74
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Шестакова Л.А.* *, Бадгудинова В.Р.*, Сорокина Г.В.*, Леонова Н.Ф.*
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 15 «Дюймовочка», г. Старый Оскол
Гордость за свою Родину, понимание неповторимости и богатства культурных традиций играет огромную роль в становлении личности ребенка. Невозможно воспитать у ребенка чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего отечества.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Ключевые слова патриотизм, гуманные чувства, патриотическое, эстетическое воспитание, государственная символика.
Проблема патриотического воспитания дошкольников сегодня одна из наиболее актуальных. Идея патриотизма всегда занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в культурной, идеологической, политической, экономической, военной и др.
Патриотизм - это сложное чувство, возникающее еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в детях постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране.
Патриотизм для ребенка - это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, любовь к родным местам, гордость за свой народ, который из поколения в поколение несет народная культура и историческое прошлое страны.
* Воспитатель 1 категории.
* Воспитатель 1 категории.
* Воспитатель 1 категории.
* Воспитатель 1 категории.
Теория и методика обучения и воспитания
75
Еще в дошкольном возрасте необходимо сформировать у детей первоначальные представления о подвиге нашего народа в Великой Отечественной войне, пробудить гордость за принадлежность к России.
Воспитание патриотизма невозможно без формирования знаний традиций своей Родины, своего края. По словам Сергея Михалкова, только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Если мы не научим ребенка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться ее победам, и болеть ее горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, неразумно. Родина такова, какой мы сами ее делаем.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в нем норм поведения и взаимоотношений. Любовь к Отечеству становится силой духа тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольника представление о том, чем славен его родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Работая над этой темой, мы разработали комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о России, ее столице;
76
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- знакомство детей с символами государства - гербом, флагом, гимном;
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам и традициям.
Эти задачи решаем во всех видах детской деятельности - на занятиях, в играх, в труду, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь - в детском саду и дома, его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог строит свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста;
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребенку. Максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Знакомство с родным краем начинаем с ближайшего окружения ребенка -
с микрорайона, в котором находится детский сад, и улицы, на которой живет ребенок, с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.).
Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Старший дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы. Прилегающих к ней улиц; историю возникновения названий, основные достопримечательности и т.п.
К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура и т.д. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета коже и вероисповедания.
В настоящее время актуальна и особенно трудна работа с родителями, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку.
Теория и методика обучения и воспитания
77
Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. В такой форме легче усваиваются достаточно сложные понятия, закрепляются навыки и умения: «Логические связи», «Узнай, обведи, назови», «Храмы города».
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символиками - гербом и флагом нашей страны традиционно входит в содержание патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Современный герб и флаг России имеют глубокие исторические корни. Их происхождение связано с народным искусством, с древними поэтическими представлениями о природе и мироздании. Поэтому целесообразно начинать работу по ознакомлению детей с гербом и флагом нашей страны, основываясь на эстетической стороне государственных символов, их связи с фольклором. Ребенку дошкольного возраста близки и доступны сказочные, песенные, фольклорные образы. Их яркость и красота помогают сформировать положительное отношение к государственному гербу и флагу. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста получал достоверную информацию об историческом прошлом своей страны, в том числе и с происхождением государственной символики.
Детей младшего дошкольного возраста, учитывая их возрастные особенности, ознакомление с государственным флагом России должно осуществляться в процессе повседневной жизни. Если ребенок, увидев российский флаг, развивающийся над каким-либо зданием, задал вопрос: «А что это?». Педагогу следует объяснить, что такое флаг, зачем он нужен. Однако навязывать детям в этом возрасте государственную символику не стоит, например: размещать в групповой комнате изображение флага России.
У детей среднего дошкольного возраста закрепляем представление о российском флаге и знакомим с государственным гербом. Формируем эстетическое отношение к гербу и флагу России. Детям рассказывают о символическом и эстетическом значении белого, синего и красного цветов в русской национальной одежде и на полотнище государственного флага. Знакомят с русским народным искусством: костюмом, вышивкой, росписями, глиняной игрушкой, песнями и сказками.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с историей возникновения и символами государственного герба и флага России. Дети начинают проявлять интерес к историческим событиям, к выдающимся историческим личностям, а также к таким объектам материальной культуры, как марки, значки, монеты, флаги, имеющим знаково-символическое содержание. Ребенок 5-7 лет уже способен устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями и предметами, систематизировать и группировать предметы.
78
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Важным условием эффективной работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с государственным гербом и флагом является просвещение родителей. Нам не удастся сформировать у ребенка положительное отношение к государственным символам, если в его семье, у его родителей не будет адекватного понимания происхождения и образно-символического смысла современного герба и флага России.
Дошкольное детство - пора открытий. Задача взрослых - помочь ребенку делать открытия. Наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию у него нравственных чувств. Пусть маленький человек с нашей помощью открывает красоту родного города, удивляется тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.
Список литературы:
1. Матюшевская И.С. Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4.
2. Леонова Н.Н., Неточаева Н.В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников. - Волгоград: Учитель, 2013.
3. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами.
4. Журнал «Ребенок в детском саду». - 2001. - № 6.
5. Журнал «Обруч». - 2001. - № 6.