников духовности, инициативности, самостоятельности, гражданской ответственности и других качеств человека. Основная миссия российской школы (как подчеркивается в докладе рабочей группы Совета по образованию «Школа 2020»): «образование мыслящих людей, имеющих систему нравственных убеждений и волю, готовых и способных активно участвовать в развитии России, защите её национальных интересов, становлении гражданского самосознания, преодолении пассивности и социальной апатии».

Таким образом, цель заявленной нами ИОП соответствуют направлениям государственной образовательной политики.

Степень соответствия модели будущего инновационного продукта направлениям Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»

Модель ИОП соответствует следующим направлениям Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга ««Петербургская школа 2020»:

«Доступность качества»:

В Стратегии развития отмечается, что «система оценки иных, отличных от стандартных, результатов (непредметных и личностных достижений), достигаемых школой, на уровне города пока не сложилась» и поставлена задача разработки внутренних оценочных систем, позволяющих управлять процессом повышения качества образования по показателям ресурсов, процессов и результатов, а не только результатов. Наша ИОП представляет опыт разработки системы мониторинга и оценивания личностных результатов учащихся, процесса их мировоззренческого самоопределения.

«Кадровый капитал»:

В Стратегии развития делается акцент на необходимости формировать навыки инновационной деятельности педагогов, возродить институт наставничества в образовательных учреждениях, внедрить в практику профильной работы образовательных учреждений создание социально-педагогических классов для подготовки будущих абитуриентов на педагогические специальности. Эти задачи решают такие проекты нашей программы как «Педагогическое партнерство», предполагающее организацию педагогического взаимодействия между педа-гогом-мастером, молодыми учителями и учащимися, мотивированными на выбор педагогической специальности, их совместную инновационную и исследовательскую деятельность и «Внутришкольная система повышения квалификации педагогов», ориентирующая учителя на инновационные подходы к преподаванию предмета и поиск новых форм педагогического взаимодействия.

«Эффективная школа»:

Мы выделили основные идеи этого направления, которые разрабатываются в семи проектах нашей ИОП:

• индивидуализация школы, приобретение ею своего «педагогического лица»;

• развитие у учащихся ценностных мотивов образовательной деятельности, создания условий для применения усвоенных учащимися знаний в целях решения значимых для них проблем;

• подготовленность выпускников школы к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности в ситуации выбора (в том числе и нравственного);

• согласование ценностных позиций педагогов и родителей;

• выстраивание отношений учащихся, учителей и родителей на принципах педагогического партнерства;

• создание программы мониторинга, имеющего целью анализ реальной образовательной ситуации в данной школе.

Наша программа предполагает системную реализацию этих идей в их совокупности.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

5

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Обоснованность востребованности заявленного результата ИОП в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Проблема формирования мировоззрения учащихся, несмотря на ее актуальность, на сегодняшний день является мало разработанной в школьной практике. экспериментальной деятельностью по этой проблеме занимаются «Школа практического гуманизма» В.А. Караковского (Москва), «Школа формирования смысложизненных ориентаций И. В. Ульяновой (Владимир).

В Санкт-Петербурге нет экспериментальных площадок, напрямую занимающихся проблемой мировоззрения школьников.

Нами было проведено анкетирование учащихся и педагогов Санкт-Петербурга, в котором приняли участие 558 учеников 8-11 из классов разных типов ОУ (общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением одного или нескольких предметов, лицеи, гимназии) и 240 учителей разных предметов (Приложение 4).

Учащимся были предложены вопросы, направленные на установление

• значимости мировоззренческих проблем для них лично;

• оценки ими роли школьного образования, урока, личности учителя в построении их мировоззрения.

Педагогам были предложены вопросы, позволяющие установить,

• как они оценивают степень влияния современной школы на мировоззрение учащихся;

• считают ли они необходимой задачей школы помощь учащимся в формировании мировоззрения, ставят ли такую задачу перед собой лично и какими средствами ее решают.

Анализ опроса позволил сделать следующие выводы.

• У большинства старшеклассников присутствует устойчивый интерес к проблемам мировоззрения, заинтересованность в их обсуждении и решении.

• Наибольший интерес у учеников вызывают такие проблемы, как поиск смысла жизни, своего пути, вопросы веры, религии, существования Бога, жизни после смерти, проблемы морали, нравственности, совести, долга в современном мире.

• Степень влияния школы на мировоззрение учащихся можно определить как низкую, более всего старшеклассников побуждает к размышлениям о «вечных проблемах» желание самостоятельно в них разобраться, найти свой ответ, менее всего - школьная жизнь и общение с учителями.

• Чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем, педагог, с точки зрения учащихся, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами: умением выстраивать доверительные отношения, общаться на равных, строить уроки в форме дискуссии, находить в изучаемом материале интересные для школьников проблемы.

• Педагогами понимается важность проблемы формирования мировоззрения учащихся, они считают необходимым и хотят ее решать, при этом половина опрошенных отмечают недостаточную подготовленность для этого - учителям не хватает психологических, философских, религиоведческих знаний, методической компетентности.

• Необходимо разработать систему организации школьной жизни старшеклассников, способствующей формированию их мировоззрения, и модель внутришкольного повышения квалификации педагогов, направленную на актуализацию мировоззренческого потенциала школьного образования, поиск новых способов педагогического взаимодействия1.

В результате реализации программы будет создано учебно-методическое пособие, описывающее технологию организации мировоззренческого диалога, которая лежит в основе всех проектов программы.

Данная инновационная образовательная программа и инновационный продукт будут востребованы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга в связи с актуальностью решаемой ими проблемы и отсутствием аналогичных программ, реализуемых в нашем городе.

ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОДУКТА

Инновационная образовательная программа «Мировоззрение как личностный результат образования»

Цель программы: создание условий для формирования мировоззрения старших школьников как личностного результата образования.

Задачи программы:

1. Разработать систему организации школьной жизни старшеклассников, охватывающую как учебную, так и внеурочную деятельность, которая будет способствовать

• пониманию учащимися значимости «вечных проблем», необходимости философствования, рефлексии для саморазвития личности;

• мотивации школьников к постановке и личностному решению мировоззренческих проблем;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• вступлению в мировоззренческий диалог, развивающий умение формулировать, высказывать, письменно оформлять, отстаивать и корректировать свою точку зрения;

• формированию умения совершать осознанный нравственный выбор в сложных жизненных ситуациях;

• формированию коммуникативной и исследовательской компетенций;

• реализации мировоззренческих убеждений в практической деятельности.

1 Педагогическая система понимается нами как совокупность таких взаимосвязанных компонентов, как цели образования, субъекты педагогического процесса (педагог и учащиеся), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база (средства)

Педагогическая модель - это идея организации, осуществления и развития педагогического объекта, реализация которой может осуществляться по-разному.

6

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

2. Разработать, апробировать и внедрить технологию организации мировоззренческого диалога как основу деятельности по реализации проектов программы.

3. Создать внутришкольную модель повышения квалификации, в результате освоения которой педагоги будут

• актуализировать мировоззренческий потенциал курса, темы, урока;

• включать учащихся в учебно-исследовательскую, проектную деятельность мировоззренческой направленности;

• применять технологию организации мировоззренческого диалога;

• находить новые формы педагогического взаимодействия;

• занимать диалоговую позицию по отношению к миру, преподаваемому предмету, ученикам.

4. Разработать критериально-оценочный аппарат для диагностики эффективности результатов внедрения ИОП.

Содержание программы

Программа состоит из пяти направлений, три из которых направлены на формирования целостного мировоззрения старших школьников на основе техно-

логии организации мировоззренческого диалога, один -на обучение педагогов применению этой технологии.

Программа построена так, что переходя от одного направления к другому, ученик внутренне растет: от умения видеть мировоззренческие проблемы в научном знании, в искусстве, осознания их важности для всего человечества и для себя лично - к умению вести мировоззренческий диалог, далее -претворять свои убеждения в деятельность и, наконец,-к умению вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты мировоззренческой направленности.

Программой предусматривается возможность выбора учащимся интересующих его проблем, собеседников, способа представления собственной позиции, видов деятельности, способа творческой реализации.

Принципы построения программы:

• вариативность (учащимся предоставляется возможность выбора одного или нескольких проектов);

• взаимосвязанность (проекты взаимосвязаны тематически и хронологически);

• синергетичность (в программе заложены возможности саморазвития, саморегулирования);

• открытость (возможность расширения круга участников программы за счет родителей, социальных партнеров, учащихся других ОУ).

Описание направлений

Направление Пространство смыслов

Цель Актуализировать мировоззренческий потенциал урочной и внеурочной деятельности.

Проект «Мировоззренческий потенциал урока, внеурочной деятельности»

Содержание Актуализация мировоззренческой доминанты изучаемого предмета - главной цели его изучения; определение мировоззренческого потенциала курса, темы, урока, внеклассного мероприятия; включение учащихся в процесс философствования, рефлексии.

Пояснение Что значит актуализировать мировоззренческий потенциал учебного предмета? В содержании разных учебных предметов есть темы, которые обнажают философско-мировоззренческий аспект изучаемой дисциплины, дают возможность, кроме решения узко-учебных задач, привлечь внимание школьников к проблемам мировоззрения. Например, изучение атомной энергии и ее возможностей в физике (9кл.) позволяет учителю поставить перед учениками проблему ответственности человека за использование достижений НТП. Говоря о возможностях современной химии в производстве лекарственных препаратов (9кл.), в частности, наркотических веществ, педагог ставит перед учащимися вопрос о нравственности ученого, подводит к размышлению о взаимосвязи науки и нравственности. Тема «Внутриутробное развитие плода» (9кл.), изучаемая на уроках биологии, дает возможность учителю обратить внимание учеников на чудо человеческой жизни, стимулирует задуматься об ответственности взрослых перед еще не родившимся малышом, который слышит звуки внешнего мира и чувствует наше к нему отношение. Ставя перед собой задачу, привлечь внимание учеников к проблемам мировоззрения, педагог особое внимание уделяет истории науки, борьбе научных теорий, сложному, иногда трагическому пути поиска и доказательства истины, судьбам великих ученых, исторических деятелей, писателей. В актуализации мировоззренческого потенциала внеурочной деятельности главное - проблематизация. Экскурсии, поездки, походы в музеи, театры должны носить не только познавательный или развлекательный, но и проблемный характер. Например, при посещении Русского музея и музея современного искусства «Эрарта», перед школьниками встает следующий круг проблем: какое искусство ближе, понятнее, интереснее современному человеку; должно ли искусство подчиняться каким-либо правилам; каковы критерии истинного искусства; что важнее: «самовыразиться» любым способом или сказать что-то важное о мире и т.д. Посмотрев спектакли «Коварство и любовь» по трагедии Ф. Шиллера в театре Европы и театре «Пушкинская школа», старшеклассники задумываются над принципиально разной режиссерской трактовкой произведения. Если стимулировать, даже провоцировать вопросы учеников, их размышления, то для них открывается «пространство дискуссии».

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

7

__OTJEOPMM^^nPAKTMKePEA^M3AUMU0rOC_______ продолжение табл.

Направление Пространство смыслов

Результат - Умение видеть «вечные проблемы» в жизни, науке, искусстве, желание разобраться в них; - умение выделять мировоззренческие проблемы из ряда других; - желание размышлять над мировоззренческими проблемами, обсуждать их со сверстниками и учителями, искать способы решения.

Цель Включить учащихся в мировоззренческий диалог, побуждающий к философствованию, рефлексии.

Особенности Направление включает несколько проектов, которые предоставляют учащемуся возможность выбора, во-первых, интересующей его проблемы, во-вторых, собеседников (одноклассники, сверстники-сетевые партнеры, ребята из других классов, педагоги, родители, социальные партнеры, представляющие разные профессиональные сферы), в-третьих, способа высказывания, представления своей позиции (устно - письменно; открыто - анонимно).

Проекты «Открытый просмотр», «Вечные проблемы», «Дискуссионный клуб», «Педагогическое содружество».

Содержание Проект «Открытый просмотр» Совместный просмотр учащимися и педагогами выставок, фильмов, спектаклей мировоззренческой направленности с последующим их обсуждением. В дискуссиях могут принять участие сотрудники музея, театральные критики, родители, социальные партнеры, выпускники школы. Проект Дискуссионный клуб» Встречи с «другими взрослыми»: выпускниками школы, социальными партнерами (представителями бизнеса, депутатами, учеными, музейными и театральными работниками), представителями церкви -с целью обсуждения с ними волнующих школьников мировоззренческих проблем. Проект ««Педагогическое содружество» Ежемесячные тематические встречи трех «педагогических поколений»: опытных учителей-наставников, молодых педагогов и учащихся старших классов, ориентированных на выбор педагогической специальности, в рамках которых: обсуждаются актуальные проблемы образования; ведутся дискуссии по школьным проблемам, волнующим опытных и молодых педагогов, старшеклассников; проводятся психологические тренинги; ведется совместная подготовка открытых уроков и внеклассных мероприятий мировоззренческой направленности (в том числе и учащимися) с их последующим взаимопосещением; дается самоанализ и педагогический анализ проведенных открытых уроков и мероприятий; ведется поиск новых путей педагогического взаимодействия с «проблемными» учащимися; обсуждаются проблемы, возникающие в ходе работы детских общественных объединений. Проект «Вечные проблемы» Обсуждение на страницах школьной газеты проблем мировоззренческого характера, волнующих старшеклассников, педагогов, родителей; проведение классных часов, посвященных обсуждению опубликованных материалов.

Результат Умение вести мировоззренческий диалог: отчетливо формулировать (устно и письменно) собственную позицию, убедительно аргументировать ее, корректировать в ходе дискуссии, уважительно относиться к противоположному мнению.

Цель Создать условия для претворения мировоззренческих убеждений в деятельность: познавательную, исследовательскую, творческую, общественно-полезную, трудовую, волонтерскую и т.д.

Проекты «Самоуправление», «Научное общество», «Милосердие»

Содержание Проект «Самоуправление» Включение учащихся в деятельность по самоуправлению, направленную на решение значимых для всех общешкольных проблем. Оказание действенной помощи учащимся, имеющим проблемы со здоровьем, учебой. Деятельность координирует Совет школы. Проект ««Научное общество» Включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность мировоззренческой направленности: создание под руководством педагогов исследовательских работ, в том числе и психолого-педагогической тематики, изучающих мировоззрение учителей и учащихся школы, анализирующих эффективность работы над проектами, оформляющих конкретные методические рекомендации по ее корректировке, представление работ на конференциях различного уровня, публикации в педагогических журналах. Проект «Милосердие» Включение учащихся в деятельность, направленную на оказание помощи детскому дому, районному Совету ветеранов, Совету ветеранов педагогического труда и другим организациям, представители которых нуждаются в поддержке.

8

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

продолжение табл.

Направление Пространство смыслов

Результат Умение реализовывать свои мировоззренческие убеждения в практической деятельности: совершать великодушные поступки, оказывать моральную, эмоциональную помощь, поддержку тем, кто в ней нуждается.

Цель Создать условия для раскрытия творческого потенциала учащихся в реализации своих мировоззренческих убеждений, воспитание инициативности, социальной активности.

Проекты Старшеклассники самостоятельно выбирают актуальную для них проблему, предлагают способы ее решения, создают собственные проекты, вовлекают в них других учащихся.

Содержание Работа с младшими школьниками, создание собственных журналов, газет, альманахов, волонтерская деятельность и др.

Результат - Умение вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты, направленные на формирование и реализацию мировоззренческих убеждений; - умение представлять свою позицию в творческой форме.

Цель Создать модель внутришкольного повышения квалификации, в процессе которого педагоги будут осваивать технологию организации мировоззренческого диалога.

Проект Проект «Внутришкольная система повышения квалификации педагогов»

Содержание Организация методической работы в школе (педсоветы, семинары, тренинги, открытые уроки, методические дни, заседания методических объединений и творческих групп), обеспечивающая актуализацию мировоззренческого потенциала школьного образования, обучение педагогов технологии организации мировоззренческого диалога.

Результат Овладение педагогами технологией организации мировоззренческого диалога.

Чтобы практическая реализация наших идей стала более понятной, мы решили выбрать одну из наиболее интересующих старшеклассников проблем - проблему веры -и показать, каким образом она может обсуждаться в различных проектах программы.

Мы не случайно выбрали наиболее острую, сложную, спорную и широкую тему (обсуждается проблема веры вообще, а не только религиозной веры). Во-первых, необходимо показать, как работать именно с такими темами, во-вторых, у нас уже есть некоторый опыт по ее освоению.

Как среди учеников, так и среди педагогов есть глубоко верующие разных конфессий, есть верящие в душе, есть агностики, есть убежденные атеисты и т.д. Кроме того, кто-то верит в Бога, кто-то в человека, кто-то в судьбу, кто-то в себя, кто-то в идею, кто-то ни во что не верит. Поэтому вначале необходимо договорится, к каким убеждениям мы хотим

привести старшеклассников в результате обсуждения темы. Этому может быть посвящен один из школьных методических семинаров для педагогов. Хотелось бы, чтобы размышления о вере, всестороннее обсуждение этой проблемы привели школьников к

• пониманию важности проблемы для себя лично, необходимости ее личного решения;

• пониманию важности проблемы в человеческой культуре;

• знаниям о различных религиях, их истории;

• знанию религии своего народа;

• уважению к чужой религии, вере, позиции;

• неприятию всех форм фанатизма, спекуляции верой, идеей;

• пониманию, что общечеловеческие ценности объединяют все религии;

• убеждению в необходимости жить по нравственным законам;

• убеждению в необходимости деятельного добра.

Пространство смыслов

«Мировоззренческий потенциал урока, внеурочной деятельности».

Чтобы показать потенциал учебных предметов в актуализации проблемы веры, мы взяли в качестве примера три предмета (литературу, обществознание, биологию) из курса 9-го класса. Какие темы из программы учебных курсов дают возможность обратиться к обсуждению этой проблемы?

Литература

Язычество и христианство в «Слове о полку Игореве». Обращение Ярославны к силам природы.

Ломоносов как поэт и ученый (стихотворения «Утреннее размышление о Божием величии», «Вечернее размышление о Божием величии»).

Человек и Бог в оде Г Р Державина «Бог».

Вера поэтов-декабристов.

Божественное и демоническое в лирике Лермонтова.

Философская лирика Пушкина.

Духовный путь Гоголя.

«Божественная комедия» Данте и т.д.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

9

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Биология

Представления о возникновении жизни на Земле.

Происхождение жизни и развитие органического мира.

Происхождение человека (антропогенез).

Место и особенности человека в системе органического мира.

Обществознание

Духовная сфера. Религиозное верование. В чем притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести и его гарантии. Вера, атеизм. Мировоззрение.

Внеурочная деятельность

Посещение экскурсии «Многоконфессиональный Петербург» с последующим ее обсуждением.

Пространство дискуссии

Проект «Открытый просмотр»

Просмотр и обсуждение фильмов «Поп», «Мусульманин».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проект Дискуссионный клуб»

Встреча одиннадцатиклассников (уже состоявшаяся) в Сретенском монастыре Москвы со студентами Духовной семинарии, на которой обсуждался вопрос, что может привести человека к выбору пути священнослужителя.

Обсуждение книги архимандрита Тихона, игумена Сретенского монастыря, «Несвятые святые».

Проект «Педагогическое содружество»

Обсуждение проблемы «Нужна ли человеку вера? Как об этом говорить в школе?».

Проект «Вечные проблемы»

Цикл эссе старшеклассников в школьной газете на тему: «Скажи мне, во что ты веришь», в которых обсуждаются следующие вопросы: что такое вера? Нужна ли она человеку? Во что верить? Является ли проблема религиозной веры важной, актуальной для Вас лично? Считаете ли Вы себя религиозным человеком? Исполняете ли обряды своей религии? Можете ли Вы ответить на вопрос: во что Вы верите? Существуют ли для вас Бог, бессмертие, Страшный Суд? Верите ли Вы в необратимость возмездия за грехи? Кто повлиял на Ваши религиозные взгляды? Как они складывались? Менялись ли ваши религиозные убеждения в течение жизни? С чем это было связано? Считаете ли Вы достаточными свои знания о религиозной сфере человеческой жизни? Хотелось ли бы Вам знать больше? С кем Вы можете обсудить эту тему и нуждается ли она в обсуждении?

Пространство деятельности

Проект «Самоуправление»

Старшеклассники, заинтересовавшаяся темой, обсуждают возможные варианты мероприятий для разных групп учеников: экскурсия в монастырь, литературная композиция, беседа со священником, продолжение обсуждения темы в газете и т.д.

Проект «Научное общество»

Проведение исследований на темы:

Религиозные убеждения старшеклассников.

Религия и школа (взгляд на проблему педагогов и учащихся).

Проект «Милосердие»

Учащимся можно предложить различные варианты оказания помощи людям, в ней нуждающейся. Но выбор, безусловно, остается за ними. Причем лучше, если о своих добрых делах они не будут никому рассказывать.

Пространство творчества

Учащимся создаются условия для творческой реализации своих мировоззренческих убеждений.

Необходимые и достаточные условия реализации ИОП:

1. Мотивированность и компетентность педагогического коллектива.

2. Личностно-ориентированная среда образовательного учреждения, способствующая творчеству педагогов, учащихся, родителей.

3. Наличие системы непрерывного внутришкольного повышения квалификации педагогов, возможности профессионального общения, совместного решения возникающих проблем, взаимопомощи.

4. Организация психологического и методического сопровождения всех проектов программы.

10 Муниципальное обр

5. Организация взаимодействия с социальными и сетевыми партнерами.

6. Современная информационно-образовательная среда ОУ.

7. Наличие материально-технической базы: мультимедиа-проекторов и экранов для просмотра кинофильмов, необходимого технического оборудования для занятий исследовательской деятельностью.

8. Приобретение конференц-зала и издательского центра для реализации проектов на современном техническом уровне.

ние: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Критерии и показатели оценки результативности реализации программы

Механизмы замеров: включенное и невключенное педагогическое наблюдение, опросы (анкетирование, беседы, интервью), экспертная оценка (отзывы родителей, администрации, социальных партнеров), анализ философских эссе учащихся, творческих работ, результаты участия в конкурсах, конференциях.

№ Результаты Критерии Показатели

1. - Умение видеть «вечные проблемы» в жизни, науке, искусстве, желание разобраться в них; - умение выделять мировоззренческие проблемы из ряда других; - желание размышлять над мировоззренческими проблемами и обсуждать их со сверстниками и учителями. Активность; заинтересованность; инициативность. Количество учащихся, занимающих активную, заинтересованную позицию, являющихся постоянными участниками проектов.

2. - Умение вести мировоззренческий диалог: отчетливо формулировать (устно и письменно) собственную позицию, убедительно аргументировать ее, корректировать в ходе дискуссии, уважительно относиться к противоположному мнению. Отчетливость, глубина и продуманность заявленной позиции; аргументированность; оригинальность и самостоятельность суждений; корректность ведения диалога. Количество учащихся, овладевших культурой мировоззренческого диалога.

3. Умение реализовывать свои мировоззренческие убеждения в практической деятельности. Активность; осознанность; последовательность; инициативность. Количество учащихся, включенных в познавательную, творческую, исследовательскую, общественно-полезную, трудовую, волонтерскую деятельность и т. д. Количество учащихся, выбравших тему исследовательской работы мировоззренческой направленности.

4. Умение анализировать мотивы и результаты своей деятельности, а также свои чувства, мысли, поступки, т.е. способность к рефлексии. Честность; осознанность. Изменения в поведении и личностных качествах учеников.

5. Умение вести за собой, вовлекать других в собственные творческие проекты, направленные на реализацию мировоззренческих убеждений. Активность; убедительность; искренность и бескорыстность; последовательность; организованность; лидерские качества. Рост числа самостоятельных проектов старшеклассников и качества их реализации.

6. Умение представлять свою позицию в творческой форме. Активность; глубина; оригинальность. Повышение количества и уровня письменных творческих работ, философских эссе учащихся; философская направленность юношеского творчества.

Продукт ИОП

Учебно-методическое пособие «Технология организации мировоззренческого диалога».

В учебно-методическое пособие будут включены:

• описание технологии организации мировоззренческого диалога на примере пяти направлений программы;

• методические рекомендации по организации работы над проектами;

• сборник публикаций, включающий разработки уроков и мероприятий мировоззренческой направленности; статьи с обобщением опыта по данной теме; методические рекомендации по анализу мировоззренческой составляющей урока, мероприятия; сценарии педагогических советов, семинаров, круглых столов;

• диагностические и контрольно-измерительные материалы;

• варианты творческих работ и философских эссе учащихся, педагогов, родителей, исследовательских работ старшеклассников.

Реализуемость будущего инновационного продукта в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга

Данный инновационный продукт возможно реализовать в любом образовательном учреждении Санкт-Петербурга (или подобного типа и вида) при условии соблюдения необходимых и достаточных условий (см. программу ИОП) реализации программы.

Степень инновационности заявленного в ИОП продукта

Инновационность программы и образовательного продукта, который будет получен вследствие ее реализации, заключается в следующем:

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

11

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

• ИОП направлена на решение проблемы формирования мировоззрения старшеклассников в новых культурно-образовательных условиях, что соответствует требованиям ФГОС к личностным результатам образования;

• содержательным и операциональным средством формирования мировоззрения старших школьников является реализация следующих проектов программы: «Мировоззренческий потенциал урока и внеурочной деятельности», «Открытый просмотр», «Дискуссионный клуб», «Педагогическое содружество», «Вечные проблемы», «Самоуправление», «Научное общество», «Милосердие»;

• ИОП включает в себя разработку и апробацию модели повышения квалификации (проект «Внутришкольная система повышения квалификации педагогов»);

• реализация проектов предполагает поиск инновационных способов педагогического взаимодействия (направление «Педагогическое партнерство»), а также широкое использование инновационных технологий: диалоговых, информационно-коммуникативных, проектно-исследовательских;

• в процессе реализации программы создается инновационная технология организации мировоззренческого диалога как способ формирования мировоззрения школьников.

В связи с работой всех образовательных учреждений России по переходу на новые школьные образовательные стандарты, в которых личностные результаты образования поставлены на первое место, заявленный продукт будет актуален для любого ОУ и востребован в российской системе образования. Представленную программу возможно будет реализовать в любом образовательном учреждении как в полном объеме, так и в сокращенном, творчески адаптировав основные идеи применительно к сложившейся системе работы, традициям конкретной школы любого типа.

Социальные и образовательные эффекты внедрения инновационного продукта в образовательный процесс

Реализация проекта позволит:

Существенно оптимизировать обновление качества образования с учетом внедрения новых образовательных стандартов за счет:

• актуализации мировоззренческого потенциала учебной и внеклассной деятельности;

• создания системы работы с учащимися, направленной на достижение личностных результатов образования;

• создания системы диагностики и мониторинга личностных результатов образования;

• включения учащихся в активную учебно-познавательную деятельность, работу над индивидуальными и групповыми проектами;

• внедрения в образовательный процесс диалоговых, проектно-исследовательских, информационно-коммуникативных технологий, способствующих новому качеству образования.

Существенно оптимизировать организацию системы поддержки талантливых детей за счет:

• расширения возможностей творческой реализации учащихся: их участия в индивидуальных и групповых учебно-исследовательских и творческих проектах; представления своих работ на конференциях и конкурсах различного уровня;

• индивидуального педагогического сопровождения проектов учащихся;

• расширения сферы их «профессионального» и личностного общения: диалог со сверстниками и взрослыми (родителями, учеными, искусствоведами, педагогами других школ и вузов, представителями бизнеса).

• изучения волнующих старшеклассников мировоззренческих проблем, психолого-педагогической помощи в их решении;

• организации работы с родителями одаренных детей. Существенно оптимизировать организацию развития педагогического потенциала за счет:

• развития профессиональной рефлексии и повышения мотивации профессионального саморазвития педагогов через систему постоянно действующего семинара по проблемам формирования мировоззрения школьников как формы внутришкольного повышения квалификации;

• включения педагогов в индивидуальную исследовательскую деятельность по проблеме актуализации мировоззренческого потенциала учебной и внеурочной деятельности, дополнительного образования;

• возрождения системы наставничества, организацию педагогического взаимодействия между молодыми педагогами и педагогами-наставниками.

Существенно оптимизировать современную образовательную инфраструктуру за счет:

• увеличения социальных и сетевых партнеров школы (Приложение 2);

• включение родителей в работу над проектами;

• создания школьного Издательского центра;

• создания веб-сайта программы;

• развития учебно-исследовательского центра школьников;

• участия старшеклассников и педагогов ОУ в работе ежегодных районных, городских и всероссийских учебно-исследовательских конференций.

Существенно оптимизировать систему здоровьесберегающей деятельности за счет:

• создания в школе личностно-ориентированной среды, значительно сокращающей количество конфликтных ситуаций между всеми участниками образовательного процесса, а также помогающей их эффективно разрешать;

• актуализации мировоззренческого потенциала таких предметов, как биология, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание в плане воспитания у учащихся ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни;

• развития системы психолого-педагогического сопровождения образования и личностного развития учащихся (оказание индивидуальной психологической помощи в решении проблем личностного самоопределения школьников; консультирование учащихся и родителей,

12

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

оказание разнообразной помощи семьям учащихся в трудных жизненных ситуациях, диагностика и мониторинг личностного развития школьников и т.д.);

Существенно оптимизировать развивающую образовательную среду образовательного учреждения за счет:

• использования возможностей собственного издательского центра в обеспечении образовательного процесса учебными и методическими пособиями, разработанными педагогами школы, издания школьной газеты, сборников творческих работ учащихся, сборников методических разработок педагогов, информационных и методических материалов по проектам ИОП;

• более активного использования возможностей культурно-образовательной среды Санкт-Петербурга, своего района и микрорайона школы;

• привлечения к образовательному процессу родителей, социальных и сетевых партнеров школы, в том числе иностранных партнеров, научных кадров вузов и др.;

• включение в мировоззренческий диалог (через участие в проектах) учащихся и педагогов других образовательных учреждений района и города, а также России и других государств посредством сетевого общения.

Приложение 1

План разработки и апробации инновационного продукта

Предварительный: изучение современной мировоззренческой ситуации и степени ее влияния на мировоззрение школьников (анализ философских, психологических, педагогических исследований); создание инициативной группы; формулировка основ-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ной идеи ИОП; проведение установочных совещаний, семинаров, консультирования; постановка целей и задач; распределение полномочий. (Приложение 3).

Первый этап внедрения - анализ: изучение степени влияния школьного образовательного процесса на мировоззрение школьников (Приложение 4): анкетирование учеников, педагогов, родителей; выявление их ожиданий, потребностей; анализ образовательной ситуации школы с целью оценить уровень готовности к реализации программы.

Второй этап внедрения - планирование: разработка направлений программы, плана мероприятий, создание творческих групп педагогов, планирование деятельности всех школьных структур в соответствии с целями и задачами программы, планирование взаимодействия с социальными и сетевыми партнерами; стимулирование и обучение педагогов, разработка критериев эффективности программы (Приложение 3).

Третий этап внедрения - исполнение мер: практическая реализации программы; документирование и презентация результатов деятельности.

Четвертый этап внедрения - мониторинг деятельности. Создание инновационного продукта учебно-методического пособия «Технология организации мировоззренческого диалога».

Пятый этап внедрения - экспертиза и распространение опыта. Анализ результатов реализации программы. Распространение опыта посредством проведения районных и городских семинаров, участия в педагогических конференциях разных уровней, публикации научно-методических статей и учебно-методического пособия «Технология организации мировоззренческого диалога».

Приложение2

Партнёры образовательного учреждения, участники проекта

Обучающиеся Учащиеся 8-11 классов

Субъекты образовательного Родители обучающихся Родители обучающихся всех ступеней через Родительский комитет школы и классов, участие в проектах программы

процесса Педагоги Весь педагогический коллектив через участие в различных проектах программы

Постоянные партнеры из образовательных учреждений дополнительного образования района и города ГБОУ ДОД ДДЮТ Фрунзенского района ГБОУ ДОД Центр воспитательной работы Фрунзенского района ГБОУ ЦПМСС Фрунзенского района Библиотека им. А. П. Чехова

ВУЗы города Международный банковский институт ГПУ им. А. И. Герцена психологопедагогический факультет, кафедра педагогики

Другие образовательные учреждения Методические службы СПбАППО ИМЦ Фрунзенского района

Партнеры из образовательных учреждений города ГБОУ СОШ № 579 Приморского района СПб ГБОУ С (К) ОШ № 5 Московского района СПб ГБОУ школа № 464 Пушкинского района СПб ГБОУ СОШ № 302 Фрунзенского района ГБОУ гимназия № 205 Фрунзенского района ГБОУ СОШ № 574 Невского района ГБОУ лицей № 329 Невского района ГБОУ гимназия № 56 Петроградского района ГБОУ лицей № 15 г. Сарова Нижегородской области

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

13

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Международные партнеры Партнёры - НЕ образовательные учреждения Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли (КЭРППиТ) Правительства Санкт-Петербурга Районный Общественный Совет по малому предпринимательству.

Образовательные учреждения других стран Лицей № 144 им. Г Ващенка г. Киев Украина

СМИ Газета «Санкт-Петербугские ведомости» Газета «Фрунзенский район» «Учительская газета» Издательский дом «Первое сентября», газеты «Управление школой», «Русский язык и литература»

Органы исполнительной власти Администрация района РОО района; Депутат ЗАГСа от района Муниципальное образование

Партнеры - предприятия малого и среднего бизнеса

компания-ментор сфера деятельности участники проекта

'•”1 Cfl t *StL«l*Ys • «Y (Ей Кншыя Лом ООО «Росторг» Магазин «Книжный дом» № 12 торговое предприятие

ООО «Европа Уно Трейд СПб» товары для праздника

С ГРУЭДВП) / ri -rll-l-'iri'+rri - ООО «Груз Авто - запасные части» ООО «Груз Авто Сервис центр» ремонт и сервисное обслуживание автомобилей

ООО «Аверс» Центр гармонического развития дополнительное внешкольное образование

Диалог /Тг. г,1 —1 1 1-и >Р*#.Г ЗАО Диалог Информационные Технологии» программное обеспечение

| Б У ГС® О Л, ООО «Петропечать» магазин КМ 15 «Бухарестская 72» торговое предприятие

ВОЗРОЖДЕНИЕ ООО «Возрождение» завод металлоизделий

14

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ООО «Рекламная Коллегия» световая реклама

ИЕгЧщР' ООО «АКМА» стекольная компания

ООО «Остов» кафе «Старый Баку» кафе

ООО «Балтийская аудиторская компания» аудит, бухгалтерский учет

Приложение 3

Проведенные в школе мероприятия первых этапов внедрения программы

Предварительный этап

1. Проведен анализ философских, психологических, педагогических исследований, изучающих современную мировоззренческую ситуацию и степень ее влияния на мировоззрение школьников.

2. Создана инициативная группа для работы над проектом, куда вошли директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по опытно-экспериментальной работе, методист, психолог, педагоги-организаторы, председатели методических объединений.

3. Сформулирована основная идея ИОП.

4. Проведен педагогический совет, посвященный новой методической теме ОУ: «Мировоззренческое самоопределение учащихся в образовательном пространстве школы: реализация ФГОС нового поколения».

Первый этап внедрения - анализ

Проведено анкетирование педагогов и учащихся с целью изучения степени влияния школы на мировоззренческое самоопределение старшеклассников, выявления волнующих их мировоззренческих проблем, а также степени готовности педагогов к воспитательной работе, направленной на формирование мировоззрения. В опросе приняли участие 113 старшеклассников и 30 педагогов школы, 447 старшеклассников и 241 педагог района. Полученные данные представлены на совещании инициативной группы.

Второй этап внедрения - планирование

1. Созданы творческие группы педагогов для работы над проектами.

2. Составлены планы работ по всем направлениям на 2012-2013 учебный год.

3. Разработаны критерии и показатели эффективности программы.

Третий этап внедрения - исполнение мер. Работа над проектами

Проект «Мировоззренческий потенциал урока, внеурочной деятельности»

Скорректированы рабочие программы педагогов, программы воспитательной работы классных руководителей с целью актуализации мировоззренческого содержания учебного предмета, внеурочной деятельности.

Проект «Вечные проблемы»

Вышло 13 номеров школьной газеты (сентябрь 2011- декабрь 2013 гг.), в которых обсуждались следующие мировоззренческие проблемы: проблема смысла жизни, патриотизма, семьи, веры, авторитета, ответственности. Опубликованы циклы философских эссе старшеклассников на темы: «С чего начинается родина?», «Жизнь, зачем ты мне дана?», «Скажи мне, во что ты веришь...», «Последнее лето детства закончилось...», «Идеал семьи», «В жизни всегда есть место празднику». К обсуждению статей газеты привлечены родители учащихся.

Проект ««Открытый просмотр»

Проведены просмотр и обсуждение фильма «Повелитель мух» в 7-х классах школы, «Чучело» -в 8-м классе.

Проект ««Педагогическое содружество»

Проведены три встречи в рамках проекта:

• «Актуальные проблемы современного школьного образования»;

• «Школьная дисциплина: проблема № 1?..»;

• «Трудный ребенок.».

Проект ««Самоуправление»

Проведены выборы в Совет школы, обсуждается спектр проблем, который будет находиться в компетенции Совета.

Проект ««Научное общество»

Учреждено школьное научное общество, избран его председатель. Проведено два заседания:

• Выбор темы исследования.

• Цель, задачи и методы исследования.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

15

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Определены темы исследовательских работ педагогической направленности:

• Влияние школы на мировоззрение старшеклассников.

• Религиозные убеждения старшеклассников.

• Религия и школа (взгляд на проблему педагогов и учащихся).

• Учитель и ученик ВКонтакте.

Проведены опросы педагогов и учащихся школы по темам исследований, обработка и анализ данных, готовится представление результатов исследования школьной общественности.

Проект «Милосердие»

Учащиеся принимают регулярное участие в акциях по оказанию помощи детскому дому, районному Совету ветеранов, Совету ветеранов педагогического труда.

Проект «Внутришкольная система повышения квалификации педагогов»

Проведены обучающие семинары для педагогов:

• Районный семинар «Интеграция традиций и инноваций в организации внеклассных мероприятий» (10.04.2012);

• Районный семинар с международным участием «Опыт работы школы по социализации учащихся старших классов» (25.10. 2012);

• Школьный семинар «Мировоззренческий потенциал урока» (30.10.2012).

На январь запланированы:

• Городской методический семинар для руководителей ОэП, заместителей директоров ОУ, ДОУ, УДО «Пути развития кадрового потенциала образовательного учреждения» (24.01.2013);

• Районный семинар для учителей русского языка и литературы «Мировоззренческий потенциал уроков словесности» (31.01.2013).

Приложение 4

Анализ опроса учащихся Санкт-петербургских школ

Возраст учащихся, тип ОУ

Существуют вечные проблемы, такие как проблема смысла жизни; своего пути, выбора нравственных ценностей; отношения к вере (существует ли Бог, каков он, что ждет человека после смерти); проблемы долга, совести и др. Являются ли эти проблемы важными, актуальными для Вас лично

затрудняюсь

ответить

С кем вы можете их обсудить?

с друзьями 69%

с родителями 51%

с учителями 14%

в социальных

19%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сетях

Другое 18%

Что побуждает вас к размышлениям над этими проблемами?

Желание разобраться ___________________

и найти свой ответ книги 33%

фильмы 32%

школьная жизнь 18%

общение с друзьями 39% общение с учителями 11% общение с 22%

родителями

СМИ 13%

социальные сети 21%

66%

29%

да

нет

3%

11%

Другое

16

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

ОТ ТЕОРИИ к ПРАКТИКЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Важны ли эти проблемы для современного человека, еле, с нашей точке зрения? можно спокойно обойтись е без них?

Должно ли школьное образование помогать в их решение, настраивать на философский поиск?

Какие события школьной жизни повлияли на ваше понимание мира?

Школьные уроки участие во внеклассной работе (поездки, экскурсии, праздники и Т.Д.) учебноисследовательская, творческая деятельность беседы с учителями вся атмосфера школьной жизни

ничего не повлияло Другое

26%

25%

19%

19%

34%

31%

8%

Чтобы школьный урок располагал к философским размышлениям, помогал в решении важных лично для вас проблем, учитель должен

■ Проводить уроки в форме дискуссии 42% | организовывать работу в группах, парах 18%

просить учеников высказать свою точку зрения в форме философского эссе, 28% мини-сочинения, творческой работы находить в изучаемом материале интересные для учеников проблемы приводить примеры из собственной жизни

открыто высказывать свою точку зрения на обсуждаемые проблемы выстраивать дружеские, доверительные отношения с учениками обращаться к личному опыту учеников 24% Другое 7%

42%

38%

39%

Как часто в вашей школьной жизни бывают такие уроки

часто 13%

редко 55%

не бываетвообще 30%

В чем заключалось их влияние?

4 F М !■ И

Интересная, глубокая подача материала на уроках

интересные формы организации урока (диспуты, работа в группах, парах, индивидуальные задания ит.Д.)

разговор с учениками на равных индивидуальные беседы о проблемах, которые вас 24% волнуют

внеклассная работа 17%

Другое 24%

42%

Были ли в вашей жнзни учителя, оказавшие серьезное влияние на становление вашей жизненной позиции?

да 52%

нет 46%

Какими личностными и профессиональными качествами должен, с вашей точки зрения, обладать учитель, чтобы побуждать ученика к философским раздумьям, помогать в решении смысложизненных проблем?

Быть хорошим, добрым, порядочным человеком обладать особой харизматичностью относиться к ученикам со вниманием и любовью интересоваться жизненными проблемами учеников общаться с учениками на равных, с уважением относиться к ихточке зрения хорошо знать свой предмет уметь хорошо объяснять давать интересные уроки

поднимать на своих уроках философские проблемы (например, происхождения жизни - в биологии, пространства и времени - в физике, смысла жизни -литературе и т.д.)

Другое

47%

33%

36%

25%

32%

57%

50%

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №2, 2013

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.