Научная статья на тему 'Peculiarities of genesis of national-patriotic spectre in modern Russian political process'

Peculiarities of genesis of national-patriotic spectre in modern Russian political process Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
146
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЛИБЕРАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕЯ / НАЦИОНАЛ-ПАТРИОТИЗМ / ПАРТИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / POLITICAL PROCESS / LIBERAL / SOCIALIST / NATIONAL / RELIGIOUS IDEA / NATSIONAL-PATRIOTISM / PARTY / A LAWFUL STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Bespalova T. V.

Article is devoted a problem of genesis of a national-patriotic spectrum in modern Russia. The author marks heterogeneity of national-patriotic ideas and forms of their expression, defines the welfare and demographic criteria, allowing to open specificity of the Russian political process and to allocate the basic substantial moments of revival and development of our state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Peculiarities of genesis of national-patriotic spectre in modern Russian political process»

Т.В. Беспалова

ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА НАЦИОНАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Статья посвящена проблеме генезиса национально-патриотического спектра в современной России. Автор отмечает неоднородность национально-патриотических идей и форм их выражения, определяет социально-культурные и демографические критерии, позволяющие раскрыть специфику российского политического процесса и выделить основные содержательные моменты возрождения и развития нашего государства.

Ключевые слова: политический процесс, либеральный, социалистический, национальный, религиозная идея, национал-патриотизм, партия, правовое государство.

Генезис российских национально-патриотических партий и движений происходит в 80-90-е годы XX в. в результате смены социально-экономического курса и широкого распространения политических свобод. Национал-патриотизм как политический феномен является одной из форм выражения патриотического и национального самосознания современного российского общества.

Спектр национально-патриотических идей неоднороден, внутренне противоречив по природе своего возникновения, смысловой нагрузке и, особенно, формам выражения в российской политической практике, что требует дополнительного исследования и определенной классификации.

В рамках институционального подхода используем следующие организационные критерии:

1. Самоназвание (присутствие в названии одного из терминов «национальный», «патриотический», «национально-патриотический») - как один из внешних признаков национально-патриотической направленности политических партий и движений [1, с. 21]. Возможно также использование в самоназвании понятия «русский», которое отражает национальное начало патриотизма в политике. Само название всегда оказывается связанным с поиском и выражением идейно-политической направленности партии или движения. Особо следует отметить религиозные аспекты патриотизма, которые проявляют себя на партийном уровне и дистанцируются от его (патриотизма) идейно-политического выражения.

Таким образом, самоназвание политических партий и движений в определенной степени отражает конкретную идейную (либеральную - Либерально-патриотическая партия «Возрождение» (ЛППВ), социалистическую - Социал-патриотическое движение «Держава» (СПДД), национальную - Русский национальный собор (РНС), Русское национальное единство (РНЕ) или религиозную - Российское христианско-демократическое движение (РХДД), «Память») встроенность патриотизма в политику.

2. Наличие идеи русского национального возрождения России и ее доминирующий статус в программных документах политических партий является главным критерием в определении классического национал-патриотизма, и если бы формы его проявления имели в России реальную политическую силу, то можно было бы вести речь о национальной значимости патриотизма [1, с. 121]. Следовательно, слабая политическая оформленность классического

национал-патриотизма на уровне партийных институтов позволяет трансформировать его установки в иных идейных направлениях. Таким образом, по этому критерию возможен анализ только классических форм национал-патриотизма (Русское национальное единство, Русский национальный собор, Национально-республиканская партия России, Партия национального возрождения «Народная воля» и др.), которые многообразны и сложны в российском политическом исполнении.

3. Политическое и организационное самовыражение (цели, задачи, средства, методы) национально-патриотического движения России, его специфика [2, с. 44-45].

Выделение этого критерия дает возможность подтвердить реальный факт более широкого практического наполнения национально-патриотического спектра, выходящего за рамки его названия. Этот факт не является ошибкой исследования или подменой понятий, а представляет собой реальную специфику политического процесса в России. Это происходит не только на идейном, но и на политико-организационном уровнях, проявляя себя, например, в способности создания временных политических блоков между идейными противоположностями на общей основе национал-патриотизма (ЛДПР и РНС в рамках Союза славянских государств). Таким образом, политико-организационное наполнение национал-патриотизма часто выражает себя не в чистом классическом варианте, а в конъюнктурной способности эклектического соединения различных идейных установок.

Возникает ситуация, когда национал-патриотизм в условиях российской политической практики представляет собой интеграцию идейно-политических и организационных приоритетов, украшенных символами национальной политической культуры, историческими предпочтениями как возможностью манипуляции общественным сознанием, присутствием в выступлениях партийных лидеров конъюнктурного патриотизма, т.е. несущего ценность для определенной идейной формы (либерал-патриотизм, социал-патриотизм). Патриотизм, таким образом, выполняет роль политического пропуска в национально-патриотический лагерь.

Особо следует выделить организации православно-религиозной ориентации. Обычно именно эти движения традиционно были выразителями патриотизма, национальной идеи, но по субъективным причинам они не используют эту возможность для наращивания своего политического потенциала.

В то же время православно-религиозная встроенность патриотизма в политику проявляет себя слабо в силу отсутствия опыта ведения политической работы, финансирования, организационной стихийности. Более того, религиозное выражение патриотизма не стремится к политической активности и формируется под влиянием христианских норм, а не политических предпочтений (РХДД) [3, с. 97].

Политическое поведение классических национально-патриотических и религиозных движений противоречиво и меняется: от принципиально самостоятельного политического опыта до создания блоков с идейно несовместимыми политическими конкурентами, от выдвижения своих кандидатов до поддержки правящего президента.

4. Для наиболее полной реконструкции политической картины необходим четвертый критерий, позволяющий оценить реальную роль национально-патриотических партий и движений в политическом противоборстве России. Это критерий политической эффективности, который определяется степенью участия и соответствия своему статусу во властных структурах парламентской национально-патриотической оппозиции; актуальностью и результативностью предвыборных кампаний, общественно-политических мероприятий для действующей внепарламентской части национально-патриотического движения.

Проверкой политической эффективности является способность национально-патриотических партий и движений не только удержаться на политической арене России, но и усилить свои позиции.

Отбор анализируемых партий и движений производится по критерию самоназвания, в связи с чем в этом смысле все исследуемые политические организации уже обладают внешними признаками национал-патриотизма. Некоторые исключения (например, ЛДПР -отсутствие слов «патриотический», «национальный», «национально-патриотический» на уровне самоназвания) означают, что определяющими критериями учета деятельности указанной партии явились третий и четвертый, связанные с особенностями ее политико-организационного поведения и результата.

Критерии политического и организационного самовыражения и политической эффективности являются определяющими, т.к. речь идет о влиянии национал-патриотизма (в классическом - национальном и религиозном варианте, неклассическом - либеральном и социальном) на политический процесс. Критерий самоназвания позволяет характеризовать лишь внешние признакы национал-патриотизма, но тем не менее важное значение имеет идейно-политическое самоопределение партий, отражающее политическую самооценку на перспективу.

Критерий, связанный с идеей возрождения России и русского народа как доминирующей, выражает конкретное национальное начало патриотизма в политике и приобретает разнообразные формы (национал-социалистические - РНЕ, национал-большевистские - НБП, национал-республиканские - НРПР, национально-православные - РНС и др.). Общим становится признание значимости национальной проблематики и ее конкретизация как русской.

Исходя из этих критериев, можно условно выделить группы партий, содержащих внешние и внутренние идейные особенности национал-патриотизма в политике:

- социально-патриотическое (Социал-патриотическое движение «Держава», Российский общенародный союз (РОС), Союз офицеров, Всероссийское патриотическое движение «Отчизна» (ВПДО) и др.);

- либерал-патриотические (Всероссийский национальный правый центр, Либерально-патриотическая партия «Возрождение», Народно-патриотическая партия, Либерально-демократическая партия России, Конгресс русских общин и др.);

- национально-патриотическое (Русское национальное единство, Русский национальный собор, Национально-республиканская партия, Национал-большевистская партия и др.);

- православно-патриотическое («Память», Российское христианско-демократическое движение и др.).

Особенностью Союза офицеров, ВПД «Отчизна» является выражение интересов армии, акцент на ее консолидирующей роли и реальных проблемах. Эти движения зарекомендовали себя в качестве активных сторонников создания концепции безопасности государства. Главной силой в решении этой задачи должны были выступить единые Вооруженные силы [3, с. 68-71]. Участие Союза офицеров в конкретных политических акциях типа «Россия за Приднестровье» или обсуждении организационных вопросов, связанных с обеспечением безопасности конгресса Фронта национального спасения, свидетельствует о национально-государственной специфике этого движения.

В отличие от ВПД «Отчизна» и Союза офицеров, Российский общенародный союз (РОС) не стремится быть выразителем конкретных узких интересов избирателей. Это общероссийское движение желало способствовать укреплению единства общества на основе гражданского патриотизма, сильной государственности, а также углубленного изучения и решения социально-экономических проблем страны [4, с. 124-127].

Участие РОС в деятельности Российского народного собрания, в создании Русского национального собора, факт избрания лидера движения одним из соучредителей Фронта национального спасения подчеркивают на уровне политико-организационного критерия идейную эволюцию РОС и поиск самостоятельной политической формы внутри

многообразного национально-патриотического движения. Поддержка Г. А. Зюганова на президентских выборах в 1996 году была связана с собственным поражением и не отразила его четкой политической позиции, в связи с чем РОС не вошел в Народно-патриотический союз России.

В отличие от социально-патриотических, либерально-патриотические партии и движения в качестве главной задачи своей деятельности считают построение правового государства в рамках сохранения неприкосновенной частной собственности, многопартийности, гарантии прав и свобод многонационального российского народа (ЛППВ, НПП, ЛДПР и др.).

Патриотризм, встроенный в либеральную идеологию, обычно сводится к поддержке национально ориентированного капитала в экономике и укреплению многонациональной государственности в политике. Например, Либерально-патриотическая партия возрождения (раньше Партия возрождения державы) основными политическими задачами считает восстановление геополитического пространства СССР при любых формах государственного объединения и проведения экономической реформы (по типу столыпинской), которая дает стартовую частную собственность россиянам [4, с. 138]. Поддержка ЛППВ Фронта национального спасения связана с актуальной в 1993 году объединяющей тенденцией политической консолидации национально-патритического и коммунистического движения.

Либерал-патриотизм также ориентирован на защиту общечеловеческих ценностей, повышение политической культуры россиян в рамках либерального реформизма и защиты населения в ситуации перехода к новой экономической политике (НПП) [4, с. 84-87].

Предполагалось, что НПП будет официально противостоять формируемому национально-патриотическому движению, но реально эту временную роль, на наш взгляд, выполнила другая партия, которую иногда ошибочно характеризуют как державно-имперскую с националистическим уклоном.

Речь идет о Либерально-демократической партии России, пропагандирующей идеи либеральной демократии, частной собственности, равенства возможностей всех членов общества, решение национального вопроса в рамках конституции, отказ от силовых методов [4, с. 30-33].

Использование национально-патриотических идей в либерально-демократической идеологии приносит временный политический успех партии, позволяет ей играть роль системной оппозиции и одновременно противостоять внепарламентскому национально-патриотическому движению. Особая эмоциональная подача проблем русской нации, защита интересов России на международной арене, восстановление научного потенциала страны и других важнейших вопросов - подобные политтехнологии используются партией как эффективный способ политического выражения.

Отказ ЛДПР от тактики участия в различных блоках, связанный с уверенностью в своей политической значимости, оставляет партию за пределами возникающих попыток политического объединения патриотов.

Второй критерий, связанный с определением политической партией значимости государства (политической формы Отечества) и государствообразующей нации, влияет на определение легитимности и легальности (правовой обоснованности) ее функционирования. Идеологическая ценность патриотизма в платформах политических партий имеет также инструментальную направленность в конкретных политических действиях, признание второго критерия доминирующим в своей политической деятельности иногда создает относительно легитимный, но не легальный характер их функционирования (РНЕ, НБП, НРПР, НДПР и др.).

В идеологии национал-патриотизма представлен разновекторный поиск национального пути развития России, каких-то общих ценностей, способных стать базой для объединения патриотов на политическом и государственном уровне. Классические формы национал-

патриотизма оказываются связанными с различным представлением о государственном идеале - национально-республиканский социализм (Национально-республиканская партия России), национал-социализм (Русское национально единство), национал-большевизм (Национал-большевистская партия), воплощение национально-православного идеала в монархическом и республиканском варианте (Русский национальный собор).

Несостоятельность идеологий либерализма и коммунизма в российской политической практике придает актуальность идеям национально-республиканского (по форме) социализма, основной смысл которого - в переходе от социалистической модели к социальной рыночной экономике в сочетании с национальной властью. Восприятие России как мононационального государства основывается на концепции Моргана о развитии племени и теории этногенеза Гумилева, в связи с чем «наступательный национальный дух», реализуемый «в жесткой политической воле национальной элиты народа», является единственным критерием отличия нации от народа [5, с. 153].

Определение «нации» как временного качества национального духа народа, который она может терять и приобретать снова в ходе исторического процесса, подчеркивает важную роль национальной элиты. Осознание факта первичности нации и вторичности государства и территории естественным образом приводит к возникновению национально-республиканского идеала, при котором государственная власть будет национальной (НРПР) [5, с. 159, 171]. Антикоммунизм стал результатом противоречивой политической тактики, проявившей себя участием НРПР в РоНС, деятельностью в рамках РНС и последующим выходом из него в поисках самостоятельного пути. Внутрипартийный раскол 1994 года повлиял на единство рядов, в связи с чем голосование в 1996 году разделилось между двумя кандидатами (Зюгановым и Власовым). Политический реализм НРПР проявил себя в существовании в партийных рамках военизированной организации Рус-ского национального легиона, позже запрещенного.

Таким образом, идеи национально-республиканского социализма как одной из форм классического национал-патриотизма соответствуют всем критериям, кроме политической эффективности, и привлекают, прежде всего, серьезным концептуальным обоснованием собственной идеологии. Политическое и организационное блокирование противоречиво, т. к. основывается на поиске идейной совместимости, не руководствуясь политической конъюнктурой.

Иной формой выражения классического национал-патриотизма (первые два критерия) является разработка национально-православной идеологии под лозунгом «Мы - русские. С нами Бог» в контексте собирания (собор земель русских) и разумного сочетания в политике монархического и республиканского правления [6, с. 4]. Мировоззренческие принципы Русского национального собора основываются на православной нравственности, современный смысл которой обосновывается преодолением комплекса безверия в вопросе обретения собственных православных национально-государственных ценностей.

Государственное устройство должно представлять собой единство верховной власти и носить соборный характер. Интересны признаки, которые А.Н. Стерлигов выделяет как оценочные и объективные критерии, определяющие качество государственного управления: средняя продолжительность жизни, степень образования и показатели социальной патологии общества [7, с. 100].

Таким образом, социально-культурные и демографические критерии определяют основные содержательные моменты развития и возрождения Российского государства. Предпочтение территориально-профессионального народного представительства, а не партийного, объясняет слабую политическую деятельность РНС. Определение нации как территориальной, экономической и политической общности, этноса - как культурной, а национальной культуры как сплава культур объединившихся в нацию этносов обосновывает

политическую позицию РНС о восстановлении русской государственности в границах Советского Союза. Решение национального вопроса предполагает признание государственного статуса любых национальностей, исключая возможность приобретения ими территориальной автономии. При этом патриотизм является высшим проявлением духа и самым ценным социальным качеством личности, определяющим уровень нравственного развития общества. Опора на традиции коллективизма и патриотизма предполагает признание общественных и государственных интересов первичными по отношению к личным [7, с. 100, 102].

Отсюда, национально-православное выражение патриотизма обладает признаками высоконравственной духовности, основанной на православии, «отдает» некоторым идеализмом (по поводу возможности соборного характера власти и территориально-профессионального народного представительства). Критическое отношение РНС к политическому блокированию с идейно-несовместимыми партиями и движениями отразило себя в антикоммунизме и отказе участвовать в совместной деятельности с ЛДПР в рамках Союза славянских государств.

Спецификой национал-социализма как идейной формы национал-патриотизма является стремление к национальной власти при осуществлении социальной справедливости (Русское национальное единство) [8]. Идеология национал-социализма в русле самооценки не связывается с фашистской. Свои политические функции РНЕ определяет исполнением гражданского долга, способностью реального предотвращения преступлений, акций экстремизма законными способами, чем обосновывает возможность собственного сотрудничества с силовыми структурами. Придание своей идеологии религиозной значимости связано с попыткой стать духовным мерилом происходящих в России событий. Дух и Воля становятся определяющими личностными характеристиками членов РНЕ. Формирование органов власти должно выражать принцип национально-пропорционального представительства. Использование РНЕ известной атрибутики создает ошибочное представление о фашистском характере их идей.

Во-первых, придавая своей идеологии религиозную значимость, РНЕ ориентируется, прежде всего, на ее привлекательность, особенно для молодежи, не определившейся с собственным религиозным мировоззрением.

Во-вторых, РНЕ не стремится к созданию «правового тоталитаризма» и «партийной монополии», четко обозначая необходимость национально-пропорционального представительства и национальной власти при социальной справедливости, достижимой законными методами борьбы.

В-третьих, социальная справедливость связывается с социализмом, а не с социальными реформами. Необходимо отметить, что идеология национал-социализма настолько поверхностна, что представляется достаточно сложным определить смысл, вкладываемый в понятие «социализм».

В-четвертых, отсутствуют призывы завоевания или искоренения иных народов, иначе говоря, определение национал-социализма как шовинизма не имеет под собой реальной почвы.

В-пятых, РНЕ - это попытка политического выражения русских национальных интересов, а не личных. Политическое поведение РНЕ колеблется от участия в работе Международного славянского собора и ФНС до поддержки Верховного Совета в боевых действиях в октябре 1993 года. Обычно деятельность организаций, подобных РНЕ, оценивается как социальная реакция на ухудшение условий жизни, появление на территории России национально-экстремистских групп и т.д. Но на самом деле такой подход оставляет открытой проблему национально-культурной и политической идентичности русского народа. В национал-

социализме РНЕ «образ врага» если и имеет место, то не более, чем в любой идеологической системе [9, с. 279; 10, с. 6].

К более радикальным вариантам относятся попытки убеждения в культурной и политической «смерти» русской нации, которые, по замыслу лидеров Национал-большевистской партии (НБП), помогут увидеть и создать «другую Россию» [11]. НБП выступает в защиту прав русских за пределами России, отстаивает политические свободы, пытается бороться с чиновничьим беспределом. Героями для членов НБП одновременно являются Гитлер, Ленин, Сталин, что отражает основную политическую задачу партии -вызов традиционному восприятию истории и противопоставление себя всему современному российскому обществу, использование инвективной лексики, приближение партийного политического языка к блатному свидетельствуют не о низкой политической культуре, а о сознательно продуманном политическом поведении, принимающем экзальтированные, эпатажные и неординарные формы выражения.

Участники акций прямого действия (захват Клуба моряков в Севастополе в «день независимости Украины» и демонстрация соответственного транспаранта «Севастополь -русский город»; проведение подобной акции в Латвии; срыв презентации фильма Н. Михалкова, связанный с поддержкой им русофобской политики в Казахстане т.д.) считаются героями, т. к. сама способность эпатировать основана на идейно-творческой и организационной силе личности [12, с. 476]. Члены НБП выступают против принятия закона о политических партиях, нарушающего политические свободы, вынуждающего ориентироваться на революционные методы борьбы. Национал-большевизм оказывается связан с доминированием русской национальной проблематики и попыткой ее разрешения большевистскими методами, утверждая, что будущее в политике не за патриотизмом, а за национальным русским радикализмом [13, с. 2].

Любую попытку встроиться во власть НБП характеризует как бесполезную, что определяет ее особое положение в национально-патриотическом движении. Таким образом, неспособность прийти к власти, выразить себя в политике вызвала к жизни феномен национал-большевизма как порождения массовой политической культуры не представленных властным образом слоев общества.

В целом патриотизм в политике оказывается подчиненным идеологии (либеральной социалистической, национальной), сам являясь ее частью. Специфика патриотизма в национальном измерении основывается лишь на особенностях идеологии национал-патриотизма в различных вариантах. Организационное выражение патриотизма в политике (национал-республиканское, национал-социалистическое, национал-большевистское и национально-православное) определяет разработку экономических, социальных и другого рода программ общей идеологией национал-патриотизма в контексте собственной специфики.

Литература

1. Соловей В. Д. Современный русский национализм: идейно-политическая классификация // Общественные науки и современность. 1992. № 2.

2. Тимошенко В.И. Доктрины российских политических партий // Политические исследования. 1995. № 4.

3. Россия: партии, выборы, власть. М., 1996.

4. Олещук В. А., Павленко В.Б. Политическая Россия: партии, блоки, лидеры. Год 1997. М., 1997.

5. Лысенко Н. Национальная империя: идея и смысл // Молодая гвардия. 1995. № 11.

6. Стерлигов А.Н. У нас одна родина и судьба одна // Утро. 1994. 7 марта.

7. Стерлигов А.Н. Я обвиняю. Ростов н/Д, 1994.

8. Интервью с руководителем «Русского национального единства» (РНЕ) Александром Петровичем Баркашовым // Русский порядок. 1998. № 1.

9. Дегтярев А.К. Генезис русского национализма: к вопросу о дефинициях идеологии // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 2.

10. Дегтярев А.К. Национализм как идеологический генотип (опыт социокультурной рефлексии). Ростов н/Д, 1997.

11.Тишин А. «... Увидеть другую Россию» // Лимонка. 2002. № 186.

12. Святая Русь. Большая энциклопедия русского народа. Русский патриотизм. М., 2003.

13. Арсентьев В. Патриоты сдают радикальных националистов // Лимонка. 2001. № 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.