Научная статья на тему 'К вопросу об авторе новооткрытого анонимного сочинения о патриархе Никоне'

К вопросу об авторе новооткрытого анонимного сочинения о патриархе Никоне Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
156
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриарх Никон / Троицкий Афанасьевский монастырь в Угличском уезде / иеродиакон Тимофей (Рвовский-Каменевич). / patriarch nikon / Trinity afanasyevsky Monastery in the uglich County / hierodeacon Timofey rvovsky-Kamenevich

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зеленская Галина Митрофановна

Анонимное сочинение начала 1690-х гг. о патриархе Никоне (1605–1681) обнаружено С. К. С евастьяновой в одном из списков его «Возражения» на вопросы боярина С. Л. С трешнева и ответы на них Газского митрополита Паисия Лигарида (рукопись рубежа XVII–XVIII вв.). Текст, написанный частично от имени самого патриарха, продолжает 27-й вопрос-ответ и завершает огромный полемический труд первосвятителя. Предлагаемая статья рассматривает возможность причастности к анонимному произведению иеродиакона Тимофея (РвовскогоКаменевича; последняя четверть XVII в.) — проповедника и уставщика Троицкого Афанасьевского монастыря на реке Мологе в Угличском уезде, выходца из Западной Руси, известного, но малоизученного писателя и редактора-составителя летописных сводов. Троицкая обитель была в 1660-х и 1680–1690-х гг. приписана к Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима, откуда присылались на Мологу иеромонахи в звании строителей. На основании исторических источников расширен список этих строителей, управлявших Афанасьевской обителью в 1680-х — 1690‑х гг. Статья характеризует их как учеников патриарха Никона и уделяет особое внимание поездке иеродиакона Тимофея в 1683 г. в Ферапонтов монастырь с целью доставить в Новый Иерусалим церковную утварь, пожалованную в 1676 г. ссыльному монаху Никону царем Алексеем Михайловичем. Впервые опубликован перечень привезенных вещей по оригиналу Описи Воскресенского монастыря 1685 г., хранящемуся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, Москва). Очерчен близкий Каменевичу круг почитателей патриарха, писавших о нем и стремившихся повторить его уникальные творения в конце XVII в. Выявлены черты, присущие анонимному сочинению и произведениям Рвовского: владение барочной риторикой, образность, склонность к использованию рифм, неологизмов, греческих слов и определений превосходной степени. Все это позволяет говорить о возможности участия иеродиакона Тимофея в завершении «Возражения» и об актуальности монографического исследования его трудов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF AN AUTHOR OF THE NEWLY DISCOVERED TREATISE ON PATRIARCH NIKON

Anonymous essay of the early 1690s about Patriarch Nikon (1605–1681) discovered by S. k. Sevastyanova in one of his lists of “objections” to the boyar S. l. Streshnev’s questions and ghazian metropolitan Paisius ligarid’s answers (manuscript of the turn of the 17th– 18th centuries). The text written partially on behalf of the Patriarch continues the 27th questionanswer and completes Primate’s huge polemic work. The offered article considers possible participation in the anonymous work of hierodeacon timofey rvovsky-kamenevich (last quarter of the 17th century) — the preacher and an ustavshchik of trinity Afanasyevsky monastery on the mologa river in the uglich County, the native of western russia, famous, but a little studied writer and the editor originator of annalistic compendiums. The troitsk monastery in 1660s and 1680–1690s belonged to the resurrection monastery of New Jerusalem from where celibate priests in a rank of builders were sent to mologa. on the basis of historical sources, the list of these builders who ruled the Afanasyevsky monastery in the 1680s– 1690s has been expanded. The article characterizes them as pupils of the Patriarch Nikon and pays special attention to a trip of hierodeacon timofey in 1683 to Ferapontov monastery with the purpose to deliver the church utensils granted in 1676 to the exiled monk Nikon in New Jerusalem by the tsar Alexey mikhaylovich. For the first time the list of the delivered things on the original Inventory of the Voskresensky monastery of 1685 stored in the russian State Archive of Ancient Acts (moscow) is published. The circle of the admirers of the Patriarch close to t. kamenevich writing about him and seeking to repeat his unique creations at the end of the 17th century is outlined. The author reveals the lines inherent in the anonymous composition and works by timofey rvovsky: possession of baroque rhetoric, figurativeness, and tendency to use of rhymes, neologisms, greek words and definitions of a superlative degree. All this speaks about a possibility of participation of hierodeacon timofey in completion of «objection» and about relevance of a monographic research of its works.

Текст научной работы на тему «К вопросу об авторе новооткрытого анонимного сочинения о патриархе Никоне»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1(29). 57-82

•ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ И АРХЕОГРАФИЯ

УДК 242+821.161.1+929+930.85 Б01: 10.24411/2224-5391-2020-10103

Г. М. Зеленская

к ВОПРОСУ ОБ АВТОРЕ новооткрытого Анонимного СОЧИНЕНИЯ

О ПАТРИАРХЕ нИКОнЕ

Аннотация. Анонимное сочинение начала 1690-х гг. о патриархе Никоне (1605-1681) обнаружено С. К. Севастьяновой в одном из списков его «Возражения» на вопросы боярина С. Л. Стрешнева и ответы на них Газ-ского митрополита Паисия Лигарида (рукопись рубежа ХУП-ХУШ вв.). Текст, написанный частично от имени самого патриарха, продолжает 27-й вопрос-ответ и завершает огромный полемический труд перво-святителя. Предлагаемая статья рассматривает возможность причастности к анонимному произведению иеродиакона Тимофея (Рвовского-Каменевича; последняя четверть XVII в.) — проповедника и уставщика Троицкого Афанасьевского монастыря на реке Мологе в Угличском уезде, выходца из Западной Руси, известного, но малоизученного писателя и редактора-составителя летописных сводов. Троицкая обитель была в 1660-х и 1680-1690-х гг. приписана к Воскресенскому монастырю Нового Иерусалима, откуда присылались на Мологу иеромонахи в звании строителей. На основании исторических источников расширен список этих строителей, управлявших Афанасьевской обителью в 1680-х — 1690-х гг. Статья характеризует их как учеников патриарха Никона и

© Г. М. Зеленская, 2020

57

уделяет особое внимание поездке иеродиакона Тимофея в 1683 г. в Ферапонтов монастырь с целью доставить в Новый Иерусалим церковную утварь, пожалованную в 1676 г. ссыльному монаху Никону царем Алексеем Михайловичем. Впервые опубликован перечень привезенных вещей по оригиналу Описи Воскресенского монастыря 1685 г., хранящемуся в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА, Москва). Очерчен близкий Каменевичу круг почитателей патриарха, писавших о нем и стремившихся повторить его уникальные творения в конце XVII в. Выявлены черты, присущие анонимному сочинению и произведениям Рвовского: владение барочной риторикой, образность, склонность к использованию рифм, неологизмов, греческих слов и определений превосходной степени. Все это позволяет говорить о возможности участия иеродиакона Тимофея в завершении «Возражения» и об актуальности монографического исследования его трудов.

Ключевые слова: патриарх Никон, троицкий Афанасьевский монастырь в Угличском уезде, иеродиакон тимофей (Рвовский-Каменевич).

цитирование. Зеленская Г. М. К вопросу об авторе новооткрытого анонимного сочинения о патриархе Никоне // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1 (29). С. 57-82. DOI: 10.24411/2224-53912020-10103

Сведения об авторе. Зеленская Галина Митрофановна — научный консультант ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"», заслуженный работник культуры Российской Федерации (Россия, г. Истра). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 05.08.2019 Принята к публикации 20.12.2019

Анонимное сочинение о патриархе Никоне, обнаруженное С. К. Севастьяновой в одном из списков его «Возражения» на вопросы-ответы Стрешнева-Лигарида в рукописи рубежа XVII-XVIII вв., было опубликовано с детальным анализом текста и обширными комментариями1. Анонимного сочинителя отличает глубочайшее почитание Святейшего

1 Севастьянова С. К. Новонайденное сочинение о патриархе Никоне // Культура, история и литература Русского мира: общенациональный и региональный аспекты. Сб. ст. и мат-лов всеросс. научн. конф. с междунар. участием. Барнаул, 2014. С. 334-380 (далее — Новонайденное сочинение о патриархе Никоне).

Никона. Он разделяет его взгляды на значение Церкви в православном царстве и часто говорит от имени самого патриарха. Жанр поучения характеризует автора как опытного проповедника, близкого к ученикам и последователям Никона, которые в конце XVII в. продолжали дело своего духовного отца и учителя в основанных им монастырях, особенно в Воскресенском. Прослеживается связь образного строя поучения с изобразительными мотивами изразцового убранства Воскресенского собора и с метафорами сакрального пространства Нового Иерусалима. Выделяется тема покрова Пресвятой Богородицы: при упоминании образа «всепрепреславнаго Покрова» автор имел, вероятно, в виду храмовую или особо чтимую икону в церкви или монастыре, где он служил или был насельником2. Разнообразие используемых источников и стилистических приемов позволяет видеть в нем образованного и одаренного писателя, владеющего барочной риторикой и стихосложением. Указанные особенности, по отдельности присущие многим книжникам данного времени, сходятся в личности иеродиакона Тимофея (Каменеви-ча-Рвовского), проповедника, историка и переводчика последней трети XVII в.3 Сведения о нем немногочисленны. Судя по фамилии Каменевич, он был выходцем из Литовской Руси. Определение Рвовский относится к принадлежности иеродиакона к клиру московского храма Покрова на Рву (собор Василия Блаженного), где он служил до поступления в Афанасьевский монастырь на реке Мологе. В этой обители о. Тимофей, судя по его датированным произведениям, подвизался в 1680-1699 гг.

Троицкий Афанасьевский монастырь на Мологе в Угличском уезде, впервые упоминаемый в 1509 г., был приписан к Воскресенскому Ново-Иерусалимскому при патриархе Никоне. Об этом свидетельствуют описи документов 1661-1662, 1664, 1666 гг.: государевы грамоты, книги переписные, продажной соли, расходные деньгам и хлебу4. Обитель

2 Зеленская Г. М., Севастьянова С. К. Образный строй новонайденного сочинения конца XVII века о патриархе Никоне и метафоры сакрального пространства Нового Иерусалима под Москвой // Русский мир в пространственно-временном контексте: сб. ст. и мат-лов Всеросс. научн. конф. с междунар. участием «Человек и мир человека». Барнаул, 2015. С. 224-267.

3 Буланин Д. М., Матвеева Е. И. Тимофей Каменевич-Рвовский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4. Т-Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 16-25.

4 Опись Воскресенского монастыря 1679 г. Список XIX в. // ГБУК МО «Музей "Новый

управлялась строителями, присылаемыми из Нового Иерусалима. Их список имеет хронологические лакуны, восполнить которые помогают архивные источники.

В хозяйственных документах Моложского монастыря дважды назван строитель Сергий. О нем сообщает и жизнеописание патриарха Никона. Зимой 1667 г., когда через Угличский уезд везли в ссылку низложенного первосвятителя, была возможность устроить ночевку в Афанасьевской обители. Однако пристав, сопровождавший осужденного, «от зельности лютыя не сотвори того, во еже бы Блаженному Никону во онем ему своем монастыре обитати. Во утрий же паки в путь пошедше, мимо самаго онаго монастыря и святых врат; оныя же обители строитель именем Сергий Прокопиев, ученик Блаженнаго Никона, изыде во сретение Святейшему Никону со всеми тамо обитающими. Той же не милостивый приставник всех отгна с великим прещением и яростию, и тако им прогнавшим мимо той монастырь с великою борзостию»5.

Неизвестно, был ли в это время иеродиакон Тимофей насельником Моложской обители. Но он был им в 1680 г., когда указ царя Феодора Алексеевича подтвердил статус Афанасьевского монастыря как приписного к Воскресенскому. Дело в том, что Московские Соборы 1666 и 1667 гг., осудившие патриарха Никона, постановили монастырям, которые он «изволил взять из иных епархий и приписал <...> к Воскресенскому монастырю и ко иным монастырем своего строения <...> в предь быть в прежних епархиях под паствою прежних своих архиереев»6. Ана-фасьевская обитель вернулась в Ростовскую епархию и с 1669 по 1680 г. управлялась игуменами. При царе Феодоре Алексеевиче, когда Новый Иерусалим был передан в ведение Мастерской палаты Приказа Большого дворца, Воскресенский архимандрит Варсонофий подал государю челобитную с просьбой возвратить обители приписные монастыри, в том числе — «Углицкий Афанасьевский»7. В июне 1680 г. строителем

Иерусалим"». Ф. 1. Оп. 1. Д. 1880. Л. 73 об., 114 об., 116 (далее — Опись 1679 г.).

5 Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871. С. 80.

6 Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. Издание [второе] Братства св. Петра митрополита, вновь проверенное по подлинной рукописи. М., 1893. Л. 97 об. - 98 об.

7 Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. М., 1876. С. 57.

на Мологе стал иеромонах Герман — постриженик и любимый ученик Святейшего Никона, вошедший в историю литературы как «рачитель писания хитроученый», мастер акростиха8.

После кончины настоятеля Варсонофия ^ 1680) на эту должность был избран иеромонах Герман, возведенный в сан архимандрита. Он состоял в переписке с низложенным патриархом и по его просьбе, будучи еще строителем, подал царю подписанную братией Нового Иерусалима челобитную о возвращении из ссылки «отца нашего». В августе 1681 г. архимандрит Герман послал навстречу схимонаху Никону ближайших ему людей: иеромонаха Варлаама, добровольно разделившего с ним заточение в Ферапонтове, а затем сосланного на Кий-остров, и иеродиакона Серафима, принявшего монашеский постриг в ранней юности и сопровождавшего первосвятителя на Соборе 1666 г. Третьим был иеромонах Тихон, строитель Афанасьевского монастыря. Посланные встретили своего учителя «еще недостигша реки Волги ж двадцать поприщ, и тут благословение от него прияша и архимандриту и всей братии Воскресенскаго монастыря испроси»9. Они присутствовали при кончине блаженного Никона на р. Которосль близ Ярославля и при его погребении в Новом Иерусалиме.

Благословение схимонаха Никона получили в лице строителя Тихона и братия на Мологе, которых насчитывалось тогда 12 человек10. Именно из них был избран в 1683 г. иеродиакон Тимофей, которому указом царей Иоанна и Петра и грамотой Приказа Большого дворца поручалось привезти из Ферапонтова в Новый Иерусалим ризничные предметы, присланные царем Алексеем Михайловичем в 1676 г. по просьбе монаха Никона для надвратной Богоявленской церкви, где он молился со своими келейниками11. В Описи Воскресенского монастыря

8 Зеленская Г. М. Наследство и наследники Воскресенского архимандрита Германа I // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. III. М., 2011. С. 85-90 (далее — Никоновские чтения, 2011).

9 Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона... С. 102.

10 Опись Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 1685 г., составлена дьяком Сыскного приказа Борисом Ивановичем Остолоповым // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 5092. Л. 229 (далее — Опись 1685 г.).

11 Варлаам, архим. О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове Белозерском монастыре, по актам последнего, и описание сих актов // Чтения в обществе истории и древностей Российских (далее — ЧОИДР). 1858. Кн. 3. Отд. I.

1685 г. эти предметы (без колоколов) выделены в особый список, публикуемый ниже12.

(л. 406 об.) «Да церковной же утвери, которая привезена из Фара-понтова монастыря сверх прежних книг:

Евангелие напрестольное, поволочено бархотом зеленым, в десть, Роспятие, Евангилисты серебряные резные13 позолочено, да крест напрестольной с мощми серебряной позолочен, рЪзной.

Потир серебряной, снутри позолочен, а з другую сторону вырез Спасов образ, да Богородицы, Иоанна Предотечи, да крест Христов и поддон золочено мЪстами.

Дискос, два блюда серебряные, позолочены мЪстами, на них воображение крест да Богородицын образ по чину.

ЗвЪзда серебреная, на кругу крест резной позолочен. Лжица серебреная позолочена, копие стальное || (л. 407) золочено мЪстами, сквозное.

Кадило серебреное ложчетое резное, золочены местами же. На сосудах три покрова баръхотъные лазоревый цвЪт, на них кресты круживо золотъное с серебром, а поля обложены бархотом алым, подложены тафтою желтою.

Другие три покрова посные тафтяные двоеличные, подложены китайкою лазоревою. ||

(л. 407 об.) Патрахель золотъная травъчатая, кресты и поля обложены круживом серебреным, обложено отласом зеленым, десять пугвиц серебряных бЪлых, восмь кисьтей шолк з золотом, пояс бархат червъчатой, обложен голунцом серебреным, кисти накищены шелъком з золотом и с серебром с кафимъскими узлами.

Поручи бархатъные золото || (л. 408) с серебром, у них шесть пугвиц серебряных бЪлых, опушены отласом красным, подложены дорогами двоеличьными.

С. 166-167.

12 Приношу благодарность С. К. Севастьяновой, подготовившей публикацию списка. Текст издается по правилам ТОДРЛ. Выносные буквы вставляются без оговорок, их смягчение и твердость соответствует современному произношению. Буква Ъ сохраняется везде, ъ и ь — внутри слов. Разбивка текста на смысловые фрагменты соответствует современному прочтению.

13 В ркп. испр. из розные. — Прим. С. К. Севастьяновой.

Ризы камчатые бълые, оплечье золото с серебром по червчатому бархату, на ризах кресты и звезда того ж бархату, подольник отлас красной, подложены исподи14 дорогами двоеличьными.

Подризник тафътяной жолтой, отпълечье, зарукавье, || (л. 408 об.) наподольник отласу красного, подложен дорогами двоелишными, стихарь дорогильной красной, отплечье и зарукавье и наподольник15 полу-бархатъное мЪлкотравное, подложен холстиною»16.

Привезенные из Ферапонтова литургические сосуды и священнические облачения предназначались для богослужений в придельной церкви Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, расположенной в Воскресенском соборе под голгофой. Здесь, у гробницы патриарха Никона, комплекс вещей, связанных с его земной жизнью, дополнял стихотворные эпитафии архимандрита Германа, высеченные на двух белокаменных плитах, которые обрамляли могилу. Так с участием иеродиакона Тимофея была заложена традиция мемориального оформления гробницы Святейшего Никона, получившая развитие в XVШ-XIX вв., когда над саркофагом помещались вериги первосвятителя, его путевая дарохранительница, четки и келейная икона Божией Матери Одигитрии17.

В 1680-х гг. в Новом Иерусалиме жили иеромонах Варлаам и иеродиакон Мардарий, келейники патриарха в заточении. Используя царское пожалование в Предтеченском приделе, они передавали новому поколению насельников историческую память о «преждебывших» событиях, в то время как другие ученики Святейшего Никона запечатлевали их в прозе и виршевой поэзии.

В 1693 г. о. Мардарий в сане иеромонаха нес послушание строителя Афанасьевского монастыря. Судя по записям приходно-расходной книги этого времени, сношения двух обителей поддерживались посто-янно18. Таким образом, в список семи представителей священноначалия

14 В ркп. слово напис. поверх др., неразб. — Прим. С. К. Севастьяновой.

15 В ркп. слово испр. из надольник. — Прим. С. К. Севастьяновой.

16 Опись 1685. Л. 406 об. - 408 об.

17 Книга ризничная 1765 г. // ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"». Ф. 1. Оп. 1. Д. 216. Л. 230; Главная церковная и ризничная опись Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленная в 1875 году. Часть первая. Опись храмов и придельных церквей // РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Д. 32. Л. 95-95 об., 96 об. - 97.

18 Историческое описание. С. 384.

Моложской обители XVII в., составленный П. М. Строевым19, следует добавить еще 2 имени (выделены курсивом): строитель Иона, 1640 г.; игумен Авраамий, 1653 г. (июль); строитель Тихон, 1660 г. (январь); строитель Сергий (Прокопиев), 1664, 1666, 1667 гг.; игумен Корнилий, 1669-1679 гг.; игумен Феодосий, 1679-1680 гг. (до июня); строитель Герман, 1680 г. (с июня); строитель тихон, июнь 1681 — 1685 гг.; строитель Мардарий, 1693 г.

Строители Афанасьевского монастыря до и после своего пребывания на Мологе несли важнейшие послушания в Новом Иерусалиме. Архимандрит Герман, в юности келейник патриарха Никона, был впоследствии уставщиком; в 1670-х гг. он упоминается как соборный старец и строитель.

Иеромонах Мардарий, «иноземец, родом поляк»20, 8 лет жил с патриархом в заточении, выполняя различные его поручения. В 1676 г. монаха Никона отправили из Ферапонтова в Кирилло-Белозерский монастырь, а его келейников — в Ставрос на Кий-острове. После возвращения в Новый Иерусалим о. Мардарий был в 1681-1684 и 1686-1688 гг. казначеем. Самые поздние сведения о нем относятся к 1698 г., когда иеромонах Мардарий скрепил своей подписью последнюю в XVII в. Опись Воскресенского монастыря21.

Иеромонах Тихон неоднократно упоминается в хозяйственных документах Нового Иерусалима. В монастырском архиве хранились «Книги расходные деньгам Иеромонаха Тихона» за 1667 г.22 В 1679 г. он участвовал вместе со строителем Германом, иеродиаконами Иннокентием и Никанором в написании по велению царя Феодора Алексеевича Устава

19 строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. Стлб. 371.

20 севастьянова с. к. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты. М., 2007. С. 473.

21 Амфилохий (казанский), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875. С. 186.

22 Опись 1679 г. Л. 120 об.

церковного и Чина монастырского в том виде, в каком он соблюдался при патриархе Никоне. В списке этого Устава конца XVII в. архимандрит Никанор отметил, что иноки, «трудившиеся в деле сем сея же обители постриженицы <...> при Святейшем и по преселении его все были <...> уставщиками»23.

В 1679 г. иеромонах Тихон указан в перечне братии как «черный поп». В том же году он «принял у казначея старца Сергия четыреста сорок пять рублев, да у черного попа Геронтия двести рублев, как поехал в Зырянския усолья для соляного промыслу»24.

В числе братий, подписавших в январе 1681 г. челобитную царю Феодору Алексеевичу о возвращении из ссылки патриарха Никона, значится «соборной еромонах Тихон». Осенью того же года архимандрит Герман в своей духовной грамоте завещал «очки зеленыя отдать иеромонаху Тихану»25. Возможно, эти сведения относятся к иеромонаху Тихону (Пьянову), который в 1690 г. вложил в подземную церковь равноапостольных Константина и Елены «святые иконы и на престол и на жертвенник одежды», а также пожертвовал 7 книг «по душе своей и по своих родителех в вечный поминок»26. В 1693 г. иеромонах Тихон по-прежнему был насельником Воскресенского монастыря27.

Таким образом, строители Сергий, Герман, Тихон и Мардарий на протяжении 30 лет осуществляли духовные и хозяйственные связи Афанасьевской обители с Новым Иерусалимом, способствуя почитанию патриарха Никона и сохранению памяти о нем на берегах Моло-ги. Время писательской деятельности иеродиакона Тимофея совпадает с периодами настоятельства в Воскресенском монастыре архимандритов Германа и Никанора, выходцев, как и он, из Западной Руси.

На личности архимандрита Никанора, постриженика патриарха Никона, управлявшего монастырем в 1686-1698 гг., следует остановиться подробнее. В сане иеродиакона он нес послушание книгохранителя, в 1674 г. был строителем приписной Троицкой Галилейской пустыни на

23 Историческое описание. С. 435.

24 Опись 1679 г. Л. 173, 130.

25 Авдеев а. г. Книжники и книжность Ново-Иерусалимского монастыря в последних десятилетиях XVII — начале XVIII века // Никоновские чтения, 2011. С. 81, 84.

26 Амфилохий (казанский), архим. Описание. С. 192-193, 199-201, 207, 209-210, 212.

27 Историческое описание. С. 409.

озере Вельё, в 1685 стал ризничим, в 1686 г. — настоятелем. Историк и поэт, о. Никанор известен как автор монастырского «Летописца» и стихотворной эпитафии архимандриту Герману, высеченных на белокаменных плитах Воскресенского собора. Он делал «власною рукою» вкладные записи по листам книг, пожертвованных в обитель (в том числе — иеромонахом Тихоном (Пьяновым)), где сообщал имена дарителей, а иногда и сведения о монастыре. По инициативе архимандрита подписаны первоначально безымянные изображения на парсуне «Патриарх Никон с братией Воскресенского монастыря» начала 1660-х гг.

В 1698 г. настоятель был внезапно удален из Нового Иерусалима. Он закончил свою земную жизнь в Воронежской Акатовой пустыни, которой управлял в 1703-1704 гг. Это следует расценивать как ссылку: архимандрит дерзнул составить на имя царя Петра I челобитную об ущербе, нанесенном Воскресенскому монастырю в результате битвы государевых войск с мятежными стрельцами близ стен обители28.

В конце XVII в. на берегах Истры-Иордана возродился уклад монашеской жизни, прерванный периодом разорения и запустения после осуждения и ссылки патриарха Никона. Воскресенский монастырь с приписными обителями снова управлялся его пострижениками, которые завершили строительство, возобновили художественные ремесла, открыли школу для детей окрестных крестьян, умножили братство, насчитывавшее в 1666 г. около 500 насельников, а в 1679 г. — 5929. К 1685 г. число братии возросло до 200, вместе с приписными обителями — до 400 человек30.

Воскресенский собор, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме и освященный 18 января 1685 г., посещало множество паломников. Велась запись исцелений, совершавшихся на гробнице основателя обители31. Почитание блаженного Никона, восстановленного в диптихе патриархов в 1681 г., вышло за ограды основанных им монастырей и распространилось во всех слоях населения.

28 Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 97-108; 321-326; 372-373; Ее же. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в XVII — начале XXI века // Никоновские чтения, 2011. С. 238-240.

29 Опись 1679 г. Л. 173-174 об.

30 Историческое описание. С. 132.

31 Дела Святейшего Патриарха Никона, паче же рещи — чудеса врачебная // ЧОИДР. 1887. Кн. 1. Смесь. С. 101-107.

Во время настоятельства архимандрита Никанора крестовый дьяк царевны Татианы Михайловны Иоанн Шушерин ^ ок. 1690), бывший клирик патриарха Никона, написал «Известие. о житии» своего учителя и был погребен рядом с его могилой. Наряду с анонимным сочинением, завершающим «Возражение», создается духовное завещание-устав, заимствованное из устава преподобного Иосифа Волоцкого, однако предваренное молитвой и вступлением патриарха Никона от первого лица32. Появляется анонимное краткое Житие первосвятителя, свидетельствующее о прозорливости иерея Никиты в период его служения в домовой церкви боярина хлопова на Петровке в Москве33. Возрастает интерес к иеротопическим, иконографическим и зодческим творениями Святейшего Никона. В 1687 г. мастер Михаил Лодыгин отливает для Никольского Дворищенского собора в Великом Новгороде колокол34, надпись которого повторяет толковательную надпись Всехсвятского колокола, вылитого в 1664 г. в Воскресенском монастыре35. Возможно, к созданию новгородского кимвала причастен Иоанн Шушерин, бывший во время своей ссылки на родину в 1669-1679 гг. дьяком Николо-Дворищенского храма36. В Нижнем Новгороде напротив Печерского Вознесенского монастыря возводится в 1686-1688 гг. часовня по образу Елеонской часовни Нового Иерусалима, с крестом внутри, повторяющим крест с резным Распятием на голгофе Воскресенского собора. Печерский холм уподобляется горе Елеон к востоку от Иерусалима и Елеонскому холму к востоку от Воскресенского монастыря, где при патриархе Никоне был водружен памятный поклонный крест, а при архимандрите Никаноре — шатровая часовня над ним, воспроизводившая в плане Елеонскую «Стопочку»37.

32 Никон, патр. Духовное завещание-устав / публ. с. к. севастьяновой // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. II. М., 2005. С. 319-321 (далее — Никоновские чтения, 2005).

33 савва в. и. Об одном из списков жития патриарха Никона // ЧОИДР. М., 1909. Кн. 3. Отд. 4. С. 13-22.

34 Никифоров А. Б. Колокола // Великий Новгород. История и культура IX-XVП веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2009. С. 246.

35 Зеленская г. М. Святыни Нового Иерусалим. С. 83-88.

36 Зеленская г. М. Новое в биографии Иоанна Шушерина // Никоновские чтения, 2011. С. 121.

37 тихон (Затёкин), игумен. Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря // Никоновские чтения, 2005. С. 247-251.

В 1696 г. митрополит Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков; t 1701) напоминает соловецкому архимандриту Фирсу о своем прошении «на горе Святаго Савватия, еже просторечием на Секир-ной вараке, построити церковь святаго Вознесения Господня, а в верху в подглавии, сиречь в шее церковной, церковь Святых Апостол Петра и Павла по образцу церкви творения Святейшаго Никона патриарха, что на Истре на лугу у Воскресенскаго монастыря, его же нарицают Царие Новый Иерусалим, в ней же пустынке и Святейший Никон живяше»38. Владыка Игнатий намеревался воспроизвести «по обещанию», на собственные средства, уникальное сооружение Никона-зодчего — Богоявленскую пустынь на берегу Истры-Иордана39. Замысел не был осуществлен, но митрополит внес драгоценный вклад в историографию, записав в Соловецком монастыре «удивлению достойную повесть»40 об иконе «Глава св. Иоанна Предтечи», созданной патриархом Никоном в сентябре 1666 г. как дар новорожденному царевичу Иоанну Алексеевичу41.

Эти и другие духовные писатели, чьи имена предстоит выяснять, были той средой, где создавались сборники с «Возражением» патриарха Никона, включая список, завершенный анонимным сочинением начала 1690-х гг.42

Неизвестный автор начинает с эпизодов взаимоотношений митрополита Филиппа и царя Иоанна Грозного. Это оправдано и ввиду самоидентификации патриарха Никона, следовавшего святителю как агиологическому образцу43, и с учетом почитания митрополита раскольниками, обличение которых входит в одну из главных задач сочинителя.

38 Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого монастыря. М., 1853. Ч. 3. С. 229-231.

39 Зеленская Г. М. Патриарх Никон — зодчий Святой Руси. М., 2011. С. 182-195.

40 Никулин И. А. «Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 2 (4). С. 199202; Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015. С. 171-172, 223.

41 Маркина Н. Д. Икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи» // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 292-293.

42 РГБ. Ф. 178 (Музейное собрание). № 9427. Л. 118-485 об. См. описание: Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие патриарха Никона. С. 328.

43 Севастьянова С. К., Зеленская Г. М. Патриарх Никон и святитель Филипп, митрополит Московский: опыт комплексного исследования // Palaeoslavica. 2015. Vol. 23/2. P. 69-164.

Анонимное произведение, составленное из тематически разных частей, было призвано придать «Возражению» актуальное звучание и вместе с тем подчеркнуть его программное, вневременное значение. Автор, не называя государя Алексея Михайловича по имени, обличает его от лица патриарха, создавая обобщенный образ неправедного царя: «Ты же сам, царю, с потворники своими и злоковарный умысл насилия твоего на мя сотворил еси и святительство наше нудма на ся предвосхитил еси, и в правительство порабощения то себе самому возприусвоил еси, и мене, смиреннаго отца, неправым своим и лукавным на мя судом предобидил еси до конца, и церкви святыя и монастыри истощил и разграбил и вотчины их вечныя к себе под державу неправдою и насилием подправил и подобладал. Аз же и о сем премногажды молих царское всепресветлое величество твое и просих словесы божественными и письми различными <...> яко дабы престал еси ты от таковаго злаго начинания своего, и духовныя власти нашея досадительнаго той терзательства, и Церкви святой принужденнаго от тебе рабства. Но никако же от сего злаго остатися предвосхотел еси начинания твоего, и ниже слышати от нас, нежели и зрети и имети нас при себе <...> Тако бо вдался еси лстивым похлебником своим наглаголати, и тобою самем предобладати, якоже и ни единыя и ни малыя милости и благодати, якоже и прежде, не возмогл еси нам никогда преподати, но токмо яростию гнева твоего преразгор-делся еси, и не на мя, грешнаго, Никона патриарха, но наипаче и на Бога самого. <...> И аще, царю, за сия обличения моя и воздвизаеши на мя словесная стреляния своя»44.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в эпистолярном и полемическом наследии патриарха Никона немало тематических и лексических созвучий с вышеприведенным текстом.

Переходя к произведениям иеродиакона Тимофея, необходимо сказать о месте их создания. В Переписных книгах Углецкого уезда 1678 г. Моложская обитель значится как «монастырь Афанасия и Кирилла, Александрийских чудотворцев, что на реке на Мологе, а на монастыре церковь теплая Живоначальныя Троицы, да на святых вратах церковь Успения Пресвятые Богородицы, да в пределе пр. Корнилия Комельскаго, да у монастыря двор конюшенный и коровий». Далее перечислены владения обители, в том числе — «село Покровское а в нем церковь Покрова Пре-

44 Новонайденное сочинение о патриархе Никоне. С. 370-371.

святые Богородицы45. Знаменательно, что иеродиакон Тимофей, служивший в московской церкви Покрова на Рву, где главный престол посвящен Живоначальной Троице, поступил в Троицкую Афанасьевскую обитель, в вотчинах которой находилась церковь Покрова Пресвятой Богородицы. В связи с этим интересно единственное упоминание иконы в анонимном сочинении: «.в перси наша толчение и чела ударение творим пред все-пресвятым образом Твоим всепречистаго и всепресветлаго и всепрепрес-лавнаго Покрова, ниско земное поклонение и умильно сердечное наше сокрушение приносим, всех благ у Тебе, Богородице и Царице наша Небесная, просим.»46.

Сочинения Каменевича-Рвовского сохранились в сборнике Поучений рубежа XVII-XVШ вв. Самое значительное из них — Послание иеродиакону Кариону, намеревавшемуся оставить монашество и жениться: «Книга сия назвася новосоздан вертоград или рещи умный Божий оград, яко твердо основанный от него град, в онь же да притекает тщательно Карион, падший наш брат, и должен он в нем душевное свое забрало утверждать и спасения си от Бога и царя ждать. К сему же граду Божию всякий грешник такожде да нудится прибегать и в нем спасение свое приобретать». «Новоизобразная и художеством написася от сми-реннаго иеродиакона Тимофея московскаго к падшему брату нашему иеродиакону же Кариону и монахосу, бывшему в лето 7189 (1681) марта в 18 день». В сборнике помещены также две проповеди Каменевича и «Духовное завещание Германа, архимандрита Воскресенского монастыря, что на Истре»47.

Адресатом поучения, именуемого в научной литературе «Божий Град», был, предположительно, иеродиакон Карион (Истомин). В литературном наследии этого писателя, включающем стихи с посвящениями, письма и эпитафии, о. Тимофей не упоминается. Гипотеза подтверждается фрагментарными заимствованиями из сочинения Рвовского «Книга, именуемая история еллино-грецкая и грекословеньская...» в «Лето-

45 Историческое описание. С. 533-534.

46 Новонайденное сочинение о патриархе Никоне. С. 355.

47 Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. М., 1892. Вып. 2. С. 238-239, 497-503; Божий Град. Послание к Кариону Истомину // Титов А. А. Рукописи славянские и русские. Приложение. С. 40-64 (далее — «Град Божий»); Титов А. А. Два поучения Тимофея Каменевича-Рвовского, мологского проповедника XVII в. М., 1892.

писце», введенном в научный оборот и приписанном Истомину архимандритом Леонидом (Кавелиным)48.

Для нас тема отождествления адресата поучения «Божий Град» важна преимущественно потому, что о. Карион, как и о. Тимофей, был в числе почитателей патриарха Никона, близких окружению патриархов Иоакима и Адриана. По поручению первого Истомин вместе с архимандритом Игнатием (Римским-Корсаковым) расследовал в 1685 г. «дело» Смоленского митрополита Симеона (Милюкова) о служении в митре патриарха Никона, подаренной ему царем Феодором Алексеевичем после погребения первосвятителя49. По благословению второго о. Карион сочинил стихи на освящение в Новом Иерусалиме трапезной церкви Рождества Христова, где читал их 14 декабря 1692 г. в присутствии Святейшего Адриана и «строительницы-царевны» Татианы Михайловны. Панегирические вирши именовали патриарха Никона отцом, что соответствовало традициям виршевой поэзии Нового Иерусалима: «И зачавшему строить сию обитель буди, Господи, душе зблажитель Никону отцу, Патриарху святу, сотвори быть в небо восприяту»50.

Ранее, 9 сентября того же года, патриарх Адриан совершил панихиду на гробнице Святейшего Никона в сослужении архимандритов Никанора, Игнатия (Римского-Корсакова) и Сильвестра (Черницко-го) — настоятелей соответственно Воскресенского, Ново-Спасского и Саввино-Сторожевского монастырей51. Заметим, что о. Сильвестр был переведен в Звенигород из монахов Иверского монастыря на Валдае52. Близость к этому кругу иеродиакона Тимофея несомненна.

48 Браиловский с. Н. Один из «пестрых» XVII столетия: историко-литературное исследование в двух частях с приложениями. СПб., 1902. С. 4-5, 11-12, 81-82; 324-327; Буланин Д. М., Матвеева е. и. Тимофей Каменевич-Рвовский. С. 19.

49 Попов Н. П. 3. — 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» архим. Игнатия и справщика Кариона Истомина // ЧОИДР. 1907. Кн. 2. Отд. V С. 38-44; Никулин и. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков)... С. 46-48.

50 Авдеев А. г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006. С. 336.

51 Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Приложения. С. 157-158.

52 Иверский монастырь, основанный в 1653 г. Святейшим Никоном, населяли выходцы из обителей Южной и Западной Руси, среди которых был и будущий патриарх Иоаким, чье

В «Граде Божием» Каменевич позиционирует себя по отношению к о. Кариону как учитель и выстраивает в связи с этим цепочку первообразов из Священного Писания:

«Ниже бо мною учительство начинается,

Ниже мною и престанется:

Егда не умре ли Моисей, то не обретелися

Иисус Навин вместо его?

Не умре ли Самоил — не бысть ли

В него место помазанник Давид?

Не отыде ли от сея жизни Иеремиа, <...>

Не осталися Варух? Не взыде ли

Илия пророк — не прорица ли Елисей?

Не усекнуша ли Павла —

Не осталися Тимофей?..»53.

Представленный о. Тимофеем типологический ряд воплощает тему учительства и духовного преемства в аспекте, характерном для «Завещания-устава» и анонимного сочинения из «Возражения». Говоря от имени первосвятителя, автор являет себя его последователем и преемником в осмыслении главных вопросов церковной жизни. Для него полемический труд патриарха — это духовное наследие, передаваемое от учителя к ученику как от отца к сыну.

В Послании о. Тимофей подчеркивает свой житейский опыт: «...насташа ныне лета люта, дние зли, человецы же лукави, образом творятся яко святи, делы же злобы и клеветы друг друга хотят распяти, увы! Яко вепри диви показуются недобри, друг друга усты ублажают, последи же тацыи, яко хитрии лиси, многия прельщают <.> Аз <.> много сице-вых видети случихся во царских дворех и во гражданских соборех, но и в поселянских сонмех». О. Тимофею, как и патриарху Никону, пришлось, по-видимому, пострадать от людей, которые «прежде убо явишася нам доброхвальницы, напоследок же показашася злия наши наветницы». Он предостерегает о. Кариона от льстивых друзей, которые «не глаголю дру-ги, но враги, иже сломили нам средныя наши груди»54.

житие, составленное архимандритом Игнатием (Римским-Корсаковым), отмечает сотрудничество «великого архиерея» Никона и строителя «монаха Иоакима». См.: Барсуков Н. Житие и завещание Святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879. С. 5.

53 «Град Божий». С. 41-42.

54 Там же. С. 46.

Рифмованные строки, которых в тексте «Града Божия» множество, характерны и для анонимного сочинителя. Вот, например, его обращение к Пресвятой Богородице:

«...превеличайшим нашим гласом и песнопревоспетным басом воспеваем превелия Твоя чюдеса пред Спасом, промышление славим, заступление величаем, предстательство за христиан восхваляем.»55 Роднят авторов и образы из Бестиария. Каменевич сравнивает злых людей и противников Церкви с вепрями и лисами, анонимный сочинитель, в том числе и от имени патриарха Никона, — с львами, аспидами, змеями, хамелеонами, мышами.

Рвовский в авторской подписи использует цифровое выражение имени Тимофей, что имеет аналог в «Известии <...> о житии Святейшего Никона», где в цифровых значениях представлено имя Иоанна Шу-шерина. Полонизмы («рока» наряду с русским «года») и латинские слова («primo») характерны для текстов архимандрита Никанора.

В «Граде Божием» не истолкованы определения, относящиеся к «ди-аку», которому о. Тимофей вручил свое поучение для передачи адресату. Имя посланца скрыто в иносказаниях: «...царскаго звания тезоимениту, церкви святыя службы красному спевателю, брату нашему по рождению, его первозваннаго соименну, нароковану Пасынкову, диаку да вручится»56.

Имеется в виду церковнослужитель в диаконском сане, кровный брат иеродиакона Тимофея. Исходя из прозвища «Пасынков», можно предположить, что это брат по матери с именем Василий (PaaiAda^ по-гречески означает «царский»), отцом которого («по рождению его») был соименник первозванного апостола Андрея. Следовательно, речь идет о Василии Андрееве Пасынкове. Вполне возможно, что, называя себя Петровым или Кифичем, о. Тимофей имел в виду не только фамилию Каменевич57, но и отчество — Петров. Если наша расшифровка верна, то у Рвовского были родственные связи, позволявшие ему переписываться с московскими знакомыми через верного посланника.

Иеродиакон Тимофей, подобно Святейшему Никону, любил и знал историю. Напомним, что в состав келейных библиотек патриарха входили

55 Новонайденное сочинение о патриархе Никоне. С. 355.

56 «Град Божий». С. 64.

57 Буланин Д. М., Матвеева Е. И. Тимофей Каменевич-Рвовский. С. 17.

рукописные и печатные летописные своды58, а в ссылке он просил прислать ему из Кирилло-Белозерского монастыря «летописцы: Греческий, Киевский и Русский»59. Летописные и хронографические труды о. Тимофея, изданные фрагментарно60, интересны не только по содержанию. Они свидетельствуют об историке как писателе, который и в научном жанре стремится к стилистическому разнообразию: изобретает сложносочиненные слова, пользуется определениями в превосходной степени, наращивает приставки. Такая лексика затрудняет чтение, чего, по-видимому, и добивался автор. В его исторических произведениях эти вербальные нагромождения призваны создавать ощущение глубокой древности, своего рода метафорическую толщу времени, которую в процессе чтения нужно преодолевать. Так, новгородцы доходили «до предблаженных людей. живущих близ блаженнаго рая <. > ничтоже вещей и пищей наших земных требующих и вкушающих, но токмо грозды предблаговонными преднасыщающееся и возвеянии предблаговоннейшими, изходящими из рая пресвятаго про-хлаждающеся и услаждающеся». Цитируемое «Историчествующее древнее описание Кенселира Кифича Рвовскаго о начале Славенороссийскаго народа <...> писанное собственною ево рукою вчерне лета мироздания 7207 (1699) году» изобилует аналогичными примерами: «Словенороссийская держава» — «предвеликая и предцарствующая во веки своя предвечная и предбесконечная»; «Новград Славенороссийский» — «Великий и предве-ликопреславный и преддержавный»; дары царские «предвеликопредподар-ственныя предлюбопредчестне восприяшася...» и проч.61

В анонимном сочинении, если речь идет о летописных временах, используются слова подобной конструкции и с той же целью — зримо передать древность и необычность происходившего. Так, Бог Отец «во старопредавная и в мимопредшедшая предревная лета наша наказова-ше премногажды нас <...> многоразличными казньми с таковыми все-превелиими и предстрашнейшими знамении небесными», когда «расте-чеся небо все и предбысть якобы кровопредпровидное» и два погибших

58 О келейных библиотеках патриарха Никона // севастьянова с. к. Эпистолярное наследие. С. 307.

59 варлаам, архим. О пребывании патриарха Никона в заточении. С. 143.

60 гиляров ф. Предания русской Начальной летописи (по 969 год). Приложения. М., 1878. С. 25-39.

61 Там же. С. 30-33.

солнца явились «без всякаго света суть в черных и тмопретемных лучах своих яко от дымновиднаго огня.»62.

Думается, для Каменевича была значима сама графика слова. Воздействие на читателей визуальным оформлением строки в прозе и строфы в поэзии — одна из особенностей барочной литературы, где изображение и слово постоянно взаимодействуют. Дополняя друг друга, они заполняют и уплотняют физическое пространство — как текста, так и книжной иллюстрации, в частности украинской и белорусской гравюры конца XVII в. Вместе с тем, иеродиакон Тимофей весьма сдержанно употреблял литературные приемы в повествованиях, записанных им со слов местных жителей, которые слышали эти рассказы «от отец своих»: «Река же та великая Молога полна судов была в пристани своей на юстии широком, и яко по судам тогда бес перевозов и преходили все людие реку ту Мологу и реку Волгу на луг моложский, великий и прекрасный, иже имать величество свое луг той во округ свой семь верст»63.

Анонимное сочинение — разноликий текст, и ответ на вопрос о причастности к нему Каменевича невозможен без монографического изучения его трудов. Несомненно, однако, что завершение «Возражения» — это духовный портрет последователей «великого архиерея» и литературный памятник ему. Неизвестный автор вложил в свое произведение то, чем был щедро наделен иеродиакон Тимофей: опыт проповедника, дарование писателя, мастерство редактора-составителя и сыновнюю любовь к Церкви Христовой, воплощенную в образе Святейшего Патриарха Никона.

Источники

1. Опись Воскресенского монастыря 1679 г. Список XIX в. // ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"». Ф. 1. Оп. 1. Д. 1880.

2. Опись Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря 1685 г., составлена дьяком Сыскного приказа Борисом Ивановичем Остолоповым // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 4. Д. 5092.

3. Книга ризничная 1765 году // ГБУК МО «Музей "Новый Иерусалим"». Ф. 1. Оп. 1. Д. 216.

4. Главная церковная и ризничная опись Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленная в 1875 году. Часть первая. Опись храмов и придельных церквей // РГАДА. Ф. 1625. Оп. 1. Д. 32.

62 Новонайденное сочинение о патриархе Никоне. С. 360-361.

63 Бережков М. Н. Старый Холопий городок на Мологе и его ярмарка // Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887 г. М., 1890. Т. 1. С. 53.

Г. М. Зеленская Литература

1. Авдеев А. г. Старорусская эпиграфика и книжность. Ново-Иерусалимская школа эпиграфической поэзии. М., 2006.

2. Авдеев а. г. Книжники и книжность Ново-Иерусалимского монастыря в последних десятилетиях XVII — начале XVIII века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. III. М., 2011. С. 70-86.

3. Амфилохий (казанский), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки. М., 1875.

4. Барсуков Н. Житие и завещание Святейшего Патриарха Московского Иоакима. СПб., 1879.

5. Бережков M. Н. Старый Холопий городок на Мологе и его ярмарка // Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле. 1887 г. М., 1890. Т. 1. С. 40-53.

6. Браиловский с. Н. Один из «пестрых» XVII столетия: историко-литературное исследование в двух частях с приложениями. СПб., 1902.

7. Буланин Д. М., Матвеева е. и. Тимофей Каменевич-Рвовский // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 4: Т-Я. Дополнения. СПб., 2004. С. 16-25.

8. варлаам, архим. О пребывании патриарха Никона в заточении в Ферапонтове и Кириллове Белозерском монастыре, по актам последнего, и описание сих актов // Чтения в обществе истории и древностей Российских. 1858. Кн. 3. Отд. I. С. 129-168.

9. гиляров ф. Предания русской Начальной летописи (по 969 год). Приложения. М., 1878.

10. Дела Святейшего Патриарха Никона, паче же рещи — чудеса врачебная // Чтения в обществе истории и древностей Российских. 1887. Кн. 1. Смесь. С. 101-107.

11. Деяния Московских Соборов 1666 и 1667 годов. Издание [второе] Братства св. Петра митрополита, вновь проверенное по подлинной рукописи. М., 1893.

12. Досифей (Немчинов), архим. Географическое, историческое и статистическое описание ставропигиального 1-кл. Соловецкого монастыря. М., 1853.

13. Зеленская г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

14. Зеленская г. М. Патриарх Никон — зодчий Святой Руси. М., 2011.

15. Зеленская г. М. Наследство и наследники Воскресенского архимандрита Германа I // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. III. М., 2011. C. 85-117.

16. Зеленская г. М. Новое в биографии Иоанна Шушерина // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. III. М., 2011. C. 118-126.

17. Зеленская г. М. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в XVII — начале XXI века // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. III. М., 2011. С. 236-275.

18. Зеленская г. М., севастьянова с. к. Образный строй новонайденного сочинения конца XVII века о патриархе Никоне и метафоры сакрального пространства Нового

Иерусалима под Москвой // Русский мир в пространственно-временном контексте: сборник статей и материалов Всероссийской научной конференции с международным участием «Человек и мир человека». Барнаул, 2015. С. 224-267.

19. Известие о рождении и воспитании и о житии Святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком его Иоанном Шушериным. М., 1871.

20. Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, составленное по монастырским актам настоятелем оного архимандритом Леонидом. М., 1876.

21. Маркина Н. Д. Икона-мощевик «Глава Иоанна Предтечи» // Христианские реликвии в Московском Кремле. М., 2000. С. 292-293.

22. Никифоров А. Б. Колокола // Великий Новгород. История и культура IX-XVII веков. Энциклопедический словарь. СПб., 2009. С. 246.

23. Никулин И. А. «Слово о Российском царствии» митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2012. № 2 (4). С. 185212.

24. Никулин И. А., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015.

25. Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904.

26. Попов Н. П. 3. — 1685 г. О поездке в Смоленск к митроп. Симеону «для великих духовных дел» архим. Игнатия и справщика Кариона Истомина // Чтения в обществе истории и древностей Российских. 1907. Кн. 2. отд. V. С. 38-44.

27. Савва В. И. Об одном из списков жития патриарха Никона // Чтения в обществе истории и древностей Российских. М., 1909. Кн. 3. отд. 4. С. 13-22.

28. Никон, патр. Духовное завещание-устав / публ. С. К. Севастьяновой // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. II. М., 2005. С. 319-329.

29. Севастьянова С. к. Эпистолярное наследие патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты. М., 2007.

30. Севастьянова С. к. Новонайденное сочинение о патриархе Никоне // Культура, история и литература Русского мира: общенациональный и региональный аспекты: сборник статей и материалов всероссийской научной конференции с международным участием. Барнаул, 2014. С. 334-380.

31. Севастьянова С. К., Зеленская Г. М. Патриарх Никон и святитель Филипп, митрополит Московский: опыт комплексного исследования // Palaeoslavica. 2015. Vol. 23/2. P. 69-164.

32. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.

33. Титов А. А. Два поучения Тимофея Каменевича-Рвовского, мологского проповедника XVII в. М., 1892.

34. Титов А. А. Рукописи славянские и русские, принадлежащие И. А. Вахрамееву. Вып. 2. М., 1892.

35. тихон (Затёкин), игум. Крестовоздвиженская часовня-крест Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим». Вып. II., 2005. С. 247-251.

Galina М. Zelenskaya

to the question of an author of the newly discovered treatise on patriarch nikon

Abstract. Anonymous essay of the early 1690s about Patriarch Nikon (1605-1681) discovered by S. K. Sevastyanova in one of his lists of "Objections" to the boyar S. L. Streshnev's questions and Ghazian Metropolitan Paisius Ligarid's answers (manuscript of the turn of the 17th- 18th centuries). The text written partially on behalf of the Patriarch continues the 27th question-answer and completes Primate's huge polemic work. The offered article considers possible participation in the anonymous work of hierodeacon Timofey Rvovsky-Kamenevich (last quarter of the 17th century) — the preacher and an ustavshchik of Trinity Afanasyevsky Monastery on the Mologa River in the Uglich County, the native of western Russia, famous, but a little studied writer and the editor originator of annalistic compendiums. The Troitsk monastery in 1660s and 1680-1690s belonged to the Resurrection Monastery of New Jerusalem from where celibate priests in a rank of builders were sent to Mologa. On the basis of historical sources, the list of these builders who ruled the Afanasyevsky Monastery in the 1680s-1690s has been expanded. The article characterizes them as pupils of the Patriarch Nikon and pays special attention to a trip of hierodeacon Timofey in 1683 to Ferapontov Monastery with the purpose to deliver the church utensils granted in 1676 to the exiled monk Nikon in New Jerusalem by the tsar Alexey Mikhaylovich. For the first time the list of the delivered things on the original Inventory of the Voskresensky monastery of 1685 stored in the Russian State Archive of Ancient Acts (Moscow) is published. The circle of the admirers of the Patriarch close to T. Kamenevich writing about him and seeking to repeat his unique creations at the end of the 17th century is outlined. The author reveals the lines inherent in the anonymous composition and works by Timofey Rvovsky: possession of baroque rhetoric, figurativeness, and tendency to use of rhymes, neologisms, Greek words and definitions of a superlative degree. All this speaks about a possibility of participation of hierodeacon Timofey in completion of «Objection» and about relevance of a monographic research of its works.

Keywords: patriarch Nikon, Trinity Afanasyevsky Monastery in the uglich County, hierodeacon Timofey Rvovsky-Kamenevich.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Citation. Zelenskaya G. M. K voprosu ob avtore novootkrytogo anonimnogo sochineniia o patriarkhe Nikone [To the Question of an Author of the Newly Discovered Treatise on Patriarch Nikon]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological seminary, 2020, no. 1 (29), pp. 57-82. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10103

About the author. Zelenskaya Galina Mitrofanovna — Scientific consultant of «The Museum

"New Jerusalem"», honored worker of culture of the Russian Federation (Russia, Istra). E-mail: [email protected]

Submitted on 05 August, 2019 Accepted on 20 December 2019

References

1. Amfilokhii (Kazanskii), arkhim. Opisanie Voskresenskoi Novoierusalimskoi biblioteki [Description of the Resurrection New Jerusalem Library]. Moscow, 1875.

2. Avdeev A. G. Knizhniki i knizhnost' Novo-Ierusalimskogo monastyria v poslednikh de-siatiletiiakh XVII — nachale XVIII veka [Scribes and Bookishness of the New Jerusalem Monastery in the Last Decades of the 17th — early 18th Centuries]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2011, issue III, pp. 70-86.

3. Avdeev A. G. Starorusskaia epigrafika i knizhnost'. Novo-Ierusalimskaia shkola epigrafiche-skoi poezii [Old Russian Epigraphy and Book Printing: The New Jerusalem School of Epigraphic Poetry]. Moscow, 2006.

4. Barsukov N. Zhitie i zaveshchanie Sviateishego Patriarkha Moskovskogo Ioakima [Life and Testament of Joachim, His Holiness Patriarch of Moscow]. Saint Petersburg, 1879.

5. Berezhkov M. N. Staryi Kholopii gorodok na Mologe i ego iarmarka [The Old Kholopiy Town at Mologa and Its Fair]. Trudy Sedmogo arkheologicheskogo s'ezda v Iaroslavle. 1887g. [Proceedings of the 7-th Archaeological Congress in Yaroslavl. 1887]. Moscow, 1890, vol. 1, pp. 40-53.

6. Brailovskii S. N. Odin iz «pestrykh» XVII stoletiia: istoriko-literaturnoe issledovanie v dvukh chastiakh s prilozheniiami [One of the "Motley" of the 17th Century: A historical and literary study in 2 parts with appendices]. Saint Petersburg, 1902.

7. Bulanin D. M., Matveeva E. I. Timofei Kamenevich-Rvovskii [Timofey Kamenevich-Rvovsky]. Slovar knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi [Dictionary of Scribes and Booklore of Ancient Rus]. Saint Petersburg, 2004, issue 3 (17 c.), part 4, Additions, pp. 16-25.

8. Deianiia Moskovskikh Soborov 1666 i 1667 godov [The Acts of the Moscow Councils of the Years of 1666 and 1667]. Moscow, 1893.

9. Dela Sviateishego Patriarkha Nikona, pache zhe reshchi — chudesa vrachebnaia [Deeds of the Holy Patriarch Nikon, or More Precisely — the Miracles of Healings]. Chteniia v ob-shchestve istorii i drevnostei Rossiiskikh [Readings in the Society of Russian History and Antiquities], 1887, book 1, miscellanies, pp. 101-107.

10. Dosifei (Nemchinov), arkhim. Geograficheskoe, istoricheskoe i statisticheskoe opisanie sta-vropigial'nogo 1-kl. Solovetskogo monastyria [Geographical, Historical and Statistical Description of the First Class Stauropegial Monastery of Solovki]. Moscow, 1853.

11. Giliarov F. Predaniia russkoi Nachal'noi letopisi (po 969god). Prilozheniia [Legends of the Initial Russian Annals (till the year 969)]. Moscow, 1878.

12. Istoricheskoe opisanie stavropigial'nogo Voskresenskogo, Novyi Ierusalim imenuemogo, mo-nastyria, sostavlennoe po monastyrskim aktam nastoiatelem onogo arkhimandritom Leonidom [A Historical Description of the Stavropegic Resurrection Monastery, Called the New Jerusalem, Which Was Compiled According to the Monastery Acts by Its Father Superior Archimandrite Leonid]. Moscow, 1876.

13. izvestie o rozhdenii i vospitanii i o zhitii sviateishego Mkona, patriarkha Moskovskogo i vse-ia Rossii, napisannoe klirikom ego ioannom shusherinym [A Word on the Birth and Upbringing and the Life of His Holiness Nikon, Patriarch of Moscow and All Russia, Written by His Cleric Ioann Shusherin]. Moscow, 1871.

14. Markina N. D. Ikona-moshchevik «Glava Ioanna Predtechi» [Icon with Relics "Head of St. John the Baptist"]. Khristianskie relikvii v Moskovskom Kremle [Christian Relics in the Moscow Kremlin]. Moscow, 2000, pp. 292-293.

15. Nikiforov A. B. Kolokola [The Bells]. Velikii Novgorod. Istoriia i kul'tura IX-XVII vekov. Entsiklopedicheskii slovar' [Velikiy Novgorod. The History and Culture of the 9th-17th Centuries. Encyclopedical Dictionary]. Saint Petersburg, 2009, pp. 246.

16. Nikulin I. A. «Slovo o Rossiiskom tsarstvii» mitropolita Ignatiia (Rimskogo-Korsakova) ["The Tale of the Russian Kingdom" by Metropolitan Ignatius (Rimsky-Korsakov)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological seminary, 2012, no. 2 (4), pp. 185-212.

17. Nikulin I. A., sviashch. preosviashchennyi ignatii (nmskii-Korsakov), mitropolit sibirskii i Tobolskii [Right Reverend Bishop Ignatius (Rimsky-Korsakov), Metropolitan of Tobolsk and Siberia]. Ekaterinburg, 2015.

18. Pisarev N. Domashnii byt russkikhpatriarkhov [Home Life of the Russian Patriarchs]. Kazan, 1904.

19. Popov N. P. 3. — 1685 g. O poezdke v Smolensk k mitrop. Simeonu «dlia velikikh dukhovnykh del» arkhim. Ignatiia i spravshchika Kariona Istomina [About the Trip to Smolensk undertaken "for the sake of great religious matters" by Archimandrite Ignatius and Scriber Karion Istomin to Metropolitan Simeon]. Chteniia v obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh [Readings in the Society of Russian History and Antiquities], 1907, book 2, section V, pp. 38-44.

20. Savva V. I. ob odnom iz spiskov zhitiia patriarkha Nikona [on one of the Copies of Patriarch Nikon's Hagiography]. Chteniia v obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh [Readings in the Society of Russian History and Antiquities], 1909, book 3, section 4, pp. 13-22.

21. Sevast'ianova S. K. epistoliarnoe nasledie patriarkha Mkona. perepiska s sovremennikami: issledovanie i teksty [Epistolary Heritage of Patriarch Nikon. His Correspondence with Contemporaries: A Study and Texts]. Moscow, 2007.

22. Sevast'ianova S. K. Novonaidennoe sochinenie o patriarkhe Nikone [The Newly Found Treatise on Patriarch Nikon]. Kul'tura, istoriia i literatura russkogo mira: obshchenatsional'nyi i regional'nyi aspekty: sbornik statei i materialov vserossiiskoi nauchnoi konferentsii s mezhdu-narodnym uchastiem [Culture, History and Literature of the Russian World: National and Regional Aspects: A collection of articles and materials of the All-Russian Scientific Conference with international participation]. Barnaul, 2014, pp. 334-380.

23. Sevast'ianova S. K. (ed.). Nikon, patr. Dukhovnoe zaveshchanie-ustav [Patriarch Nikon. The Spiritual Testament and Statute]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2005, issue II, pp. 319-329.

24. Sevast'ianova S. K., Zelenskaia G. M. Patriarkh Nikon i sviatitel' Filipp, mitropolit Moskovskii: opyt kompleksnogo issledovaniia [Patriarch Nikon and Saint Philip, Metropolitan of Moscow: An integrated research experience]. Palaeoslavica, 2015, vol. 23/2, pp. 69-164.

25. Stroev P. M. Spiski ierarkhov i nastoiatelei monastyrei Rossiiskoi Tserkvi [Lists of Hierarchs and Fathers Superiors of Monasteries of the Russian Church]. Saint Petersburg, 1877.

26. Tikhon (Zatekin), igum. Krestovozdvizhenskaia chasovnia-krest Nizhegorodskogo Voz-nesenskogo Pecherskogo monastyria [The Chapel-Cross in Honor of the Holy Cross Exaltation in the Nizhniy Novgorod Ascension Monastery of the Caves]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2005, issue II, pp. 247-251.

27. Titov A. A. Dva poucheniia Timofeia Kamenevicha-Rvovskogo, mologskogo propovednika XVII v. [Two Teachings of Timofey Kamenevich-Rvovsky, the Mologian Preacher] Moscow, 1892.

28. Titov A. A. Rukopisi slavianskie i russkie, prinadlezhashchie I. A. Vakhrameevu [The Slavic and Russian Manuscripts Belonged to I. A. Vakhrameev] Moscow, 1892, issue 2.

29. Varlaam, arkhim. O prebyvanii patriarkha Nikona v zatochenii v Ferapontove i Kirillove Belozerskom monastyre, po aktam poslednego, i opisanie sikh aktov [About Patriarch Nikon's Imprisonment in Ferapontov and Kirillov Belozersky Monasteries, According to the Acts of the Latter, and a Description of These Acts]. Chteniia v obshchestve istorii i drevnostei Ros-siiskikh [Readings in the Society of Russian History and Antiquities], 1858, book 3, section I, pp. 129-168.

30. Zelenskaia G. M. Nasledstvo i nasledniki Voskresenskogo arkhimandrita Germana I [The Inheritance and Heirs of the Voskresensk Archimandrite Herman I]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2011, issue III, pp. 85-117.

31. Zelenskaia G. M. Novoe v biografii Ioanna Shusherina [New Data of Ioann Shusherin's Biography]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2011, issue III, pp. 118-126.

32. Zelenskaia G. M. Patriarkh Nikon — zodchii Sviatoi Rusi [Patriarch Nikon, an Architect of the Holy Rus]. Moscow, 2011.

33. Zelenskaia G. M. Sviatyni Novogo Ierusalima [Shrines of the New Jerusalem]. Moscow, 2002.

34. Zelenskaia G. M. Voskresenskii Novo-Ierusalimskii monastyr' v XVII — nachale XXI veka [The Resurrection New Jerusalem Monastery in the 17th — Early 21st Centuries]. Nikonovskie chteniia v muzee «Novyi Ierusalim» [Nikon Readings at the New Jerusalem Museum]. Moscow, 2011, issue III, pp. 236-275.

35. Zelenskaia G. M., Sevast'ianova S. K. obraznyi stroi novonaidennogo sochineniia kontsa XVII veka o patriarkhe Nikone i metafory sakral'nogo prostranstva Novogo Ierusalima pod

Moskvoi [Figurative System of the Newly Found Treatise of Late 17th Century About Patriarch Nikon and Metaphors of the Sacred Space of New Jerusalem near Moscow]. Russkii mir vpro-stranstvenno-vremennom kontekste: sbornik statei i materialov Vserossiiskoi nauchnoi konfe-rentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Chelovek i mir cheloveka» [Russian World in the SpaceTime Context: A collection of articles and materials of the All-Russian Scientific Conference with linternational Participation "Man and the World of Man"]. Barnaul, 2015, pp. 224-267.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.