Научная статья на тему 'Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идее оъединения российского народа'

Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идее оъединения российского народа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
485
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / NATIONAL IDEA / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / PATRIOTIC CONSCIOUSNESS / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTIC EDUCATION / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / THE GREAT PATRIOTIC WAR

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Богатырева Светлана Николаевна

Статья посвящена анализу трансформации общественного сознания россиян, вызванной социально-экономическими и политическими преобразованиями конца XX начала XXI вв. Автор обосновывает необходимость укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации путем создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России. В статье рассматриваются возможные способы консолидации российского общества в период кардинальных изменений экономического и социально-политического мироустройства через развитие общероссийского патриотизма и идею национального согласия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTISM: OLD AND NEW ITEMS IN THE CONSOLIDATING IDEA OF UNIFICATION OF THE RUSSIAN PEOPLE

The paper analyzes the transformation of the Russian public consciousness related to socio-economic and political transformations of the Russian society of the late XXth early XXIth centuries. The author proves the necessity of strengthening the spiritual unity of the multinational people of the Russian Federation through a system of spiritual and patriotic education of Russian citizens. The article discusses possible ways to consolidate Russian society during the dramatic changes in the economic and socio-political world order through the development of the all-Russian patriotism and the idea of national reconciliation.

Текст научной работы на тему «Патриотизм: старое и новое в консолидирующей идее оъединения российского народа»

УДК 37.035.6

ПАТРИОТИЗМ: СТАРОЕ И НОВОЕ В КОНСОЛИДИРУЮЩЕЙ

ИДЕЕ ОЪЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОГО НАРОДА

С.Н. Богатырева

Аннотация. Статья посвящена анализу трансформации общественного сознания россиян, вызванной социально-экономическими и политическими преобразованиями конца XX - начала XXI вв. Автор обосновывает необходимость укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации путем создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России. В статье рассматриваются возможные способы консолидации российского общества в период кардинальных изменений экономического и социально-политического мироустройства через развитие общероссийского патриотизма и идею национального согласия.

Ключевые слова: национальная идея, патриотизм, патриотическое сознание, патриотическое воспитание, Великая Отечественная война.

PATRIOTISM: OLD AND NEW ITEMS IN THE CONSOLIDATING

IDEA OF UNIFICATION OF THE RUSSIAN PEOPLE

S. Bogatyreva

Abstract. The paper analyzes the transformation of the Russian public consciousness related to socio-economic and political transformations of the Russian society of the late XXth - early XXIth centuries. The author proves the necessity of strengthening the spiritual unity of the multinational people of the Russian Federation through a system of spiritual and patriotic education of Russian citizens. The article discusses possible ways to consolidate Russian society during the dramatic changes in the economic and socio-political world order through the development of the all-Russian patriotism and the idea of national reconciliation.

Keywords: national idea, patriotism, patriotic consciousness, patriotic education, the Great Patriotic War.

Новый исторический виток развития России, связанный со стремлением к

самоидентифицикации в окружающем глобализированном мире, поисками решений проблем в различных сферах жизни общества, требует построения новой модели российской государственности с опорой на мощный культурно-цивилизационный фундамент и огромный духовно-нравственный потенциал, накопленные за всю историю существования государства.

В рамках данной статьи впервые предпринята попытка выявления общих закономерностей относительно того, что при осмыслении феномена общероссийского патриотизма целесообразно принимать во внимание такие факторы, как своеобразие исторической эпохи, доминирующие в определенный период развития российского общества ценностные ориентации,

принадлежность к определенной культуре со свойственной ей системой ценностей. Для самоидентификации россиян, основанной, прежде всего, на почвенных ценностях, характерны такие черты национального бытия, как коллективизм, солидарность, всеединство. К традиционным ценностям христианского мировидения русского народа относится и патриотизм, требующий новых вариантов социально-философского объяснения сквозь

призму отечественных духовных традиций с целью сохранения и развития традиционных ценностей, национально-религиозных и светских патриотических настроений.

В опросе россиян «Что мы понимаем под истинным патриотизмом?», проведенном по всероссийской репрезентативной выборке на базе ВЦИОМ (2006 г.), респондентам предлагалось ответить на вопросы, нацеленные на выяснение отношения к патриотизму и установление критериев для отнесения тех или иных поступков и ситуаций к патриотическим и непатриотическим. Результаты опроса подтверждают, что патриотизм и любовь к Родине по-прежнему занимают одну из ведущих позиций в списке жизненных ценностей россиян. Представляется интересным тот факт, что, по общему мнению, патриотизм проявляется сегодня не столько в политической или идеологической сфере, не в форме политической борьбы или дискуссий, а скорее в области повседневных действий, повседневных межличностных взаимоотношений и

практической деятельности.

Героическая и драматическая история России, ее величайшая культура, национальные традиции всегда были основой духовно-нравственного потенциала нашего народа, своеобразным стержнем общественного бытия.

Обеспечение духовно-нравственного

единства общества, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации является целью разработанной Правительством Российской Федерации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Являясь продолжением ранее действовавших государственных программ в этой сфере, она сохраняет непрерывность процесса дальнейшего формирования патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации.

Действительно, преобразования российского общества сопровождаются глубокой трансформацией общественного сознания. Споры о том, нужна ли сегодня России национальная идея, какой должна быть новая консолидирующая идеология, не утихают и отражают разнообразие методологических и идеологических подходов. В последние годы поиск «национальной идеи», как правило, так или иначе, крутится вокруг основополагающих концептов русской культуры: русской «духовности» и «соборности»; идеи «мессианства» и надежды на особую «спасительную» роль русского народа в мире и т.п.

Отвечая на вопрос, может ли национальная идея быть навязанной народу сверху, большинство исследователей отвечают отрицательно и осуществляют поиск общезначимой национальной идеологии, не порывающей с уроками прошлого и учитывающей реалии настоящего времени [5, с.194].

На наш взгляд, единственным способом консолидации современного российского общества могла бы стать ясная формулировка общероссийской патриотической идеологии -некоего надэтнического концепта (или общенациональной идеи), охватывающего своим содержанием как материальные, так и духовные стороны жизнедеятельности общества.

В 2010 г. В.В. Путин на заседании Госсовета и Совета по национальным проектам назвал главную причину обострения межнациональным отношений в современном российском обществе - отсутствие у граждан «патриотического настроя», а также высказал идею о необходимости развития общероссийского патриотизма с целью создания обстановки межэтнического и межконфессионального мира в стране.

Представляется, что формулировка патриотической идеологии невозможна без понимания сущности общероссийского патриотического концепта. На наш взгляд, общероссийский патриотизм следует рассматривать с такими сопряженными с ним явлениями общественного сознания, как национализм, шовинизм, интернационализм и космополитизм, с одной стороны, и основа безопасности и развития России - с другой.

Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сказано, что обеспечение национальной безопасности включает в себя укрепление духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой: создание системы духовного и патриотического воспитания граждан России; развитие разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развитие межнациональных и межрегиональных культурных связей [4]. Главной составляющей Стратегии 2020, на наш взгляд, является недопустимость пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории, расовую, национальную и религиозную нетерпимость [4].

Что касается будущей общероссийской патриотической концепции, она, как представляется, может и должна заполнить образовавшийся после распада СССР идеологический вакуум, сцементировав и объединив тем самым современное общество вокруг общезначимых для всех ценностей, способных стать жизненной позицией народа.

По мнению Президента Российской Федерации В.В. Путина, до сих пор так и не найден эквивалент тому, что было изобретено в Советском Союзе: «Советской власти удалось создать некую субстанцию, которая оказалась над межнациональными отношениями... Есть только одно, что может заменить то, что было в Советском Союзе. Это общероссийский патриотизм. Нужно, чтобы каждый человек гордился своей страной и понимал, что от успеха всей страны зависит успех каждого и наоборот».

За последние годы новейшей российской истории ни одна идеологическая ценность не подвергалась таким переосмыслениям, как патриотизм. Разумеется, речь не идет о возврате к прежнему содержанию идеологической доктрины и к прежним формам идеологического контроля. Государство остро почувствовало кризис, выразившийся в разрушении общественных связей; возник

своего рода социально-политический заказ на новую систему ценностей, способную консолидировать общество и укрепить безопасность страны.

Сегодня как никогда раньше особенно очевидны исторические параллели, когда уроки прошлого в полный рост встали перед всем мировым сообществом. В ХХ веке нежелание своевременно объединить усилия в борьбе с нацизмом было оплачено десятками миллионов жизней, самой кровавой мировой войной. Сегодня мы вновь лицом к лицу столкнулись с разрушительной, варварской идеологией и не имеем права допустить, чтобы «новоявленные мракобесы» добились своих целей (см. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (3 декабря 2015 г.)). В.В. Путин особенно подчеркнул, что «нужно отбросить все споры и расхождения, создать один мощный кулак, единый антитеррористический фронт, который будет действовать на основе международного права и под эгидой Организации Объединённых Наций».

Очевидно, что особая роль в противодействии ксенофобии, шовинизму, любому проявлению экстремизма отводится России и русскому народу. Ведь сущность мессианского национального сознания русского народа была сформулирована Ф.М. Достоевским в «Дневнике писателя»: «Всякий великий народ должен верить, если только хочет быть долго жив, что в нем-то, и только в нем одном, заключается спасение мира, что он живет на то, чтобы стоять во главе народов, приобщить их всех к себе воедино и вести их в согласном хоре к окончательной цели, всем им предназначенной» [1, с.117]. В понимании Ф.М. Достоевского именно в таком мессианском сознании изначально отсутствует национальная исключительность, поскольку призвание мессианского народа заключается в служении делу спасения всех народов, всего мира. Такая задача всеобщего спасения была поставлена величайшим писателем и философом перед русским народом, «народом-богоносцем».

На наш взгляд, высший смысл общероссийского патриотизма созвучен с пониманием русского патриотизма Н.Н. Бердяева и соотносим с мессианским предназначением России и русского народа: «патриотизм великого народа должен быть верой в великую миссию этого народа, иначе это будет национализм провинциальный, замкнутый и лишенный мировых перспектив» [2, с.580].

Функция государства заключается в том, чтобы выявить эти основные ценности, аккумулировать в общенациональные интересы

и реализовывать их в своей практической политике. Основополагающая идея может быть только национальной, так как влияние идей осуществляется на массы не непосредственно, а через духовный уклад народа, который включает в себя сеть общих традиций, идей, чувств, верований, способов мышления.

Таким образом, можно утверждать, что именно общенациональная идеология как система основополагающих ценностей, идей, целей и интересов, для всех народов, населяющих Россию, позволит обеспечить единство ценностных ориентаций как отдельного индивида, так и государства, интегрировать множество существующих социальных, конфессиональных,

территориальных, этнических и иных групп в нечто целое и укреплять безопасность государства.

Как подчеркнул в Послании Федеральному Собранию (2015 г.) В.В. Путин, сила России заключается в свободном развитии всех народов, в многообразии, гармонии культур, языков, традиций, во взаимном уважении, диалоге и православных, и мусульман, последователей иудаизма и буддизма.

В настоящее время мы являемся свидетелями становления общей формулы национального согласия, формирования общероссиийского патриотизма, пытаемся найти ответы на целый ряд вопросов: «Что есть патриотизм?», «Что он с собой принесет?», «В чем его положительные и отрицательные

характеристики?», «Существуют ли на сегодняшний день какие-либо более или менее объективные способы выявления признаков и оснований для формирования общероссийского патриотизма?» и др.

В этой связи представляется неоспоримым факт тождественности любви к родине и чувства патриотизма, на что обращал внимание И.А. Ильин. «Поэтому, - как утверждал философ, -жизненно-бытовая польза патриотизма заключается в том, что, поскольку любовь к Родине должна быть духовно оправдана и обоснована человеком, патриотизм» оказывается «неизбежным, целесообразным и жизненно-полезным...» [3, с.162]. Рассуждая о взаимообусловленности идеи родины и чувства патриотизма, И.А. Ильин показал не только их неизбежность и естественность в историческом развитии народов, не просто их государственное значение и их культурную продуктивность, но их религиозную священность. По И.А. Ильину, каждому народу свойственно принять свою природную и историческую «данность» и духовно проработать и одолеть ее, одухотворить

ее по-своему, пребывая в своем своеобразном национально-творческом акте. Это его неотъемлемое, естественное, священное право; и, в то же время, это его историческая, общечеловеческая и, что самое главное, религиозная обязанность» [3, с.183-189]. Такое слияние патриота с его родиной ведет к плодотворному отождествлению взаимных духовных энергий. В этом отождествлении духовная жизнь народа укрепляется всеми личными силами патриота, а патриот, в свою очередь, получает неиссякаемый источник творческой энергии во всенародном творческом подъеме. Именно это взаимное духовное питание и обогащение, многократно возвращаясь и удесятеряя силы, дает человеку непоколебимую веру в его родину [3, с .192].

Чтобы ответить на вопрос, в каком соотношении находятся понятия «русский, советский и общероссийский патриотизм», необходимо обратиться к анализу содержания и разнице между русским и советским патриотизмом, выявленной послом А.Е. Богомоловым: «Последний шире первого, и его сущность заключается не только в любви к России, но и в принятии всех тех изменений, которые в ней произошли» [2, с.583]. Эти коренные изменения произошли в психологии и поведении большинства представителей прогрессивной русской эмиграции в годы Великой Отечественной войны.

Основным объектом патриотического воспитания является молодежь, поскольку именно с молодежью мы связываем настоящее и будущее нашей страны, ее будущие успехи в управлении государством, продвижении по пути демократии и строительства гражданского общества. Молодежь - это гарант экономической, политической и социальной стабильности России.

Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать

формирование гражданской ответственности и развитие социально значимых ценностей и высокого патриотического сознания в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Опыт решения проблем патриотического воспитания в Московском государственном гуманитарно-экономическом университете, уникальном высшем образовательном учреждении России, осуществляющем обучение студентов с нарушением опорно-двигательной системы по принципам инклюзивного образования, можно считать успешным по целому ряду факторов. Следует отметить, что в университете, в котором обучаются

представители самых разных национальностей России, а также студенты из стран ближнего зарубежья: Молдавии, Украины, Азербайджана, Белоруссии, Таджикистана, Кыргызстана, Туркмении и др., сложилась модель общения, основанная на гуманизме, толерантности, полном взаимопонимании и участии, проявляемом друг к другу; между студентами-инвалидами и не инвалидами; бережном и уважительном отношении к национальным культурам, ценностям и достижениям других народов.

Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию студентов является системная, скоординированная, целенаправленная работа всех участников воспитательно-образовательного процесса в условиях специально организованной среды с учетом психологических и индивидуальных особенностей студентов.

В стенах МГГЭУ свято хранят память о ветеранах университета и участниках Великой Отечественной войны: регулярно организуются встречи и беседы с ветеранами, приуроченные ко Дню Защитника Отечества, Дню битвы под Москвой, битвы за Сталинград, Дню Победы; студенты участвуют в сохранении и приведении в надлежащее состояние мемориальных комплексов, посвященных событиям и участникам Великой Отечественной войны, изучают ритуалы несения Вахты Памяти и истории подвигов своих земляков - Героев Советского Союза, Героев Великой Отечественной войны, Героев России.

В рамках подготовки к празднованию 70-летия Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне профессорско-преподавательский состав МГГЭУ участвовал в ряде совместных проектов, направленных на развитие приоритетных направлений в области воспитательно-патриотической работы в высших учебных заведениях и формирование российской идеологии воспитания и возрождения патриотизма. Так, в сентябре 2014 г. был проведен круглый стол «Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития» [7]; подготовлена коллективная монография «Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности» [6].

Участниками круглого стола на тему: «Великая Победа 1945 г. Эхо войны», стали студенты и профессорско-преподавательский состав факультета иностранных языков МГГЭУ, в ходе которого были заслушаны доклады преподавателей и представлены презентации студентов, посвященные сравнительному

анализу концепта «ВОИНА» в разных лингвокультурах. Особый интерес вызвал доклад, посвященный патриотизму как феномену единения духовной жизни русского народа в самые трагические годы истории России, а также взгляду на суть «истинного», «духовного», «русского» патриотизма и концепта «патриот» выдающихся русских философов, литераторов, ученых, вынужденно покинувших Советскую Россию и находившихся в эмиграции в годы Великой Отечественной войны (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков и др.) [2].

Сегодня, когда на самом высшем государственном уровне обсуждается необходимость усиления внимания к поиску духовного единства нации и проблемам патриотического воспитания, мы вновь обращаем свой взор к величайшим русским мыслителям. На наш взгляд, в настоящее время особенно актуально звучат слова И.А. Ильина о том, что в основе патриотического единения людей должна лежать их сопринадлежность -сходное переживание единого и общего предмета, поскольку духовное подобие родит духовное единство [3, с.268].

Таким образом, патриотическое единение людей можно рассматривать как процесс духовного «симбиоза», являющийся источником и новых творческих усилий, и новых достижений, и нового уподобления.

Резюмируя вышеизложенное, считаем, что определяющими параметрами патриотического единения людей можно считать: формирование высоконравственного, профессионально

подготовленного гражданина с чувством гражданской ответственности и

патриотическими личностными качествами; процесс духовного «симбиоза», являющийся источником и новых творческих усилий, и новых достижений, и нового уподобления; сопринадлежность, сопереживание.

Именно такое взаимное духовное питание и обогащение, многократно удесятеряя силы, даст человеку непоколебимую веру в его родину, с одной стороны, и позволит сформировать высоконравственного, профессионально

подготовленного гражданина с чувством гражданской ответственности и

патриотическими личностными качествами, с другой, что в полной мере отвечает реалиям сегодняшнего дня и перспективам развития Российского государства.

Литература:

1. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: в 2-х т.; серия «Русские философы XX века / Н.А. Бердяев. - М.: Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.

2. Богатырева С.Н. Патриотизм российского зарубежья и эмиграции: коллективная монография / С.Н. Богатырева и др.; под общ. ред. И.В. Бочарникова / Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно -исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей. -М.: Московский дом национальностей, 2015. - 368 с. - С. 257-271.

3. Ильин И.А. Пути России / И.А. Ильин; сост. А.Д. Путинцев. - М.: Вагриус, 2007. - 512 с.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. - Российская газета. -Федеральный выпуск № 4912, 19 мая 2009 г.

5. Ореховская Н.А. Ментальные парадоксы в массовом сознании россиян / Н.А. Ореховская // Социально-гуманитарные знания. - 2015. - № 5. - С. 187-194.

6. Патриотизм как фактор эффективного развития российской государственности: коллективная монография; под общ. ред. И.В. Бочарникова / Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Ассамблея народов России, Научно-исследовательский центр проблем национальной безопасности, Московский дом национальностей. - М.: Московский дом национальностей, 2015. - 368 с.

7. Российский патриотизм: основы и приоритетные направления развития: сборник материалов / Ассамблея народов России и др.; под ред. Н.П. Комарова. - М.: Московский дом национальностей, 2014. - 109 с.

Сведения об авторе:

Богатырева Светлана Николаевна (г. Москва, Россия), кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков, Московский государственный гуманитарно-экономический университет, e-mail: [email protected]

Data about the author:

S. Bogatyreva (Moscow, Russia) candidate of philological sciences, docent, dean of the Foreign Languages Department, Moscow State University of Humanities and Economics, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.