Научная статья на тему 'ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА'

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриарх / династия / государство / право / отец / насилие / patriarch / dynasty / state / law / father / violence

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дондокова Б. Б.

Главной идеей этой статьи состоит в том, что в ней говорится об одном из традиционных вопросов теории государства и права. В данном случае она предоставляется с более широким спектром информации с разных источников. Обозначается, что эти идеи развивались издавна на Востоке, и на Западе. Развивая концепт этой теории, мы понимаем, что данная теория может вызвать много критики. Но, несмотря на это, эта теория имеет право на освещение. Главным ее преимуществом является то, что по ней можно подумать, что государство происходит в итоге естественного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIARCHAL THEORY OF EMERGENCE OF STATE AND LAW

Main idea of this article is that it talks about one of the traditional issues of the theory of state and law. In this case, it is provided with a wider range of information from different sources. It is indicated that these ideas have been developing for a long time in the East and in the West. Developing the concept of this theory, we understand that this theory can cause a lot of criticism. But despite this, this theory has the right to be covered. Its main advantage is that it suggests that the state occurs as a result of the natural development of society.

Текст научной работы на тему «ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

УДК 34

Дондокова Б.Б.

Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (г. Улан-Удэ, Россия)

ПАТРИАРХАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Аннотация: главной идеей этой статьи состоит в том, что в ней говорится об одном из традиционных вопросов теории государства и права. В данном случае она предоставляется с более широким спектром информации с разных источников. Обозначается, что эти идеи развивались издавна на Востоке, и на Западе. Развивая концепт этой теории, мы понимаем, что данная теория может вызвать много критики. Но, несмотря на это, эта теория имеет право на освещение. Главным ее преимуществом является то, что по ней можно подумать, что государство происходит в итоге естественного развития общества.

Ключевые слова: патриарх, династия, государство, право, отец, насилие.

От патриархальной семьи к государству-тирану: две стороны одной медали Теория происхождения государства - поле вечных дискуссий. Одна из наиболее интригующих, вызывающая как восхищение, так и резкое неприятие, утверждает о его эволюции из разросшейся семьи. Эта концепция, имеющая как "патриархальную", так и "теоретико-насильственную" интерпретации, предлагает взглянуть на государство сквозь призму семейных отношений, проследив путь от идиллической модели до жестокой реальности власти. Патриархальный идеал: семья как прототип государства. В основе патриархальной версии лежит представление о человеке как существе социальном, стремящемся к объединению. Семья, по этой теории, - естественная ячейка общества, первая форма организации коллективной жизни. Её

постепенное разрастание, объединение нескольких семей, и дальнейшая сложная эволюция приводят к образованию государства. В этой модели государь - это преемник патриарха, главы семьи, власть которого восходит к естественному авторитету отца. Подданные, подобно детям, должны слушаться государя и уважать его. В ответ монарх обязан заботиться о благополучии своих подданных и мудро управлять ими. Это идеализированная картинка, основанная на представлении о гармонии и взаимной ответственности. Однако, эта идиллия остаётся лишь утопической моделью. Реальность государственного устройства часто резко отличается от этого романтического образа. Теория насилия: тёмная сторона происхождения государства Альтернативная, и куда более пессимистичная, интерпретация этой теории называет её "теорией насилия". Она утверждает, что государство возникает не только в результате мирного разрастания родовых сообществ, но и через насилие, завоевания и угнетение. Более глубокое научное обоснование эта теория получила в Х1Х-ХХ веках. Её суть заключается в том, что появление частной собственности, социального расслоения и государства - прямой результат внутреннего и внешнего насилия.

Ритуал как основа власти: конфуцианский взгляд на передачу и сохранение легитимности Конфуций, великий мыслитель древнего Китая, придавал ритуалу (ли) колоссальное значение, особенно в контексте передачи и сохранения власти. Для него ритуал - это не просто набор формальных процедур, а сложная система правил и норм, регулирующих социальные отношения и обеспечивающих стабильность государства. Передача власти, по Конфуцию, должна происходить строго в соответствии с этим ритуалом, обеспечивая плавный переход и сохраняя социальный порядок. Его слова: «Династия Инь наследовала нормы Ритуала от династии Ся. То, что она отбросила, и то, что добавила - и это можно знать. Династия Чжоу наследовала нормы Ритуала от династии Инь. То, что она отбросила, и то, что добавила - и это можно знать. А значит, можно узнать и о тех, кто сменит династию Чжоу, пускай и пройдет с этого времени и сотни поколений» - свидетельствуют о его убеждении в исторической преемственности и важности изучения эволюции ритуала для

понимания принципов легитимной власти. Конфуций считал, что изучая историю смены династий и трансформации ритуала, можно предсказать будущие события и предотвратить хаос. Нарушение ритуала, по мнению Конфуция, - это катастрофа. Например, убийство легитимного правителя ради захвата власти -грубейшее преступление, подрывающее основы общества. Такое действие не только нарушает установленный порядок, но и сеет хаос и недоверие. В этом случае, восстановление ритуала становится первостепенной задачей, чтобы залечить раны общества и восстановить стабильность. Это не просто формальность, а необходимость для возвращения доверия и поддержания социальной гармонии. Конфуцианская концепция справедливого правления тесно связана с понятием ритуала. Возвышение бесчестных людей над честными, по Конфуцию, неминуемо ведёт к неповиновению народа. В основе власти должно лежать доверие, а доверие строится на справедливости. Только возвышение достойных, честных и способных людей над недостойными обеспечивает повиновение народа и процветание государства. Это подтверждает, что ритуал - не только форма, но и критерий справедливости. Идеальный правитель, по Конфуцию, это тот, кто достигает положения, при котором "те, кто вблизи радуются, а те кто далеко стремятся к нему". Это достигается не только через силу или хитрость, но и через соблюдение ритуала, честность, заботу о народе и мудрое правление. Радость близких указывает на справедливость и доброту правления, а стремление дальних - на престиж и авторитет, завоеванные не силой, а заслугами. В заключение, конфуцианский взгляд на власть подчеркивает критическую роль ритуала. Ритуал - это не просто набор церемоний, а фундаментальная основа легитимности, стабильности и процветания государства. Его соблюдение гарантирует справедливое управление, а его нарушение приводит к хаосу и разрушению. Идеальный правитель - это не тот, кто захватил власть любыми способами, а тот, кто получил её и удерживает её, руководствуясь принципами ритуала и справедливости.

Конфуций и Аристотель — два великих мыслителя, чьи идеи о природе общества и государства продолжают оказывать влияние на философию и

социологию. Несмотря на различия в культурном контексте и методах, их учения пересекаются в ключевых аспектах, касающихся семьи, морали и общественного устройства.

Конфуций (551-479 гг. до н.э.) является символом китайской философии, и его учения, собранные в «Беседах и высказываниях» его последователей, подчеркивают важность морали, просвещения и самосовершенствования. Конфуцианство стало официальной идеологией Китая с II века до н.э. и оставалось таковым до 1949 года. После смерти Конфуция его идеи о гармонии в обществе и важности моральных ценностей приобрели особую популярность.

В центре конфуцианской философии лежит концепция «жэнь» (человечность), которая подразумевает добродетельное поведение и заботу о других. Конфуций считал, что стабильное общество возможно только при наличии моральных лидеров, которые будут служить примером для подражания. Таким образом, семья, как первичная ячейка общества, становится основой для формирования моральных ценностей и социальных норм. Взаимоотношения в семье, основанные на уважении и заботе, служат моделью для более широкой социальной структуры.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) в своем трактате «Политика» также акцентирует внимание на семье как первичном элементе общества. Он утверждает, что семья (оюа) возникает естественным образом для удовлетворения повседневных нужд. Аристотель выделяет два аспекта семьи: «естественное общение» и «удовлетворение повседневных нужд». Первое подразумевает родственные связи, как горизонтальные (между супругами) и вертикальные (между родителями и детьми), тогда как второе касается экономики и совместного ведения хозяйства.

Аристотель подчеркивает, что семья является основой для формирования более сложных социальных структур, таких как деревня и государство. Он рассматривает семью как естественный институт, который служит основой для формирования общества, где каждый член выполняет свою роль, способствуя общему благу.

Несмотря на различия в культурном контексте, учения Конфуция и Аристотеля пересекаются в понимании семьи как фундамента общества. Оба философа подчеркивают важность моральных ценностей и этических норм, которые формируются в рамках семейных отношений. В то время как Конфуций акцентирует внимание на моральной ответственности и гармонии, Аристотель предлагает более прагматичный подход, связывая семью с экономическими и социальными функциями.

Однако в современном контексте конфуцианство претерпело изменения. Его учения адаптировались к новым реалиям, сохранив при этом свою значимость. В отличие от Аристотеля, который рассматривал семью через призму политики и экономики, конфуцианство сегодня часто интерпретируется как система ценностей, способствующая социальному единству и моральному воспитанию.

Конфуцианство и философия Аристотеля представляют собой два подхода к пониманию общества и государства, которые, несмотря на культурные различия, подчеркивают важность семьи как основы социальной структуры. Их идеи о морали, ответственности и взаимопомощи остаются актуальными и в современном мире, где вопросы о роли семьи и общества становятся все более значимыми. Важно помнить, что эти философские традиции не только формируют наше понимание прошлого, но и продолжают влиять на наше восприятие будущего.

Патриархальная теория происхождения государства является одной из наиболее обсуждаемых концепций в области политической философии и социологии. Она основана на предположении, что государство возникло как естественное продолжение семейной структуры, где власть принадлежит старшему мужчине — отцу. Однако, несмотря на свою популярность, эта теория сталкивается с множеством критических замечаний и альтернативных взглядов.

Согласно патриархальной теории, государство возникает из семьи, где отец является главой и носителем власти. В этой концепции предполагается, что если каждая семья представляет собой мини-государство, то при объединении

нескольких семей формируется племя, а при объединении племен — государство. Однако на практике это предположение вызывает сомнения. Если следовать логике патриархальной теории, то количество государств должно соответствовать количеству семей или племен. В современном мире, где насчитывается более 7 миллиардов людей, существует всего около 240 государств, из которых лишь 193 являются членами ООН. Это поднимает вопрос о том, насколько обоснована связь между семейными и государственными структурами.

Критики патриархальной теории указывают на ее недостатки, начиная с того, что она не учитывает сложность и многообразие социальных структур. В истории человечества существовало множество форм организации общества, и не все из них можно свести к простому семейному принципу. Например, в некоторых культурах существовали матриархальные структуры, где власть принадлежала женщинам, что ставит под сомнение универсальность патриархальной модели.

Кроме того, многие исследователи, включая Аристотеля, подчеркивают, что государственная власть и власть главы семьи — это разные вещи. Аристотель, в частности, утверждал, что государственная власть относится к свободным и равным гражданам, а не к подданным, которые находятся под отеческим контролем. Он не рассматривал государство как большую семью, а подчеркивал, что глава государства должен уметь как властвовать, так и повиноваться, что является признаком истинного лидерства.

В контексте критики патриархальной теории стоит рассмотреть и другие подходы к пониманию происхождения государства. Одной из наиболее известных является договорная теория, которая утверждает, что государство возникло как результат соглашения между людьми, стремящимися создать общественный порядок. Эта теория акцентирует внимание на взаимных обязательствах граждан и власти, что позволяет избежать упрощенного понимания государства как продолжения семейной иерархии

Таким образом, патриархальная теория государства, хотя и имеет свои сторонники, подвергается серьезной критике и не является единственным объяснением происхождения государственных структур. Исторические факты и современные реалии показывают, что государство — это сложный социальный институт, который нельзя свести к простым семейным отношениям. Альтернативные теории, такие как договорная и теологическая, предлагают более глубокое понимание того, как и почему возникают государства, подчеркивая важность взаимодействия между людьми и их коллективными интересами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аверинцева и др. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева и др. - М.: Мысль, 1999. С. 398-400;

2. Аристотель. Никомахова этика. Сочинения в 4-х т. / Пер с древнегреч. Н. В. Брагинской. - М.: Мысль, 1984. 830 с;

3. Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. М.: Юр. Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2018. 640 с;

4. Перевалов В.Д., Шерпаев В.И. Характерные черты современного мирового правопорядка // Herald of the Euro-Asian Law Congress. 2018. N° 2. C. 6-20;

5. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства /Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе. Т. 21. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. 745 с. С. 23-178;

6. Filmer R. Patriarchia and Other Political Works. - Oxford: B. Blackwell, 1949. 326 р

Dondokova B.B.

East Siberian State University of Technology and Management

(Ulan-Ude, Russia)

PATRIARCHAL THEORY OF EMERGENCE OF STATE AND LAW

Abstract: main idea of this article is that it talks about one of the traditional issues of the theory of state and law. In this case, it is provided with a wider range of information from different sources. It is indicated that these ideas have been developing for a long time in the East and in the West. Developing the concept of this theory, we understand that this theory can cause a lot of criticism. But despite this, this theory has the right to be covered. Its main advantage is that it suggests that the state occurs as a result of the natural development of society.

Keywords: patriarch, dynasty, state, law, father, violence.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.