Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН'

НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
24
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ / ЭКОСФЕРА / МОДЕЛЬ / ИННОВАЦИИ / ЭКОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шефель Сергей Викторович

В статье обосновывается необходимость учета в процессе разработки модели формирования экологического поведения россиян некоторых концептуально-теоретических аспектов, направленных на повышение эффективности совместных усилий государственных институтов, научного сообщества и структур гражданского общества по императивному обновлению правотворческой и правоприменительной составляющих регулирования экологических правоотношений и хозяйственной деятельности субъектов природопользования, апробации и внедрению инновационных экосоциальных практик и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шефель Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME CONCEPTUAL AND THEORETICAL ASPECTS OF GROUNDING THE MODEL OF FORMATION OF ECOLOGICAL BEHAVIOR OF RUSSIANS

The article substantiates the need to take into account, in the process of developing a model for the formation of the ecological behavior of Russians, some conceptual and theoretical aspects aimed at increasing the effectiveness of joint efforts of state institutions, the scientific community and civil society structures for the imperative updating of the lawmaking and law enforcement components of the regulation of environmental legal relations and economic activities of environmental subjects, approbation and implementation of innovative eco-social practices, etc.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ КОНЦЕПТУАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБОСНОВАНИЯ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ РОССИЯН»

УДК 340.12

РО! 10.23672/д3282-5590-6830-г

Шефель Сергей Викторович

доктор философских наук, профессор,

заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия sergey_shefel@mail.ru

Sergey V. Shefel

Doctor of Philosophy, Professor,

Head of the Department of Humanitarian Affairs and Socio-economic Disciplines, Crimean branch

Russian State University of Justice sergey_shefel@mail.ru

Некоторые

концептуально-теоретические аспекты обоснования модели формирования экологического поведения россиян

Some conceptual

and theoretical aspects of grounding the model of formation of ecological behavior of russians

Аннотация. В статье обосновывается необходимость учета в процессе разработки модели формирования экологического поведения россиян некоторых концептуально-теоретических аспектов, направленных на повышение эффективности совместных усилий государственных институтов, научного сообщества и структур гражданского общества по императивному обновлению правотворческой и правоприменительной составляющих регулирования экологических правоотношений и хозяйственной деятельности субъектов природопользования, апробации и внедрению инновационных экосоци-альных практик и т.д.

Ключевые слова: экологическое поведение, государственные институты, экосфера, модель, инновации, экосоциальные практики, рекреационный потенциал регионов, экологическое образование.

Annotation. The article substantiates the need to take into account, in the process of developing a model for the formation of the ecological behavior of Russians, some conceptual and theoretical aspects aimed at increasing the effectiveness of joint efforts of state institutions, the scientific community and civil society structures for the imperative updating of the lawmaking and law enforcement components of the regulation of environmental legal relations and economic activities of environmental subjects, approbation and implementation of innovative eco-social practices, etc.

Keywords: environmental behavior, state institutions, ecosphere, model, innovations, eco-social practices, recreational potential of regions, environmental education.

В условиях модернизационного процесса, разворачивающегося по всей территории Российской Федерации после преодоления кризисных явлений в развитии страны в 90-е гг. ХХ в. [2], институты государственной власти с необходимостью предпринимают усилия по его корректировке в русле укрепления основ правовой государственности. Прежде всего, речь идет о конституционных новациях и соотносимых с ними положениями стратегических нормативно-правовых актов [3-6]. В этом плане особое значение приобретает акцентуация комплекса мер по экологизации всей сферы экономики и повышению эффективного использования ресурсов экологизации внеэкономических сфер обеспечения достойного уровня жизнедеятельности россиян.

Реалии постиндустриализма в условиях глобальной информатизации (цифровизации), по-разному проявляющиеся в различных регионах мира в соответствии с разными социокультурными

основаниями осуществления властями тех или иных государств избранного ими стратегического курса развития, интегрально востребовали от всех участников мирового сообщества предпринять конкретные неординарные шаги в направлении переосмысления уроков жесткого геополитического противостояния ведущих мировых «игроков» и их сателлитов, союзников и партнеров в контексте принципиальной перестройки иерархии ценностных приоритетов взаимоотношений.

В этом смысле, важнейшим из этих уроков является понимание бессмысленности упования на успех в борьбе за утверждение гегемонии на международной арене посредством как длительных по продолжительности и жестких по содержанию экономико-торговых санкций, так и интенсификации киберпровокаций, наращивания арсенала оружия массового уничтожения и обычных вооружений и т.п. Это, безусловно, тупиковой путь выстраивания межгосударственных отношений, не

сулящий не только какой-либо реальной выгоды любой из участвующих в этом сторон, но и ведущий к ослаблению в целом возможностей человечества к его выживанию вообще как биосферного вида, так и достижению целей повышения благосостояния людей на планете. В современных условиях распространения видов вооружений, способных преодолевать любые известные средства защиты от них, любое подстегивание гонки вооружений приближает человечество к его всеобщему краху и самоуничтожению.

В противовес вышеуказанной политической линии единственной заслуживающей внимание альтернативой является переход к конструктивному сотрудничеству в сфере обеспечения условий для сбережения жизненных сил биосферы как единственного источника существования самого человечества и сохранения здоровья среды обитания.

В контексте понимания неотвратимости перехода к экофильной геополитике возникает острый запрос на конструирование моделей экофильной перестройки всей жизни в нашей стране. На это обращали внимание на протяжении первых десятилетий ХХ1 в. такие отечественные ученые как С.М. Алексеев, Н.Н. Алексеева, Д.А. Борискин, О.А. Климанова, И.А. Сосунова, О.Н. Яницкий и др., опираясь и на концепты эксофов ХХ в., и на осмысление реальных угроз экосфере России.

В данной статье предпринимается попытка рассмотреть лишь некоторые концептуально-теоретические аспекты обоснования модели формирования экологического поведения в рамках отдельных регионов страны с учетом особенностей складывающейся в них экологической ситуации как значимого аспекта возможного решения проблемы конструирования всеобъемлющей системы программирования экологического образа жизни россиян.

Автор исходит, во-первых, из необходимости для органов власти и государственного управления на всех уровнях их иерархии предпринимать дополнительные шаги для обновления действующего экологического, природоохранного и приро-доресурсного законодательства в русле достижения баланса соблюдения экологических прав граждан и связанных с их функциональным обеспечением учреждений и организаций с интересами субъектов предпринимательской деятельности, хозяйствующих в сфере природопользования. Это предполагает включение представителей профильных государственных институтов, прежде всего, законодателей, юридических служб министерств и ведомств, ученых-правоведов, экологов и социологов, а также инициативных творческих групп гражданского общества в совместную работу по реализации задач, поставленных в стратегических, программных документах по вопросам экологического развития страны.

Во-вторых, требуется развертывание в качестве ключевых направлений научно-исследовательской работы по концептуальному определению путей сопряжения усилий органов власти, научного и гражданского сообщества:

- исследований феноменов экологизации общества, экологической культуры, экологического воспитания и экологического поведения как взаимосвязанных и находящихся в отношениях иерархической соподчиненности с генеральными социально-экономическими и гуманитарными проблемами российского общества;

- выявление ментальных, социальных, экономических, коммуникационных, кадровых и иных типов ресурсов, особо значимых для запуска механизмов правомерного экологического поведения.

В-третьих, в качестве условия для успешногоре-шения указанных задач доминантное значение приобретает многовекторное изучение экологической динамики в отдельно взятых регионах страны как фактора, обусловленного их спецификой в природном, социокультурном и производственно-структурном плане, как самобытных, уникальных «модельных площадок» для получения экспериментальных результатов, их социальной апробации, верификации и прогнозного обоснования возможности их эффективного использования в целях выработки приемлемого, адекватного экологическим вызовам каждого конкретного региона варианта функционирования механизма формирования экологического поведения разных категорий граждан с учетом их индивидуальных поло-возрастных и иных биосоциальных индикативных особенностей.

В-четвертых, особый акцент в проведении исследований по данной тематике следует сделать на императивном анализе накопленного в каждом регионе России опыта экологических практик (см. например: [1]), что позволит уточнить место и значимость каждой из них в выстраиваемой модели экологического поведения россиян.

В-пятых, важно принципиально определить место и роль потенциала рекреационной структуры (лечебно-оздоровительные и досуговые учреждения, национальные природные парки и т.п.) в решении задачи формирования экологического поведения в каждом отдельном регионе. При этом в качестве экспериментальных, «продвинутых» и «эксклюзивных площадок» по формированию такого типа поведения предлагается изначально избрать по одному-двум субрегионам в рамках крупнейших федеральных округов (например, Калининградскую и Ленинградскую области в Западном суперрегионе; ЯНАО в Заполярье, зону Прибакайкалья, Татарстан в Приволжско-Ураль-ском суперрегионе, Крым и Кубань в ЮФО).

В-шестых, важно продолжить и с большим масштабом и глубиной обобщить результаты исследований, отражающих ведущую роль системы образования - школьного и высшего - в рамках конструируемой федеральной модели процесса формирования экологического поведения россиян с учетом признания едва ли не самым значимым его социальным ресурсом и агрегатором студенчества, которому предстоит реализовы-вать свои знания, навыки и умения в контексте развития отечественной экологической государственности.

Выводы.

Реалии современного состояния экосферы России и вызовы саморегуляции биосферной среды при непрекращающемся неоднозначным антропогенным воздействием безотлагательно требуют адекватной оценки и учета уроков сложного этапа в становлении ее правовой государственности с акцентом на определении в качестве важнейшего направления модернизации отечественного социума правотворческого и правоприме-

Литература:

1. Акция «Крым - регион экологической безопасности и чистоты». Текст: электронный. URL : https://crimea-news.eom/society/2020/02/15/610 030.html

2. Горшков М.К. Российское общество в контексте новой реальности. К итогам и продолжению социологического мегапроекта. М. : Весь мир, 2017. 104 с.

3. Государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды на 20122020 годы». Текст: электронный. URL : http:// www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=134258

4. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года. Текст: электронный. URL : https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok.html

5. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года: утв. Президентом РФ 30.04.2012 г. // КонсультантПлюс: справочная правовая система. Версия Проф. Электрон. дан.: КонсультантПлюс, 2013.

6. Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утверждена указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176. Текст: электронный. uRl : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=215668&fld=134&dst=100129,0 &rnd=0.725714675857988#04276783689835888

нительного аспектов в регулировании экологических правоотношений и хозяйственной деятельности субъектов природопользования. В данной связи существенно возрастает ответственность государственных институтов и гражданского общества по осуществлению совместных усилий по формированию правомерного экологического поведения россиян, что предполагает учет вышеизложенных аспектов концептуально-теоретического обоснования его модели.

Literature:

1. Action «Crimea - a region of environmental safety and cleanliness». Text: electronic. URL : https://crimea-news.eom/society/2020/02/15/610 030.html

2. Gorshkov M.K. Russian society in the context of the new reality. Towards the results and continuation of the sociological megaproject. M. : Ves mir, 2017. 104 p.

3. State Program of the Russian Federation «Environmental Protection for 2012-2020». Text: electronic. URL : http://www.mnr.gov.ru/regulatory/de-tail.php?ID=134258

4. The Constitution of the Russian Federation: Adopted by popular vote on December 12, 1993. The official text with amendments approved during the nationwide vote on July 1, 2020. Text: electronic. URL : https://rg.ru/2020/07/04/konstituciya-site-dok. html

5. Fundamentals of state policy in the field of environmental development of the Russian Federation for the period up to 2030: approved. President of the Russian Federation on April 30, 2012 // Consultant Plus: reference legal system. Version Prof. Electronic Data: Consultant Plus, 2013.

6. The strategy of environmental safety of the Russian Federation for the period up to 2025, approved by the decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 № 176. Text: electronic. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=LAW&n=215668&fld=134&dst=100129,0 &rnd=0.725714675857988#04276783689835888

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.