Научная статья на тему 'Печатная предвыборная агитация вчера, сегодня, завтра'

Печатная предвыборная агитация вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
116
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕЧАТНАЯ АГИТАЦИЯ / ПРЕДВЫБОРНАЯ КАМПАНИЯ / АГИТАЦИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PRINT CAMPAIGN / ELECTIONEERING / CAMPAIGN IMPACT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Янченко Е. А.

В статье рассматриваются исторический путь развития печатной агитации, её роль в общественно-политической жизни в настоящее время, а также проводится параллель между перспективами ближайшего будущего печатной прессы и печатной агитации. В качестве доказательств данного подхода используется ссылка на экспертное мнение, журналистские материалы и опыт одной из избирательных кампаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINT ELECTION CAMPAIGN YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

The article examines the historical development path of printed agitation, its role in social and political life in the present, and draws a parallel between the near-future prospects for the print media and print campaign. As evidence of this approach to be a reference to expert opinion, journalistic materials and experience of election campaigns.

Текст научной работы на тему «Печатная предвыборная агитация вчера, сегодня, завтра»

Янченко Е.А.

Студент V курса, Российский Государственный Университет Туризма и Сервиса ПЕЧАТНАЯ ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Аннотация

В статье рассматриваются исторический путь развития печатной агитации, её роль в общественно-политической жизни в настоящее время, а также проводится параллель между перспективами ближайшего будущего печатной прессы и печатной агитации. В качестве доказательств данного подхода используется ссылка на экспертное мнение, журналистские материалы и опыт одной из избирательных кампаний.

Ключевые слова: печатная агитация, предвыборная кампания, агитационное воздействие.

Yanchenko E.A.

Student of V course, Russian State University of Tourism and Service PRINT ELECTION CAMPAIGN YESTERDAY, TODAY AND TOMORROW

Abstract

The article examines the historical development path of printed agitation, its role in social and political life in the present, and draws a parallel between the near-future prospects for the print media and print campaign. As evidence of this approach to be a reference to expert opinion, journalistic materials and experience of election campaigns.

Keywords: print campaign, electioneering, campaign impact.

С древнейших времён агитация являлась важной составляющей общественно-политической жизни социума. От эпохи античной Греции и до наших дней история трепетно сохранила немало ярких примеров грандиозных риторических произведений величайших ораторов, призванных склонить к той или иной точке зрения широкие слои общественности.

Если на заре развития агитации подобные формы воздействия на общественное мнение носили преимущественно устный характер, то с появлением и развитием печати на арену политической борьбы выходит и печатная агитация.

История развития данного вида агитационных материалов неразрывно связана с историей развития общества в целом. Агитационная печать, без которой не обходилось ни одно социальное потрясение, была призвана удовлетворить растущие потребности населения в информации, политической грамотности, принятии судьбоносных для государства решений. Ярчайшим примером, на наш взгляд, является прокатившаяся по Европе в XVIII-XIX вв. волна революций.

В XIX веке печатная агитация приходит и в Россию, где, как и в Западной Европе, в обществе набирают актуальность революционные идеи. Особая заслуга в развитии жанра принадлежит русскому публицисту, писателю и философу А.И. Герцену, который «развернул революционную агитацию (он издавал за границей бесцензурную политическую газету «Колокол»)» [Ленин, 1925, с. 58], оказавшую значительное влияние на политические настроения в обществе. Пройдёт ещё немало лет и всевозможных потрясений, которыми был богат век двадцатый, прежде чем печатная агитация в нашей стране приобретёт вид и формы максимально приближенные ко дню сегодняшнему.

В наши дни печатная агитация неразрывно связана с различного рода предвыборными кампаниями, происходящими на том или ином уровне с определённой периодичностью. Согласно Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ, под предвыборной агитацией следует понимать «деятельность, осуществляемую в период избирательной кампании и имеющую целью побудить или побуждающую избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них)» [п. 4 ст. 2]. Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари [Игнатенко, Штурнев, URL].

Первое десятилетие XXI-го века было ознаменовано колоссальным прорывом науки и техники в области цифровых технологий. Всё большее значение в жизни общества приобретает Интернет. Активное распространение получили, в частности, Интернет-СМИ. Тем не менее, значительный процент читателей по-прежнему предпочитает держать в руках «старую добрую» печатную версию любимого издания, нежели получать аналогичную информацию из «всемирной паутины».

Несмотря на это, по оценкам аналитиков и экспертов в области СМИ, тенденция к «вымиранию» печатных носителей информации всё же существует. Так, в частности, австралийский медиа-исследователь Росс Доусон прогнозирует конец печатной прессы на 2017 год в США, далее в Канаде и Великобритании, позднее в Европе и России [Ross Dawson, 2010].

Столь неутешительной тенденции вполне могут подвергнуться и печатные агитационные материалы, которые, как и печатная пресса, рискуют быть вытесненными из информационного поля перспективными и экономичными сетевыми аналогами.

В настоящее время в фонде Государственной публичной исторической библиотеки от 1989 года числятся более 15 тыс. листовок, буклетов и прочих предвыборных агитационных материалов, собранных энтузиастами. [Ольга Макей, 2012] Само по себе такое большое количество материалов свидетельствует об активном использовании печатной агитации и о её непосредственном влиянии на общественно-политическую жизнь в нашей стране.

Пополнять же столь масштабную коллекцию становится всё сложнее - печатная агитация перемещается в Интернет. А действующий Президент РФ В.В. Путин и вовсе отказался от печатной агитации в победоносной для него выборной кампании 2012 г., сделав ставку на традиционные СМИ (телевидение и газеты) [Там же].

Следует, правда, отметить, что подобные решения в предвыборном процессе носят пока лишь единичный характер. О массовом отказе от печатной агитации говорить пока преждевременно, но поскольку прецедент был создан, а инициировавший его кандидат одержал уверенную победу и без использования данного вида агитации, можно предположить, что по прошествии лет печатная агитация будет вычеркнута из инструментария политтехнологов как невостребованный балласт.

Пока же десятки, сотни и тысячи типографий миллионными тиражами выпускают агитационные материалы, без которых не обходится ни одна предвыборная кампания в мире.

Печатная агитация, с учётом её истории, широты распространения и многообразия форм, вполне заслуживает права считаться классическим атрибутом предвыборной гонки. Способна ли она и в дальнейшем сохранить столь уверенные позиции - покажет время. Вполне вероятно, что, если печатной агитации даже предстоит исчезнуть как виду, оставив ярчайший след в истории, данное событие будет всего лишь поводом её перерождения в более перспективные направления, обусловленным неминуемым течением технического прогресса, то есть - адаптацией к обстоятельствам.

Литература

1. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ. [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/184566/ (дата обращения: 31.01.2013)

2. Ленин В. И. Памяти Герцена // ПСС. М.: Издательство политической литературы, 1958-75. Т. 21. С. 255-262.

3. Макей Ольга, Путин отказался от печатной агитации, а Жириновский - помолодел. Материал от 01.03.2012 [Электронный ресурс] URL: http://www.ctv.by/новости/ (дата обращения: 30.01.2013)

4. Игнатенко В.В., Штурнев А.Е. Российское избирательное право. Словарь-справочник [Электронная версия]. URL: http://www.bibliotekar.ru/izbiratelnoe-pravo/index.htm (дата обращения: 1.02.2013)

100

5. Ross Dawson, Launch of Newspaper Extinction Timeline for every country in the world, 31.10.2010 [Электронный ресурс] URL: http://rossdawsonblog.com/weblog/ (дата обращения: 30.01.2013)

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDIES Г иль А.Ю.

Кандидат философских наук, старший преподаватель, Национальный исследовательский Томский государственный

университет

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ СТАНОВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье представлен философский анализ современных исследований культуры информационного общества. Выделены и проанализированы основные характерные черты присущие культуре информационного общества.

Ключевые слова: глобализация, глобальное сообщество, плюрализм, коммуникация, информационные технологии, ценность знаний.

Gil A.U.

Candidate of philosophical Sciences, the senior lecturer, National Research Tomsk state University CHARACTERISTIC FEATURES OF FORMATION OF INFORMATION SOCIETY

Abstract

The article presents the philosophical analysis of modern research of culture of the information society. Identified and analyzed the basic characteristic features inherent in the culture of the information society.

Keywords: globalization, global community, pluralism, communication, informational technologies, the value of knowledge.

«Во все большей степени, - отмечал Э. Тоффлер, - люди осознают, что вокруг нас формируется новая культура. И дело не только в компьютерах, это новые установки по отношению к труду, полу, нации, досугу, авторитетам и так далее» [1]. С. Лэш, в своих исследованиях перехода общества от дискурсивного метода осмысления к образному [2] выделяет особенности, характерные для традиционной культуры: приоритет слов над образами; внимание к форме; рационалистический взгляд на культуру; приоритет смыслового значения культурных текстов; приоритет сознательного над подсознательным; дистанцированность объекта культуры от зрителя. Для развивающейся в настоящее время культуры он использует другие характерные особенности: приоритет визуального над словесным; отказ от следования установленным формам; введение смысловых значений, взятых из повседневной жизни; отказ от приоритета рационализма и дидактизма в культуре; отказ от приоритета смысла в культуре; приоритет подсознательного над национальным; приоритет воздействия погружения зрителя; выявление в культурном продукте потребительских качеств, вызывающих желание его приобрести.

Основные черты нарождающейся культуры в информационном обществе - образность, демассифицированность, виртуальность, плюрализм, децентрализация, фрагментарность. Эти черты стали присущи культуре потому, что основным объектом деятельности человека стало такое бестелесное, виртуальное понятие, как "информация", которое, тем не менее, ведет к вполне осязаемым и реальным человеческим действиям. Разнообразие информационных потоков ведет к плюрализму, как возможности равноправного сосуществования разных направлений. Это равноправное сосуществование порождает принцип децентрализации, возможности менять центры притяжения и создавать предельную подвижность взаимосвязей и взаимозависимостей [3]. Появляются тенденции к так называемому "стиранию граней" между когда-то противоположными сущностями. Так, стираются не только грани, разделяющие классы, расы, нации и государства, не только границы между реальным и виртуальным, но и меняются специфические модели половой принадлежности: и это проявляется не только в повсеместной эмансипации, но и вообще в новом отношении к сексуальной идентификации, ведь не случайно "унисекс" как стиль поведения и самовыражения стал популярен в последнее время. С первого взгляда, может показаться, что "стирание граней" противоречит фрагментации, что эти две направленности противоположны по своему духу и взаимоисключают друг друга. Фрагментация предполагает прочерчивание новых граней, но, при образовании новых происходит стирание старых, в основном искусственных границ [4], таким образом, речь идет лишь о другом способе организации действительности, не накладывающем на реальность сетку из бинарных оппозиций, таких как истина/ложь, вещь/знак, субъект/объект, мужчина/женщина, норма/отклонение и т.п. Конечно, здесь возникает ряд проблем, связанных с потерей самости, растворением в обезличенном пространстве и т.п., но так или иначе, мир информационного общества более не является разделенным на антагонистические пары - это мир, представляющий скорее мозаику, коллаж с бесконечным набором цветов, граней и форм. Стирание граней, многообразие форм и процессов проявляется не только в реальном мире, но особо актуализируется и проявляется в виртуальности. Многие исследователи современных культурных преобразований относятся с опасением к виртуализации произведений искусства, но по мнению Мануэля Кастельса [5], культурная реальность всегда была виртуальна, т.к. она переживалась через символы. Все реальности передаются через символы, поэтому в некотором смысле вся реальность воспринимается виртуально. В этом смысле новые средства коммуникации - лишь новый ресурс для культуры, характеристиками которого является всеобъемлемость, разнообразие. И эти ресурсы способны включить в себя все многообразие человеческого опыта, т.к. позволяют охватить все формы выражения. Сейчас происходит процесс интеграции культуры в эту сферу, включение ее имеет огромное значение для социальных форм и процессов. С одной стороны, власть традиционных институтов ослабляется: мораль, авторитет, традиционные ценности, политическая идеология. Использование новых технологий вносит инновационное значение в развитие традиционных институтов (например, электронные проповеди), т.к. интерактивные сети более эффективная форма воздействия, чем воздействие отдаленного харизматичного авторитета.

Культура должна использовать эти новые возможности для своего саморазвития. В противном же случае старые культурные образцы могут быть оттеснены на периферию культурной жизни. Материальный фундамент новой культуры - пространство потоков и вневременное время [6]. Это культура виртуальной реальности, где выдуманный мир - выдумка в процессе своего создания. Культуру не следует рассматривать как совокупность ценностей и верований, связанных с конкретным обществом. Глобальная информационная экономика возникает в разных культурных контекстах. Мультимедиа охватывают в сфере культуры большинство видов культурного выражения во всем их разнообразии, где все проявления соединяются. При этом они строят новую виртуальную среду, они делают виртуальность нашей реальностью. Символическое пространство, сформированное благодаря сетевым технологиям, формирует общий для всех язык гипертекста. Он становится общим для всех средством коммуникации, обеспечивая всех общими культурными кодами. При этом среда виртуальной реальности становится средой для творческого самовыражения каждого человека. В результате теоретики информационного общества прогнозируют создание новой интеллектуальной среды на основе компьютерного интеллекта [7]. До этого периода общество не пользовалось в полной мере своим воображением и интеллектом, виртуальная реальность предоставит такую возможность. Новый образ жизни в значительной степени обусловлен доминированием теоретического знания, что неизбежно бросает вызов культурной тенденции, которая становится все более противоречивой и антиинституциональной. Отсутствие прочно укоренных моральных устоев - самый яркий вызов, бросаемый новому обществу. Интернет становится средой развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Интернет, их силы и время переориентируются с

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.