Научная статья на тему 'Peculiarities of using the sample method in the analysis of dairy commodity producers competitiveness'

Peculiarities of using the sample method in the analysis of dairy commodity producers competitiveness Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ТОВАР / РЫНОК / МОЛОКО / ПРОИЗВОДСТВО / COMPETITIVENESS / COMMODITY / MARKET / MILK / PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Timofeyeva Tatyana Vyacheslavovna, Lapteva Yelena Vladimirovna

The paper is focused on the peculiarities of using the sample research method including an analysis of commodity producers, consumers and the dairy industry in general as applied to the milk market in the Orenburg region. Marketing measures to increase the competitiveness level of milk products produced by the local dairy commodity producers are suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Peculiarities of using the sample method in the analysis of dairy commodity producers competitiveness»

Особенности применения выборочного метода в анализе конкурентоспособности товаропроизводителей молока

ТВ. Тимофеева, к.э.н.; Е.В. Лаптева, аспирантка, Оренбургский ГАУ

Практически все общественные науки (включая социологию, политологию, государственное управление, медицину и т.д.) являются дисциплинами, основанными на исследованиях данных, которые, чаще всего, представлены в количественном, либо в качественном выражении. Для анализа такого рода данных необходимо использование методов статистического анализа, которые представлены широким спектром приемов и способов исследования.

Одним из достаточно популярных методов в последнее время стал выборочный метод исследования. Он практикуется уже давно, с его помощью обычно изучаются объекты, состоящие из не вполне схожих между собой единиц. Как отметил профессор А. Кауфман, «изобретателем выборочного метода была сама жизнь» [1]. В учебной литературе дается следующее определение: «Термин выборочные исследования применяют, когда невозможно изучить все единицы представляющей интерес совокупности. Приходится знакомиться с частью совокупности — с выборкой, а затем с помощью статистических методов и моделей переносить выводы с выборки на всю совокупность» [2].

Выборочный метод имеет широкую область применения. Широта области применения выборочного метода объясняется тем, что небольшой (по сравнению с генеральной совокупностью) объем выборки позволяет использовать более сложные методы обследования, включая использование различных технических средств (например, видео- и аудиосредства, персональные компьютеры и Интернет, а также сложную измерительную технику) [3].

Необходимость использования выборочной методологии обусловлена потребностями постоянного мониторинга, контролирования и решения проблем развития конкуренции на продовольственном рынке с теоретической, методологической и прикладной стороны [4].

Важной составляющей любого продовольственного рынка является производство молока и молочных продуктов, которое по стратегической и социально-экономической значимости, размерам вовлекаемых в него трудовых, материальных и финансовых ресурсов занимает ведущее место как на рынке производства, так и на рынке потребления, где удовлетворяются потребности домохозяйств.

Со стороны потребителя конкурентоспособность товара — это такая его характеристика, которая отвечает запросам каждого отдельно взятого человека с учетом его материального благосостояния и определенных предпочтений по вопросам внешнего вида, цены, качества товара, дизайну, соответствию рекламе, экологической безопасности.

Таким образом, обобщая существующие мнения, в рамках настоящего исследования, под конкурентоспособностью товара следует понимать «соперничество» товаропроизводителей на рынке, нацеленное на получение максимального внимания потенциальных потребителей; комплексную характеристику возможности быть реализованным на рынке товаров и услуг при наличии спроса и аналогичных товаров-конкурентов в условиях конкретного места и времени.

В силу специфики анализируемого объекта (молоко) и в рамках представленной работы конкурентоспособность сельскохозяйственного товара должна быть проанализирована во взаи-моувязке с отраслью производства, т.е. молочным скотоводством, что требует адекватной методики осуществления такого анализа на основе статистических методов. Для исследования конкурентоспособности товара, в рамках настоящего исследования предлагается использование выборочного метода исследования. Возможность его применения обусловлена необходимостью получения качественной статистической информации для принятия адекватных управленческих решений, в том числе и по поводу конкурентоспособности товара на местном рынке. Методика комплексной оценки конкурентоспособности товара на основе использования выборочного метода представлена на рисунке 1.

Предложенный алгоритм применения выборочного метода исследования в анализе конкурентоспособности товара был апробирован при анализе рынка молока на примере Оренбургской области. Выборочно исследовались потребительские предпочтения, товаропроизводители и марки молока, пользующиеся большей популярностью.

На стадии изучения рынка производства молока был проведен анализ панельных данных с использованием информации из отчетов хозяйств Оренбургской области. Построение рекурсивной модели со случайными эффектами позволило выделить и оценить следующую зависимость. На производство молока в хозяйствах Оренбургской

Анализ конкурентоспособности товара на основе выборочного метода исследования

Выборочное исследование конкретного рынка товаров и услуг

Формирование

усредненного

прилавка

исследуемого

товара

Выборочное исследование покупательского поведения

Формирование портрета усредненного потребителя товара

Выборочное

исследование

конкретных

товаропроизводителей

Районированная группировка товаропроизводителей в зависимости от конкурентных свойств

Рис. 1 — Схема применения выборочного метода исследования в анализе конкурентоспособности товара

области наибольшее влияние оказывают пять факторов: себестоимость молока, общие затраты на производство, среднегодовое поголовье, выход приплода и цена реализации.

Связь между признаками прямая, все параметры уравнения по критерию Стьюдента являются значимыми, и увеличение себестоимости, затрат, поголовья, выхода приплода и цены реализации

на единицу своего измерения влечет увеличение производства молока на 6,88, 0,04, 1,65, 0,04 и 1,9 ц, соответственно.

Полученная модель зависимости объема производства молока от набора факторных признаков в целом является достаточно адекватной. Так, увеличение поголовья молочного стада объективно приводит к увеличению надоев молока и ро-

1. Результаты построения рекурсивной модели со случайным эффектом

Показатели Значения коэффициентов Стандартная ошибка Статистика Стьюдента Р-уровень Нижняя доверительная граница Верхняя доверительная граница

Х1 6,8765 3,7654 4,9985 0,0000 3,1111 10,6419

Х2 0,0453 0,00876 9,6654 0,0000 -3,7201 3,8107

Х3 1,6543 0,9321 12,8765 0,0000 -2,1111 5,4197

Х8 0,0432 0,0087 6,0987 0,0000 -3,7222 3,8086

Х10 1,9042 0,0987 14,9987 0,0000 -1,8612 5,6696

Свободный член 342,9876 66,5432 4,7768 0,0000 339,2222 346,753

sigma_u 1265.8765

sigma_e 102.9876

гЬо .96554 (йасйоп о£ уагіапее &е 1о и_і)

Б ІЄ8І Лаі аіі и_і=0: Б(13,55)=77.89 РгоЬ>0.00000

сту выхода приплода. Рост цен на молоко также стимулирует его производство. Однако увеличение себестоимости и общей суммы затрат обычно выступают факторами обратного влияния на объем производства молока. На наш взгляд, полученная аномальная зависимость связана со стагнацией развития отрасли молочного скотоводства в области.

На этапе изучения потребительского рынка целью проведения выборочного исследования являлось выявление предпочтений жителей г. Оренбурга при выборе молока. Рассчитав объем выборки, который составил 1782 человека, был составлен план и определен основной инструмент — анкета.

В качестве разведочного анализа выявления взаимосвязи между предпочтениями респондентов в выборе молока и различными факторами были использованы таблицы сопряженности. Анализ таблиц является весьма простым и наглядным и вместе с тем эффективным инструментом изучения одновременно двух переменных.

Полученные в ходе обработки таблиц сопряженности данные позволяют сделать вывод о том, что если молоко, которое респондент постоянно покупает, подорожает, то 88,87% опрошенных продолжат покупать то же самое молоко, а 9,35% перейдут на покупку более дешевого товара, при этом 1,78% респондентов откажутся от употребления молока вообще.

Анализируя зависимость цены молока и его жирности, было отмечено, что наиболее приемлемая цена для респондентов при покупке молока — это 35—40 руб. за литр жирностью 3,2%, при этом неменьшей популярностью пользуется соотношение 29—34 руб. за литр молока жирностью 2,5%.

Соотношение востребованности молока известных марок и цены за 1 литр представлено в таблице 2. Из таблицы видно, что наибольшее предпочтение потребители оказывают покупке молока под маркой «Молоко с большой буквы «М» даже несмотря на достаточно высокую его стоимость, 35—40 руб. за литр (цены приведены на начало 2008 г.).

Для обобщенной количественной оценки взаимосвязей, выделенных через таблицы сопряжен-

ности, используются различные коэффициенты связи, среди которых наиболее приемлемыми являются коэффициенты Пирсона и Крамера:

1. Коэффициент сопряженности Пирсона:

С =

X

X2 + N ’

(1)

где N — число опрошенных;

X2 — хи-квадрат.

(оі - Е )2

Е:

(2)

где О I — наблюдаемые частоты;

Е I — ожидаемые частоты; п — число клеток в таблице.

2. Коэффициент сопряженности Крамера:

V = .

X

^ (К -1) ’

(3)

где N — число опрошенных;

К — наименьшее из чисел (г,с), где г — число строк, с — число столбцов.

Для имеющихся таблиц сопряженности значения коэффициентов связи оказались одинаковыми (табл. 3), при этом следует, что взаимосвязь между жирностью молока и ценой за один литр наибольшая по абсолютной величине и свидетельствует об умеренной связи между признаками; в свою очередь, связь между увеличением цены и решающими факторами при покупке молока отсутствует, что подтверждает ранее сделанные выводы.

Для анализа взаимосвязи в таблицах сопряженности также используется ранговый коэффициент корреляции у Гудмена—Краскэла, смысл которого заключается в вычислении количества пар, в которых значения первой переменной не меньше значений второй справа налево (£), и сравнении с количеством пар, в которых значения первой переменной не меньше значений второй слева направо ^):

у = .

(4)

5 + Б ‘

Значение рангового коэффициента корреляции Гудмена—Краскэла для имеющихся таблиц

2. Таблица сопряженности известных марок молока и цены за 1 литр

Известные марки молока Цена за 1 л, руб. Итого по строке

20-28 29-34 35-40 более 40

«Кошкинское» 1 87 69 41 198

«Молоко с большой буквы «М» 22 214 342 274 852

«Магистраль» 10 144 115 144 413

«Самарское» 0 2 5 1 8

«Давлекановское» 30 68 78 33 209

Итог в группах 63 515 609 493 1680

3. Значения коэффициентов связи для таблиц сопряженности

Взаимосвязи между показателями Хи-квадрат И Коэффициент сопряженности Пирсона (С) Коэффициент сопряженности Крамера (V) Коэффициент корреляции Гудмена - Краскэла (у)

1. Факторы предпочтения потребителей при покупке молока и увеличение цены на продукт 102 0,24 0,24 0,34

2. Жирность молока и цена за 1 литр 650 0,66 0,66 0,76

3. Известные марки молока и цена за 1 литр 382 0,43 0,43 0,49

сопряженности в общем случае подтверждает полученные результаты по коэффициентам связи.

Определяя конкурентоспособность молока местных товаропроизводителей при сравнении с аналогами конкурентов, выяснили, что среди наиболее известных производителей 37,21% опрошенных потребителей отдали свое предпочтение молоку «Давлекановское» (Республика Башкортостан), 29,04% — «Магистраль» (Оренбургская область), 16,8% — «Самарское», 9,16% — «Кошкинское» (Самарская область), 7,7% — «Молоку с большой буквы «М» (Республика Башкортостан).

Проведя анализ конкурентоспособности этих марок по органолептическим показателям, определили, что лучшим по качеству является молоко «Давлекановское». Несколько уступает ему оренбургская «Магистраль» и средним по качеству является «Самарское» и «Кошкинское» молоко, аутсайдером качества является «Молоко с большой буквы «М».

Групповой показатель качества молока «Магистраль» существенно выше, чем у «Молока с большой буквы «М». В то же время единичные и групповые показатели качества товара, отражая степень удовлетворения потребности, не дают возможность оценить конкурентоспособность товара в полной мере. Для этого необходимо сопоставить показатели анализируемого товара и его конкурента и выяснить, какой из них в большей степени соответствует потребности. Такое сопоставление позволяет определить уровень конкурентоспособности данного товара в сравнении с товаром-конкурентом применительно к конкретной потребности. Используя уровень конкурентоспособности по отношению к молоку «Давлекановское», выявили, что молоко оренбургских товаропроизводителей «Магистраль» имеет достаточной уровень конкурентоспособности по сравнению с конкурентом. Однако на рынке г. Оренбурга «Магистраль» единственное конкурентоспособное молоко местного производства, следовательно, с учетом количества иногородних конкурентов местным товаропроизводителям будет достаточно сложно удерживать значимый сегмент потребления на рынке моло-

ка города. Марки других местных производителей по результатам анкетирования имеют низкий уровень конкурентоспособности.

В целом, проведенное выборочное исследование потребительского рынка молока г. Оренбурга показало, что с ростом доходов и благосостояния потребители уделяют большое внимание качеству продукта с учетом его диетических и пищевых свойств. Наличие маркетинговых инструментов (внешней вид упаковки, торговая марка, реклама) также оказывают существенное влияние на окончательный выбор потребителя. В этих условиях в более выгодном положении оказываются крупные российские товаропроизводители, поставляющие свою продукцию в разные регионы страны и осуществляющие агрессивную маркетинговую политику, в первую очередь проявляющуюся в массированном рекламном сопровождении, направленном на узнаваемость товара. Следовательно, в сложившихся условиях действия местных товаропроизводителей на рынке молока без достаточного информационного обеспечения и других маркетинговых инструментов приводят к потере потребителя и, в конечном счете, к финансовым потерям. Производители молока Оренбургской области по формальным маркетинговым признакам являются неконкурентоспособными.

Таким образом, анализ конкурентоспособности молока на примере Оренбургской области показывает, что для оценки конкурентоспособности массового товара выборочные исследования должны занимать одно из ведущих мест, так как они обладают достаточной информативностью и позволяют сформировать стратегическую политику предприятия по повышению конкурентоспособности товара с учетом предпочтений потребителей, выявить сильные и слабые стороны в самом товаре и определить его нишу на региональном рынке. Выборочное исследование факторов, влияющих на производство молока хозяйствами области, позволило выявить, что для создания достаточной сырьевой базы для производителей молока области необходимо адекватное развитие отрасли молочного скотоводства, связанное с использованием вы-

сокопродуктивных пород скота, высококачественной кормовой базы и т.п.

Конкурентный анализ оренбургских товаропроизводителей свидетельствует о том, что конкурентоспособным является только марка молока «Магистраль». Таким образом, с учетом количества иногородней продукции на рынке г. Оренбурга существует реальная угроза окончательной потери конкурентоспособности и вытеснения с рынка местных товаропроизводителей. В связи с этим можно предложить следующие маркетинговые меры по повышению уровня конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей:

1. Улучшить упаковку молока местных производителей (мягкие полиэтиленовые упаковки заменить на более прочные картонные), сделать упаковку более привлекательной (больше цвета, оформления, дизайнерские находки), так как каждый потребитель в первую очередь обращает внимание на внешний вид товара.

2. Более активно использовать рекламные мероприятия для формирования узнаваемого образа местных товаропроизводителей молочной продукции (при проведении исследования возникла проблема, что больше половины местных оренбургских производителей даже не известны потребителям, в то время как импортируемое молоко узнается не только по марке, но и по предприятию -производителю);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Осуществлять привлечение покупателей с разными вкусовыми предпочтениями (для тех,

кто на диете, для разных возрастных групп населения, для спортсменов и т.д.);

4. Осуществлять производство молока с различными вкусовыми добавками (клубничное, ванильное, персиковое и т.д.).

Помимо маркетинговых приемов необходимо использовать меры государственного воздействия: проводить своевременный анализ доли импортируемого молока на рынке и осуществлять возможное введение ограничений (лимит импорта). Предприятиям-производителям необходимо совершенствовать технологию производства молока, применять более совершенное оборудование, пользоваться инновациями в сфере молочного скотоводства. В рамках этого правительству Оренбургской области необходимо поддерживать местных товаропроизводителей молока за счет разработки мер дополнительного финансирования и стимулирования. В целом комплексное применение мер по повышению конкурентоспособности местных товаропроизводителей сможет повлиять на ситуацию на рынке.

Литература

1. Кокрен, У. Методы выборочного обследования / У. Кокрен. - М.: Статистика, 1976. - 440 с.

2. Королев, И. С. Паритет покупательской способности и конкурентоспособность / И. С. Королев, В. М. Жуковская// Вопросы статистики. — 2008. — № 8. — С. 27.

3. Кучуков, Р. Проблемы конкурентоспособного развития / Р. Кучуков // Экономист. - 2007. - № 8. - С. 25-37.

4. Суровцев, В. Н. Эффективность производства молока в сельскохозяйственных предприятиях / В. Н. Суровцев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 5. - С. 36-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.