Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
389
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
патриотизм / патриотическое воспитание / проблемы патриотического воспитания / молодёжь / система патриотического воспитания / цель и задачи патриотического воспитания / patriotism / patriotic education / problems of patriotic / youth / system of patriotic

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Закирова А.Б., Логачева Л.Р., Михеева К.В.

В статье рассматриваются основные проблемы патриотического воспитания, цели и задачи патриотического воспитания молодёжи, основные способы его реализации на примере высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH VIA CULTURAL EVENTS

The article discusses the main problems of patriotic education, the goals and objectives of patriotic education of young people, the main ways of its implementation on the example of a higher educational institution.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

УДК 37.06

Закирова А.Б.

кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

Логачева Л.Р.

кандидат пед. наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социальной работы Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

Михеева К.В.

студентка 3 курса социально-гуманитарного факультета

Бирский филиал Уфимский университет науки и технологий (г. Бирск, Россия)

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ ПОСРЕДСТВОМ КУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы патриотического воспитания, цели и задачи патриотического воспитания молодёжи, основные способы его реализации на примере высшего учебного заведения.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, проблемы патриотического воспитания, молодёжь, система патриотического воспитания, цель и задачи патриотического воспитания.

В современном мире патриотическое воспитание молодёжи становится особенно актуальной темой. Именно молодежь является будущим общества, она будет принимать важные решения, направленные на его развитие и процветание. Воспитание патриотических ценностей, формирование твердой гражданской позиции, любви и гордости за свою Родину играет ключевую роль в формировании сознательных граждан, способных вносить положительные изменения в общество.

Патриотическое воспитание способствует формированию гражданской и социальной активности молодёжи, помогает развивать национальное самосознание и гордость за свою культуру, язык и традиции. Молодежь, осознающая важность своего вклада в общественно значимые дела, стремится к активной жизненной позиции, участвует в социальных проектах, повышает свою общественную и политическую грамотность. Они понимают, что их голос имеет значение.

Рассмотрит основные понятия патриотического воспитания в рамках обучения молодёжи в учреждениях высшего образования.

Патриотизм (от греч. латргютп? - соотечественник, латрц - родина, отечество), осознанная любовь к родине, своему народу, его традициям.

Предпосылки к возникновению патриотизма появлялись ещё в первобытном обществе, и выражались преданностью, привязанностью и верностью своей семье, племени, родовым богам и т.д.

Патриотизм как термин входит в словари европейских стран в XVIII веке. В России с возникновением империи данное понятие становится стержнем государственной идеологии. Оно трактуется как «высшая нравственная добродетель» [Екатерина II, Н. М. Карамзин и др.].

В некоторых источниках понятие патриотизма было идеологизировано: оно рассматривалось как явление, противопоставляющееся национализму и космополитизму.

Проект Федерального Закона Российской Федерации даёт следующие определения [Проект ФЗ № 315234-7 «О патриотическом воспитании в Российской Федерации»]:

• Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

• Система патриотического воспитания — это совокупность субъектов патриотического воспитания, нормативно -правовая и духовно-нравственная база воспитательной, образовательной и массовой просветительской деятельности, а также комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан Российской Федерации.

Целью патриотического воспитания является формирование у граждан ответственности перед Родиной, перед обществом и государством, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Важнейшими задачами патриотического воспитания являются:

1. Реализация единой государственной политики в области организации научно обоснованной, управленческой и организационной деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания.

2. Создание эффективной системы патриотического воспитания и механизмов ее реализации.

3. Создавать и предоставлять возможности для активного участия населения в организованном процессе приобретения знаний, навыков и умений, содействовать самообразованию и самосовершенствованию граждан в этой сфере.

4. Социальная значимость патриотических ценностей нашего народа, гордость за свою страну, уважение к военному прошлому России, ее символам и святыням, личности каждого человека, к традициям служения Родине.

5. Воспитывать население в духе уважения к Конституции Российской Федерации и создавать условия для надежного осуществления гражданами своих конституционных прав, обязанностей и повинностей по защите Родины и служению Отечеству.

В настоящее время в воспитании и распространении патриотизма существуют определённые проблемы. Саттарова З.М. выделяла следующие основные причины [Саттарова З.М. «Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО»]:

- расширение неблагоприятной среды социального пространства, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства молодёжи;

- разрушение традиционных ценностей, преемственности поколений;

- обострение общественных противоречий в обществе;

- изучение и анализ духовно-нравственной и социально-гражданской зрелости молодёжи;

- изучение нормативно-правовой, методической и научной литературы.

Одной из самых уязвимых возрастных групп, подверженных пропаганде

экстремизма, терроризма, навязыванию прочих «ценностей» девиантных и противозаконных группировок является студенчество. Именно здесь растёт роль высших учебных заведений в формировании культурно-исторических ценностей и патриотизма.

Согласно исследованиям Шлыкова А.В., в стране уделяется большое внимание патриотическому воспитанию студенческой молодежи. Проводятся мероприятия, приуроченные к государственным праздникам и памятным датам, направленные на военно-патриотическое воспитание. Ведется пропаганда достижений российской науки, культуры и государственности, отечественного спорта, трудовых свершений граждан, подвигов защитников Отечества, государственных символов, разрабатываются методические пособия.

Большая работа по патриотическому воспитанию посредством указанных методов и, в частности, мероприятий, осуществляется в Бирском филиале «УУНиТ». В учебном заведении более 40 направлений подготовки и обучается более 3,5 тысяч студентов и обучающихся колледжа. Компетентный преподавательский состав и мощная материальная база позволяют осуществлять образовательный процесс, культурное и историческое воспитание молодёжи на высшем уровне.

Так, студенты неоднократно принимают участие в федеральных забегах с препятствиями «Гонка Героев» в военно -патриотическом парке культуры и отдыха «Патриот», и занимают первые и призовые места.

Студенты социально-гуманитарного факультета активно принимают участие в сборе, обобщении и создании единой базы данных об участниках Великой Отечественной Войны. В 2020 году они собрали информацию о 4687 погибших города Бирск и Бирского района.

Регулярно культурно-массовый сектор университета проводит конкурсы и мероприятия на патриотическую тематику, такие так: «Конкурс военно-патриотических песен», турнир по настольному теннису посвящённый Дню защитника Отечества, Всероссийский диктант по истории Сталинградской битвы, приуроченный к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских захватчиков в Сталинградской битве, и многие другие.

На базе филиала активно развивается военно-исторический клуб «Бирские Стрельцы», который был создан в конце 2015 года и насчитывает более 40 активных участников. В составе клуба преподаватели и студенты университета, учителя и ученики средних школ города Бирск, горожане. Клуб объединил тех, кому небезразлична история своего города, края, страны, тех, кто понимает насколько важно сохранить свою историю, национальные традиции и обычаи. Исторические реконструкции, просветительские лекции, интерактивные занятия. В задачи клуба входят: • патриотическое воспитание;

• воссоздание облика и быта стрельцов и горожан Бирска конца XVII

века;

• обучение членов клуба ремеслам прошедших эпох;

• самостоятельное производство обмундирования и снаряжения стрельцов и горожан;

• изучение истории родного города;

• изучение многонациональной культуры края.

Также на базе университета действует Нравственно -патриотический клуб, цель которого - освещение темы культурной и исторической целостности Российской Федерации, её наследия. Участники клуба стремятся создавать внутри университета стимулирующую на активность в патриотическом воспитании среду, осуществлять просветительскую и образовательную деятельность. Выезды в места исторического значения, посещение музеев и выставок, проведение мероприятий и конкурсов, задача которых - прививать молодёжи нравственно-культурные и патриотические ценности, и многое другое.

Студенты БФ «УУНиТ» являются постоянными участниками:

- акций: «Бессмертный полк»; «Зелёная Башкирия»; День солидарности в борьбе с терроризмом - «Беслан. Помним. Скорбим»; Всемирный день борьбы со СПИД-ом и др.;

- парадов: на День Победы, День России, праздник Весны и Труда и др.;

- конкурсов: организация и проведение «Диктанта Победы», большой этнографический диктант, Всероссийский экономический диктант «Сильная экономика - процветающая Россия»; «День матери в России»;

- гражданско-патриотических, профилактических мероприятий: День народного единства: Конкурс фото и видео-работ «Дружба народа»; Международный день добровольца в России; Мероприятие «Профилактика экстремизма» с участием представителей МВД; День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады и многие другие.

Активно сотрудничают с волонтёрскими и добровольческими организациями города. Все активности освещаются через социальные сети, -университет «идёт в ногу со временем», - вести которые привлекают студентов, что подтверждает высокий уровень организации процесса патриотического воспитания.

Таким образом, культурно-массовые мероприятия являются в настоящее время самым плодотворным методом приобщения молодёжи к процессу патриотического воспитания. Однако, не смотря на плодотворную работу образовательных учреждений в данной сфере, остаются проблемы, требующие решения. Совместными усилиями административных органов, руководящего и преподавательского составов высшего учебного заведения необходимо находить и реализовывать больше стимулов для возникновения у молодёжи чувства долга, любви к Отечеству, желания следовать культурно-историческим ценностям, решать вопросы материальной поддержки мероприятий и проектов патриотической направленности, соблюдать систематичность их осуществления. Без реализации данных решений, без тесного сотрудничества между государством и ВУЗом нельзя ждать, что новое поколение будет способно принимать важные решения, направленные на развитие и процветание своей Родины, что будет возможно формирование сознательных граждан, способных вносить положительные изменения в общество.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Саттарова, З.М. Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО / З.М. Саттарова. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 182-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/8059/ (дата обращения: 18.09.2023).

2. Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю.С. Осипов. — М.: Большая российская энциклопедия, 2004—2017.

3. Шлыков, А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе / А.В. Шлыков. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 386-388. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5195/ (дата обращения: 24.09.2023).

4. Шмырёва, Н.А. Патриотическое воспитание: теоретические аспекты: учебное пособие: [16+] / Н.А. Шмырёва, О.С. Кононенко, З.В. Крецан. - Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2012. - 124 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=232731 (дата обращения: 18.09.2023). - ISBN 978-5-8353-1236-8. - Текст: электронный.

Zakirova A.B.

Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

Logacheva L.R.

Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

Mikheeva K.V.

Ufa University of Science and Technology (Birsk, Russia)

PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH VIA CULTURAL EVENTS

Abstract: the article discusses the main problems of patriotic education, the goals and objectives of patriotic education of young people, the main ways of its implementation on the example of a higher educational institution.

Keywords: patriotism, patriotic education, problems of patriotic, youth, system of patriotic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.