УДК 316.65 DOI: 10.24151/2409-1073-2020-3-142-148
Патриотическое сознание российской молодежи: содержание и преемственность
С. А. Сорокин
Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) ssa.ru@mail.ru
Проведен социально-философский анализ содержания патриотического сознания российского общества в целом и молодого поколения россиян в частности. Рассмотрены сущностные особенности проявления патриотического сознания и их связь с эмоциональной сферой человека. Охарактеризованы понятия «долг», «честь», «мужество», «героизм», и в результате социологического исследования выявлено отношение к ним современной российской молодежи. Сделан вывод о формировании в молодежной среде достаточно высокого уровня патриотического сознания.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, общество, культурные традиции, служение Отечеству, историческая память.
Patriotic consciousness of Russian youth: content and continuity
S. A. Sorokin
Moscow State University of Railway Engineering (MIIT) ssa.ru@mail.ru
A socio-philosophical analysis of the content of the patriotic consciousness of Russian society and the attitude of the younger generation of Russians towards it is carried out. The essential features of the manifestation of patriotic consciousness and their connection with the emotional sphere of a person are considered. Based on the results of the sociological research conducted by the author in one of the districts of the city of Moscow, the concepts of «duty», «honor», «courage», «heroism» and the attitude of modern Russian youth towards them are characterized. The conclusion is made about the formation of a sufficiently high level of patriotic consciousness among the youth.
Keywords: patriotism, patriotic consciousness, society, cultural traditions, service to the Fatherland, historical memory.
Патриотическое сознание тесно связано с духовной жизнью современного российского общества, с принятыми в нем нравственными и культурными ценностями. Вопросы формирования и проявления патриотического сознания всегда представляли интерес, и сейчас, в условиях продолжающейся трансформации российского общества, в научных исследованиях им уде-
ляется достаточно большое внимание [6; 8; 9; 10; 22].
Стоит обратить внимание на то, что изменения, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности российского общества, находят свое отражение и в процессах формирования патриотического сознания в виде изменения его содержания: генезиса новых и эволюции устоявшихся элементов. Вследствие
этого, в современных условиях разработка научно обоснованного анализа феномена патриотизма является одной из актуальных задач философской науки, включая онтологический и аксиологический аспекты.
Можно согласиться с позицией С. А. Тюш-кевича, который отмечает, что исторически значимые события, зафиксированные в общественном сознании (такие как героический подвиг советского народа в годы Великой Отечественной войны), несут в себе аксиологический смысл и оказывают влияние на формирование патриотического сознания: «Духовное состояние российского общества свидетельствует о том, что им еще недостаточно осознан исторический смысл Великой Отечественной войны... Героическое прошлое должно быть не только в памяти. Оно должно быть и опорой, и особым фактором преодоления кризисного состояния России, средством выхода из него, служить символом борьбы за справедливость, мир, динамичного развития и величия» [20, с. 13].
В ходе исторического развития в патриотическом сознании российского общества сформировались следующие особенности: проявление любви к Родине; знание истории Отечества и сохранение исторической памяти; отношение к культурным традициям и обычаям; готовность поставить интересы Отечества выше личных.
Понятие «Родина» является важнейшей основой социальных и моральных ценностей, а проявление чувства любви к Родине — одной из основных характеристик личности. Важно отметить, что при всей сложности структуры и неоднородности общества, различии интересов многочисленных социальных групп, именно любовь к Родине выступает основой для объединения социальных слоев.
Важно отметить, что на современном этапе развития российского общества произошла модификация самого понятия «Родина». Это привело к некоторым изменениям в патриотическом сознании молодежи России. Большое число молодых людей считают себя патриотами и «любят Родину», но
проявлять эту любовь через деятельностный подход готовы далеко не все.
В социологическом опросе, проведенном автором в районе Зюзино г. Москвы (в опросе участвовали 230 респондентов в возрасте от 14 до 18 лет) на вопрос «я горжусь, что я — россиянин?» в 2016 г. положительно ответили 86 % участников опроса, в 2019 г. — 84 %. При этом считали себя патриотами в 2016 г. — 61 % респондентов, в 2019 г. — 66 %, не считали себя патриотами соответственно 18 % и 13 %.
Знание истории Отечества является опорой чувству любви к нему, позволяет осознать роль своей страны в мировой истории. Историческая память представляет собой сознательное обращение к опыту прошлых поколений, запечатлевает в общественном сознании нравственные и эстетические идеалы, героические примеры. Так, в годы Великой Отечественной войны патриотическое сознание раскрылось через духовный фактор, который неразрывно связан с исторической памятью народа, преемственностью героических традиций, реализуемых через образы и деяния исторических личностей, таких как А. Невский, Д. Донской, К. Минин, Д. Пожарский, А. Суворов, М. Кутузов.
По данным социологических опросов, проведенных в районе Зюзино г. Москвы в 2016 и 2019 гг., соответственно 74 % и 82 % опрошенных интересуются историей, 54 % и 64 % — военно-исторической тематикой. Наиболее популярными из основных источников получения исторических знаний оказались школьные и институтские учебники 22 % и 16 % (2016 г. и 2019 г. соответственно), сеть «Интернет» — 17 % и 18 %, кино и видеофильмы — 15 % и 13 %, теле- и радиопрограммы — 13 % и 11 %.
Несмотря на высокий уровень интереса к истории Отечества у современной молодежи, можно отметить, что она часто ограничивается лишь учебной программой, при этом предпочтение отдается не самым достоверным источникам. Культурные традиции и обычаи представляют собой основу для социокультурной преемственности поколений, без которых невозможно сформировать
у молодежи уважительного отношения к истории страны, ее героям и достижениям, ценностные ориентиры и мировоззрение. По мнению молодых москвичей, учувство-вавших в социологическом опросе, наиболее важную роль в консолидации российского общества играют следующие факторы (в опросе можно было указывать до трех факторов): русский язык (52 % в 2016 г. и 50 % в 2019 г.), общность территории (24 % и 37 % соответственно), культурные традиции (47 % и 64 %) и историческая память (47 % и 67 %). По результатам опроса видно, что молодое поколение дает высокую оценку культурным традициям и русскому языку, что подтверждает важность этих факторов в объединении общества и укреплении патриотического сознания россиян.
В сознании народа наивысшей формой служения Отечеству является выполнение воинского долга, сопровождаемого серьезными физическими, психическими и морально-этическими испытаниями и очень часто требующего самого ценного от человека — его собственной жизни. Ни воинские уставы, ни другие законы не могут требовать от человека переступить черту, лишь глубокое понимание ответственности перед судьбой Отечества и народа может побудить личность осознанно пойти на самопожертвование.
На вопрос о долге перед Родиной, заданный молодым людям в ходе социологического опроса в 2019 г., 26 % ответили, что готовы отдать на благо Родины свои силы, свой талант и даже свою жизнь; 37 % считают, что должны уметь защитить ее в случае военной угрозы; около 3 % опрошенных видят свой долг перед Родиной в выборе военной профессии.
Патриотическое сознание проявляется в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою тесную связь с Отчеством и стремящейся полноценно проявить свою социальную роль, действуя в его интересах. Сущность патриотического сознания тесно связана с эмоциональной сферой человека, выстраивается в определенную систему
исторически сложившихся взглядов, норм и ценностей российского общества по отношению к Отечеству. При этом суть патриотического сознания ярко проявляется в критические жизненные моменты и выражается в специфических человеческих качествах: долг, честь, мужество, героизм.
В Новой философской энциклопедии А. А. Гусейнов понятие долга описывает как «одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственно аргументированное принуждение к поступкам, нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения» [4, с. 686—689]. Проявление чувства долга тесно связано с такими понятиями, как ответственность, самосознание, совесть, мотив. В. Н. Ксенофонтов отмечает, что «долг — это осознание личностью безусловной необходимости исполнения (и реальное исполнение) того, что заповедуется нравственным идеалом. Долг человека — следовать по пути добродетели, противостоять злу» [14, с. 103]. Проявление гражданского долга выражается в постоянной внутренней потребности личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям своего государства. А наивысшую нравственную ценность понятие долга приобретает в вопросах защиты Отечества — в исполнении воинского долга.
В истории нашей страны есть множество примеров проявления чувства долга. Источником примеров и верных представлений о патриотизме, долге, мужестве, чести, героизме является классическая военная литература, оставленная в наследие всему российскому обществу выдающимися полководцами и боевыми офицерами — непосредственными участниками событий Великой Отечественной войны: Г. К. Жуковым («Воспоминания и размышления»), К. К. Рокоссовским («Солдатский долг»), А. И. Покрышкиным («Крылья истребителя»), Н. К. Попелем («В тяжкую пору»), П. А. Ротмистровым («Время и танки») [5, 12, 13, 15, 16] и другими. Так, в выполнении воинского долга прославленный полководец К. К. Рокоссовский видел мощную концентрацию
всех духовных, психологических и физических сил солдат, сержантов, офицеров: «Победа! Это величайшее счастье для солдата — сознание того, что ты помог своему народу победить врага, отстоять свободу Родины, вернуть ей мир. Сознание того, что ты выполнил свой солдатский долг, долг тяжкий и благородный, выше которого нет ничего на земле!» [15, с. 366]. Эта тема также нашла глубокое отражение в художественной литературе: в произведениях «Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева, «Солдатами не рождаются» К. Симонова, «Горячий снег» Ю. Бондарева. «Война» И. Стаднюка, «А зори здесь тихие.» Б. Васильева и многих других.
В социально-философском аспекте понятие чести относится к категории этики, выражается в моральной самооценке и общественном признании деятельности личности, ее социально-нравственных ценностях в соответствии с благородными делами и поступками. В понятии чести выражена общественная оценка человека, признание его достоинства. Это категория объективно-субъективного порядка. Объективную сторону чести составляют те реальные качества личности, через которые проявляется действительная значимость человека, субъективную — их оценка, через которую раскрывается ценность человека в общественном мнении или самооценке» [7, с. 760—761]. Основой чести служат нравственные убеждения человека, поэтому кодекс чести строится на нравственном достоинстве, совести, благородстве в деяниях и доблести в служении Отечеству. Следовать этим высшим ценностям — довольно сложный жизненный процесс, требующий от личности высокого уровня нравственной и общей культуры, соблюдения честности и порядочности.
Важно отметить, что профессиональная честь выступает в роли стимула выполнения общественного долга, органически соединяя сознание общественной значимости профессии, гордость и любовь к ней, побуждая в человеке стремление к совершенствованию профессиональных навыков, повы-
шению своего мастерства и реализации творческого потенциала. Можно выделить такие виды профессиональной чести, как честь врача, юриста, дипломата, государственного деятеля, военнослужащего, ученого, спортсмена, педагога и т. д. Осознание профессиональной чести побуждает к наиболее эффективному и целесообразному использованию индивидуальных способностей личности.
Понятие мужество относится «к морально-психологическим качествам личности, проявление которого характеризуется стойкостью, храбростью, смелостью и самообладанием прежде всего в экстремальных и конфликтных ситуациях. Мужество является не только индивидуально-психологическим качеством, но и социально-психологическим состоянием коллектива» [18, с. 690]. В истории морального сознания мужеству всегда придавался определенный социальный смысл, его чаще всего понимали как достоинство определенного сословия. Героические поступки, человеческие подвиги имеют общую основу — мужество; человек, лишенный мужества, не способен на подвиг. Это понимали мыслители еще в древности. Так, Платон считал мужество первым качеством воинов [11, с. 268—294], а Аристотель видел в нем основу стоического [1, с. 54—77].
Мужество, проявляясь как моральное качество, представляется в способности личности предпринимать решительные и целесообразные действия в сложной и, достаточно часто, опасной обстановке для достижения поставленных целей. Мужество, в зависимости от конкретной ситуации, может иметь различные грани. В нем, как правило, выражается способность человека к длительному, устойчивому проявлению самоотверженности и самообладания. Наиболее эффективным методом формирования мужества является следование долгу. Мужество не может опираться только на волевые составляющие ума, в его основе лежат также опыт, мастерство и профессиональная компетентность [см. подробнее: 3, 17, 21].
Важное замечание сделал профессор С. А. Тюшкевич о том, что проявление мужества
советским народом в годы Великой Отечественной войны стало возможным благодаря «идеям, идеалам, убеждениям, нормам и ценностям, которые были осмыслены и сформированы до войны, в ходе строительства нового, социалистического общества; в основу духовности также вошли данные исторической памяти о патриотических свершениях защитников Отечества в предшествующие эпохи, опыт ратных подвигов, героизм... Диалектическое соединение этих слагаемых — по горизонтали и по вертикали — в ходе войны становились все более основательным и действенным фактором войны и победы» [20, с. 5—6]. Уроки прошлого необходимо учитывать при работе с современной российской молодежью. При этом важно отметить, что сегодня, по мнению А.С. Брычкова, Великая Отечественная война «является почти единственным общенациональным символом, объединяющим граждан страны в одну нацию; память о войне — самая лучшая база для воспитания молодежи в духе патриотизма, готовности к жертвам во имя Родины, героизма» [2, с. 108—117].
Рассматривая героизм через призму морального сознания, нетрудно убедиться, что подвиг как концентрация высших усилий человека невозможен без потенциальных способностей личности проявить храбрость, стойкость, самообладание и самоотверженность — составных элементов мужества, которое выступает как нравственная, волевая основа подвига. Не обязательно, что каждый мужественный человек совершит подвиг, но обязательно творец подвига — мужественный человек.
Героические идеалы формировались в течение всей истории человечества, на начальной стадии — в виде устного народного творчества, в котором отражалось нравственное сознание того времени, примером служил героический эпос. При дальнейшем развитии общества героические идеалы нашли свое отражение в художественной литературе и искусстве, а также стали объектами изучения гуманитарных дисциплин, таких как этика, эстетика, социология, психология. В народном творчестве, литературных
произведениях, памятниках культуры с особой теплотой и благодарностью прославлялись сыны Отечества, которые проявили героизм и самопожертвование ради победы над врагом.
Героическое в поведении и поступках того или иного человека обязательно связано с исключительным напряжением мысли, воли, чувства, сопряжено с риском, в большинстве случаев — со смертельной опасностью. Однако в годы войны люди сознательно шли на любой риск и любые испытания. Их вели на это самоотверженная забота о судьбе Родины, о ее настоящем и будущем, глубокое осознание грозной опасности, которую представлял для нашей страны германский нацизм. Именно здесь надо искать источник того невиданного массового героизма, который стал решающей движущей силой в войне, важнейшим фактором победы в ней. Он проявлялся в деятельности людей всех возрастов и профессий, мужчин и женщин, представителей всех наций и народностей СССР. Историческая память, наполненная героическими примерами из прошлого нашей страны, в суровых реалиях войны выдвинула из народных масс новых героев. Выдающиеся полководцы Г. К. Жуков, К. К. Рокоссовский, И. С. Конев, А. М. Василевский, летчики-истребители А. И. Покрышкин и И. Н. Кожедуб, герои-панфиловцы, комсомольцы-подпольщики из «Молодой гвардии», партизанка З. Космодемьянская и другие. За годы войны 11603 человека удостоены высокого звания Героя Советского Союза, сотни тысяч стали кавалерами орденов и медалей.
Говоря о массовом героизме, Р. М. Тимо-шев отметил: «.для Великой Отечественной войны особенно характерным был коллективный подвиг частей, соединений, заводов, колхозов. Это героизм особого рода — длительный и самого высокого накала ратный труд миллионов красноармейцев в условиях постоянной смертельной опасности, беззаветный труд миллионов рабочих, крестьян, служащих, научно-технической интеллигенции при предельном напряжении духовных сил, часто в условиях голода и холода» [19, с. 67—72].
И с е годня предметом гордости российских граждан являются победы и военные успехи армии и флота России, доказавших свою доблесть в многочисленных военных испытаниях, отстаивающих независимость и суверенитет нашего государства. При этом воспитание нравственных чувств у российской молодежи, через которые проявляется суть патриотического сознания, является достаточно сложной и актуальной задачей, стоящей перед различными социальными институтами и обществом в целом.
На примере социологических опросов видно, что молодое поколение россиян только начинает осознавать значимость понятия Родины, проявляет интерес к культурным традициям и обычаям, задумывается о своей готовности поставить интересы Отечества выше личных, вплоть до самопожертвования. Довольно большое число представителей российской молодежи считает себя патриотами, хотя до конца не осознает важность деятельностного подхода в реализации патриотических чувств. В целом можно говорить о том, что в современных условиях развития российского общества в молодежной среде формируется достаточно высокий уровень патриотического сознания.
Литература
1. Аристотель. Собрание сочинений: в 4 т. / Общ ред. А. И. Доватур. М.: Мысль, 1983. Т.4. 830 с. (Философское наследие).
2. БрычковА. С. Великая Победа и несостоятельность ее фальсификаторов // 70-я годовщина Великой Победы и безопасность современной России: Научно-практич. конф. (15 апреля 2015 г.) М.: Военный университет МО РФ, 2015. С. 108—117.
3. Волкогонов Д. А. Воинская этика. М.: Воениз-дат, 1976. 320 с.
4. Гусейнов А. А. Долг // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Под ред. А. А. Гусейнова, В. С. Сте-пина, А. П. Огурцова, Г. Ю. Семигина и др. М.: Мысль, 2010. Т.1. С. 686—689.
5. Жуков Г. К. Воспоминания и размышления: в 2 т. 13-е изд., испр. и доп по рукоп. авт. М.: Олма-Пресс, 2002.
6. Климов С. Н. Ценностный потенциал российского патриотизма // Духовная жизнь российского общества: состояние, проблемы, тенденции: Материалы научно-практич. конф. (28 апреля 2009 г.). М.: МГЮА, 2009. С. 29—34.
7. Ксенофонтов В. Н., Капустин А. Я. // Социологическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2: Честь / Руков. науч. проекта Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. С. 760—761.
8. Ксенофонтов В. Н., Ксенофонтов В. В. Русский мир: содержание и специфика проявления // Самопознание русского народа: сб. науч. статей. М.: МГПУ,
2014. С. 10—1122.
9. Лутовинов В. И. Современная молодежь и великое наследие Поколения Победителей — духовная основа обеспечения национальной безопасности России XXI века // Патриотизм: история, современность, образ будущего: сб. науч. трудов: в 2 ч. Ч. 1. Ульяновск,
2015. С. 8—16.
10. Огородников Ю. А., Огородников А. Ю. Ценностный фактор патриотического самоопределения // Самопознание русского народа: сб. науч. статей. М.: МГПУ, 2014. С.59—78.
11. Платон. Собрание сочинений: в 4 т. / Общ ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, А. А. Тахо-Годи. 1990— 1994. М.: Мысль, 1990. Т. 1.
12. Покрышкин А. И. Крылья истребителя. М.: Воениздат МВС СССР, 1948. 140 с.
13. Попель Н. К. В тяжкую пору. М.; СПб.: Terra Fantastica, 2001. 480 с.
14. Профессиональная этика и служебный этикет для юриста / Под общ. ред. Ю. А. Чернавина. М.: Проспект, 2019. 328 с.
15. Рокоссовский К. К. Солдатский долг. М.: Воениздат, 1988. 367 с.
16. Ротмистров П. А. Время и танки. М.: Воениздат, 1972. 336 с.
17. Табунов Н. Д. Категория этики и воспитание воинов. М.: Воениздат, 1965. 127 с.
18. Тайдаков В. И. Мужество // Социологическая энциклопедия: в 2 т. / Рук. научн. проекта: Г. Ю. Семигин. М.: Мысль, 2003. Т.1. С. 690.
19. Тимошев Р. М. Уроки гражданственности // Духовный потенциал Великой Победы и современный патриотизм: Материалы заседания Философского клуба. М.: Книга и бизнес, 2003. С. 67—72.
20. Тюшкевич С. А. О смысле Великой Победы // 70-я годовщина Великой Победы и безопасность современной России: Научно-практич. конф. (15 апреля 2015г.). М.: Военный университет МО РФ, 2015.
21. Тюшкевич С. А. Философия и военная теория. М.: Наука, 1975. 311 с.
22. Яновский Р. Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству / Институт соц.-полит. исследований РАН. М.: Книга и бизнес, 2004. 528 с.
Поступила 29.07.2020
Сорокин Сергей Александрович — аспирант кафедры философии, социологии и истории Российского университета транспорта, РУТ (МИИТ) (127994, ГСП-4, г. Москва, ул. Образцова, д. 9), ssa.ru@mail.ru
References
1. Aristotel'. Sobranie sochinenij: v 4 t. / Obshh red. A. I. Dovatur. M.: Mysl', 1983. T.4. 830 s. (Filosofskoe nas-ledie).
2. Brychkov A. S. Velikaja Pobeda i nesostojatel'nost' ee fal'sifikatorov // 70-ja godovshhina Velikoj Pobedy i be-zopasnost' sovremennoj Rossii: Nauchno-praktich. konf. (15 aprelja 2015 g.) M.: Voennyj universitet MO RF, 2015. S. 108—117.
3. Volkogonov D. A. Voinskaja jetika. M.: Voenizdat, 1976. 320 s.
4. Gusejnov A. A. Dolg // Novaja filosofskaja jenci-klopedija: v 4 t. / Pod red. A. A. Gusejnova, V. S. Stepina, A. P. Ogurcova, G. Ju. Semigina i dr. M.: Mysl', 2010. T.1. S. 686—689.
5. Zhukov G. K. Vospominanija i razmyshlenija: v 2 t. 13-e izd., ispr. i dop po rukop. avt. M.: Olma-Press, 2002.
6. Klimov S. N. Cennostnyj potencial rossijskogo pa-triotizma // Duhovnaja zhizn' rossijskogo obshhestva: sos-tojanie, problemy, tendencii: Materialy nauchno-praktich. konf. (28 aprelja 2009 g.). M.: MGJuA, 2009. S. 29—34.
7. Ksenofontov V. N., Kapustin A. Ja. // Sociolog-icheskaja jenciklopedija: v 2 t. T. 2: Chest' / Rukov. nauch. proekta G. Ju. Semigin. M.: Mysl', 2003. S. 760—761.
8. Ksenofontov V. N., Ksenofontov V. V. Russkjj mir: soderzhanie i specifika projavlenija // Samopoznanie russkogo naroda: sb. nauch. statej. M.: MGPU, 2014. S. 10—1122.
9. Lutovinov V. I. Sovremennaja molodezh' i velikoe nasledie Pokolenija Pobeditelej — duhovnaja osnova obe-spechenija nacional'noj bezopasnosti Rossii XXI veka // Pa-triotizm: istorija, sovremennost', obraz budushhego: sb. nauch. trudov: v 2 ch. Ch. 1. Ul'janovsk, 2015. S. 8—16.
10. Ogorodnikov Ju. A., Ogorodnikov A. Ju. Cennostnyj faktor patrioticheskogo samoopredelenija // Samopoznanie russkogo naroda: sb. nauch. statej. M.: MGPU, 2014. S.59—78.
11. Platon. Sobranie sochinenij: v 4 t. / Obshh red. A. F. Loseva, V. F. Asmusa, A. A. Taho-Godi. 1990—1994. M.: Mysl', 1990. T. 1.
12. Pokryshkin A. I. Kryl'ja istrebitelja. M.: Voenizdat MVS SSSR, 1948. 140 s.
13. Popel' N. K. V tjazhkuju poru. M.; SPb.: Terra Fantastica, 2001. 480 s.
14. Professional'naja jetika i sluzhebnyj jetiket dlja jurista / Pod obshh. red. Ju. A. Chernavina. M.: Prospekt, 2019. 328 s.
15. Rokossovskij K. K. Soldatskij dolg. M.: Voenizdat, 1988. 367 s.
16. Rotmistrov P. A. Vremja i tanki. M.: Voenizdat, 1972. 336 s.
17. Tabunov N. D. Kategorija jetiki i vospitanie voi-nov. M.: Voenizdat, 1965. 127 s.
18.Tajdakov V. I. Muzhestvo // Sociologicheskaja jenciklopedija: v 2 t. / Ruk. nauchn. proekta: G. Ju. Semi-gin. M.: Mysl', 2003. T.1. S. 690.
19. Timoshev R. M. Uroki grazhdanstvennosti // Du-hovnyj potencial Velikoj Pobedy i sovremennyj patriotizm: Materialy zasedanija Filosofskogo kluba. M.: Kniga i biznes, 2003. S. 67—72.
20. Tjushkevich S. A. O smysle Velikoj Pobedy // 70-ja godovshhina Velikoj Pobedy i bezopasnost' sovremennoj
Rossii: Nauchno-praktich. konf. (15 aprelja 2015g.). M.: Voennyj universitet MO RF, 2015.
21. Tjushkevich S. A. Filosofija i voennaja teorija. M.: Nauka, 1975. 311 s.
22. Janovskij R. G. Patriotizm: O smysle sozidajush-hego sluzhenija Cheloveku, Narodam Rossii i Otechestvu / Institut soc.-polit. issledovanij RAN. M.: Kniga i biznes, 2004. 528 s.
Submitted 29.07.2020
Sorokin Sergey A., post-graduate student of the Department of philosophy, sociology and history of the Russian University of transport, RUT (MIIT) (127994, GSP-4, Moscow, Obraztsova str., 9), ssa.ru@mail.ru