Научная статья на тему '«Патриарху крымоведения» посвящается'

«Патриарху крымоведения» посвящается Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Патриарху крымоведения» посвящается»

Материалы по археологии и истории античного и средневекового Крыма. Вып. II

«Патриарху крымоведения» посвящается

Уже более двух веков специалисты-ученые стремятся разгадать тайны древнего Крыма. За долгий период изучения удалось выработать массу правдоподобных гипотез, а так же выявить множество фактов, приближающих выяснение столь желанной истины. Но, как ни странно, наибольший вклад в исследование истории Крыма внес не профессиональный историк или археолог, а инженер А.Л. Бертье-Делагард (1842-1920). Именно поэтому он был удостоен почетного прозвища «Патриарх крымоведения».

Александр Львович родился в Севастополе в семье морского офицера. В 1853 г. он потерял мать. Вскоре отец отдал его в Брест-Литовский кадетский корпус. Там в течение шести лет юноша осваивал азы военной науки. Побывать в родном Севастополе ему удалось только в 1858 г. Позже он писал Н.П. Кондакову: «Мое детство и юность воспитаны на близком знакомстве с поражением России и гибелью родного города в Крымскую компанию, чего я не мог ни забыть, ни простить никогда». В том же 1858 г. за успехи в учебе А.Л. Бертье-Делагард был переведен в Санкт-Петербургское Константиновское военное училище, которое и закончил с отличием в 1860 г. Выпускник получил чин поручика и был направлен в 53-й Волынский пехотный полк. В том же году он поступил в Инженерную академию. Однако вскоре весь набор был отчислен. Александр Львович два года прослужил в Одессе. В 1862 г. он повторно поступил в Инженерную академию, которую окончил в 1864 г. По нелепой случайности из-за неосторожности товарища он лишился глаза. Врачи советовали ему оставить службу, но отсутствие средств к существованию вынудили молодого человека работать. Позже, в письме от 8 октября 1915 г., он писал И.А. Линниченко: «Когда я потерял глаз, то мне было прямо сказано, что я должен прекратить всякие занятия или ослепну совершенно. Так как этот приказ был равносилен голодной смерти, то я решил усиленно работать, а там пусть будет чему суждено. С тех пор я читаю беспрерывно, по 15 часов в день, все еще вижу, хотя и прошло более 15 лет». Александр Львович стал инспектором в Херсонском земстве. В свободное от службы время он изучал историю присоединения края к России. Вскоре А.Л. Бертье-Делагард познакомился с вицепрезидентом Одесского общества любителей истории и древностей Н.Н. Мурзакевичем (1806-1883). Известный ученый сильно повлиял на его мировоззрение. Будущий «Патриарх крымоведения» записал: «Увлеченный им (Н.Н. Мурзакевичем - прим. Ред.), я своими руками разобрал, очистил и исправил в 1873 г. безвестно брошенную могилу Потемкина, переложив его кости. Это и было начальной точкой моего увлечения археологией и историей».

В 1874 г. Александр Львович был переведен в Севастополь. Он спроектировал водопровод, занимался планировкой города, в т.ч. и Приморского бульвара. И.А. Линниченко писал: «Эти работы по устройству Севастополя были толчком к занимавшим его долгие годы работам по садоводству и работам археологическим». В 1870-80 гг. по его проектам были построены порты в Севастополе, Ростове, Феодосии и Ялте, ветка железной дороги Симферополь-Феодосия. При этом А.Л. Бертье-Делагард, как правило, был вынужден проводить археологические раскопки на месте строительства, самостоятельно описывать и атрибутировать находки. Отчеты он отправлял в Одесское общество истории и древностей. Работы были должным образом оценены, и уже 26 марта 1880 г. Александр Львович стал его действительным членом. В 1887 г. исследователь вышел в отставку в чине генерал-майора и занялся научной деятельностью. Болезнь родственников побудила его поселиться в Ялте. Он построил дом (ул. Аутская, 15), вокруг которого разбил прекрасный сад.

А.Л. Бертье-Делагарда интересовали в основном археология, история и нумизматика античного и средневекового Крыма. Особое внимание он уделял столь дорогому для нас всех Херсонесу. Трудно переоценить научную ценность его работ. Скажем только, что они определили направления исследования таврических древностей.

Мы можем только предполагать, сколько великих открытий мог бы сделать этот исследователь. Однако последние годы его жизни были омрачены революцией. В результате инфляции его сбережения обесценились, а в 1918 г. комиссары эфемерной Республики Тавриды экспроприировали все его движимое имущество, заинтересовавшее этих представителей «трудового народа». Но ученый продолжал работать. Уже разбитый болезнью, не вставая с постели, Александр Львович написал «Исследование некоторых недоуменных вопросов средневековья в Тавриде» и посвятил его «Родной Тавриде, еще русской». Эта работа стала последней. В феврале 1920 г. распоясавшаяся солдатня вынесла немощного старика вместе с кроватью на улицу. Порядок в городе восстановили лишь через сутки. Только после этого друзья смогли занести его домой. Однако спасти ученого уже не удалось. А.Л. Бертье-Делагард умер 14 февраля 1920 г. от закупорки мозговых сосудов.

Великий ученый погиб, но дело его живо. Не одно поколение историков посвятило свою жизнь развитию его идей. В нашем сборнике представлены работы современных исследователей: археологов, историков и нумизматов. Они живут в разных странах, принадлежат к разным школам. Но можно сказать, что все они продолжают дело, начатое А.Л. Бертье-Делагардом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.