Научная статья на тему 'Патогенезы в курсе дисциплины медицинских вузов "микробиология, вирусология"'

Патогенезы в курсе дисциплины медицинских вузов "микробиология, вирусология" Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ИММУНОЛОГИЯ / IMMUNOLOGY / МИКРОБИОЛОГИЯ / MICROBIOLOGY / ПАТОГЕНЕЗЫ / PATHOGENESIS / ИНФЕКЦИИ / INFECTION / ПАСПОРТА КОМПЕТЕНЦИЙ / PASSPORTS COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Ложкина Анна Николаевна, Соловьева Татьяна Леонидовна, Черепанова Татьяна Алексеевна

В работе обоснована значимость изучения в курсе микробиологии и инфекционной иммунологии факторов вирулентности патогенов, вытекающих патогенезов инфекционных заболеваний. Направления лечения также зависят от иммунопатогенетических механизмов развития инфекции. Показана необходимость введения паспорта компетенции по освоению патогенезов в курс дисциплины «Микробиология, вирусология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Ложкина Анна Николаевна, Соловьева Татьяна Леонидовна, Черепанова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The work proved the importance of studying in a course of microbiology and immunology of infectious virulence factors of pathogen, arising pathogenesis of infectious diseases. Directions of treatment also depends on immunopathogenetic mechanisms. Shown necessity of introduction of a passport of competence for the development of pathogenesis in the course of discipline "Microbiology, virology».

Текст научной работы на тему «Патогенезы в курсе дисциплины медицинских вузов "микробиология, вирусология"»

ПАТОГЕНЕЗЫ В КУРСЕ ДИСЦИПЛИНЫ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ _«МИКРОБИОЛОГИЯ, ВИРУСОЛОГИЯ»_

Ложкина Анна Николаевна

Канд. биол. наук, ст. науч. сотр.

Соловьева Татьяна Леонидовна

Канд. мед. наук, доцент Черепанова Татьяна Алексеевна

Старший преподаватель кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии;

Читинская государственная медицинская академия, г. Чита

АННОТАЦИЯ

В работе обоснована значимость изучения в курсе микробиологии и инфекционной иммунологии факторов вирулентности патогенов, вытекающих патогенезов инфекционных заболеваний. Направления лечения также зависят от иммунопатогенетических механизмов развития инфекции. Показана необходимость введения паспорта компетенции по освоению патогенезов в курс дисциплины «Микробиология, вирусология».

ABSTRACT

The work proved the importance of studying in a course of microbiology and immunology of infectious virulence factors of pathogen, arising pathogenesis of infectious diseases. Directions of treatment also depends on immunopathogenetic mechanisms. Shown necessity of introduction of a passport of competence for the development of pathogenesis in the course of discipline "Microbiology, virology».

Ключевые слова: образование, иммунология, микробиология, патогенезы, инфекции, паспорта компетенций

Keywords: education, immunology, microbiology, pathogenesis, infection, passports competencies

Инфекции причастны к гибели 60 и более процентов людей на планете. Один из паспортов компетенций для дисциплины «Микробиология, вирусология» должен предусматривать освоение линий патогенеза, определяемых факторами патогенности микроорганизмов, вирусами, иммунозависимыми патологическими процессами. Разбор патологий и патогенезов в вузах медицинского профиля идет на протяжении всех лет обучения (это суть медицины), то есть данный раздел относится к «вертикальному» принципу освоения материала (наряду с темами «Кровь», «Антибиотики», предметами «Информатика», «Генетика», «Иммунология» [2] и др.).

Кафедра микробиологии знакомит студентов с вариантами развития иммунопатогенеза инфекций [классическая схема разбора материала по частной микробиологии, включающая особенности иммунитета, изложена в иностранной презентации -http://www.slideshare.net/MUBOSScz/01-microbiology-andmedicine ; слайды 9-12], как следствие - выбором материала для диагностики на разных стадиях заболевания, направлениями лечения. [ http://www.nizhgma.ru/news/23060.html ] В рамках дисциплины «Патологическая физиология» патоге-незы разбираются на разных уровнях - организмен-ном, системном, клеточном, субклеточном, молекулярном. Клинические кафедры делают упор на клинику (как внешнее проявление патогенетических процессов), обоснование патогенетической терапии. [Идеал, когда врач за клиникой видит патогенез.] Освоение общих принципов, причинно-следственных связей формирует алгоритмы мышления, системный подход; значительно упрощает освоение материала. И наоборот, в силу доступности

«любой» информации следует отходить от требования освоения энциклопедических данных (кроме базовых) на экзаменах.

«Применение» (согласно ФГОС3+) подразумевает использование информации, методов, приемов, правил в новых условиях. Данное прекрасно вписывается в частную микробиологию, где комбинируются одни и те же линии патогенеза (инфекционная, токсическая, иммунозависимая - иммуно-комплексная, аутоиммунная, аллергическая, следствия развития иммунодефицита), одни и те же направления диагностики, профилактики и лечения. Повтор от занятия к занятию (от одной группы патогенов к другой) шаблонов рассуждений хорошо закрепляет полученные знания и далее позволяет применять те же схемы, логические цепочки в новой (нештатной) ситуации, к примеру, через ситуационные задачи. Образование в основном использует дедуктивный метод (от общего к частному). В частной микробиологии сочетаются индукция с дедукцией: от факторов патогенности конкретного микроба к вытекающему патогенезу, и, наоборот, от патогенеза к вытекающим следствиям.

Трактовка результатов серодиагностики также подразумевает знание патогенеза инфекции: если патогены или отдельные антигены (молекулы) присутствуют в крови на данном этапе болезни в большом количестве, то в силу связывания с ними антител специфические иммуноглобулины не выявляются (на стадии серологического окна используется генодиагностика, выявление иных антигенов, иных антител ...). Без понимания соотношения антигенов и антител трактовка результатов серодиагностики затруднительна. К примеру, по-

чему ^М (иммуноглобулин класса М) свидетельствует чаще о начале инфекции, а при гепатите В (к HBsAg) - о выздоровлении (ответ - постоянное превышение уровня HBsAg над HBs-IgM); почему при одних заболеваниях ^М быстро исчезает из кровотока, а при иных инфекциях присутствует до полугода. Данное легко понимается студентами, если есть базовые знания иммунологии. Иммунопа-тогенезы осмысливаются тяжелее, но должны «укладываться в голове» в курсе дисциплин «Клиническая иммунология» и «Клиническая микробиология» (где разбор материала наоборот - инфекции

дыхательной системы, выделительнои, нервной системы, кожи и пр. /с учетом территориальных особенностей иммунной системы/). Описывая патоге-незы, преподаватель опирается и на работу факторов защиты, которые порой - «палка о двух концах»; чрезмерная активность иммунной системы опасна при вирусном гепатите В, заболеваниях, вызванных микробами с перекрестными антигенами (аутоиммунные осложнения при стрептококковых инфекциях) и др. Приведем примеры патогенезов, без учета которых врач может сделать серьезные ошибки в лечении. (Таблица 1)

Таблица 1.

Примеры схем патогенезов инфекций (некоторые аспекты)

Патогены Патогенез

Плазмокоагулаза ^ Фибриновые и тромбоцитарно-стафилококковые пристеночные агрегаты. Применение блокаторов стафилотромбинового комплекса - новая стратегия лечения инфекции, вызванной резистентными к антибиотикам штаммами стафилококков. [4] Активация системы комплемента в области воспаления ^ Появление провоспалитель-ного пептида С5а ^ Активация нейтрофилов ^ Повышенное радикалообразование ^ Деструкция (гной) Для повышения эффективности переваривания фагоцитами нужен рост активных форм кислорода (единственный фактор защиты) - применение ультрафиолета, тепло и пр.

Золотис-тый стафило-кокк

Менингококки Назофарингит ^ Менингококкемия (при ослабленной активности системы комплемента /СК/) ^ Менингит ^ Менингококковый сепсис ^ Гибель бактерий (СК) ^ Высвобождение ЛПС (липополисахарида) ^ ... (ЛПС - шок) 1) Блокада компонентами менингококков молекулы СБ46 (ингибитора СК; в т.ч. на эндотелии) ^ Разрушение комплементом эндотелиальных клеток ^ Обнажение коллагена ^ Активация ССК (свертывающей системы крови) ^ Тромбы

Стрептококки пиогенес • Инфекционная линия патогенеза. Единственная естественная экологическая ниша для стрептококков - миндалины; при распространении бактерий по организму возможно развитие целлюлита и фасциита. • Токсическая линия патогенеза: - токсический шок, вызванный суперантигенами [см. http://metafiz.ru/images-imm/18-shock.htmll - скарлатина, вызванная эритрогенным токсином • Иммунозависимая линия патогенеза: аллергическая, аутоиммунная (при наличии у штамма бактерий перекрестных антигенов), иммунокомплексная. СК не активируется, поскольку в крови бактерий мало. ^ Негноеродное воспаление (рожа) Стрептококки (часть популяции) прячутся внутриклеточно. ^ Курс стимуляции клеточного иммунитета при рецидивах рожи. При иных стрептококковых инфекциях иммуностимуляторы применять нельзя (риск развития иммунных осложнений).

Сальмонеллы тифи Сальмонеллы проходят через тонкую кишку в брюшную полость ^ В локальные лимфатические узлы ^ В кровь (первый день заболевания с возможным развитием ЛПС-шока) ^ Диссеминация по организму ^ + Антитела ^ Массивные иммунные комплексы, особенно в лимфоидной ткани ^ + Нейтрофилы ^ Радикалообразование ^ Деструкция, в т.ч. пейеровых бляшек (отсюда перфорирующие язвы тонкой кишки) ^ Летальный исход, либо выздоровление и длительный (годами) иммунодефицит (до восстановления лимфоидной ткани). Иммунозависимое разрушение организма.

Дифтерийная палочка Две линии патогенеза: (1) инфекционная (локальное воспаление); лечение антибиотиками; (2) токсическая (лечение антитоксической сывороткой; введение анатоксина для усиления синтеза собственных антитоксических антител) Обязательно знание правильного применения анатоксинов (антигенсодержащих препаратов) и антитоксинов (антител).

Клостридии тетани Ведущая линия патогенеза - токсическая; инфекция местная. Синтез токсинов ^ Продвижение тетаноспазмина по нервным стволам (внутривенное введение токсина не вызывает заболевания /столбняка/) ^ Блокада тормозных нейронов тетаноспазмином ^ Спазматическое сокращение мышц (нисходящий паралич у человека) ^ Остановка

дыхания. Главное - прекратить токсинообразование (ликвидировать очаг инфекции). Применение анатоксина и антитоксина.

Клостридии ботулинум Ботулинический токсин блокирует слияние везикул с ацетилхолином в пресинаптиче-ской мембране ^ Блокада проведения нервного импульса ^ Гипотонус мышц ^ Остановка дыхания. «Перевес» симпатического отдела вегетативной нервной системы ^ Сухость слизистых оболочек дыхательной системы (ДС) ^ Инфекции ДС (^ пневмония) Обязательно отслеживание состояния слизистой дыхательной системы. [Искусственное кормление, поскольку человек не может правильно глотать и откашливаться.]

Возбудите-ли острых кишечных инфекций (следствия обезвожи-ва-ния организма) 1. 1. Инфекционно-токсическая линия патогенеза 2. 2. Рвота, диарея ^ Потеря воды ^ Сгущение крови ^ Снижение скорости кровотока, повышенная агрегация клеток крови ^ Гипоксия ^ Ацидоз, патология нервной системы ^ Повышенная свертываемость крови, почечная недостаточность 3. 3. Потеря ионов калия (и др.) ^ Сердечная недостаточность 4. Выводы (направления коррекции): внутривенные и оральные регидратирующие растворы с ионами калия, борьба с ацидозом, этиологическое (антимикробное) лечение, дезинтоксикационная терапия (при необходимости) ...

Риккетсии Размножение «только» в эндотелиальных клетках ^ Гибель эндотелия ^ Выход бактерий ^ Фагоцитоз риккетсий. Главное - ускорение работы фагоцитов (антителообразование), поэтому торможение иммунного ответа (антибиотикотерапией) в первую неделю заболевания недопустимо.

Мико-бакте-рии (туберку-лез-ная палочка) 1. При доминировании клеточного иммунитета аккуратная гибель пораженных клеток киллерами (СР8 и СР4 клетками), формирование гранулем. При доминировании гуморального иммунитета антитело-зависимая клеточная цитотоксичность (радикало-образование нейтрофилами) ^ Обширные разрушения, быстропрогрессирующий туберкулез. Следим за состоянием клеточного иммунитета.

Вирус кори Сыпь, деструкции кожи и слизистых - результат работы клеточного иммунитета (действия лимфоцитов-киллеров). При дефектах клеточного иммунитета сыпь незначительна или может отсутствовать, но заболевание прогрессирующее с более длительной и высокой виремией. [http://www.mdpi.eom/1999-4915/8/10/282/html Вирус кори су-прессирует клеточный иммунный ответ; в итоге ТЫ-профиль переключается на Th2. Сыпь исчезает в силу развития иммуносупрессии (по клеточному иммунитету /ТЫ/).

Вирус краснухи Сыпь иммунокомплексная (отражение состояния гуморального иммунитета).

Подобные схемы патогенезов чрезвычайно просты, понятны и вызывают интерес к учебе у студентов. Более глубокий уровень с механизмами воспаления (см. контрольную точку http://metafiz.ru/images-imm/6-vos.html на сайте кафедры http://metafiz. ru/index. html) перекрещивается с учебным планом кафедры патологической физиологии.

Цель освоения патогенезов - осознанный выбор направлений лечения (применение иммуномо-дуляторов, антитоксических антисывороток или иммуноглобулинов), прогнозирование алгоритма развития осложнений (иммунокомплексной сывороточной болезни ...). Патогенетическая терапия должна быть динамичной и соответствовать этапу патогенеза болезни; успех лечения зависит от ранней диагностики, пока цепь патогенеза не разветвилась. [См. http://referatwork.ru/category/obrazovanie/view/6054 86 obschiy patogenez!

Еще один аспект. Учебная нагрузка в основном задействует левое полушарие. При резком перевесе левого полушария над правым могут развиться шизофрения-подобные состояния. Поэтому рисунков, схем, видеороликов (в частности, схем патогенезов) в презентациях лекций, практических занятий должно быть как можно больше. [Не 20-30 слайдов,

как рекомендуется, а 200-300 с 90% картинок.] Галилей выступал за всемерную визуализацию науки (особенно пространственности). [1] Согласно теории визуализации Эрэйя, именно визуальные образы запускают процесс мышления. [1] Практика образования на нашей кафедре показывает эффективность большого числа рисунков на занятиях. В работе [3] показано лучшее усвоение тем микробиологии при использовании схем и анимаций.

Микробиология без патогенезов - это «всадник без головы» (без семантики). Почему очевидную необходимость разбора патогенезов (и имму-нопатогенезов) в курсе дисциплины медицинских вузов «Микробиология, вирусология» надо доказывать через публикации?

Список литературы:

1. Канке В.А. Философия химии. - Обнинск: ИАТЭ, 2008. - 92 с.

2. Ложкина А.Н., Соловьева Т.Л. Иммунология как вертикальная наука // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации - Сб. статей II межд. научно-практ. конф. -Пенза, 2016. - С. 85-88. http://naukaip.ru/wp-content/uploads/2016/11/%Р0%9С%Р0%9А-102-%Р0%А1%Р0%В 1%Р0%ВЕ%Р1%80%Р0%ВР% Р0%В8%Р0%ВА-

%D0%BF%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B4% D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0 %B9.pdf

3. Nicholls C., Merkel S., Cordts M. The effect of computer animation on students' understanding of

microbiology // Journal of research on computing in education. - 1996. - T. 28, №. 3. - C. 359-371.

4. Peetermans M., Verhamme P., Vanassche T. Coagulase activity by Staphylococcus aureus: A potential target for therapy? // Seminars in thrombosis and hemostasis. - 2015. - V. 41, N. 4. - P. 433-444.

HARMONIZATION: FROM THE TRADITIONAL INFORMATIONAL _EDUCATION TOWARDS THE PROBLEM-BASED TEACHIN_

Shervashidze Guli

Doctor of Philosophy, Batumi, Shota Rustaveli State University, Faculty of Education, Department of Pedagogical Sciences;

Professor Mamuladze Nani

Doctor of Education, Batumi, Shota Rustaveli State University, Faculty of Education, Department of Pedagogical Sciences;

Assistant Professor

ABSTRACT

Total quality management concept aims at the entire organizational activities of the organization and works to improve stakeholder's satisfaction through long-term success achievement mentioned concept in principle occupies an important place in the harmonization.

The essence of the principle of the education system and it is clear we believe the introduction of significant deeds.

Harmony of Greek philosophical and aesthetic category, consent agreement, proportionality, the opposite of chaos, the content of the regulated means high level of diversity

Harmony includes:

-whole parts of the right consistency;

-simultaneous musical combination of natural tones sounding time;

-public life consensus, the implementation of co-existence.

Harmony beauty meets aesthetic criteria: '' There is no beauty without harmony'' (Plato); the beauty of the whole parts of the perfect symmetry of an organizational minds and noire of the cosmos.

Beauty perfect agreement itself is an icon of cosmic harmony, which reflects the greatness of the Creator of the universe and the beauty.

Here is the problem of the harmonization of education, which is the teaching and learning process into a relief circumstance, if one of the icons of the energy spent on adults.

In Einstein's view, people searching for scientific ideas and fiction creates harmony, but humanity is not limited to the life of a non-existent harmony ideal formation, and he finds the transformed harmonic & daily search roads.

Our understanding of these ways is through education.

Harmonization of education management integration of demand put on the agenda of the traditional teaching of the principles of problem-oriented teaching of information education change , which in turn , directly to the creative skills of the adolescent ( the revival, creation, creativity ) development of innovative activity, species, thinking and picture contacted images.

Harmonization of Education regulates educational system in collaboration with the process, to promote awareness of the object cognitive involvement of young people in the development of cognitive skills.

Generational exchange between critics of young researchers formed.

So change the logical reasoning skills, while acquiring new knowledge into an auditorium of the venue.

Harmonization of education excludes violence in the educational process; revive the learning process so that the memory is only an auxiliary function.

The arena will be given the knowledge of the experiment, to be considered a real -life problem, the rate will change many things in the life of faith and learning environment is optimistic favour of democratization, which is the basis for the democratization of society in the future.

Who will be able to carry out the process of harmonization of the educational space?

-Progressive teachers, which they consider the most important human development not only in terms of verbal and mathematical skills, but also creatively.

-Who will establish dull-discipline without violence;

-Who will replace the current system of classification and mark to include youths' involvement in the educational process and who will saturate the harmonization of educational space, science and the arts into a perfect unity.

'' Only a well-informed people must useless empty earth '' - Philosopher Alfred vaitedi.

Keywords: Harmonization; Problem-Based Teachin; Thinking; Cognition; Cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.