Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 270-273. УДК 37.017
И. А. САввинов
Патриотическое воспитание детей и молодежи: региональный аспект
В статье проанализированы существующие в педагогической науке подходы к методам и формам организации патриотического воспитания; рассматривается региональная специфика патриотического воспитания детей и молодежи.
Ключевые слова: патриотическое воспитание, патриотизм, принципы патриотического воспитания
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 15 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 270-273.
i. A . s AVV i N ov
Patriotic Education of Children and Youth: Regional Aspect
The article analyses the approaches to the methods and forms of organizing the patriotic education, existing in pedagogical science; the regional specificity of patriotic education of children and youth is investigated.
Key words: patriotic education; patriotism; patriotic education principles
роблема патриотического воспитания занимает сегодня ведущие место в образовательной концепции учреждений и организаций, работающих с подрастающим поколением.
Проблемами патриотического воспитания в исторической ретроспективе занимались: А.Н. Радищев, К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко, И.Н. Руссу, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и другие ученые и общественные деятели [5].
Обращаясь, к проблеме патриотического воспитания А.Н. Радищев писал: «Истинный человек и сын отечества одно и то же, он если уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшиться пожертвовать жизнью». Раскрывая важные качества, которые, по его мнению, должны быть присущи каждому человеку и гражданину, Александр
Патриотическое воспитание детей и молодежи невозможно представить без активных форм работы, игрового оформления, игровых элементов. Поэтому нами рекомендуется использовать патриотические игры, воспитывая у детей и молодежи ценностные отношения к своей семье, стране, ее истории и культуре,
Николаевич отмечал: «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сына Отечества, у которого сердце не может трепетать от нежной радости при едином имени отечества...» [1, с. 116].
К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными иродовыми наклонностями» [2, с. 325].
Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации патриотического воспитания, выделим группы методов, объединив в таблицу 1.
Таблица 1
своему народу, его традициям, обычаям, искусству и т. д.
Разрабатываются имитационные, ролевые игры, знакомящие молодых людей с социальной средой, в которой им предстоит оказаться в будущем, активно внедряются имитационные игры в процесс обучения [3, с. 4-5].
№ Группа методов Методы Свойства методов
I. Методы формирования сознания личности Убеждение, внушение, беседы, лекции, дискуссии, пример Постановка ребенка в позицию полноправного участника процесса, где он не объект для применения данных методов, а полноправный участник
II. Методы организации деятельности и формирования опыта гражданского поведения Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций,коллективное творческое дело, метод проектов Необходимо создавать ситуации, в которых ребенок упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности детей для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения
III. Методы стимулирования деятельности и поведения Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка, создание ситуации успеха Необходимо побуждать ребенка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает ребенка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение
Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)
Таблица 2
Название игры Цель игры
Машинная Моделирование игровой ситуации с использованием ЭВМ
Ручная Моделирование игровой ситуации без использования ЭВМ
Исследовательская формирование нового знания, не получившего ранее отображения в виде публикаций, докладов, лекций, сообщений, методик, инструкций
Учебная Формирование у игроков знания, не известного им, но уже отображенного в системе знаний с помощью каких-либо средств коммуникации, а также воспитание навыков, качеств, умений
Конкретная Познание конкретных систем и выработка умений действовать в них
Абстрактная Воспитание качеств, необходимых для успешной деятельности в широком классе систем.
Среди патриотических игр, реализуемых в детских садах и школах Воронежской и Липецкой области можно назвать: «Моё имя и фамилия», «Папа, мама и я - дружная семья» - проведение праздников для детей совместно с родителями позволяет ощутить связь между поколениями, дает возможность воспитывать молодое поколение в духе национальных традиций.
Также для формирования патриотизма рекомендуется использовать русские народные игры, включающие в себя элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства [4, с. 213].
Военно-патриотические игры проникнуты патриотическим пафосом, поэтому воздействуют, прежде всего, на чувства, эмоции детей и молодежи, нами рекомендуется проведение следующих игр: «Курс молодого бойца», «Юный пожарный», «Зарница», «Воронеж - город воинской славы». Аналогично используются игры о героях Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы, например, города Воронежа (площадь генерала Ивана Даниловича Черняховского, улица Героя
Советского Союза командира батальона Ивана Артамонова, улица маршала артиллерии Георгия Одинцова, улица генерала - лейтенанта Семена Кривошеина, улица генерала - полковника медицинской службы Николая Бурденко, улица капитана Василия Богачёва, улица полковника Михаила Войцеховского).
Таким образом, патриотическое воспитание детей и молодежи всегда развивало во всех народах, населяющих Россию чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран.
Патриотическое воспитание - сложный долговременный процесс. Он нуждается в стройной системе мероприятий, учитывающих как возрастные особенности и интересы детей, так и необходимость более тесного объединения здесь возможностей дошкольных и школьных образовательных организаций, семьи и общественности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах: Том II / Гл. ред. В.В. Давыдов. М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2008. 325 с.
2. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. М.: Учпедгиз, 1950. Т. 10. 668 с.
3. Комаровская Е. П., Эрлих Л. А. Организационно-деятельностная игра как педагогический процесс / Актуальные проблемы гуманитарных, социальных и экономических наук: Межвузовский сборник научных работ. Вып 13 / Под ред. Е. П. Комаровской, С. М. Шестаковой, Я. В. Боровиковой. М.: Издательство РГСУ, 2013. 130 с.
4. Ватаман В. П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Волгоград, 2008. 436 с.
5. Omelchenko, Daria & Maximova, Svetlana & Avdeeva, Galina & Goncharova, Natalia & Noyanzina, Oksana & Surtaeva, Olga. Patriotic Education and Civic Culture of Youth in Russia: Sociological Perspective. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. 190. 364-371. 10.1016/j.sbspro.2015.05.012.
6. Golunov S. Patriotic Education in Russia: Pros and Cons. Voprosy obrazovaniya, 2012, no. 3, pp. 258-273.
7. Rapoport, Anatoli. Patriotic Education in Russia: Stylistic Move or a Sign of Substantive Counter-Reform?. The Educational Forum. 2009. 73. 141-152. doi: 10.1080/00131720902739569.
REFERENCES
1. Russian Pedagogical Encyclopedia in two volumes: Volume II / Ed. V.V. Davydov. Moscow, Scientific publishing house "The Great Russian Encyclopedia", 2008. 325 p. (in Russian)
2. Ushinsky K.D. Collected works. Moscow, Uchpedgiz Publ., 1950. V. 10. 668 p. (in Russian)
3. Komarovskaya E.P., Erlich L.A. Organizational and Activity Game as a Pedagogical Process / Actual problems of the humanities, social and economic sciences: Intercollegiate collection of scientific papers. Issue 13 / Ed. E.P.Komarovskoy, S.M.Shestakova, Ya.V.Borovikova. Moscow, Publishing house RGSU, 2013. 130 p. (in Russian)
4. Vataman V.P. Educating children on the traditions of folk culture. Volgograd, 2008. 436 p. (in Russian)
5. Omelchenko, Daria & Maximova, Svetlana & Avdeeva, Galina & Goncharova, Natalia & Noyanzina, Oksana & Surtaeva, Olga. Patriotic Education and Civic Culture of Youth in Russia: Sociological Perspective. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. no. 190. pp. 364-371. 10.1016 / j.sbspro.2015.05.012.
6. Golunov S. Patriotic Education in Russia: Pros and Cons. Voprosy obrazovaniya, 2012, no. 3, pp. 258-273.
7. Rapoport, Anatoli. Patriotic Education in Russia: Stylistic Move or a Sign of Substantive Counter-Reform ?. The Educational Forum. 2009. no. 73. pp. 141-152. doi: 10.1080 / 00131720902739569.
Информация об авторе Саввинов Иван Андреевич
(Россия, Воронеж) Магистрант Воронежский государственный университет E-mail: yantre@yandex.ru
Information about the author
Voronezh State University E-mail: yantre@yandex.ru
Ivan A. Savvinov
(Russia, Voronezh) Master degree