Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ. СРАВНЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ. СРАВНЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
541
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МОЛОДЕЖЬ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОПАГАНДА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНОГО ДУХА / ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ / ОБЪЕДИНЕНИЕ / PATRIOT / PATRIOTIC EDUCATION / YOUTH / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / PROPAGANDA / STATE VALUES / THE FORMATION OF MORALE / LOVE OF THE MOTHERLAND / UNIFICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Котова Ольга Валерьевна, Видяйкина Полина Михайловна, Сидоров Андрей Николаевич

Патриотическое воспитание сегодня - задача актуальная как для общества в целом, так и для учебных заведений в частности. Происходящие в этой сфере изменения свидетельствуют как об определенных успехах в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствии новых идей и концепций в подходах к решению этой актуальной проблемы. В статье рассматривается патриотическое воспитание в странах Запада и проводятся сравнения между реализациями патриотического воспитания в России и на Западе. Благодаря проведенному анализу можно легко прийти к выводу, что, объединив усилия России и стран Запада в реализации патриотического воспитания можно прийти к большему успеху, чем они могли бы прийти по одиночке. Дополнив патриотические воспитания друг друга страны могли бы вырастить настоящих патриотов своих стран. Теоретическая значимость исследования: выявление схожести в патриотическом воспитании в разных странах, формулировка новых методов осуществления патриотического воспитания в России на основе изучения патриотического воспитания на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мальцева Светлана Михайловна, Котова Ольга Валерьевна, Видяйкина Полина Михайловна, Сидоров Андрей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION IN THE XXI CENTURY. COMPARISON OF RUSSIA AND THE WEST

Patriotic education today is an urgent task both for society as a whole and for educational institutions in particular. The changes that are taking place in this area indicate both certain successes in this area, and a certain pattern, the lack of new ideas and concepts in approaches to solving this urgent problem. The article deals with Patriotic education in Western countries and compares the implementation of Patriotic education in Russia and the West. Thanks to this analysis, we can easily conclude that by combining the efforts of Russia and Western countries in the implementation of Patriotic education, we can achieve greater success than they could have achieved alone. Adding to the Patriotic education of each other's countries could grow the true patriots of their countries. Theoretical significance of the study: identification of similarities in Patriotic education in different countries, formulation of new methods for implementing Patriotic education in Russia based on the study of Patriotic education in the West.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ. СРАВНЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА»

педагогические науки

Мальцева Светлана Михайловна, Котова Ольга Валерьевна, Видяйкина Полина Михайловна и другие

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ ...

УДК 37.035.6

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0041

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ.

СРАВНЕНИЕ РОССИИ И ЗАПАДА

© 2020 ^^

AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852

Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 753876 SPIN: 7488-0264

Котова Ольга Валерьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры культуры и психологии предпринимательства Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского (603950, Россия, Нижний Новгород, пр. Гагарина, 23, e-mail: [email protected]) Видяйкина Полина Михайловна, студент Сидоров Андрей Николаевич, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Патриотическое воспитание сегодня - задача актуальная как для общества в целом, так и для учебных заведений в частности. Происходящие в этой сфере изменения свидетельствуют как об определенных успехах в данной области, так и об известной шаблонности, отсутствии новых идей и концепций в подходах к решению этой актуальной проблемы. В статье рассматривается патриотическое воспитание в странах Запада и проводятся сравнения между реализациями патриотического воспитания в России и на Западе. Благодаря проведенному анализу можно легко прийти к выводу, что, объединив усилия России и стран Запада в реализации патриотического воспитания можно прийти к большему успеху, чем они могли бы прийти по одиночке. Дополнив патриотические воспитания друг друга страны могли бы вырастить настоящих патриотов своих стран. Теоретическая значимость исследования: выявление схожести в патриотическом воспитании в разных странах, формулировка новых методов осуществления патриотического воспитания в России на основе изучения патриотического воспитания на Западе.

Ключевые слова: патриот, патриотическое воспитание, молодежь, военно-патриотическое воспитание, пропаганда, государственные ценности, формирование морального духа, любовь к Родине, объединение.

PATRIOTIC EDUCATION IN THE XXI CENTURY.

COMPARISON OF RUSSIA AND THE WEST

© 2020

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Kotova Olga Valeryevna, candidate of philological Sciences, associate Professor of the Department of culture and psychology of entrepreneurship at the Institute of Economics and entrepreneurship NNSU named N. I. Lobachevsky (603950, Russia, Nizhny Novgorod, Gagarina Ave., 23, e-mail: [email protected]) Vidyaikina Polina Mikhailovna, student Sidorov Andrey Nikolaevich, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. Patriotic education today is an urgent task both for society as a whole and for educational institutions in particular. The changes that are taking place in this area indicate both certain successes in this area, and a certain pattern, the lack of new ideas and concepts in approaches to solving this urgent problem. The article deals with Patriotic education in Western countries and compares the implementation of Patriotic education in Russia and the West. Thanks to this analysis, we can easily conclude that by combining the efforts of Russia and Western countries in the implementation of Patriotic education, we can achieve greater success than they could have achieved alone. Adding to the Patriotic education of each other's countries could grow the true patriots of their countries. Theoretical significance of the study: identification of similarities in Patriotic education in different countries, formulation of new methods for implementing Patriotic education in Russia based on the study of Patriotic education in the West.

Keywords: patriot, patriotic education, youth, military-patriotic education, propaganda, state values, the formation of morale, love of the motherland, unification.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы. В настоящее время в мире все больше становится актуальным воспитание патриотов своей страны. В результате сложившиеся ситуации, которая есть сейчас в мире, многие граждане начали терять веру в нашу страну. В первую очередь эта проблема касается подрастающего поколения, а именно воспитания патриотизма, ведь именно в их руки мы будем «переда-

вать» страну. Со словом патриотизм безусловно должно стоять еще одно-патриотическое воспитание. Что же такое патриотическое воспитание? Патриотическое воспитание - это воспитание гражданина, горячо любящего свою Родину. Если патриотизм - это любовь к Родине, то патриотическое воспитание должно быть направленно на его формирование. Источником патриотизма в любой стране является привязанность к родным местам, тради-

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Kotova Olga Valeryevna, Vidyaikina Polina Mikhailovna and others pedagogical

PATRIOTIC EDUCATION IN THE XXI CENTURY ... sciences

циям своего народа, культуре, языку. Патриотическое воспитание имеет несколько направлений:

- Духовно-нравственное;

- Культурно-историческое;

- Гражданско-правовое;

- Военно-патриотическое;

- Спортивно-патриотическое.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи. Цель работы состоит в изучении методов осуществления современного патриотического воспитания, сравнении патриотического воспитания в России и странах Запада

Используемые в исследовании методы, методики и технологии: описание методов осуществления воспитания патриотов, сопоставление патриотического воспитания в России и на Западе, анализ при сравнении патриотического воспитания в России и на Западе/

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных результатов. Несмотря на то, что правительство России старается ввести все больше мер для эффективного воспитания патриота, ведущей страной в этом вопросе все же остается США.

Сегодня США стремится стать самой могущественной державой в мире. Правительство стремится сделать все, чтобы её граждане ни в чем не нуждались. Несмотря на все старания, в стране всё же остаются люди, которые терпят неудобства и живут в бедственных условиях. Но они остаются патриотами своей страны и верят, что в скором времени их жизнь поменяется. С чем же связано такое доверие народа? Прежде всего, с патриотическим воспитанием. Стоит отметить, что такого термина, как «патриотическое воспитание» в США нет, но есть другие - «политическое образование» и «формирование морального духа» [1]. Такой модели, как американский патриотизм, пожалуй, нет не в одной из стран мира. Здесь люди живут не прошлым своей страны, а будущем. При этом воспитание патриотизма является важнейшей задачей воспитательной работы, которая осуществляется не временными скачками, а целенаправленно на протяжении многих лет [2, 3].

Как же осуществляется патриотическое воспитание в США? Одним из самых важных направлений является военно-патриотическое. Стоит отметить, что более 80% граждан США считают, что именно во время службы у людей воспитывается патриотизм [1]. Также стоит отметить, что в отличие от России, где юношей приходится буквально «отлавливать», чтобы те прошли обязательную службу, в США действует только служба по контракту и причем весьма привлекательная, поэтому люди стараются принести пользу не только своему государству, но и себе [4, 5]. Основными путями военно-патриотического воспитания являются формирование предельно уважительного отношения к Вооруженным Силам страны, к воинскому труду и к военнослужащим. Для этого, например, ежегодно во всех вузах США проходит мероприятие чествования всех родов войск, куда приезжают высокопоставленные военные, выступает военный оркестр, демонстрируется торжественная церемония поднятия флага. В общем виде все эти мероприятия нацелены на:

1. Популяризацию героических поступков.

Пропаганда героических поступков - важнейшая часть воспитания патриотизма. В истории любой страны есть множество примеров героических поступков, которые с помощью истории и исторических учебников могут сформировать у молодежи патриотический дух и показать, как нужно правильно поступать в сложных ситуациях, так как история имеет свойство повторяться. Стоит отметить, что в США эта мера осуществляется прежде всего через киноиндустрию. Жестко действует цензура на исторические фильмы. Прежде чем он увидит свет, фильм отправляют на проверку в Пентагон. Н.Н. Балуков [6] пишет: «... американские фильмы о 164

вооружённых силах США проходят жёсткую цензуру Пентагона. В его структуре есть специальный отдел по делам кино и телевидения, который изучает сценарии будущих фильмов на предмет того, как они повлияют на имидж вооружённых сил США. И если отдел дал отрицательный отзыв, то фильм или вообще не увидит свет, или из него уберут эпизоды, которые не устраивают Пентагон».

2. Участие в укреплении патриотического духа американцев традиционных религиозных конфессий.

Подразумевается, что образовательные организации и религиозные группы должны сотрудничать, чтобы воспитать настоящего патриота своей страны

3. Вовлечение молодежи в военно-патриотические клубы и движения.

Патриотическое воспитание молодежи США осуществляется в ходе таких движений, как бойскауты и герлскауты. Эти группы приучают детей к дальнейшей военной службе, то есть служению на благо страны.

4. Использование в патриотических целях компьютерных и мобильных видеоигр.

Так как мы сейчас живем в век информационных технологий, сейчас все больше людей стало увлекаться компьютерными играми [7, 8]. Правительство США решило воспользоваться этим для воспитания патриотизма. Совместно с Пентагоном компании по созданию компьютерных игр решили выпускать игры на военную тематику, тем самым прославляя армию своей страны. Стоит отметить, что большинство таких игр бесплатные и имеются в общем доступе. Несмотря на то, что государство тем самым несет потери в бюджете, благодаря играм американская армия с каждым годом все больше и больше пополняет ряды своих Вооруженных Сил.

5. Привлечение ветеранских организаций для воспитания патриотов.

В последнее время государство активно поддерживает все ветеранские организации, которые есть в стране. С помощью пропаганды именно тех людей, которые побывали на местах важнейших сражений у молодежи

формируется любовь к Родине и гордость за свою страну.

Так же наряду с военным направлением в США присутствует и духовно-нравственное. Для подъема патриотизма крупнейшая в Америке компания-поставщик государственных флагов и флагштоков бесплатно высылает по почте флаги всем желающим. Не зря считается, что именно у американских жителей больше всего в доме символики своей страны. А 11 сентября и вовсе является государственным праздником- Днем патриота [9].

Таким образом, стоит заметить, что в Америке самое главное патриотическое направление -военно-патриотическое. Именно благодаря превосходству американской армии люди испытывают гордость за свою страну, тем самым проявляя в разной степени патриотизм [10, 11].

Что же касается патриотического воспитания в Европе? Там же из-за определенных исторических причин такая сильная пропаганда патриотизма, как в Америке или России отсутствует. В большинстве стран используется метод ненавязчивого патриотического воспитания. Во многих школах проводят различные исторические конкурсы, исходя из того, что история и патриотизм неразрывно связаны между собой. В некоторых странах существуют государственные программы защиты государственных ценностей, таких как язык и культура. Во Франции есть государственная программа по защите национального кинематографа [12].

Патриотическое воспитание в Германии, как и в США, в основном является военным. Осуществляются программы «Социальный добровольный год» и «Экологический добровольный год». Выпускники школ в ходе их проведения участвуют в различных социальных или, за что добровольцы получают заработную плату. После участия в такой программе молодежь также имеет некоторые льготы при поступлении в вузы, Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Мальцева Светлана Михайловна, Котова Ольга Валерьевна, Видяйкина Полина Михайловна и другие

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В XXI ВЕКЕ ...

успешно социализируются и, приобщаясь к социальным проблемам общества, вырабатывают у себя чувство гражданской ответственности и патриотизма. Другим часто используемым вариантом является альтернативная гражданская служба, на нее в Германии направляется даже больше юношей призывного возраста, чем на военную. Как правило, местом прохождения службы является социальная сфера, здравоохранение или экология [13, 14].

Таким образом, патриотическое воспитание в Западных странах имеет различную направленность. Какие-то страны уже ведут активную пропаганду патриотизма, а какие-то наоборот почти не обращают на это внимание.

Стоит отметить, что, несмотря на то, что в сейчас в России ведется сильная пропаганда патриотизма, современная молодежь не стремиться принимать в ней активное участие. Поэтому для осуществления политики, направленной на воспитание молодежи, Россия могла бы позаимствовать такой опыт у стран Запада. Ведь несмотря на все разногласия мы очень похожи и проводимые политики тоже. Тем более, благодаря обмену опытом Россия могла бы улучшить отношения со странами Запада [15, 16, 17].

Если сравнивать патриотическое воспитание в России и странах Запада, то можно отметить как сходства, так и различия. Начнем с различий:

1. На Западе, в отличии от России во многих странах патриотическое воспитание в основном базируется на военно-патриотической направленности. То есть, чтобы стать настоящим патриотом люди идут сами служить, чтобы улучшить величие своей страны. В России же военная служба обязательна и поэтому многие ее боятся и поэтому это направление воспитание в нашей стране не такое привлекательное.

2.Российское патриотическое воспитание в основном базируется на истории и культуре, когда, например, в США основной упор делается на Вооруженных Силах и культурное направление практически не развивается.

З.Основу патриотического воспитания в России дают все-таки учебные заведения, тогда как в странах Запада этим занимается семья или специальные организации.

Несмотря на наличие различий в осуществлении патриотического воспитания в России и странах Запада есть и сходства:

1.Наличие специальных движений и организаций, которые прививают любовь к Родине у молодежи. В России этим занимается сравнительно новая организация «ЮНАРМИЯ». Можно сказать, что она является доработанным прототипом бойскаутов и герлскаутов в Америки.

2. В России, так и в странах Запада делается упор на мировую историю. В течении года отмечаются праздники, посвященные важнейшим историческим событиям. Одним из самых важных является 9 мая. Стоит отметить, что именно история своей страны главным образом может повлиять на формирование патриотизма.

3.Пропаганда официальной символики стран. В России, так же, как и на Западе во время официальных мероприятий присутствуют цвета флага. Так же, во время официальных мероприятий можно услышать гимн Российской Федерации.

4.В России и во всех странах Запада осуществляется пропаганда со стороны ветеранов военных действий, что однозначно положительно действует на молодое поколение.

5.Наличие кадетских школ и военных училищ.

Исходя из всего выше сказанного можно сделать вывод, что несмотря на то, что у России сейчас не много друзей на Западе, это не означает, что политика, проводимая ею, сильно отличается от других стран. Западный опыт воспитания патриотов мог бы быть полезен как для практики, так и для теории Русского патриотизма, как и Русский для стран Запада [18, 19]._

Определенно, достоинствами патриотического воспитания в России и странах Запада являются:

- Проведение военно-патриотической политики, что в дальнейшем улучшит армии стран

- Пропаганда важнейших исторических событий

- Память о ветеранах

Развитие культуры

Несмотря на успешность проводимых патриотических политик в России и странах Запада можно увидеть и их недостатки:

- Малое количество привлеченной молодежи

- В России патриотическое воспитание только начинает формировать свое военно-патриотическое направление и для полной ее эффективности можно было бы сделать более привлекательной военную службу

- Странам Европы следовало бы больше развивать патриотическое воспитание, основываясь не только на военном направлении, но и на историческом, культурном и социальном

- США следовало бы развивать не только военно-патриотическое, историческое и социальное направления, но также и культурное, т.к. в Америке очень богатая и интересная культура, которая могла бы увеличить интерес молодежи и развить их патриотизм.

ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Таким образом, несмотря на противоречивость отношений России и Запада эти страны очень похожи друг на друга. Активное участие государств в патриотическом воспитании граждан своих стран могло бы не только поднять уровень патриотизма в странах, но и улучшить отношения между ведущими странами мира [20]. Несмотря на все разногласия, страны могли бы объединиться для устранения недостатков в патриотическом воспитании граждан своих стран, чтобы в дальнейшем вырастить сильные нации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Томилина С.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся вузов США // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016. С. 174-178.

2. Дорофеев А.М. Практика воспитания патриотизма в вооруженных силах ведущих государств НАТО // Вестник государственного морского университета им.адмирала Ф.Ф.Ушакова. 2017. №3. С.75-80.

3. Квиткова А.А. Особенности патриотического воспитания в США:Сборник трудов IX региональной научно-практической конференции. Прокопьевское: Филиал КузГТУ.2016.С.27-31.

4. Новашина М.С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США // Культура: теория и практика. 2017. № 4 URL: http://theoryofculture.ru/issues/77/977/ (дата обращения: 03.12.2019).

5. Хазина А.В., Строганов ДА. Эллинизм в опыте ментальной идентификации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. 2016. № 8 (229). С. 12-15.

6. Балуков Н.Н., Иваничкин Ю.А. Патриотизм по-американски // Красная звезда.2015. № 8. С. 2.

7. Мальцева С.М., Гнетова Л.В., Воронкова А.А., Долгополова Е.Г. «Мобиломания» современных студентов: использовать или бороться? // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 280-282.

8. Мальцева С.М., Кубышева О.О. Гедонистический образ жизни в современном обществе потребления // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 8 (34). С. 237-241.

9. Иваненко В.С. Международный опыт патриотического воспитания подрастающего поколения //Управленческое консультирование. 2018. №10. С.160-168.

10. Мальцева С.М., Комарова А.Н., Строганов ДА. К вопросу о светском и атеистическом в образовании // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 4-3. С. 104-108.

11. Шмырёва Н.А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты : учебное пособие. Кемерово : Кемеровский государственный университет, 2012. 124 с. URL: http://biblioclub.ru/index. php?page=book&id=232 731 (дата обращения: 03.12.2019).

12. Кугай А.И. Патриотизм как фактор гражданской идентификации и национального единства // Управленческое консультирование. 2018. №5. С.152-162.

13. Балашова Е.С., Богачева А.В., Кочеганова П.П К вопросу о ген-дерной самоидентификации студентов в контексте современного правозащитного дискурса в Российской Федерации //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 339-342.

14. Чемерилова И.А., Морозов С.И. Патриотическое воспитание современных школьников // Инновационная наука. 2016. №12. С.119-

Maltseva Svetlana Mikhailovna, Kotova Olga Valeryevna, Vidyaikina Polina Mikhailovna and others PATRIOTIC EDUCATION IN THE XXI CENTURY ...

pedagogical sciences

121.

15. Шаваринский Б.М., Зотов И.В. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодёжи в современных условиях: материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ленинградский областной институт развития образования. Санкт-Петербург: Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования». 2015. С.83-92.

16. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.

17. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.

18. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Tyulenev V.M., Khazina A.V., Sofronova L.V., Chougounova T.G., Balashova E.S., Hasanova V.Sh., Nochtvina B.A. "The greek world" in the perception of latin intellectuals // European Research Studies Journal. 2017. Т. 20. № 4. С. 651-659.

20. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.

Статья поступила в редакцию 21.02.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

166

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.