Научная статья на тему 'Из истории Амурского телевидения'

Из истории Амурского телевидения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
313
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ В РОССИИ / ИСТОРИЯ АМУРСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернышев Иван Евгеньевич

This article is devoted to the history of the Amur TV: to its origin, establishing and development. There are all the stages of those process reflected.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Амурского телевидения»

И.Е. Чернышев

ИЗ ИСТОРИИ АМУРСКОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

This article is devoted to the history of the Amur TV: to its origin, establishing and development. There are all the stages of those process reflected.

«Анализ истории телевидения в России позволяет выделить несколько этапов его развития, каждый из которых характеризуется качественно новым содержанием. Первый этап - от научных опытов, изобретений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на расстоянии до появления регулярного телевизионного вещания, то есть хронологически от начала нынешнего века до 30-х годов. Второй этап - от выхода в эфир первых регулярных телепередач до создания системы центрального, республиканского и местного телевидения и возникновения массового вещания в 60-е годы. Третий этап - с конца 60-х годов, когда массовое вещание стало общесоюзным, многопрограммным, до 90-х годов. Четвертый этап начинается в 90-х годах, когда вместе с распадом СССР разрушается система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возникает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, между государственным, общественным и коммерческим вещанием. Появление в нашем эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных телепрограмм - принципиально новое явление вещания, которое и определяет начало четвертого периода в истории отечественного телевидения» [4, с. 6].

Становление телевидения в Амурской области пришлось на конец второго - начало третьего российских этапов. Первый телецентр Приамурья появился не в областном центре Благовещенске, а в небольшом городе угольщиков Райчихинске. В апреле 1957 г. энтузиасты из «Райчихинского научно-технического горного общества» задались целью построить в городе телевизионный центр. Была направлена делегация в Томск для ознакомления с уже действующим телецентром, созданным по чертежам Томского политехнического института. По этим чертежам было решено соорудить телецентр и в Райчихинске. В состав инициативной группы входили А. Гришин, Д. Пономарев, А. Манченко, В. Клюка, Н. Парков, Д. Сапожников, Л. Дериколенко, Е. Сычугов и др. Возглавил начинание главный инженер предприятия «Дальвостуголь» Александр Яковлевич Сотников. Практическую помощь в наладке аппаратуры согласился оказать один из разработчиков проекта - главный инженер Томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов.

1 января 1958 г. в газете «Горняк» появилось сообщение «В Райчихинске закончилось строительство первого в Амурской области телецентра. 31 декабря 1957 года состоялась первая телевизионная передача». Но официального открытия телецентра затянулось на долгие пять лет, так как затраты на его содержание в маленьком провинциальном городке не были экономически оправданными.

Интересен тот факт, что почти во всех краях и областях Дальнего Востока телевидение начиналось как любительское. В Приморье [7] энтузиастом-первопроходцем стал Виктор Назаренко — младший лейтенант, служивший в Черниговке авиатехником. Именно он смонтировал первый в крае приемопередатчик на основе бегущего луча, названный им ЧТЦ -Черниговский телецентр. 10 сентября 1953 г. была проведена первая пробная телевизионная передача. Передавалась она с квартиры В.Е. Назаренко, принималась на квартире А.С. Квача. А уже спустя два года начал регулярные передачи любительский телецентр.

Начало Магаданскому телевизионному вещанию было положено 4 марта 1956 г., когда в радиоклубе ДОСААФ появилась телевизионная секция. Свою работу она начала с разработки и

конструирования необходимой аппаратуры. В том же году было начато строительство любительского телецентра. В течение нескольких месяцев оно было завершено, и 15 октября 1957 г. началось вещание - сначала 4, а затем 6 раз в неделю [8].

В те же годы получило начало и телевидение у наших соседей за Амуром. 20 декабря 1958 г. в Харбине был образован комитет по телевидению провинции Хэйлунцзян. Это было третье провинциальное телевидение в Китае, после Пекина и Шанхая. Год ушел на решение организационных и технических проблем, и 20 декабря 1959 г. была осуществлена первая передача - выпуск новостей. Сначала передачи шли трижды в неделю по пятнадцать минут, затем

- по два часа. Через год вещание стало ежедневным.

По всей стране, в том числе и на Дальнем Востоке, инициатива «снизу» привлекла внимание к телевидению партийных и хозяйственных властей. Стали возводиться типовые телевизионные центры. С 1955 г. началось регулярное вещание во Владивостоке [7], в 1958-м - в Хабаровске, в 1960-м - в Магадане [8] и Южно-Сахалинске [9], в 1963-м - в Чите [10].

В Приамурье на руку областному телевидению сыграл и человеческий фактор. «Муки рождения телевидения в Райчихинске ускорили организацию областного телевидения. Этому способствовало и то, что в конце 50-х гг. произошла смена руководителей области. Первым секретарем обкома партии был избран Петр Иванович Морозов, а вторым - Владимир Николаевич Иванов. Один приехал из Москвы, где телевидение уже стало неотъемлемой частью жизни, поэтому привез с собой телевизор. Второй - из Райчихинска. А идеологом был избран Юрий Константинович Фишевский, который, находясь в течение трех лет на учебе в Москве, тоже основательно приобщился к телевидению. Передачи телевидения из Москвы по наземным радиорелейным линиям, прокладка которых в те годы началась, из-за своей дороговизны и трудоемкости могли прийти в Благовещенск только через семь-десять лет. Чтобы ускорить получение этого блага, был только один выход - построить в Благовещенске телецентр. Потребовались деньги, нужны были богатые «спонсоры», а их в Благовещенске да и в области не было. И тогда эти три руководителя решили попросить дирекцию Райчихинского угольного комбината отдать один из комплектов телецентра Благовещенску. Естественно, что речь шла о том комплекте, который уже был запущен в работу и который собирались заменить. Так как бывший начальник комбината В. Иванов теперь курировал промышленность в области, а один из инициаторов создания в Райчихинске телецентра энергетик Анатолий Константинович Гришин стал главным энергетиком областного совнархоза, вопрос был решен положительно» [5, с. 42].

2 марта 1962 г. на голубых экранах немногочисленных владельцев телевизоров областного центра Приамурья появился титр: «Показывает Благовещенск». Диктор сообщила: «Созданный в Благовещенске с помощью ряда предприятий и организаций области телецентр принят в разряд государственных. Этот телецентр действует на правах государственного программного телецентра до сдачи в эксплуатацию типового телецентра. С 1 марта при областном радиокомитете организована студия телевидения, которая отныне будет вести передачи три раза в неделю, а затем ежедневно по три - пять часов в сутки».

Программа длилась три часа и ознаменовала собой начало в Приамурье регулярного областного телевизионного вещания.

Создавался телецентр группой инженерно-технических работников Благовещенского радиоузла - Николаем Кривченко, Иваном Гурским, Нитом Мартыновым. Руководил монтажом главный инженер Томского телецентра Юлий Михайлович Дьяконов.

В своих воспоминаниях тогдашний директор телестудии Борис Рябов пишет: «Телевизионных режиссеров, звукорежиссеров, теле- и кинооператоров, дикторов и других

работников совершенно новых профессий никто в стране не готовил. Даже при организации редакций, а именно с этого надо было начинать, пришлось столкнуться с трудностями. Свободных журналистов в Благовещенске не было, а работавшие в газетах смотрели на телевидение как на что-то несерьезное, поэтому от предложений перейти на работу в комитет отказывались. Ближе к телевидению были журналисты радиокомитета. Проработав почти два года заместителем председателя комитета и главным редактором радиовещания, я хорошо знал творческий коллектив радио. Некоторым наиболее энергичным, находящимся в постоянном поиске журналистам и было предложено перейти на телевидение» [5, с. 36].

А вот воспоминания Заслуженной артистки РФ Раисы Поздняковой, начинавшей работу диктора на Райчихинской студии: «Меня и мою одноклассницу пригласили попробовать себя в роли диктора. Но однокласснице не разрешили родители. В это время телевидение считалось несерьезной работой. А я решила пойти. Несколько раз открывала программу, читала «новости». Смотрю, с каждым днем у меня получается все лучше и лучше, да и работа очень понравилась. Я слушала дикторов Всесоюзного радио, старалась подражать их манере чтения. Ведь в то время учиться было не у кого» [6].

Одними из первых перешли на телестудию журналисты Александр Зубов, Тамара Черепанова и Геннадий Сопов, телеоператор Юрий Кудрин, киномеханики Леонид Балаев, Анатолий Веретельников, редактор Генриетта Машкова и др. В следующем году на телевидение пришли режиссер Радий Степанович Мартынов, главный редактор Иван Лушкин, редактор детских передач Галина Буренкова. «Фантазия у нее била ключом, неиссякаемой энергией заряжала всю телевизионную молодежь» [2], - вспоминала о Галине Павловне редактор Галина Коноплева.

Первый год передачи велись три дня в неделю - по средам, субботам и воскресеньям, по два часа в сутки. Вспоминает бывший киномеханик Леонид Балаев: «Начинал я работать учеником киномеханика в кинотеатре «Союзкино», переименованном позже в «Октябрь». В конце 1962 года пришел на телевидение. Застал кинооператоров Эдуарда Козлова, его однофамильца Леонида Козлова, монтажниц Надежду Морозову, Лидию Руденко. Процесс подготовки киноматериалов для эфира строился следующим образом: операторы снимали сюжеты на узкопленочную 16 мм пленку. Затем пленка проявлялась в киноцехе. Там же во главе с редакторами, режиссерами осуществлялся монтаж. Смонтированные новости, киносюжеты вечером выдавали в прямой эфир с кинопроекторов типа СКП-16 («Украина»). Художественные и документальные фильмы получали из кинопроката и выдавали в прямой эфир с кинопроекторов СКП-26. Аппаратура была ламповая, требовала постоянной профилактики. Старая пленка фильмов из кинопроката часто рвалась. Случались технические остановки эфира. В это время демонстрировалась рисованная заставка с надписью «Технический перерыв», фотографическая заставка или настроечная таблица. Эфир прерывался не более чем на пятнадцать-двадцать секунд». Материалы собственного производства занимали 30 минут. Начинались они обычно журналами «Телевизионные новости» или «Пионерия». В «Телевизионных новостях» сообщалось о важных событиях, происшедших не только в городе и области, но и в стране и за рубежом. В студии выступали передовики производства, студенты, школьники, которые рассказывали о делах коллективов, о своих успехах.

Некоторые передачи строились на фотографиях. Заканчивались «Теленовости» сатирической страничкой. На основе собственных сценариев журналисты снимали первые

передачи. Это были литературно-музыкальные композиции. Наиболее удачные из них «О комсомоле», «По планете шагает Весна» созданы старшим редактором Александром Зубовым.

Как известно, начинающим всегда тяжело. Поэтому первые большие передачи были выполнены на самодеятельном уровне и решены в стиле радиопостановок. Однако уже в апреле на экранах появились народные таланты. Была показана пьеса «Остров Афродиты» в постановке коллектива народного театра прииска «Октябрьский». Коллектив художественной самодеятельности благовещенской школы-интерната № 4 сыграл водевиль Чехова «Юбилей». Дважды выступил ансамбль Благовещенского Дома пионеров и школьников и эстрадный оркестр мединститута. При телестудии формируется фильмотека, располагавшая более чем 30 программами с выступлениями известных мастеров сцены Ленинграда, Москвы и братских республик. В этот период студия сумела периодически организовать детские программы: для малышей каждую субботу выходила передача «В гостях у сказки», которую вела «бабушка Фаина» - артистка областного театра драмы Фаина Марина.

В процессе становления телеэфира не обходилось и без курьезов. «Эталоном женской красоты на Центральном телевидении в 1963 году была диктор Анна Шилова. Москвичи с любовью называли ее «наша Аннушка». Так вот, эта Аннушка летом 1963 г. целых два месяца открывала и закрывала программу Благовещенской телестудии! Так случилось, что мы опять остались без диктора. Объявили конкурс на замещение вакантных должностей. А пока шел конкурс, пока победитель осваивал необходимые азы, студия должна была работать. И тут подвернулся счастливый случай. Центральное телевидение создало документальный телефильм «Показывает Москва». Он был разослан во все студии страны и был интересен как для зрителей, так и для начинающих телевизионщиков. При просмотре этого фильма у меня возникла дерзкая и, я бы сказал, авантюрная идея. Фильм начинался с появления на экране Анны Шиловой, которая открывала программу общепринятыми словами «Добрый вечер, дорогие телезрители, начинаем нашу программу», а заканчивала словами «Уважаемые телезрители, на этом наши передачи окончены. Мы прощаемся с вами. Спокойной ночи». Приглашаю монтажницу Надю Морозову, говорю:

- Надюша, я нашел диктора. Вырежи из фильма открытие и закрытие программы московским диктором, приклей ракорды и отдай выпуску, пусть открывают и закрывают нашу программу, пока своего диктора не найдем.

Два месяца открытие и закрытие телевещания Благовещенской студии было на высшем уровне. А однажды заходит ко мне в кабинет молодом офицер и с восхищением говорит:

- Смотрел вчера ваши передачи. Понравились. Но как оказалась у нас наша Аннушка? Я из Москвы. На той неделе видел Шилову по Центральному телевидению, а вчера смотрю - глазам не верю. Неужели переехала в Благовещенск?

- Всё, - говорю, - уехала ваша Аннушка назад в столицу» [5, с. 59-60].

Первой ведущей телепрограмм стала старший диктор Мария Васильевна Грибанова. По словам Галины Коноплевой, «Марию Васильевну побаивалась не только молодежь, но и маститые журналисты. Большой поборник чистоты и правильности русского языка, Мария Васильевна имела привычку прослушивать, отсматривать эфиры различных передач, а потом все «ляпы» и «перлы» ведущих вывешивать в печатном виде на видном месте».

С 1 января 1963 г. объем передач увеличился до четырех часов. Постепенно вещание стало шестидневным (кроме понедельника). Зрительская аудитория расширилась более чем до 20 тыс. зрителей. Хотя уже была организована киногруппа и взамен фоторепортажам пришли кинорепортажи, качество собственных передач значительно не выросло: все те же литературные

композиции, самодеятельные постановки. Связано все это было со становлением творческого коллектива, с отсутствием профессиональных тележурналистов, отдаленностью от культурных центров страны, бедной материально-технической базой.

Вместе с распространением телесигнала возникла проблема телевизионных приемников. В 1961 г. в Амурскую область было завезено 500 телевизоров. А на момент начала вещания в Благовещенске было всего 15 телевизоров. В 1962 г. при заявке в две тысячи торговля получила только полторы. И стоили они немало. При средней заработной плате 140 рублей цена телевизора была 300-400 рублей. Телевизоры устанавливались в «красных» уголках предприятий, учреждений, в общежитиях. По вечерам на квартиры счастливых обладателей «Рекордов», «Стартов», «Рубинов» собирались родственники, друзья, соседи.

Так, например, выглядела программа передач за 12 мая 1964 г. (суббота):

19.00 - для детей художественный фильм «Человечка нарисовал я».

20.00 - телевизионные новости.

20.30 - концертная программа «По тбилисским паркам».

21.00 - кинофильм «Будка 27».

Со второго полугодия 1963 г. ежедневно 6 раз в неделю передаются «Телевизионные новости» о событиях в городе и области. Вместо фоторепортажей выходят кинорепортажи. Второй год транслируются тележурналы «Пионерия», а для октябрят - «Звездочка». В программе передачи о Благовещенском музыкальном училище, композиция «Любимые музыкальные произведения В. И. Ленина».

В 1964 г. в Благовещенске было построено типовое здание телецентра и возведена телебашня высотой 197 метров. Зона уверенного приема сигнала увеличилась с 20 до 80 километров. Получили возможность смотреть телепередачи жители большинства сел ближайших к Благовещенску районов - Ивановского, Тамбовского и Благовещенского.

Вот такой была, например, телевизионная программа двух дней июня 1964 г.

14 июня 1964 г. (воскресенье):

18.10 - для детей художественный фильм «Дикая собака динго».

19.40 - кинорассказы «Подводными тропами» и «Остров вечного лета Цейлон».

20.10 - художественный фильм «Зигмунд Колосовский».

21.10 - концерт песни и эстрадной музыки.

15 июня (понедельник):

19.10 - «Амурские вести».

19.15 - кинорассказ «Частица родной земли».

19.25 - «У нас в гостях» (встреча с артистами Хабаровского театра драмы).

20.05 - на экране фильмы телестудий страны - «На встречу жизни» (Пермь).

20.20 - «Мир за неделю».

20.35 - киноочерк «А.С. Дугинцов»

20.50 - художественный фильм «Барабаны судьбы».

22.10 - репортажи о наших днях.

Программа передач вполне соответствовала идеологическим требованиям своего времени. Однако газета «Амурская правда» за 14 июня 1964 г. писала: «Недавно во Владивостоке прошло зональное совещание по вопросам радио и телевидения Дальнего Востока и Восточной Сибири его участники подвели итоги выполнения постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О состоянии местного радиовещания и телевидения в РСФСР». Его основной темой было улучшение деятельности телевидения в свете задач, поставленных февральским Пленумом ЦК

КПСС. Быстрый отклик совещание получило в Благовещенске. Было проведено расширенное заседание идеологической комиссии обкома КПСС. Ораторы в своих докладах подчеркивали, что областное радио и телевидение, выполняя указания партии, несколько улучшили пропаганду опыта передовиков сельского хозяйства, промышленности и строительства. Но, по словам ораторов, пропаганда передового опыта и достижений науки нередко ведется бессистемно, а порой и без знания существа вопроса. Иногда за новое, передовое выдается устаревшее или показное. Вскрывая причины недостатков, выступающие говорили о необходимости привлечения к участию в работе телевидения специалистов, ученых, новаторов, о воспитании любви к общественно полезному труду, о культурном и бытовом обслуживании тружеников города и деревни. Докладчики остро критиковали руководство областного комитета по радио и телевидению за факты низкой требовательности при отборе художественных произведений. Было отмечено, что в эфир прошел ряд слабых в художественном и даже идейном отношении вещей».

«Историю ТВ нельзя рассматривать в отрыве от истории страны. Пропаганда, как известно, должна обслуживать нужды политики и не может быть лучше, чем эта политика. История общественно-политических новостных телепрограмм 1957-1970 гг. без большой натяжки может быть сопряжена с историей пропагандистских кампаний, проводившихся по указанию КПСС всеми средствами массовой информации» [3].

Телевидение той поры должно было отражать в первую очередь пафос созидательного труда советского человека. Амурское телевидение создает ряд телевизионных фильмов по этой теме: «Хозяин земли» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) - о Герое Социалистического Труда, председателе колхоза «Приамурье» Михаиле Ступникове, растиражированный для других студий страны; «Первый бетон» (автор О. Чхеидзе, кинооператор А. Зуев) - о строительстве Зейской ГЭС; «Марфа Прокопьевна» (автор Б. Рябов, кинооператор Э. Козлов) - о старейшей охотнице-эвенкийке и др.

Критиковать в те годы положено было лишь отдельные недостатки, как нетипичные явления благополучной в целом жизни. Однако материалы сатирической странички «Новостей» и более поздней передачи «На крючок» вызывали возмущение обиженных критикой. Те звонили отраслевым секретарям обкома. Дело доходило до первого секретаря Николая Дьяченко, который вызывал «на ковер» председателя телерадиокомитета Бориса Рябова и требовал «оздоровить обстановку» на телевидении.

События культурной жизни находили отражение в передаче «Культурная жизнь Приамурья», созданной главным редактором художественного вещания телевидения и радио Юрием Петровичем Залысиным.

Всесоюзное телевидение в области появилось 7 ноября 1968 г., с вводом в строй принимающей станции «Орбита» Благовещенский телецентр начал трансляцию передач из Москвы. В мае 1970 г. в газете «Амурская правда» начальник производственно-технического управления связи Н.А. Антипов писал: «В области насчитывается более тридцати тысяч телевизоров. С помощью двухпрограммных телецентров, шести ретрансляторов телевизионные программы может смотреть семьдесят процентов всего населения области. В областном центре действует приемная станция «Орбита», благодаря которой жители Благовещенска, Белогорска, Свободного и одиннадцати районов смотрят передачи Центрального телевидения из Москвы» [1]. 7 ноября 1970 г. Центральное телевидение пришло в город Зею, где тоже была построена станция «Орбита».

Таким образом, к концу 1970 г. телевидение в Амурской области технически, административно и творчески было сформировано. Тогда же было развернуто ускоренное строительство радиорелейных линий от Благовещенска до Белогорска и магистральных

радиорелейных линий до Хабаровска и Читы. В семи крупных населенных области строились мощные передающие телестанции.

Вспоминает телевизионный оператор высшей категории Василий Артемчук: «На

телевидения я пришел в 1975-м году внештатным кинооператором и фотографом. Затем служил на Тихоокеанском флоте. С 1981 г. - в штате компании. Работать начинал на аппаратуре «Адмира» -турельной двухобъективной кинокамере, питание которой осуществлялось тремя бытовыми плоскими батарейками. Снимали тогда на черно-белую негативную кинопленку «Тасма» казанского производства или на пленку «Свема» Шосткинского химкомбината. Продукция «Свемы» считалась более качественной. Использовались бобины длиной сто двадцать и двести сорок метров. От них отматывали по тридцать метров на «бобышки» для кинокамеры. Одной такой «бобышки» хватало на две с половиной минуты. На минуту смонтированного сюжета уходила «бобышка». Старались тщательно работать над каждым кадром. Ведь при достаточном опыте и сноровке удавалось сэкономить некоторое количество пленки, которая затем пускалась на исполнение «халтур». У других операторов были более совершенные кинокамеры 16-СП отечественного производства и одна ГДР-овская «Пентафлекс». С 1976 г. пошли новые кинокамеры «Кинор» московского завода «Кинап». В начале 1982 г. перешли с черно-белой негативной на черно-белую обращаемую кинопленку. Это ускорило монтажный процесс, поскольку отпала необходимость перевода негатива в позитив. В 1986 г. произошел переход на цветную кинопленку».

В 1976 г. на Благовещенском телецентре был установлен второй комплект передатчиков, что дало возможность организовать вторую программу, которая формировалась из передач Центрального телевидения во время выхода Первой программы. Новым важным событием в развитии телевидения Приамурья стал приход в 1983 г. Второй московской программы с помощью спутниковой системы «Москва». Плодами трудов тогдашних инженеров до сих пор пользуются распространители телевизионного сигнала.

В заключение нужно сказать, что в кратком обзоре невозможно дать исчерпывающую информацию. Многое, связанное с творческим, административным, человеческим фактором становления телевидения Амурской области, осталось за строкой. Однако и этот краткий обзор показывает, сколько энтузиазма, таланта, упорства в достижении цели проявилось вокруг такого явления как телевидение; сколь непросто было тогдашним журналистам, редакторам, режиссерам работать в условиях жесткого идеологического пресса, не имея к тому же никакого практического творческого телевизионного опыта.

Если вернуться к периодизации, данной академиком Егоровым, сейчас идет четвертый этап развития российского телевидения. При этом по сравнению с 60-70 гг. изменилось практически все. Есть многообразие форм собственности, свобода слова, программное разнообразие, альтернативность выбора зрителем телевизионного продукта. Несопоставим с прежним технический и профессиональный уровень тележурналистики. Однако те, кто сейчас определяет эфир нынешнего, четвертого этапа развития российского телевидения, должны с уважением воспринимать работу, проделанную телевизионщиками первых поколений.

1. Амурская правда. - 1970, 3 апреля.

2. Амурская правда. - 2002, 16 февр.

3. Очерки по истории российского телевидения. - М., 2000.

4. Егоров В.В. Телевидение между прошлым и будущим. - М., 1999.

5. Рябов Б.П. Слух и глаза, для которых нет расстояний. - Благовещенск, 2002.

6. Самовар. - 2001, 28 июня.

7. См. http://vladnews.ru/magazin.php?id=9&idnews=12395&current_magazin=1379.

S. См. http://www.magtrk.ru/index.phtml?a=history.

9. См. http://www. gtrk.ru/TV/tv.htm.

10. См. http://chita.rfn.ru/region/rnews.html?id=4985&rid=265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.