Научная статья на тему 'Патриарх Никон и его ученики'

Патриарх Никон и его ученики Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИАРХ НИКОН / ВОСКРЕСЕНСКИЙ НОВО-ИЕРУСАЛИМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ДУХОВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО И ВОСПИТАНИЕ ЮНОШЕСТВА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленская Г. М., Севастьянова С. К.

В статье охарактеризованы формы духовного воспитания Патриархом Никоном юношества и особенности взаимоотношений Первосвятителя с его сподвижниками, в основу которых Святейший положил отеческое попечение о братии и строгую богослужебную жизнь. Материал статьи во многом дополняет известные сведения о Патриархе Никоне как воспитателе юношества и расширяет наши представления об образовательной и учительной практике, созданной Святейшим в основанных им монастырях и, осознаваемой как ценность, продолженной его единомышленниками и последователями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патриарх Никон и его ученики»



Для цитирования: Зеленская Г.М., Севастьянова С.К. Патриарх Никон и его ученики // [Электронный ресурс] URL:

http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2019/1/articles/4_2.pdf

DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2019.01.023

УДК 276+821.161.1+82.091

Патриарх Никон и его ученики

Г. М. Зеленская1, С. К. Севастьянова2

1 ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"», Истра, Россия 2 ФГБУН «Институт филологии СО РАН», Новосибирск, Россия

Рубцовский индустриальный институт (филиал) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический

университет им. И.И. Ползунова», Рубцовск, Россия

Базовой основой современного общего образования является духовно-нравственное развитие и воспитание личности детей и молодёжи [1]. Одна из актуальных проблем, с которой столкнулось современное общество, состоит в разрушении личности. Образование переживает, говоря словами современного преподавателя русского языка, «драму воспитания» (С. А. Ботищева): у молодёжи рассыпаются идеалы и ценности, подрастающее поколение всё чаще обвиняется в бездуховности и безверии, агрессии и равнодушии. Между тем, именно древнерусская культура и словесность, по-прежнему упорно вытесняемые из учебно-образовательного процесса, продолжают оставаться сокровищницей и хранительницей базовых духовно-нравственных ценностей, благодаря которым происходит воспитание и формирование разносторонней личности и человека. Именно образование человека как человека предано сегодня забвению, — уверен профессор Алексей Ильич Осипов [2]. В самом деле, нравственный аспект русской религиозной нравственности, приобретённый ею благодаря тесным связям с культурой Византии, наиболее ярко отразился в проповедях Климента Смолятича и Кирилла Туровского, в «Поучении» Владимира Мономаха. Эти тексты дали православному читателю особые формы наставничества, в доступной форме разъяснили границы добра и зла, смысла жизни и добродетели [3].

Развитые мыслителями Древней Руси учительные направления воспитания молодого поколения приобрели особую популярность в России в XVII веке, когда в смешении православных и западных культурных традиций на первое место вышла проблема сохранения отечественной культурой собственной идентичности. Воспитание человека в традициях православной культуры, использующей не противоречащие духу Православия западные тенденции, стало одним из приоритетных направлений переходного период русской культуры. Ярким примером такого симбиоза традиций в христианском воспитании и создания особой духовно-образовательной среды, основанной на глубокой и искренней любви к своим подопечным, на форме

наставничества, попечения и учительства, духовного отцовства, может служить отношения Патриарха Никона с его учениками и сподвижниками. Ощущая личную ответственность перед Богом за духовное состояние братии, Первосвятитель, обращаясь в своём Духовном завещании к насельникам Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря, говорил: «...бояся и трепещу, слышах бо Божественная Писания, глаголюща: истязан имать быти настоятель о всех, иже под ним сущих; и аще может отсещи их от зла, и не отсецает, кровь их от руку его Бог взыщет, и погибает таковый невнимателный и сам с ними, яко нерадив и ленив; аще ли обличит и запретит, и не возиожет отсещи их от зла, он убо свою душу избавил есть, тии же во гресех своих умрут. Сего ради молю вас, отцы мои и братия святая и чада возлюбленная <...> оскорбимся о мимошедшем времяни жития нашего, подвигнемся о будущих благих, да, не леностию и нерадением здешнее житие провождающе, осуждени будем в страшное второе пришествие Господне» [4, С.319-320].

Цель статьи — охарактеризовать сохранившиеся в нарративных источниках формы воспитания Патриархом Никоном его учеников и особенности взаимоотношений Первосвятителя с ними. Материал, расширяющий и дополняющий ранее изложенные в работах Г. М. Зеленской сведения о Патриархе Никоне как воспитателе юношества, надеемся, расширит устоявшиеся представления об образовательной и учительной практике, созданной Патриархом Никоном в основанных им монастырях и, осознаваемой как ценность, продолженной его единомышленниками и последователями [5-7].

Патриарх Московский и всея России Никон (1605-1681) был архипастырем, стяжавшим многие духовные дарования, в том числе — особый дар учителя и воспитателя юношества. Ни один патриарх Древней Руси не имел столько учеников и сподвижников, связанных со своим наставником узами любви и духовного сыновства. Возросшие рядом с великим святителем, они продолжили его главные начинания и внесли значительный вклад в дело монастырского и общецерковного строительства второй половины XVII века.

Патриарх Никон, отличавшийся строгим аскетизмом, большим умом, мощной творческой волей, силой пастырского слова, обширными книжными и житейскими познаниями, милосердием к народу и попечительской заботой о ближних, имел особое влияние на юные души. Документально это прослеживается с конца 1640-х годов, когда архимандрит Никон, тогда настоятель московского Ново-Спасского монастыря, стал митрополитом Новгородским и Великолуцким. Будущий Патриарх пробыл на этой кафедре три года (1649-1652), но и столь малого времени было достаточно, чтобы некоторые клирики Софийского дома — постриженики новгородских монастырей, стали его учениками и навсегда связали с ним свою судьбу и жизнь.

«Grand Altai Research & Education»

170

Первым из них был молодой ризничий Никона, насельник новгородского Деревяницкого Воскресенского монастыря иеродиакон Мисаил, будущий святитель [8]. Владыка рукоположил его во иеромонаха, а в 1651 году Патриарх Иосиф совершил хиротонию Мисаила в архиепископа Рязанского и Муромского [9]. Скончался он как священномученик [10, С.87-96, 116; 11, С.109-110, 117-118; 12]: в 1655 году во время очередной миссионерской поездки по Шацкому уезду Мисаил был смертельно ранен стрелой из лука. Перед кончиной (^ 9/19.04) архиепископ принял схиму и завещал похоронить себя близ Николаевского Чернёва монастыря под Шацком. 21 мая гроб с телом владыки Мисаила был торжественно перевезен в Переславль Рязанский и поставлен в гробнице в храме Архистратига Михаила — усыпальнице Рязанских архиереев. Год спустя великий государь и Святейший Патриарх указали совершить погребение архипастыря в том же храме. Когда гробницу вскрыли, то оказалось, что «тело сего новаго мученика преосвященнаго Мисаила архиепископа цело и невредимо» [13, С.75].

После избрания митрополита Никона на первосвятительскую кафедру в Москву вместе с ним переехали многие клирики Софийского дома. Среди них был и сменивший иеромонаха Мисаила на должности архиерейского ризничего иеродиакон Лаврентий (в схиме Левкий, ^ 11.11.1672), насельник Николо-Вяжицкого монастыря близ Новгорода. Патриархом Никоном в 1654 году он рукоположен в епископа Тверского, в 1655 году возведен в сан архиепископа, а в 1657 году переведен на Казанскую кафедру с возведением в сан митрополита [14, С.23]. Благодаря своим способностям и духовным дарованиям, за короткий срок монах Лаврентий выдвинулся на третью по значимости церковную кафедру в России.

Архиепископ Лаврентий участвовал в перенесении мощей святого Иакова Боровичского, Христа ради юродивого, в Иверский Богородичный монастырь на Валдае, основанный Патриархом Никоном в 1653 году, и был вкладчиком Воскресенского монастыря Нового Иерусалима. В 1655 году сопровождал царя Алексея Михайловича в походе против польского короля Яна Казимира [15, стлб. 471]. Став митрополитом, Лаврентий начал отстраивать в семи верстах к югу от Казани Воскресенский монастырь, тоже названный Новым Иерусалимом [16, С.210-211], что вызвало негодование раскольников [17, С.294-295], которые считали Лаврентия врагом истинной веры и неоднократно допускали нелицеприятные высказывания в его адрес [18, С.357; 19, С.177,

Митрополит Лаврентий был глубоко образованным архипастырем и прекрасным проповедником. Об этом свидетельствуют его духовные сочинения: «Ответная грамота на царскую грамоту о том, можно ли священномонаха поставить архиереем» [20, С. 114-117]; приветственная речь, произнесённая в ноябре 1666 года в Москве на Лобном месте перед восточными патриархами [20, С.271-273]; канон и стихиры святителю Герману, архиепископу Казанскому [21].

318].

Наука и образование Большого Алтая»

171

Среди учеников Патриарха Никона на архиерейских кафедрах нельзя не упомянуть о Патриархе Московском и всея России Иоакиме, возглавлявшем Русскую Церковь с 1672 по 1690 год. Потомственный можайский помещик Иоанн Савелов принял монашеский постриг с именем Иоаким в киевском Межигорском монастыре в 1652 году [22]. В сентябре 1657 года он перевёлся в основанный Патриархом Никоном Иверский монастырь на Валдае. Период пребывания старца Иоакима в непосредственном общении со Святейшим Никоном длился пять лет. Все это время старец Иоаким занимал должность строителя (эконома) в Иверском и около года в Воскресенском НовоИерусалимском монастырях, имея возможность узнать в деталях все стороны монастырской жизни и особенно — хозяйственную [23, С.374].

Патриарх Никон видел в каждом человеке дарования, данные ему от Бога, стремился развить их и сделать духовно плодоносными. В Воскресенском монастыре, где Никон, оставив кафедру, прожил восемь лет, подвизались в те годы около 500 братий, и молодых людей среди них было большинство. Склонных к монашеству Патриарх постригал даже в отроческом возрасте. Юные старцы, или «старчики», как называли их в обители [24, С.614], несли послушание иподиаконов и келейников Патриарха Никона, исполняли его поручения, сопровождали в поездках. Однако главным для них было участие в монастырских богослужениях. Это относится также к отрокам-анагностам (чтецам) и поддьякам, среди которых были и монахи, и послушники.

Многие молодые насельники обители несли клиросное послушание, обучаясь знаменному и многоголосному пению, церковнославянскому и греческому языкам. Божественная Литургия пелась иногда вся «греческими глаголы, согласием киевским» [25, С.54]. Ежедневно после богослужения пред иконой Божией Матери «Троеручицы», привезённой со Святой горы Афон [26; 27], пелся молебен Пресвятой Богородице «греческим речением и согласием»

Сохранилась парсуна начала 1660-х годов, изображающая Патриарха Никона с братией Воскресенского монастыря во время богослужения. Святейший представлен слева, стоящим на кафедре в полном архиерейском облачении. Справа от него стоят восемь насельников обители. Из них только двое — настоятель архимандрит Герасим и духовник Патриарха Никона иеромонах Леонид — люди преклонного возраста, остальные же братия весьма молоды, особенно иподиакон Герман, «старчик» лет 17-ти с раскрытой книгой в руках, и отрок поддьяк Серафим, держащий чётки и очки Святейшего Никона [28].

Юный монах Серафим сопровождал Святейшего во время его поездки на церковный собор 1666 года и держал жезл, который Патриарх Никон отдал ему, здороваясь с царём и восточными патриархами [7, С. 103-104].

Далеко не всех своих духовных чад Патриарх постригал в монашество. Так, после ссылки в Новгород жил в миру, а затем женился воспитанник Святейшего Иоанн Шушерин. Трудился в Воскресенском монастыре в

[25, С.42].

«Grand Altai Research & Education»

172

«белецком чину» двоюродный племянник Патриарха Никона Федот Марисов. Не были монахами иподиакон Никита Никитин и часто приезжавший к Святейшему в Новый Иерусалим из Москвы подьяк Сава Дулов [24, С.967].

Заботясь о духовном воспитании братии, Патриарх Никон составил ряд документов, среди которых особое место занимает Завещание-устав, базирующийся на монастырском уставе прп. Иосифа Волоцкого. Устав волоколамского игумена, как известно, составлен из текстов Священного Писания, изречений отцов Церкви и подвижников благочестия: свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого, Афанасия Великого, свв. Симеона, нового Богослова, Исидора, Ефрема Сирина, прп. Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и других [29; 30]. Но для уставной части Завещания Патриарх Никон выбрал первую главу из сочинения публициста XVI века под названием «О еже како подобает попечение имети Настоятелю и всей братии о церковном благочинии и о соборней молитве» [31, С.63, 65]. Строгая монашеская дисциплина, которой учил этот текст, должна была укреплять и возвышать монастырскую братию духовно, объединять насельников обители, делать их неуязвимыми перед лицом мирских опасностей и соблазнов [32].

Устав предписывал при звуке клепала, зовущего на молитву, отставить все, «в руках наших обретающаяся», и усердно поспешить к «пристанищу всепресвятому церковному, якоже Петр святый и Иоанн Богословный ко гробу Господню всеспасительному». В церкви же следует пребывать, «якоже в самом небеси с вышними силами ставше»: руки стиснуть, ноги соединить, очи смежить, ум собрать, мысль же свою и сердце взять на небо, призывая милость Божию со слезами и стенанием и никогда не исходя «от собрания без великия нужди» [4, С.321, 323, 324].

Будучи сокровищницей святоотеческой мудрости, Устав содержал предания, особо значимые для братии Нового Иерусалима, например, сказание о сне некого старца, жившего в пустыни близ древнего Иерусалима. Старец увидел себя в храме Воскресения Христова у Гроба Господня, где обонял нестерпимый смрад. Заметив двух «священнолепых» старцев, он спросил их, откуда исходит зловоние, и в ответ услышал: «От беззаконии церковников, живущих зде». Тогда старец спросил, почему они не очистят сие святое место. Отцы ответили, что его можно очистить только огнём. «И по мале времяни по сих, — повествует сказание, — скоро приидоша перси, и церковь святаго Воскресения Христова и святый град Иерусалим разоривше, и весь в запустение положивше, и церковники пребеззаконствующыя вся огнем пожгоша» [4, С.327].

Соборная молитва и участие в богослужениях были для юной братии училищем благочестия и школой духовного образования. Патриарх Никон в дни великих праздников сам возглавлял Божественную Литургию, в другие же дни молился на своем патриаршем месте, строго наблюдая за чтением и пением. Голландец Николаас Витсен, посетивший Новый Иерусалим в 1665 году, описал одно из таких богослужений: «...мальчик лет 12, уже монах,

Наука и образование Большого Алтая»

173

вышел на середину церкви и стал нараспев читать из Евангелия. Два монаха такого же возраста поддерживали эту книгу. Покончив с чтением, они с большой торжественностью отнесли книгу на аналой в середине церкви. Из книги стал читать дьякон. Часто он ошибался при чтении, и тогда патриарх поправлял и его, и мальчика, а кто ошибался, тот за каждую ошибку бил челом. Затем все вместе долго и хорошо пели. Затем сам патриарх громко читал "Отче наш" и "Верую"» [33, С. 183-184].

Это описание дает представление о способе обучения отроков-чтецов, которым занимался сам Патриарх Никон. Исправление ошибок и покаянные поклоны приучали юных иноков и послушников концентрировать внимание — «ум весь собрати», как сказано в Уставе, а также нести ответственность за каждое произнесённое в храме слово.

В этой связи уместно напомнить о святоотеческих и вероучительных надписях, составленных с непосредственным участием Патриарха Никона и расположенных под сводами монастырских храмов Нового Иерусалима [34-

К наиболее изученным относится «Сказание о церковных таинствах», в основе которого лежат фрагменты из трактата прп. Григория Синаита [37]. Фриз со «Сказанием» размещён по всему периметру крестовой части Воскресенского собора и, как другие иконописные и архитектурные образцы, был создан Патриархом Никоном, по его собственным словам, «ко умному боговедению» и служил «всиякому верующему в онь в присное поучение» [38,

В монастырской библиотеке хранились около 500 рукописных греческих книг, привезённых из Афонских монастырей и содержавших тексты Священного Писания, труды отцов Церкви, а также сочинения античных и средневековых авторов. Среди последних были «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Труды и дни» Гесиода, идиллии Феокрита, трагедии Софокла и Эсхила, драмы Еврипида и комедии Аристофана, басни и жизнеописание Эзопа, речи Демосфена и Эсхила, философские труды Аристотеля и Платона, исторические сочинения Иосифа Флавия и хронографы, географии Страбона и Павсания, трактат по медицине Диоскорида, рукописи по астрономии и грамматике [39, С. 101].

Наличие данных трудов в монастырском книгохранилище говорит о возможности знакомства с ними насельников обители, что соответствует мнению святых отцов о пользе наук и учёности для христиан. Юная братия Воскресенского монастыря много читала, занималась стихосложением, летописанием, художественными ремеслами. В этой атмосфере любомудрия выросли замечательные книжники, мастера церковного искусства и подвижника благочестия [40]. Среди них — изображённый на вышеупомянутой парсуне иподиакон и келейник Патриарха Никона, а затем уставщик обители, автор церковных гимнов и мастер акростиха архимандрит Герман [41-43]; хранитель монастырской библиотеки, впоследствии

36].

С.109-113].

«Grand Altai Research & Education»

174

настоятель обители, автор стихотворного монастырского Летописца архимандрит Никанор [38, С.106-108; 44; 45]; келейник Святейшего, резчик по дереву старец Ипполит [7, С. 102-103]; литейщик колоколов и многолетний строитель (эконом) Воскресенского монастыря иеромонах Сергий (Турчанинов) [7, С.92-95]; клирик Патриарха Никона и составитель его жизнеописания Иоанн Шушерин [46-50].

Архимандриты Герман и Никанор, иеромонах Сергий и старец Ипполит были пострижениками Святейшего Никона, причем Герман принял монашество «изомлада» [7, С.85-92]. Иоанн Шушерин, выходец из Великого Новгорода, был, по его словам, «воспитан издетска возраста и возмужа при бедре» Патриарха [25, С.118]. Ученики Святейшего называли его отцом. «Никон, отец и молебник наш к Богу, / Приведый в благость человек часть многу», — писал архимандрит Герман в эпитафии Святейшему Никону, а в акростихах сообщал: «Герман написа» «в славу си отца» [51, С. 121].

Иоанн Шушерин заключил свой рассказ о прощании Патриарха Никона с насельниками Воскресенского монастыря при отъезде на осудивший его церковный собор 1666 года такими словами: «Братия же и вси православнии жители и трудники тоя обители, приемше благословение и прощение неутешно плачущеся и ненадеющеся паки видети отца своего» [25, С.55].

«Ко благочестию и вере всех наставляя, / Аки отец слово истинны исправляя, / Апостолским преданием и святых отец / Юныя и старыя уча, аки отец», — писал о Святейшем Никоне в монастырском Летописце архимандрит Никанор, подчёркивая его отцовское отношение к пастве [51, С. 144].

Патриарх Никон воспитывал юношество собственным примером, являя образец архипастыря-аскета, непрестанно пребывающего в молитве и трудах и твёрдо стоящего на страже Православия. Речь Патриарха Никона всегда была учительной. Он мыслил и говорил словами Священного Писания и отцов Церкви, особенно почитая вселенских учителей и свтт. Иоанна Златоуста, Василий Великого и Григория Богослова, в честь которых освятил в Воскресенском монастыре свою домовую церковь. Противник «латиномудрия», укоренённый в святоотеческую и древнерусскую традицию, Патриарх Никон был, вместе с тем, открыт для восприятия западнорусских тенденций в церковной культуре, если они соответствовали духу Православия [52, С.175]. Благодаря этому, его ученики внесли много нового в иконографию церковного искусства, в духовную музыку и поэзию. Синтез традиции и новаторства способствовал единению разноплеменных насельников Нового Иерусалима, среди которых были, по словам Шушерина, «многие иноземцы: греки, и поляки, черкасы, и белорусцы, и новокрещенныя немцы и жиды в монашеском чину и белецком» [25, С.42].

Ученики Патриарха Никона читали по-польски, интересовались поэтическими сочинениями, исторической и медицинской литературой. Так, среди келейных книг старца Германа были киевские издания стихотворных трудов архиеп. Черниговского Лазаря Барановича «Аполлон христианский»

Наука и образование Большого Алтая»

175

(1670) и «Лютня Аполлонова» (1671). Первая книга, воспевающая жития святых, была напечатана «на южнорусском наречии польскими буквами» [53, С.364; 54, С.77]. В личной библиотеке архимандрита Никанора хранились издания на польском языке, в том числе польская грамматика, а также рукописные книги «Толкование еврейского языка», «Аритьметика», «Лечебник». В записях на книгах и в других текстах архимандрит Никанор часто употреблял латинскую скоропись и полонизмы [55, С.294-295, 310].

При Патриархе Никоне Воскресенский монастырь стал пристанищем для многих отроков и юношей-иноземцев, которые во время Русско-польской войны бежали в Москву или были взяты в плен. Так, например, Федька Микулаев, крестьянский сын из белорусского города Дубровны, «кормился на Москве Христовым именем и пришол в Воскресенской монастырь», где Патриарх Никон благословил его учиться столярному делу.

Ивана Волчка взяли к Москве «полоном» костромичи «и, не доведши до Москвы, покинули ево на дороге, потому что занемог, и, обмогшись, пришел в Иверской монастырь», и из того монастыря взят в Новый Иерусалим. Со временем он вырос в мастера по металлу и делал церковные главы.

Зиновий Дмитриев, родом иноземец, крестьянский сын, был ребёнком взят в плен и привезён в вотчину боярина Романа Бобарыкина, которую вскоре купил Патриарх Никон, развернувший на этой земле строительство Воскресенского монастыря. Зиновий пожелал жить в обители и был определён учеником к Ивану Волчку [53, С.763-764].

Многие из юных трудников приобрели в Новом Иерусалиме навыки ремесла, некоторые стали искусными мастерами иконописи, ценинного дела, резьбы по дереву, литья колоколов. Малолетние иноземцы, а также крестьянские дети из монастырских вотчин, трудившиеся в обители, получали здесь начальное образование. Об этом говорят учебные книги в монастырской библиотеке, где было, согласно Описи 1679 года, 33 славянские грамматики и 16 учебных часословов, изданных в Москве, 1 грамматика, 1 часослов учебный и 22 экземпляра Псалтири киевской печати. Опись 1685 года упоминает также 2 лексикона славяно-русских Памвы Брынды, напечатанных в белорусском Кутеинском монастыре (1653) [ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"». Ф. 1. Оп. 1. Д. 1880. Л. 24, 29 об.].

После низложения и ссылки Патриарха Никона лучших мастеров Нового Иерусалима взяли в Москву «во Дворец», где они исполняли царские заказы.

Известным столичным изразечником был в конце XVII века Степан Иванов, о котором в «Росписи» мастеровых людей Воскресенского монастыря сказано, что он «делает образцы печные и ценинные и зеленые, и печи кладет, родом иноземец Мстиславля города, посацкаго отца сын, остался после отца мал, и взял ево в первую службу боярин князь Алексей Никитич Трубецкой полоном, и привез в Москву, и жил на Москве у сродичей своих и в Воскресенском монастыре» [53, С.763]. Степан Иванов способствовал распространению в церковном зодчестве России изразцовой композиции

«Grand Altai Research & Education»

176

«Неопалимая купина». Этот замечательный по красоте, сложности исполнения и глубине символического смысла керамический фриз, впервые изготовленный для Воскресенского собора Нового Иерусалима в первой половине 1660-х годов, опоясывает снаружи храмы свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (1668-1675), Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове (1671-1679), Успенский собор Иосифо-Волоцкого монастыря (1688-1692) и другие храмы [56, С.234-237]. Связи Степана Иванова с Воскресенским монастырем не прерывались и в конце XVII века. Мастер изготовил набор изразцов для трёх печей в центральной трапезной палате при храме Рождества Христова, возведённом в Новом Иерусалиме в 1686-1690 годах при учениках Патриарха Никона: настоятеле обители архимандрите Никаноре и строителе старце Сергии.

Иеромонах Сергий (Турчанинов), живший в Новом Иерусалиме около полувека, был пострижеником Патриарха Никона и ближайшим его сподвижником. В первой половине 1660-х годов молодой тогда старец Сергий нёс послушание колокольного мастера. Он вылил все монастырские колокола, кроме первого, Воскресенского, при создании которого трудился как подмастерье. Сохранились три колокола, вылитые монахом Сергием в 1666 году: Трёхсвятский, «средний» и «малый» [38, С.88-94].

Из числа монастырской братии замечательным резчиком по дереву был и ближайший сподвижник Патриарха Никона и его келейник монах Ипполит, выходец из Белоруссии [57, С.241]. «Благословение <...> сыном нашим архимандриту Герману, иеромонаху Варлааму, монаху Сергию, монаху Ипполиту и вкупе всей братии <...>, — писал вВоскресенский монастырь из Кирилло-Белозерского заточения Патриарх Никон. — Сделайте милость, побейте челом о мне еще Великому Государю <...>, уже бо моего жития конец приходит» [25, С.100-101]. До этого, в декабре 1680 года, братия Воскресенского монастыря обратилась с челобитной к царю Федору Алексеевичу о возвращении Патриарха Никона из ссылки в Новый Иерусалим. На оборотной стороне документа третьей (после строителя и казначея) стояла подпись: «Резных дел мастер старец Ипполит руку приложил» [54, С.81].

Духовных чад Святейшего Никона связывала самоотверженная любовь к своему наставнику и его великому творению — Новому Иерусалиму. После кончины Патриарха старцы Герман, Никанор, Сергий (Турчанинов), Иоанн Шушерин и другие завершили сооружение Воскресенского собора, восстановили первоначальный церковный Устав обители и написали житие своего учителя. Но прежде им пришлось пострадать за верность Патриарху Никону.

В 1666 году был арестован, допрошен царем, а затем сослан на 10 лет в Новгород Иоанн Шушерин. В 1676 году за попытку уберечь монастырские ценности от вывоза в Москву был «на соборе при всей братии» бит шелепами строитель старец Герман [53, С.554].

Наука и образование Большого Алтая»

177

Пострадали по делу Патриарха Никона и его московские иподиаконы, в первую очередь — Никита Никитин, привозивший в Новый Иерусалим от боярина Н. А. Зюзина письма, призывавшие Святейшего от имени царя вернуться на престол. Никитин был арестован и в заключении скончался. Он завещал похоронить себя в Воскресенском монастыре, и Патриарх Никон «срете его, яко мученика, вне монастыря со кресты и внесе в монастырь, и отпев, погребе его своима рукама» [25, С.49].

Святейший Никон в особой записке, зачитанной на соборе 1666 года, и в беседе с государем во время суда упоминал «о тех, кто был за него мучен» [24, С. 1056] и просил освободить из заточения живых. На Соборе рядом с Патриархом стоял его подьяк Марк, державший Святой Крест, носимый пред Святейшим. Известно, что он по велению Патриарха Никона вёл записи о соборе и впоследствии, живя в Московском Симоновом монастыре, посещал Святейшего в ссылке. В 1669 году по поводу этих записей велось следствие с допросами, но рукописные тетради, переходившие из рук в руки, не были найдены властями [58, С.264-265]. Их дальнейшая судьба, к сожалению, не известна.

Патриарха Никона посещали в Ферапонтовом монастыре, где он отбывал ссылку с 1667 по 1676 год, и другие его ученики. Так, в 1668 году к нему заезжал повидаться литейщик колоколов старец Сергий (Турчанинов), посланный с государевой грамотой на Белоозеро [58, С.266]. Приезжали «иеромонах Мисаил с прочими трудниками», которые от имени архимандрита и братии Воскресенского монастыря «со умилением слезне благословение испросиша и сами получиша, и присланное с ними Блаженному вручиша денег 200 рублев и 10 хлебов братских трудов, також и от рыб и иных запасов не мало» [25, С.86-87].

По-видимому, для томившегося в заточении Патриарха Никона старцем Германом был написан Пасхальный гимн «Радуйся зело, дщи Сионя», где он молил воскресшего Спасителя «Ангелом купно стояния, / Небеснаго ликования / Отца приснаго сподобити / И нас от мук злых свободити». Один из двух акростихов этого гимна прямо обращен к Святейшему: «Радуйся, пастирю великий, о Никоне, торжеством днешним, отче наш». Другой акростих содержит авторскую подпись: «Еклисиарх и монах Герман» [59,

В тяжелейших условиях ссылки рядом с монахом Никоном находился преданный ему молодой ученик — иеродиакон Мардарий, вмиру «иноземец, родом поляк» [7, С.96-102], приехавший в Ферапонтов монастырь из Нового Иерусалима в конце 1668 года [58, С.275, 261]. Постриженик Святейшего Никона, он пользовался особым доверием опального Патриарха и на протяжении восьми лет нёс послушание его келейника и казначея, исполняя различные поручения своего старца. Самыми ответственными из них были поездки в Москву с письмами монаха Никона к царю Алексею Михайловичу [58, С.265, 284, 300]. Эти дальние путешествия не всегда были безопасными.

С.256, 259].

«Grand Altai Research & Education»

178

Обычно иеродиакона сопровождали московские стрельцы, но в 1673 году они взбунтовались, старца Мардария «безчестили и кляли» и не хотели отпускать для его охраны своего сотоварища [58, С.291].

В обязанности иеродиакона Мардария входило наблюдение за ловлей рыбы для монаха Никона и его братии, приём продуктов, привозимых из Кириллова монастыря, плата за покупки. Он помогал старцу принимать больных, которые во множестве стекались за помощью к ссыльному монаху Никону, получившему в заточении от Христа Спасителя «благодать чаши лекарственной» [60, С.179]. Иеродиакон Мардарий покупал в Москве травы и другие составляющие для лекарств, которые приготовлял монах Никон [20, С.377-378]. Вполне закономерно, что клеветники, писавшие нелепые доносы на ссыльного Патриарха, упоминали заодно и «вины» самого близкого к нему человека — келейника Мардария [58, С.314].

Клеветнические доносы на монаха Никона не подтвердились, тем не менее он был переведён из Ферапонтова монастыря в Кирилло-Белозерский, а его келейные старцы, в том числе иеродиакон Мардарий, сосланы в Крестный монастырь под строгий надзор. Монах Никон в челобитной Патриарху Иоакиму просил не лишать его близких ему людей, но тот эту просьбу не исполнил. Иеродиакон Мардарий и другой сподвижник Патриарха Никона, иеромонах Варлаам, пробыли в Крестном монастыре до 1680 года, после чего по указу царя Феодора Алексеевича были освобождены и вернулись в Новый Иерусалим. Именно с иеродиаконом Мардарием юный государь послал 30 августа 1680 года утешительное письмо монаху Никону в Кирилло-Белозерский монастырь [25, С.99].

В ноябре 1680 года указом царя Федора Алексеевича его бывший келейник строитель Герман был назначен архимандритом Воскресенского монастыря. Вскоре после этого царским же указом казначей старец Сергий (Турчанинов) стал строителем обители, а иеродиакон Мардарий — казначеем [53, С.59]. Эти ученики Патриарха Никона сподобились нести труды по возобновлению строительства храма Воскресения Христова.

В январе 1681 года архимандрит Герман вместе с братией подали упоминавшуюся челобитную царю Федору Алексеевичу о возвращении иззаточении своего духовного отца и учителя. Когда в Новый Иерусалим пришло известие об освобождении Святейшего Никона из ссылки, архимандрит Герман послал навстречу ему двух монахов, одним из которых был иеродиакон Серафим, постриженик Патриарха в отроческие годы. Иеродиакон Серафим застал Патриарха Никона живым и принял от него последнее благословение. Через 10 дней после кончины Патриарха-схимонаха, умершего 17 августа 1681 года под Ярославлем, архимандрит Герман с помощью других насельников обители облачал тело своего духовного наставника в погребальные одежды и свидетельствовал о его нетлении.

Наука и образование Большого Алтая»

179

Год спустя архимандрит Герман и казначей Мардарий стали свидетелями чудесных событий, совершавшихся по молитвам их учителя-страстотерпца

Вклад отца Германа в сохранение наставнического наследия Патриарха Никона неоценим. Накануне избрания нового настоятеля строитель Герман подготовил для царя Федора Алексеевича «доклад», в котором изложил своё мнение о действиях будущего архимандрита. Старец создал идеальный образ настоятеля Воскресенского монастыря, прототипом которого, несомненно, был сам Патриарх Никон и его сподвижники, управлявшие обителью в 1660-х годах. Герман утверждал, что настоятель должен соблюдать особенности «чина и устава церковного», заложенные Патриархом Никоном; за разного рода провинности монахов из обители не изгонять, а подвергать наказанию духовному; действовать «по общему совету» со старшей братией; не уничижать насельников, а с пастырской и отеческой любовью относиться ко всей братии; не прислушиваться к «потаенным подговорам»;употреблять пищу и питие, подобные братским и трапезничать вне своей кельи, за исключением редких случаев. Отношения настоятеля и братии должны строиться на любви

К одному из самых известных богословских сочинений Патриарха Никона относится «Наставление царю», или «Наставление христианину» [31, С.58-63; 58, С.339-458]. Этот письменный труд основан на книге свт. Василия Великого «Нравственные правила», чтение которой, по словам св. Григория Богослова, делает человека «угодным для Бога храмом, органом, в который ударяет Дух, песнословцем Божией славы и Божия могущества, и чрез то преобразуюсь, прихожу в благоустройство, из одного человека делаюсь другим, изменяюсь божественным изменением» [58, С.342].

В сравнении с правилами каппадокийского проповедника Никон тематически сосредоточил свои наставления на обязанности адресата чтить Бога, соблюдать заповеди, духовное предпочитать мирскому и быть во всем верным Богу; значительная часть выписок посвящена важности евангельской проповеди. Несмотря на то, что книга поучений Никона была адресована лично царю Алексею Михайловичу, в подборке цитат нашли своё выражение важнейшие в духовно-нравственном учении Патриарха идеи. Используя слова протоиерея Льва Лебедева об «архипастырском и человеческом стремлении Патриарха Никона выправить душу Алексея Михайловича» в «Наставлении» [63, С.190], можно заключить, что «с особенной яркостью» это стремление Святейшего архипастыря проявилось и в отношении его учеников и монастырской братии. Патриарх Никон особое внимание уделил тем местам правил, где говорится о любви христиан друг к другу. Эту любовь, которая по святоотеческому определению «есть единодушие», ученики Святейшего Никона сохранили до конца своих дней.

Архимандрит Никанор, по праву первый историк Нового Иерусалима, составил высеченную в камне надпись на месте погребения Никиты Никитина

[61, С.103].

[54].

«Grand Altai Research & Education»

180

и стихотворную эпитафию архимандриту Герману со словами: «Аз же, любы его к себе поминая, / Таково надписания сочиняя.» [38, С.323].

Архимандрит Герман, умерший год спустя после кончины Патриарха, завещал своим наследникам — братии Воскресенского монастыря и близким обители людям — имущество. Это прежде всего монастырское «брашно» (то, что после смерти настоятеля следует вернуть в казну), личные вещио (книги, икону, складни, кресты, облачение, одежда, предметы келейного обихода) и деньги (вырученные от продажи части имущества поделённые и отданные на поминовение души старца Германа) [7, С. 116-117].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многие из перечисленных в Завещании Германа лиц лично знали и почитали Патриарха Никона — прежде всего ученики, единомышленники и сподвижники Святейшего. С этими людьми прошла иноческая жизнь старца; это был постоянный и, по-видимому, единственный круг общения завещателя: иеромонахи Феофилакт и Сергий (Турчанинов), духовник Варлаам, иеродиаконы Мардарий, Серафим и Диоген, старцы Ипполит и Вассиан, келейники Иоанн, Петр, Павел и Андрей, иеромонахи Илиодор и Евгений, «канонархист» Анания, стольник Афанасий Дмитриевич Зиновьев, иподиакон Иоанн Шушерин и его сын Михаил, подьячий Поместного приказа Иоанн Некрасов, стряпчие Евстафий Глумилов, зять Патриарха Никона, и Иван Аристов, иеромонах Македон и старец Мисаил, иеродиаконы Гервасий и Исаия, иеромонах Исаия, иеродиаконы Селивестр и Иоасаф, диакон Авраамий Васильев, иеродиакон Дамаскин и иеромонах Тихон [7, С.92-116].

Житие Патриарха Никона и в особенности период пятнадцатилетней ссылки послужили для его учеников уроком великого терпения. Сам Святейший всегда стремился к стяжанию этой добродетели [62]. В своей последней проповеди перед отъездом на суд Патриарх Никон «поучаше братию от Божественнаго Писания много о терпении, во еже бы им напасти и беды претерпевати с радостию Христа ради» [25, С.54-55]. В ссылке Святейший Никон видел во сне прекрасные палаты, о которых Ангел Божий сказал ему: «Здание сие, яже ты зриши, твое суть, еже ты создал еси своим терпением» [25, С.86].

Ученики Патриарха, осмысляя житие своего наставника и стараясь подражать ему, выделяли терпение как главный плод духовной жизни учителя. «Ту лежит вторый в терпении Иов», — писал в эпитафии Святейшему Никону архимандрит Герман [51, С. 121].

Единодушие позволило ученикам Патриарха Никона сохранить и его идею Нового Иерусалима как пространственной иконы Святой Земли. В 1666 году Собор русских архиереев присудил «монастырь Воскресения Христова Новым Иерусалимом не именовати и не писати, а именовати и писати его сице: "монастырь Воскресения Христова, по образу церкви Иерусалимския, или: монастырь Новый Воскресения Христова"» [64, С.216-217].

Запрет Воскресенскому монастырю именоваться Новым Иерусалимом существовал вплоть до 1749 года, когда именным указом императрицы

Наука и образование Большого Алтая»

181

Елизаветы Петровны обители было возвращено её историческое имя. Однако вскоре после освящения храма Воскресения Христова, совершённого 18 января 1685 года, на холме Елеон к востоку от Святых врат сооружается монастырская часовня, первообразом для которой послужила палестинская часовня Вознесения Господня VI века на горе Елеон к востоку от Иерусалима.

Поскольку в 1686 году настоятелем Воскресенского монастыря стал архимандрит Никанор, а строителем был в то время иеромонах Сергий (Турчанинов), то возведение Елеонской часовни можно связывать с их деятельностью, продолжавшей начатое Патриархом Никоном воспроизведение в Новом Иерусалиме палестинских святынь. Вместе с тем, часовня заключила в себя Поклонный Крест, воздвигнутый Патриархом Никоном на холме Елеон в 1657 году. Согласно монастырской Описи 1685 года, на Кресте была высечена обширная надпись, содержавшая повествование о наименовании царем Алексеем Михайловичем Воскресенского монастыря Новым Иерусалимом [38, С.281-286].

Представляется глубоко символичным тот факт, что освящение Воскресенского собора совершил Патриарх Московский и всея России Иоаким, в лице которого Русская Церковь в конце XVII века во многом следовала идеям Святейшего Патриарха Никона [65, С. 165, 275; 66, С.471-472].

Подведём итоги. Воспитательная «методика» Патриарха Никона и его отношения с учениками базировались на отцовстве и любви, развитии умственных и физических дарований, творческих и ремесленнических способностей молодых иноков. Эти особенности воспитания юношей формировали в будущем подвижнике прочную духовность, основанную на искренней вере и глубокой убеждённости в пользе любого труда, реализующегося как личный деятельный вклад «старчиков» в сохранение и продолжение идей отца-учителя и любимого наставника — Святейшего Никона.

Патриарх Никон, подобно своему Небесному покровителю, прпмч. епископу Никону, пострадавшему за веру Христову вместе со 199 учениками, покоится в Новом Иерусалиме в окружении своих духовных чад. Близ его погребения в храме Воскресения Христова похоронены Иоанн Шушерин, иподиакон Никита Никитин, архимандрит Герман, иеромонах Сергий и другие братия, о которых можно сказать словами свт. Григория Богослова: «По ученикам мог быть узнан учитель» [67, С.378].

Список сокращений

ГИМ — Государственный исторический музей (Москва).

ДРВМ — Древняя Русь. Вопросы медиевистики.

ИВИ РАН — Институт всеобщей истории Российской академии наук (Москва). Имп. ОИДР — Императорское Общество истории и древностей Российских. НЧ-2002 — Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. и научн. ред.

Зеленская Г. М. — М.: Северный паломник, 2002. — 368 С.

НЧ-2005 —

НЧ-2011 —

ПСТГУ —

ПЭ —

РИБ —

РИИ —

СККДР —

ТОДРЛ —

Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. Г. М. Зеленская. Научн. ред. Г. М. Зеленская, Н. А. Кочеляева. — М.: Лето, 2005. — 400 С.

Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Сост. и научн. ред.

Г. М. Зеленская. — М.: Лето, 2011. — 408 С. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

(Москва). Православная энциклопедия. Русская историческая библиотека. Рубцовский индустриальный институт (Рубцовск). Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Труды Отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН.

Список литературы

1. Загрекова Л. В. Духовно-нравственное воспитание — базовая основа современного образования детей и молодежи // Наука и школа. — 2011. — №5. — С.96-99.

2. Осипов А. И. Духовное образование и современное российское общество. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mpda.ru/site pub/82471.html (дата обращения: 22.11.2018).

3. Каменец А. В., Селезнева Е. Н. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования. — М.: ООО «Квант Медиа», 2015. — 340 С.

4. Севастьянова С.К. Святейший патриарх Никон. Духовное завещание-устав // НЧ-2005. — С.319-329.

5. Зеленская Г. М. Патриарх Никон как воспитатель юношества // Святоотеческое наследие и воспитание юношества. — М.: Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, 2005. — С.60-84.

6. Зеленская Г. М. Настоятели и братия Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря в XVII — начале XXI веков // Пространственно-временные перекрестки культуры: Сборник статей и материалов всероссийской научной конференции с международным участием «Человек и мир человека» 30-31 октября 2008 года. — Барнаул-Рубцовск: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2009. — С.347-392.

7. Зеленская Г. М. Наследство и наследники воскресенского архимандрита Германа I // НЧ-2011. — С.85-117.

8. Зеленская Г. М. Патриарх Никон и Святитель Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский // Макариевские чтения. — Можайск: Терра, 2005. — Вып. XII: Иерархия в Древней Руси. — С. 88-100.

9. Мелетия (Панкова), монахиня. Жизнь во славу Христа. Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский и Муромский. К 400-летию со дня рождения // Ползуновский альманах. — 2017. — №4. — Т. 1, ч. 2. — С. 196-217.

10. Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской епархии и всех церковных дел сея епархии. — М.: В Тип. С.Селивановского, 1820. — 349 С.

11. Дубасов И. И. Рязанский архиепископ Мисаил // Исторический вестник. — СПб.: Тип. А. С.Суворина, 1889. — Т. 38. — 920 С.— С.109-121.

12. Мокшин Н. Ф. Из истории крещения мордвы (по материалам Шацкого уезда) // Социально-политические науки. — 2014. — №4. — С. 16-19.

13. Иероним, архим. Рязанские достопамятности. — Рязань: Рязанская уч. архив.комиссия, 1889. — 130 С.

14. Титов А. А. Тверские епископы: Материалы для истории русской церкви. — М.: Тип. Л. и А. Снегиревых, 1890. — 57 С.

15. Дворцовые разряды. — СПб.: Тип. II Отделения Собств. Его Имп. Величества Канцелярии, 1852. — Т. 3: С 1645 по 1676 г. — 841 С.

16. Фехнер М. В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. — М.: Искусство, 1978. (Сер. Архитектурно-художественные памятники городов СССР) — 318 С.

17. Материалы для истории русского раскола за первое время его существования / Под ред. Н. Субботина. — М.: Тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1878. — Т. IV. — 348 С.

18. Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в.: Источники, типы и эволюция. — СПб.: Библ-ка Рос. АН, 1995. — 434 С.

19. Лобачев С.В. Патриарх Никон. — СПб.: Искусство СПб., 2003. — 416 С.

20. Дело о патриархе Никоне. — СПб.: Изд. Археографической комиссии по документам Синодальной (бывшей Патриаршей) библиотеки, 1897. — 511 С.

21. Зиборов В. К.Лаврентий // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Вып. 3: XVII в. Ч. 2: И-О. — С.212-213.

22. Булычев А. А. О светской карьере будущего московского патриарха Иоакима Савелова // ДРВМ. — 2009. — №4. — С.33-35.

23. Акты Иверского Святоозерского монастыря (1582-1706), собранные архимандритом Леонидом (Кавелиным). — Пб.: Тип. М. Эттингера, 1878. (РИБ. Т. 5) — 652 С.

24. Гиббенет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. — СПб.: Тип. Мин-ва внутренних дел, 1884. — Ч. 2. — 1151 С.

25. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. — М.: В Университетской тип., 1871. — 272 С.

26. Зеленская Г. М. Икона Божией Матери «Троеручица» из Воскресенского НовоИерусалимского монастыря // Афон в истории и культуре Христианского Востока и России. Каптеревские чтения — 14. Сборник статей. — М.: ИВИ РАН, 2016. — С. 171-216.

27. Зеленская Г. М. Иверская икона Божией Матери в монастырях Патриарха Никона // Каптеревские чтения — 16. Сборник статей / Отв. ред. Н. П. Чеснокова. — М.-Серпухов: ИВИ РАН; Издательство «Наследие Православного Востока», 2018. (в печ.).

28. Зеленская Г. М. Парсуна «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» // НЧ-2005. — С.87-108.

29. Зимин Я. С.Краткая редакция «Устава» Иосифа Волоцкого — памятник идеологии раннего иосифлянства // ТОДРЛ. — М.; Л., 1956. — Т. 12. — С. 116-140.

30. Булгаков Н. А. Преподобный Иосиф Волоколамский. — СПб., 1865. — С. 197-211.

31. Севастьянова С.К. Поучительные сочинения Патриарха Никона // НЧ-2005. — С.58-70.

32. Севастьянова С.К. Традиции келейной исихастской литературы в монастырском уставе преподобного Иосифа Волоцкого и их развитие в завещании-уставе патриарха Никона // Преподобный Иосиф Волоцкий и его обитель. Материалы научно-практической конференции. — М.: Иосифо-Волоцкий ставропигиальный муж.мон-рь, 2008. — С.87-100.

33. Витсен Николаас.Путешествие в Московию. 1664-1665. Дневник. — СПб.: Симпозиум, 1996. — 272 С.

34. Зеленская Г. М. Воспитание паломника: святоотеческие надписи в Воскресенском соборе Нового Иерусалима // Пути промысла Божия и святоотеческое наследие. Сборник докладов на XV Международных Рождественских образовательных чтениях (2007 год). — М., 2008. — С. 193-207.

35. Зеленская Г. М. Значение надписей в создании сакрального пространства в Новом Иерусалиме под Москвой // Пространственные иконы. Перформативное в искусстве Византии и Древней Руси. Материалы международного симпозиума / Ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2009. — С. 162-169.

36. Зеленская Г. М. Значение надписей в создании сакрального пространства в Новом Иерусалиме под Москвой // Пространственные иконы. Перформативное в искусстве

Византии и Древней Руси. Сборник статей / Ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С.563-595.

37. Севастьянова С.К. Малоизвестный трактат Григория Синаита в трудах патриарха Никона // Россия и православный Восток: новые исследования по материалам из архивов и музейных собраний / Пятые чтения памяти проф. Николая Федоровича Каптерева: материалы науч. конф. (Москва, 30-31 октября 2007 г.). — М.: ИВИ РАН, 2007. — С.85-107.

38. Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. — М.: Северный паломник, 2002. — 440

39. Каган М. Д. Арсений (вмиру Антон Суханов) // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1992. — Вып. 3: XVII в. Ч. 1: А-З. — С.98-103.

40. Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. — Л.: Наука, 1984. — 205с.

41. Панченко А. М. Герман // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1992. — Вып. 3: XVII в. Ч. 1: А-З. — С. 198-200.

42. Буланин Д. М. Библиографические дополнения к статьям, помещенным в «Словаре книжников и книжности Древней Руси» (Вып. 3.Части 1-3). Герман // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — Вып. 3: XVII в. Ч. 4: Т-Я. Дополнения. — С.681.

43. Зеленская Г. М. Герман // ПЭ. — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — Т. 11. — С.239-241.

44. Салмина М. А. Никанор // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Вып. 3: XVII в. Ч. 2: И-О. — С.379-380.

45. Буланин Д. М. Библиографические дополнения... Никанор // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — Вып. 3: XVII в. Ч. 4: Т-Я. Дополнения. — С.753-754.

46. Бубнов И. Ю, Лаврентьев А. В. Иоанн Корнильев Шушерин-Рипатов // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 1993. — Вып. 3: XVII в. Часть 2: И-О. — С.69-71.

47. Буланин Д. М. Библиографические дополнения. Иван Корнильев Шушерин-Рипатов // СККДР. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. — Вып. 3: XVII в. Ч. 4: Т-Я. Дополнения. — С.721.

48. Авдеев А. Г. К биографии Иоанна Корнильевича Шушерина // Духовные истоки русской культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. — Рубцовск: РИИ, 2005. — Ч. 1. — С.307-310.

49. Ханник К. Биограф Патриарха Никона Иоанн Шушерин // ТОДРЛ. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. — Т. 57. — С.297-302.

50. Зеленская Г. М. Новое в биографии Иоанна Шушерина // НЧ-2011. — С. 118-126.

51. Авдеев А. Г. Старорусская эпиграфика и книжность: ново-иерусалимская школа эпиграфической поэзии. — М.: Изд-во ПСТГУ, 2006. — 363 С.

52. Зеленская Г. М. Новый Иерусалим и Малая Россия в XVII веке // Русский мир в мировом контексте: Сборник статей и материалов всероссийской заочной научной конференции с международным участием «Человек и мир человека». — Рубцовск: Изд-во ИП Пермяков, 2012. — С. 145-196.

53. Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря. — М.: Изд. Имп. ОИДР, 1876. — 780 С.

54. Авдеев А. Г. Книжники и книжность Ново-Иерусалимского монастыря в последних десятилетиях XVII — начала XVIII века // НЧ-2005. — С.70-84.

55. Мельников А. В. Неопубликованная статья академика М. М. Богословского 1924 г. «Имущество архимандрита Воскресенского монастыря Никанора 1686-1698» // Патриарх Никон и его время. Сборник научных трудов. — М.: ГИМ, 2004. (Тр. ГИМ) — С.290-313.

С.

Наука и образование Большого Алтая»

185

56. Зеленская Г. М. Патриарх Никон — зодчий Святой Руси. — М.: Воскресенский НовоИерусалимский ставропигиальный монастырь; Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»; Православный Паломник, 2011. — 320 С.

57. Высоцкая Н. Ф.Белорусские резчики в Москве во второй половине XVII века // Тр. ГИМ. — М.: ГИМ, 1998. — Вып. 99: Новодевичий монастырь в русской культуре. Материалы научной конференции 1995 г.

58. Севастьянова С.К. Материалы к «Летописи жизни и литературной деятельности патриарха Никона». — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — 520 С.

59. Васильева Е. Е. Три Воскресных гимна архимандрита Германа // НЧ-2002. — С.253-262.

60. Бриллиантов И. Ферапонтов Белозерский монастырь, место заточения Патриарха Никона. — М.: Издательская группа «Прогресс» «Культура», 1994. — 286 С.

61. Белокуров С.А. Материалы для русской истории. — М.: Университетская тип., 1888. — 574 С.

62. Зеленская Г. М. Молитвенный подвиг Патриарха Никона // НЧ-2005. — С.33-45.

63. Лебедев Лев, протоиерей. Патриарх Никон // Богословские труды. — М.: Изд-во Московской Патриархии, 1982. — Сб. 23. — С. 154-199.

64. Субботин Н. Дело патриарха Никона. Историческое исследование по поводу XI т. Истории России проф. Соловьева. — М.: В Тип. В. Грачева и Комп., 1862. — 258 С.

65. Зызыкин В. М. Патриарх Никон. Его государственные и канонические идеи. — М.: Ладомир, 1995. — Ч. III. — 1163 С.(Ч. 1-3).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

66. Полознев Д. Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан // Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. — М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1996. — Кн. 7. — С.470-495.

67. Григорий Богослов, свт. Избранные слова. — М.: Православное братство св.Апостола Иоанна Богослова, 2002. — 560 С.

References

1. Zagrekova L. V. Duhovno-nravstvennoe vospitanie — bazovaya osnova sovremennogo obrazovaniya detej i molodezhi // Nauka i shkola. — 2011. — №5. — S.96-99.

2. Osipov A. I. Duhovnoe obrazovanie i sovremennoe rossijskoe obshchestvo. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.mpda.ru/site_pub/82471.html (data obrashcheniya: 22.11.2018).

3. Kamenec A. V., Selezneva E. N. Osnovy duhovno-nravstvennogo vospitaniya v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya. — M.: OOO «Kvant Media», 2015. — 340 S.

4. Sevast'yanova S.K. Svyatejshij patriarh Nikon. Duhovnoe zaveshchanie-ustav // NCH-2005. — S.319-329.

5. Zelenskaya G. M. Patriarh Nikon kak vospitatel' yunoshestva // Svyatootecheskoe nasledie i vospitanie yunoshestva. — M.: Otdel religioznogo obrazovaniya i katekhizacii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2005. — S.60-84.

6. Zelenskaya G. M. Nastoyateli i bratiya Voskresenskogo Novo-Ierusalimskogo monastyrya v XVII — nachale XXI vekov // Prostranstvenno-vremennye perekrestki kul'tury: Sbornik statej i material ov vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem «CHelovek i mir cheloveka» 30-31 oktyabrya 2008 goda. — Barnaul-Rubcovsk: Izd-vo Alt. gos. un-ta, 2009. — S.347-392.

7. Zelenskaya G. M. Nasledstvo i nasledniki voskresenskogo arhimandrita Germana I // NCH-2011. — S.85-117.

8. Zelenskaya G. M. Patriarh Nikon i Svyatitel' Misail, arhiepiskop Ryazanskij i Muromskij // Makarievskie chteniya. — Mozhajsk: Terra, 2005. — Vyp. XII: Ierarhiya v Drevnej Rusi. — S.88-100.

9. Meletiya (Pankova), monahinya. ZHizn' vo slavu Hrista. Svyashchennomuchenik Misail, arhiepiskop Ryazanskij i Muromskij. K 400-letiyu so dnya rozhdeniya // Polzunovskij al'manah. — 2017. — №4. — T. 1, ch. 2. — S.196-217.

10. Vozdvizhenskij T. Istoricheskoe obozrenie Ryazanskoj eparhii i vsekh cerkovnyh del seya eparhii. — M.: V Tip. S.Selivanovskogo, 1820. — 349 S.

11. Dubasov I. I. Ryazanskij arhiepiskop Misail // Istoricheskij vestnik. — SPb.: Tip. A. S.Suvorina, 1889. — T. 38. — 920 S — S.109-121.

12. Mokshin N. F. Iz istorii kreshcheniya mordvy (po materialam SHackogo uezda) // Social'no-politicheskie nauki. — 2014. — №4. — S.16-19.

13. Ieronim, arhim. Ryazanskie dostopamyatnosti. — Ryazan': Ryazanskaya uch. arhiv.komissiya, 1889. — 130 S.

14. Titov A. A. Tverskie episkopy: Materialy dlya istorii russkoj cerkvi. — M.: Tip. L. i A. Snegirevyh, 1890. — 57 S.

15. Dvorcovye razryady. — SPb.: Tip. II Otdeleniya Sobstv. Ego Imp. Velichestva Kancelyarii, 1852. — T. 3: S 1645 po 1676 g. — 841 S.

16. Fekhner M. V. Velikie Bulgary. Kazan'. Sviyazhsk. — M.: Iskusstvo, 1978. (Ser. Arhitekturno-hudozhestvennye pamyatniki gorodov SSSR) — 318 S.

17. Materialy dlya istorii russkogo raskola za pervoe vremya ego sushchestvovaniya / Pod red. N. Subbotina. — M.: Tip. E. Lissner i YU. Roman, 1878. — T. IV. — 348 S.

18. Bubnov N. YU. Staroobryadcheskaya kniga v Rossii vo vtoroj polovine XVII v.: Istochniki, tipy i evolyuciya. — SPb.: Bibl-ka Ros. AN, 1995. — 434 S.

19. Lobachev C.V. Patriarh Nikon. — SPb.: Iskusstvo SPb., 2003. — 416 S.

20. Delo o patriarhe Nikone. — SPb.: Izd. Arheograficheskoj komissii po dokumentam Sinodal'noj (byvshej Patriarshej) biblioteki, 1897. — 511 S.

21. Ziborov V. K.Lavrentij // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 1993. — Vyp. 3: XVII v. CH. 2: I-O. — S.212-213.

22. Bulychev A. A. O svetskoj kar'ere budushchego moskovskogo patriarha Ioakima Savelova // DRVM. — 2009. — №4. — S.33-35.

23. Akty Iverskogo Svyatoozerskogo monastyrya (1582-1706), sobrannye arhimandritom Leonidom (Kavelinym). — Pb.: Tip. M. Ettingera, 1878. (RIB. T. 5) — 652 S.

24. Gibbenet N. Istoricheskoe issledovanie dela patriarha Nikona. — SPb.: Tip. Min-va vnutrennih del, 1884. — CH. 2. — 1151 S.

25. Izvestie o rozhdenii i vospitanii i o zhitii Svyatejshego Nikona, Patriarha Moskovskogo i vseya Rossii, napisannoe klirikom ego Ioannom SHusherinym. — M.: V Universitetskoj tip., 1871. —

26. Zelenskaya G. M. Ikona Bozhiej Materi «Troeruchica» iz Voskresenskogo Novo-Ierusalimskogo monastyrya // Afon v istorii i kul'ture Hristianskogo Vostoka i Rossii. Kapterevskie chteniya — 14. Sbornik statej. — M.: IVI RAN, 2016. — S.171-216.

27. Zelenskaya G. M. Iverskaya ikona Bozhiej Materi v monastyryah Patriarha Nikona // Kapterevskie chteniya — 16. Sbornik statej / Otv. red. N. P. CHesnokova. — M.-Serpuhov: IVI RAN; Izdatel'stvo «Nasledie Pravoslavnogo Vostoka», 2018. (v pech.).

28. Zelenskaya G. M. Parsuna «Patriarh Nikon s bratiej Voskresenskogo monastyrya» // NCH-2005. — S.87-108.

29. Zimin YA. S.Kratkaya redakciya «Ustava» Iosifa Volockogo — pamyatnik ideologii rannego iosiflyanstva // TODRL. — M.; L., 1956. — T. 12. — S.116-140.

30. Bulgakov N. A. Prepodobnyj Iosif Volokolamskij. — SPb., 1865. — S.197-211.

31. Sevast'yanova S.K. Pouchitel'nye sochineniya Patriarha Nikona // NCH-2005. — S.58-70.

32. Sevast'yanova S.K. Tradicii kelejnoj isihastskoj literatury v monastyrskom ustave prepodobnogo Iosifa Volockogo i ih razvitie v zaveshchanii-ustave patriarha Nikona //

272 S.

Наука и образование Большого Алтая»

187

Prepodobnyj Iosif Volockij i ego obitel'. Materialy nauchno-prakticheskoj konferencii. — M.: Iosifo-Volockij stavropigial'nyj muzh.mon-r', 2008. — S.87-100.

33. Vitsen Nikolaas.Puteshestvie v Moskoviyu. 1664-1665. Dnevnik. — SPb.: Simpozium, 1996. — 272 S.

34. Zelenskaya G. M. Vospitanie palomnika: svyatootecheskie nadpisi v Voskresenskom sobore Novogo Ierusalima // Puti promysla Bozhiya i svyatootecheskoe nasledie. Sbornik dokladov na XV Mezhdunarodnyh Rozhdestvenskih obrazovatel'nyh chteniyah (2007 god). — M., 2008. — S.193-207.

35. Zelenskaya G. M. Znachenie nadpisej v sozdanii sakral'nogo prostranstva v Novom Ierusalime pod Moskvoj // Prostranstvennye ikony. Performativnoe v iskusstve Vizantii i Drevnej Rusi. Materialy mezhdunarodnogo simpoziuma / Red.-sost. A. M. Lidov. — M.: Indrik, 2009. — S.162-169.

36. Zelenskaya G. M. Znachenie nadpisej v sozdanii sakral'nogo prostranstva v Novom Ierusalime pod Moskvoj // Prostranstvennye ikony. Performativnoe v iskusstve Vizantii i Drevnej Rusi. Sbornik statej / Red.-sost. A. M. Lidov. — M.: Indrik, 2011. — S.563-595.

37. Sevast'yanova S.K. Maloizvestnyj traktat Grigoriya Sinaita v trudah patriarha Nikona // Rossiya i pravoslavnyj Vostok: novye issledovaniya po materialam iz arhivov i muzejnyh sobranij / Pyatye chteniya pamyati prof. Nikolaya Fedorovicha Kaptereva: materialy nauch. konf. (Moskva, 30-31 oktyabrya 2007 g.). — M.: IVI RAN, 2007. — S.85-107.

38. Zelenskaya G. M. Svyatyni Novogo Ierusalima. — M.: Severnyj palomnik, 2002. — 440 S.

39. Kagan M. D. Arsenij (vmiru Anton Suhanov) // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 1992. — Vyp. 3: XVII v. CH. 1: A-Z. — S.98-103.

40. Panchenko A. M. Russkaya kul'tura v kanun Petrovskih reform. — L.: Nauka, 1984. — 205s.

41. Panchenko A. M. German // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 1992. — Vyp. 3: XVII v. CH. 1: A-Z. — S.198-200.

42. Bulanin D. M. Bibliograficheskie dopolneniya k stat'yam, pomeshchennym v «Slovare knizhnikov i knizhnosti Drevnej Rusi» (Vyp. 3.CHasti 1-3). German // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. — Vyp. 3: XVII v. CH. 4: T-YA. Dopolneniya. — S.681.

43. Zelenskaya G. M. German // PE. — M.: Cerkovno-nauchnyj centr «Pravoslavnaya enciklopediya», 2006. — T. 11. — S.239-241.

44. Salmina M. A. Nikanor // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 1993. — Vyp. 3: XVII v. CH. 2: I-O. — S.379-380.

45. Bulanin D. M. Bibliograficheskie dopolneniya... Nikanor // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. — Vyp. 3: XVII v. CH. 4: T-YA. Dopolneniya. — S.753-754.

46. Bubnov I. YU, Lavrent'ev A. V. Ioann Kornil'ev SHusherin-Ripatov // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 1993. — Vyp. 3: XVII v. CHast' 2: I-O. — S.69-71.

47. Bulanin D. M. Bibliograficheskie dopolneniya. Ivan Kornil'ev SHusherin-Ripatov // SKKDR. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 2004. — Vyp. 3: XVII v. CH. 4: T-YA. Dopolneniya. — S.721.

48. Avdeev A. G. K biografii Ioanna Kornil'evicha SHusherina // Duhovnye istoki russkoj kul'tury. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 19-20 maya 2005 g. — Rubcovsk: RII, 2005. — CH. 1. — S.307-310.

49. Hannik K. Biograf Patriarha Nikona Ioann SHusherin // TODRL. — SPb.: Dmitrij Bulanin, 2006. — T. 57. — S.297-302.

50. Zelenskaya G. M. Novoe v biografii Ioanna SHusherina // NCH-2011. — S.118-126.

51. Avdeev A. G. Starorusskaya epigrafika i knizhnost': novo-ierusalimskaya shkola epigraficheskoj poezii. — M.: Izd-vo PSTGU, 2006. — 363 S.

52. Zelenskaya G. M. Novyj Ierusalim i Malaya Rossiya v XVII veke // Russkij mir v mirovom kontekste: Sbornik statej i materialov vserossijskoj zaochnoj nauchnoj konferencii s

mezhdunarodnym uchastiem «CHelovek i mir cheloveka». — Rubcovsk: Izd-vo IP Permyakov, 2012. — S.145-196.

53. Leonid (Kavelin), arhim. Istoricheskoe opisanie stavropigial'nogo Voskresenskogo, Novyj Ierusalim imenuemogo, monastyrya. — M.: Izd. Imp. OIDR, 1876. — 780 S.

54. Avdeev A. G. Knizhniki i knizhnost' Novo-Ierusalimskogo monastyrya v poslednih desyatiletiyah XVII — nachala XVIII veka // NCH-2005. — S.70-84.

55. Mel'nikov A. V. Neopublikovannaya stat'ya akademika M. M. Bogoslovskogo 1924 g. «Imushchestvo arhimandrita Voskresenskogo monastyrya Nikanora 1686-1698» // Patriarh Nikon i ego vremya. Sbornik nauchnyh trudov. — M.: GIM, 2004. (Tr. GIM) — S.290-313.

56. Zelenskaya G. M. Patriarh Nikon — zodchij Svyatoj Rusi. — M.: Voskresenskij Novo-Ierusalimskij stavropigial'nyj monastyr'; Istoriko-arhitekturnyj i hudozhestvennyj muzej «Novyj Ierusalim»; Pravoslavnyj Palomnik, 2011. — 320 S.

57. Vysockaya N. F.Belorusskie rezchiki v Moskve vo vtoroj polovine XVII veka // Tr. GIM. — M.: GIM, 1998. — Vyp. 99: Novodevichij monastyr' v russkoj kul'ture. Materialy nauchnoj konferencii 1995 g.

58. Sevast'yanova S.K. Materialy k «Letopisi zhizni i literaturnoj deyatel'nosti patriarha Nikona». — SPb.: Dmitrij Bulanin, 2003. — 520 S.

59. Vasil'eva E. E. Tri Voskresnyh gimna arhimandrita Germana // NCH-2002. — S.253-262.

60. Brilliantov I. Ferapontov Belozerskij monastyr', mesto zatocheniya Patriarha Nikona. — M.: Izdatel'skaya gruppa «Progress» «Kul'tura», 1994. — 286 S.

61. Belokurov S.A. Materialy dlya russkoj istorii. — M.: Universitetskaya tip., 1888. — 574 S.

62. Zelenskaya G. M. Molitvennyj podvig Patriarha Nikona // NCH-2005. — S.33-45.

63. Lebedev Lev, protoierej. Patriarh Nikon // Bogoslovskie trudy. — M.: Izd-vo Moskovskoj Patriarhii, 1982. — Sb. 23. — S.154-199.

64. Subbotin N. Delo patriarha Nikona. Istoricheskoe issledovanie po povodu XI t. Istorii Rossii prof. Solov'eva. — M.: V Tip. V. Gracheva i Komp., 1862. — 258 S.

65. Zyzykin V. M. Patriarh Nikon. Ego gosudarstvennye i kanonicheskie idei. — M.: Ladomir, 1995. — CH. III. — 1163 S.(CH. 1-3).

66. Poloznev D. F. Mockovskie patriarhi Ioasaf II, Pitirim, Ioakim i Adrian // Mitropolit Makarij (Bulgakov). Istoriya Russkoj Cerkvi. — M.: Izd-vo Spaso-Preobrazhenskogo Valaamskogo mon-rya, 1996. — Kn. 7. — S.470-495.

67. Grigorij Bogoslov, svt. Izbrannye slova. — M.: Pravoslavnoe bratstvo sv.Apostola Ioanna Bogoslova, 2002. — 560 S.

Наука и образование Большого Алтая»

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.