Научная статья на тему 'Патриотические программы на Амурском телевидении («Фронтовая реликвия», «Единое Приамурье» и «Победители»)'

Патриотические программы на Амурском телевидении («Фронтовая реликвия», «Единое Приамурье» и «Победители») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
43
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГТРК «АМУР» / АМУРСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СМИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лагуткина Яна Николаевна

In this article we are talking about the role of patriotic programs at the regional television. The features of the programs that aired local television channels in the celebrations to mark the 65 th anniversary of Victory in Great Patriotic War. The analysis is performed on the example program «Frontline relic», «Single Amur» and film «Winners».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриотические программы на Амурском телевидении («Фронтовая реликвия», «Единое Приамурье» и «Победители»)»

Я.Н. Лагуткина

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ НА АМУРСКОМ ТЕЛЕВИДЕНИИ

(«ФРОНТОВАЯ РЕЛИКВИЯ» «ЕДИНОЕ ПРИАМУРЬЕ» И «ПОБЕДИТЕЛИ»)

In this article we are talking about the role of patriotic programs at the regional television. The features of the programs that aired local television channels in the celebrations to mark the 65 th anniversary of Victory in Great Patriotic War. The analysis is performed on the example program «Frontline relic» «Single Amur» and film «Winners».

Патриотическое воспитание граждан сегодня является приоритетной задачей государственной политики. Одним из эффективных каналов воздействия на массовую аудиторию как средство коммуникации считается телевидение. Наибольшими ресурсами воздействия на зрителей в силу близости к нуждам и интересам граждан обладает региональное, в частности местное, телевидение. Несомненные преимущества этого вида СМИ позволяют региональным журналистам с большей эффективностью формировать гражданскую позицию своих зрителей, выполнять функцию патриотического воспитания. В условиях ажиотажа вокруг военной темы, который имел место в первой половине 2010 г., авторы телевизионных патриотических проектов стремились выработать такую концепцию программы, которая была бы наиболее привлекательна и интересна для зрителей. Это связано с тем, что в последние годы возникла потребность в поднятии патриотических настроений россиян, в частности молодежи, в выстраивании соответствующей государственной политики. Налицо острая необходимость заполнения идеологического вакуума, образовавшегося после распада СССР.

Одна из серьезных причин отсутствия должной оценки роли патриотизма в современных условиях - неоднозначность и разновекторность теоретической разработки идей патриотизма, их пропаганды в СМИ, установках политических партий и движений. Патриотизм всегда был связан с мужеством, доблестью и героизмом, силой русского народа, рассматривался как необходимое условие единства, величия и могущества России.

В специализированной литературе по теории журналистики выделены пять функций, которые выполняет телевидение в повседневной практике: информирование, воспитание, организация поведения, поддержание коммуникативной деятельности и создание определенного эмоционально-психологического тонуса.

Каждая из функций связана с решением определенного круга задач. В свою очередь различные жанры телевизионных программ обусловливают характер их влияния на формирование ценностных ориентаций граждан. В большей степени такое влияние способны оказать телевизионные материалы, выполненные в жанрах аналитики и художественной публицистики.

Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. Они, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. В силу уникальной изобразительновыразительной природы, мощи психологического воздействия на массовое сознание, беспрецедентного по масштабу охвата аудитории телевидение было и остается политически детерминированным институтом. Центральное телевидение на сегодняшнем этапе развития располагает большими возможностями и предлагает значительный выбор телевизионной

продукции для удовлетворения образовательных, воспитательных, творческих потребностей современного общества [5, с. 326].

По сведениям исследовательских организаций, сегодня в России ведут вещательную деятельность около двух тысяч каналов, 80% которых составляют республиканские, краевые, областные и городские телерадиокомпании. Именно через программы региональных телекомпаний - государственных и коммерческих, стремящихся сохранить родной язык, культуру своего края, а заодно народов и народностей, населяющих нашу страну, - и раскрывается духовное начало России, составляющее основу нашего государства.

Местные телекомпании считают престижным и выгодным участие в предвыборных мероприятиях кандидатов в органы законодательной и исполнительной власти страны. Они размещают в эфире телевизионные ролики и материалы, зачастую апеллирующие к патриотическому сознанию аудитории и содержащие скрытую рекламу.

Региональное и местное телевидение обладает тем необходимым потенциалом, который позволяет воспитывать в зрителях те или иные свойства личности, осуществлять информационную поддержку в процессе социализации и патриотизации населения [2, с. 234].

Несомненного апогея идеи патриотизма достигли в прессе во время Великой Отечественной войны. Советские СМИ были тем инструментом, который убеждал, мобилизовал людей на подвиг, на самопожертвование, на преодоление неимоверных трудностей. В послевоенной журналистике влияние на патриотическое сознание населения страны по-прежнему оставалось главной задачей. Между тем телевидение, как новое средство массовой информации, стремительно развивалось и обнаруживало все новые средства и технологии такого воздействия.

В советской науке попытка дать развернутую и дифференцированную типологию телевизионных программ была предпринята авторами коллективной монографии «Жанры телевидения» [1, с. 92]. Сосредоточив внимание на одном - жанровом - аспекте типологического анализа, авторы поставили перед собой цель дать классификацию наиболее распространенных в современном телевидении жанров и видов передач. При этом основными критериями, в соответствии с которыми выделялись жанровые единицы, служили характер композиционной организации материалов, мера типизации, а также преобладающее изобразительное средство.

В зависимости от первых двух критериев жанры делились на информационные, публицистические и художественные, в зависимости от третьего - на разговорные, фото-, кино- и жанры прямого телевидения.

Касаясь темы нравственного воспитания при освещении событий, носящих историкопатриотический характер, следует говорить о значительной роли публицистики в формировании зрительского отношения.

Форма телепрограммы детерминируется прежде всего содержанием, но она также зависит и от различного рода средств, с помощью которых это содержание реализуется. Прежде всего программы телевидения могут быть дифференцированы по типу условности, лежащей в их основе. С этой точки зрения разграничиваются программы документальные, документальнохудожественные и художественно-игровые.

Историю Амурского телевидения следует рассматривать с того момента, когда уже возникло центральное и республиканское ТВ и массовое вещание. Л.В. Козлова выделяет следующие периоды развития Амурского телевидения [3, с. 59]. Первый период - с конца 50-х до 1967 г. - работа Благовещенской и Райчихинской телестудий, подготовка технической базы для полноценного вещания, подбор профессиональных кадров, начиная от технических работников до дикторов. На заре своего становления Амурское телевидение было таким разнообразным по жанрам, каким оно не было во все последующие годы (телетеатр, цикл передач для детей и

молодежи, передачи для работников сельского хозяйства). Второй период (1968-1990 гг.) связан, прежде всего, с включением Амурского телевидения в систему Центрального (трансляция «Орбиты»). Этот период характеризовался стремлением охватить вещанием всю территорию области, пропагандой политики КПСС, развитием телевизионных жанров на амурском экране. Третий период начался с 1991 г. и продолжается по сегодняшний день. Появились муниципальные и частные компании. А вместе с тем появились новые программы и авторские проекты.

Патриотические программы на Амурском телевидении возникли еще на этапе становления регионального телевещания в Приамурье. Уже в 1963 г. выходили такие передачи как «Люди и судьбы», «Патриот», которые делались молодежной редакцией. Их направленность была не столько развлекательной, сколько образовательной, воспитательной. Программы, созданные для детей и молодежи, были во многом идеологизированы. Развиваются такие направления патриотического воспитания как военное, гражданское, спортивное, культурное.

На сегодняшний день в эфир на Амурском ТВ выходит еженедельно более 30 программ собственного производства. К тематическому пласту проектов, посвященных Великой Отечественной войне, можно отнести «Фронтовую реликвию», выходившую в эфир еженедельно и программу «Победители», не являющуюся цикличной, но созданную редакцией ТК «Город» специально к юбилею Дня Победы. К патриотическим программам относится и «Единое Приамурье», представляющее собой коллаж из нескольких сюжетов, объединенных общей идеей. Эта программа выходила в эфир в преддверии декабрьских выборов 2009 г.

Программа «Фронтовая реликвия» на телеканале ГТРК «Амур» была создана в мае 2009 г. Условный срок существования проекта - полтора года, вплоть до Дня Победы над Японией. За это время планировалось создать ряд телевизионных сюжетов о ветеранах Великой Отечественной. Концепция программы предполагала рассказ о судьбах участников войны через воспоминания, связанные с конкретными вещами, сохранившимися до сегодняшних дней. Таким образом, создатели проекта определили для себя предмет программы, а следовательно, и жанровую разновидность сюжетов. Наиболее подходящим для данной программы жанром стал телевизионный художественно-публицистический очерк. Продолжительность его - 10 минут.

Периодичность выхода новых передач - раз в две недели. За это время у корреспондентов было время и на поиск героя, сохранившего свои фронтовые реликвии, и для самого съемочномонтажного процесса.

Над программой работали Е. Фещук, Ю. Камышный, Е. Кудрина, А. Козлова, С. Майорова. Каждый из авторов привнес в передачу свое видение Великой Отечественной войны.

Главная миссия программы - рассказать фронтовые истории и показать военные реликвии как связующее звено между поколениями, приблизить и пересказать историю, адаптировав ее для обыденного сознания и, таким образом, разбудить сострадание, участие в каждом зрителе независимо от его возраста, профессии и социального положения.

Социальный проект «Единое Приамурье» выходил в эфир с 10 сентября по 15 октября 2009 г. Концепция программы предполагала формирование чувства общности и гордости за область. Данная цель достигалась путем демонстрации достижений, показа выдающихся личностей, прославивших Амурскую область за ее пределами. Передача выходила в эфир дважды в неделю, по четвергам и субботам, при этом дублировалась на телеканале «Губерния». Героями могли стать спортсмены, триумфально выступившие на соревнованиях и достойно защитившие честь Приамурья; актеры и танцоры, участники ансамблей и кружков; обычные граждане, добившиеся успехов в своей профессии. Авторами сюжетов становились практически все корреспонденты ГРТК «Амур».

Зритель подвергался пропагандистскому влиянию, умело завуалированному под публицистический очерк о людях, внушающий гордость за Приамурье, за героя программы и

вызывающий всплеск энтузиазма, внутреннее принятие идеи «единства». Патриотические задачи здесь выполняются достаточно заметно. Целевая аудитория при этом не ограничивается активным электоратом. Воздействие, оказываемое видеоматериалами, направлено и на более молодую аудиторию: старших школьников и студенчество. Таким образом, осуществляется функция патриотического воспитания молодежи, привитие им любви к своей «малой» родине.

Программа «Победители» представляет собой фильм о Великой Отечественное войне, созданный корреспондентом телекомпании «Город» Александром Ворониным совместно с оператором и монтажером Денисом Яворским.

Фильм построен на воспоминаниях ветеранов и военной хронике, сопровождающейся закадровым комментарием автора. Комментарий имеет характер энциклопедической справки о ходе военных действий, выстроенных в хронологическом порядке. Воспоминания ветеранов также зачастую сводятся к констатации общеизвестных фактов истории. Практически не уделяется внимания уникальным случаям из жизни и фронтовым воспоминаниям воинов-амурцев.

Следуют отметить, что программа «Победители» не уступает другим рассмотренным выше проектам в плане художественного осмысления действительности и изложения материала. Материал, исторические сводки и воспоминания, однако, не выражают личной позиции самих героев фильма, индивидуальные истории не обозначены.

Фильм состоит из шести частей, соответствующих важнейшим битвам Великой Отечественной: «Победители», «Сталинград», «Курская битва», «Ленинград», «Битва за Днепр», «Берлин». Каждая часть построена на воспоминаниях амурчан - участников этих сражений. Эти воспоминания выглядят несколько унифицированными из-за однообразного оформления синхронов. Все герои, закрепленные каждый за своей частью фильма, сняты в одной обстановке (черный фон). Нет в фильме информации биографического плана, упор делается на общероссийскую хронику.

Сегодня в программах патриотической тематики на Амурском телевидении доминируют идеи единства, гордости и преемственности поколений. История Великой Отечественной войны переосмысляется с позиции рядового человека. Трагедия уже не носит характера государственной, она становится частной, интимной.

Появляются такие типы программ как «Фронтовая реликвия», акцентирующая внимание зрителей на материальных свидетельствах войны. Тем самым осуществляется связь времен, война представляется более реальной, близкой, личной благодаря воспоминаниям и историям героев программы.

Программа - это «материальное» воплощение и продолжение творческой

индивидуальности в экранном продукте. Телезрителями они воспринимаются как нечто цельное, как проект, который невозможно представить разделенным на части.

Авторами рассматриваемых нами патриотических программ на Амурском телевидении являются журналисты из телекомпании ГТРК «Амур» и А. Воронин из телекомпании «Город». Виду того, что два цикла программ на ГТРК «Амур» не имели закрепленного автора и ведущего, а состав корреспондентов, готовящих материалы, постоянно менялся, индивидуальные образы проектов не сформировались. Над программой «Фронтовая реликвия» работали несколько корреспондентов. Среди них Е. Фещук, Ю. Камышный, С. Майорова, Е. Кудрина. Индивидуальный стиль авторов прослеживается в каждом конкретном материале, однако на общую концепцию цикла это не влияет. То же можно сказать и о программе «Единое Приамурье». Фильм «Победители» создан одним автором. Личность А. Воронина, склонного к аналитике, наложила отпечаток на замысел и манеру воплощения идеи.

Сегодня освещение темы войны ведется не только посредством специальных программ, но и в выпусках новостей местных и региональных телекомпаний. Однако стоит отметить, что начало серьезных, долгосрочных проектов, которые стали предметом анализа в данной статье, было положено за год - полтора до 65-го юбилея Победы.

Анализ данных программ представляется актуальным и своевременным, поскольку отражает современное состояние амурской патриотической журналистики в период усиления интереса к данной теме со стороны общества.

Уникальность замысла не всегда отличает программы местного телевидения. Зачастую авторы материалов о войне увлекаются историческими сводками, лишенными индивидуального колорита.

Патриотическое воспитание и идеологическое воздействие на массовое сознание зрителей становятся инструментами в процессе реализации предвыборных РЯ-технологий. Проект «Единое Приамурье» - единственный из анализируемых нами материалов в чистом виде выполняет функцию воспитания, патриотического просвещения аудитории. Специфика программы во многом напоминает идеологические подборки материалов советской эпохи развития тележурналистики. Нужный эффект достигается именно благодаря сочетанию нескольких сюжетов, которые в другом окружении не представляли бы особой патриотической ценности, но в совокупности дают возможность проявиться общей морали, заложенной в представленных материалах.

В результате проведенного анализа можно утверждать, что программы «Фронтовая реликвия», «Победители» и «Единое Приамурье» действительно несут в своей концепции патриотическую нагрузку. В каждой из программ заложенный в нее воспитательный компонент проявляется в особой, индивидуальной форме. В большей степени задачам патриотического воспитания отвечает проект ГТРК «Амур» «Единое Приамурье». Военно-патриотические и духовно-нравственные ценности формирует программа «Фронтовая реликвия». Она же представляет наибольший интерес для исследователей благодаря специфическому замыслу. Фильм «Победители» является наиболее законченным с точки зрения воплощения четко обозначенной идеи и графического оформления.

1. Багиров Э.Г. Очерки теории телевидения. - М.: Искусство, 1978. - 152 с.

2. Зверева Н.В. Школа регионального тележурналиста: Учеб. пособие. - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 320 с.

3. Козлова Л.В. Амурское телевидение: история и современность. - Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2005. - 234 с.

4. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения // Педагогика. - 2006. - № 5. -С. 110-114

5. Хаусов В.М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Социально-гуманитарные знания. - 2007. -№ 4. - С. 325-331

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.