РЕР801ЧЛЫЛ
Петр СтукАлов
Павел Иванович Ковалевский
Имя Павла Ивановича Ковалевского, к сожалению, в настоящее время незаслуженно забыто. О человеке, который являлся основателем целой русской психиатрической школы, имя которого можно поставить рядом со знаменитым З. Фрейдом, а также основателем русской этнополитологии, одним из блистательных теоретиков русского национализма, искренним патриотом своей Родины, до сих пор не написано ни одной монографии, а историки даже не располагают точными сведениями о его жизнедеятельности. Правда, в последнее время благодаря стараниям Ассоциации по комплексному изучению русской нации и ее главы Е.С. Троицкого ситуация начала изменяться. В частности, в 1996 г. был выпущен первый репринт центральной работы П.И. Ковалевского по проблемам русской национальной идеологии, а в 2005 г. в свет вышел сборник основных трудов профессора по проблемам русского на-ционализма1.
Павел Иванович Ковалевский (1849 — предположительно 1927) внес вклад не только в развитие отечественной психиатрии и медицины, но и по существу стал основоположником целого направления в исторической науке, применяя естественно-научную методологию при анализе тех или иных исторических явлений и деятельности выдающихся личностей. Им было написано около двадцати историософских, национально-ориентированных
1 См.: Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. СПб., 1912.; Он же. Психология русской нации. Воспитание молодежи. Александр III —царь-националист. М., 2005.
работ, один лишь перечень которых впечатляет2. Кроме того, Ковалевский участвовал в деятельности патриотических групп и организаций в России, был действительным членом Всероссийского национального союза, поддерживал контакты с другими теоретиками русского национализма, например, с М.О. Меньшиковым.
Сведения в архивах о жизни и деятельности Ковалевского очень противоречивы. Родился Ковалевский в 1849 г. в Петропавловке Екатери-нославской губернии, рано потерял отца, окончил духовное училище, а в старших классах уже занимался репетиторством, что позволило ему продолжить образование в Екатери-нославской семинарии. Окончив ее с отличием, Павел Иванович поступил на медицинский факультет Харьковского университета. Непреодолимая тяга к знаниям и уникальная работоспособность позволили Ковалевскому после окончания университета остаться при нем для подготовки к профессорскому званию по нервным и душевным болезням, которое он получил в 1887 г. С 1887 по 1904 г. продолжалась его медицинская и научная карьера, в ходе которой Ковалевский занимал ряд важнейших должностей: председателя испытательной государственной медицинской комиссии в Казани, ректора Варшавского университета, главного редактора и издателя журнала
2 Напр.: История России с национальной точки зрения. СПб., 1912; Основы русского
национализма. СПб., 1912; История Малороссии. СПб., 1912; Психология русской нации. Пг., 1915 и др.
«Архив психиатрии»3. По состоянию здоровья Ковалевский был вынужден покинуть Варшавский университет, в 1903 г. он занял должность заведующего кафедрой психиатрии Казанского университета, после чего читал курс судебной психопатологии на юридическом факультете Петербургского университета и работал старшим врачом психиатрического отделения Николаевского военного госпиталя в Петербурге — передового медицинского учреждения того времени. Кроме того, он занимал скромную должность консультанта Свято-Троицкой больницы, сотрудничая с международным Красным Крестом.
Видимо, именно в это время Павел Иванович заинтересовался политикой, сформулировал свою идеологическую доктрину, начал профессионально заниматься историей. После первой русской революции он участвовал в политических дискуссиях и внес весомый вклад в разработку идеологической платформы первой националистической партии Всероссийского национального союза (ВНС), членом которого он стал. Правда, Ковалевский не стремился участвовать в парламентской борьбе, в каждодневной работе партии — его роль сводилась к теоретическому обоснованию деятельности ВНС, к разработке ее политической доктрины. Оставаясь больше теоретиком, нежели практиком, Ковалевский выступал с лекциями в российских университетах и на патриотических собраниях, в которых проповедовал основные идеалы русского национализма, формулировал свою историософскую доктрину, давал теоретическое обоснование таким центральным понятиям в идеологии русского национализма как нация, этнос, национализм.
Следует отметить, что профессор за время работы в Варшавском, а особен-
но в Казанском университетах сумел занять видное место в среде русской интеллигенции, а высказанные им идеи имели заметное влияние. Достаточно вспомнить, что непосредственно под воздействием Ковалевского убежденными националистами и его единомышленниками стали такие профессора, как Т.В. Локоть, И.А. Сикорский, П.Е. Казанский и др.
Революция 1917 г. была воспринята Ковалевским как национальная катастрофа. Документы свидетельствуют, что революционные события застали профессора в момент его работы в Петроградском университете, где он читал курс судебной психологии на юридическом факультете. После победы большевизма Ковалевский был мобилизован в Красную армию в качестве главного врача военного отряда и, видимо, принимал участие в Гражданской войне. К сожалению, после 1923 г. сведения о жизни и деятельности Ковалевского обрываются, поэтому некоторые исследователи, в частности Е.С. Троицкий, склонны датировать этим годом дату смерти профессора. По другим данным Павел Иванович в 1924 г. получил разрешение на выезд за границу и остаток своей жизни провел в Бельгии4.
Как было отмечено, Ковалевский является одним из теоретиков русского национализма. Принципиальная заслуга профессора состоит в том, что он дал обоснование таким важнейшим понятиям в националистической идеологии, как нация и национализм, и определил их теоретические дефиниции. Проанализировав развитие русской истории, ученый выделил отличительные черты русской нации, сформулировал собственную концепцию решения национального вопроса в Российской империи.
Павел Иванович Ковалевский, вы-
3 Современники. Альбом биографий Н.И. Афанасьева Т. 1. СПб.: Тип. А. Суворина, 1909. С. 193.
4 ГАРФ. Р. 5919. Оп. 1. Д. 66. Письмо П.И. Ковалевского митрополиту Евлогию. _
сказываясь по проблемам нации и национализма, последовательно выражал собственную политическую доктрину, определяемую нами как либеральный консерватизм. В его взглядах можно рассмотреть элементы, присущие одновременно как консервативному, так и либеральному мировоззрению.
Касательно нации профессор, по нашему мнению, строго отстаивал принципы примордиалистской теории, называя нацию древним человеческим образованием, по поводу определения национализма для него характерно, так сказать, «симбиозное» понимание его сущности — ученый доказывал естественную природу национализма, а с другой стороны, данный феномен воспринимался им в качестве самостоятельной политической идеологии и практики. Отношение Ковалевского к понятиям «народ», «нация», «национализм» было выражено прежде всего в двух концептуальных трудах: «Психология русской нации» и «Русский национализм и национальное воспитание в России».
Ковалевский определял нацию следующим образом: «Нация — большая группа людей, объединенных между собою единством происхождения, — единством исторических судеб и борьбы за существование, — единством физических и душевных качеств, — единством культуры, — единством веры, — единством языка и территории5. При этом понятие «национальный» характеризовалось им как прилагательное, определяющее принадлежность к нации, а «национальность» — как «совокупность свойств и качеств, характеризующих данную группу и отличающих ее от других наций». Наибольшее значение, по мнению Ковалевского, в определении нации имеет признак единства происхождения, который определяет схожесть
5 Ковалевский П.И. Психология русской нации. С. 37. Далее ссылки на страницы этой книги будут указываться в основном тексте.
физических и духовных свойств представителей той или иной национальной группы. «Единство происхождения показывает, что все лица данной нации происходят от одного корня, от одного рода, может быть от одной семьи», что, однако, не исключало наличия в составе нации народностей, обладающих рядом несущественных отличительных черт, сформировавшихся преимущественно под влиянием различных географических и природно-климатических условий. По мнению Ковалевского, в мире практически не существует целостных наций, не имеющих в своем составе народностей. С этой точки зрения «великая русская нация состоит из множества отдельных единокровных племен, которые существовали сотни лет, развивались под влиянием особых местных условий, почему и представляют некоторую ничтожную разницу между собой». Таким образом, нация представляется ученому как комплексное явление, состоящее из более мелких частей — народностей.
Нация интерпретируется Ковалевским также и как естественное, сообразное с требованиями природы образование. С этой точки зрения процесс появления наций сравнивается ученым с эволюцией любого природного явления. Способность образовывать нацию — естественная потребность человека как биологического существа, и поэтому этот процесс неизбежен. Ковалевский доказывает это на примере развития семьи, которая является, по его определению, «единицей нации»: «Муж и жена дали детей. Эти дети получили от своих родителей наследственно свойства физические и качества душевные» и неизбежно в силу мирового закона «явились во всем им подобными» (с. 38). Основываясь на этой аксиоме, профессор делает вывод о том, что основные органические свойства нации передаются наследственно, поэтому являются органическими, стойкими и незыблемыми.
Вторым признаком, характери-
зующим и детерминирующим нацию, является, по Ковалевскому, единство исторических судеб и борьбы за существование. При этом профессор имел в виду прежде всего воздействие внешней среды, как естественно-климатической, так и социальной, на формирование каждой конкретной нации. Одинаковая среда, в которой находится та или иная группа людей, воздействует на формирование комплекса признаков, характерных для нации. При этом Ковалевский замечает, что «это воздействие не может уничтожить наследственность, но может значительно ее видоизменить. Зато совокупность единств наследственности и исторических судеб и борьбы за существование создает великую крепость нации» (с. 40). Несомненно, нации, по Ковалевскому, должен быть присущ совершенно особый признак, являющийся прямым результатом совместного воздействия на человеческую общность наследственности и окружающей среды, а именно национальный характер, который определяется ученым двояко. Во-первых, как «одинаковая физическая внешность и одинаковые духовные качества» той или иной группы людей. В этой связи национальный характер, несмотря на то что подвержен значительной степени вариативности, выступает в качестве устойчивого признака, который не может быть видоизменен в своей основе. Ковалевский, с другой стороны, определяет данную характеристику нации также и в качестве некой совокупности «чувств», проявление которых возможно только посредством волевого акта. Среди важнейших составляющих национального характера, в этой связи, Ковалевский выделял настойчивость, способность владеть собою, непобедимое упорство, способность жертвовать собою для идеала, ненарушимое уважение к закону (с. 66). Национальный характер в итоге выступает одновременно и статичной характеристикой нации (как совокупность морфологических и духовных черт ее представителей), и
в качестве динамического начала, проявляющегося как особое поведение членов наций, в основе которого лежат определенные характеристики (чувства). Данный признак нации, по мнению Ковалевского, как никакой другой подчеркивает ее особенное самостоятельное положение и препятствует ее «размыванию» и разрушению — «народы гибнут по мере того, как портятся качества их характера...». Именно различный национальный характер, в силу своей устойчивости и фактической неизменности, является также причиной национальных конфликтов, препятствует мирному существованию и ассимиляции наций, поскольку определяет приоритеты и потребности наций, которые, естественно, могут быть совершенно разными.
Органически связанным с национальным характером выступает еще один атрибут нации — национальная душа. «Душа народа — моральные и интеллектуальные особенности, составляющие синтез всего его прошлого, наследство всех его предков и побудительные причины его поведения. » (с. 65). Как видно из такого определения, душа нации для Ковалевского — это отнюдь не что-то метафизическое, а, наоборот, совершенно конкретное свойство нации, «невидимое в своей сущности, но видимое в проявлениях». Он определял душу нации как интегральную характеристику, включающую не только национальный характер в качестве центрального своего элемента, но и историческую память нации, основополагающие ценности и мотивы поведения конкретных ее представителей. Душа нации находится в постоянном развитии, усложняясь, приобретая новые качества, именно она, по мнению Ковалевского, в итоге определяет эволюцию нации.
Все указанные выше признаки нации определяют и четвертый — одинаковую национальную культуру. К сожалению, Ковалевский не дает этому понятию собственного определения, но по логи-
ке его рассуждений следует, что ученый придерживался такой точки зрения в этом вопросе, которая впоследствии была выдвинута советскими учеными. Они определяли культуру как «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях»6. При этом Ковалевский акцентировал свое внимание на том, что конкретная культура каждой отдельной нации отличается самобытностью и оригинальностью. Так или иначе, собственная культура нации — это объективное следствие воздействия и наследственности, и внешней среды, а формируется она на базе национального характера, находит проявление в национальной душе.
Кроме названных признаков нации Ковалевский выделял еще три, с его точки зрения, менее важных: единство веры, языка, территории. Вера и религия, по Ковалевскому, это не часть национальной культуры, а скорее некое проявление национальной души. С его точки зрения, приверженность тому или иному религиозному мировоззрению определяется не тем, что данная конкретная нация полностью разделяет те или иные догматы веры, а соответствием религии чертам национального характера, что в свою очередь выражается в появлении «духовного влечения» нации к исповеданию той или иной веры (с. 41). Именно соответствием идеалов православного христианства основным характеристикам русской национальной души ученый объясняет факт его принятия. Однако при этом Ковалевский делает оговорку, что «вера не может считаться вообще важным национальным признаком, ибо мы видели, что многие нации исповедуют различные религии, и это им нисколько не мешает принадлежать к своим нациям» (с. 42).
6 Культура //Большая советская энцикло-
педия //www.jandex.ru
Признак общности языка также, по мнению Ковалевского, является скорее второстепенным, необязательным определителем нации. Общий язык для него — признак нации только в той степени, в которой он позволяет генетически сохранять «национальную память», передавать национальные традиции от одного поколения к другому. «Нация может исчезнуть. От нее остаются только ничтожные отпрыски, и тем не менее своеобразный язык мелких остатков свидетельствует о самостоятельности бывшей нации». Такой признак как единство территории выступает с точки зрения ученого не столько как детерминанта нации, а сколько в качестве причины, по которой следует выстраивать иерархию наций, выделяя среди них полноправные и неполноправные. При этом наличие этого признака является желательным и определяет права нации, прежде всего в геополитическом пространстве. Исходя из такой посылки, Ковалевский разделяет нации на державные — имеющие относительно гомогенную территорию, на которой создают мощное государственное образование, а также зависимые, которые не имеют своей территории и существуют в рамках другого государства. Фактором наличной территории определяется, по мнению профессора, также и политика по отношению к нациям, не обладающим таким признаком, вообще право их существования на чужой территории, поскольку «в случае противо-национального поведения по отношению к державной нации они могут и должны быть выселены из данного государства» (с. 43).
Теоретические рассуждения Ковалевского по поводу нации не ограничиваются обоснованием самого определения этой теоретической дефиниции, перечнем и анализом необходимых признаков нации. Ученый в своих трудах подробно описал и сам процесс становления и развития нации как «единицы человеческих сообществ, населяющих земной шар» (с. 55), определил факто-
ры, влияние которых является главенствующим в данном процессе. Основная мысль его при этом сводилась к тому, что нация — явление совершенно конкретное, обладающее наличным материальным и духовным бытием. Нация как известная общность людей должна представлять «образованное вещество и ему соответствующую душу или сочетание проявлений, соответствующих количеству, качеству и своеобразному сочетанию начал, образующих единицу». Решающими факторами, способствующими образованию этого сообщества, являются, по Ковалевскому, наследственность и среда.
Влияние наследственности интерпретировалось ученым с зоологических и естественно-научных позиций. Наследственность, по его мнению, «есть тождество, повторение одного существа во многих»7. При этом это явление оказывает двоякое влияние на группу индивидов. Во-первых, «наследственность является в нашей жизни той охранительной и сохранительной силой, которая стремится во что бы то ни стало закрепить основные черты организации предка во всем его последующем поколении» (с. 56). С этой точки зрения наследственность есть простое копирование основных физиологических и духовных характеристик одного человека в другом. Но в то же время сочетание различных черт родителей ведет к «созиданию чего-то совершенно своеобразного и отличного от свойств родителей, сходного и с отцом, и с матерью, но не тождественного. Этим дается основание образованию личности, особой индивидуальности человека». Таким образом, наследственность воздействует на образование представителя определенной нации так, что создает индивида, отличающегося известным своеобразием характеристик, которое, однако, находится в строгих рамках и не может отрицать или изменять
7 Ковалевский П.И. Душевные болезни нашего общества. СПб., 1911. С. 223.
устойчивую совокупность черт и признаков, передающихся из поколения в поколение. При этом национальная наследственность не только сохраняет все качества определенного национального типа, но и способствует «движению и развитию всех свойств, присущих данной нации». Только наследственность способна, по мнению Ковалевского, образовывать новые национальные начала (устойчивую совокупность свойств и черт), лежащие в основе новой нации. Ковалевский отмечал также, что в основе воздействия на процесс формирования нации наследственности могут находиться как сознательные, так и бессознательные начала человеческой психики, также, в известной степени, детерминирующие данный процесс. В этой связи профессор ссылался на учение известного французского ученого Г. Лебона, который именно психологические начала ставил на первое место в списке детерминант нации8.
Во-вторых, на процесс формирования национальной общности может, по мнению Ковалевского, существенным образом влиять и среда, в которой протекает жизнь конкретной группы людей. Среда, в понимании профессора, сложное понятие, обладающее целым рядом конкретных проявлений — влияние природы и социальной среды, выражающееся в процессе социализации, воздействие преданий и всей культурно-исторической жизни данной нации. Природная среда, к основным проявлениям которой ученый относил в первую очередь действие разнообразных климатических и географических условий проживания того или иного народа, может оказывать существенное влияние на особенности складывания морфологических и духовных
8 Фененко А.В. «Национальная идея» и «национальная идентичность» в произведениях Гюстава Лебона // Межкультурная коммуникация и проблемы национальной идентичности: Сб. науч. тр. Воронеж, 2002. С. 239-253.
черт нации, развивая в ней определенный склад национального характера и духовной организации. Ковалевский в этой связи выступает последователем идей известных представителей теории географической детерминации условий развития человеческих обществ, таких как Ш. Монтескье и Л.И. Мечников. Однако профессор при этом делает существенную оговорку, так как замечает, что «воздействию физических условий среды подвергаются только второстепенные черты характера» (с. 60), а существенные черты его могут быть затронуты лишь при длительном многовековом воздействии данных условий.
Социальная среда и процесс социализации также существенно влияют на формирование представителей той или иной нации. Конкретное выражение это влияние находит в процессе воспитания. Воспитание — «искусственное созидание в наших детях таких физических и душевных идеалов, какие мы считаем наивысшими и наилучшими». Цель воспитания, по мнению Ковалевского, состоит в том, чтобы укрепить и развить у молодого поколения знания, идеалы и ценности, свойственные национальной душе, основные черты национального характера. Другими словами, воспитание должно вывести характеристики нации, привитые наследственностью, из зачаточного состояния, способствовать их развитию и эволюции. Поэтому воспитание должно отвечать, по мнению ученого, трем основным характеристикам — соответствовать национальной душе и национальному характеру детей, соответствовать требованиям и запросам данного поколения, должно быть личным и индивидуально ориентированным, то есть соответствующим особенностям и задаткам данной личности. Значение воспитания в деле создания и развития нации, по мнению профессора, определяется тем, что «оно укрепляет нацию, если оно национально, и губит нацию, если оно антинационально» (с. 64). Поэтому признак соответ-
ствия воспитания характеристикам национальной души и характера человека все же является определяющим.
Прошлое нации также важный ее определитель в настоящем, так как «всякая нация в настоящем есть плод ее прошлого и основа для созидания будущего». Прошлое нации, а конкретно ее политическая, культурная и социальная история, безусловно, влияют на формирование черт и свойств национальной души в настоящем. В качестве типичного примера такого влияния для Ковалевского, а также для многих других представителей русского национализма являлись периоды отечественной истории, связанные с монгольским владычеством, петровскими реформами. Конкретные исторические явления, по мнению профессора, также могут оказывать существенное влияние на национальную душу. Например, факт существования крепостного права на Руси сформировал у большинства русского населения рабскую психологию, существенно повлияв на степень развития русского национального самосознания, что естественно не могло не отразиться и на уровне развития русского национализма в целом.
Как уже отмечалось, Ковалевский указывал на то, что нация не является статичным явлением, для нее характерно развитие, проходящее по особым законам. В качестве основных законов развития нации Ковалевский выделял два, которые условно могут быть обозначены как закон «эволюции и прогресса нации», закон «социального подбора» наций. Принципиально важно, что действие обоих законов развития нации обосновывается ученым, исходя из естественных причин. Так, с одной стороны, «природа способствует одолению здоровых качеств над нездоровыми, болезненными, почему весьма естественно, что человечество шествует к совершенствованию и возрождению, а не к упадку и вырождению» (с. 56). Но, с другой, существующий веками социальный подбор благоприятствует
бытию одних лиц и служит причиной гибели других. То же бывает и с нациями: слабейшие в борьбе падают, сильнейшие господствуют. История есть летопись этой борьбы, но история — «повествование постепенного роста, развития, совершенствования и видоизменения данной нации». Таким образом, следует говорить о том, что имеют место быть совершенно противоположные законы развития нации. Если для нации свойственными является постоянные развитие и эволюция, то для нее характерна также и постоянная борьба за возможность дальнейшей эволюции, и в ходе этой борьбы, по мнению профессора, всегда есть победитель и побежденный. Поэтому бытие любой нации всегда конечно.
Концепция Ковалевского характеризуется некоторой противоречивостью, неопределенностью и неконкретностью. Исследователь идеологии Всероссийского национального союза Д.А. Коцюбинский даже назвал воззрения Ковалевского «теоретически неряшливыми, что исключало возможность их удобоваримой интерпретации»9. Такое определение вряд ли стоит считать правомерным, но в этой связи следует указать на некоторые «курьезные» моменты во взглядах Ковалевского по проблемам нации. Во-первых, заявляя о том, что нация представляет собой некоторую совокупность признаков, характеризующих человеческую общность, ученый затрудняется назвать те из них, которые могут однозначно ее определять. Так, по отношению ко всем заявленным признакам нации Ковалевский допускает оговорку, что и без каждого из них конкретно нацию возможно интерпретировать. Возникающий при этом естественный вопрос о необходимом минимуме признаков, достаточных для выделения нации из других человеческих сообществ, ученый оставляет фактически без ответа. Во-вторых,
обращает на себя внимание принцип выделения и отбора самих признаков, идентифицирующих нацию. По нашему мнению, такие признаки, как единство исторических судеб, а тем более единство веры, вовсе не могут быть отнесены к системным характеристикам нации. В-третьих, как уже было замечено, очень сложно определить разницу между такими атрибутами нации, как национальный характер и национальная душа, которые в известной степени носят абстрактный, ненаучный характер. В-четвертых, Ковалевский явно четко не проработал вопрос о соотношении таких принципиально важных понятий как «нация» и «народ». Опираясь в этих вопросах на мнение других теоретиков нации, таких как П.И. Пестель, Т.В. Локоть, В.М. Грибовский, А.С. Хомяков10, ученый называл народом либо «состав жителей всего Российского государства», и тогда это понятие выступало гораздо более широким, нежели нация, либо «словами русский народ обозначают сословие, класс людей, простой класс народонаселения», что еще более запутывало вопрос, так как речь шла об абстрактном социальном слое. Наконец, по нашему мнению, концепция Ковалевского, построенная в основном на естественно-научной методологии, является несколько односторонней и умозрительной. Ученый объяснял процесс возникновения нации, правомерность набора ее характеристик, основываясь на данных преимущественно естественных наук: антропологии, психологии и психиатрии. Факторы возникновения и развития наций, природа которых носит исторический характер, являющиеся, в этой связи, объектом изучения исторической науки, исследовались Ковалевским слабо, так как ученый считал их значение второстепенным, а их действие побочным. Типичным
9 Коцюбинский Д.А. Русский национализм в начале XX столетия. М., 2001. С. 105.
10 Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание // Он же. Психология русской нации. Воспитание молодежи. Александр III. С. 131-132.
175
примером, доказывающим это обстоятельство, является полное невнимание Ковалевского к проблемам социально-экономической истории, а конкретно — к феномену капитализма. Поэтому теория Ковалевского оказалась невосприимчивой к меняющемся историческим условиям, а на вопрос о причинах ускорения процесса формирования национальных государств в мире именно в XIX веке в работах ученого фактически нельзя найти ответа.
Несмотря на сделанные замечания, бесспорен факт, что Ковалевский внес крупный вклад в разработку вопросов теории нации, а его взгляды в значительной степени определили теоретические воззрения русских националистов по этим вопросам.
Большое внимание Павел Ковалевский уделял обоснованию и определению понятия «национализм». Характерной особенностью его взглядов по этому вопросу являлось то, что он интерпретировал национализм как комплексное системное явление, представляющее собой в первую очередь качество характера конкретного индивида, а уже потом политическую идеологию и практику, сообразную этому качеству. Поэтому, по мнению Ковалевского, о национализме следует всегда говорить в узком и широком смыслах. Национализм в узком смысле слова — «это проявление уважения, любви и преданности до самопожертвования в настоящем, — почтения и преклонения перед прошлым и желание благоденствия, славы, величия, мощи и успеха в будущем той нации, тому народу, к которому данный человек принадлежит» (с. 45). Следует заметить, что данное определение не отличается строгой научностью и имеет абстрактный, скорее чувственно-эмоциональный характер. Главным критерием национализма в нем оказываются как раз определенные человеческие чувства, моральный кодекс поведения конкретного челове-
ка по отношению именно к той нации, к которой он принадлежит. Однако, несмотря на всю кажущуюся «нестрогость» и «ненаучность» данного определения, Ковалевский совершенно ясно в своих трудах прослеживал сложный механизм образования личного индивидуального национализма. По его мнению, национализм как качество конкретного индивида — сложное явление, состоящее из двух проявлений: национального чувства и национального сознания. Национальное чувство есть прирожденная принадлежность физической и душевной организации. Оно инстинктивно. Оно обязательно. Национальное чувство — это качество человеческой психики, реализованное на бессознательном уровне. Другими словами, абсолютно все нормальные с точки зрения физиологического развития люди обладают национальным чувством. Появление этого качества человеческой психики обосновывается Ковалевским с естественно-научной точки зрения. Говоря об образовании национального чувства, ученый указывает на то, что в «основе национального чувства лежит проявление высшего мирового закона — закона тяготения и притяжения. Таким образом, оно современно мирозданию». Проявлением национального чувства в человеческом обществе является беспредельная любовь к своей нации, народности, которая, при этом, не имеет ничего общего с патриотизмом. Эта дихотомия двух понятий — национализм и патриотизм — вызывает наибольшие споры и придает концепции Ковалевского известную нестройность. Об этом будет сказано ниже. Таким образом, национальное чувство, по Ковалевскому, — явление животное, стадное, органическое и прирожденное. Национальное чувство, по Ковалевскому, есть бессознательное инстинктивное чувство любви к своим национальным ценностям, соответствующим национальным особенностям той или иной нации. Однако степень выражения этого чувства зависит, по мысли
ученого, от особенностей той среды, в которой находится каждый конкретный индивид. Другими словами, национальное чувство проявляется по линии «наименьшего сопротивления» окружающей человеческой действительности, а сила конкретного его действия всегда зависит от степени свободы, которой обладает индивид. В качестве иллюстрации этой посылки Ковалевский, да и другие теоретики русского национализма, например, Меньшиков, обращают внимание на русского человека, который веками вынужден был находиться в положении раба, поэтому сила его национального чувства была неизмеримо мала, что влияло и на степень его самосознания.
Национальное самосознание, по Ковалевскому, есть «акт мышления, в силу которого данная личность признает себя частью целого, идет под его защиту и несет себя саму на защиту своего родного целого, своей нации». Для того чтобы такой акт мыслительной деятельности состоялся, необходим высокий уровень развития и проявления национального чувства, что достигается не только созданием благоприятной обстановки для этого (прежде всего обеспечением высокой степени свободы для каждого члена нации), но и правильным воспитанием. В этой связи Ковалевский определяет точку отсчета развития русского национализма датой опубликования Высочайшего манифеста 1905 г., который «даровал желанные свободы и равные права» (с. 47). Однако для того, чтобы русский национализм достиг своего зрелого состояния, необходимы еще годы борьбы, ведение которой и является главной задачей русской национальной партии. Национальное самосознание, а с ним и национализм как атрибут личности, по мнению Ковалевского, необходимо воспитывать в человеке путем развития прирожденного национального чувства. Поэтому Ковалевский много внимания уделял правильной организации воспитательного процесса молодежи и
посвящал свои отдельные труды («Русский национализм и национальное воспитание в России»; «Основы русского национализма» и др.). Целью воспитательного процесса, по Ковалевскому, является создание самостоятельной личности, которая обладала бы высоким уровнем образованности и самосознания. По его мнению, только в обществе таких личностей (другими словами, в гражданском обществе) национальное самосознание может появиться — «для проявления национального самосознания требуется, прежде всего, сознание своего личного собственного достоинства, сознание человеческого достоинства. Нужно, чтобы человек, прежде всего, осознал то, что он человек, и признал в другом человеке такого же человека»11. Воспитать же такую личность возможно лишь в гражданском обществе.
Таким образом, национализм, по Ковалевскому, — это прежде всего интегральная характеристика личности, основой для которой является диалектическое единство национального чувства и национального самосознания. Именно такую характеристику Ковалевский определяет как личный индивидуальный национализм. При этом национальное чувство — инстинктивное и обязательное для всех людей — выступает фундаментом для развития национального самосознания — акта мышления, вытекающего из бытия на-ции12. Национализм, как уже был подчеркнуто, в этом качестве неразрывно связан с гражданственностью и может развиться только в условиях гражданского общества. Именно поэтому для Ковалевского, да и всех русских националистов, образцом общества, в котором мог развиться национализм, являлось гражданское общество запад-
11 Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России // Он же. Психология русской нации. Воспитание молодежи. С. 121.
12 Там же. С. 140.
ного типа. Их ориентация на западные стандарты была очевидна, и в этом они в корне отличались от представителей крайне правых черносотенных партий.
Ковалевский особо подчеркивал тот факт, что национализм нужно рассматривать в динамике, причем степень его развития не только у отдельных наций, но и конкретных представителей нации может быть далеко не одинакова. Так, профессор выделял несколько видов национализма, отражающих степень его эволюции. Высшей точкой в его развитии являлся, по его мнению, естественный или народный национализм, главной характеристикой которого являлось существование развитого национального самосознания у каждого из представителей нации в отдельности. Начальными стадиями в процессе достижения высшего уровня развития национализма являлись бюрократический, государственный национализмы. Для этих видов неразвитого национализма свойственна руководящая роль правительства и главы государства в исполнении «сознательного национализма», которая заключается в проведении политики в интересах нации и государства, даже если реальные ее последствия не осознаются отдельными представителями нации в силу их политической неграмотности. К сожалению, по мнению Ковалевского, уровень развития национализма в России пока не дотягивает даже до начальной степени своей эволюции, поскольку «сплошь и рядом государственная политика является не только не национальною, но и прямо-таки антинациональной» (с. 48).
Ковалевский останавливает свое внимание еще на двух видах национализма — державном и сепаратистском, под которыми он понимает национальные движения государствообразующей (державной) нации и наций в составе крупного государства. Анализируя эти его виды на примере Российской империи, профессор фактически отказывает всем народам, входящим в ее состав, кроме русского державного, в право-
мерности существования собственного национализма, оставляя им право национальной автономии. Речь при этом идет, видимо, о допущении начальной формы развития национализма (естественной и бессознательной, то есть национального чувства, которое по определению уничтожить невозможно), при том, что народы, составляющие Российскую империю, не должны обладать собственным национальным самосознанием. С другой стороны, по мнению ученого, народности и нации, населяющие Российскую империю, вполне могли иметь национальную идеологию, которая перерастала бы национальный сепаратизм, но не шла вразрез с интересами державной, русской нации. Национализм рассматривается Ковалевским и во втором, широком смысле — в качестве «духовного веяния, течения, направления в данном народе, имеющее целью и задачей поднятие и совершенствование блага данной нации. Это и будет национализм массовый, партийный»13. Таким образом, национализм во втором значении — это прежде всего политика, подкрепленная особенной идеологией в интересах той или иной нации, политика, основанная на признании приоритета национальных ценностей.
Проведение политики в интересах нации является жизненно важной задачей для любого государства, тем более для Российской империи, где она практически не проводилась. Выступать проводником такой политики может, по мнению ученого, только хорошо организованная политическая сила, имеющая самостоятельное значение и демократическую ориентацию. Естественно, что данная политическая сила может успешно действовать лишь при опоре на определенную политическую идеологию, национал-демократизм.
13 Ковалевский П.И. Русский национализм и национальное воспитание в России. С. 141. Далее ссылки на эту работу даются в основном тексте.
Политическую ориентацию национал-демократизма профессор выразил так — «национально-демократическое мировоззрение не может быть не консервативным в государственном смысле: для национальной демократии, как представительницы главным образом мелких и средних масс, политический прогресс страны мыслим только в форме эволюционного процесса, медленно созидательного, но не разрушительного» (с. 127). Таким образом, политическая идеология русского национализма может быть нами определена как умеренно консервативная, а основной социальной базой для националистов должны были стать самые широкие слои общества, начиная от мелкой и средней буржуазии и интеллигенции, заканчивая рабочим классом и крестьянством. Ковалевский сам активно выступал за создание истинно национальной партии русских интеллигентов — Всероссийского национального союза, в деятельности которого и принимал активное участие.
Национализм выступает в теоретических построениях Ковалевского и в третьем значении — как политика державной нации в отношении других, соподчиненных, более слабых: «Национализм — сознательное и умышленное насаждение национальных свойств и качеств державной нации в нациях культурно слабых и соподчиненных» (с. 131). При этом антитезой такой политики является денационализация — уничтожение национальных свойств и качеств какой-либо нации. Формой мировоззрения, сформированной на основе такой политики, является космополитизм, который представляет собой, по мнению Ковалевского, искусственное явление, противоестественное человеческой природе.
Большое значение Ковалевский при-
дает также проблеме разграничения таких теоретических дефиниций, как патриотизм и национализм. Ученый подчеркивает тот факт, что между национализмом и патриотизмом есть серьезная разница. По мнению профессора, и национализм как качество личности, и патриотизм являются иррациональными понятиями и имеют в своей основе чувство любви и способность к самопожертвованию, однако отличие между ними заключается, во-первых, в разных объектах чувств. «Национализм — беспредельная любовь и готовность к самопожертвованию за свою народность, а патриотизм — такая же любовь и готовность к самопожертвованию за Родину, Отечество» (с. 143). В этом смысле, однако, эти два понятия могут совпадать для граждан тех государств, которые являются гомогенными по национальному составу. Во-вторых, национализм — есть понятие «скорее психолого-антропологическое», сообразное человеческой природе, о чем говорилось выше, в то время как патриотизм — «историческо-географическое», поскольку Отечество всегда исторично и всегда географически определено. Национализм — более узкое понятие по сравнению с патриотизмом, поскольку гомогенных в национальном отношении государств практически не бывает, а значит, «в каждом государстве может быть только один патриотизм и несколько национализ-мов» (с. 144). Тем не менее, указывает Ковалевский, патриотизм, также как и национализм, является ключевым и важнейшим элементом, определяющим внутренние устои любого государства, «на котором зиждется сила, крепнет и жизненность государства, охраняется его целостность и благосостояние». Именно поэтому разные по сути понятия являются равноправными по значению.