Научная статья на тему 'Патохарактерологические и патопсихологические расстройства у пациентов пластического хирурга и косметолога'

Патохарактерологические и патопсихологические расстройства у пациентов пластического хирурга и косметолога Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Патохарактерологические и патопсихологические расстройства у пациентов пластического хирурга и косметолога»

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

В.А. Виссарионов1, В.Э. Медведев2, С.Е. Мартынов3, В.И. Фролова2

1 — Институт Красоты на Арбате, Москва, Россия

2 — Кафедра психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии ФПК МР Медицинского факультета РУДН, Москва, Россия

3 — Международный институт психосоматического здоровья МГУ имени М.В.Ломоносова, фа-культет психологии, Москва, Россия

ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ И ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ПАЦИЕНТОВ ПЛАСТИЧЕСКОГО ХИРУРГА И КОСМЕТОЛОГА

V.A. Vissarionov1, V.E. Medvedev2, S.E. Martyinov3, V.I. Frolova2

1 — Beauty Institute on Arbat, Moscow, Russia

2 — People's Friendship University of Russia, Moscow, Russia

3 — International Institute of Psychosomatic Health, Moscow, Russia

PATHOCHARACTEROLOGICAL AND PATHOPSYCHOLOGICAL DISORDERS IN IN PLASTIC SURGEON'S AND COSMETOLOGIST'S PATIENTS

Актуальность. По мнению исследователей, занимающихся изучением психосоматических корреляций в эстетической хирургии и косметологии, обращение пациентов к врачу во многом определяется структурой личности и/или психопатологическими расстройствами.

Цель исследования — выявление и изучение личностных расстройств и патопсихологических характеристик пациентов, обращающихся к услугам эстетической медицины (косметология, пластическая хирургия).

Материалы и методы. Основным методом избран психометрический. В качестве инструментов обследования использовались валидизированные шкалы: характерологический опросник К.Леонгарда (1965) и пятифакторный личностный опросник МакКрае-Коста (1983-1985). Для статистической обработки данных использовалась программа Statistica 6.0 (компания StatSoft, США).

Результаты. Выборку составили 123 пациент (20 мужчин, 103 женщины) в возрасте 18-70 лет. Из представленных данных следует, что среди клиентов пластического хирурга и косметолога преобладают пациенты, характеризующиеся демонстративностью поведения, повышенной способностью к вытеснению (демонстративный тип — 18,7%), ригидностью и инертностью психических процессов с продолжительным переживанием травмирующих событий (педантичный тип — 17,1%) и склонностью к формированию сверхценных идей (застревающий тип — 15,4%).

Сравнение пациентов, обратившихся за косметоло-гической (первая группа) и хирургической (вторая группа) коррекцией внешности позволило выявить ряд отличий между пациентами.

В первой группе (п=92; 16 мужчин и 76 женщин) преобладают пациенты в возрастном диапазоне 3160 лет (средний возраст — 44,6±2,5 лет). У пациентов доминируют девиации демонстративного и тре-вожно-фобического типов, а также такие конституционально обусловленные или нажитые личностные черты, как экстравертированность (общительность, коллективизм, широкий круг знакомств, оптимизм, тяготение к острым, возбуждающим впечатлениям, риску), экспрессивность (легкомысленность, недостаточно серьезное отношение к систематической деятельности), эмоциональная неустойчивость, импульсивность (естественность поведения, беспечность, склонность к необдуманным поступкам, отсутствие настойчивости в достижении цели).

Во второй группе (п=31; 4 мужчины и 27 женщины) преобладают лица возрастного диапазона — 21-40 лет. Средний возраст госпитализированных в хирургическое отделение (36,7+1,8) лет. У пациентов пластического хирурга, в отличие от клиентов косметологических отделений, преобладают педантическая (р=0,0026), застревающая (р=0,0064) и дистимическая (р=0,0007) акцентуации характера, а также такие патопсихологические черты как интроверсия (р<0,001), педантичность (р=0,0032), обособленность (0=,0021) и высокий самоконтроль (р<0,001, точность и аккуратность в делах, соблюдение общепринятых норм поведения в обществе).

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА

Заключение. Полученные в настоящем исследовании данные свидетельствуют о наличии общих для большинства пациентов, обращающихся к врачу с целью коррекции внешности, патохарактерологических черт: демонстративность, ригидность и инертность психических процессов с продолжительным переживанием психотравмирующих событий и склонностью к формированию сверхценных идей.

В тоже время получены статистически достоверные данные о различиях в структуре патохарактерологических и патопсихологических расстройств у пациентов пластического хирурга и косметолога, что имеет важное практическое значение, поскольку обусловливает различные подходы к психотерапии и психофармакотерапии указанных расстройств в случае их декомпенсации.

С.Е. Мартынов, Г.А. Арина

Международный институт психосоматического здоровья МГУ имени М.В.Ломоносова, факультет психологии, Москва, Россия

ФАКТОРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТАТЬ ПАЦИЕНТОМ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЕДИЦИНЫ

S.E. Martinov, G.A. Arina

International Institute of psychosomatic health Lomonosov Moscow State University, psychological department, Moscow, Russia

FACTORS OF PSYCHOLOGICAL READINESS TO BECOME A PATIENT OF AESTHETIC MEDICINE

Актуальность. Обращение к услугам эстетической медицины является полимотивированным поведением, которое может реализовываться в континууме от клинически оформленных психопатологических расстройств (дисморфомания) до культурно- и социально нормативных форм активности (antiage забота о себе). Особое место занимает юность, когда происходит не только стабилизация отношения к своей внешности (в том числе и неудовлетворенность ею), но и в силу информированности и некоторой финансовой независимости, становится возможным самостоятельное обращение к медицине с целью коррекции внешности. Готовность к медицинской коррекции облика в целом (не только лица) оказывается детерминированной не только реальными недостатками внешности, но глубоко связана с ценностно-личностной системой и макросоциаль-ными, культурно-заданными факторами.

Материалы и методы. В соответствии с положениями клинической психологии телесности был разработан дизайн исследования, направленный на установление взаимосвязей феноменологии озабоченности внешностью, ценностных ориентаций личности, медиаповедением (направленным на «потребление» образов идеальной внешности) — с одной стороны, и фактическим и предполагаемым обращением к услугам эстетической медицины, — с другой. В исследование приняли участие 308 ре-спонденток в возрасте 18-25 лет, из них 144 — посетители клиники дерматокосметологии, а 164 —

контрольная выборка. Было показано, что более 20% респонденток из популяционной выборки и все обратившиеся в клинику готовы изменять свою внешность. Для девушек обеих групп готовность к любым процедурам коррекции внешности (вплоть до хирургии) в равной степени продиктована требованиями моды и связана с ценностями социального успеха. Ценностный паттерн, включающий в себя значимость наслаждения, соответствия современной моде, богатство, востребованность, престиж, власть, внешнюю привлекательность — характерен для тех, кто не только озабочен своей внешностью, но и готов ее трансформировать. В свою очередь, склонность пациенток клиники дерматокосметоло-гии воспринимать привлекательность внешности как неотъемлемое условие успешной личной жизни и профессиональной деятельности создаёт мотива-ционную готовность к изменению внешности средствами именно эстетической хирургии, невзирая на тяжесть и побочные эффекты вмешательства.

Результаты. Обнаружено существенное влияние СМИ на представленность описанных ценностей. Это выражается в особой форме организации ме-диапотребления: те, кто недоволен собой, в 3 раза больше хотели бы смотреть телепередачи с показом мод, в 4 раза — музыкальные клипы, читать журналы о красоте — в 5 раз, а публикации о жизни звезд — в 9 раз больше, чем те, кто меньше недоволен и своей внешностью, и жизнью в целом, и не планирует медицинских вмешательств в свой облик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.