как высшая ценность», «страна», «национальная идея», «свобода», «правда как истина» и другие.
6. Антропологическая парадигма ориентирует на саморазвитие, самодетерминацию, индивидуализацию человека, в этом ее ценностно-регулятивный и системный аспект. Культура всегда ориентирована на адресата - потребителя художественных ценностей. Художественная культура - специфическая практика такого личностного и духовного роста, и парадигма фиксирует эту действенно-практическую особенность: практика выращивания и сохранения внутреннего мира индивида.
7. Антропологическая парадигма организует не только предметное содержание (бытие человека), но и его восприятие. Обязательным элементом являются культурные институты «посредничества»: феномен критики и самокритики: писатели - не только писатели, а критики, граждане, общественные деятели; музейная и выставочная деятельность; церковные, учебные заведения, предоставляющие трибуну и кафедры и многое другое. Все это выступает показателем того, что антропологическая парадигма в определенном смысле формировала институты, через которые возможно было осваивать духовные ценности.
Выделенные характеристики не исчерпывают всего методологического и теоретического содержания антропологической парадигмы как формы парадигмального анализа. Но достоверно подтверждают его гуманистическую ценность и перспективность для изучения разных периодов культуры.
Список литературы
1. Бакач Н.Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа: дисс. ... канд.
философ. наук: 09.00.11 / Волгоградский гос. пед. ун-т. - Волгоград, 1998. - 157 с.
2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 445 с.
3. Библер В.С. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. М., 1991. - 413 с.
4. Бурлина Е.Я. Межкультурная коммуникация. Толерантность: Избранные статьи, исследования, проекты. 1997-2007. Самара: [Самарское книжное издательство], 2007. - 304 с.: ил, портр.
5. Гуревич П.С. Антропологический «ренессанс» как философская проблема // Философия человека: Традиции и современность: сб.обзоров ИНИОН АН СССР. - М., 1991. Вып. 2. - С. 5-25.
6. Конев В.А. Социальная философия. Самара: Самар. ун-т, 2006. - 283 с.
7. Конева Л.А. Антропологическая парадигма в русской религиозной философии / Философия культуры: межвуз. сб. науч. ст. - Самара: Изд-во «Самарский университет», 1995. - С. 54-62
8. Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии // О человеческом в человеке. - М., 1991. - С. 8-22.
9. Розов Н.С. Рациональная философия истории: ценности, сферы бытия и динамические стратегии // Гуманитарные науки в Сибири. - 1997. - № 1. - С. 40-44.
10. Степин В.С. Парадигмальные образцы решения теоретических задач. - М., 1998
11. Степин В.С. Философский анализ универсалий культуры // Гуманитарные науки. - 2011. - №1. - С. 8 -15.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ: В ПОИСКАХ НОВЫХ
КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ПОДХОДОВ
Солодовникова Надежда Викторовна Корженко Ольга Михайловна
к. педагог. н., доценты, кафедра теории и истории культуры, Белгородский государственный институт искусств и
культуры
Актуальность изучения национального самосознания в России связана, прежде всего, со стремлением народов сохранить свое этническое и национальное своеобразие, защитить национальные традиции, ценности. В настоящее время существуют две тенденции развития национального вопроса. Первая сопряжена с борьбой за национальную независимость, за политическое самоопределение наций. Вторая «вестернизация» человечества, которая ведет к размыванию национального своеобразия и установлению однополярного мира.
Национальное самосознание оказалось силой, которая влияет на всплеск национализма, пробуждения национального духа, как негативно, так и позитивно. Именно национальное самосознание оказывается организующей идеологической формой национальных движений, В условиях обострения политических и социальных противоречий в России национальное самосознание становится особенно действенным, в частности, в такой форме его существования, как национально-государственная идеология.
Несмотря на наличие обширной научной литературы по вопросам национального самосознания, многие из них не получили должного обоснования, и эти вопросы
по сей день не уточнены среди философской общественности. Все это вместе взятое служит обоснованием теоретической важности исследования проблемы.
В отечественной науке вопрос о национальном самосознании актуализировался в начале XX века. В России выходят в свет специально посвящённые русскому национальному самосознанию работы юриста и социолога В.В. Ивановского [5], психиатра П.И. Ковалевского [6], а также Д. Н. Овсянико-Куликовского[9].
В трактовке В.В. Ивановского национальное самосознание есть «сознательный патриотизм.приобщение каждого гражданина в духовном смысле к своей нации» [5, 132]. В.В. Ивановский полагал, что развитию чувства патриотизма способствует какая - либо «внешняя опасность для физической целости государственного организма». В подтверждении своих взглядов В.В. Ивановский приводил взлёт национального самосознания вовремя татаро - монгольского нашествия, Смутного времени, Отечественной войны 1812 года. Именно в «подобные моменты, народ... был вполне подготовлен к живому проявлению в его среде политического и национального самосознания».
С точки зрения П.И Ковалёвского «национальное самосознание есть акт мышления, в силу которого данная личность признаёт себя частью целого,...есть вид общественного самосознания народов, есть сознание солидарности наших личных потребностей и задач с известной народность» [6, 45].
В брошюре «психология национальности» Д.Н. Ов-сянико - Куликовского отмечено, что «национальная психологическая подоплёка мышления проявляется не только в сознании, а в так называемой бессознательной среде психики» [9, 94]. Д.Н. Овсянико-Куликовский рассматривал язык как «единственный индикатор национальных особенностей психики», оказывающей важнейшее влияние на формирование национального самосознания. Исходя из этого, человек, утративший лингвистическую связь с Отечеством, даже будучи русским патриотом и подданным не будет являться русским. Не многие и сегодня согласны с суждениями Д.Н. Овсянико-Куликовского. Но его заслуга состоит в области исследования национального самосознания в постановки проблемы в предложенном им аспекте.
С 20-х годов начинается разделение исследователями понятий «национальное» и «этническое». Учёные усмотрели причины различия в хронологическом разрыве возникновения понятий «этноса» и «нации». Понятие «этнос» появилось значительно раньше понятия «нация». Одни учёные обращают свой взор на исследования этноса, его структурных элементов, этническое самосознание (С.М. Широкогоров, Ю.В. Бромлей, П. И. Кушнер, С.А. Токарев, Н.Н. Чебоксаров, В.И Козлов).
Другие учёные напротив, исследуют особенности формирования нации и национального самосознания. К числу немногих учёных обративших внимание на национальное самосознание был. В.В. Мавродин. Учёный «в середине 40-х годов к числу признаков нации приписывает национальное самосознание «в смысле сознания единства людей, принадлежащих к данному народу, к данной народности или наци, единства их интересов, психического склада и т. п.» (с.). Исследование объёмного материала по истории Древней Руси привело автора к вскрытию истоков формирования национального самосознания с обнаружением их как в характеристике (признаках) нации, так и в её конкретной истории» [10, 41].
В «Древней Руси» В.В. Мавродин указывает наиболее значимые исторические даты и события, повлиявшие на становление русской нации и национального самосознания.
Начиная с середины 80-х годов появляются работы, посвященные проблеме национального самосознания. Это, например, работы Ю.В.Бромлея, Л.М.Дробижевой, И.В.Дьяконова, П.Т.Евдокимова, Л.В.Скворцова, А. Т. Спиркина и других авторов. Они внесли определенный вклад в разработку вопроса, однако следует констатировать, что даже в толковании понятия "национальное самосознание" имеются существенные различия в позициях названных авторов.
Так, под национальным самосознанием, по мнению академика Ю. В. Бромлея, надо понимать весь комплекс представлений национальности о самой себе (в том числе о принадлежности к ней), ее осознанных интересов, ценностных ориентации и установок по отношению к другим национальностям [1, 164].
Как «совокупность идей, взглядов и чувств, связанных, во-первых, с самоопределением национальной общности, осознанием своего места среди других национальных общностей, и во-вторых, с осознанием общественно-политических ценностей, характеризующих понятие «Родина», приверженностью к ним» понимает национальное самосознание профессор А.К.Уледов [16, 78].
Л.М. Дробижева определяет национальное самосознание как духовное образование, включающее в себя «...
и национальные автостереотипы, и представления о территории, культуре, языке, об историческом прошлом, а также «отношение к культурным и историческим ценностям своего народа и самое главное - национальные интересы, которые стимулируют деятельность людей [2, 112].
Таким образом, одни ученые отождествляют его с сознанием нации, другие - сводят его содержание к национальному автостереотипу, национальным интересам, третьи - подразумевают национальную самоидентификацию личности. Некоторые авторы избегают разграничения понятий «национальное самосознание» и «национальное сознание».
Проблема утраты национального самосознания, давно, является актуальной для российской действительности, где с древних времен шли процессы, способные нанести серьезный ущерб своеобразию российской культуры, в частности, внешняя культурная политика государства сильно отличалась от аналогичной политики руководителей многих других стран, защищавших свою национальную культуру. Россия всегда пыталась перенять от других культур то, что казалось привлекательным для высших слоев общества, в то же время не всегда заботилась о том, чтобы создать надежную систему фильтров, ставящую барьеры на пути всего того, что угрожает российской культуре.
Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности и идентичности. Народ всегда стремился привить молодому поколению любовь к Родине, к своей нации. Проблема духовного кризиса русского народа, включающая кризис религиозного, нравственного и национального самосознания является главной, лежащей в основе всех остальных проблем. Решение данной проблемы невозможно без возрождения национальной идеологии и самосознания.
На примере русских мы рассмотрим проблему утраты национального самосознания у современной молодёжи. «Отметим, что русские остаются сегодня не только самой крупной нацией страны, но и составляют абсолютное большинство населения России - более 116 миллионов (около 80 %)» [2, 122]. География расселения русских достаточно пестра. Практически они проживают во всех регионах России. Однако большая их часть сосредоточена в европейской зоне. Вместе с тем этнические русские преобладают в национальном составе таких республик как Адыгея, Бурятия, Карелия, Коми, Мордовия, Удмуртия, Хакасия, Якутия. Только в 9 (из 21) республик РФ русские составляют относительное меньшинство: в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Татарстане, Калмыкии, Туве, Чувашии, Чечне и Ингушетии» [1, 87]. Из всего вышеизложенного, следует, что русские являются доминирующей нацией в полиэтническом многообразии России.
В последние десятилетия всё чаще происходит ложное представление о национальной культуре и религии. Это откладывает негативный отпечаток на формирование национального самосознания молодёжи, поскольку традиционные ценности заменяются «новыми» взглядами» из вне. Под последим мы понимаем массовую культуру, культивируемую ценностные основы и ориентации преимущественно западной культуры, лишённой во многом сегодня нравственного аспекта.
Очевидно, что проблема сохранения культуры русского этноса, на сегодняшний день, требует особо пристального внимания и соединения усилий различных органов власти, учреждений и организаций культуры, искусства и образования, общества.
Необходимость становления национального самосознания русских особенно актуальна в автономных республиках и вызвано это, прежде всего, следующими причинами:
- потребностью русского населения, проживающих в автономных республиках, в сохранении и развитии русской культуры;
- отсутствием защиты русской культуры в от засилья американской псевдокультуры не только по телевидению и кинотеатрах;
- узостью подхода и формальным отношением некоторых чиновников к проблемам русской культуры, у которых все сводится к организации фольклорных праздников;
- отсутствием серьезно проработанных методических материалов по поддержке и развитию русской культуры в регионах, и особенно в школьном воспитании;
- отсутствием школ с углубленным изучением русской культуры и духовности.
- необходимостью поддержки всей полноты проявления русской культуры: частые песенные праздники, постоянные выставки русских художников, в том числе народных, самобытных; необходима систематическая помощь народным промыслам.
Становление национального самосознания молодого поколения на современном историческом этапе определяется объективными потребностями, связанными в первую очередь с сохранением единого духовного и культурного пространства, а также с целостностью России как государства. Поэтому важнейшей предпосылкой преодоления духовно-нравственного кризиса является становление в сознании, прежде всего молодёжи национальной идеи и национального самосознания, способствующих осознанию молодых людей себя неотъемлемой частью народа, обладающей национально-государственными и религиозными идеалами, ценностными установками, языком.
Таким образом, проблема становления национального самосознания особенно остро стоит в молодежной среде. Молодые люди должны задавать себе вопросы: «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» Кто мы такие? Что лежит в основе причисления себя к этнической общности и соотнесения с нею?
Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое - созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность. Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс - становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я» [15, 57].
Исходя из вышеизложенного, можно сделать выводы:
1. на современном этапе развития межнациональных отношений, которые характеризуются обострением этнических противоречий, как в России, так и в некоторых других странах, проблема изучения и формирования национального самосознания приобретает особую актуальность.
2. надежды на возрождение России связаны, прежде всего, с подрастающим поколением;
3. важная роль в решении поставленной проблемы также должна отводится межнациональным отношениям в России, поскольку они способствуют культурному обмену между народами, дальнейшему развитию национальных культур.
4. своевременное выявление негативных моментов в формировании национального самосознания может способствовать их предотвращению.
Национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России и направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтаций со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух факторов - этнического, национального, и интернационального, общечеловеческого, - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях. Национальное самосознание должно включать в себя не только принадлежность к данной общности, но и любовь к родному языку, национальной культуре, приверженность к национальным ценностям, осознанное чувство национальной гордости и осознание общности интересов.
Кроме того, важную роль в гармонизации межнациональных отношений и профилактике межэтнических конфликтов в субъектах Российской Федерации потенциально играет вовлечение общественных и национально -культурных объединений в общественно-политические мероприятия, проводимые органами местного самоуправления совместно с региональными органами исполнительной власти. Действенным инструментом могут стать региональные целевые программы, направленные на гармонизацию межэтнических и межкультурных отношений, этнокультурное развитие и профилактику этнического и религиозного экстремизма.
В последние годы более активно также стали использоваться возможности молодежных клубов, в работе которых важным направлением стало взаимодействие с представителями различных этнических общностей.
В связи с этим в целях совершенствования работы с молодежью по противодействию асоциальных проявлений необходимо продолжить в молодежной среде деятельность, направленную на популяризацию истории и культуры народов России, пропаганду идей толерантности в сфере межнациональных и этноконфессиональных отношений.
Все эти меры, включая разрабатываемые и реализуемые органами государственной власти всех уровней гуманитарные технологии, в совокупности будут способствовать преодолению негативных этнических стереотипов и позитивно скажутся в сфере гармонизации межнациональных отношений и профилактики этнического и религиозно-политического экстремизма.
Литература
1. Бромлей Ю.В.,.Этносоциальные процессы: теория, история и современность./ Ю.В. Бромлей. - М.: Наука, 1987
2. Дробижевой Л.М., Социальная и культурная дистанции: Опыт многонациональной России / Институт этнологии и антропологии РАН; Авт. проекта и отв. ред. Л. М. Дробижева М.: Институт социологии, 1998. - 385.
3. Дьяконов И. Вес мы - люди (размышления историка оботмическом
самосозлании)//3нание - сила, 1989,Ш.
4. Евдокимов Г.Л. Проблемы национального самосознания в истории общественной мысли./ Г.Л. Евдокимов. - Волгоград 990 с.
5. Ивановский, В.В. Учебник административного права. / В.В. Ивановский. - 3-е изд. - Казань, 1908
6. Ковалевский, П.И. (Психология русской нации 1915 г.) История России с национальной точки зрения. / П.И. Ковалевский. - СПб., 1912.
7. Козлов В.). О сущности русского вопроса и его основных аспектах // Русский народ: историческая судьба в XX веке./ В. Козлов. - М.: ТОО «АНКО», 1993.
8. Кушнер П.И., Национальное самосознание как этнический определитель // КСИЭ. / П.И. Кушнер. -М.-Л., 1949, вып. 8
9. Овсянико-Куликовский Д.Н. «Очерки истории мысли» //«Вопросы Философии и Психологии», 1889 и 1890).
10. Мавродин В.В. Древняя Русь: Происхождение русского народа и образование Киевского государства. / В.В. Мавродин. - М.: ОГИЗ. Госполитиздат, 1946. — 312, [24] с. - 30 000 экз. (в пер.)
11. Скворцов Л.В. Культура самосознания./ Л.В. Скворцов. - М,Л989
12. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание./ А.Г. Спиркин. - М.Л 983
13. Токарев С.А., Истоки этнографической науки./ С.А. Токарев.- М., Наука, 1978.
14. Чебоксаров Н.Н., Народы, расы, культуры./ Н.Н. Чебоксаров.- М., 1971 (совм. с И. А.Чебоксаровой).
15. Уледов А.К. Духовное обновление общества./ А.К. Уледов. - М., 1990.С.31.
16. Широкогоров. С.М., «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений»/ С.М. Широкогоров. - Шанхай, 1923.
ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В «ПЕТЕРБУРГСКОМ ТЕКСТЕ» КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XX ВВ.
Заугарова Е.П.
Аспирантка Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов
TYPOLOGY OF FEMALE IMAGES IN « PETERSBURG TEXT» END OFXVIII- EARLY XX CENTURIES Zaugarova E.P., Gruduate of Saint Petersburg University of Humanities and Social Sciences
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрены ведущие типы героинь русской литературы XIX-начала XX века на примерах петербургского текста- феномена русской литературы и культуры, родоначальника определенного типа женских образов. В центре художественных произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Н.А.Некрасова представлена целая галерея женских героинь, наделенных уникальными чертами характера, происхождение которых связано с историко-культурным феноменом появления Петербурга.
Ключевые слова: петербургский текст, женский образ, культурология, классическая литература, феномен, красота, идеал, героиня, душа, репрезентация.
ABSTRACT
The article describes the major types of heroines of Russian literature end of XVIII-early XX centuries. Phenomenon of Russian literature and culture it is Petersburg text. It is the founder of certain type offemale images. In the center of the artistic works of A.Pushkin, N.Gogol, F.Dostoevsky, N.Nekrasov presented a gallery of female characters endowed with unique traits, the origin of which is related to the historical and cultural phenomenon appearance Petersburg.
Keywords: Petersburg text, female image, culture, classical literature, phenomenon, beauty, ideal, soul, representation.
В данной статье рассмотрены ведущие типы героинь петербургского текста и текстов русской литературы. Анализ различных типов женских образов осуществлен на материале художественных произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, А.П.Чехова [11;2;5;6;7;14;15; 16;17; 18]. Каждая из героинь сверхтекста, какой бы величавой или ничтожной ни казалась, заслуживает сочувствия и сострадания, поскольку соответствующие им образы, пронизаны единым мироощущением и учат читателей вниманию и любви к ближнему, призывают находить в себе силы преодолевать страшную, серую петербургскую действительность, обретая душевный покой.
Практически в любом жанре репрезентаций имеются свои собственные правила конструирования мира, так что жанр в целом есть не что иное как способ описания различных образов этого мира. Наши же представления о реальности мира воссоздаются через образы, возникающие в сознании. Следовательно, в любом жанре репрезентации, в любом образе присутствует ценностный момент нашего отношения к воссоздаваемому образу и явлению. Литературные произведения больше говорят нам о людях их сотворивших, нежели об отраженной в них жизненной реальности, какой бы достоверной она ни была. Многообразие жизни в репрезентациях подводится под известные стереотипы, являющиеся символами в жизненном пространстве. Своих героинь и героев литературные тексты и очерки делают значимым достоянием для общественного сознания. Мощное внедрение в сознание человека репре-
зентации может быть принятым и за истину и за реальность жизни. Поэтому очень важно критически анализировать образы и классифицировать их.
Люди, общаясь друг с другом, одновременно передают навыки и культурные ценности, осмысливают свою жизнь именно посредством репрезентаций (подобно языку). В центр репрезентаций в русской культуре и литературе женщина стала выдвигаться, начиная XVIII века. Это можно наблюдать в мемуарах XVIII века, в которых женские образы являются символами времени: образы императриц, знаменитые портреты смолянок- воспитанниц Смольного института, выполненные Д.Г.Левицким. В портретах художник выразил свое восхищение женским существом, наделенным душевной красотой и темпераментом. В те времена не только красота души, но и красота женского тела являлись символами новизны, веянием европейкости в русской культуре. Главные черты, характерные для литературных женских образов Х'УШ-начала XIX века, были это: умение чувствовать, любить, страдать и сострадать, а также вдохновлять. Примером может быть величественная русская девушка-героиня, символизирующая путь в революцию, из прозы И.С.Тургенева «Порог» - для одних она сумасшедшая, а для других - святая [17].
В канонических произведениях сочувствие автора почти всегда на стороне женщины, тогда как мужской герой не оправдывает его надежд по каким либо причинам и вызывает авторское сожаление. На протяжении всего XIX века работает эта сюжетная схема в русских текстах, начиная с «Бедной Лизы» Н.М.Карамзина[8]. Лиза, кре-