Научная статья на тему 'Миссионерская деятельность архиепископа Аверкия (Таушева) на Закарпатье (1931-1940 гг. )'

Миссионерская деятельность архиепископа Аверкия (Таушева) на Закарпатье (1931-1940 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
331
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВЕРКИЙ (ТАУШЕВ) / АЛЕКСИЙ (КАБАЛЮК) / АРХИЕРЕЙСКИЙ СИНОД РПЦЗ / ВЕНГРИЯ / ЗАКАРПАТЬЕ / МУКАЧЕВО-ПРЯШЕВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ / ПРАВОСЛАВИЕ / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ ЗАГРАНИЦЕЙ / ФИЛИПП (ГАРДНЕР) / УЖГОРОД / ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилец Юрий Васильевич

Публикация посвящена известному богослову и церковному деятелю, одному из первых настоятелей русского Свято-Покровского храма-памятника в Ужгороде, архиепископу Аверкию (Таушеву). Высокопреосвященный Аверкий посвятил девять лет своей жизни развитию и утверждению православной церкви на Закарпатье (в то время Подкарпатской Руси в составе Чехословакии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миссионерская деятельность архиепископа Аверкия (Таушева) на Закарпатье (1931-1940 гг. )»

Ю.В. Данилец

Миссионерская деятельность архиепископа Аверкия (Таушева) на Закарпатье (1931-1940 гг.)

Данная публикация посвящена известному богослову и церковному деятелю, одному из первых настоятелей русского Свято-Покровского храма-памятника в Ужгороде, архиепископу Аверкию (Таушеву). Высокопреосвященный Аверкий посвятил девять лет своей жизни развитию и утверждению православной церкви на Закарпатье (в то время Подкарпатской Руси в составе Чехословакии)1. Архиепископ Аверкий (в миру Александр Павлович Таушев) родился 1 ноября 1906 г. в г. Казани. В нач. 1920 г. семья Таушевых эмигрировала в Болгарию. Александр учился в русской полуклассической гимназии в г. Варне и богословском факультете Софийского университета2.

В 1930 г. молодой богослов решил отправиться на Подкарпатскую Русь, где в это время происходило массовое возвращение в Православную Церковь. Александр отослал ходатайство и получил ответ от епископа Иосифа (Цвиевича) о том, что ему могут предложить должность помощника секретаря Епархиального Управления в г. Хуст. 23 апреля 1931 г. юноша прибыл на Закарпатье, а 1 мая того же года был зачислен на службу младшего чиновника

1 Ныне Закарпатская область Украины.

2 Кнорре, Б.К. Аверкий (Таушев Александр Павлович) / Б.К. Кнорре // Православная Энциклопедия. - Москва : Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2000. - Т. 1. - С. 130.

Епархиального Управления. На этой должности он оставался до 1 июня 1932 г. 6 мая 1931 г., на праздник св. великомученика Георгия, в храме с. Чумалево епископом Иосифом он был рукоположен в чтеца. 17 мая 1931 г. в Свято-Николаевском монастыре в с. Иза Хустского округа пострижен в мантию с наречением имени Аверкий в честь св. равноапостольного Аверкия, епископа Иера-польского. На следующий день был рукоположен в сан иеродиакона с оставлением на службе при епархиальной канцелярии и для выполнения диаконских обязанностей при архиерее. 7 апреля 1932 г., на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в монастыре в с. Домбоки епископом Мукачево-Пряшевским Дамаскином (Грданичка) рукоположен в сан иеромонаха3.

1 июня 1932 г. иеромонаха Аверкия переводят в Свято-Николаевский монастырь на должность помощника настоятеля и для обслуживания приходов в селах Нанково и Бороняво4. 9 сентября 1932 г. по ходатайству верующих в г. Ужгород был назначен помощником настоятеля Покровского храма. 7 августа 1933 г. - исполняющий обязанности настоятеля, а 23 августа 1934 г. - постоянный администратор Ужгородского прихода. 1 июля 1935 г. иеромонах Аверкий назначен настоятелем прихода в г. Ужгороде с правом получения государственной платы («конгруа»). С 7 августа 1935 г. работал ответственным редактором и издателем епархиального журнала «Православный Карпаторусский Вестникъ»5.

1 сентября 1935 г. награжден правом ношения набедренника. Указом от 4 декабря иеромонах Аверкий был назначен штатным преподавателем Закона Божия в государственной реальной гимназии, в российских и чешских гражданских и народных школах

3 Анашкщ Д. Архieпископ Аверкш (Таушев) / Д. Анашкш // Сповщники та Подвижники Православно! Церкви на Закарпатл в ХХ ст. ; редкол.: Ю. Данилець [и др.]. - Ужгород, 2011. - С. 234.

4 Каплин, А. «Только Православие и есть истинное христианство...» / А. Каплин // Русская народная линия [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа : http:// ruskline.ru/analitika/2013/04/13 /tolko_pravoslavie_i_est_istmnoe_hristianstvo/ - Дата доступа : 10.03.2016.

5 О журнале см.: Данилець, Ю. «Православный Карпаторусскш вЬстникь» -офщшне видання Мукачiвсько-ПряшiвськоI епархп / Ю. Данилець // Науюж записки Ужгородського ушверситету. Серiя: 1сторично-релптйш студи. - Вип. 3. -Ужгород, 2014. - С. 42-62.

г. Ужгорода. Указом от 12 декабря 1936 г. назначен членом Высшего Церковного Суда Православной Мукачево-Пряшевской епархии6.

Указом от 31 декабря 1936 г. был назначен заведующим учебной частью (инспектором) и преподавателем литургики на пастырско-богословских курсах при Епархиальном Управлении. 2 мая 1937 г., в день Пасхи, в храме-памятнике русским воинам епископом Дамаскиным иеромонах Аверкий был возведен в сан игумена с возложением золотого наперсного креста и палицы. Указом от 5 июля 1937 г. игумен Аверкий назначен членом экзаменационной комиссии для испытания на должность приходского священника и одновременно членом комиссии для испытаний на звание «Профессора гимназии по предмету Закона Божьего». 18 ноября

1938 г. переведен в архиерейскую резиденцию в г. Мукачево с назначением на должность настоятеля православного прихода7.

После Венского арбитража часть Закарпатья отошла к Венгрии. Мукачевско-Пряшевская епархия оказалась разделенной государственными границами. Указом от 24 декабря 1938 г. игумен Аверкий назначен администратором части Мукачево-Пряшевской епархии, которая оказалась на территории королевства Венгрии. Он наделяется правом непосредственного представительства интересов Православной Церкви в Венгрии перед государственной властью в Будапеште. В связи с переездом епархиального архиерея на чешскую территорию на его плечи ложится управление епархиальным домом в г. Мукачево. Однако в следующем году епископ вернулся в Мукачево и указом от 27 апреля 1939 г. игумен Аверкий назначается первым референтом Епархиального Управления с оставлением в должности настоятеля православного прихода и преподавателя Закона Божия в государственной гимназии. По решению Священного Синода Сербской Православной Церкви за № 3342 / Зап. 1062 от 21 июня

1939 г. в Свято-Успенском храме монастыря в с. Домбоки 2 июля 1939 г. епископом Мукачево-Пряшевским Владимиром (Раич) игумен Аверкий был возведен в сан протосингела. В 1940 г. о. Аверкий

6 Анашкт Д. Архиепископ Аверкш (Таушев). - С. 235.

7 Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995 : Биографический справочник / А. Нивьер. - Москва-Париж : Русский Путь; YMCA-Press, 2007. - С. 51.

вынужден был покинуть Закарпатье и переехать в Югославию. 5 июля 1940 г., получив от епископа Владимира каноническую отпуск для перехода в юрисдикцию Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей, протосингел Аверкий пребывает в г. Белград и получает назначение на должность второго священника и ключаря Русского Свято-Троицкого храма в Белграде8.

23 марта 1944 г. о. Аверкий был награжден правом ношения золотого наперсного креста с украшениями. 7 сентября того же года назначен священником при домовой церкви Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. 7 сентября 1944 г. вместе с Архиерейским Синодом он был эвакуирован в г. Вену. В Вене 28 сентября 1944 г. игумен Аверкий был возведен в сан архимандрита. Указом от 17 ноября 1945 г. назначен настоятелем синодальной домовой церкви Святого Равноапостольного Великого князя Владимира в г. Мюнхене. 19 июля 1947 г. назначен благочинным монастырей, подчиненных непосредственно Архиерейскому Синоду. Редактор журнала «Церковная Жизнь». 5 февраля 1951 г. назначен преподавателем Свято-Троицкой Духовной Семинарии при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). С 1 марта 1952 г. ректор Свято-Троицкой Духовной Семинарии. 25 мая 1953 г. в Свято-Троицком монастыре рукоположен во епископа Сиракузского и Троицкого, второго викария Восточно-Американской епархии. 12 мая 1960 г. на общем собрании братии избран настоятелем Свято-Троицкого монастыря. В октябре 1953 г. избран членом Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. 17 августа 1961 г. возведен в сан архиепископа. 13 апреля 1976 г. скончался. Погребен в крипте монастырского собора Святой Троицы9.

Закарпатский период жизни архиерея достаточно слабо исследован из-за недоступности местных источников для российских и американских историков. В архиве Мукачевской православной епархии нами исследован ряд документов, раскрывающих различные аспекты деятельности архиепископа

8 Кнорре Б.К. Аверкий (Таушев Александр Павлович). - С. 130.

9 Игнатий, иеромонах. Жизненный путь преосвященного архиепископа Аверкия / иеромонах Игнатий. // Православная Русь. - 1976. - № 9. - С. 8; Кнорре Б.К. Авер-кий (Таушев Александр Павлович). - С. 131.

Аверкия на территории Подкарпатской Руси. Проанализировано более 180 документов, отражающих деятельность упомянуто архиерея в 1932-1938 гг. Условно документальные материалы можно разделить на три группы: 1) письма о. Аверкия к правящим архиереям и Епархиальному Управлению; 2) коллективные обращения приходского комитета с подписями священника; 3) документы от епархиального руководства на имя о. Аверкия. Соотношение количества документов в выделенных нами группах разительно отличается. Всего 36 документов относится к третьей группе, 22 до второй и 124 к первой. Содержание писем о. Аверкия свидетельствуют о том, что он был активным и добросовестным священником, пытался упорядочить жизнь прихода, болел за образование молодого поколения, проводил широкую миссионерскую работу среди местных верующих и, жителей соседних сел.

18 апреля 1932 г. секретарь Епархиального Управления Сергей Ряснянский сообщил настоятелю православного храма в Ужгороде протоиерею Михаилу Мейгешу, что правящий архиерей «в виду необходимости поддержки и укрепления православия в Ужгороде», отправляет в его распоряжение иеромонаха Аверкия (Таушева). В обязанности молодого миссионера входило служить и проповедовать накануне Пасхальных праздников, помогать в исповедании верующих10. Через четыре месяца, 20 августа 1932 г. секретарь сообщал Церковно-приходскому комитету, что владыка принял решение назначить иеромонаха Аверкия помощником настоятеля и просил создать ему достойные условия для проживания в городе11.

Первое письмо на имя епископа Дамаскина (Грданички) иеромонах Аверкий написал 12 ноября 1932 г., отправив для ознакомления и цензуры первый номер «Церковно-приходского листка», который планировал печатать с целью информирования членов православной общины12. На обратной стороне находим положительную резолюцию епископа. 6 июля 1933 г. помощник настоятеля сообщал епископу, что 2 июля того же года в г. Ужгороде состоялся Пер-

10 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 195.

11 Там же. - Л. 202.

12 Там же. - Л. 211.

вый съезд Карпаторусской молодежи. На собрание прибыло также шесть священников: архимандрит Алексий (Кабалюк)13, протоиерей Ириней Ханат, иеромонахи Савва (Струве)14, Иннокентий (Чопик)15, Филипп (Гарднер)16 и Аверкий (Таушев). После праздничной литур-

13 Данилець, Ю. Обраний Божим Провидшням. Життепис преподобного Олексш Карпаторуського сповiдника / Ю. Данилець. - Чернiвцi : Мгсто, 2013. - 168 с.; DanileJ, Iurie. Via^a Sfantului Alexie Carpatinul / Iurie Danile^ / Traducere de Diana Gufu. Bucure^ti: Editura Areopag, 2015. - 112 s.; Данилець, Ю. Олександр 1ванович Кабалюк. 130-рiччя вiд дня народження дiяча православного руху на Закарпатп (1877-1947) / Ю. Данилець // Календар краезнавчих пам'ятних дат на 2007 рж : Рек. бiблiогр. посiб. ; уклад.: Т.1. Васильева ; наук. ред. В.1. Падяк ; вiдп. за вип. Л.З. Григаш ; вип. ред. Л.О. 1льченко. - Ужгород : Вид-во В. Падяка, 2006. - С. 335-337; Денасий Пантелеимоновскш, святогорец-инок. Повесть об обращенш и присоединен^ на Афош Угрорусса унiата в Православiе и о русских, о православш и об уши в При-карпатской подъяремной Руси прежде и тепер / святогорец-инок Денасий Пантелеимоновскш. - Шамордино : Тип. Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913. - 90 с.; Жипе преподобного Алекия Карпаторуського, спо-вiдника. - Хуст, 2001. - 32 с.; Разгулов, В. Апостол Карпатской Руси / В. Разгулов, К. Фролов. - Береговская районная типография, 2001. - 91 с.; Рачук, Г. Путь к святости. Преподобный Алексий Карпаторусский / Г. Рачук. - Москва, 2009. - 448 с.; Свидетель издалека. Изский Архимандрит о. Алексий (биографический очерк) // Православный Русский календар на 1929 г. - Владимирово, 1928. - С. 17-20; Станканинец Г., протоиерей. Схиархимандрит Алексий (Кабалюк) / протоиерей Г. Станканинец // Журнал Московской Патриархии. - 1948. - № 2. - С. 69-70; Халус, П. Алексш Кабалюк - непохитний захисник закарпатського православ'я / П. Халус // Християнська Родина. - 1996. - 19 грудня. - С. 5;Халус, П. До 120^ччя з дня народження i 50^ччя з дня смерт о. Олексш Кабалюка та вшанування жертв Мараморош-Сигетського анти православного процесу 1914 р. / П. Халус // Християнська Родина. - 1996. - 19 грудня. - С. 4-5.

14 Данилец, Ю. Архимандрит Савва (Струве) / Ю. Данилец // Троицкое наследие. -2010. - № 4. - С. 72-80; Мефодий (Канчуга), игумен. Архимандрит Савва (Струве) / игумен Мефодий (Канчуга) // Свет Православия. - 1949. - № 4. - С. 13; Воспоминания об о. Савве архимандрита Сергия // Православный путь. - 1984. -С. 51-53; Мефодий (Канчуга), игумен. Кончина архимандрита Саввы / игумен Мефодий (Канчуга). // Вестник Православного Экзархата Московской Патриархии в Чехословакии. - 1949. - № 6. - С. 83-84.

15 Данилець, Ю. 1еромонах 1нокентш (Чопик) / Ю. Данилець // Сповщники та Подвижники Православно! Церкви на Закарпатп в ХХ ст. - Ужгород, 2011. -С. 451-453.

16 Даниленко Борис, протоиерей. Материалы к творческой биографии И.А. Гарднера (1898-1984) / протоиерей Борис Даниленко. - Москва-Мюнхен, 2008. -324 с.; Велимирович, М. Гарднер Иван Алексеевич / М. Велимирович, С. Зверева // Православная энциклопедия. - Москва, 2005. - Т. 10. - С. 416-418; Стойко, С. Професор И. Гарднер як педагог и вихователь: (Спогади учня-пмназиста) / С. Стойко. // KaXoqxavia : Наук. зб. з юторп церк. монодп та гимнографи. - Львiв, 2002. - Чис. 1. - С. 319-324.

гии 40 человек, преимущественно из молодежи, подали заявление о выходе из унии17.

Одним из первых мероприятий, которые пытался реализовать иеромонах Аверкий (Таушев) на новом приходе, было создание епархиального подворья или гостиницы. В просьбе к епархиальному руководству он объяснял, что «по меньшей мЪрЪ разъ въ неделю (а то и чаще) въ Ужгородъ пр1езжаютъ по дЪламъ один-два священника», которые не имеют средств оплачивать гостиницы и питания. Духовенство обращалось к о. Аверкию за помощью, он предоставлял им ночлег, делился своими продуктами. Однако, ситуация при храме была такая, что гостям приходилось ночевать на полу. Кроме священства в храм часто наведывались для ночлега и поддержки миряне, местные безработные, русские эмигранты. Помощник настоятеля предлагал обустроить одну комнату с кухней на 3-5 коек. Как вариант рассматривалась возможность превратить в гостиную подвальное помещение под храмом. Расходы, по подсчетам о. Аверкия должны были составлять 1000-1500 чехословацких крон (кч.) для строительства, 100-150 кч. - ежемесячно для пропитания18.

22 января 1937 г. иеромонах Аверкий (Таушев) и председатель церковного совета Иларион Цурканович сообщали Епархиальному Управлению о необходимости возведения церковного дома (фары) и гостиницы при нем. В документе отмечается, что в связи с отсутствием помещения православный приход оставлен без своего духовно-культурного центра для собраний, чтений, лекций, бесед, пения19. Иеромонах Аверкий предложил обратиться через руководство епархии в Министерство школ и народного образования, а также к духовенству на всей территории Подкарпатской Руси20.

Важная информация обнаружена в письме от 26 июля 1933 г. В нем иеромонах Аверкий поднимает вопросы подготовки работы пастырско-богословских курсов. Он отмечал, что иеромонахи

17 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 226.

18 Там же. - Л. 227.

19 Там же. - Л. 577.

20 Там же. - Л. 608.

Игнатий (Чокина)21 и Филипп (Гарднер) не будут иметь возможности читать свои дисциплины. В связи с этим вся нагрузка возлагалась на о. Аверкия.

В период проведения курсов молодой миссионер просил направить в г. Ужгород другого священника22. Владыка распорядился назначить временно на приход о. С. Ноарова23, который был священником в Домбоцьком монастыре24.

После смерти настоятеля прихода о. М. Мейгеша (7 августа 1933 г.), председатель общины М. Риган обратился к правящему архиерею с просьбой о назначении о. Аверкия на постоянное место в г. Ужгород. В своей аргументации проситель отмечал, что в административном центре Подкарпатской Руси должен служить интеллигентный, грамотный и благочестивой жизни священник, каким и был молодой иеромонах 25.

Беспокоил о. Аверкия также вопрос воспитания молодого поколения ужгородцев в духе христианских ценностей. В письме от 18 августа 1933 г. он пишет, что в городе достаточно значительное число детей православного вероисповедания, которые учатся в разных школах.

Из-за небольшого количества учеников в отдельных заведениях, священника не допускали преподавать Закон Божий. В 1932 г. иеромонах Аверкий наладил преподавание этого предмета в гимназии и горожанке, в течение года планировал охватить обучением маленьких детей в народных школах. Иеромонах предлагал открыть при церкви церковно-приходскую школу с преподаванием Закона

21 Данилець, Ю. 1гумен 1гнатш (Чокина) / Ю. Данилець // Сповщники та Подвижники Православно! Церкви на Закарпат в ХХ ст. - Ужгород, 2011. -С. 435-441; Данилець, Ю. 1гумен 1гнатш (Чокина) / Ю. Данилець // Живой родник. -2011. - № 11-12. - С. 52-54; Spomienka na igymena Ignatija // Odkaz sv. Cyrila a Metoda. - 1986. - № 10. - C. 231-232; Varga, Z. Otec Ignatij / Z. Varga // Истина. -2008. - № 7-8. - С. 29-30; Za igymenom Ignatiom (Cokinom) // Odkaz sv. Cyrila a Metoda. - 1977. - № 1. - C. 16-17.

22 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 231.

23 Нивьер, А. Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920-1995. С. 350-351.

24 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 231 об.

25 Там же. - Л. 237.

Божьего, пения, русского языка и добиться ее официального признания государством26. Епархиальное руководство предложило создать школу в частном порядке, а через год приступить к оформлению ее через государственные органы27. В 1936 г. ситуация начала меняться к лучшему. В письме от 28 сентября 1936 г. иеромонах Аверкий писал, что ему удалось согласовать с руководством учебных заведений г. Ужгорода график преподавания Закона Божьего. Интересная статистика приводится в этом документе:

1) Государственная реальная гимназия (в русской 23 ученика, в чешской 9 учеников) - 2 часа еженедельно;

2) Чешская гражданская школа (9 учеников) - 2 ч. ежемесячно;

3) Русская народная школа (8 человек) - 2 ч. ежемесячно;

4) Чешская народная школа (15 учеников) - 2 ч. еженедельно.

Кроме того, иеромонах Аверкий договорился с руководством

Чешской горожанки и Русской народной школы о двух дополнительных неоплачиваемых часах преподавания в месяц28. В 1937 г. преподавание Закона Божьего продолжилось, но количество учащихся уменьшилось. В русской и чешской горожанке насчитывалось всего 8 человек православного вероисповедания29. В русской народной школе обучалось 6 человек, чешской народной (14 учеников), государственной реальной гимназии (28 учащихся)30.

В письмах встречаем важные статистические данные о жизни прихода. 16 апреля 1934 г. настоятель сообщал в епархию, что в Великом Посту к исповеди и причастию приступило 120 верующих из 262 официально зарегистрированных в городе31. Из документа от 23 марта 1936 г. известно, что община выросла всего на пять человек и составляла 267 верующих32.

Несколько писем в епархию иеромонах Аверкий написал по поводу обустройства иконостаса. Работа над иконостасом была

26 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 240.

27 Там же. - Л. 242.

28 Там же. - Л. 545.

29 Там же. - Л. 614.

30 Там же. - Л. 593.

31 Там же. - Л. 265.

32 Там же. - Л. 522.

начата в апреле 1934 г. Иконописную работу выполнял диакон Георгий Бобровский, действительный член института <^еттагшт Kondakovianum» в г. Праге. Верующие активно жертвовали средства для иконостаса, заказывая отдельные иконы от своего имени. В одном из писем иеромонах приводит пример крестьянки из села Радванка, которая пожертвовала на икону 80 кч., а после смерти завещала своей знакомой распределить 100 кч. (30 кч. на заупокойную литию, 70 кч. - на икону)33. В отчете от 15 ноября 1937 г. указывалось, что общая стоимость всех необходимых 75 икон и 18 орнаментов составляла 24 309 кч. Верующими было заказано и оплачено 57 икон и 6 орнаментов, из них 50 икон и 2 орнаменты уже были установлены в иконостасе. В документе перечислены названия изготовленных икон и тех, в которых община еще нуждалась34.

Миссионерская работа иеромонаха Аверкия распространялась на окружающие села. 15 января 1935 г. он писал в епархию, что к нему обратился житель с. Старый Симер Перечинского округа с просьбой отправить православного священника на праздник Богоявления. По словам корреспондента, в данном населенном пункте и в соседнем с. Заричево проживала значительная часть желающих перейти в Православную Церковь35. Верующие встречали неприветливое отношение окружного начальника, который отказывался регистрировать церковный переход36. 9 апреля 1936 г. на имя владыки Дамаскина поступило письмо от одной из чиновниц из г. Перечин Софии Латти, которая просила принять ее в лоно Православной Церкви37. Епископ переадресовал ее просьбу настоятелю Ужгородского прихода38. 26 августа 1937 г. состоялось крещение женщины39.

Важное место в жизни прихода занимала забота о бедных и больных. С 1935 г. в г. Ужгороде было создано «Женское церковное по-

33 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 351.

34 Там же. - Л. 611.

35 Там же. - Л. 371.

36 Там же. - Л. 370.

37 Там же. - Л. 533.

38 Там же. - Л. 536.

39 Там же. - Л. 544.

печительство», в состав которого вошло 25 прихожанок. Участники этой организации поставили перед собой несколько задач: «1) Забота о благолЪти храма и богослуженш, 2) попечете о бЪдныхъ и боль-ныхъ, особенно о дЪтяхъ, 3) культурно-просветительная работа (организация лекцiй,курсов и т.п.)»40. В архиве обнаружен подробный финансовый отчет опекунства за 1935-1936 гг. Общие доходы составляли 6142 65 кч. Среди главных статей дохода указано пожертвования (в том числе две государственные субвенции), членские взносы, возврат ссуд, устройство различных вечеров (детская елка, чайные вечера, разговения), проведение курсов русского языка и различных лекций. Средства расходовались на следующие благотворительные дела: обеды и одежду для бедных, ссуды, денежные пособия, обустройство храма, организация лекций, курсов, различных вечеров, общежития для нуждающихся, канцелярские товары41.

Беспокоил настоятеля прихода земельный вопрос ужгородской православной общины. В нескольких письмах он сообщал Епархиальному Управлению, что земля под храмом принадлежала городу, которое продало участок православным за 36 тыс. кч. Однако верующие смогли выплатить только 10 тыс. кч. Остальную сумму долга, по ходатайству Петра Совы, город списал. Последние 13 тыс. кв. были списаны решением Ужгородского городского совета от 2 марта 1936 г.42 Иеромонах Аверкий сразу приступил к регистрации земельного участка на православную общину. На заседании Церковного совета 22 марта 1936 г.было принято решение просить Епархиальное Управление зарегистрировать земельный участок, на котором построен храм, находившийся в собственности Мукачево-Пряшевской православной епархии43. Отправящего архиерея было получено согласие, но 2 мая 1936 г. Церковный комитет сообщил, что церковная участок зарегистрирована на «Православную Церковную общину въ Ужгород^»44.

Значение и роль православного храма в г. Ужгороде подтверждалось различными примерами. Так, 17 мая 1936 г. на предложение

40 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 586.

41 Там же. - Л. 586.

42 Там же. - Л. 509.

43 Там же. - Л. 522.

44 Там же. - Л. 530.

радио-журнала в г. Кошице, из г. Ужгорода передавалась по радио Божественная Литургия. Во время службы пел хор под руководством П. Милославского, состоявший из ужгородцев и мукачевсцев45. Аналогичные радиопередачи с участием солистов хора Общества «Боян» состоялась 21 февраля 1937 г.46, 13 марта 1937 г. (панихида по А. Пушкину)47 и 19 декабря 1937 г.48

Среди писем обнаружены три проповеди и обращения к пастве иеромонаха Аверкия. Первое из них было произнесено на общем собрании верующих Ужгородского прихода 27 января 1935 г. В своем слове иеромонах призывал паству к единству и соблюдению церковных канонов (см. Приложение 1)49. Вторая проповедь была произнесена 15 марта 1936 г.50, а третья 30 марта 1938 г. (см. Приложение 2)51.

Очень важные мысли были высказаны иеромонахом Аверки-ем на страницах приходского листка к нач. 1938 г. «Братие, мы не знаем, что нам предвещает Новый 1938 год. Быть может он грозит нам страшными бедствиями, ибо чаша гнева Божия на беззаконное человечество несомненно переполняется. Не будемо же еще больше прогневлять Бога, празднуя Новый год по-язычески, как это, к сожалению, делаютъ многие неразумные люди из числа современных христиан, встречая Новый год пьянством и плясками.. ,»52.

Много писем касается внутренней жизни православной общины: избрание комитета, проведение собраний, текущие вопросы по заключению браков и проведению похорон, ликвидации долгов и тому подобное. Например, 12 февраля 1937 г. настоятель прихода и председатель церковного комитета благодарили епископа за ассигнованную денежную субвенцию в размере 6000 кч.53 Эту сумму планировалось направить на погашение церковных долгов.

45 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 532.

46 Там же. - Л. 578.

47 Там же. - Л. 587.

48 Там же. - Л. 615.

49 Там же. - Л. 396.

50 Там же. - Л. 516.

51 Там же. - Л. 627.

52 Там же. - Л. 617.

53 Там же. - Л. 579.

Таким образом, письма архиепископа Аверкия (Таушева) во время его пребывания в должности настоятеля православного прихода в г. Ужгороде, проливают свет на ряд важных вопросов истории Православия на Закарпатье (Подкарпатской Руси). Активная работа священника привела к консолидации православной общины, завершению обустройства храма и территории вокруг него. Исследованы источники свидетельствуют об активной миссионерской работе иеромонаха Аверкия среди жителей как г. Ужгорода, так и близлежащих сел. Интенсивная переписка с правящим архиереем и Епархиальным Управлением свидетельствует о согласованности действий и поддержке священника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Слово, произнесенное иеромонахом Аверкием в г. Ужгороде 3 февраля 1935 г. по поводу общего приходского собрания 28 января н.ст. того же года54

Считаю своим непременным пастырским долгом сказать Вам, братие и сестры, несколько слов в связи с бывшим в прошлое воскресение Общим Приходским Собранием. На этом Собрании имелиместотакиеобстоятельства,которыесовершеннонедопустимы ни на каком церковном собрании. И единственная причина этих прискорбных обстоятельств, на мой взгляд, как представляется это мне, вашему пастырю, лежит в том, что, к сожалению, у многих верующих отсутствует ясное сознание того, что такое Царство, с какой целью она основана Христом Спасителем и каково назначение верующих в Церкви. Ничего бы этого не произошло, если бы все верующие твердо помнили, что их назначение в Церкви -спасаться и при том - спасаться не самочинно, но под руководством своих законных Богом поставленных пастырей. Не спорить, не прекословить, не самочинничать, но спасаться, спасаться и спасаться! Церковь это не обыкновенная светская общественная организация, где каждому вольно упражняться в словопрениях, но ТЕЛО

54 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 396.

ХРИСТОВО, оживляемое благодатью Святого Духа. Без благодати Св. Духа невозможно спасение, поэтому, по боговдохновленному учению преподобного Серафима Саровского, в стяжании благодати Святого Духа состоит цель христианской жизни. Но благодать Святого Духа подается верующим не иначе, как через облагодатствованных в таинствах священства законных пастырей. Поэтому кто противится законным пастырям, допуская своеволие и самочиние в церковной жизни, тот возстает на благодать Св. Духа, действующую через пастырей, и является, следовательно, хулителем Св. Духа, а это грех, который, по слову Христову, не простится ни в сем веке, ни в будущем. Вот почему Апостольское правило гласить: «Аще кто досадить Епископу, Пресвитеру или Диакону, да будет отлучен от общения церковного (55 и 56 правила). Апостол Павел увещевает нас: « Имеете одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомышленны: ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя (Фил. 2: 2-3).

До тех пор не будет и не может быть у нас мира, порядка и благоустройства в приходе, пока будет господствовать противоцерковный дух самочиния и недисциплинированности. Ведь даже светские организации не могут существовать без дисциплины; тем более необходима дисциплина, - послушание своему законному пастырю - в богоучрежденной организации - Церкви. Послушание своему законному Богом поставленному пастырю и ревностное попечение о спасении своей души - вот единственный верный залог мира и благоустроения приходской жизни. История свидетельствует, что большинство всех бед и нестроений в церковной жизни происходило от того, что верующие забывали свое основное назначение -спасаться под руководством своих законных пастырей. Отсюда именно возникали все смуты и расколы. Итак, братие, спасаться, спасаться и спасаться, а не ссориться, прекословить и своевольничать - вот в чем ваше назначение. «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его», и все остальное приложится Вам» (Матф. 6: 33). Аминь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 «Приближаются великие дни страстной седмицы и светлый праздник Воскресения Христова!»

Проповедь иеромонаха Аверкия (Таушева), произнесенная 17/30 марта 1938 г.55

Наши православные богослужения чудным неким образом переносят нас во времена последних дней земной жизни Христа Спасителя.

Дорогие о Господе братия и сестры!

Искренно желая Вам только добра, я с любовью призываю Вас к усердному и неопустительному посещению всех, что так возвещало бы и облагораживало душу, как эти трогательные воспоминания страстей Христовых и чудный переживания светлой пасхальной радости.

Глубоко несчастны те, которые, поддавшись суете мирской или обуянные гордыней века своего, отошли от Церкви и сделались чуждыми для святых переживаний; вдвойне несчастны те, которые, как это часто теперь встречается, и детей своих держать вдали от храма Божия, не приобщают их к его святыни: бедные-бедные! - они и не подозревают, какое зло и горе для себя и для других людей они в своих детях воспитывают! Кто отходит от Церкви, тот черствеет и грубеет сердцем, ожесточается душою своею, и наконец делается в тягость и самому себе и другим; а кто и детей своих думает воспитать вне благотворного влияния Церкви, тот пусть знает, что он собирает горящие уголья на главу свою: дети его вырастут дичками, без всяких твердых, нравственных устоев и в дальнейшем легко могут стать настоящими закоренелыми преступниками и злодеями. Опыт жизни красноречиво об этом свидетельствует.

В особенности же горячо напоминаю вам, братия и сестры, о необходимости исполнить со всею тщательностью, вниманием и причащения Св. ТАЙН ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ и побудить к этому детей, чтобы с чистым сердцем и радостной душой встретится всерадостный и всеторжественный праздник СВЯТОГО ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.

55 Архив Мукачевской православной епархии. - Документы о деятельности православного храма-памятника в Ужгороде (1927-1948 гг.). - Л. 627.

Ведь это потому так тяжко и прискорбно многим из нас живется, да и жизнь вся вокруг все мрачные и мрачные становится, что мы редко прибегаем к великому ТАИНСТВУ ТЕЛА И КРОВИ ХРИСТОВЫХ, а если и прибегаем, то механически, только по привычке, без искреннего раскаяния в своих прегрешениях и без твердой решимости впредь исправить свою жизнь, то-есть причащаемся не на пользу себе, а В СУДЕ И ОСУЖДЕНИЕ.

В эти великие дни великих, единственных в своем роде воспоминаний оторвемся, братие, хотя на время от земной суеты, поразмыслим о душе своей, о своем внутреннем состоянии, просмотрим внимательным и безпристастным оком всю свою жизнь во всех ей мелочах, отыщем, что имеется в ней несогласного с заповедями Божиими, - и решимся впредь исправить все свои греховное недочеты и начать новую светлую жизнь. С такими чувствами приступим к ЧАШЕ ГОСПОДНЕЙ, и тогда-то воочию и осязательным образом мы убедимся в величайшей силе и чудодейственной благотворности этого великого таинства, и вся жизнь наша преобразится, озарившись небесным светом.

Со страхом Божиим и верою преступите!

17/30 марта 1938 г.

Игумен Аверкий Настоятель Православного Прихода

в Ужгороде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.