С® ФИЛОСОФСКИЙ ДИСКУРС ^D
DOI: 10.24412/2076-1503-2022-2-348-352 ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,
NIION: 2018-0076-2/22-489 доктор филологических наук, доцент,
MOSURED: 77/27-023-2022-2-688 профессор кафедры философии,
иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации», e-mail: [email protected]
КОНЦЕПТ «ПАТРИОТИЗМ» В БАЛЛАДЕ К. СИМОНОВА «СЕКРЕТ
ПОБЕДЫ»
Аннотация. В статье предпринята попытка описать концепт «патриотизм», иллюстрирующего нравственно-этическую категорию преданности и готовности положить жизнь ради победы. Индивидуально-авторский подход позволил определить, что концептуальная организация произведения, сформированная данным концептом, представляет собой одну из аксиологических доминант художественного мира автора. Патриотизм является развитием ипостаси «мужество», акцентирующей внимание на знаковых вещах и формулирующих нравственный императив долга постоять за Родину. Представления о долге и чести, преданности, самопожертвовании, служении народу - все эти глубинные идеи русского менталитета воплотились в концепте. Осмысление сущности, социокультурной и исторической самоопределённости служит залогом для успешного преодоления трудностей различного характера, имеющих место в истории нашей страны. В балладе «Секрет победы» К. Симонову удалось изобразить подвиг как процесс самореализации личности, основанного на определённой жизненной позиции защитника Родины, нацеленной на выполнение боевой задачи любой ценой. В основе патриотического самосознания можно выделить такие составляющие, как забота об Отечестве, правильная расстановка приоритетов, готовность идти до конца, предельная заинтересованность в победе над врагом.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое самосознание, фронтовая поэзия, подвиг, героизм, баллада, нравственно-этические нормы.
SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,
Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training
of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
THE CONCEPT OF "PATRIOTISM" IN K. SIMONOV'S BALLAD
"SECRET OF VICTORY"
Annotation. In this article, an attempt is made to describe the concept of "patriotism", illustrating the moral and ethical category of devotion and willingness to lay down one's life for the sake of victory. The individual author's approach made it possible to determine that the conceptual organization of the work, formed by this concept, is one of the axiological dominants of the author's artistic world. Patriotism is the development of the hypostasis "courage", which focuses on iconic things and formulates the moral imperative of the duty to stand up for the Motherland. The ideas of duty and honor, devotion, self-sacrifice, service to the people - all the deep ideas of the Russian mentality were embodied in the concept. Understanding the essence, socio-cultural and historical self-determination of patriotism is the key to successfully overcoming difficulties of various kinds that take place in the history of our country. In the ballad "The Secret of Victory" K. Simonov managed to por-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
tray the feat as a process of self-realization of a person based on a certain life position of the defender of the Motherland, aimed at fulfilling a combat mission. The basis of patriotic self-consciousness can be distinguished by such components as concern for the Fatherland, proper prioritization, readiness and utmost interest in defeating the enemy.
Key words: patriotism, patriotic identity, frontline poetry, feat, heroism, ballad, moral and ethical standards.
Исследование данной темы актуально в контексте культуры России, для которой национальная идея является механизмом, консолидирующим общество при столкновении с вызовами внешнего или внутреннего характера. Патриотическое самосознание в современных социокультурных условиях активно дискутируется и оценивается рядом исследователей в качестве идеи, близкой к отмиранию, на смену которой приходит мысль о новой идее человечества. Важные исторические и теоретические проблемы рассматриваются при изучении патриотизма как художественно-идейной доминанты, что является ключом к осмыслению его важности и роли в формировании национального духа. Подлинный патриотизм воспитывается литературой, отражающей зрелое и трезвое восприятие картины мира. Одним из писателей, активно обращавшегося к теме патриотического самосознания, является Константин Симонов.
Поэзия К. Симонова неразрывно связана с литературной и общественно-политической жизнью России. Его творчество стало неотъемлемой частью литературы и летописи ХХ в. и настолько масштабно, что до сих пор не исследовано во всей полноте, т.к. представляет собой множество нераскрытых смыслов поэзии. В своих стихах К. Симонов заново открывает творческую оригинальность, психологическую и гражданскую глубину. Фронтовая поэзия - тема многогранная, поскольку позволяет увидеть, посмотреть на мир через призму любви к Родине.
Современное прочтение поэтического наследия К. Симонова связано с человеком, защищающим своё Отечество. Современное концептуальное прочтение в литературном и историческом контексте, с учётом политических и идеологических реалий времени, актуально в рамках текстологического и ценностного подходов в анализе отечественной литературы ХХ в. Существенное уточнение представлений о выражении темы патриотизма во фронтовой поэзии и оценке специфики художественно-философского своеобразия проблемы «человек и Родина» на широком историческом фоне.
Представление о выражении идеи верности и беззаветного служения Родине отражает идею массовой преданности стране. Анализ специфики жанрово-стилевых форм в творчестве К. Симонова свидетельствует о трагизме и героизме и с
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
самого начала формируется как отражение личного восприятия войны и одновременно всеобщих мыслей и чувств.
Герой произведений К. Симонова - не только носитель духовных ценностей доблестного прошлого своего народа, но и их деятельный продолжатель, в своей исторической памяти глубоко осознающий исторические корни и закаляющийся испытаниями войны.
В качестве несомненного примера для подражания служит образ героя, чья жизнь освящена подвигом и идеей жертвенности, структура сюжета агиографична и содержит элементы, имевшие место в реальности. К отличительным особенностям организации поэтики можно отнести повествовательную организацию текста, опору на документальные, очерковые и репортажные данные, соответствие сюжета факту, присущую драме напряжённость и конфликтность.
При прочтении личность героя ассоциируется с образом защищающего свободу и независимость народа, развитие от частного к общему, от индивидуального к общенациональному, от конкретного события к его осмыслению в рамках трагедии для целого народа и исторического пути.
Тема верности Отечеству интересует поэта в аспекте духовной эволюции личности и судьбоносного воздействия времени на человека. Концепт «патриотизм» является общенациональным, но, наряду с этим, содержит национальные компоненты, отражающие историко-культурное развитие нации. Концепт «патриотизм» непосредственно связан с концептом «война», реализуясь в поэтическом дискурсе посредством совокупности символических образов воина, защищающего родную землю.
Баллада «Секрет успеха» посвящён лётчику-истребителю Николаю Терёхину, совершившему 10 июля 1941 г. первый в истории двойной таран. В период Великой Отечественной войны особенно актуальным становится жанр литературы социального выбора и героической семантики. Автор останавливает свой выбор на подвиге Н. Терёхина не случайно: интерес к национальным истокам самоотверженного поступка сочетается с эмоциональным фактором, ориентированного на прямое воздействие, на массовое сознание, углублённое лирическое начало компонуется с жертвенностью в обострённо-личностном восприятии; вместе с тем, автору удаётся сохранить
отстранённости и говорить о патриотизме, не используя высоких патетичных фигур речи. По сути, баллада «Секрет победы» представляет собой стихотворный репортаж о реальном событии с интенцией повтора подвига.
Характерным признаком баллады является построение её на антитезе, и в балладе «Секрет победы» это можно наблюдать в оппозициях детство - взрослая жизнь, беда - желание преодолеть трудности, один воин - группа врагов, земля - небо. Несмотря на то что о патриотизме не говорится напрямую, читателю даётся возможность имплицитно сформировать собственное мнение о патриотическом духе лётчика, исходя из ненавязчиво расположенных автором ориентиров. Система мотивов показывает образ мужественного защитника Отечества, ради спасения русской земли готового на самопожертвование.
Мотив отваги является центральным, а героическое поведение проявляется в служении стране и народу. Автор начинает повествование с образа подростка, любимого в семье, примерного на учёбе, ответственного на работе и узнаваемого народом. Человек такой верен в дружбе, готов бороться до конца, столкнувшись с трудностями или попав в беду. Николай Терёхин - именно такой самоотверженный парень, при появлении в воздухе вражеских бомбардировщиков отправляющийся на смертельно опасное задание. Патриотизм лётчика состоит в понимании и исполнении долга и является результатом воспитания.
Этапы сюжета знакомят читателя с портретной характеристикой героя. Хронотоп позволяет переключать планы изображения, что даёт возможность автору объединять факты и события, пространственные и временные точки, связанные общей идеей. Николай Терёхин выступает не только как конкретная историческая личность, но и как собирательный образ воина, готового сражаться за будущее страны. Сюжет, повествующий о патриотизме лётчика, символизирует собой подвиг народа, без широкой огласки и бравурности, тихого и типичного в своей повторяемости.
Основой самоотверженного сражения с самолётами захватчиков служит внутреннее единство, проявившееся в эмоционально-экспрессивной напряжённости разворачивающихся событий, воспринимаемых личностно: умение сконцентрироваться на выполнении боевой задачи, принять решение дважды таранить после того, как был израсходован боезапас. Проявление патриотизма состоит и в бесстрашии перед смертью, и в воплощении истинного мужества, которое императивно по той причине, что является внутренней личной необходимостью: «Но третий "Юнкерс" уходит, / Надо его подбить! / Ценою жизни победу / Терёхин решил добыть».
В организации концептуального пространства текста патриотизм представлен константой народного сознания, репрезентирует концепцию мужества и самоотверженного служения Родине, передаётся посредством через образ героя и реализуется прежде всего как нравственный императив. Роль и ценность силы состоит в том, чтобы противостоять насилию [5, с. 391].
Внутренний мир героя отчасти раскрыт в первых строках баллады: честный и добросовестный ребёнок вырастает достойным юношей и впоследствии становится верным гражданином Отечества, готовым отдать жизнь за родную землю. Автор не случайно стремится создать образ простого парня, ставшего героем, обращает внимание читателя на то, что он - выходец из народа, подчёркивает его бесстрашие, показывает некую заурядность и естественность подвига на войне, поскольку он совершается по велению сердца.
Концепт «патриотизм», представленный в жанре героической баллады, отражает мир души, где на первом месте находится желание послужить Родине. В горниле боёв, среди повседневного труда войны чувство патриотизма рождает, в том числе, и подвиги, мотивированное исключительным проявлением человеческого характера, иллюстрирует мировосприятие и иерархию ценностей не только одного воина, но и целого народа в лице этого воина [6, с. 44]. В исследуемой балладе автор, развивая идею патриотизма через рассказ о подвиге конкретного человека, призывает всех проявить лучшие качества советского человека в борьбе с вражеской силой.
Идея соборности тесно коррелирует с собирательным образом советского человека. Поэзия морального императива К. Симонова адресована не конкретной личности или подразделению, а всему народу, поскольку цель произведения - воспитать массовый патриотизм как на фронте, так и в тылу, ведь победа куётся общими усилиями - и на передовой, и в тылу.
Важным элементом баллады является морально-психологическая составляющая и обращение к историческим и национальным истокам героизма. В «Секрете победы» мы видим обращение автора к проблемам ценности жизни, гуманизма и цены победы, которые не утратили своей важности и в конфликтах второй половины ХХ и начала XXI в. Между тем, баллада не стала доминирующим жанром в творчестве К. Симонова и представляет собой героико-лирический эпос, где сюжет предлагает размышление на тему кодекса чести: война служит тем этическим пространством, где человек проявляет мужество, отвагу и доблесть. Война является той ситуацией, где осуществляется экстремальный нравственный выбор, подобно рентгену показывающий не только
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
высоту человеческого духа, но и низменность трусости и предательства [1, с. 152].
Сложно переоценить нравственную роль личности в войне, поскольку каждая жизнь представляет собой экстремальный и драматический срез человеческого бытия [7, с. 211]. Концепт «патриотизм» даёт ответ на вопросы: что защищать, зачем и как? Безусловно, преимущественно дух патриотизма ассоциируется с моральными основаниями воинской этики, но также он является неотъемлемой частью и ментальности народа и традиционных моральных оснований русской культуры [4, с. 84].
Патриотизм с древних времён воспринимался как доминанта, стержень, присущий всякому верному своей стране гражданину. Патриотизм выражается в жертвенности и за родину и «за други своя» и невозможен без морального выбора и без несгибаемого духа воина. Обращаясь к высшим ценностям, патриотизм служит той основой, благодаря которой реализуется сознательная устремленность к совершенству, к высшим ценностям, к личному приближению к идеалу. В борьбе со злом патриотичное поведение, сохранившиеся в народной памяти потомков, свидетельствует о высоких нравственных идеалах защиты традиций исторических и родной земли [10, с. 311].
Патриотичное поведение есть основа представлений об идеале воина, защитника Родины. Нравственный общественный долг в рамках воинского служения или противостояния злу сочетает в себе ряд нравственных качеств: патриотизм невозможен без жертвенности, без обострённого чувства справедливости. Произведения Константина Симонова являются как бы ответом на переживания и чувства народа, столкнувшегося с ордой захватчиков, поэтому, т.к. искусно автор передаёт глубокое чувство ответственности солдат и офицеров за свои поступки в годы войны, за готовность совершить подвиг и отдать жизнь. Несмотря на то что в произведениях представлены единичные акты героизма, поэт их не абсолютизирует и не идеализирует личность героя, а напротив, вкладывает в этот образ собирательный смысл, декларируя массовость подвига и готовность к самопожертвованию у каждого гражданина страны.
Человек, способный рисковать жизнью ради спасения Отечества, в первую очередь, воспитан на героических традициях своей Родины. Он не может поступить иначе, т.к. воспитан в атмосфере самоотверженности и в духе высокой морали: совокупность этих высоких качеств служит основой для патриотического самосознания и защиты свободы родной земли.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022
Большое значение в балладе имеет совершение героического поступка естественных условий, поскольку правда изображение жизни, посвящение благородством и героизмом всегда будет оставаться важным для людей. Освобождающие несгибаемый дух воинов и патриотизм, убеждённость справедливости и правоте освободительной войны служит примером для подражания подрастающему поколению [3, с. 214]. В битвах с фашизмом появился несгибаемый дух русского солдата, включающий особенности менталитета, ценностные установки, традиции и стереотипы как личности, так и всего общества.
В балладе «Секрет победы» автор устами героя даёт ответ, состоящий в готовности быть упрямым, идти до конца, быть храбрым. Концепт «патриотизм» имеет довольно развитую семантику, и в данном произведении репрезентация исторической памяти через подвиг служит не только напоминанием, но и назиданием для беззаветного служения Родине. Великая Отечественная война стала испытанием духовной прочности для страны, народа и каждого человека. Исторически достоверное описание событий боя, в котором Николай Терёхин одержал победу с превосходящими силами неприятеля,отличается глубоким духовно-нравственным содержанием, автор отказывается от лживой величавости и приукрашенного изображения, ему удаётся передать атмосферу боя в тонах ежедневного героизма и самопожертвования, избегая громких фраз и излишней патетичности.
Заслуга К. Симонова в том, что ему удалось изобразить проявление патриотического духа в жизненной истинности. Проблема «человека и войны» преподносится в ключе выбора между возможностью поражения одного вражеского бомбардировщика из пулемётов и возвращения на аэродром и борьбой до устранения вражеских самолётов путём тарана. Лётчик выбирает второе и совершает на первый взгляд невозможное.
Обращение к подвигу наполняют произведение нравоучительно-дидактическим содержанием, способным повлиять на формирование и укрепление духа молодёжи, воспитать умение преодолевать встречающиеся на пути трудности, принимать самостоятельные решения в ответственный момент, хранить верность традициям старших и отвечать высоким идеалам [8, с. 31].
Таким образом, патриотизм формируется из многих слагаемых и представляет собой не единичный принцип и не элементарную этическую норму, а сложную систему ценностных ориента-ций личности [12, с. 25]. В балладе «Секрет победы» подвиг одного человека служит показателем готовности идти до конца. Патриотизм является способом единения людей, формируется на
основе верной оценки событий прошлого, настоящего и прогнозировании будущего; его формирование определяется, главным образом, полем культуры и исторических традиций государства, национальных приоритетов и интересов [9, с. 125]. Патриотическое сознание открыто для восприятия других культур, но приоритет отдаётся предметно-практическому опыту предков.
К. Симонов даёт однозначно понять, что патриотизм - это деятельная категория, реализуемая в актуальном плане. Воспитывая ум и сердце, чувство патриотизма становится мотиватором для поступков человека [11, с. 207]. Патриотизм, существующий сослагательно, виртуально, представляет собой не более чем фикцию, помысел, нереализованную идею. Не случайно автор отводит важное место периоду становления личности -детским и юношеским годам. В это время происходит самоидентификация, самоопределение и самореализация личности. Пример патриотичного поведения в лице родителей усваивается, укрепляется и реализуется впоследствии.
Проявление конкретных форм патриотизма возможно на двух уровнях: макроуровень включает отношение личности к Отечеству, народу, обществу, а микроуровень - к малой родине, семье, родственникам. Природа патриотизма обнаруживает трёхкомпонентный состав: познавательный багаж, морально-нравственный стержень и практический опыт. В структуре отечественного патриотизма ключевой онтологической характеристикой является духовная доминанта самопожертвования во имя победы над врагом [2, с. 53]. Если для западного мира понимание патриотического чувства зиждется на рационализме, прагматических и гедонистических взглядах и приоритете земных благ, то русское сознание выстраивает такую иерархию ценностей, где доминируют морально-нравственные ценности, не умаляя значимости материально-бытовых аспектов жизни. Именно такой синтез позволил сформироваться таким свойствам личности русского воина, как преданность, верность, честность, служение, доблесть, упорство, отвага, жертвенность, самоотверженность.
Список литературы:
[1] Волкогонов Д.А. Феномен героизма: о героях и героическом. - М.: Политиздат, 1985. -263 с.
[2] Головнёв А. Психологическая подготовка войск // Военный вестник. - 1993. - № 5. - С. 51-54.
[3] Ерасов Б.С. Социальная культурология: учеб. для студ. высших учебных заведений. - 2-е изд. испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 591 с.
[4] Иванов И.Я. Ответственность офицера. -М.: Воениздат, 1983. - 118 с.
[5] Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 414 с.
[6] Кокорин A.A. Оборонное сознание: реальность и необходимость // Военная мысль. - 1989.
- № 6. - С 39-48.
[7] Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. - М: Политиздат, 1984. - 335 с.
[8] Кузнецов В.А. и др. Морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и подразделений Вооружённых Сил Российской Федерации. - Коломна: Михайловское ВАКИУ, 1996. - 54 с.
[9] Рахимов О.Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности. - М.: ГА ВС, 1994. - 168 с.
[10] Серебрянников В.В. Социология войны.
- М.: Научный мир, 1997. - 398 с.
[11] Шаваев А.Х. Военная мощь государства.
- М.: МО СССР, 1983. - 250 с.
[12] Шагбанова Х.С. Анализ сферы личности героя на примере жития великого князя Александра Невского [Электронный ресурс] / Litera. - 2021.
- № 9. - С. 19-27. URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=36398 (дата обращения: 02.02.2022).
Spisok literatury:
[1] Volkogonov D.A. Fenomen geroizma: o geroyah i geroicheskom. - M.: Politizdat, 1985. -263 s.
[2] Golovnyov A. Psihologicheskaya podgot-ovka vojsk // Voennyj vestnik. 1993. - № 5. - S. 51-54.
[3] Erasov B.S. Social'naya kul'turologiya: Uchebnik dlya studentov vysshih uchebnyh zave-denij. - 2-e izd. ispr. i dop. - M.: Aspekt Press, 1996.
- 591 s.
[4] Ivanov I.YA. Otvetstvennost' oficera. - M.: Voenizdat, 1983. - 118 s.
[5] Kagan M.S. Filosofiya kul'tury. - SPb.: Petropolis, 1996. - 414 s.
[6] Kokorin A.A. Oboronnoe soznanie: real'nost' i neobhodimost' // Voennaya mysl'. 1989. - № 6. - S. 39-48.
[7] Kon I.S. V poiskah sebya: lichnost' i ee samosoznanie. - M: Politizdat, 1984. - 335 s.
[8] Kuznecov V.A. i dr. Moral'no-psihologich-eskoe obespechenie boevyh dejstvij chastej i podrazdelenij Vooruzhyonnyh Sil Rossijskoj Feder-acii. - Kolomna: Mihajlovskoe VAKIU, 1996. - 54 s.
[9] Rahimov O.H.-A. Moral'naya regulyaciya voinskoj deyatel'nosti. - M.: GA VS, 1994. - 168 s.
[10] Serebryannikov V.V. Sociologiya vojny. -M.: Nauchnyj mir, 1997. - 398 s.
[11] SHavaev A.H. Voennaya moshch' gosu-darstva. - M.: MO SSSR, 1983. - 250 s.
[12] SHagbanova H.S. Analiz sfery lichnosti geroya na primere zhitiya velikogo knyazya Aleksan-dra Nevskogo [Elektronnyj resurs] / Litera. - 2021. -№ 9. - S. 19-27. URL: https://nbpublish.com/library_ read_article.php?id=36398 (data obrashcheniya: 02.02.2022).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 2 • 2022