Научная статья на тему 'Патриотизм - понятие конкретное'

Патриотизм - понятие конкретное Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасман Татьяна Борисовна, Петрова Оксана Геннадьевна

Авторы знакомят со стратегиями патриотического воспитания в регионах, школьными военно-патриотическими объединениями, возможностями сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотизм - понятие конкретное»

ПАТРИОТИЗМ -

понятие конкретное

Татьяна Борисовна Пасман,

координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского института повышения квалификации работников образования

Оксана Геннадьевна Петрова,

методист Псковского ИПКРО

Стратегия патриотического воспитания в регионах строится на межведомственном взаимодействии администраций регионов, комитетов по делам молодёжи, комитетов по культуре, центров патриотического воспитания, школ, сотрудничестве широких слоёв общественности, реализации целевых комплексных программ. В процессе работы по программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» содержание патриотического воспитания, безусловно, обогатилось, что привело к выделению самостоятельных подпрограмм: духовно-патриотическое и военно-патриотическое воспитание.

Школьники и ветераны

Существенную помощь в патриотическом воспитании молодёжи оказывают советы ветеранов регионов: они участвуют в школьных, окружных и городских мероприятиях — уроках мужества, экскурсиях в музеи боевой славы, в конкурсах, вечерах-встречах, помогают школам обновлять экспозиции музеев боевой славы, проводить на их базе тематические выставки и экскурсии, подсказывают ребятам из поисковых отрядов места захоронений погибших в боях за Родину в годы войны. Школьники привлекают ветеранов к работе над проектами «ХХ век — веку XXI» и «Живые голоса истории». Создан аудиоархив о событиях Великой Отечественной войны, довоенного и послевоенного времени. Ребята записывают на диктофоны истории участников довоенных событий, рассказы людей, детьми оставшихся в оккупированных го-

родах и сёлах, тех, кто их восстановли-вал после войны. В Псковской лингвистической гимназии подобный проект — «Дом моей бабушки» — осуществили на базе школы: дети записывали рассказы дедушек, бабушек, сканировали фотографии, подготовили компьютерную презентацию.

Участники проекта в ряде регионов выпустили сборники воспоминаний. В Псковской области работу над проектом начали по инициативе историко-кра-еведческой библиотеки им. И.И. Василева. В книгу вошли 18 воспоминаний псковских ветеранов, участников Великой Отечественной.

Но ребята не только берут интервью: они оказывают ветеранам социальную, правовую помощь, передают лекарства, предметы бытового назначения, собранные во время проекта в центре и регионах. Действия учащихся не бы-

ли стихийными: инициаторы проекта и его организаторы на местах провели обучающие семинары, обеспечили их профессионально составленными опросниками, методическими материалами. В рамках проекта прошёл конкурс «История моей семьи» (состоял из конкурса сочинений школьников и конкурса детских рисунков о Великой Отечественной на основе историй, рассказанных членами их семей); конкурс СМИ на лучшую серию публикаций о проекте и по его материалам; конкурс на лучший дневник добровольца проекта; конкурс на лучшую аудиозапись.

В школах на уроках использовали аудиозаписи, сделанные во время проекта; школьники поздравили ветеранов с Днём Победы. Такой проект требует объединения усилий всех участников образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей, но дело того стоит — именно такая работа создаёт оптимальные условия для духовно-нравственного и патриотического воспитания молодёжи, укрепляет духовную связь между людьми разных поколений.

Школьники и военнослужащие

Укрепляются связи школ с воинскими частями и военно-учебными заведениями: проводятся дни открытых дверей, совместные тематические вечера, военно-спортивные мероприятия. Военнослужащие ведут занятия в школах, военно-патриотических клубах, помогают в организации военно-технических кружков и военно-спортивных секций. На базе воинских частей городские и муниципальные органы образования в летние месяцы организуют пятидневные сборы десятиклассников. Только на территории Ленинградского военного округа работают более 600 военно-патриотических объединений (17 тысяч человек). Оборонно-спортивные и военно-патриотические лагеря действуют на базе воинских частей, муниципальных молодёжных учреждений, пансионатов.

Спасатели и дружинники

Министерство чрезвычайных ситуаций России координирует деятельность Всероссийского студенческого корпуса спасателей, который обучает молодёжь спасательному делу, ведёт допризывную подготовку учащихся, работает с членами организаций «Юный спасатель» и «Школа безопасности». Студенческий корпус спасателей — это 200 отрядов, созданных в 82 субъектах РФ (более 7300 человек). Возрождаются оперативные молодёжные отряды дружинников: они закреплены за наиболее криминогенными участками, обеспечивают порядок в студенческих городках.

Акции

В рамках Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006—2010 годы» Правительством России утверждён план основных мероприятий, в котором значимое место занимает противодействие молодёжному экстремизму, воспитание терпимости в молодёжной среде и патриотическое воспитание. Наиболее популярны в молодёжной среде всероссийские акции «Вахта Памяти», «Во славу Великой Победы», «Мы — граждане России» (вручение паспортов молодым гражданам России), празднование Дня России (12 июня), финал Всероссийской военно-спортивной игры «Победа».

Конференции

Программа Года молодёжи дополнила план новыми мероприятиями: это проект «Молодёжь Кавказа» (конференция «Кавказ — наш общий дом», межнациональный молодёжный лагерь «Мы — едины!», фестиваль «Студенческая весна на Кавказе», фестиваль молодёжи Кавказа «Дружба народов — единство России»); молодёжный форум национальных культур «Мы — россияне», посвящённый празднованию Дня народного единства (4 ноября).

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Участниками Международной конференции «Кавказ — наш общий дом» стали представители органов по делам молодёжи субъектов РФ, молодёжных общественных организаций, молодые учёные из 40 регионов России, преподаватели из Польши, Украины, Сербии. Творческие коллективы и исполнители Ростовской области и Кавказа участвовали в фестивале национальных культур Кавказа. В рамках межрегионального сотрудничества проводятся научные и научно-практические студенческие и молодёжные (с участием школьников) конференции в очной и дистанционной формах.

Фестивали

Есть, конечно, особенности в работе по программам патриотического воспитания в образовательных учреждениях различной ведомственной принадлежности. В учебных заведениях культуры особое внимание уделяют формированию национального самосознания, в том числе средствами традиционной народной культуры: проводятся международные, межрегиональные и региональные фестивали, в которых принимают участие фольклорные и этнографические коллективы из регионов России и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Школьные музеи

В школах центрами патриотического воспитания становятся музеи: руководители музеев получают методическую помощь в оформлении документов, ведении инвентарных книг, карт, разработке концепций развития музеев, тематической структуры экспозиций.

Созданы целые музейные комплексы, которые включили в свою работу военно-патриотическое и краеведческое направления. Воспитание, в том числе и нравственное, здесь целиком и полностью ведётся в музейных комплексах: проводятся «круглые столы» и конференции, уроки мужества, творческие вечера, выставки работ учащихся, конкурсы, защищаются исследовательские и проектные работы. В школьных музеях пополняются и обновляются экспонаты и экспозиции, посвящённые ветеранам труда — выпускникам этих школ. На базе музеев работают поисковые группы:

они собирают информацию по профилю музея.

В школьных музеях создаются компьютерные экспозиции, музейные странички на сайтах школ, электронные учебники по истории края.

Экспедиции

В поисковой работе участвуют отряды более 50 субъектов Федерации. Крупнейшие межрегиональные и международные экспедиции проводятся в Новгородской, Ленинградской, Волгоградской, Архангельской, Смоленской областях, в республиках Татарстан, Мордовия, Удмуртской Республике, в Ямало-Ненецком автономном округе. Молодёжные общественные поисковые организации совершают торжественные захоронения, с отданием воинских и церковных почестей, останков советских бойцов Великой Отечественной. Специализированные молодёжные отряды занимаются благоустройством воинских захоронений в местах боёв, участвуют во Всероссийских молодёжно-патриотических акциях «Вахта Памяти», «Я — гражданин России».

Конкурс

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), Министерство обороны РФ и Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве РФ (Росвоен-центр) проводят Всероссийский конкурс на лучшее освещение в средствах массовой информации темы патриотического воспитания «Патриот России»: по результатам опросов среди журналистов и экспертов в области массме-диа, — самый популярный и престижный из всех российских журналистских конкурсов на темы патриотического воспитания.

Ребята участвуют в заседаниях дискуссионных клубов, «круглых столов» в Государственной Думе РФ по темам «Высокие технологии. Выборные технологии», а студенты стали членами Студенческого парламентского клуба.

Сетевое взаимодействие

На интернет-ресурсах старшеклассники разрабатывают и осуществляют реальные и виртуальные индивидуальные, коллективные, региональные, межрегиональные и международные проекты патриотической направленности. Большая часть из них помогает лучше узнать родной край, Россию и её ближайших соседей, выявить сферу приложения своих интеллектуальных и физических усилий для её развития. Наиболее известен и популярен в молодёжной среде сайт Летописи.ру и ряд общенациональных образовательных проектов c международным участием, таких как «Время вернуться домой», «Летописи путешествий», в которых активно участвуют школьники и студенты.

Цель проекта «Время вернуться домой» — создание учебной цифровой карты России и других стран, на которой отмечены и описаны мегаполисы, города, села и деревни так, как они видятся школьникам, студентам и педагогам. В наполнении проекта может принять участие любой ученик, студент или учитель независимо от возраста, пола и места проживания. Сегодня этот ресурс имеет более 37 тыс. интереснейших работ, посвя-щённых истории, культуре и сегодняшнему дню России.

Такие формы патриотического воспитания, в отличие от традиционных, вызывают большую заинтересованность, активность старшеклассников, которым интересно самостоятельно осуществлять свои идеи.

Ценностные ориентации

Анализ ценностных ориентаций молодёжи, проведённый научными центрами и общественными организациями, центрами патриотической направленности, свидетельствует о возросшем интересе молодёжи к участию в общественно-политической жизни. На форумах, в блогах представлены точки зрения молодёжи: у них чётко выражена установка на участие в политической жизни страны (выборах, акциях, митингах, волонтерской деятельности). Можно говорить о том, что в среде молодёжи доминируют патриотические и демократические ценности, идеи объединения в единую общественную организацию.

Наиболее обсуждаемая молодёжью общественно-политическая проблема — ценностно-нормативный вакуум, отсутствие объединяющей национальной идеи.

Молодёжь готова защищать гласность, свободу слова и творческого самовыражения, осуждает экстремистские и националистические идеи и действия организаций, которые «хотят всех построить». Многие хотели бы осуществлять социально значимые проекты, заниматься благотворительностью, помогать инвалидам, детским приютам, но для этого необходимы стимулирование и поддержка государства и институтов гражданского общества. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.