Научная статья на тему 'ПАТЕНТЫ НА «ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА'

ПАТЕНТЫ НА «ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ex jure
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ЗЕЛЕНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЗЕЛЕНЫЕ ПАТЕНТЫ / УСКОРЕННАЯ ПАТЕНТНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов С. Г., Михайлова Н. С.

«Зеленые» технологии являются одним из эффективных средств преодоления неблагоприятных последствий изменения климата. Важную роль в обеспечении прав на данные объекты играет законодательство об интеллектуальной собственности, и прежде всего патентное законодательство. Патентные данные незаменимы как индикаторы и движущая сила технических инноваций. Исключительные права, удостоверенные патентами, предоставляют правообладателям преимущества при разработке новых технологий и обеспечивают маркетинговые позиции в сфере передачи «зеленых» технологий. В статье дается обзор и анализ предложений по совершенствованию патентной системы, сформулированных учеными зарубежных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Михайлов С. Г., Михайлова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATENTS FOR “GREEN” TECHNOLOGIES: WAYS TO IMPROVE LEGISLATION

“Green” technologies are one of the effective means of overcoming the adverse effects of climate change. Intellectual property law, and above all, patent law, plays an important role in ensuring the rights to these objects. Patent data are indispensable as indicators and drivers of technical innovation. Exclusive rights certified by patents provide rights holders with advantages in the development of new technologies and provide marketing positions in the field of transfer of “green” technologies. The article analyzes the proposals for improving the patent system formulated by scientists from foreign countries.

Текст научной работы на тему «ПАТЕНТЫ НА «ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА»

УДК 347. 771:504.61

DOI: 10.1 7072/2619-0648-2023-3-132-144

ПАТЕНТЫ НА «ЗЕЛЕНЫЕ» ТЕХНОЛОГИИ:

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С. Г. Михайлов Кандидат юридических наук,

заслуженный профессор Пермского университета

Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: dekanur@psu.ru Н. С. Михайлова

Кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права

Пермский государственный

национальный исследовательский университет

614990, Россия, г. Пермь, ул. Букирева, 15

E-mail: mihailova78239@ yandex.ru

Аннотация: «зеленые» технологии являются одним из эффективных средств преодоления неблагоприятных последствий изменения климата. Важную роль в обеспечении прав на данные объекты играет законодательство об интеллектуальной собственности, и прежде всего патентное законодательство. Патентные данные незаменимы как индикаторы и движущая сила технических инноваций. Исключительные права, удостоверенные патентами, предос-

© Михайлов С. Г., Михайлова Н. С., 2023

тавляют правообладателям преимущества при разработке новых технологий и обеспечивают маркетинговые позиции в сфере передачи «зеленых» технологий. В статье дается обзор и анализ предложений по совершенствованию патентной системы, сформулированных учеными зарубежных стран. Ключевые слова: интеллектуальная собственность; зеленые технологии; зеленые патенты; ускоренная патентная экспертиза

PATENTS FOR "GREEN" TECHNOLOGIES: WAYS TO IMPROVE LEGISLATION

S. G. Mikhailov

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: dekanur@psu.ru N. S. Mikhailova

Perm State University

15, Bukireva st., Perm, 614990, Russia

E-mail: natalya-mikhailova@yandex.ru

Abstract: "green" technologies are one of the effective means of overcoming the adverse effects of climate change. Intellectual property law, and above all, patent law, plays an important role in ensuring the rights to these objects. Patent data are indispensable as indicators and drivers of technical innovation. Exclusive rights certified by patents provide rights holders with advantages in the development of new technologies and provide marketing positions in the field of transfer of "green" technologies. The article analyzes the proposals for improving the patent system formulated by scientists from foreign countries. Keywords: intellectual property, "green" technologies, "green" patents, accelerated patent examination

Не подлежит сомнению, что изменение климата является одной из основных проблем в мире и носит в основном антропогенный характер. Начиная с 50-х годов ХХ века вопросы климатических изменений стали предметом научных и политических дискуссий. Термин «изменение климата» охватывает такие явления, как повышение средних температур (глобальное

потепление), экстремальные погодные события, изменение численности диких животных и другие неблагоприятные экологические последствия1. Для решения вопросов об устранении неблагоприятных последствий, вызванных деятельностью человека, и улучшении окружающей среды в ХХ веке возник ряд экологических идей, направленных на смягчение последствий изменения климата. Данные идеи легли в основу формирования так называемой «зеленой» политики большинства стран мира.

Государственная политика, направленная на улучшение климата, обычно складывается из трех составляющих2:

1) субсидирование государством определенных видов деятельности, в частности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), предоставление соответствующим предприятиям налоговых льгот;

2) регулирование со стороны государства деятельности, направленной на предотвращение неблагоприятных экологических последствий (например, контроль цен на энергоресурсы);

3) закрепление интеллектуальных прав на соответствующие объекты (средства индивидуализации, изобретения, промышленные образцы).

Согласно точке зрения, сформированной в рамках сотрудничества на базе Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата от 9 мая 1992 г., система интеллектуальной собственности способствует созданию новых технологий и необходимых структур для их передачи, а также обеспечивает эффективные средства широкого распространения новых технологий на практике3.

В сфере интеллектуальных прав на сегодняшний день наблюдается несколько тенденций, направленных на создание и продвижение «зеленых» инноваций. Последние относятся ко всем формам инноваций, которые сводят к минимуму ущерб окружающей среде и обеспечивают эффективное использование природных ресурсов. В литературе «зеленые» инновации подразделяются в зависимости от формы реализации и возможных последствий на три типа4:

1 Nunez C. What is global warming, explained: the planet is heating up - and fast. URL: https://www.nationalgeographic.com/environment/globalwarming/globalwarming-overview/.

2 Hall B. H., Helmers C. Innovation and diffusion of clean/green technology: Can patent commons help? // Journal of Environmental Economics and Management. 2013. № 66. Pp. 33-51.

3 Strategy paper for the long-term perspective beyond 2012, including sectorial approaches, to facilitate the development, deployment, diffusion and transfer of technologies under the Convention Report by the Chair of the Expert Group on Technology Transfer, document FCCC/SB/2009/3/. URL: https://unfccc.int/resource/docs/documents/5655.

4 Ramus K. A. Encouraging innovative environmental actions: What companies and managers must do // Journal of World Business. 2002. Vol. 37, № 2. Pp. 151-164.

- снижающие воздействие предприятий на окружающую среду путем повторного использования и переработки продуктов;

- направленные на решение экологических проблем организаций за счет уменьшения использования вредных компонентов;

- направленные на разработку экологически чистых продуктов и применение эффективных процессов (способов) при создании таких продуктов за счет использования меньшего количества природных ресурсов и энергии.

Учитывая довольно широкую типологизацию «зеленых» инноваций, можно говорить о возможности многоаспектного использования инструментов сферы интеллектуальной собственности для развития «зеленых» (экологически безопасных) технологий.

Так, Dentsu International и Microsoft Advertising провели исследование, согласно которому более 90 % потребителей заинтересованы в брендах, для которых приоритетом является экологическая устойчивость товаров, услуг5. Как известно, для продвижения товаров на соответствующем рынке значительную роль играют средства индивидуализации: географические указания, наименования места происхождения товаров, товарные знаки (знаки обслуживания). Особое значение для сферы зеленых инноваций в последние годы стали приобретать «зеленые» товарные знаки. В марте 2022 года Ведомство по интеллектуальной собственности Европейского союза (European Union Intellectual Property Office, EUIPO) опубликовало результаты исследования, согласно которому с 1996 по 2021 год количество регистрируемых «зеленых» товарных знаков увеличилось. Как показало проведенное исследование, в 2021 году в EUIPO было подано 18 726 заявок на «зеленые» товарные знаки, что является рекордным показателем за все время. Кроме того, доля заявок на регистрацию «зеленых» европейских товарных знаков в общем объеме заявок увеличилась до 12 %6. При этом отнесение товарного знака к «зеленому» не предполагает использования в регистрируемом обозначении таких слов, как «экологический», «экологически чистый», «зеленый» и т.д. Более того, как отмечает К. Парк, в данной ситуации в регистрации товарного знака будет, скорее всего, отказано в связи с описательным характером обозначения либо ложным или способным ввести потребителя в заблуждение

5 Companies worldwide could face customer backlash if they fail to take action on climate change. URL: https://www.dentsu.com/news-releases/the-rise-of-sustainable-media-global-release.

6 Green EU Trade markes. Analysis of goods and services specifications. URL: https://euipo. europa.eu/tunnelweb/secure/webdav/guest/documentjibrary/observatory/documents/reports/.

обозначением7. EUIPO исходит из того, что определение, является ли товарный знак «зеленым», должно зависеть от класса товара (по Международной классификации товаров и услуг, МКТУ) и конкретного вида товара, в отношении которого осуществляется регистрация знака. В частности, регистрация товарного знака в отношении товаров 7 класса МКТУ, а именно ветряных турбин и генераторов ветряных турбин, свидетельствует, по мнению EUIPO,

06 отнесении регистрируемого обозначения к «зеленым» товарным знакам8.

Еще одним инструментом в рамках системы интеллектуальной собственности, способствующим продвижению на рынке экологически чистой продукции, являются сертификационные знаки. Использование таких знаков предполагает наличие определенных стандартов и разработанных методик прохождения сертификационных процедур на соответствие стандартам деятельности, продуктов и т.д. Стандарты могут устанавливаться в отношении свойств товара, услуг, качества товаров (услуг), условий работы при производстве товаров и т.д. Правовой режим сертификационных знаков зависит от специфики той или иной национальной системы законодательства. В одних случаях сертификационные знаки выступают объектами интеллектуальных прав наряду с другими средствами индивидуализации или видами товарных знаков; в других - сертификационный знаки регулируются специальным сертификационным законодательством. Так, по законодательству Евросоюза сертификационный знак есть вид товарного знака, регистрируемого на имя организации, признанной компетентной для проведения сертификационных процедур9. В Российской Федерации тоже используется система сертификационных знаков. Так, 11 июня 2021 г. был принят Федеральный закон № 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками». Организации, желающие подтвердить соответствие своей продукции установленным требованиям, могут пройти добровольную сертификацию, по результатам которой получат право использовать знак «Зеленый эталон». Последний зарегистрирован в Роспатенте в феврале 2022 г. как комбинированный товарный знак (свидетельство № 852677). Правообладателем является Министерство сельского хозяйства РФ.

Однако наиболее важную роль в системе интеллектуальных прав для смягчения последствий изменения климата играют патентные права. Пре-

7 Парк К. Зеленые товарные знаки и риск гринвошинга // Журнал ВОИС. 2022. № 4. URL: https://www.wipo.int/wipo_magazine/ru/2022/04/article_0006.html.

8 Green EU Trade markes. Analysis of goods and services specifications.

9 Ibid.

жде всего, «зеленые» технологии возможно зарегистрировать в качестве изобретений или полезных моделей, получив на объекты так называемый «зеленый» патент. В соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата Всемирная организация по интеллектуальной собственности в 2010 году опубликовала «зеленый» реестр Международной патентной классификации, в котором установлены семь категорий областей, где выдаются «зеленые» патенты: производство альтернативной энергии, транспорт, энергосбережение, управление отходами, сельское и лесное хозяйство, административное управление, нормативно-проектная и атомная энергетика. Таким образом, «зеленый» патент предполагает, что он удостоверяет исключительное право на изобретения, относящиеся к одной из названных областей и направленные на решение климатических задач. В то же время в литературе существует и более узкая трактовка понятия «зеленый патент» - как патента

на технологию, воздействие которой на климат меньше, чем у существующих

«10

запатентованных технологий .

Как правило, в большинстве стран условия охраноспособности изобретений (полезных моделей) совпадают: новизна, изобретательский уровень, промышленная применимость (новизна, промышленная применимость для полезных моделей). Учитывая направленность рассматриваемых объектов, закономерным видится, что в поданной заявке на регистрацию должна быть отражена проблема, которую предполагается решить: предотвращение загрязнения окружающей среды, борьба с загрязнением окружающей среды, улучшение качества продуктов (повышение экологичности продукции). Указанная информация позволяет отнести представленное на регистрацию техническое решение к категории «зеленых» технологий и влияет на определение наличия признака «промышленная применимость». В отношении «зеленых» технологий в литературе высказывается также мнение о необходимости введения четвертого условия - соответствие экологическим стандартам, польза для здоровья населения и окружающей среды11. На данный момент эта позиция не нашла поддержки у национальных законодателей, так как новое условие охраноспособности не может быть применимо к любым техническим решениям. Кроме того, экспертиза, определяющая степень воздействия изобретения на окружающую среду, является трудоемкой и не

10 Xiangning L. Green technology and patents: in the European context. URL: https://lup.lub.lu.se/ student-papers/search/publication/9013522.

11 FarahzadiS. J. Green technologies, intellectual property regime and climate change. Ceneva, 2019.

всегда успешной: многие патентуемые объекты в зависимости от способа использования могут быть как экологически безопасными, так и способными нанести ущерб окружающей среде.

Несмотря на значительное количество запатентованных в мире «зеленых» технологий, в науке продолжается спор о том, является ли патент подходящим инструментом для стимулирования создания и продвижения экологических инноваций. Одна группа ученых считает, что патентная система не обеспечивает необходимое стимулирование зеленых патентов12. Исходят они из того, что исключительное право на изобретение (полезную модель) дает возможность патентообладателю окупать затраты на НИОКР и получать прибыль от использования запатентованного объекта, а это приводит к разработке и регистрации технологий с более высокой рентабельностью и с более близкими результатами. Одним из следствий такого положения вещей является то, что патенты мало способствуют развитию фундаментальной науки, лежащей в основе многих «зеленых» инноваций. Патентная система не может стимулировать целый ряд инноваций, которые являются социально ценными, но неприбыльными, поскольку она опирается на модель «потребитель платит за инновации»13. Другая точка зрения сводится к тому, что инструменты патентного права наиболее приемлемы для защиты прав на «зеленые» технологии и продвижения на рынке «зеленых» инноваций, но для повышения стимулирования их разработки и дальнейшего использования требуется реформа патентного права14. Предлагаемые изменения связаны с сокращением сроков регистрации изобретений, вопросами лицензирования, расширением перечня объектов, не охраняемых в качестве изобретения (полезных моделей).

Поскольку спрос в мире на «зеленые» технологии становится все более актуальным, ряд стран ввели систему ускоренной патентной экспертизы. Впервые ускоренная регистрация изобретений была введена в Великобритании в 2009 году15. Первоначально система позволяла заявителям запрашивать ускоренное рассмотрение патентных заявок, если изобретение приносит

12 Ofer Tur-Sinai, Patents and Climate Change: A Skeptic's View, 48 ENV'T L. 211, 213-17.

13 Dreyfuss R. C. The challenges facing IP systems: researching for the future // Kritika: Essays on intellectual property. Northampton: Edward Elgar Publishing, 2020. Vol. 4. Pp. 1-46.

14 Rimmer M. A proposal for a Clean Technology Directive: European patent law and climate change // Journal of Renewable Energy Law and Policy. 2011. Vol. 3. Pp. 195-204.

15 Patents: accelerated processing. The Intellectual Property Office offers different methods of accelerating the processing of your patent application. URL: https://www.gov.uk/guidance/patents-accelerated-processing.

пользу окружающей среде. В 2010 году рамки этой ускоренной программы были расширены и в нее включены патентные заявки, которые переходят на национальную фазу Великобритании после получения положительного международного предварительного отчета о патентоспособности в соответствии с процедурой Договора о патентной кооперации (РСТ), подписанного в Вашингтоне 19 июня 1970 г. При этом заявители, претендующие на получение «зеленого» патента, должны указать: а) насколько применение будущих запатентованных объектов является экологически безопасным; б) какие действия они просят провести в сокращенные сроки: информационный поиск, экспертизу и/или публикацию16. Как показывает реализация данной программы в Великобритании, изобретения регистрируются примерно в течение одиннадцати месяцев с момента подачи заявки. Вслед за Великобританией аналогичные программы ускоренных процедур приняли США, Бразилия, Япония, Китай.

В настоящее время, с учетом национальной специфики, можно выделить несколько вариантов патентной ускоренной экспертизы:

1) «общая» ускоренная патентная система. В данном случае ускоренная экспертиза вводится для изобретений, имеющих принципиально важное значение для экономического или социального развития. То есть речь идет о сокращении сроков регистрационной процедуры не только для получения «зеленых» патентов. Примером патентного законодательства, предусматривающего такую систему, является законодательство Китая. Положение о приоритетной патентной экспертизе 2012 года (с изменениями 2017 года) устанавливает общий принцип, согласно которому предварительное рассмотрение применяется к патентным заявкам, касающимся технологий энергосбережения, защиты окружающей среды, информации нового поколения, биологии, производства высокотехнологичного оборудования, новой энергии, новых материалов и новых энергетических транспортных средств17. В соответствии с законодательством Китая после принятия заявки она рассматривается немедленно и решение по ней должно быть вынесено в течение одного года с даты подачи;

2) ускоренная экспертиза для определенных видов изобретений. В данном случае патентное законодательство вводит систему ускоренной экспертизы только для определенных видов технических решений, относящихся к

16 Patents: accelerated processing. The Intellectual Property Office offers different methods of accelerating the processing of your patent application.

17 Regulation on Prioritized Examination on Patent Applications at National Intellectual Property Administration of PRC // PRC Patent Prioritized Examination Regulation. 2017.

URL: https://www.wipo.int/wipolex/en/text/308730.

«зеленым» технологиям. Такой подход характерен, например, для Бразилии. Ускоренная экспертиза, согласно бразильскому законодательству, предполагает, что заявка должна относиться к одной из перечисленных категорий «зеленых» технологий, которые соответствуют Международной патентной классификации Всемирной организации по интеллектуальной собственности18.

Аналогичный подход используется в законодательстве Южной Кореи. Для участия в ускоренной регистрации в этой стране заявки должны подпадать под любую из следующих технических категорий:

1) средства или методы предотвращения шума и вибрации, а также звукоизоляции и защиты от пыли;

2) средства или методы предотвращения загрязнения качества воды;

3) средства или методы предотвращения загрязнения воздуха;

4) средства или методы удаления отходов;

5) средства или методы управления экскрементами домашнего скота, их очистки и утилизации;

6) средства или методы переработки отходов;

7) средства или методы удаления сточных вод19.

С точки зрения защиты окружающей среды и решения климатических проблем подобный подход видится более верным, так как может стимулировать изобретателей и заинтересованные компании к более активному участию в соответствующих «зеленых» разработках.

Однако вариант введения ускоренных процедур получения патента предполагает, что на уровне соответствующих ведомственных актов должно проводиться разграничение «зеленых» и «незеленых» технологий. Страны, законодательство которых предусматривает ускоренную экспертизу, предлагают два варианта такой градации:

1) широкий подход к понятию «зеленых» технологий. В данном случае законодательство не детализирует виды технических решений, при регистрации которых можно получить «зеленый» патент. Для прохождения ускоренной процедуры заявитель должен в заявке на регистрацию изобретения сослаться на экологичность регистрируемого технического решения и отсутствие неблагоприятного влияния на окружающую среду. Страны, выбирающие такой подход, апеллируют к необходимости охватить как можно больше «зеленых» изо-

18 Szabas C. Understanding the Brazilian green patent fast-track. 2019. URL: https://www.dennemeyer.com/ip-blog/news/understanding-the-brazilian-green-patent-fast-track.

19 Lane E. L. Green Patent blog: Speed bumps emerge on KIPO green tech fast track. URL: https://www.lexisnexis.com/legalnewsroom/intellectual-property/b/patent-law-blog/posts/green-patent-blog-speed-bumps-emerge-on-kipo-green-tech-fast-track.

бретений и устранить формальные барьеры для заявителей. Именно такой подход выбран, например, в законодательстве Великобритании;

2) узкий подход к понятию «зеленых» технологий для целей патентного права. В этом случае в национальном законодательстве устанавливается закрытый перечень технологий, относимых к категории «зеленые». Как правило, формируя исчерпывающий перечень, страны исходят из своих национальных экологических предпочтений и тех климатических проблем, которые необходимо решить. Например, в Японии ускоренная процедура регистрации введена только в отношении технологий, связанных с энергосбережением и способствующих сокращению выбросов углекислого газа20.

Несмотря на введение во многих странах ускоренной регистрации «зеленых» изобретений, по-прежнему нет единого мнения относительно ее необходимости и целесообразности. Одни считают, что сокращение сроков проведения регистрационных процедур создает конкурентные преимущества для компаний: последние могут использовать патенты для привлечения инвестиций, разработки дополнительных продуктов, создания новых рабочих мест21. Особо это характерно для стартапов. Иные авторы отмечают, что сокращенные сроки регистрации могут быть невыгодны патентообладателям. Компания будет заинтересована в продолжительной процедуре, так как она дает ей время определить, является ли изобретение коммерчески успешным, и сформировать необходимые условия для продвижения технологии на рынке22. Учитывая, что сокращенные сроки экспертизы могут подходить не любому будущему патентообладателю, в названных странах право выбора между обычной и ускоренной процедурами регистрации «зеленых» изобретений всегда принадлежит заявителю.

Следующей мерой, которая видится зарубежным ученым вариантом предотвращения климатического кризиса, является введение «замедленной» процедуры регистрации технологий, загрязняющих окружающую среду. При этом последние понимаются весьма широко - как технологии, применение (использование) которых непосредственно приводит к нанесению ущер-

20 Tso H.-M.. Introduction to prioritized and expedited patent examination procedures (part two) Chapter of Japan. URL: https://www.obwbip.com/newsletter/introduction-to-prioritized-and-expedited-patent-examination-procedures-part-two-chapter-of-japan.

21 Nothhaft H. R., Kline D. The biggest job creator you never heard of: The patent office // Harvard Business Review. 2010. May 06.

22 Patents Fast Grant Guidance. 2016. URL: https://www.gov.uk/government/publications/patents-fast-grant/patents-fast-grant-guidance.

ба окружающей среде или ускорению глобального изменений климата23. Однако данное предложение в большинстве своем не находит поддержки. И для этого есть основания:

1. Увеличение сроков рассмотрения заявки может негативно отразиться на деятельности заявителей, особенно тех из них, кто рассчитывает на инвестиции под патенты.

2. Негативные последствия для заявителей могут привести к тому, что технологии не будут регистрироваться как изобретения, а в отношении них будет выбираться режим коммерческой тайны24. В этом случае новые разработки не попадут в уровень техники, что не позволит на их основе провести новые разработки, а кроме того, данная ситуация будет способствовать внедрению в практику «незеленых» технологий.

3. Увеличение сроков может повлечь неблагоприятные последствия для патентных ведомств, так как количество находящихся на рассмотрении заявок будет увеличиваться.

Некая альтернатива замедленной экспертизе, преследующая ту же цель - сделать максимально непривлекательной разработку технологий, наносящих вред окружающей среде, - это исключение из числа патентуемых объектов подобных решений. Указанная точка зрения основана прежде всего на положениях пункта 2 статьи 27 Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года (ТРИПС), в соответствии с которым «члены могут исключить из области патентуемых изобретения, коммерческое использование которых необходимо предотвратить в пределах их территорий для охраны общественного порядка или морали, включая охрану жизни и здоровья людей, животных или растений, или чтобы избежать серьезного ущерба окружающей среде, при условии, что подобное исключение не делается только в силу того, что использование запрещено их законодательством». Таким образом, для отказа в регистрации в качестве изобретения технического решения, способного при реализации загрязнять окружающую среду, возможно использовать две оговорки: «охрана общественного порядка» и «серьезный ущерб окружающей среде». И несмотря на то что в ряде национальных законодательств не предусмотрен в качестве основания непатентоспособности «ущерб окружающей среде», эта оговорка

23 Xiangning L. Op. cit.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Protecting innovation through patents and trade secrets: evidence for firms with a single innovation / D. Crass, F. G. Valero, F. Pitton et al. // International Journal of the Economics of Business. 2019. Vol. 26, № 1. Pp. 117-156.

видится более логичной по сравнению с «охраной общественного порядка», так как последняя довольно узко определяется национальными патентными ведомствами и поэтому вряд ли может эффективно применяться.

После получения патента «зеленые» технологии необходимо применять на практике. И поскольку исключительное право предоставляет патентообладателю возможность контролировать использование изобретений, что не всегда сочетается с публичными интересами, то в законодательстве большинства стран мира разрабатываются пути, способствующие продвижению «зеленых» технологий в интересах общества. К таковым в настоящее время относят принудительное лицензирование, патентные пулы и открытые лицензии.

Изложенное позволяет седлать вывод о том, что реализация политики государства в области защиты окружающей среды требует создания и использования «зеленых» технологий. Несмотря на все возрастающую роль различных объектов интеллектуальной собственности в преодолении неблагоприятных климатических изменений, первостепенное значение продолжают играть объекты патентных прав. Ряд научных инициатив, такие как введение дополнительного условия охраноспособности изобретений и увеличение сроков рассмотрения заявок на неблагоприятные для экологии технические решения, в настоящее время вряд ли обоснованны. В то же время введение ускоренной процедуры патентования «зеленых» технологий, открытых лицензий на использование «зеленых» изобретений доказало свою эффективность и может быть воспринято в российском законодательстве.

Библиографический список

Парк К. Зеленые товарные знаки и риск гринвошинга // Журнал ВОИС. 2022. № 4. С. 32-37.

Ramus K. A. Encouraging innovative environmental actions: What companies and managers must do // Journal of World Business. 2002. Vol. 37, № 2. Pp. 151-164.

Dreyfuss R. C. The challenges facing IP systems: researching for the future // Kritika: Essays on intellectual property. Northampton: Edward Elgar Publishing, 2020. Vol. 4. Pp. 1-46.

Farahzadi S. J. Green technologies, intellectual property regime and climate change. Ceneva, 2019.

Hall B. H., Helmers C. Innovation and Diffusion of clean/green technology: Can patent commons help? // Journal of Environmental Economics and Management. 2013. № 66. Pp. 33-51.

Lane E. L. Green Patent blog: Speed bumps emerge on KIPO green tech fast track. URL: https://www.lexisnexis.com/legalnewsroom/intellectual-proper-

ty/b/patent-law-blog/posts/green-patent-blog-speed-bumps-emerge-on-kipo-green-tech-fast-track.

Nothhaft H. R., Kline D. The biggest job creator you never heard of: The patent office // Harvard Business Review. 2010. May 06. URL: https://hbr.org/ 2010/05/the-biggest-job-creator-you-ne.

Nunez C. What is global warming, explained: the planet is heating up -and fast. URL: https://www.nationalgeographic.com/environment/globalwar-ming/globalwarming-overview/.

Protecting innovation through patents and trade secrets: evidence for firms with a single innovation / D. Crass, F. G. Valero, F. Pitton et al. // International Journal of the Economics of Business. 2019. Vol. 26, № 1. Pp. 117-156.

Rimmer M. A proposal for a Clean Technology Directive: European patent law and climate change // Journal of Renewable Energy Law and Policy. 2011. Vol. 3. Pp. 195-204.

Szabas C. Understanding the Brazilian green patent fast-track. 2019. URL: https://www.dennemeyer.com/ip-blog/news/ understanding-the-brazilian-green-patent-fast-track.

Tso H.-M. Introduction to prioritized and expedited patent examination procedures (part two) Chapter of Japan. URL: https://www.obwbip.com/news-letter/introduction-to-prioritized-and-expedited-patent-examination-procedures-part-two-chapter-of-japan.

Xiangning L. Green technology and patents: in the European context. URL: https://lup.lub.lu.se/student-papers/search/publication/9013522.

Информация для цитирования

Ф Михайлов С. Г., Михайлова Н. С. Патенты на «зеленые» технологии: пути _ совершенствования законодательства // Ex jure. 2023. № 3. С. 132-144. DOI: 10.17072/2619-0648-2023-3-132-144.

^ Mikhailov S. G., Mikhailova N. S. Patents for "Green" Technologies: Ways to Ш Improve Legislation. Ex jure. 2023. № 3. Pp. 132-144. DOI: 10.17072/2619-06482023-3-132-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.