Научная статья на тему 'ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ УГРОЗ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ'

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ УГРОЗ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государственный суверенитет / патриотизм / экологическое воспитание / экологическое поведение / экологичный уклад жизни. / state sovereignty / patriotism / ecoeducation / environmental behavior / environmentally friendly way of life.

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Шефель С. В., Захарова В. А.

В работе обосновывается актуальность проблематики экологического воспитания личности в различных ракурсах рефлексии. Целью статьи является уточнение содержания экологического воспитания в процессе анализа его концептуальных оснований, связанных с присущим им патриотическим потенциалом правосубъектности. Опираясь на рефлексию возможностей использования данного потенциала, проанализированы перспективы их экстраполяции в формируемую модель экологического поведения. Наиболее явно результативность такой экстраполяции может проявиться в сфере разнообразных экологических практик как проявления социального поведения. Сочетание экологической и патриотической мотивации в рамках формирования и осуществления экологических практик рассматривается в качестве предпосылки для того, чтобы способствовать приобщению воспитуемых, в частности, молодого поколения, к построению инновационного экологичного технологического уклада в России как условия обеспечения ее государственного суверенитета. Выводы: подчеркивается значимость выявления специфики экологического воспитания для анализа возможностей реализации его концептуальных оснований с учетом их экстраполяции в формируемую модель экофильного социального поведения как предпосылки осознанного включения воспитуемых в созидание инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC ORIENTATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INCREASING THREATS TO SOVEREIGNTY OF RUSSIA

The work substantiates the relevance of the issue of environmental education of the individual from various angles of reflection. The purpose of the article is to clarify the content of environmental education in the process of analyzing its conceptual foundations related to their inherent patriotic potential of legal personality. Based on reflection on the possibilities of using this potential, the prospects for their extrapolation into the emerging model of environmental behavior are analyzed. The most obvious effectiveness of such extrapolation can manifest itself in the sphere of various environmental practices as manifestations of social behavior. The combination of environmental and patriotic motivation within the framework of the formation and implementation of environmental practices is considered as a prerequisite for facilitating the involvement of those brought up, in particular the younger generation, in the construction of an innovative environmentally friendly technological structure in Russia as a condition for ensuring its state sovereignty. Conclusions: the importance of identifying the specifics of environmental education for the analysis of the possibilities of implementing its conceptual foundations, taking into account their extrapolation into the formed model of ecophilic social behavior as a prerequisite for the conscious inclusion of the educated in the creation of an innovative ecological technological order in our country, is emphasized.

Текст научной работы на тему «ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ УГРОЗ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ»

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Научная статья

https://doi.org/10.24412/2713-1742-2024-2-21 УДК 304.3+34.096+372.8

© ®

Attribution

сс by

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЗРАСТАНИЯ УГРОЗ СУВЕРЕНИТЕТУ РОССИИ

Шефель С.В., Захарова В.А.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия

Аннотация. В работе обосновывается актуальность проблематики экологического воспитания личности в различных ракурсах рефлексии.

Целью статьи является уточнение содержания экологического воспитания в процессе анализа его концептуальных оснований, связанных с присущим им патриотическим потенциалом правосубъектности.

Опираясь на рефлексию возможностей использования данного потенциала, проанализированы перспективы их экстраполяции в формируемую модель экологического поведения. Наиболее явно результативность такой экстраполяции может проявиться в сфере разнообразных экологических практик как проявления социального поведения.

Сочетание экологической и патриотической мотивации в рамках формирования и осуществления экологических практик рассматривается в качестве предпосылки для того, чтобы способствовать приобщению воспитуемых, в частности, молодого поколения, к построению инновационного экологичного технологического уклада в России как условия обеспечения ее государственного суверенитета. Выводы: подчеркивается значимость выявления специфики экологического воспитания для анализа возможностей реализации его концептуальных оснований с учетом их экстраполяции в формируемую модель экофильного социального поведения как предпосылки осознанного включения воспитуемых в созидание инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране.

Ключевые слова: государственный суверенитет, патриотизм, экологическое воспитание, экологическое поведение, экологичный уклад жизни.

PATRIOTIC ORIENTATION OF ECOLOGICAL EDUCATION IN CONDITIONS OF INCREASING THREATS TO SOVEREIGNTY OF RUSSIA

Abstract. The work substantiates the relevance of the issue of environmental education of the individual from various angles of reflection.

The purpose of the article is to clarify the content of environmental education in the process of analyzing its conceptual foundations related to their inherent patriotic potential of legal personality.

Based on reflection on the possibilities of using this potential, the prospects for their extrapolation into the emerging model of environmental behavior are analyzed. The most obvious effectiveness of such extrapolation can manifest itself in the sphere of various environmental practices as manifestations of social behavior.

The combination of environmental and patriotic motivation within the framework of the formation and implementation of environmental practices is considered as a prerequisite for facilitating the involvement of those brought up, in particular the younger generation, in the construction of an innovative environmentally friendly technological structure in Russia as a condition for ensuring its state sovereignty. Conclusions: the importance of identifying the specifics of environmental education for the analysis of the possibilities of implementing its conceptual foundations, taking into account their extrapolation into the formed model of ecophilic social behavior as a prerequisite for the conscious inclusion of the educated in the creation of an innovative ecological technological order in our country, is emphasized.

Keywords: state sovereignty, patriotism, ecoeducation, environmental behavior, environmentally friendly way of life.

Sergey V. Shefel, Vera A. Zakharova

Crimean branch of Russian State University of Justice

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

Введение.

Динамика состояния экологической безопасности на нашей планете, начиная со второй половины ХХ века, свидетельствует лишь о нарастании глобального экологического кризиса как следствия продолжающейся масштабной по интенсивности эксплуатации биосферных ресурсов. Это не просто происходит на фоне обострения геополитического противостояния, с присущими ему санкционными акциями со стороны сил, пытающихся сохранить гегемонистские позиции в мире, но, что в еще большей мере усиливает экологические угрозы, сопровождается нескончаемой серией вооруженных конфликтов с применением опасных биологических патогенов, химического оружия и боеприпасов, содержащих ядерный потенциал поражения. Ярчайший пример - террористические атаки вооруженных сил Украины против самой крупной в Европе Запорожской АЭС, последствия которых предсказуемо грозят всему биосферному разнообразию планеты, включая и само человечество.

Вполне ожидаемо, что биосфера Земли, подвергаясь деструктивному воздействию западоцен-тристской политики ряда стран, теряет за год значительно больше ресурсов, чем может воспроизвести.

Очевидно, что для Российской Федерации экологические проблемы давно вышли на уровень принципиально важных и это потребовало разработки стратегии ее экологического развития с целью выхода на уровень нового экологичного технологического уклада жизни [2; 4].

Решение данной проблемы нам видится на путях включения все большего числа россиян, особенно представителей молодого поколения, в дело моделирования и реализации креативных экологических практик. И это вполне соотносится с консолидационной темой укрепления патриотического потенциала нашего сообщества как важнейшего условия его качественного обновления, соотносящегося с реальным улучшением общего благополучия в стране. На значимости этого аспекта в деятельности всех ветвей власти и гражданского сообщества неоднократно делал акцент Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Такая ценностная ориентация трансформации российского общества на современном этапе исходит из понимания неотложной необходимости перестройки воспитательной работы всех подсистем институтов власти и гражданского сообщества в русле реализации императивов солидаризации и патриотизма, которые естественным образом связаны с почитанием экологических социокультурных традиций всех российских этносов. Эффективное использование их воспитательного потенциала видится на основе органичного синтеза экологической мудрости носителей разных типов этноконфессио-нальной ментальности, что вскрывает подлинную интернациональную солидаристскую приро-

ду отечественного патриотизма, сформировавшуюся в вековом диалогическом взаимодействии российских этносов, основанном на взаимном уважении жизнеутверждающих ценностей их социокультурного кода.

Обсуждение.

В социогуманитарном знании этой проблематике за последние четверть века посвящен ряд монографических работ, среди которых можно, в частности, отметить труды Н.С. Илларионовой, И.Д. Коротец, З.Г. Лапиной, О.И. Марар, М.А. Никулиной, М.В. Рыбаковой, И.А. Сосуновой, Г.К. Су-хоставской, А.Д. Урсула, К.И. Шилина, О.Н. Яниц-кого, которые в последние годы дополнились новыми выводами и элементами аргументации, значимыми для дальнейшего обоснования и императивной коррекции стратегии экологического развития Российской Федерации. Впрочем, именно патриотическая направленность экологического воспитания и его результирующей -экологического поведения оказалась вне поля зрения исследователей.

Результаты.

С нашей точки зрения, при моделировании концепта экологического воспитания следует исходить из понимания того, что экологичность присуща человеку изначально, с самого рождения, характеризуясь всеобщностью в том смысле, что выступает в качестве свойства бытия любой формы жизни.

В подобном ракурсе можно, в принципе, рассматривать жизнь и экологичность с точки зрения тождества, поскольку жизнь предстает как тотальная предпосылка существования биосферного разнообразия, а экологичность как жизнеутверждающее качество социально инсти-туциализируется в ракурсе правового измерения бытия.

В указанном контексте, феномен жизни выявляется высшей биосферной ценностью, почитание которой императивно закреплено и религиозными канонами, и законодательно в качестве прирожденного права на жизнь. А поэтому ключе-в ы м конституционным, законодательным императивом является защита государством и обществом права на жизнь как высшей правовой, социальной ценности посредством осуществляемых правовыми институтами правоохранительных мер.

Таким образом, в процессе конструирования модели экологического воспитания комплекс императивов относительно защиты права на жизнь в аксиологически расширенной содержательной трактовке такого права, как присущего всем формам биосферной жизни, имеет фундаментальное значение. Выступая в качестве ментального основания указанной модели, эти императивы обусловливают как направленность процесса правотворчества, так и правоприменительной деятельности признающих ее субъектов.

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

В связи с этим, гармонизация императивов экологического и природоресурсного законодательства становится обязательным условием обеспечения экологического суверенитета страны, а вовлеченность россиян в ценностно ориентированное правоприменение выявляет его как общественный идеал, воплощающий патриотическую направленность их экологического поведения.

Формируемая в таком ключе экологически воспитанная личность, приобретает комплекс качеств, характеризующих её как социального субъекта и субъекта экологического права. Основное место среди них принадлежит признанию в качестве главной ценности права на жизнь, присущего всем представителям биосоциосфе-ры. Это связано, прежде всего, с особенностями экософской рефлексии, направленной на переосмысление концепта прав человека и экологических прав, в том числе.

В рамках экософской парадигмы, экологические права понимаются иначе, нежели в антропоцен-тристском их сопоставлении с правом на природную среду определенного качества, безопасную для жизни и здоровья людей, хотя эти права рассматриваются в неразрывной связи, выявляя как заботу о грядущих поколениях, перед которыми ответственны современные люди, так и определенный уровень экологической сознательности внутри поколений.

Экософский же ракурс осмысления выдвигает на передний план легитимацию идеи распространения на природную среду таких же прирожденных прав, которыми обладают сами люди. Приобретая навыки такой рефлексии, человек получает возможность подняться над антропоцен-тристской трактовкой статуса субъекта права как господина природной среды и преодолеть её, ограничив деятельность по эксплуатации природы.

Укоренение такого типа рефлексии в сознании человека, как социального субъекта, свидетельствует о том качественном ментальном сдвиге, который и представляет акт экологизации сознания. Результатом этого акта становится обретение им того уровня правовой ответственности, который позволяет заявить о выработке у него уважения права на жизнь как высшей биосоцио-сферной ценности, в равной степени присущей всему сущему. Именно это является критерием сформированности у него искомого идеала гармоничного жизненного формата, характеризующего зрелость экологической воспитанности личности.

Реализуя это качество, личность становится способной осуществить осознанный выбор такого способа удовлетворения жизненных потребностей, который будет одновременно отвечать критериям правомерности и иллюстрировать отклик на естественную потребность в экологически ориентированном поведении. Это не означает исключение любой деятельности, воздей-

ствующей на природу, так как подобное воздействие в принципе отвечает естественной диалектике всеобщего энерго-информационного обмена в природе и обществе.

Цель воспитания экологично действующей личности обретает признаки реализуемости, когда опирается на адекватное понимание того, как соотносятся в человеке биологическое и социальное, и каковы основания и траектории экстраполяции такого понимания в сферу правосубъектности личности и общества [7].

В конечном итоге, это и обусловливает специфику правопонимания, которое можно отнести к интегральному типу и которое выступает основой формирования экологичного «образа» права в обществе и, в то же время, призмой, через которую субъекты права воспринимают все уровни правовой реальности, от идеи права до правовой нормы и конкретных правоотношений. Именно такой акцент вносит механизм экологического воспитания в реализацию модели формирования патриотического компонента сознания наших современников как творцов ныне остро востребованного экологичного технологического уклада жизни.

Таков концептуальный контекст моделирования определенного ментального конструкта - идеи справедливости как фундаментального проявления идеального измерения правового среза той сферы реальности, где происходит вечное взаимодействие социума и природы.

Упомянутый контекст порождает и базис для воплощения этой идеи, и условия для обеспечения на основании него биосоциосферной жизни соответствующего качества. И, прежде всего, они подразумевают формирование социокультурного поля, ориентированного на экологич-ность как традицию, поскольку экологически ориентированные традиции социального взаимодействия обладают необходимым потенциалом воспитательного воздействия для утверждения правосознания патриотически настроенного репрезентанта постиндустриальной экологичной правовой культуры.

Экологичный модус такого типа культуры, в известной мере, только возрождается, трансформируясь с уровня ментального конструкта в формате экологичных социокультурных традиций разных поколений социума в феномен современной модели экологического поведения. Это связано, в частности, с формированием и распространением ряда экологических социальных практик, сочетающих как чисто экологическую, так и патриотическую, экономическую, личностную мотивацию. Такой интегративных характер экологических практик позволяет вовлекать в них представителей любых поколений и, в особенности, молодежи.

Заключение.

В заключение нашего исследования отметим значимость выявления специфики экологическо-

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

го воспитания для анализа возможностей реализации его концептуальных оснований с учетом их экстраполяции в формируемую модель эко-фильного социального поведения как предпосылки осознанного включения воспитуемых в созидание инновационного экологичного технологического уклада в нашей стране.

Как и в любой концепции, предполагающий целенаправленное воздействие на личность с целью выработки у нее определенных навыков (в нашем случае - экологического поведения), экологическое воспитание ориентировано на некий воспитательный идеал. По нашему мнению, он связан с экоправовой характеристикой личности как носителя гражданской и экологической позиции, осознающей себя субъектом правоотношений в экосфере, действующим конструктивно, исходя из понимания необходимости поддержания здоровья биосферы путем использования экологического права как инструмента, гармонизирующего правовые отношения ее элементов.

Поэтому целью ментально ориентированной личности является создание условий для ее самореализации в формате того типа экологического поведения, который полностью соответствует интернациональной природе отечественного патриотизма.

В этом смысле, экофильные установки правосознания позитивно влияют на уменьшение доли эгоизма в отношении человека к природной среде, а также, логично, на расширение зоны ответственности за свою и общесоциальную преобразующую деятельность в месте проживания. Это открывает перспективы развития патриотично ориентированных экологических практик. Собственно, с заинтересованности в экологическом благополучии собственно края начинается ответственное экологическое поведение личности, не заинтересованной в эмиграции в другие регионы и страны, обладающие большей экологической привлекательностью. При этом важно начать обустройство своего природного окружения самым актуальным образом, даже в отсутствии систематической помощи со стороны госу-

Конфликт интересов

Не указан Рецензия

Все статьи проходят рецензирование в формате double-blind peer review (рецензенту неизвестны имя и должность автора, автору неизвестны имя и должность рецензента). Рецензия может быть предоставлена заинтересованным лицам по запросу.

дарства. «Любовь к своему месту жительства (т.е. патриотизм) главным образом проявляется там, где элементы модернизации не отменяют насильственно действующие традиции. Такие города, где, наоборот, традиции поддерживаются и развиваются, иногда преобразовываются в соответствии с инновациями, которые проникают в нашу жизнь, и процесс этот объективный, а не искусственный» [5, с. 55-56].

Таким образом, экологические практики находятся в постоянной коннекции с другими сегментами общественной жизни. Поэтому успешное воспитание молодого поколения россиян в духе патриотизма очевидно должно быть сопряжено с концептами экофильно понимаемого права на жизнь и прав природы в целом, а также подкреплено рядом систематически воспроизводящихся эколого-патриотических практик. Подобный подход может способствовать развитию России не только как социального и правового государства, но и как государства экологического, дополняя этой принципиально важной сегодня характеристикой статус нашей страны как созидающего и защищающего новый справедливый миропорядок.

Реализуемая в таком формате задача будет максимально способствовать усилению консолидации российского общества, укреплению суверенитета страны и ее международного авторитета, поскольку достижение соответствующих изменений характера правового бытия россиян прямо скажется на их позитивном отношении ко всем ветвям власти, росту доверия к ним и повысит мотивацию к личному участию в экологических практиках, в свою очередь обусловливая их целеполагающий воспитательный эффект.

В этой связи, руководствуясь идеей усиления патриотической направленности экологического воспитания, исходим не только из учета экологических традиций российских этносов, но и других народов мира на почве креативного переосмысления их опыта в контексте технологической перестройки страны.

Conflict of Interest None declared

Review

All articles are reviewed in the double-blind peer review format (the reviewer does not know the name and position of the author, the author does not know the name and position of the reviewer). The review can be provided to interested persons upon request.

Литература:

1. Алихаджиева А.С. Экология и патриотизм: современный взгляд, вызовы, пути решения / А.С. Али-хаджиева // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 62-68.

2. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: Утв. Президентом РФ 30.04.2012 г. СПС «КонсультантПлюс». Версия Проф. Электрон. дан., 2013. УЯЬ : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117

— КУЛЬТУРОЛОГИЯ —

3. Сосунова И.А. Экологическая безопасность как основа экоустойчивого развития регионов евразийского пространства в условиях неопределенности и рисков / И.А. Сосунова; Под ред. И.А. Грошевой // Социальная безопасность в евразийском пространстве: Материалы II Международной научной конференции, Москва-Тюмень, 16 декабря 2022 года. М.-Тюмень, 2023. С. 21-26.

4. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года: Утв. Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. № 176. ЫЯЬ : ИНр://шшш.соп8и11ап1.ги/соп8/сд1?гея=с1ос&Ьа8е= LAW&n=215668&fld=134&100129.0&гпС=0/725714675857088#04276783689835888

5. Халий И.А. Модернизация и патриотизм: есть ли между ними связь? / И.А. Халий // Гуманитарий Юга России. 2017. № 3. С. 37-57.

6. Подъячев К. В. Государственная молодежная политика в современной России: концепт и реалии / К. В. Подъячев, И. А. Халий // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2020. Т. 20. № 2. С. 263-276.

7. Хеффе О. Разум и право. Составляющие интеркультурного правового дискурса / О. Хеффе; Пер. с нем.

К. : Альтерпрес, 2003. 264 с.

8. Шиханцова Н.П. Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта / Н.П. Шиханцова // Вестник научных конференций. 2021. № 7-2(71). С. 156-157.

1. Alikhadzhieva A.S. Ecology and patriotism: modern view, challenges, solutions / A.S. Alikhadzhieva // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2023. № 1(94). P. 62-68.

2. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period until 2030: Approved. President of the Russian Federation 04/30/2012 SPS «ConsultantPlus». Version Prof. Elektron.dan., 2013. URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129117

3. Sosunova I.A. Environmental safety as the basis for sustainable development of regions of the Eurasian space in conditions of uncertainty and risks / I.A. Sosunova; Edited by I.A. Grosheva // Social security in the Eurasian space: Materials of the II International Scientific Conference, Moscow-Tyumen, December 16, 2022. M.-Tyumen, 2023. P. 21-26.

4. Strategy for environmental safety of the Russian Federation for the period until 2025: approved. By Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 № 176. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi? req=doc&base=LAW&n=215668&fld= 134&100129.0&rnd=0/725714675857088#04276783689835888

5. Khaliy I.A. Modernization and patriotism: is there a connection between them? / I.A. Khaliy // Humanitarian of the South of Russia. 2017. № 3. P. 37-57.

6. Podyachev K.V. State youth policy in modern Russia: concept and realities / K.V. Podyachev, I.A. Khaliy // Bulletin of the Russian Peoples' Friendship University. Series: Sociology. 2020. Vol. 20. № 2. P. 263-276.

7. Heffe O. Reason and Law. Components of intercultural legal discourse / O. Heffe; Translated from German. K. : Alterpress, 2003. 264 p.

8. Shikhantsova N.P. Environmental education is the education of morality, spirituality and intelligence / N.P. Shikhantsova // Bulletin of scientific conferences. 2021. № 7-2(71). P. 156-157.

References:

Информация об авторах

Шефель Сергей Викторович

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]

Sergey V. Shefel

Doctor of Philosophy, Professor,

Head of the Department

of Humanities and Socio-Economic Disciplines,

Crimean branch

of Russian State University of Justice [email protected]

Захарова Вера Александровна

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]

Vera A. Zakharova

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Humanities and Socio-Economic Disciplines, Crimean branch

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of Russian State University of Justice [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.