Филология
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (2), с. 19-22
УДК 83.3(2=411.2)5
ПАТРИОТИЧЕСКИЕ МОТИВЫ В РУССКОЙ ВОЕННОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛЬНОГО ПЕРИОДА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
© 2014 г. И.Ф. Герасимова
Рязанский заочный институт (филиал) Московского госуниверситета культуры и искусств
Поступила в редакцию 05.05.2014
Рассматриваются особенности художественного отображения патриотических настроений в русском обществе на начальном этапе Первой мировой войны. Анализируются произведения известных и малоизвестных поэтов, публиковавшиеся в тематических и авторских сборниках 1914-1915 гг.
Ключевые слова: русская военная лирика, Первая мировая война, патриотические мотивы.
Начало Первой мировой войны всколыхнуло все русское общество, вызвав небывалый всплеск национального самосознания. Патриотический подъем охватил все слои населения страны, выразившись в манифестациях и митингах в поддержку действий царствующего дома Романовых и правительства, в солидарном мнении о необходимости защиты братьев-славян от иноземного владычества, неприятии варварских методов ведения войны - унижения достоинства и убийства мирных граждан, уничтожения национальных святынь в Бельгии, Польше и других европейских странах.
Русские поэты, для которых размышления о судьбах Родины всегда были актуальны, не могли остаться в стороне от общерусских настроений. Авторы одних произведений хорошо известны современному читателю; творческая судьба других менее завидна: их стихотворения знакомы либо узкому кругу специалистов, либо навсегда остались в своем времени. Однако все они являются важной частью литературного процесса начала ХХ века, и, несомненно, важны для понимания его целостности. Особенности выражения патриотических мотивов в стихотворениях 1914 - 1915 гг., в которых образ сражающейся родины является доминирующим, и составляют предмет исследования в данной статье.
Так, мэтр-символист Ф. Сологуб открывает книгу стихов «Война» (1915) «Гимном» во славу родины: «Да здравствует Россия, / Великая страна! / Да здравствует Россия, / Да славится она!» [1, е. 5]. Воспевание родной страны неотрывно в этом произведении от поисков ответов на важные вопросы современной автору действительности.
По мнению поэта, германская агрессия есть посягательство на «правду» («Не в силе Бог, не в силе, / А только в правде он» [1, е. 5]), и именно «державный русский меч» [1, е. 5] есть Божественное оружие, способное «в пожаре грозных сеч» быть «племен освободителем»: «Мы правдой освятили / Свободу и закон» [1, е. 5]. По сути, в этом стихотворении Ф. Сологуб высказывает распространенную в батальной лирике начального периода Первой мировой войны мысль о земном воплощении горней битвы Христа и Антихриста, а также утверждает, что Россия - боголюбивая и Богом любимая страна. Несомненно, лирический герой-патриот не может допустить и мысли о подчинении ее агрессору. Кроме того, здесь вполне очевидна мысль об особом предназначении России как защитницы славянства. Фактографическая основа этого стихотворения проявляется и в том, что оно явственно перекликается с духом и пафосом царского манифеста от 20 июля 1914 года: «Россия, единая по вере и крови со славянскими народами, никогда не взирала на их судьбу безучастно... Ныне предстоит уже не заступаться только за несправедливо обиженную родственную Нам страну, но оградить честь, достоинство, целость России и положение ее среди великих держав» [2, е. 502].
Мысль о том, что мессианская роль России освящена Божественной волей, высказана и в стихотворении того же автора «Россия - любовь» [1, е. 7]. Поэт, называя родную страну одним из имен Христа, подчеркивает значение ее Божественного предназначения, определяет основные, по его мнению, «черты характера» своего героя: чувство собственного достоинства, приверженность православным ценностям. При этом подчеркивается необходимость в тра-
гические дни войны не ставить под сомнение правильность избранного пути: «О Россия, о любовь! / Побеждая, не ликуешь, /Умирая, не тоскуешь, / О Россия, о любовь! / Божью волю славословь!.. / Ты печалей не кляни, / Полюби все Божьи дни!» [1, с. 7].
В сонете «Россия» (12 марта 1915 г.) автор запечатлевает Родину Христовой невестой, одолеваемой «в предчувствии высокого удела» «жаждой подвига» [3, с. 51]: «Вчера покорная медлительной судьбе, / Возмущена ты вдруг, как мощная стихия. / И чувствуешь, что вот пришла твоя пора, / И ты уже не та, какой была вчера, / Моя внезапная, нежданная Россия» [3, с. 51]. Ассоциация со знаменитыми строками Я.П. Полонского: «Писатель, если только он / Волна, а океан - Россия, / Не может быть не возмущен, / Когда возмущена стихия...» [4, с. 7]
- очевидна. Этими стихами, напечатанными под названием «Эпиграф», Анастасия Чеботарев-ская открыла составленный ею сборник «Война в русской поэзии» (1915) [4], предисловие к которому написал ее супруг Ф. Сологуб. Применяя слова известного русского поэта XIX столетия к современной ему исторической обстановке, он не просто запечатлевает изменения, произошедшие со страной, но и подчеркивает, что она даже во времена всеобщего разрушения и наступившего хаоса новую способна творить новую действительность.
Тот же мотив творения является доминирующим и в стихотворении «Есть вдохновенье и любовь.» (14 апреля 1915 г.). От приветствий начавшемуся очистительному пожару лирический герой Ф. Сологуба приходит к обозначению основной, с его точки зрения, созидательной силы и непременного итога ее деяний: « Из пламени живого слитый, / Мы храм торжественный творим, / И расточается, как дым, / Чертог коснеющего быта» [3, с. 52].
Стихотворение объективно фиксирует проявление соборного сознания, проявившегося в коллективном образе народа.
Столь характерное для символистской поэтики понимание сущности творца и творчества претворено и в стихотворении «Россия» [5, с. 59-60] С. Городецкого. В этом произведении
- единственном в финальном разделе «Апофеоз» поэтической книги «Четырнадцатый год» -поэт также воспринимает начавшуюся войну как очищающий пожар, способный преобразить «дряхлый мир», и отводит России одну из главных ролей в свершающихся на глазах современников грандиозных глобальных преобразованиях. По сути, С. Городецкий поэтически интерпретирует мысль об особом духовном, исто-
рическом, политическом - мессианском - пути России, подчеркивая, что способность к преобразованиям определена неразделимостью материального и духовного начал: «И меч, и молот, плуг и лира / Единым лавром обвиты, / Являют ветхим ликам мира / России юные черты [3, с. 59-60].
Характерно, что в восприятии русских поэтов, выразившемся и в процитированном выше произведении С. Городецкого, и в известном стихотворении С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная...» (1914), Россия является раем на земле: «Я скажу: "Не надо рая, / Дайте родину мою"» [6, с. 51] (С. Есенин); «Я малодушных презираю, / Отчаявшихся не пойму. / Ведь если быть Адама раю, / В России надо быть ему.» (С. Городецкий) [5, с. 59].
Николай Агнивцев в стихотворении «Отчизне», написанном в форме адресованного монолога, вспоминает о былых сражениях, которые вела Россия. Поэт так же, как его собрат по перу, выражает уверенность в будущей неизбежной победе родной страны в современной ему войне, хотя и скорбит о многочисленных людских потерях, которые невозможно предотвратить: «Снова, снова, как и прежде, / Меч твой, вырванный из ножен, / Заключил союз со Смертью, / О, Россия, о, Россия!..» [7, с. 10]
Произведение Вл. Бестужева (Владимира Васильевича Гиппиуса [8, т. 1, с. 158]) - «России» - написано в жанре послания. Поэт отсылает читателя к «Слову о полку Игореве» и традициям древнерусской литературы: «Ты побежденная уходишь, / Взят Игорь в плен - ты спасена...» [4, с. 106]. Вступление России в войну предстает в этом стихотворении как искупительная жертва, приносимая на алтарь всеобщей победы, в том числе и во имя чаемого славянского единства. Поэт убежденно говорит о цикличности национальной истории, о ее провиденциальном жребии: «Неистовые - Божьи сечи / Нам гневной суждены судьбой» [4, с. 106]. Спасение видится ему в Божественном покровительстве, которое еще предстоит вымолить: «Теперь молись! теперь молитва, / Теперь печаль, теперь страда!» [4, с. 105]. Патриотические мотивы (осознание совершаемого народом подвига, преклонение перед ним) сопрягаются в стихотворении с мотивом мученичества и способствуют созданию идеализированного образа России начального периода Первой мировой войны, придают ему агиографические черты.
Поэтесса Евгения Неметниченко в стихотворении «Русь» призывает Родину к мужеству, напоминая, как и многие авторы, о Божественном ей покровительстве, о том, что с нею «Бог»,
Патриотические мотивы в русской военной поэзии начального периода Первой мировой войны
21
«Царь» и «правда Божья», что русскую землю всегда осенял «стяг правды и свободы» [9, c. 95].
Надежда Гиляровская-Лобанова, печатавшаяся под псевдонимом Маугли [8, т. 2, c. 182], в стихотворении «О Русь!» рисует обобщенный образ Родины: «В мире - смиренная, в битве -отважная, / Краше заветной мечты, / В бранной порфире царица сермяжная - / Русь - это ты!» [9, c. 93]. Несомненно, уже в названии произведения узнаваем цитатный первоисточник -пушкинский эпиграф ко второй главе «Евгения Онегина»: «O rus! Hor. (О деревня! Гораций)». Сказанное свидетельствует не только о включенности стихотворения в контекст русской литературы и о восприятии поэтессой России как крестьянской страны. Заметим в скобках, что в годы войны «80-90% [численности русской армии. - И.Г.] приходилось на долю крестьян» [10, c. 119]. Тем не менее, в произведении высказана актуальная для поэзии начального периода Первой мировой войны мысль о всеобщем, соборном противостоянии врагу: «И всенародной страдою омытая - / Вся-то чиста и бела, / Мощью венчанная, славой повитая / Ты свою рать повела» [9, c. 93].
Таким образом, анализ произведений 1914 -1915 гг., в которых патриотические мотивы являются доминантными, позволяет сделать ряд выводов.
Прежде всего важно отметить, что подобные произведения характерны для поэтов разных течений и школ, а также для представителей массовой военной поэзии.
Патриотический подъем, характерный для русского общества начального периода Первой мировой войны, нередко выражается в главенствующем положении образа сражающейся родины. Он сопряжен с ценностными константами русского сознания, вписан в контекст русской истории (политической и духовной) и в этой связи важен для обозначения справедливых, в понимании авторов, целей войны. Отсюда неколебимая уверенность поэтов в будущей победе.
Размышления о смысле войны и роли России в общемировой истории интерпретируются рус-
скими поэтами в русле оптимистической эсхатологии «последней войны»; панславистской утопии о новой «христианской империи»; историософского представления о «войне за мир» как земного воплощения горнего противостояния между Христом и Антихристом. Во многих произведениях актуализированы народные представления о Христе-Спасе (Спасителе), которому молятся о спасении Отечества. При этом поэты стремятся не только к воссозданию достоверной картины восприятия войны ее современниками и участниками, но и к метаистори-ческому постижению ее сущности как онтологического феномена.
Список литературы
1. Сологуб Ф. Война. Стихи. Пг.: Издание журнала «Отчество», 1915. 48 с.
2. Высочайший Манифест // Пробуждение. 1914. Вып. 15. С. 502.
3. Сологуб Ф. Великий благовест. М. - Пг.: Государственное издательство, 1923. 70 с.
4. Война в русской поэзии: Стихотворения Полонского, Жуковского, Пушкина [и др.] / Стихотворения выбраны Анс. Чеботаревской; Предисл. Федора Сологуба; Обл. худож. Н. Калмакова. Пг.: Кн-во бывш. М.В. Попова, М.А. Яснаго, 1915. [4], 119 с.
5. Городецкий С. Россия // Городецкий С. Четырнадцатый год. Пг.: Лукоморье, 1915. 60 [4] с.
6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Наука; Голос, 1995. 672 с.
7. Агнивцев Н. Отчизне // Агнивцев Н.Я. Под звон мечей. Пг.: Тип. Т-ва «Екатерингофское Печатное дело», 1915. 112 с.
8. Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. М.: Издательство Всесоюзной книжной палаты, 1956 - 1960. Т. 1: Алфавитный указатель псевдонимов. Псевдонимы русского алфавита: А - И. 1956. 442 с. Т. 2: Алфавитный указатель псевдонимов. Псевдонимы русского алфавита: К - П. 1957. 387 с.
9. Современная война в русской поэзии: Вып. 1-2 / Сост. Б. Глинский. Пг.: Типография т-ва А.С. Суворина «Новое время», 1915. Вып. 1. XIV, 276 с.
10. Кабытов П.С. Русское крестьянство в начале XX в. Самара: Изд-во «Самарский университет», 1999. 156 с.
PATRIOTIC MOTIVES IN RUSSIAN WAR POETRY OF FIRST PERIOD OF WORLD WAR I
I.F. Gerasimova
Considered the features of the artistic display of patriotic sentiment in Russian society at the first stage of the World War I. Analyzes the works of famous and lesser-known poets, published in thematic and author's collections in 1914 -1915.
Keywords: Russian war literature, World War I, patriotic motives.
References
1. Sologub F. Voyna. Stikhi. Pg.: Izdanie zhurnala «Otchestvo», 1915. 48 s.
2. Vysochayshiy Manifest // Probuzhdenie. 1914. Vyp. 15. S. 502.
3. Sologub F. Velikiy blagovest. M. - Pg.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo, 1923. 70 s.
4. Voyna v russkoy poezii: Stikhotvoreniya Po-lonskogo, Zhukovskogo, Pushkina [i dr.] / Stikhotvoreniya vybrany Ans. Chebotarevskoy; Predisl. Fedora Sologuba; Obl. khudozh. N. Kalmakova. Pg.: Kn-vo byvsh. M.V. Popova, M.A. Yasnago, 1915. [4], 119 s.
5. Gorodetskiy S. Rossiya // Gorodetskiy S. Chetyrnadtsatyy god. Pg.: Lukomor'e, 1915. 60 [4] c.
6. Esenin S.A. Polnoe sobranie sochineniy: v 7 t. T. 1. M.: Nauka; Golos, 1995. 672 s.
7. Agnivtsev N. Otchizne // Agnivtsev N.Ya. Pod zvon mechey. Pg.: Tip. T-va «Ekateringofskoe Pechatnoe delo», 1915. 112 s.
8. Masanov, I.F. Slovar' psevdonimov russkikh pisateley, uchenykh i obshchestvennykh deyateley: v 4 t. M.: Izdatel'stvo Vsesoyuznoy knizhnoy palaty, 1956 -1960. T. 1: Alfavitnyy ukazatel' psevdonimov. Psevdonimy russkogo alfavita: A - I. 1956. 442 s. T. 2: Alfavitnyy ukazatel' psevdonimov. Psevdonimy russkogo alfavita: K - P. 1957. 387 s.
9. Sovremennaya voyna v russkoy poezii: Vyp. 1-2 / Sost. B. Glinskiy. Pg.: Tipografiya t-va A.S. Suvorina «Novoe vremya», 1915. Vyp. 1. XIV, 276 s.
10. Kabytov P.S. Russkoe krest'yanstvo v nachale XX v. Samara: Izd-vo «Samarskiy universitet», 1999. 156 s.