УДК: 378.2
Мясников Ю. С., к. биол. н.
доцент
кафедра «Медико-биологические дисциплины» Вятский государственный университет
Россия, г. Киров Ральников Д.С. руководитель
отдел Департамента молодежной политики
Россия, г. Вятские Поляны ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Аннотация: в статье обобщен опыт работы различных структур по организации и проведению мероприятий патриотической направленности. Показано, что сложившаяся на сегодняшний день система патриотического воспитания повышает уровень сформированности патриотизма у обучающихся образовательных учреждений.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, обучающиеся, Юнармейское движение.
Myasnikov S., candidate of biological Sciences, associate Professor associate Professor of «Medical and biological disciplines»
Vyatka state University Russia, Kirov Salnikov D.S.
head of the Department of youth policy of Russia
Russia, g. Vyatskie Polyany
PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH ON THE MODERN STAGE
Abstract: the article summarizes the experience of various structures for the organization and conduct of Patriotic events. It is shown that the current system of Patriotic education increases the level ofpatriotism among students of educational institutions.
Key words: patriotism, Patriotic education, students, Junior military movement.
Введение. С учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию [1].
Патриотические качества - это качества гражданина, которые характеризуют её способность к проявлению самосознания, активной гражданской позиции и осознания себя в обществе. Формирование данных качеств возможно через привлечение молодежи к специфической патриотической работе [4].
Основные направления воспитания патриотизма в образовательных учреждениях сформированы на базе направлений, указанных в государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"
Формулировка цели статьи. При использовании данных направлений патриотического воспитания возможно сформировать у обучающихся способности к защите своей Родины, развитие практических навыков для несения военной службы в вооруженных силах Российской Федерации, изучение военной истории и традиций вооруженных сил, развить любовь к природе и осознание себя как личности.
Составляющими системы патриотического воспитания являются:
1. Формирование соответствующих социальных ценностей, развитие гражданственности и патриотизма во время обучения и воспитания в общеобразовательной организации.
2.Организация муниципальными, культурными и общественными объединениями и учреждениями массовой патриотической работы.
3. Работа средств массовой информации.
Работая с молодежью в области патриотического воспитания, основной целью ставится формирование у обучающихся патриотического сознание, в том числе развитие религиозных и моральных общественных ценностей, умений и навыков, готовности к их осуществлению на разных этапах жизни.
Изложение основного материала статьи. Цель настоящего исследования - система патриотического воспитания молодежи на примере Вятскополянского района Кировской области.
Субъекты патриотического воспитания молодежи: Администрация и Управление образования, военный комиссариат, Департамент молодежной политики, общеобразовательные и спортивные школы
Проведенные мероприятия среди общеобразовательных организаций Вятскополянского района Кировской области [2].
Всероссийские мероприятия:
• Акция «Георгиевская ленточка.
• Акция «Красная гвоздика.
• Всероссийская Вахта Памяти.
• Президентские спортивные игры.
• Президентские состязания.
• «Кросс нации».
• «Лыжня России».
• ВФСК ГТО.
• Акция «Зелёная Ленточка».
• Конкурс проектов «Патриот России».
• Спартакиада по лёгкой атлетике.
• Спартакиада по тяжелой атлетике.
• Дни воинской славы России.
• Всероссийский турнир по армейскому рукопашному бою памяти курсанта РРВВ ДКУ Эдуарда Камалиева.
• Спортивные мероприятия, посвященные Дню Победы.
• Всероссийский смотр школьных музеев.
• «Школа выживания». Региональные мероприятия:
• Районный этап областного конкурса «Подросток».
• Районный этап областного конкурса «Образы земли».
• Проведение областного смотра-конкурса на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию.
• Приведение в порядок воинских захоронений, памятников и мемориальных досок.
• Областной конкурс «Письмо солдату».
• Конкурс творческих работ «Символы России и Кировской области».
• Окружной проект «Победа». Районные мероприятия:
• Проведение «Уроков памяти».
• Световое шествие памяти погибшим в ВОВ «Этот вечный огонь мы в душе храним».
• Военно-спортивная игра «Зарница».
• Военно-спортивная игра «Орлёнок».
• Районный творческий конкурс «Вятский самородок».
• Игра-путешествие «По планете детства».
• Конкурс «Военные профессии».
• Акция «Расскажи о символике города, района».
• Акция «Гражданин и патриот».
• Учебные сборы для юношей 10 классов.
• Оборонно-спортивный лагерь. Мероприятия местного отделения «ЮНАРМИЯ»
• Конкурс «Статен в строю, силен в бою».
• Соревнование «Огневой рубеж».
• Юнармейская «Гонка героев».
• «Безопасная среда».
• Военно-медицинская эстафета.
• Конкурс «Спецназ».
• Эстафета «Юный спасатель».
Проведенные в течении учебного года мероприятия патриотической
направленности позволили оценить методом анкетирования (А.И. Лутовинов) уровень сформированности патриотизма у учащихся общеобразовательных учреждений [3]. Таблица 1
Уровень сформированности патриотизма у обучающихся общеобразовательных организаций.
Уровни сформировавшегося Обучающиеся Юнармейцы
патриотизма
до после до после
Высокий - убежденческий 30% 54% 44% 92%
Средний - формально либо пассивноповеденческий/ 61% 46% 52% 8%
неосознанный
Низкий - умозрительный 9% 0% 4% 0%
Средний балл 7,3 8,1 9,5 13,5
Высокий результат, как показали исследования, в анкете «Патриотизм» выявлен как у обучающихся общеобразовательных учреждений, так и юнармейцев, поскольку данные сгруппировались в среднем и высоком оцениваемом сегменте - высоком убежденном и среднем пассивно -поведенческом уровнях сформированности патриотизма. Самый низкий результат показали юнармейцы, заключив в категории низкого умозрительного уровня сформированности патриотизма 4% состава.
В конце учебного года наиболее высокие результаты показали юнармейцы, заключив в высоком убежденческом уровне сформированности патриотизма 92% учащихся, у большинства же обучающихся выявлены преимущественно средний и высокий уровни сформированности патриотизма - соответственно 46% и 54%.
Выводы. В ходе исследования выявлены основные направления работы патриотического воспитания молодежи, различные подходы к организации мероприятий. Патриотическое воспитание реализуется как в урочное, так и во внеурочное время, тем самым предоставляя возможность организаторам самим выбирать средства и методы обучения и воспитания в зависимости от поставленных задач.
Полученные данные выявили наиболее высокую сформированность патриотизма у членов юнармейского движения - 92%, в то время как у обучающихся данный показатель составил 54%.
Использованные источники:
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493.
2. Муниципальная программа Вятскополянского района «Развитие образования» на 2014 - 2018 годы, утвержденная
постановлением администрации Вятскополянского района от 28.10.2013 №814.
3. Лутовинов В.И. Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию. Монография. Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации - М.: Армпресс. - 2006. - С. 69.
4. Полищук И.А. Диагностика гражданско - патриотического воспитания школьников. /Теория и практика общественного развития. - Выпуск №1. -2013.- С. 23.
УДК 159.9.07
Поправко И.В. студент магистратуры Бадалян Ю. В., к. психол. н.
доцент
Амурский государственный университет
Россия, г. Благовещенск К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ
ЛИЧНОСТИ
Аннотация: В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению коммуникативных качеств личности. Описаны их содержательные характеристики и структурные компоненты.
Ключевые слова: коммуникативные качества, личностные особенности.
Popravko I. V. Master student Amur State University Russia, Blagoveshchensk Badalyan U. V.
Candidat of psychological sciences, associate professor
Amur State University Russia, Blagoveshchensk TO THE QUESTION OF THE STUDY OF PERSONALITY COMMUNICATIVE QUALITIES
Annotation: The article discusses theoretical approaches to the study of the communicative qualities of the individual. Their informative characteristics and structural components are described.
Keywords: communicative qualities, personality traits.
Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, который появляется в результате совместной деятельности. В результате общения участники обмениваются информацией, действиями, поступками, а также воспринимают друг друга.