Научная статья на тему 'Peculiarities of Modern Elitist Political Culture Review of The Monograph: "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture"'

Peculiarities of Modern Elitist Political Culture Review of The Monograph: "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture" Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Carnival political culture / clowns and jesters of big politics / manipulation / political hysteria / political speculation / Карнавальная политическая культура / клоуны и шуты большой политики / манипуляция / политическая истерия / политическая спекулятивность

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Безлепкин Николай Иванович

This review analyses the recently published monograph "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture" devoted to the problems of modern carnival political culture. There are many things in the world of modern politics that go beyond traditional political practice. In this regard, humanity is currently experiencing an era of instability and transformation of political traditions and values. Numerous speculations arise around the problems of power and governance. All this points to the flourishing of the so-called carnival political culture based on provocations, theatrics, speculations, manipulations, staging of political reality and outright political hysteria. This gives rise to a certain type of politicians who, in pursuit of image and PR, go to any cost and even crimes. The extremely low intellectual and moral level of politicians leads to the fact that the highest echelons of power are occupied by persons who do not meet the professional competence of their positions. The reviewed monograph is just devoted to the detailed consideration of these problems, destructively influencing the whole modern political atmosphere and showing in what really carnival world we live today.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Особенности современной элитарной политической культуры – рецензия на монографию: «Шуты и клоуны большой политики: политические элиты в свете карнавальной политической культуры»

В настоящей рецензии дается анализ вышедшей недавно монографии «Шуты и клоуны большой политики: политические элиты в свете карнавальной политической культуры» посвященной проблемам современной карнавальной политической культуры. В мире современной политики много такого, что выходит за рамки традиционной политической практики. В этом плане в настоящее время человечество переживает эпоху нестабильности и трансформации политических традиций и ценностей. Возникают многочисленные спекуляции вокруг проблем власти и управления. Все это указывает на расцвет так называемой карнавальной политической культуры, основанной на провокациях, театральщине, спекуляциях, манипуляциях, инсценировки политической действительности и откровенной политической истерии. Это порождает определенный тип политиков, которые в погоне за имиджем и PR, пойти на любые издержки и даже преступления. Крайне низкий интеллектуальный и моральный уровень политиков приводит к тому, что в высшие эшелоны власти приходят лица, не отвечающие профессиональной компетенции занимаемых ими должностей. Рецензируемая монография как раз и посвящена детальным рассмотрениям этих проблем, деструктивно влияющих на всю современную политическую атмосферу и показывающую в каком действительно карнавальном мире мы сегодня живем.

Текст научной работы на тему «Peculiarities of Modern Elitist Political Culture Review of The Monograph: "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture"»

Criticism and Reviews | https://doi.org/10.46539/elit.v4i3.169

Peculiarities of Modern Elitist Political Culture -Review of The Monograph: "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture"

Nikolay I. Bezlepkin

Military Order of Zhukov and Lenin Red Banner Academy of Communications named after Marshal of the Soviet Union S.M. Budyonny, St. Petersburg, Russia

This review analyses the recently published monograph "Jesters and Clowns of Big Politics: Political Elites in the Light of Carnival Political Culture" devoted to the problems of modern carnival political culture. There are many things in the world of modern politics that go beyond traditional political practice. In this regard, humanity is currently experiencing an era of instability and transformation of political traditions and values. Numerous speculations arise around the problems of power and governance. All this points to the flourishing of the so-called carnival political culture based on provocations, theatrics, speculations, manipulations, staging of political reality and outright political hysteria. This gives rise to a certain type of politicians who, in pursuit of image and PR, go to any cost and even crimes. The extremely low intellectual and moral level of politicians leads to the fact that the highest echelons of power are occupied by persons who do not meet the professional competence of their positions. The reviewed monograph is just devoted to the detailed consideration of these problems, destructively influencing the whole modern political atmosphere and showing in what really carnival world we live today.

Keywords

Carnival political culture; clowns and jesters of big politics; manipulation; political hysteria; political speculation.

Abstract

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Особенности современной элитарной политической культуры - рецензия на монографию: «Шуты и клоуны большой политики: политические элиты в свете карнавальной политической культуры»

Безлепкин Николай Иванович

Военная ордена Жукова и Ленина Краснознаменная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

В настоящей рецензии дается анализ вышедшей недавно монографии «Шуты и клоуны большой политики: политические элиты в свете карнавальной политической культуры» посвященной проблемам современной карнавальной политической культуры. В мире современной политики много такого, что выходит за рамки традиционной политической практики. В этом плане в настоящее время человечество переживает эпоху нестабильности и трансформации политических традиций и ценностей. Возникают многочисленные спекуляции вокруг проблем власти и управления. Все это указывает на расцвет так называемой карнавальной политической культуры, основанной на провокациях, театральщине, спекуляциях, манипуляциях, инсценировки политической действительности и откровенной политической истерии. Это порождает определенный тип политиков, которые в погоне за имиджем и PR, пойти на любые издержки и даже преступления. Крайне низкий интеллектуальный и моральный уровень политиков приводит к тому, что в высшие эшелоны власти приходят лица, не отвечающие профессиональной компетенции занимаемых ими должностей. Рецензируемая монография как раз и посвящена детальным рассмотрениям этих проблем, деструктивно влияющих на всю современную политическую атмосферу и показывающую в каком действительно карнавальном мире мы сегодня живем.

Ключевые слова

Карнавальная политическая культура; клоуны и шуты большой политики; манипуляция; политическая истерия; политическая спекулятивность

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Актуальность выбранной темы объясняется приходом к власти сомнительной англосакской политической элиты. Авторы монографии не просто обратили внимание на поведение и заявления политических лидеров Запада и США, но и исследовали феномен появления и распространения карнавальной политической культуры, что является оригинальным исследованием на сегодняшний день. П.Л. Карабущенко и А.А. Ильин использовали симбиоз научных методов и показали глубокую проработку темы, опираясь, в том числе, на статьи российской и зарубежной прессы. Поэтому научные факты монографии приобретают особый смысл, подкрепленный яркими практическими примерами (Карабущенко, & Ильин, 2022).

Большим вкладом в политическую науку следует считать предложенное авторами соотношение карнавальной политической культуры и карнавала как формы и содержания. Приведенные аргументы доказывают, что во власти не политики, а куклы, деятельность которых воспринимается как реалити-шоу. За этим стоит разврат, падение не только профессиональной компетентности, но и разрушение мира морали и критического мышления. В свете карнавальной политической культуры политические элиты и их лидеры предстают в совершенно иных образах и оценках. С них слетают маски, и они появляются такими, какими они есть в действительности, без парадного пафоса и PR-макияжа. И тут выясняется, что нет ничего ужаснее, чем увидеть в таком виде действующих политиков. Поэтому люди в ужасе восклицают: «Господи! Кто же нами правит!?»

В целом карнавализация политики, обращают внимание авторы, весьма опасный процесс, поскольку он обнуляет ценности всех традиционных политических культур. Уходя в прошлое, политический карнавал становится мифом, уровень доверия к которому всегда вызывает у историков споры. И чем ярче был политический карнавал, тем жарче звучат вокруг него споры исследователей, тем громче наш смех и наш ужас от увиденной правды политической картины прошлого.

Удивительно как точно П.Л. Карабущенко и А.А. Ильин подобрали названия политическому беспорядку - «эпидемия». Поскольку эпидемия политического карнавала начинает широко распространяться по всему миру. Более того, уже сами политики начинают это осознавать и понимать насколько она (эпидемия карнавальной политической культуры) опасна для них самих. Так как проникает в профессиональный язык ведущих мировых политиков, часто происходит перекрестный обмен обвинениями в одинаковых поступках, что указывает на самый настоящий карнавал.

Сложность исследования представляется в том, что, несмотря на то, что авторы призывают не искать в политическом карнавале никакого смысла и никакой логики. Все в нем обман и то, что в политическом карнавале есть «говорящий субъект», который не столько говорит, сколько кричит, чтобы обратить на себя внимание. Его «манифестация» оказывается политической рекламой. Смысл здесь никогда не становится событием, поскольку событием

становится крик, истерия, скандал. Политический карнавал - апофеоз политической бессмысленности. Здесь всегда будет стоять: No comments!!! Этот факт не остановил авторов монографии, и они совершили, пожалуй, невозможное, и объяснили с политологической, философской и отчасти психологической точек зрения суть происходящего в мировой политике.

Исследователи обращают внимание и на то, что политический карнавал представляет собой отзеркаливание политической действительности, он есть зеркальное переворачивание логики и зеркальное искажение этики. Это мир зазеркалья. В результате, правда и истина утрачивают свою изначальную натуру, становятся неестественными и даже противоестественными образованиями. На это обращал внимание еще П.Л. Карабущенко в свое первой монографии «Карнавальная политическая культура» (Карабущенко, 2022b)

Политическая карнавальность - бесогонная элита (т.е. бесами гонимая, бесами вдохновляемая и ими же руководимая), переступившая через все мыслимые запреты и моральные нормы. В её практику накрепко вошли провокация, театральщина, спекуляция, манипуляция, инсценировка политической действительности и откровенная политическая истерия. Политический карнавал фактически стал пародией на политическую действительность. Многие из участвующих в нем политиков это прекрасно понимают, но все равно осознанно на это идут (Карабущенко, & Ильин, 2022).

Этот факт указывает на негативные оценки политической элиты Запада, что позволило авторам выйти на новую проблему - отрицательной селекции элит Запада, открывая новый пласт для будущих политических исследований.

Большая сложность, которая встала перед авторами - это ограниченный словарный запас, которым описывается природа политического карнавального действия. Безусловно, для описания природы карнавальной политической культуры больше подходит ненормативная лексика. Поэтому стоит только представить, насколько непросто было подбирать нужные слова, чтобы соответствовать формату монографического исследования.

Некоторые высказывания СМИ в отношении своих и чужих элит, цитировать без кавычек и купюр просто нельзя - они порой бывают резки и этически некорректны, поскольку оскорбляют личность политика. Единственным оправданием этому является то, что сами эти политики своими словами и делами еще больше оскорбляют политику и своих избирателей, так что жалеть и заступаться за них не приходится.

Таким образом, у исследования три источника: заявления официальных политических лиц, позиция научного политологического сообщества и мнение общественности, представленное СМИ. В работе соединяются мнения трех элит - политической, научной и общественной (конкретно журналистика).

К заслуге авторов следует отнести и рассмотрение карнавальной политической культуры в двух значениях: онтологическом и гносеологическом. В онтологическом смысле, как объективное явление политической реальности, а в гносеологическом значении, как научное направление в политологических

исследованиях. Такое разделение показывает, с чем конкретно и в конкретный момент исследования авторы имеют дело - то ли с самой данностью, то ли с собственной позицией.

Дополнили свою работу П.Л. Карабущенко и И.А. Ильин иллюстрациями, разнообразными политическими анекдотами, карикатурами, что делает монографию интересной не только для профессиональных ученых, но и для людей, далеких от науки.

Авторы уделили внимание и описанию психологического портрета лидеров стран. Важно, что исследователи не ставят целью полить грязью политиков государств, а лишь разоблачают и выворачивают наизнанку политические практики, которые наносят вред обществу. Стоит обратить внимание, что П.Л. Карабущенко и А.А. Ильин не представили все богатство и всю вариативность политического карнавала. Это объяснимо тем, что никто не знает границ, пределов политического карнавала. Он может неожиданно проявляться в политической повседневности, то, как дымка, бесследно исчезать. Его природа трудноуловима. И этим весьма успешно пользуются политические кукловоды, которые регулярно устраивают пред нами (публикой) свои грандиозные спектакли и карнавальные шествия, обращают внимание авторы.

Отталкивались исследователи политического карнавала от понимания природы смеха таких мыслителей, как Д.С. Лихачов, В.Я. Пропп и А.В. Дмитриев. В политическом карнавале действительно много смешного, но много и такого, над чем смеяться грешно, поскольку карнавал может оборачиваться глубокой человеческой трагедией. Поэтому смех здесь имеет глубокую дуалистическую природу - это одновременно и сатира, и трагедия. И этим, собственно, и отличается природа карнавальной политической культуры - в ней уживаются различные крайности, в реальности весьма редко встречающиеся.

Интересным представляется и вопрос, который проходит через все страницы книги: «Как относиться нам (общественности) к подобного рода политикам?». Разумеется, каждый решит сам, важно, что П.Л. Карабущенко и А.А. Ильин призывают лишь к одному: «Надо относиться к этому с юмором, дабы через осмеяния пороков политических элит, не допустить над собой их тиранию». Нужно подчеркнуть, что делают авторы это ненавязчиво и очень аккуратно.

Первенство авторов исследования еще и в том, что они открыто заявили о политических проблемах Запада очень прямолинейно. Дело в том, что часто политическая карнавальность проходила под грифом «совершенно секретно», поскольку обнародовать данные было равносильно прямой дискредитации власти. Как правило, тот, кто этим занимается, проливает свет на темные страницы истории, которые никогда не были в поле зрения официальной (парадной) истории. Почему? По многим причинам, в том числе и той, что это были - скандальные, аморальные, анекдотические политические истории, разглашать которые нельзя.

Исследование не было бы глубоким, если бы в нем не было ответа еще на один важный вопрос: «Почему всплеск карнавальной политической культуры пришелся на наши дни?». Авторы поясняют, что данное явление во многом продиктовано неудачами проводимой западом политики мультикультура-лизма, глобализма и ультра-либерализма. Все эти новомодные западные проекты или уже зашли в тупик, или находятся на пути к своему историческому тупику, поэтому, чтобы выстоять, Запад и использует все возможные средства.

Солидной представляется и историческая часть монографии, в которой приводятся мнения зарубежных мыслителей разных временных периодов. Опираясь на труды предшественников, авторы находят связь американской и западной элиты с известными олигархическими кланами, которые и руководят за спиной своих ставленников. Как выясняется, ставленники или кукловоды выбирают на посты политической элиты людей с подмоченной репутацией, которые беспрекословно будут исполнять любое поручение. В случае, если кто-то из ставленников решит отказаться, имеющийся компромат вразумит политика и поставит на место.

Стоит отметить, что в исследовании П.Л. Карабущенко и А.А. Ильина речь идет только о трех политических персонах: Джо Байдене, Борисе Джонсоне, Владимире Зеленском. Эти имена сегодня на слуху даже у людей далеких от политики, но есть и их заместители, которые делают своих начальников. Было бы интересно, если бы авторы исследовали и вопрос подчинения при политическом карнавале.

Исследование выполнено на высоком уровне, решены все обозначенные задачи, приведены прогнозы политического будущего, что является очень смелым решением. Важно отметить, что при описании карнавальной политической культуры авторы часто используют бытовые, а не научные выражения, характеризующие отношения наблюдателей к участникам политического карнавального действия. Нужно отдать должное авторам монографии, что они сразу пояснили, почему так. Дело в том, что язык официальной политологии еще не разработал специальную терминологию, с помощью которой можно рационально объяснять происходящее в мире карнавальных политических отношений. Именно этим и объясняется зависимость текста от обыденного языка. В исследовании основ карнавальной политической культуры наука сталкивается с целым рядом трудностей, которые определяются самим характером исследуемого предмета. Не все несерьезное можно описать посредством серьезного.

Так, сам автор романов-утопий «1984» (1949) и «Скотный двор» (1945) Д. Оруэлл оказался в быту весьма скучным обывателем. В «Домашних дневниках» Д. Оруэлл выступает как мелкий фермер, который фиксирует жизнь нарциссов и гиацинтов, замеряет очищаемый кабачок, следит за погодой - в общем, типичный календарь садовода, разве что тщательный учет собранных яиц отличает его от дневника дачника из СНТ где-нибудь в Подмосковье. И подоб-

ного рода несоответствия как раз и указывают на карнавальный характер политической действительности.

Нужно отметить, что в основе настоящего исследования положен критический анализ текущей политической действительности и в частности того, как себя ведут правящие элиты и их лидеры, как они себя чувствуют и ощущают, и как оценивают себя и свое время? Многое из того, что относится к карнавальной политической традиции невозможно комментировать с позиции рациональности. Поэтому не все в политическом карнавале может быть отрепетировано и объяснено в достаточной мере. Герменевтика здесь оказывается просто бессильной.

Уникально в своем роде исследование еще и потому, что авторы сопоставляют политический карнавал с формами правления и определяют его видоизменение. Исходя из монографии видно, что политический карнавал присущ как авторитаризму, так и демократии, и тоталитаризму. Но если при тоталитаризме он возникает чаще всего по инициативе сверху, то при демократии карнавальность поднимается наверх снизу. Но всегда в первую очередь политическая карнавальность поражает элиту и их лидеров. В политическом карнавале реальные проблемы или замалчиваются, или забалтываются, но не обсуждаются и не решаются. И этот застой порождает кризис, кризис системный, кризис глубинный.

Политическая карнавальность это еще не сам политический карнавал. Это еще намек на карнавал, это еще прелюдия к нему. Она перерастает, становится политическим карнавалом, когда власти активно начинают в нее вмешиваться и поддерживать ее, раскручивать ее в своих целях.

В настоящее время человечество живет в мире воюющих демократий, когда каждый политический режим объявляет себя демократическим и считает свои культурные политические ценности базовыми. Такое положение дел порождает и усиливает политический эгоизм отдельных, весьма амбициозных политиков (Karabushenko, 2022). Было замечено, что именно в таких неопределенных условиях возникают предпосылки для появления карнавальной политической культуры.

В сущности, своей политический карнавал представляет собой такую практику, на каждый шаг которой всегда находится какой-либо готовый анекдот. Когда политику начинают иллюстрировать посредством бытовых анекдотов, то это значит, что и сама политическая практика превращается в анекдот. Анекдотичность происходящего является прямым указанием на то, что перед нами элемент карнавальной политической культуры. И как бы представители элит не пытались доказать, что они не являются участниками политического анекдота, по сути дела это так.

Несмотря на объемный труд и вынесение острой проблемы на всеобщее обсуждение, хотелось бы рекомендовать авторам из первого обобщенного исследования сделать исследование по каждой из стран, разработать понятийный аппарат карнавальной политической культуры, который пока отсут-

ствует. Интересно было бы увидеть структурированное исследование исторической части политического карнавала, чтобы проследить его развитие и совершенствование в хронологическом порядке. Считаю, что каждый раздел и параграф книги можно использовать как тему для целого самостоятельного исследования.

Ждем от П.Л. Карабущенко и А.А. Ильина новых политических исследований по теме «Карнавальная политическая культура Запада». Надеемся, что их исследования найдут должный отклик в российской и зарубежной научной литературе.

Список литературы

Karabushenko, P. L. (2022a). Political elites in the epoch of "warring democracies." Sustainable and

Innovative Development in the Global Digital Age. Sustainable and Innovative Development in the Global Digital Age. doi: 10.56199/dpcsebm.mzur7298

Карабущенко П.Л. (2022b). Карнавальная политическая культура. ИНФРА-М.

Карабущенко П.Л. & Ильин, А.А. (2022). Шуты и клоуны большой политики: Политические элиты в свете карнавальной политической культуры. «КДУ», «Добросвет». doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1254-9-2022-222.

References

Karabushchenko P.L. (2022). Jesters and clowns of the big polytiki: Political elites in the light of carnival political culture. "KDU", "Dobrosvet". doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1254-9-2022-222. (in Russian).

Karabushenko, P. L. (2022a). Political elites in the epoch of "warring democracies." Sustainable and

Innovative Development in the Global Digital Age. Sustainable and Innovative Development in the Global Digital Age. doi: 10.56199/dpcsebm.mzur7298

Karabushchenko P.L. (2022b). Carnival political culture. INFRA-M. https://znanium.com/catalog/ document?id=395290 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.