Карнавальная политическая культура | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
Political Tricksterism in the Context Communication Policy
Aleksey A. Ilin
Moscow state University named after M.V. Lomonosov, Moscow, Russia E-mail: korablevrr[at]mail.ru ORCID: 0000-0001-7002-4057
Abstract
Some people often ask themselves how buffoons and buffoons get into the chairs of the leaders of countries. Joe Biden, Boris Jones, Vladimir Zelensky are the most famous names in world politics today, only with the prefix "anti". Their public speeches are mocked by journalists and political scientists. And psychologists and psychiatrists diagnose them through TV screens. The name of this political era, in which three anecdotal characters converged, has yet to be given. However, this is not the object of the article's research.
The author's task is to determine the principles of the influence of political leaders on the masses, to determine the type and principles of the dominant political culture in Western politics. To explain why the highest sphere of governance of society has turned into a national disgrace.
The article analyzes the reasons for the appearance of carnivality in the political culture of the West and its spread to society. From a historical and political point of view, the author analyzes the request of the elites for a political farce. Proves that carnivality in politics is necessary for the current political leaders. The deviant behavior of the elite is aimed at hiding the true problems of society. Based on the author's observations, it is important that the non-traditional form of interaction between the government and society is similar to a test of social tolerance. It can be assumed that such a check is being done in order to understand how much the society is ready for protests. All kinds of inadequate stuffing of elites show the degree of readiness of society for resistance.
Keywords
Trickster; political culture; buffoons; political carnival; leadership; political behavior.
This work is licensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License
Issues in Elitology. 2022. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnival Political Culture | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
Политическое трикстерство в контексте коммуникативной политики
Ильин Алексей Александрович
Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия E-mail:korablevrr[at]mail.ru ORCID: 0000-0001-7002-4057
Аннотация
Некоторые люди часто задают себе вопрос, как балагуры и шуты попадают в кресла лидеров стран. Джо Байден, Борис Джонс, Владимир Зеленский - самые известные сегодня имена в мировой политике, только с приставкой «анти». Над их публичными выступлениями насмехаются журналисты и политологи. А психологи и психиатры ставят им диагнозы через экраны телевизоров. Название данной политической эпохи, в которой сошлись три анекдотических персонажа, еще предстоит дать. Правда, это не является объектом исследования статьи.
Задача автора определить принципы влияния политических лидеров на массы, тип и принципы господствующей политической культуры в западной политике. Объяснить, почему высшая сфера управления обществом превратилась в национальный позор.
В статье анализируются причины появления карнавальности в политической культуре Запада и её распространение на общество. С историко-политологической точки зрения автор анализирует запрос элит на политический балаган. Доказывает, что карнавальность в политике для настоящих политических лидеров необходима. Отклоняющееся поведение элиты нацелено на сокрытие истинных проблем общества. Исходя из наблюдений автора, важно то, что нетрадиционная форма взаимодействия власти и общества похожа на проверку социальной терпимости. Можно предположить, что такая проверка делается для того, чтобы понять насколько общество готово к протестам. Всякого рода неадекватные вбросы элит в информационное пространство показывают степень решимости общества к сопротивлению.
Ключевые слова
Трикстер; политическая культура; шуты; политический карнавал; лидерство; политическое поведение.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная
Введение
Трикстерство как явление политической культуры имеет глубокие исторические корни. Еще в Античную эпоху такие выдающиеся философские умы как Сократ, Платон, Сенека неоднократно подмечали проявление этой политической клоунады и старались предостеречь своих наивных граждан от опасности доверяться подобного рода политикам. Платон прямо указывал, что уже один факт отсутствия у действующих политиков опыта политического руководства и главное - самого политического образования - уже создает ситуацию для манипуляции общественными интересами (Платон. Алкивиад II, 141b-147b) (Платон, 1990). Описанная Платоном ситуация многократно будет затем повторяться в политической истории, умножая и без нее возникающие в политическом пространстве сложности. В настоящей работе мы постараемся объяснить причины появление карнавальности в политической культуре Запада и её влияние на общество.
Методы воздействия трикстеров на общество
Довольно интересное определение «бонапартизму» дает профессор Н.В. Асонов: «специфическая форма диктатуры промышленной и финансовой элиты страны, опасавшейся усиления протестных настроений пролетариата». (Асонов, 2018, стр. 127) Из этого определения видно, что «бонапартизм» строится на полицейском характере взаимодействия общества и государства, а чтобы скрыть явную диктатуру, элита, исходя из утверждения Асонова, стремится лавировать между социальными группами и не может обходиться без трикстеров. За счет грубой демагогии трикстеры отвлекают общество от реальных проблем, имеющихся страхов и эмоционально преподносят новые трудности, в зависимости от запросов элит. «Терзаемый противоречивыми требованиями своего положения,.. вынужденного все новыми неожиданностями приковывать внимание публики к себе, как заменителю Наполеона», он «погружает все буржуазное хозяйство в сплошной хаос,.. и в тоже время срывает священный ореол с государственной машины». (Маркс К., 1986, стр. 92 - 93) При таком подходе в обществе появляется множество пустышек, которые препятствуют культурно-политическому росту общества и способствуют массовой деградации. Работают трикстеры на психологических особенностях общества, развивают у людей политическую пассивность, страх. На этих принципах у социума появляется тяга к сильной власти, которая и может защитить всех и вся. Это в будущем становится фундаментом и формирует образ сильного лидера. Нужно отметить, что образ сильного контрастирует с непрозорливыми людьми. Исходя из обозначенного выше, за анекдотической тройкой лидеров стран может стоять более высокое руководство, которое и указывает элите, как и что говорить.
Issues in Elitology. 2022. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnival Political Culture | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
Для политической элиты собственные неадекватные поступки и сомнительное поведение - индикатор общественного настроения. На все заявления трикстера следует обратная реакция общества, поэтому легко проследить, где трикстер перегнул палку, а где показал попадание в цель.
Отклоняющееся от этических норм поведение политического лидера скрывает истинные проблемы общества. Вместо того, чтобы прямо говорить, например, о высокой инфляции, проблемах в социальной сфере, трикстеры умело переводят темы.
Не менее важной составляющей политического балагана следует считать снятие с себя какой-либо ответственности за происходящее. Как правило, все высказывания и поступки политического трикстера сопровождаются формулировками СМИ: «психически болен», «заложник тайного правительства» и т.д.
Выгоду от политического трикстерства получают только ставленники политического лидера. Сегодня, как полагает автор, уже никого не удивить, если сказать, что за каждой Западной политической фигурой стоят влиятельные менеджеры.
Политические трикстеры в государствах запада: история вопроса
Анализируя поведение Д. Байдена, Б. Джонса, В. Зеленского невольно задаешься вопросом: «Кто из них кто?». И это не от того, что мы не знаем, что они лидеры стран, а исходя из их публичных заявлений, поведения. В интервью или общаясь с обществом через видеокамеры, вышеупомянутые лидеры ведут себя крайне вызывающе. Поэтому не представляется возможным выделить какой-то один поступок на фоне остальных. Автор относит Байдена, Джонса, Зеленского к «трикстерам». Нужно пояснить, что слово «трикстер» пришло в русский язык с английского и стало именем нарицательным. Переводится оно как «обманщик». В контексте политического лидерства, считает автор, «трикстер» далеко не лжец, а скорее лицо, которое не подчиняется общим правилам поведения, установленным для политических деятелей, а ведет себя так, как пожелает. Стоит отметить, что собственные правила поведения, это лишь методы воздействия на публику. Смысл публичного политического обращения к массам четко согласуется с государственной позицией, где самостоятельность недопустима. В случае с данными политиками их весьма странное поведение скорее всего отрепетировано и имеет далеко идущие политические цели (Карабущенко, & Ильин, 2022).
Известно, что деятельность политиков в демократических странах открыта для общества, но не вся. Поясню, что публичной огласке подлежат только утвержденные политические решения. Разработка общих и особых пунктов внутренней и внешней политики проходит за закрытыми дверями. Принятые политической элитой решения не всегда могут быть однозначно восприняты обществом. Для их презентации на помощь тайным и явным руко-
водителям государств и приходят политические трикстеры. Нужно отметить, что трикстерство стало использоваться в политической науке не вчера или сегодня, а несколько столетий назад.
В мировой истории так называемый институт «трикстерства» во многом обязан придворным шутам. Знатные королевские и аристократические дворы Европы обзаводились балагурами, которые неплохо жонглировали, веселили публику, показывали свой актерский талант, но вместе с творческими способностями являлись и рупорами своих хозяев. Дело в том, что свобода слова в адрес знатного государственного деятеля не просто не поощрялась равными по статусу чиновниками, но и запрещалась. Невозможно было и открыто критиковать короля. Для этих целей и использовали шутов. Они с тонким намеком переходили границы дозволенного. «Был в истории и день, когда шут имел неограниченную власть и безнаказанность. Во многих католических странах, в частности, в странах Европы, в День Дурака (31 декабря) шут занимал трон и имел возможность открыто высмеивать недостатки окружающей действительности. Шут символизировал хаос и мог говорить и делать всё, что ему заблагорассудится» (Чернова, 2015, стр.170.)
Своими действиями шут выполнял несколько задач: развлекал правителя, поднимал настроение массе, давал советы по управлению государством. За такое поведение шута любили простые граждане и короли. Рассматривая смех как психофизический феномен, многие исследователи заверяют, что смех есть положительная эмоция, но в данном случае следует обратить внимание на позицию исследователей А. Дмитриева и А. Сычева, которые утверждают, что «своим происхождением смех обязан в большей степени агрессии, чем удовольствию». (Дмитриев, & Сычев. 2005.) Многогранность бытия очень точно показывает на контраст между печалью и радостью, причины и следствие народных и элитарных настроений. Это делает жизнь совершенной, в особых случаях объясняет поведение руководящих групп в государстве и требует определенной модели поведения от общества. С другой стороны, выдвигает новые приоритеты, навязывает новые стандарты выгодные власти, а не обществу. Поэтому современное трикстерство неотделимо от так называемого «бонапартизма».
Кто стоит за Байденом, Джонсоном и Зеленским?
Клоунада в политике никогда не была вольностью политических деятелей. Глобальные политические спектакли ставилась известными в узких кругах политическими режиссерами. Первые масштабные постановки датированы пятидесятыми годами прошлого столетия. Под покровительством королевской семьи Нидерландов и клана Рокфеллеров хозяева капиталистического мира впервые встретились в небольшом городке Остербеке (Голландия), отеле «Bilderberg». По его окончании участники договорились собираться каждый год. «Они окрестили себя Бильдербергским клубом и с тех пор ежегодно соби-
Issues in Elitology. 2022. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnival Political Culture | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
раются в один из выходных дней в каком-либо отеле мира» (Эстулин, 2009, стр.12) Бильдельбергский клуб - это не тайное общество, а вполне официальная организация. О чем говорят участники нельзя ни снимать на камеру, ни записывать на диктофон. Только представьте, что могут обсуждать члены клуба, если о принятых решениях нельзя распространяться. Некоторые цели заседаний все же попадают в прессу. На одну из задач клуба указывает Даниэль Эстулин: «Одиннадцатого сентября 2001 года Бильдербергский клуб начал войну, которой не будет конца, пока мы живы. Она идет не за справедливость, а за нефть и газ. Тот, кто выиграет эту войну, будет контролировать оставшиеся запасы этих ресурсов на Земле. Человечество находится под угрозой исчезновения, и членам Бильдербергского клуба хорошо это известно. Отсюда — бесконечные войны, которые ведутся в Афганистане, Ираке, Судане и Иране и угроза которых нависла над Саудовской Аравией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Сирией и Венесуэлой. Все это является частью глобального конфликта, цель которого — установление контроля над человечеством. Те, кто контролирует нефть, контролируют Землю. И единое мировое правительство используют все мыслимые и немыслимые ресурсы для установления власти над покорной планетой. Конечная цель этого кошмара — посредством единого глобального рынка превратить Землю в тюрьму, находящуюся под властью единого мирового правительства и под надзором единой мировой армии, экономически управляемую мировым банком и населенную контролируемыми с помощью микрочипов людьми, жизненные потребности которых ограничатся материальными ценностями и выживанием: работать, покупать, размножаться, спать. Все наши действия будут находиться под контролем глобального компьютера» (Эстулин, 2009, стр. 12). Несколько десятилетий назад многие бы усмехнулись и сказали: «как такое возможно?». Сегодня тайный замысел приобрел реальные черты, о которых говорят чуть ли не все СМИ. Важно отметить, что система расширяется за счет ставленников на посты лидеров государств своих подопечных (менеджеров), а укрепляется, благодаря беспрекословному, чуть ли ни армейскому исполнению приказов мировых господ.
Отклонение от традиций: особенности «карнавальной политической культуры»
Исходя из мировых новостей, ясно, что Байден, Джонс и Зеленский не принимают самостоятельных решений и выполняют чью-то волю. Профессор П.Л. Карабущенко называет такое политическое явление «карнавальной политической культурой». И считает это «аномальным отклонением от традиционных видов политических культур» (Карабущенко, 2020). Правда, согласиться c тем, что это аномальная культура - нельзя. Это, скорее, основной элемент традиционной западной политической культуры, которая показала свою состоятельность. Нужно отдать должное, что карнавальная политическая
культура фрагментарна и является продуктом деятельности политических кругов для извлечения собственной выгоды в определенные моменты.
В непростые политические периоды под видом праздника создается альтернатива реальности, в которую погружаются граждане стран и находятся в ней до определенного момента. Пока тайное правительство не скажет «стоп». В основе формулы распространения мнимой реальности заложено тиражирование «особенного, необщего знания». Такой точки зрения придерживаются немецкие ученые. В 2017 году в журнале European Journal of Social Psychology вышла статья «Слишком особенные, чтобы дать себя обмануть». Психологическое исследование показало, что «распространение новости на тему теорий заговора - это легкий способ ощутить себя привилегированным меньшинством». (Касуканова, 2016, стр. 93). Получив особенные знания, люди начинают их распространять, создавая мнимую реальность, которая делит общество внутри государства на сторонников и противников новой теории. Сторонники новых взглядов начинают испытывать недовольство ко всему естественному, настоящему. Создают коалиции соратников, выходят на площади, разворачивают информационную кампанию в интернете, чтобы о мнимом обмане узнало как можно больше людей.
Исходя из того, что сейчас происходит на Западе, можно предположить, что это определенный расчет, а не случайность, за которым последует серьезная трансформация всей их политической системы. Однозначно сказать какой будет эта трансформация - нельзя. Ясно одно, что Байден, Джонс и Зеленский ассоциируются с политическим провалом. Исходя из этого, срок пребывания трикстерской тройки в политике закончится, как только будет взят новый курс Запада.
Начало современного этапа карнавальной культуры Запада подавалось как самое лучшее. Люди ощущали новизну, замену старых традиций новыми взглядами на политику и быт. Очень интересная точка зрения на политический карнавал имеется у исследователя Бахтина: «Карнавал не созерцают, - в нем живут, и живут все, потому что по идее своей он всенароден. Пока карнавал совершается, ни для кого нет другой жизни, кроме карнавальной. От него некуда уйти, ибо карнавал не знает пространственных границ. Во время карнавала можно жить только по его законам, то есть по законам карнавальной свободы. Карнавал носит вселенский характер, это особое состояние всего мира, его возрождение и обновление, которому все причастны» (Бахтин, 1990, стр. 12). Важная составляющая карнавала - отсутствие иерархии, а ложное равенство скрывает все человеческие различия. Карнавал пытается упростить сущее. При всех этих скрытых особенностях от карнавала устают. Серьезную усталость сейчас демонстрирует Запад. Рейтинги доверия населения к власти постоянно показываю негативную динамику. Так, например, американцы стали меньше доверять Байдену. Его рейтинг достиг исторического антирекорда. «Согласно проведенным социологическим опросам, рейтинг доверия населения национальному лидеру составляет 36 процентов».
Issues in Elitology. 2022. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnival Political Culture | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
Джонсон перед отставкой занял самое последнее место в рейтинге доверия кабинета министров Британии. «Рейтинг Джонсона перешел от нулевой отметки до отрицательных значений в минус 15 баллов». Снижается и рейтинг доверия к Зеленскому. Удивительно то, что найти достоверные замеры в современных реалиях невозможно.
Несмотря на эти антирейтинги, лидеры Америки, Великобритании и Украины продолжают ставить шоу и подменять реальную политику символом новой морали. Правда, их новая мораль синонимична пустоте, а свобода бесцельна.
Исходя из предложенной типологии политического карнавала П. Карабу-щенко, современную политику можно отнести к «театру абсурда». Так как составными частями такой политической культуры являются частные случаи больше похожие на театр одного актера. По продолжительности господствует перманентный политический карнавал (он никогда не останавливается). Затяжной процесс по средствам манипуляции и фальсификации исказил объективную действительность. Хорошее в этом, пожалуй, то, что это можно расценивать как последний парад смертельно больной политической системы.
С одной стороны, политическую карнавальную культуру со всеми её вытекающими можно рассматривать как политический анекдот. Если бы не страдали миллионы людей во всем мире. И тут, как нельзя кстати, вспоминаются слова Платона: «"без смешного нельзя познать серьезного", но смех, как таковой, не несет за собой ничего хорошего, какие-либо "подражания", непристойные развлечения должны быть предоставлены чужеземцам и рабам, а не достойным гражданам» (Платон. Законы) (Платон, 1994, стр.231).
К сожалению, в наши дни, многое изменилось. Достойные граждане -политики, которые должны являться примером для своих граждан, выглядят жалко. Своим поведением унижают и себя, и нацию.
Более снисходительно к смеху относится Аристотель, утверждая, что «смешное есть некоторая ошибка и уродство, но безболезненное и безвредное» (Аристотель, 2006, стр. 296.). С чем не согласятся ни простые американцы, ни британцы, ни украинцы. От спланированного карнавала людям становится нечего есть, и их доходы стремительно падают. Правда, проблему «смешного» в современной политике еще только предстоит изучить, но в контексте политической науки тема политического юмора не столь популярна, что открывает перед исследователями просторы для научного творчества.
Карнавальная политическая реальность создает в мире политический беспредел, за которым последует новый раздел сфер политического: экономического и военного влияния. Это дополнительная выгода и новые возможности для влиятельного кружка англосаксонских менеджеров. Схемы нового господства будут распространяться на обновленный мир. Автор обращает внимание, что политический карнавал Запада очень воинственный, за каждым смешным поступком - личная или коллективная трагедия, а за масками поли-
тических балагуров скрываются палачи прежней жизни. Задача ученых-политологов разглядеть истинные смыслы политического карнавала. Так как политический карнавал не закончится никогда, а лишь будет маскироваться под новые политические формы.
Выводы
Со времен Платона, когда политика считалась уделом избранных, прошло много времени и, нужно сказать, недаром. Благодаря наблюдениям ученых-гуманитариев появилась уникальная возможность утверждать, что политические события не только цикличны, но и предсказуемы. А новые понятия, такие как «Карнавальная политическая культура» не что иное, как средневековое «шутовство», указывающее на цели и задачи политических решений Запада. Правда, не все российские политологи считают нужным исследовать феномены карнавальной политической культуры, а самое интересное, что не приводят никаких аргументированных доводов в объяснении этого своего решения.
Автор считает, что карнавальная политическая культура лучше и точнее показывает обратную реакцию общества на заявления и поведение политической элиты. Она влияет на общество и формирует степень его готовности к протестам. Отклоняющееся от этических норм поведение политического лидера скрывает истинные проблемы общества. А пока общество «спит», решаются важные политические вопросы в пользу избранных. Можно утверждать, что повальный карнавал тормозит интеллектуальный прогресс. Это нужно для того, чтобы исключить самостоятельное мышление общества. Покорные потребители есть и должны оставаться основой общества. Главными актерами политического карнавала становятся люди с сомнительной репутацией. Это необходимо для того, чтобы в любой момент их можно было сместить с руководящего поста и назначить новую фигуру.
Видно, что поле для исследования большое. Осилить его могут только ученые разного профиля.
Список литературы
Аристотель. (2006). Поэтика—Аристотель. Политика. АСТ. С.
Асонов Н.В. (2018). Новый бонапартизм» как основа политического режима В.В. Путина. Россия в эпоху развитого путинизма. Материалы научной конференции (Москва. 31 мая 2018 г.
Бахтин М.М. (1990). Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. Худож. лит.
Дмитриев А.В. & Сычев А.А. (2005). Смех. Социофилософский анализ. Альфа-М.
Карабущенко П.Л. (2020). Карнавальная политическая культура: Системный анализ основных категорий. Вопросы элитологии, 1(2), 30-59. doi: 10.46539/elit.v1i2.16
Issues in Elitology. 2022. No 4 | ISSN: 2712-8415 Carnival Political Culture | doi: 10.46539/elit.v3i4.126
Карабущенко П.Л. & Ильин А.А. (2022). Шуты и клоуны большой политики: Политические элиты в свете карнавальной политической культуры. doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1254-9-2022-222.
Касуканова К.Е. (2016). Новые медиа, как инструмент влияния на общественное мнение. Научный журнал, 4(5), 92-97.
Маркс, К. (1986). Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта: Избранные сочинения. в 9 т. Т.4 (сс. 92-93). Политиздат.
Платон. (1990). Алкивиад II: Т. Собрание сочинений в 4 т. Том 1 (А. Ф. Лосев, Ред.). «Мысль».
Платон. (1994). Законы: Т. Собрание сочинений в 4 т. Том 4 (А. Ф. Лосев, Ред.). «Мысль».
Рейтинг доверия американцев Байдену достиг исторического антирекорда. (25.05.2022). https: //riafan.ru /
23455122reiting_doveriya_amerikantsev_baidenu_dostig_istoricheskogo_antirekorda
Соткан, Д. (2022). Джонсон занял последнее место в рейтинге доверия каб-мина Британии. https://lenta.ru/news/2022/05/30/johnson_rate/
Чернова С.В. (2015). История шутовства. Филологические науки в МГИМО, 4, 168-177.
Эстулин, Д. (2009). Секреты Бильдербергского клуба (И. В. Жук, Пер.). «Попурри».
References
Aristotle. (2006). Poetics. Aristotle. Politics. AST. (in Russian).
Asonov N.V. (2018). New Bonapartism" as the basis of VV. Putin's political regime. Russia in the era of developed Putinism (p. 161 125-132). Materials of the scientific conference (Moscow. May 31, 2018). (in Russian).
Bakhtin M.M. (1990). The work of Francois Rabelais and the folk culture of the Middle Ages and Renaissance (p. 543). Art. lit. (in Russian).
Biden's confidence rating of Americans has reached a historical anti-record. https://riafan.ru/
23455122reiting_doveriya_amerikantsev_baidenu_dostig_istoricheskogo_antirekorda (in Russian).
Chernova S.V. (2015). The history of buffoonery. Philological Sciences in MGIMO, 4, 168-177. (in Russian).
Dmitriev A.V. & Sychev A.A. (n.d.). Laughter. Sociophilosophical analysis: Vol. M (p. 590). Alfa-M. (in Russian).
Estulin, D. (2009). Secrets of the Bilderberg Club (S. I. V. Zhuk, Trans.; p. 304). Potpourri. (in Russian).
Karabuschenko P.L. & Ilyin A.A. (2022). Jesters and clowns of big politics: Political elites in the light of carnival political culture: Monograph (p. 222). 'KDU', 'Dobrosvet'. doi: 10.31453/kdu.ru.978-5-7913-1254-9-2022-222. (in Russian).
Karabushchenko P.L. (2020). Carnival political culture: A systematic analysis of the main categories. Issues in elitology, 2, 30-59. doi: 10.46539/elit.v1i2.16 (in Russian).
Kasukanova K.E. (2016). New media as an instrument of influence on public opinion. Scientific Journal, 4(5), 92-97. (in Russian).
Marx, K. (1986). The eighteenth brumaire of Louis Bonaparte. Selected essays: Vol. In 9 t. t.4 (pp. 9293). Politizdat. (in Russian).
Plato. (1990). Alcibiades II (A. F. Losev, Ed.; Vol. 4). 'Thought'. (in Russian).
Plato. (1994). Laws (A. F. Losev & Thought", Eds.; Vol. 4, pp. 71-437). (in Russian).
Sotkan, D. (2022). Johnson ranked last in the British Cabinet's trust rating. https://lenta.ru/news/ 2022/05/30/johnson_rate/ (in Russian).