Научная статья на тему 'Патриотизм: предельные основания и оценка. Теологический (христианский) аспект'

Патриотизм: предельные основания и оценка. Теологический (христианский) аспект Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
192
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ВЕРА / ЛЮБОВЬ / САМООТВЕРЖЕННОСТЬ / БОГ / ДУХОВНОСТЬ / PATRIOTISM / FAITH / LOVE / SELF-DENYING / GOD / SPIRITUALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Щеглов Александр Фёдорович, Либеров Юрий Александрович

В статье рассматриваются, с точки зрения христианства, сущностные основания патриотизма: любовь, верность и преданность, самоотверженность. Анализируется соотношение верыипатриотизма. Наоснове СвященногоПисанияаргументируетсяотношение христианства к патриотизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Щеглов Александр Фёдорович, Либеров Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Patriotism: basis and estimation. Theological (Christian) aspect

In the article patriotism fundamental basis from the point of view of Christianity: love, faith, selflessness are considered. Rapport of faith and patriotism is analyzed. The relation of Christians to patriotism is explicated on the basis of the Holy Writ.

Текст научной работы на тему «Патриотизм: предельные основания и оценка. Теологический (христианский) аспект»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

УДК 172. 15 : 274

Ю. А. ЛИБЕРОВ А. Ф. ЩЕГЛОВ

Омская церковь Евангельских христиан «Свет Христа» Омский государственный технический университет

ПАТРИОТИЗМ: ПРЕДЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ И ОЦЕНКА.

ТЕОЛОГИЧЕСКИЙ

(ХРИСТИАНСКИЙ) АСПЕКТ__________________________

В статье рассматриваются, с точки зрения христианства, сущностные основания патриотизма: любовь, верность и преданность, самоотверженность. Анализируется соотношение веры и патриотизма. На основе Священного Писания аргументируется отношение христианства к патриотизму.

Ключевые слова: патриотизм, вера, любовь, самоотверженность, Бог, духовность.

Тема патриотизма одна из самых востребованных как в отечественной, так и в мировой научной и общественной мысли. Однако спектр отношений к ней весьма широк и неоднозначен, а природа во многом загадочна. Так, генерал И. Гамильтон в работе «Душа и тело армии» писал: «Патриотизм подобен растению, чьи корни уходят глубоко в народное подсознание; растению, лучшими питательными веществами для которого являются кровь и слезы; растению, которое умирает в мирное время и пышно расцветает на войне. Патриотизм не расчетлив, он не ищет выгоды, не делает остановку для размышлений. В момент общей опасности патриотизм оживает и овладевает нашей душой» [1, с. 437]. В свою очередь Дж. Вашингтон считал, что «...патриотизм должен сочетаться с личной заинтересованностью или с ожиданием некой награды. В течение некоторого времени он может сам по себе побуждать людей к действиям и поддерживать их во время невзгод, но он не просуществует долго без личной заинтересованности» [1, с. 437]. Л.Н. Толстой признавал патриотизм чувством неестественным, неразумным и даже вредным [2], а Дж. Катеб вообще воспринимает патриотический призыв любить родину как неудачную метафору [3]. Многие отечественные авторы также весьма критично настроены к патриотизму [4].

При всей вариабельности в дискурсе о патриотизме можно утверждать, что он зиждется на своих предельных основаниях: любви, преданности, готовности к самопожертвованию. В связи с этим определённый интерес вызывает взгляд на патриотизм и его оценка со стороны мировоззрения, одна из главных задач которого и состоит в поиске и утверждении предельных оснований бытия — религии.

Существо веры выражается в духовно-нравственном самосознании людей. Патриотизм, являясь его органической частью, в то же время может определяться как одно из необходимых условий существования народа—самостоятельного, соборного духовного организма.

Библейский смысл и содержание патриотизма раскрывается в Священном Писании. Первое и, пожалуй, самое важное его основание — любовь ...

Именно Бог в христианстве и есть любовь. Так, в первом послании от Иоанна 4: 8, говорится: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» [5, с. 182]. Весь мир и людей в нём Бог также творил с любовью: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через него» [5, с. 182].

Любовь в христианстве — понятие особенное. Она не сводится к обывательскому представлению о любви как о связи двух субъектов, а охватывает весь окружающий мир, помогает осознать себя частью целого, в отрыве от которого невозможно спасение души. Христианская любовь деятельна. Она призывает истинно верующего принимать деятельное участие в жизни, помогать людям, ибо таков путь к Божественной благодати и без этого невозможно постичь Святого Духа (Бога): «Так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» [5, с. 24].

Любовь Бога проявляется и в том, что все окружающее, весь мир — Его творение, которое Творец не может не любить. «Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли — все Им и для Него создано» [5, с. 244]. А любовь к окружающему миру выводится через любовь Бога к человеку, для которого мир и создан: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» [5, с. 2].

Наряду с утверждением и превознесением любви христианство также отрицает эгоизм, никак не сопряжённый с любовью, учит человека ставить интересы ближних выше собственного эго. Самопожертвование — один из постулатов христианства. И не мудрено: символом и примером этого деяния выступает сам Иисус. Безграничная любовь к людям побудила его принять бренную оболочку простого человека, чтобы в полной мере прочувствовать все тяготы земного бытия, а затем и бескорыстно пожертвовать собой ради людей, приняв мучительную

смерть. «Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» [5, с. 240]. Не поступившись своими принципами перед лицом смерти, он умирает ради са-мых простых людей.

Жертвенность, по христианским понятиям, — высшее выражение любви. «Я охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что чрезвычайно любя вас, я менее любим вами» [5, с. 228]. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» [5, с. 121].

К слову сказать, идея небесной отчизны в христианстве и представление о христианах как «народе Божием» вступали в противоречие особенно с некоторыми разновидностями патриотизма. Само христианское учение во многом способствовало сближению народов и, тем самым, ослаблению позиций полисного патриотизма, превозносившего город-государство. Так, в Деяниях мы находим весьма негативную реакцию ефесян на проповедь апостола Павла: «А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и Вселенная» [5, с. 156].

Позиция раннего христианства более сопоставима с космополитизмом. Апостол Павел призывал колос-сян стать новыми людьми, «Где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос» [5, с. 245]. А поступок Раав — блудницы, отважившейся на сокрытие двух юношей-израильтян от солдат, передавшей им, к тому же, важную информацию («И сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам; ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость») [5, с. 231], с позиции патриотизма может расцениваться как предательство царя Иерихонского. Спасение соглядатаев сделало ее героем веры, поставив под сомнение патриотизм женщины. Так что же: патриотизм и вера несовместимы?

Отнюдь. Что касается Раав, то в книге Иисуса Навина мы находим: у Раав было духовное понимание, что город Иерихон, в котором она живет, есть город зла, и он обречён, от него ничего не останется. Женщине, в свою очередь, ничего не оставалось, как перейти на другую духовную сторону, чтоб сохранить себе жизнь. «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев?» [5, с. 840]. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли» [5, с. 680].

В вопросе отношения к патриотизму и земной власти христианство исходит из следующего: духовно мы принадлежим к небесному царству, но физически живем в этом мире. Можно с уверенностью утверждать, что у нас двойное гражданство: мы граждане неба и граждане той страны, в которой мы живем. «Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла» [5, с. 124]. Отсюда и отношение к власти: «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены», «Ибо [начальник] есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» [5, с. 200].

Почему же власти при этом порой излишне не обременяют себя служебным рвением перед народом? Проблемой здесь выступает сам человек, свернувший на путь самопознания, уклонившись от Бога. Бог может сегодня открывать человеку глубины веч-

ного бытия, но не каждый человек к этому стремится. Вот слова Бога к народу, который отклонился от него: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. 3. Вол знает владетеля своего, и осел - ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет. 4. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» [5, с. 680]. «Князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» [5, с. 680]. В следующих строках мы видим, что Бог может совершать свой суд над народом, допуская к управлению городом-государством людей, не смыслящих в управлении: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними. И в народе один будет угнетаем другим, и каждый ближним своим; юноша будет нагло превозноситься над старцем, и простолюдин над вельможею» [5, с. 682].

Без духовной составляющей слово патриотизм теряет свой духовный аспект и ограничивается материальным миропониманием. Духовный мир зла, используя материальные убеждения, всегда старался и старается использовать патриотизм в своих целях, чтобы губить и убивать род человеческий. Когда иудеи распинали Христа, они видели в Нем угрозу своей нации и религиозной традиции. В этой ситуации ясно видно, как патриотизм был использован силами зла на разрушение.

На основании этого развивается национальная и религиозная неприязнь и ненависть, развязываются вооруженные конфликты. В соответствии с духовным законом человек, полный ненависти и насилия, уничтожается физически и духовно. И поэтому он не может унаследовать жизнь вечную: «Потому что очи Г оспода [обращены] к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло (чтобы истребить их с земли)» [5, с. 175].

Патриотизм, исходящий от Бога, направлен на созидание города, страны и всего земного бытия, в котором живет человек. Он может быть созидающим и разрушающим: всё зависит от того, какие духовные силы стоят за этим нравственным чувством. Именно поэтому апостол Павел и призывает верующий народ молиться за правительство и власти, чтоб они принимали духовно правильные решения. «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу» [5, с. 253].

Оценка патриотизма в мировой и отечественной мысли весьма спорна и противоречива: от полного одобрения до категорической неприязни. Тем не менее будь патриотизм анализируемым или в качестве глубокого нравственного чувства, или государственной идеологии, бесспорно одно: в его основе лежат любовь, верность, преданность и жертвенность, самоотверженность и ответственность. Эти понятия были, есть и будут востребованы любым обществом, в любой исторический период. Они выступают моральными основаниями социального бытия и поэтому всегда находятся в центре любой конфессии. Христианское мировоззрение тому наглядное подтверждение. Именно в вере и Слове Божием патриотизм приобретает взвешенное и истинное содержание, лишенное идеологического окраса и категоричности в оценках.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (95) 2011

1. Энциклопедия военной мысли. — М. : ЭКСМО, 2002. — 736 с.

2. Толстой, Л. Н. Патриотизм или мир [Электронный ресурс] / Л. Н. Толстой. — Режим доступа : http://www.krotov.info/librarv/ 19_t/tol/stoyl_06.htm.

3. Катеб, Дж. О патриотизме [Электронный ресурс] / Дж. Ка-теб. — Режим доступа : ht.t.p://www.inlibert.y.ni/library/study/91/.

4. Львов, В. С. О неестественности природы патриотизма [Электронный ресурс] / В. С Львов. — Режим доступа : http:// zhurnal.lib.ru/l/lxwow_w_s/oneestestwennostifenomenapatriotiz ma.shtml.

5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов канонические с параллельными местами и приложением. — М. : Российское Библейское Общество, 2004. — 925 с.

ЛИБЕРОВ Юрий Александрович, пастор Омской церкви Евангельских христиан «Свет Христа». ЩЕГЛОВ Александр Фёдорович, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры социологии, социальной работы и политологии Омского государственного технического университета.

Адрес для переписки: e-mail: a_scheglov31 @mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.05.2010 г.

© ЮА. Либеров, А.Ф. Щеглов

УДК 329 1/8 (47): 129 ЧУАНЬЛИНЬ НА

Омский государственный педагогический университет

ЦЕННОСТНОЕ РАЗМЕЖЕВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ценностные ориентации политических партий — фундаментальные представления о принципах организации и построении социальной и политической реальности, которыми руководствуются партии в своей деятельности и на которые они опираются при принятии политических решений. В статье проведен сравнительный анализ политических ценностей предвыборных программ двух партий, которые участвовали в выборах депутатов Государственной думы РФ в 1999, 2003 и 2007 годах: «Единая Россия» и КПРФ. В их предвыборных программах имелось значительное сходство политических ценностей, которые доминировали в политическом пространстве постсоветской России, именуемом центризмом.

Ключевые слова: ценностные ориентации политических партий, метод контент-анализа, центризм политических партий.

Ключевым фактором, своеобразным «ядром» предопределяющим изменения, происходящие в политической системе современного российского общества, является система ценностно-нормативных ориентаций политических партий как на поведенческом, так и на институциональном уровнях. Система ценностно-нормативных ориентаций задает пределы, границы трансформации такой институциональной подсистемы, как политические партии, и поэтому во многом определяет сущность и направления их трансформации. Вместе с тем результативность трансформационного процесса также зависит от характера и интенсивности изменений ценностной системы общества, которая способна выполнять роль катализатора, ускоряющего политические процессы, так и барьера, существенно замедляющего их. Игнорирование основных особенностей ценностной системы, в частности, не только влечет за собой возникновение разного рода институциональных искажений, но и в целом влияет на дисфункци-ональность результатов трансформации. Исходя из

этого, развитие политической системы общества предопределяется ее способностью соединять как институциональные, так и социокультурные аспекты своего функционирования.

Таким образом, между трансформацией политической системы и изменением ценностной системы общества существуют отношения коэволюции, в результате чего одно развивается, как правило, по мере развития другого. В настоящее время в процессе политической трансформации сложилось несоответствие существующих институциональных характеристик политической системы и ценностной системы общества, препятствующее демократизации современной России. Разрыв стал результатом воспроизводства политической системой мобилизационной модели развития, поэтому институциональные преобразования значительно опередили становление политического субъекта.

Ценностная легитимация демократических институтов, консолидация политических элит, а в целом и общества, во многом будут зависеть от ряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.