Научная статья на тему 'Патриотические мотивы в русской военной поэзии начального периода Первой мировой войны'

Патриотические мотивы в русской военной поэзии начального периода Первой мировой войны Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1983
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ВОЕННАЯ ЛИРИКА / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ / RUSSIAN WAR LITERATURE / WORLD WAR I / PATRIOTIC MOTIVES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Герасимова И. Ф.

Рассматриваются особенности художественного отображения патриотических настроений в русском обществе на начальном этапе Первой мировой войны. Анализируются произведения известных и малоизвестных поэтов, публиковавшиеся в тематических и авторских сборниках 1914-1915 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC MOTIVES IN RUSSIAN WAR POETRY OF FIRST PERIOD OF WORLD WAR I

Considered the features of the artistic display of patriotic sentiment in Russian society at the first stage of the World War I. Analyzes the works of famous and lesserknown poets, published in thematic and author's collections in 1914 1915.

Текст научной работы на тему «Патриотические мотивы в русской военной поэзии начального периода Первой мировой войны»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 19-22

УДК 83.3(2=411.2)5

ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

© 2014 г. И.Ф. Герасимова

Рязанский заочный институт (филиал) Московского госуниверситета культуры и искусств

[email protected]

Поступила в редакцию 05.05.2014

Рассматриваются особенности художественного отображения патриотических настроений в русском обществе на начальном этапе Первой мировой войны. Анализируются произведения известных и малоизвестных поэтов, публиковавшиеся в тематических и авторских сборниках 1914-1915 гг.

Ключевые слова: русская военная лирика, Первая мировая война, патриотические мотивы.

Начало Первой мировой войны всколыхнуло все русское общество, вызвав небывалый всплеск национального самосознания. Патриотический подъем охватил все слои населения страны, выразившись в манифестациях и митингах в поддержку действий царствующего дома Романовых и правительства, в солидарном мнении о необходимости защиты братьев-славян от иноземного владычества, неприятии варварских методов ведения войны - унижения достоинства и убийства мирных граждан, уничтожения национальных святынь в Бельгии, Польше и других европейских странах.

Русские поэты, для которых размышления о судьбах Родины всегда были актуальны, не могли остаться в стороне от общерусских настроений. Авторы одних произведений хорошо известны современному читателю; творческая судьба других менее завидна: их стихотворения знакомы либо узкому кругу специалистов, либо навсегда остались в своем времени. Однако все они являются важной частью литературного процесса начала ХХ века, и, несомненно, важны для понимания его целостности. Особенности выражения патриотических мотивов в стихотворениях 1914 - 1915 гг., в которых образ сражающейся родины является доминирующим, и составляют предмет исследования в данной статье.

Так, мэтр-символист Ф. Сологуб открывает книгу стихов «Война» (1915) «Гимном» во славу родины: «Да здравствует Россия, / Великая страна! / Да здравствует Россия, / Да славится она!» [1, е. 5]. Воспевание родной страны неотрывно в этом произведении от поисков ответов на важные вопросы современной автору действительности.

По мнению поэта, германская агрессия есть посягательство на «правду» («Не в силе Бог, не в силе, / А только в правде он» [1, е. 5]), и именно «державный русский меч» [1, е. 5] есть Божественное оружие, способное «в пожаре грозных сеч» быть «племен освободителем»: «Мы правдой освятили / Свободу и закон» [1, е. 5]. По сути, в этом стихотворении Ф. Сологуб высказывает распространенную в батальной лирике начального периода Первой мировой войны мысль о земном воплощении горней битвы Христа и Антихриста, а также утверждает, что Россия - боголюбивая и Богом любимая страна. Несомненно, лирический герой-патриот не может допустить и мысли о подчинении ее агрессору. Кроме того, здесь вполне очевидна мысль об особом предназначении России как защитницы славянства. Фактографическая основа этого стихотворения проявляется и в том, что оно явственно перекликается с духом и пафосом царского манифеста от 20 июля 1914 года: «Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно... Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» [2, е. 502].

Мысль о том, что мессианская роль России освящена Божественной волей, высказана и в стихотворении того же автора «Россия - любовь» [1, е. 7]. Поэт, называя родную страну одним из имен Христа, подчеркивает значение ее Божественного предназначения, определяет основные, по его мнению, «черты характера» своего героя: чувство собственного достоинства, приверженность православным ценностям. При этом подчеркивается необходимость в тра-

гические дни войны не ставить под сомнение правильность избранного пути: «О Россия, о любовь! / Побеждая, не ликуешь, /Умирая, не тоскуешь, / О Россия, о любовь! / Божью волю славословь!.. / Ты печалей не кляни, / Полюби все Божьи дни!» [1, с. 7].

В сонете «Россия» (12 марта 1915 г.) автор запечатлевает Родину Христовой невестой, одолеваемой «в предчувствии высокого удела» «жаждой подвига» [3, с. 51]: «Вчера покорная медлительной судьбе, / Возмущена ты вдруг, как мощная стихия. / И чувствуешь, что вот пришла твоя пора, / И ты уже не та, какой была вчера, / Моя внезапная, нежданная Россия» [3, с. 51]. Ассоциация со знаменитыми строками Я.П. Полонского: «Писатель, если только он / Волна, а океан - Россия, / Не может быть не возмущен, / Когда возмущена стихия...» [4, с. 7]

- очевидна. Этими стихами, напечатанными под названием «Эпиграф», Анастасия Чеботарев-ская открыла составленный ею сборник «Война в русской поэзии» (1915) [4], предисловие к которому написал ее супруг Ф. Сологуб. Применяя слова известного русского поэта XIX столетия к современной ему исторической обстановке, он не просто запечатлевает изменения, произошедшие со страной, но и подчеркивает, что она даже во времена всеобщего разрушения и наступившего хаоса новую способна творить новую действительность.

Тот же мотив творения является доминирующим и в стихотворении «Есть вдохновенье и любовь.» (14 апреля 1915 г.). От приветствий начавшемуся очистительному пожару лирический герой Ф. Сологуба приходит к обозначению основной, с его точки зрения, созидательной силы и непременного итога ее деяний: « Из пламени живого слитый, / Мы храм торжественный творим, / И расточается, как дым, / Чертог коснеющего быта» [3, с. 52].

Стихотворение объективно фиксирует проявление соборного сознания, проявившегося в коллективном образе народа.

Столь характерное для символистской поэтики понимание сущности творца и творчества претворено и в стихотворении «Россия» [5, с. 59-60] С. Городецкого. В этом произведении

- единственном в финальном разделе «Апофеоз» поэтической книги «Четырнадцатый год» -поэт также воспринимает начавшуюся войну как очищающий пожар, способный преобразить «дряхлый мир», и отводит России одну из главных ролей в свершающихся на глазах современников грандиозных глобальных преобразованиях. По сути, С. Городецкий поэтически интерпретирует мысль об особом духовном, исто-

рическом, политическом - мессианском - пути России, подчеркивая, что способность к преобразованиям определена неразделимостью материального и духовного начал: «И меч, и молот, плуг и лира / Единым лавром обвиты, / Являют ветхим ликам мира / России юные черты [3, с. 59-60].

Характерно, что в восприятии русских поэтов, выразившемся и в процитированном выше произведении С. Городецкого, и в известном стихотворении С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914), Россия является раем на земле: «Я скажу: "Не надо рая, / Дайте родину мою"» [6, с. 51] (С. Есенин); «Я малодушных презираю, / Отчаявшихся не пойму. / Ведь если быть Адама раю, / В России надо быть ему.» (С. Городецкий) [5, с. 59].

Николай Агнивцев в стихотворении «Отчизне», написанном в форме адресованного монолога, вспоминает о былых сражениях, которые вела Россия. Поэт так же, как его собрат по перу, выражает уверенность в будущей неизбежной победе родной страны в современной ему войне, хотя и скорбит о многочисленных людских потерях, которые невозможно предотвратить: «Снова, снова, как и прежде, / Меч твой, вырванный из ножен, / Заключил союз со Смертью, / О, Россия, о, Россия!..» [7, с. 10]

Произведение Вл. Бестужева (Владимира Васильевича Гиппиуса [8, т. 1, с. 158]) - «России» - написано в жанре послания. Поэт отсылает читателя к «Слову о полку Игореве» и традициям древнерусской литературы: «Ты побежденная уходишь, / Взят Игорь в плен - ты спасена...» [4, с. 106]. Вступление России в войну предстает в этом стихотворении как искупительная жертва, приносимая на алтарь всеобщей победы, в том числе и во имя чаемого славянского единства. Поэт убежденно говорит о цикличности национальной истории, о ее провиденциальном жребии: «Неистовые - Божьи сечи / Нам гневной суждены судьбой» [4, с. 106]. Спасение видится ему в Божественном покровительстве, которое еще предстоит вымолить: «Теперь молись! теперь молитва, / Теперь печаль, теперь страда!» [4, с. 105]. Патриотические мотивы (осознание совершаемого народом подвига, преклонение перед ним) сопрягаются в стихотворении с мотивом мученичества и способствуют созданию идеализированного образа России начального периода Первой мировой войны, придают ему агиографические черты.

Поэтесса Евгения Неметниченко в стихотворении «Русь» призывает Родину к мужеству, напоминая, как и многие авторы, о Божественном ей покровительстве, о том, что с нею «Бог»,

Патриотические мотивы в русской военной поэзии начального периода Первой мировой войны

21

«Царь» и «правда Божья», что русскую землю всегда осенял «стяг правды и свободы» [9, c. 95].

Надежда Гиляровская-Лобанова, печатавшаяся под псевдонимом Маугли [8, т. 2, c. 182], в стихотворении «О Русь!» рисует обобщенный образ Родины: «В мире - смиренная, в битве -отважная, / Краше заветной мечты, / В бранной порфире царица сермяжная - / Русь - это ты!» [9, c. 93]. Несомненно, уже в названии произведения узнаваем цитатный первоисточник -пушкинский эпиграф ко второй главе «Евгения Онегина»: «O rus! Hor. (О деревня! Гораций)». Сказанное свидетельствует не только о включенности стихотворения в контекст русской литературы и о восприятии поэтессой России как крестьянской страны. Заметим в скобках, что в годы войны «80-90% [численности русской армии. - И.Г.] приходилось на долю крестьян» [10, c. 119]. Тем не менее, в произведении высказана актуальная для поэзии начального периода Первой мировой войны мысль о всеобщем, соборном противостоянии врагу: «И всенародной страдою омытая - / Вся-то чиста и бела, / Мощью венчанная, славой повитая / Ты свою рать повела» [9, c. 93].

Таким образом, анализ произведений 1914 -1915 гг., в которых патриотические мотивы являются доминантными, позволяет сделать ряд выводов.

Прежде всего важно отметить, что подобные произведения характерны для поэтов разных течений и школ, а также для представителей массовой военной поэзии.

Патриотический подъем, характерный для русского общества начального периода Первой мировой войны, нередко выражается в главенствующем положении образа сражающейся родины. Он сопряжен с ценностными константами русского сознания, вписан в контекст русской истории (политической и духовной) и в этой связи важен для обозначения справедливых, в понимании авторов, целей войны. Отсюда неколебимая уверенность поэтов в будущей победе.

Размышления о смысле войны и роли России в общемировой истории интерпретируются рус-

скими поэтами в русле оптимистической эсхатологии «последней войны»; панславистской утопии о новой «христианской империи»; историософского представления о «войне за мир» как земного воплощения горнего противостояния между Христом и Антихристом. Во многих произведениях актуализированы народные представления о Христе-Спасе (Спасителе), которому молятся о спасении Отечества. При этом поэты стремятся не только к воссозданию достоверной картины восприятия войны ее современниками и участниками, но и к метаистори-ческому постижению ее сущности как онтологического феномена.

Список литературы

1. Сологуб Ф. Война. Стихи. Пг.: Издание журнала «Отчество», 1915. 48 с.

2. Высочайший Манифест // Пробуждение. 1914. Вып. 15. С. 502.

3. Сологуб Ф. Великий благовест. М. - Пг.: Государственное издательство, 1923. 70 с.

4. Война в русской поэзии: Стихотворения Полонского, Жуковского, Пушкина [и др.] / Стихотворения выбраны Анс. Чеботаревской; Предисл. Федора Сологуба; Обл. худож. Н. Калмакова. Пг.: Кн-во бывш. М.В. Попова, М.А. Яснаго, 1915. [4], 119 с.

5. Городецкий С. Россия // Городецкий С. Четырнадцатый год. Пг.: Лукоморье, 1915. 60 [4] с.

6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Наука; Голос, 1995. 672 с.

7. Агнивцев Н. Отчизне // Агнивцев Н.Я. Под звон мечей. Пг.: Тип. Т-ва «Екатерингофское Печатное дело», 1915. 112 с.

8. Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1956 - 1960. Т. 1: Алфавитный указатель псевдонимов. Псевдонимы русского алфавита: А - И. 1956. 442 с. Т. 2: Алфавитный указатель псевдонимов. Псевдонимы русского алфавита: К - П. 1957. 387 с.

9. Современная война в русской поэзии: Вып. 1-2 / Сост. Б. Глинский. Пг.: Типография т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1915. Вып. 1. XIV, 276 с.

10. Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале XX в. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. 156 с.

PATRIOTIC MOTIVES IN RUSSIAN WAR POETRY OF FIRST PERIOD OF WORLD WAR I

I.F. Gerasimova

Considered the features of the artistic display of patriotic sentiment in Russian society at the first stage of the World War I. Analyzes the works of famous and lesser-known poets, published in thematic and author's collections in 1914 -1915.

Keywords: Russian war literature, World War I, patriotic motives.

References

1. Sologub F. Voyna. Stikhi. Pg.: Izdanie zhurnala «Otchestvo», 1915. 48 s.

2. Vysochayshiy Manifest // Probuzhdenie. 1914. Vyp. 15. S. 502.

3. Sologub F. Velikiy blagovest. M. - Pg.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1923. 70 s.

4. Voyna v russkoy poezii: Stikhotvoreniya Po-lonskogo, Zhukovskogo, Pushkina [i dr.] / Stikhotvoreniya vybrany Ans. Chebotarevskoy; Predisl. Fedora Sologuba; Obl. khudozh. N. Kalmakova. Pg.: Kn-vo byvsh. M.V. Popova, M.A. Yasnago, 1915. [4], 119 s.

5. Gorodetskiy S. Rossiya // Gorodetskiy S. Chetyrnadtsatyy god. Pg.: Lukomor'e, 1915. 60 [4] c.

6. Esenin S.A. Polnoe sobranie sochineniy: v 7 t. T. 1. M.: Nauka; Golos, 1995. 672 s.

7. Agnivtsev N. Otchizne // Agnivtsev N.Ya. Pod zvon mechey. Pg.: Tip. T-va «Ekateringofskoe Pechatnoe delo», 1915. 112 s.

8. Masanov, I.F. Slovar' psevdonimov russkikh pisateley, uchenykh i obshchestvennykh deyateley: v 4 t. M.: Izdatel'stvo Vsesoyuznoy knizhnoy palaty, 1956 -1960. T. 1: Alfavitnyy ukazatel' psevdonimov. Psevdonimy russkogo alfavita: A - I. 1956. 442 s. T. 2: Alfavitnyy ukazatel' psevdonimov. Psevdonimy russkogo alfavita: K - P. 1957. 387 s.

9. Sovremennaya voyna v russkoy poezii: Vyp. 1-2 / Sost. B. Glinskiy. Pg.: Tipografiya t-va A.S. Suvorina «Novoe vremya», 1915. Vyp. 1. XIV, 276 s.

10. Kabytov P.S. Russkoe krest'yanstvo v nachale XX v. Samara: Izd-vo «Samarskiy universitet», 1999. 156 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.