Научная статья на тему 'Пастырская деятельность епископа Владимира (Раича) в Закарпатье накануне и в годы второй мировой войны'

Пастырская деятельность епископа Владимира (Раича) в Закарпатье накануне и в годы второй мировой войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
445
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ЕПИСКОП ВЛАДИМИР (РАИЧ) / ВЕНГЕРСКИЙ РЕЖИМ / ЗАКАРПАТЬЕ / BISHOP VLADIMIR (RAJIC) / ORTHODOX CHURCH / HUNGARIAN REGIME / TRANSCARPATHIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Данилец Юрий Васильевич

Рассматриваются основные аспекты деятельности епископа Владимира (Раича). Анализируются политическая ситуация в Закарпатье, которая непосредственно влияла на работу епископа. Указывается на непоследовательность политики венгерского режима по отношению к православным во времена Второй мировой войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пастырская деятельность епископа Владимира (Раича) в Закарпатье накануне и в годы второй мировой войны»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2010 История Выпуск 1 (13)

КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

УДК 94(477.87)“1938/1945”:281.9(477.87)“1938/1945”

ПАСТЫРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЕПИСКОПА ВЛАДИМИРА (РАИЧА) В ЗАКАРПАТЬЕ НАКАНУНЕ И В ГОДЫ ВТОРОЙ

МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Ю. В. Данилец

Рассматриваются основные аспекты деятельности епископа Владимира (Раича). Анализируются политическая ситуация в Закарпатье, которая непосредственно влияла на работу епископа. Указывается на непоследовательность политики венгерского режима по отношению к православным во времена Второй мировой войны.

Ключевые слова: православная церковь, епископ Владимир (Раич), венгерский режим, Закарпатье.

История Закарпатья в первой половине ХХ в. очень сложная. Население этой небольшой части славянских земель за неполные пятьдесят лет пережило смену восьми политических режимов. До 1918 г. Угорская Русь находилась в составе Австро-Венгрии, а после ее распада - в составе буржуазной Венгрии (1918). В то же время восточную часть территории края захватили войска боярской Румынии. Вскоре венгерское правительство графа Кароли было повержено коммунистами во главе с Бейлой Куном. Новый режим продержался недолго, в сентябре 1919 г. земли русинов за Карпатами вошли в состав Чехословакии (далее ЧСР) под названием Подкар-патская Русь. Согласно положениям Сен-Жерменского договора чехи обещали создать на Под-карпатской Руси парламент и автономное правительство. Однако эти обещания были исполнены только в 1938 г., когда ЧСР начала подвергаться агрессии Германии. В соответствии с Венским арбитражем западная часть Закарпатья с городами Ужгород, Мукачево, Берегово и частью округов вошли в состав хортиской Венгрии. В начале марта 1939 г. в г. Хуст было провозглашено независимое государство Карпатская Украина. После несколько дней кровопролитных боев всю территорию края захватили венгры. С освобождением Закарпатья в октябре 1944 г. было создано квазисамостоятельное государство Закарпатская Украина. В 1946 г. Закарпатье было воссоединено с Украинской СР, оно превратилось в Закарпатскую область.

Таким образом, в условиях постоянной смены политических режимов, православная церковь переживала нелегкое время. По истории православной церкви в Закарпатье в ХХ столетии существует немного монографических исследований. В 1999 г. игумен Гавриил (Кризина) издал небольшую книгу по истории православия, которая являлась его кандидатской диссертацией на соискание степени кандидата богословия1. На основании документов чешских, украинских и французских архивов была написана монография Павела Марека и Владимира Буреги2. Они воссоздали целостную картину развития православия в Закарпатье в 1918-1953 гг., показали государственно-церковную политику Венгрии и Чехословакии по отношению к православию. Материалы закарпатских и львовских архивов легли в основание книги автора этих строк3. Своим научным походом привлекают внимание работы Осипа Данка4, Ивана Коломий-ца5, Валентины Марьиной6, Николая Палинчака7, Владимира Фенича8.

В этой публикации мы рассмотрим только один аспект истории православной церкви на Закарпатье, а именно - положение церкви накануне и в годы второй мировой войны и пастырскую деятельность последнего Мукачевско-Пряшевского епископа Владимира Раича.

Хронологические границы исследованной темы - 1938-1945 гг. Именно в эти годы, с перерывами, эпископ Владимир действовал на Закарпатье.

После возрождения православия среди русинов в Австро-Венгрии пастырскую работу среди них с 1921 г. начала вести Сербская православная церковь (далее СПЦ). Под предводи-

© Ю. В. Данилец, 2010

тельством сербских епископов-делегатов была создана «Карпаторусская автономная православная церковь», которая в 1931 г. легла в основание Мукачевско-Пряшевской православной епархии. Первым постоянным епископом новой епархии был Дамаскин (Грданичка). До

1938 г., когда владыку перевели на пастырское окормление в Канаду, он создал прочную епархиальную структуру, в составе которой находилось около 150 тыс. верующих.

В июне 1938 г. на вакантную должность Мукачевско-Пряшевского епископа был избран Владимир (Раич), профессор мужской гимназии. Избрание произошло 23 июня, а 30 октября

1938 г. состоялась его хиротония9 в Белграде. Информацию о хиротонии находим на станицах газеты «Православная Русь»10: «В воскресение 30 октября в Белграде в чрезвычайно праздничной обстановке в Патриаршем Соборе состоялась хиротония в Епископы Архимандрита Владимира. Литургию и хиротонию отправлял Его Святейшество Патриарх Сербский Гавриил, в сослужении Митрополитов Анастасия и Досифея и Епископов Иринея Бачского и Симеона Шабачского, при русском протодьяконе о. Алексее Годяеве. В алтаре находились Митрополит Иосиф и Епископы Серафим, Емилиан, Нектарий и Дионисий. Присутствовали также представители чехословацкого посольства»11. Присутствие представителей правительства ЧСР свидетельствует о принципиальном согласии Праги на назначение епископа Владимира.

Епископ Владимир (в миру Любомир Раич) родился 11 января 1882 г. в г. Ужицу (Сербия). В родном городе Любомир окончил основную школу и два класса реальной гимназии. После чего уехал в Россию, где в 1903 г. закончил Вифанскую духовную семинарию. В 1907 г. получил диплом кандидата богословия Московской духовной академии. После чего вернулся в Сербию, где работал преподавателем в разных научных учреждениях в Ужицу, Скопье, Шапцу, Кругевице, Раковице. С 1922 по 1938 гг. - профессор гимназии в Белграде. После смерти супруги, 7 мая 1937 г. в монастыре Раваница принял монашество. Постриг совершил Патриарх Сербский Варнава. В сан иеромонаха рукоположен 13 мая 1937 г.12 В 1938-1945 гг. - епископ Мукачевско-Пряшевский. В 1945-1947 гг. - администратор Рашко-Призренской епархии, а с 1946 по 1947 г. и администратор Черногорско-Приморской епархии. 20 мая 1947 г. назначен епископом Рашко-Призренским. Умер 14 февраля 1956 г.13 Епископ Владимир сотрудничал с разными церковными периодическими изданиями, был редактором журнала «Патриарший Гласник», официального органа Синода СПЦ. Подготовил учебники «Догматическое богословие», «Учебник по истории Ветхаго и Новаго Завета», «Катехизис»14.

16 ноября 1938 г. епископ Владимир приехал в Мукачево, где 20 ноября состоялась его интронизация. В ней принял участие представитель Священного Архиерейского Синода СПЦ, епископ Серафим15.

Под руководством епископа Владимира оказалось 130 приходов (в том числе 12 на Пря-шевщине16, расположенных в 6 благочиниях), 5 монастырей и 13 скитов с 417 насельниками. В связи с тем, что 2 ноября 1938 г., согласно с упоминаемым выше Венским арбитражем, венгры захватили Мукачево, епископ Владимир 26 ноября переехал в г. Хуст. Автономное правительство Подкарпатской Руси/Карпатской Украины именно этот город избрало своей столицей. В Мукачеве епископ Владимир оставил своего администратора - игумена Аверкия (Таушева)17, под руководством которого оказалась Архиерейская резиденция и епархиальное имущество, а также номинально все приходы и монастыри на территории, которые отошли к Венгрии18.

Для эффективного управления епархией в новых условиях епископ Владимир реоргани-зировал Духовную Консисторию. Этот орган состоял из духовного суда, школьного, монастырского и епархиального управления. Во главе этих подразделений епископ поставил близких к себе лиц из местного духовенства.

29 ноября 1938 г. епархиальное управление просило Земское правительство в Хусте выплатить епископу дотацию, начиная с сентября 1938 г.19 22 декабря 1938 г. епископ Владимир обратился с письмом к Министерству школ и народного просвещения в Праге, в котором просил выделить субвенцию в размере 800 тыс. крон для постройки архиерейской резиденции, епархиального управления и духовной семинарии в Хусте. Министерство оставило письмо епископа без внимания.

В связи с тем, что главой автономного правительства был униатский священник Августин Волошин, в церковных кругах было опасение, что новая власть будет враждебно относиться к правам православных. Но эти опасения не оправдались. 28 ноября 1938 г. епископ

Владимир лично посетил главу правительства А. Волошина. По сообщению газеты «Новая Свобода», православный епископ «сложил премьеру заявление о лояльности к Карпатоукраин-скому государству и ее правительству»20.

Через месяц, 21 декабря 1938 г. А. Волошина посетила делегация православных в составе сербского митрополита Иосифа (Цвиевич), епископа Владимира (Раич), архимандрита Алексия (Кабалюк). Глава делегации митрополит Иосиф передал премьеру поздравления от Патриарха Сербского Гавриила (Дожич). От имени Священного Синода СПЦ он заверил А. Волошина в том, что православная церковь будет лояльна к правительству Карпатской Украины, и не будет вмешиваться во внутренние национальные дела автономного правительства21. В интервью белградской газете «Политика» митрополит Иосиф заявил, что православные имеют в Карпатской

Украине равноправие с греко-католиками, а «премьер Волошин относится с политической то-

22

лерантностью к православной церкви» .

После захвата Карпатской Украины венгерской армией ситуация в православной церкви начала стремительно меняться. Еще в начале 1939 г. в Будапеште возникла идея создать в Венгрии автокефальную православную церковь. Поэтому на Закарпатье начинается скрытая поддержка небольшой группы духовенства, которая с 1923 г. подчинялась пражскому архиепископу Савватию (Врабец). Последний получил хиротонию в Константинополе, но не был признан правительством ЧСР. Его сторонники даже работали в епархиальном управлении в Хусте, где проводили анти- сербскую агитацию. В начале 1939 г. из Хуста за подписью Евгения Якуба, члена епархиального управления, было отправлено письмо к декану Мигалю Дорослаи в Сигот, о его посредничестве в Министерство внутренних дел в Будапеште. Автор обращения просит «чтобы они сделали нужные шаги для того, чтобы освободить нас от сербских бандитов», подразумевая, в первую очередь, епископа Владимира. «Сербская юрисдикция нужна только Гомичкову, Кабалюку, монахам Матфею и Амфилохию»23.

Подпольная деятельность против сербской юрисдикции со стороны некоторых священников во главе с Михаилом Поповым, которого венгерское правительство рассматривало кандидатом на епископскую должность новой церкви, епископу Владимиру была известна.

В первом номере журнала «Православный вестник» за 1939 г. была помещена информация, в которой указывалось, что в селах епархии распространяются слухи о том, что венгерская власть выступает против православия и будто бы хочет уничтожить православную церковь. Далее указывалось, что руководство епархии по этому поводу обратилось к местным административным властям и отправило делегацию в Будапешт. «Венгерская власть резко выступила против таких слухов и заявила о равноправности православия со всеми конфессиями в государст-ве»24. В начале 1940 г. епархиальное управление начало получать донесения священников, в которых указывалось на незаконные действия венгерских чиновников и некоторых грекокатолических священников. Например, 1 января 1940 г. иеромонах Макарий (Вадюн) писал: «В нашем селе Данилово учителя заставляют православных детей посещать униатскую церковь под угрозой физической расправы»25. В связи с тем, что подобных писем епископ получал довольно много, 4 января 1940 г. он обратился с письмом к регентскому комиссару Подкарпат-ского края Сигизмунду Перени. В своем обращении владыка писал: «Имею честь просить от Вас защиты православного населения»26.

15 марта 1940 г. епископ Владимир пишет жалобу на имя министерского советника в Ужгороде каноника Юлия Марины по вопросу неправомочных действиях венгерских учителей в Данилове27. 25 января 1940 г. Сигизмунду Перени отсылается вторая жалоба, в которой епископ напоминал, что, несмотря на решение правительства о повышении заработной платы священникам, оно не было воплощено в жизнь28. Эти документы показывают, что венгерская власть нарушала права православных.

10 июня 1940 г. венгерские солдаты закрыли православный монастырь в Теребле, а монахов арестовали. В письме в епархиальное управление игумен Вениамин (Керечанин) - настоятель монастыря, писал: «Нас согнали в село в церковный дом. Я был три раза у начальника жандармерии, он пугает тюрьмой. Прошу Вас обратиться с жалобой к правительству в Ужгороде и Хусте или сразу же в Будапешт»29. Тут же епископ Владимир (Раич) писал С. Перени: «Считаю, что этот проступок является неправильным, просим взять под свою защиту мона-

стырь и принять меры, чтобы монахи вернулись в обитель»30. Через некоторое время деятельность монастыря была возобновлена.

Епископ Владимир был хорошо осведомлен о том, что против него ведется подпольная работа со стороны «савватиевцев». 7 октября 1940 г. он издал пастырское послание ко «Всем о. о. благочинным и настоятелям приходов». В документе он четко характеризирует персоны агитаторов и ситуацию в церковном вопросе вообще. «До нашего сведения дошло, что нашу епархию часто посещают какой-то Дорослай и какой-то Михаил Попов, именующие себя православными священниками. Как мне известно, они устраивают с нашими священниками встречи и собрания и ведут между ними агитацию против законной юрисдикции Сербской Церкви и против нас, как законного архиерея. К сожалению некоторые соблазнились и отошли от нас»31. Далее епископ дает оценку Дорослаю и Попову. «...Дорослай постановлениями Священного Синода Сербской Церкви лишен сана, г. Попов решением Высокопреосвященнейшего Митрополита Евлогия, управляющего Русской Церковью в Западной Европе, лишен прихода; позднее он примкнул к юрисдикции Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, управляющего Русской Церковью заграницей, но вскоре же был запрещен в богослужении, которое до сих пор с него не снято. Поэтому каноны Церкви запрещают им, и с ними, какое бы то ни было общение, не только молитвенное, но даже и всякое другое, во избежание соблазнов. Оба они, выражаюсь словами священного Писания, насильники, которые нерадят об своих овцах, ибо их оставили и ходят к чужим - к вам, не дверью, а через ограду. Своей пагубной агитацией они смущают и сеют смуту опасную для Православной Церкви и для нашей епархии, своими ложными обещаниями они соблазняют малодушных и слабых в вере, прельщая их материальными благами и земными почестями и высокими званиями. В интересах порядка и дисциплины в епархии я запрещаю сообщатся с ними и принимать их в свои дома и устраивать с ними свидания и собрания, какие, к сожалению, имели место в Хусте в церковном доме»32.

В своем послании епископ также обратил внимание на свой возможный отъезд из Закарпатья: «. в виду известных вам обстоятельств, я буду принужден просить перемещения или освобождения от Мукачевской епархии, но сам, своевольно, я вас не покину и не оставлю, и буду делить с вами и дальше ваше горе, и вашу печаль»33.

В документе также находим заверения епископа в том, что венгерская власть не выступает против православия. «При сем, хочу сообщить вам, что я посетил нового Регентского Комиссара, его Высокопревосходительство г. Николая Козму, который заявил, что в религиозных вопросах он будет вполне объективным и что можем рассчитывать на его поддержку в наших законных требованиях. Между прочим, он сам подчеркнул, что на Карпатской территории не приведены в порядок метрики, и он постарается в первой очереди решить этот вопрос, по поводу которого предпринял меры уже и в Министерстве»34.

Несмотря на тяжелое положение епархии в связи с венгерской оккупацией, епископ активно выполнял свои функции. Он посещал приходы, рукополагал и возводил духовенство, освещал храмы. По его указанию в 1939 г. был возобновлен интернат для православных учеников гимназии в Хусте, основанный еще в середине 1920 гг. архимандритом Алексием (Кабалюк)35.

Много пастырских посещений было совершено в августе 1939 г. Например, 2 августа

1939 г. епископ Владимир возглавил литургию в честь пророка Илии в женском монастыре в с. Липча Хустского округа. Во время литургии он возвел в сан игумена духовника обители иеромонаха Пантелеймона (Кундря)36. 14 августа 1939 г. епископ возглавил богослужение на монастырском празднике в Преображенской обители в с. Теребля. Во время службы он рукоположил в сан дьякона выпускника Битольской духовной семинарии Иосифа Илюка37. Уже на второй день, 15 августа 1939 г. владыка Владимир посетил православный приход в Свалявя38. 20 августа 1939 г. его пригласили прибыть с архипастырским визитом с. Калины Тячевского округа. Во время литургии он рукоположил в сан священника дьякона Иосифа Илюка и возвел в сан протоиерея сельского священника Георгия Плиску39. На праздник Успения Богородицы

1939 г. епископ возглавил торжественную литургию при архиерейской резиденции в Мукачеве 40.

Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения независимого Словацкого государства (14 марта 1939 г.) и полной оккупации Подкарпатской Руси, епископ Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Восточной Словакии. На

территории Словакии действовало в то время 12 приходов епархии, монастырь прп. Иова во Владимировой41 и две церковные общины в юрисдикции митрополита Евлогия (Георгиевский)42.

В июле 1939 г. епископ Владимир посетил монастырь во Владимировой, откуда вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьевым провел пастырские визиты в православные села Пряшевщины 43.

25 июля 1939 г. настоятель монастыря прп. Иова игумен Серафим (Иванов) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в котором указывал на необходимость передачи православных приходов в Словакии из юрисдикции СПЦ под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде). К донесению была также приложена копия докладной записки протоиерея Василия Соловьева епископу Владимиру с аналогичными предложениями44. Записка была подана епископу, наверное, во время его пребывания в Словакии. Руководители РПЦЗ поддержали полученное донесение, но указали, что эта передача должна быть осуществлена только с согласия СПЦ.

Но сербы были не готовы к такому ходу действий. 14 июля 1940 г. епископ Владимир прибыл в монастырь во Владимировой. В обители владыка прожил четыре дня, занимаясь срочными церковными делами. Он почтил память русских воинов Первой мировой войны, отслужив на их могилах панихиду останки. За эти дни было совершено несколько рукоположений. В сан игумена был возведен иеромонах Игнатий, в сан иеромонаха рукоположен иеродьякон Григорий, в сан иеродьякона - монах Виталий, в сан иподиякона - монах Сергий, в сан протоирея - настоятель прихода в с. Бехерево Алексей Омельянович.

В монастыре епископ также отправил заупокойное моление о русском государе Нико-

тт ^ 45

лае П и всей его семье .

Епископ Владимир понимал, что ему трудно руководить приходами в другом государстве, и этот факт будет использован представителями РПЦЗ для перевода парафий под свою юрисдикцию. Об этом говорило и донесение от 25 июня 1939 г., упоминаемое нами ранее.

15 июля 1940 г. «Православная Русь» разместила на своих страницах небольшую заметку под названием «Перемены в каноническом устройстве Православной Церкви на Пряшевщине». В статье неизвестный автор указывал, что в связи с политическим отделением Пряшевской Руси от Подкарпатской Руси, Священный Синод СПЦ решил передать православные приходы Пряшевщины из ведения епископа Владимира (Раича) в непосредственное подчинение Патриарху Сербскому Гавриилу (Дожич). В новых условиях патриаршим наместником-администратором был назначен протоиерей Василий Соловьев, с правом ношения палицы46. Таким образом, юрисдикция СПЦ над православными приходами Восточной Словакии была сохранена.

После нападения Германии на Югославию ситуация в корне изменилась. Епископу Владимиру было предложено принять венгерское гражданство со всеми священниками епархии. Но архиерей категорически отказался47. После этого, 8 апреля 1941 г. на железнодорожном вокзале Мукачева епископ был арестован. Газета «Православная Русь» 1 мая 1941 г. поместила две небольшие заметки. В первой указывалось, что «правящий епископ Мукачевский в настоящее время отстранен от управления епархией мадьярскими властями и временно поселился на покой вблизи Будапешта»48. А во второй читателям сообщалось, что в монастыре Острожском, возле Цетинье германскими властями арестован Патриарх Сербский Гавриил49. Он был стразу же отправлен в концлагерь, а епископа Владимира венгры интернировали в загородном доме римо-католического епископа в г. Вац (Венгрия). Вероятно, что находясь в заточении, епископ Владимир нашел возможным наладить связь с архиепископом Серафимом (Ляде) и попросить его о принятии в свое управление приходов Восточной Словакии. Кроме того, Патриарх Гавриил, которому непосредственно подчинялись эти приходы, находился в концлагере Дахау. Эти наши предположения основываются на архивных документах, которые будут проанализированы позже. Архиепископ Серафим (Ляде) 16 сентября 1941 г. известил настоятеля монастыря во Владимировой игумена Серафима (Иванов) что он берет под свое окормление монастырь и все православные приходы в Словакии50.

В середине октября 1941 г. епископ Владимир (Раич) был выслан в Югославию. В свой черед, 22 октября 1941 г. архиепископ Серафим (Ляде) посетил столицу Словакии - Братисла-

ву. Во время визита он встретился с представителем монастыря прп. Иова архимандритом Нафанаилом и протоиереем В. Соловьевым. На совещании владыка принял от протоиерея В. Соловьева православные приходы Восточной Словакии и назначил его же на должность своего администратора этих приходов51 .

26 мая 1942 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял решение о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ во главе с возведенным в сан митрополита Серафимом (Ляде). В состав этого округа вошли и все православные общины в Австрии, Словакии, Протекторате Чехии и Моравии, значительная часть которых формально оставалась в сербской юрисдикции52.

Несмотря на то, что епископ Владимир (Раич) был выслан в Сербию и не мог управлять приходами Мукачевско-Пряшевской епархии, сербы упорно продолжали отстаивать свое право на каноническую территорию и духовенство. По словам М. Шкаровского, 3 июля 1941 г. председатель Сербского Синода митрополит Иосиф (Цвиевич) обратился к председателю Архиерейского Синода РПЦЗ митрополиту Анастасию (Грибановскому) с просьбой иметь ввиду права СПЦ на ее приходы в связи с образованием округа. В ответе владыки Анастасия от 11 июля говорилось, что сербские общины не рассматривались как составные части СреднеЕвропейского округа (в юридическом плане)53. В своих письмах к митрополиту Серафиму (Ляде) глава РПЦЗ напоминал, что сербы обеспокоены ситуацией с православными приходами в Словакии и боятся, что они будут присоединены окончательно к РПЦЗ.

Интересный ответ был дан митрополитом Серафимом митрополиту Анастасию. Считаем, что он частично поставил точку в напряженных отношениях между СПЦ и РПЦЗ. По словам М. Шкаровского, митрополит Серафим (Ляде) в своем письме недоумевал, почему Синод СПЦ выражает недовольство его действиями. «Я прекрасно понимаю, что захват мною сербских приходов только еще более осложнил бы положение нашего Архиерейского Синода». В тоже время он указал, что принятие православных приходов Восточной Словакии в его юрисдикцию состоялось по просьбе епископа Владимира: «Преосвященный Владимир, Епископ Мукачский, настоятельно просил меня взять эти приходы в свое управление, так как он лишен возможности управлять этими приходами». Подытоживая письмо, митрополит Серафим указывал: «Мне кажется, что Сербский Синод должен был бы благодарить меня, а не протестовать против этой моей помощи, совершенно бескорыстной. Неужели интересы Сербской Православной Церкви пострадают вследствие того, что я временно принимаю на себя заботы о приходах, находящихся в настоящее время вне сферы влияния Сербского Архиерейского Синода и Преосвященного Епископа Владимира? Ведь моя помощь только временная мера в пользу Сербской Православной Церкви. Я полагал, да и ныне полагаю, что мой долг - делать все от меня зависящее ради спасения Православия. Неужели это преступление?»54

На заседании Синода СПЦ от 26 сентября 1942 г. была заслушана информация о положении православных приходов в Словакии. Было подчеркнуто, что епископ Владимир (Раич) просил митрополита Серафима, взять словацкие общины под свою защиту и оказать им духовную поддержку. Синод постановил, что в настоящее время такая ситуация допустима, поскольку митр. Серафим действовал не самовольно, а по просьбе епархиального архиерея. Было также решено просить епископа Владимира поискать возможности возвращения в епархию. В случае невозможности осуществления этого пожелания, Синод решил просить главу правительства Сербии Недича дипломатическим путем добиться передачи управления словацкими приходами служившему в Венгрии сербскому епископу Будимскому Георгию55.

После ареста епископа Владимира на Закарпатье православными приходами начал управлять администратор игумен Феофан (Сабов). Однако, 12 апреля 1941 г. регент Венгрии Миклош Хорти назначил «администратором греко-восточных венгерских и греко-восточных русинских церковных частей» упоминаемого нами выше Михаила Попова56. Все эти действия Попов согласовывал с Савватием, который еще 26 сентября 1940 г. издал указ о назначении его своим администратором в Венгрии57.

Когда попытка создания автокефальной церкви в Венгрии провалилась, и этому помешала в первую очередь Германия, Попов начал думать о смене юрисдикции. Кроме того, 30 мая 1942 г. гестапо арестовало архиепископа Савватия (Врабец), и он остался без церковного па-

трона. Известно также, что 11 и 20 января 1943 г. он встречался с митрополитом Серафимом (Ляде), с которым обговаривал положение православной церкви в Венгрии58.

В июне 1943 г. М. Попов был снят с должности администратора. На этой должности был восстановлен игумен Феофан (Сабов), сторонник сербской юрисдикции59. Он начал готовить почву для возвращения епископа Владимира из Сербии. В октябре 1944 г. Закарпатье было освобождено Советской армией.

С 7 по 13 декабря 1944 г. в Москве находилась делегация православного духовенства Мукачевско-Пряшевской епархии во главе с игуменом Феофаном (Сабов). Главной задачей делегации было добиться передачи православных Закарпатья из Сербской юрисдикции в РПЦ.

В апреле 1945 г. Московская Патриархия направила церковную делегацию во главе с епископом Кировоградским Сергием (Ларин) в Югославию. Делегацию принял митрополит Скоплянский Иосиф (Цвиевич), потому что Патриарх Гавриил находился тогда еще в концлагере. В то время во всей Югославии находилось девять епископов, а заседание Священного Синода составляло пять архиереев. Между ними был и епископ Владимир (Раич), который согласился на передачу ведомой ним епархии в юрисдикцию РПЦ. На заседании Священного Синода от 6-8 сентября 1945 г. было принято решение о каноническом переходе Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ.

20 октября 1945 г. Священный Синод СПЦ отправил епископа Владимира (Раич) в Москву для официальной передачи Мукачевско-Пряшевской епархии в состав РПЦ. Епископа сопровождал в этой поездке иеродьякон Прохор Якшич. В Москве они встретились с Патриархом Алексием, а 22 октября 1945 г. состоялось заседание Священного Синода РПЦ60.

На этом заседании епископ Владимир (Раич) зачитал письмо главы Священного Синода СПЦ митрополита Иосифа (Цвиевич), в котором говорилось о решении Священного Синода о передаче Мукачевско-Пряшевской епархии в ведение РПЦ. После оглашения письма, епископ Владимир (Раич), согласно 67 правила Карфагенского Собора выразил от себя согласие на передачу епархии в Русскую церковь61. В конце заседания епископ Владимир (Раич) выступил с краткой речью, в которой сообщил, что он, а также вся полнота СПЦ сердечно рады, что епархия Мукачевская входит в состав своей родной РПЦ62.

24 ноября 1945 г. Патриарх Московский хиротонизировал Георгия Сидорука в епископа Уманского, викария Киевской митрополии, под именем Нестора, одновременно назначив его администратором православной Мукачевско-Пряшевской епархии63. 6 ноября 1945 г. епископ Владимир вместе с епископом Нестором прибыли в Мукачево. 9 ноября новый епископ принял от предшественника епархиальный архив, а 11 ноября 1945 г. в кафедральном храме Мукачева состоялась его интронизация64.

Главной причиной ухудшения положения православной церкви накануне Второй мировой войны стала политика венгерских властей. Венгры желали видеть в стране независимую православную церковь. Поэтому главным заданием для них было устранения из Закарпатья епископа Владимира (Раича) и сербской юрисдикции, и замена его М. Поповым и константинопольской юрисдикцией. Арест епископа, его депортация в Сербию и невозможность вернуться в епархию ослабила позиции СПЦ на Закарпатье.

Как архиерей, епископ Владимир (Раич) много делал для укрепления епархии. Он рео-гранизировал управленческие органы, наладил прочные связи с местным руководством, последовательно отстаивал права православного духовенства. Епископ постоянно посещал приходы епархии, противостоял конкурентам-савватиевцам и пастырскими методами распространял православие среди населения Закарпатья.

Примечания

1 Игумен Гавриил (Кризина). Православная Церковь на Закарпатье (век ХХ). Киев, 1999. 200 с.

2 Pavel Marek, Volodymyr Bureha. Pravoslavni v Ceskoslovensku v letech 1918-1953: Pnspevek k dejinam Pravoslavne cirkve v ceskych zemich, na Slovensku a na Podkarpatske Rusi. Brno, Centrum pro studium demokracie a kultury, 2008. 532 s.

3 Данилець Ю. Православна церква на Закарпатті у першій половині ХХ століття. Ужгород, 2009. 376 с.

4 Данко О. Угорська політика відносно православної церкви в 1939-1944 рр. // Культура Українських Карпат: традиції і сучасність. Матеріали міжн. наук. конф. Ужгород, 1994. С. 349-364.

5 Коломиец И. Социально-экономические отношения и общественное движение в Закарпатье во второй половине ХІХ столетия. Томск, 1962. 678 с.

6 Марьина В. Закарпатская Украина (Подкарпатская Русь) в политике Бенеша и Сталина. 1939-1945 гг. Документальный очерк. М.: Новый хронограф, 2003. 303 с.

7 Палінчак М. Державно-церковні відносини на Закарпатті та в Східній Словаччині в 20-середині 30-х років ХХ століття. Ужгород, 1996. 92 с.

8 Фенич В. Церковна політика автономного уряду о. Августина Волошина та національно-політична ідентичність греко-католицьких і православних священиків Карпатської України (жовтень 1938 - березень 1939 рр.) // Науковий вісник Ужгородського університету. Серія: Історія. Вип. 13 / Міністерство освіти і науки України; Ужгородський національний університет; Редкол.: М. М. Вегеш (голова редкол.), Д. Д. Данилюк (заст. голови редкол.) та ін. Ужгород: СМП «Вісник Карпат», 2005. С. 48-67.

9 Хиротония (хиротонисание) - в современном словоупотреблении означает обряд посвящения в епископы.

10 Газета «Православная Карпатская Русь» издавалась с 1928 г. архимандритом Виталием (Максименко) в монастыре села Владимирова Пряшевского округа. Позже изменила название на «Православную Русь». Сейчас выходит в Джорданвилле, США. Монастырь относился к юрисдикции РПЦЗ.

11 Хиротония епископа Владимира // Православная Русь. 1938. С. 1.

12 Наш Преосвященный владыка // Православный вестник. 1939. № 1. С. 4.

13 Сава, епископ Шумадщски. Српски jepapra. Белград, 1996. С. 91.

14 Наш Преосвященный владыка // Православный вестник. 1939. № 1. С. 5.

15 Государственный архив Закарпатской области (далее ГАЗО). Ф. 109. Оп. 1. Д. 461. Л. 41.

16 Ныне Пряшевский округ Словакии.

17 Впоследствии митрополит РПЦЗ.

18 Свято-Троицкий монастырь. Памятка к 75-летию. Джорданвилль, 2005. С. 50.

19 ГАЗО. Ф. 109. Оп. 1. Д. 461. Л. 39.

20 Новая Свобода. 1938. 30 ноября.

21 Там же. 1938. 23 декабря.

22 Politika. 1939. 8 februara.

23 Данко О. Угорська політика відносно православної церкви в 1939-1944 рр. // Культура Українських Карпат: традиції і сучасність. Матеріали міжн. наук. конф. Ужгород, 1994. С. 358.

24 Церковная хроника // Православный вестник. 1939. С. 14.

25 Архив Мукачевской православной епархии (далее АМПЕ). Макарий (Вадюн), иеромонах. Донесение епархиальному управлению в Мукачеве за № 1/40 от 2.01.1940. Данилово. Л. 1.

26 АМПЕ. Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 20/40 от

4.01.1940. Л. 1.

27 Там же. Владимир (Раич), епископ. Жалоба министерскому советнику при регентском комиссаре в Ужгороде Ю. Марине за № 58/40 от 15.01.1940. Л. 1.

28 АМПЕ. Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 25/40 от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24.01.1940. Л. 1.

29 Там же. Вениамин (Керечанин), игумен. Письмо в Лист епархиальное управление в Мукачеве от

10.06.1940. Л. 1.

30 Там же. Владимир (Раич), епископ. Жалоба регентскому комиссару С. Перени в Ужгород за № 741/40 от 10.06.1940. Л. 1.

31 Архив Управления СБУ в Закарпатской области. Арх. крим. дело 1411- С. - Л. 359.

32 Там же.

33 Там же.

34 Там же.

35 Православный вестник. 1939. С. 14.

36 Церковная хроника // Православный вестник. 1939. С. 15.

37 Там же.

38 Там же.

39 Там же.

40 Отпуст в Мукачеве // Православный вестник. 1939. С. 13-14.

41 24 февраля 1939 г. епископ Владимир (Раич) официально признал типографское братство прп. Иова Почаевского обителью в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ.

42 Шкаровский М. Монастырь преподобного Иова Почаевского в Словакии [электронный ресурс]. URL: http://www.krotov.info/history/20/1930/slovakia.htm

43 Церковная хроника // Православный вестник. 1939. С. 14.

44 Шкаровский М. Указ. соч.

45 Церковное торжество в обители преп. Іова // Православная Русь. 1940. 15 июля. С. 5.

46 Перемены в каноническом устройстве Православной Церкви на Пряшевщине // Православная Русь. 1940. 15 июля. С. 5.

47 Данилець Ю. Православна церква на Закарпатті у першій половині ХХ століття. Ужгород, 2009. С. 177.

48 Отстраненіе Преосвященнаго Епископа Владиміра // Православная Русь. 1941. 1 мая. С. 8.

49 Арест Патріарха Гавріила // Православная Русь. 1941. 1 мая. С. 8.

50 Шкаровский М. Указ. соч.

51 Архієпископ Серафим в Словакіи // Православная Русь. 1941. 30 октября. С. 8.

52 Шкаровский М. Указ. соч.

53 Там же.

54 Там же.

55 Там же.

56 ВМареєй Ефіопу. 1941. 13 аргіік. С. 1.

57 Архив Управления СБУ в Закарпатской области. Арх. крим. дело 1411- С. - Л. 370.

58 Там же. Л. 34.

59 Данилець Ю. Указ. соч. С. 188.

60 Скурат К. История Православных Поместных Церквей: уч. пособие. В 2 т. М., 1994. Т. 2. С. 234.

61 Пребывание в Москве делегации Православной Церкви Закарпатской Украины // ЖМП. 1945. № 11. С. 20.

62 Там же.

63 Боцюрків Б. Українська Греко-Католицька Церква і Радянська держава (1939-1950) / переклад з англійської Наталії Кочан, за редакцією Олега Турія. Львів: Видавництво Українського Католицького Університету, 2005. С. 191.

64 Одинцов М. Вероисповедная политика советского государства в 1939-1958 гг. // Власть и церковь в СССР и странах Восточной Европы. 1939-1958 (Дискуссионные аспекты). М., 2003 [электронный ресурс]. иКЬ: http://www.rusoir.ru/print/02/108/index.html

Дата поступления рукописи в редакцию: 26.05.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.