Научная статья на тему '«ПАСТЫРЬ УСЕРДНЫЙ, СМИРЕННЫЙ, ВСЕГДА ТРЕЗВЫЙ И БЛАГОГОВЕЙНЫЙ»: БИОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1950-Е ГГ.'

«ПАСТЫРЬ УСЕРДНЫЙ, СМИРЕННЫЙ, ВСЕГДА ТРЕЗВЫЙ И БЛАГОГОВЕЙНЫЙ»: БИОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1950-Е ГГ. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ / СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ / ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИИ / ЕПИСКОП НИКАНДР (ВОЛЬЯННИКОВ)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Добровольский Александр Петрович

В статье рассматриваются биографии омских священнослужителей в 50-е гг. XX в. на основании данных, обнаруженных в архиве Омского епархиального управления. Исследование закрывает имеющиеся пробелы в истории Омской епархии исследуемого периода: реконструированы списки и биографии омского духовенства, проведен анализ состава приходских советов, исследованы отчеты уполномоченных Совета по делам Русской православной Церкви и Совета по делам религиозных культов по Омской и Тюменской области. Характеризуются изменения, произошедшие в религиозной политике Советского государства в 50-е гг. XX в. В Омской области по-прежнему действовало пять зарегистрированных православных приходов - Крестовоздвиженский собор и Никольская церковь в г. Омске, Покровская церковь села Воскресенское Калачинского района Омской области, молитвенные дома в гг. Исилькуль и Тюкалинск. На основании данных, представленных в архиве Омского епархиального управления рассмотрен состав приходского духовенства, представленные в характеристиках сведения позволяют реконструировать взаимодействия с епархиальным архиереем, приходскую жизнь и государственно-церковные отношения в исследуемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Воробьева Наталия Владимировна, Добровольский Александр Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««ПАСТЫРЬ УСЕРДНЫЙ, СМИРЕННЫЙ, ВСЕГДА ТРЕЗВЫЙ И БЛАГОГОВЕЙНЫЙ»: БИОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1950-Е ГГ.»

Н.В.Воробьева

| Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск А.П. Добровольский

| Храм иконы Божией Матери «Одигитрия», г. Мыски

«ПАСТЫРЬ УСЕРДНЫЙ, СМИРЕННЫЙ, ВСЕГДА ТРЕЗВЫЙ И БЛАГОГОВЕЙНЫЙ»: БИОГРАФИИ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА ОМСКОЙ И ТЮМЕНСКОЙ ЕПАРХИИ В 1950-е гг.

В статье рассматриваются биографии омских священнослужителей в 50-е гг. XX в. на основании данных, обнаруженных в архиве Омского епархиального управления. Исследование закрывает имеющиеся пробелы в истории Омской епархии исследуемого периода: реконструированы списки и биографии омского духовенства, проведен анализ состава приходских советов, исследованы отчеты уполномоченных Совета по делам Русской православной Церкви и Совета по делам религиозных культов по Омской и Тюменской области. Характеризуются изменения, произошедшие в религиозной политике Советского государства в 50-е гг. XX в. В Омской области по-прежнему действовало пять зарегистрированных православных приходов — Крестовоздвиженский собор и Никольская церковь в г. Омске, Покровская церковь села Воскресенское Калачинского района Омской области, молитвенные дома в гг. Исилькуль и Тюкалинск. На основании данных, представленных в архиве Омского епархиального управления рассмотрен состав приходского духовенства, представленные в характеристиках сведения позволяют реконструировать взаимодействия с епархиальным архиереем, приходскую жизнь и государственно-церковные отношения в исследуемый период.

Ключевые слова: история Омской и Тюменской епархии, священнослужители, церковно-государственные отношения, Совет по делам религии, епископ Никандр (Вольянников).

Характеризуя изменения, произошедшие в религиозной политике Советского государства в 50-е гг. XX в. исследователи отмечают, что тот курс, который осуществлялся после смерти И.В. Сталина в 1953 г., помог поначалу создать точные и действенные механизмы сотрудничества государства с Церковью. Отношения председателя Совета Г.Г. Карпова и председателя Отдела внешних церковных сношений митрополита Николая (Ярушевича) стали носить ровный и систематический характер. Как отмечает М. И. Одинцов, Г.Г. Карпов «проводил политику «благоприятствования» деятельности церкви» [28, с. 43]. А. И. Горшкова говорит о личных отношениях Г.Г. Карпова с патриархом Алексием, выражавшихся в праздновании дней рождений и юбилейных дат Патриарха и других церковных деятелей: «На страницах «Журнала Московской Патриархии» постоянно приводятся взаимные поздравительные телеграммы патриарха и председателя Совета» [24]. В. А. Алексеев в своей книге «Иллюзии и догмы» писал о Г. Г. Карпове как о реально мыслящем человеке, заслуги которого в возрождении Церкви и нормализации государственно-церковных отношений пока еще объективно не оценены [19, с. 236].

Исследований, посвященных непосредственно истории Омской и Тюменской епархии в 50 е гг. XX столетия, немного. В ряду комплексных исследований стоит обратить внимание на дипломную работу иерея Максима Семенова «История Омско-Тюменской епархии» [30], а также изданный с опорой на эту работу историко-биографический справочник «Иерархи Омской церкви. Предстоятели Омской епархии Русской Православной Церкви» [25], диссертационное исследование Н. И. Лебедевой, посвященное архитектуре и истории омских храмов также не может быть обойдено вниманием [27].

В 2018 году вышла статья в «Православной энциклопедии», посвященная Омской епархии [23, с. 685-702]. В ряде ранее опубликованных статей мы останавливались на проблемах государственно-церковных отношений в указанный период [22, с. 590-593; 18, с. 170-180; 16, с. 19-31; 15, с. 350-357; 17, с. 90-95; 21, с. 88-90; 20, с. 12-16].

В 1950 г. должность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви в Омской области была ликвидирована за ненадобностью и функции контроля за исполнением советского законодательства о религиозных культах были возложены на уполномоченного Совета по делам религиозных культов в Омской области. Уполномоченными Совета в изучаемый период были: Густов [инициалы не установлены] (1950-1958) и Л. Л. Серебренников (1958-1960).

В первой половине 50-х гг. XX в. в Омской области наметились тенденции к ограничению деятельности по открытию приходов. Совет по делам религиозных культов контролировал кадровый вопрос путем отстранения от церковной деятельности тех священнослужителей, которые, по мнению уполномоченного Совета, подозревались в антисоветских настроениях. Формально уполномоченный не вмешивался в церковные дела, но фактически — влиял на них, приглашая архиереев, духовенство и членов приходских советов на беседы. Кроме этого, чиновник вел прием простых верующих и других граждан, пришедших по вопросам, находившимся в его компетенции.

31 июля 1952 г. архиепископ Ювеналий (Килин) был переведен на Ижевскую и Удмуртскую кафедру, Омскую епархию возглавил епископ Никандр (Вольянников). Биография епископа Никандра (Вольянникова) излагается согласно личному делу архиерея, представленному в Государственном архиве Российской Федерации [4].

Николай Федорович Вольянников родился в Тифлисе в 1909 г. в семье церковного сторожа, в детстве был усыновлен протоиереем Сергием Дмитриевичем Городцовым — будущим митрополитом Новосибирским и Барнаульским Варфоломеем. В 1927 г. он окончил первую советскую школу второй ступени в г. Баку, а в 1931 г. — Иркутский государственный университет по юридическому отделению, работал экономистом в 1931-1934 гг. в Вос-тсибрайснаббыте, в 1934-1939 гг. в Ангарзолотпродснабе в г. Иркутска, 1940-1942 гг. тру-

дился в Медпромснабе г. Москвы. С 1936 г. — инвалид второй группы по причине туберкулеза легких, а с 1942 г. находился на пенсии по инвалидности. Репрессиям не подвергался.

В январе 1944 рукоположен в сан священника в г. Новосибирске. С 1944 по 1949 гг. являлся секретарем Архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея (Городцо-ва), а также Благочинным г. Новосибирска. В марте 1945 года награжден Патриархом Сергием наперстным крестом. В январе 1945 — член Поместного Собора Русской Православной Церкви. Получил благодарственную телеграмму от И.В. Сталина за сбор средств на военно-патриотические цели. 5 ноября 1946 г. награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

27 февраля 1949 года в Новосибирске хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии. Хиротонию совершали: архиепископ Новосибирский Варфоломей (Го-родцев), архиепископ Омский Палладий (Шерстенников) и епископ Семипалатинский Вар-сонофий (Гриневич). В обязанности Бийского епископа входила помощь в управлении обширнейшей Новосибирской епархией, охватывавшей в то время территорию 5 краев и областей.

Что же представляла собой вверенная епископу Никандру епархия в 1952 г.? В связи с тем, что должность уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви по Омской области в 1950 г. была упразднена, сведения о деятельности Русской Православной Церкви в отчетах уполномоченного нам удалось обнаружить только за 1955 г. Епархиальную жизнь в 1952-1955 гг. можно восстановить лишь по дошедшим до нас отрывочным сведениям из епархиального архива, ни в Государственном архиве Российской Федерации, ни в Историческом архиве Омской области сведений не содержится.

В Омской области по-прежнему действовало пять зарегистрированных православных приходов — Крестовоздвиженский собор и Никольская церковь в г. Омске, Покровская церковь села Воскресенское Калачинского района Омской области, молитвенные дома в гг. Исилькуль и Тюкалинск. Уполномоченный отмечает рост крещений и венчаний. Согласно поданной информации о деятельности религиозных групп и общин в Омской области секретарю Омского обкома КПСС Е.П. Колущинскому, председателю исполкома областного Совета депутатов трудящихся М.Е. Демиденко: «имелись случаи, когда крестят детей офицеры Советской армии. Наибольшее посещение верующих богослужений падает на собор (по ул. Тарской)» [3, л. 50].

Рассмотрим подробнее каждый из действовавших православных приходов Омского благочиния. Настоятелем Крестовоздвиженского собора г. Омска был священник Владимир Александрович Пермяков, 1896 года рождения, в 1922 г. рукоположенный во диакона, в том же году (согласно данным его личного дела) состоялось и рукоположение его в иереи, награжден в 1952 г. камилавкой, в 1954 г. наперсным крестом. Кроме того, 15/24 февраля 1954 г. Святейший Патриарх Алексий I удостоил его внеочередной наградой — саном протоиерея.

Вторым священником в Градо-Омском кафедральном Крестовоздвиженском соборе был Николай Петрович Соловьев, родился 4 мая 1890 г. В 1910 г. окончил 4 класса Саратовской духовной семинарии. 24 сентября 1944 г. рукоположен архиепископом Варфоломеем в сан пресвитера и назначен вторым штатным священником к Градо-Ишимской Никольской Церкви. Его же указом 21 января 1945 г. переведен на второе священническое место к Никольской Церкви Ленинска-Омского и им же указом от 1 февраля 1948 г. переведен на второе священническое место к Омскому кафедральному собору. До получения священного сана был на гражданской службе бухгалтером. В 1947 г. награжден архиепископом Алексием скуфьей и в сентябре 1948 г. камилавкой, в 1951 г. — наперсным Синодальным крестом - «За усердное благоговейное служение Церкви Христовой и за труды по исполнению обязанностей личного секретаря архиепископа» [3, л. 34]. Указом Преосвященного Никандра епископа Омского и Тюменского 21 августа 1952 г. назначен настояте-

лем Омского Кафедрального собора. Награжден камилавкой в 1948 г., наперсным крестом в 1951, в 1953 г. возведен в сан протоиерея, также он являлся личным секретарем правящего Архиепископа.

Третьим священником Омского Кафедрального собора и Братским духовником был Ники-фор Парфенович Слепцов, 9 февраля 1877 года рождения. В 1927 г. рукоположен в сан диакона. В 1946 г. возведен в сан пресвитера архиепископом Варфоломеем, в 1947 г. перемещен третьим священником к Омскому Кафедральному собору. Награжден в 1947 г. скуфьей, в 1948 г. камилавкой, в 1952 г. — удостоен награждения наперсным крестом. «Священник Никифор Слецов ... как пастырь усердный, смиренный, всегда трезвый и благоговейный, проходит с любовию и послушанием братского духовенства», - читаем в его личном деле [7, л. 34, 37].

Диакон Крестовоздвиженского собора Владислав Харитин - к церковным наградам не представлялся, но по сведениям, представленным в отчете уполномоченного Совета Густо-ва в августе 1955 г. был уволен за штат, в связи с тем, что вскрылось, что он, будучи священнослужителем, женился во второй раз. В 1964 г. Владислав Харитин отречется от священного сана [13]. При этом епископ Никандр (по заявлению) намеревался «решить у патриарха вопрос о том, лишать ли Харитина сана церковнослужителя (как положено за повторную женитьбу) или перевести его куда-либо в другое место, где его не знают, с условием, что Харитин оставит вторую семью» [7, л. 38].

Настоятелем Никольской Градо-Омской церкви и благочинным церквей первого округа г. Омска был митрофорный протоиерей Андрей Пахомович Дышаев [7, л. 34-35], он родился 17 июля 1889 г., в 1910 г. он окончил Красноярскую духовную семинарию и был определен псаломщиком к Спасскому собору уездного города Минусинска. Состоял делопроизводителем Минусинского уездного отделения епархиального училищного совета. 11 сентября 1913 года вышел за штат епархии, работал учителем. 14 сентября 1915 года рукоположен Преосвященным Никоном (Бессоновым), епископом Енисейским и Красноярским в сан священника к церкви святителя Иннокентия Иркутского села Перовского Канского уезда (ныне с. Партизанское Красноярского края). В 1916 году утвержден в должности члена бла-гочиннического совета 3-го благочиния Канского уезда. 13 января 1919 года переведён вторым священником к Петропавловскому храму села Ужурского, 14 июля этого же года -настоятелем к Покровской церкви села Корниловского Ачинского уезда. В середине 1930-х годов служил в Успенской церкви города Енисейска. 28 марта 1936 г. он был арестован по ст. 58 ч. 10 УК БССР, осужден 15 августа 1936 г. «за антисоветскую агитацию» на Особом Совещании при ЦК НКВД СССР и приговорен к трем годам исправительно-трудовых лагерей. Реабилитирован протоиерей Андрей Дышаев прокуратурой Красноярского края только 2 августа 1989 г. Назначен настоятелем Троицкого молитвенного дома, открытого 26 февраля 1946 года в городе Гурьевске Кемеровской области. Из отчета Уполномоченного по делам религии за 2-ой квартал 1946 года: «Патриотическую работу не проводил» [1, л. 244]. 20 августа 1946 г. назначен митрополитом Варфоломеем (Городцовым) настоятелем Гра-до-Омской Никольской церкви и 19 октября того же года - благочинным омских церквей. Награжден палицей (1934 г.), крестом с украшениями (1947 г.), митрой (1951). Как писал о нем владыка Ювеналий (Килин): «протоиерей Андрей Дышаев обязанности благочинного настоятеля церквей Омской области несет с большим усердием и любовью, богословски-образованный, культурный, всегда аккуратный и исполнительный. Отличный проповедник (экспромтом), ближайший и преданный помощник Епархиальному Архиепископу» [7, л. 36].

В 1955 г. протоиерей Андрей был смещен с настоятельства и лишен звания благочинного «за допущение систематических пьянок членов церковного совета, проводившихся в церковной сторожке и за допущение растраты церковных средств» [3, л. 51], о чем свидетельствуют данные ревизии, проведенной епархиальным управлением за первое полугодие 1955 г.: обнаружена растрата от 12 до 20 тысяч рублей. По сообщению бывшего помощника церковного старосты, в крестильном отделении церкви «устроили ночлежку как га-

рем». Вместо Дышаева настоятелем церкви был назначен священник Литвинцев, недавно приехавший из г. Томска, а благочинным — новый настоятель собора Рухмалев» [3, л. 52].

Вторым священником Градо-Омской Никольской церкви был протоиерей Трофим Иаковле-вич Гончаров, 1899 года рождения. В 1918 г. окончил курс Киево-Софийского духовного училища. В 1921 г. рукоположен в сан диакона Воскресенской церкви г. Костенец, с 1930 по 1938 гг. служил в разных храмах Днепропетровской епархии. В 1937 г. награжден наперсным Синодальным крестом. 26 февраля 1945 г. указом Преосвященного Товии (Остроумова), епископа Свердловского назначен настоятелем Александро-Невской церкви г. Троицка Челябинской области. По представлению Свердловского епископа Товии в 1947 г. возведен в сан протоиерея. В мае 1948 г. по предложению епископа Ювеналия (Килина) переведен к Знаменскому кафедральному собору г. Иркутска, с января 1950 г. по болезненному состоянию переведен в Омск с назначением на второе священническое место в Никольской церкви. Не был в обновленческом расколе и не был судим. Епископ Ювеналий писал о нем: «отец протоиерей Трофим Гончаров отличается особенным благоговением, всегда исправный и усердный к пастырским обязанностям, с большой любовью и усердием совершает Богослужения, всегда трезвый, высоконравственный, смиренный, талантливый проповедник Слова Божия и ни в чем предосудительном замечен не был. Большую помощь оказывает правому и левому клиросу своею любовью к певческому делу как руководитель и знаток церковного пения» [7, л. 38]. 6 марта 1952 г. канцелярией Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I резолюцией Его Святейшества № 104 удостоен награждения палицей по представлению епископа Никандра.

В Омске память о протоиерее Трофиме Гончарове связана с первым кладбищенским храмом в годы возрождения церковной жизни. Сын протоиерея Трофима Н. Т. Гончаров, бизнесмен из Америки в конце 80-х годов перенес прах отца со Старо-Восточного на новое Пушкинское кладбище г. Омска и выделил значительные средства на постройку храма на кладбище в память об отце — протоиерее, в 1989 г. храм был освящен.

В Покровской церкви села Воскресенское Калачинского района настоятелем служил протоиерей Александр Назарович Рухмалев, 1879 года рождения, окончил Московский университет по первому классу юридических наук, с 1925 г. был рукоположен во диакона, в том же году во священника, в 1929 г. награжден наперсным крестом, в 1948 г. — протоиерейством, удостоен награждения палицей в 1954 г.

8 марта 1955 г. епископ Никандра направил рапорт Святейшему Патриарху Алексию I, в котором сообщил о подвиге протоиерея Александра. В день празднования очередной годовщины октябрьской революции - 7 ноября 1954 года протоиерей Александр находился в магазине с. Воскресенское Калачинского района Омской области. В это сообщили о том, что в реке Оми тонет человек, взяв с собой веревку из магазина хоз. Товаров он побежал к реке. На берегу столпился народ, при том никто не рискнул пойти на помощь утопающему, т.к. лед был еще тонок. Только 75-летний священник попросил обвязать его веревкой и спас человека (которым оказался бухгалтер-счетовод из конторы). Епископ Никандр попросил наградить протоиерея Александра Рухмалева за его самоотверженный поступок наградой по усмотрению Святейшего.

Канцелярия Московской Патриархии сообщала Высокопреосвященнейшему епископу Ни-кандру резолюцию Его Святейшества, положенную на представлении к награждению ко дню Святой Пасхи 1955 года протоиерея Александра Рухмалева: «1955 Мр. 14. Протоиерею Александру Рухмалеву подается благословение Божие за его самоотверженный подвиг спасения утопавшего» [3, л. 6].

По сведениям, представленным в отчете уполномоченного Совета Густова, в августе 1955 г. епископ Никандр произвел значительное перемещение духовенства, в частности сменив настоятеля Крестовоздвиженского собора священника Владимира Пермякова, который

был переведен в рядовые священники, а на его место был назначен священник Александр Рухмалев из церкви, что в с. Воскресенка Калачинского района.

Настоятелем Иоанно-Предтеченского Тюкалинского молитвенного дома в Омской области являлся священник Павел Дмитриевич Солнцев, родившийся 1 июня 1875 г., с 1903 по 1935 гг. в сане диакона, в 1935 г. рукоположен в сан священника. В 1937 г. награжден набедренником, в 1947 г. — камилавкой. С 1948 г. переведен на службу в Омскую епархию, в 1949 г. назначен настоятелем Тюкалинского молитвенного дома. В 1951 г. награжден наперсным Синодальным крестом [7, л. 85].

Священником Иоанно-Предтеченского молитвенного дома в г. Тюкалинске Омской области был Иоанн Яковлевич Новоселов, 23 сентября 1885 года рождения. Он окончил трехклассное церковно-приходское училище и учительские курсы, 1911 г. был рукоположен в сан диакона, 1914 г. священника. Награжден в 1925 г. камилавкой. Согласно постановлению ОГПУ отбыл заключение по ст. 58 с марта 1938 г. по 15 января 1945 г.

Из рапорта епископа Никандра Святейшему Патриарху: «Священник Новоселов И.Я. усерден в службе, трезвенник и пользуется любовью прихода» [7, л. 87]. Удостоен в 1948 г. наперсного креста, в 1955 г. - сана протоиерея.

Священник Николай Федорович Зорин — с 1956 г. настоятель Иоанно-Предтеченского Тюкалинского молитвенного дома, 1898 года рождения, 3 класса начальной школы, 1950 г. диакон, 1952 г. священник - удостоен на Пасху 1954 г. набедренника. Скончался после продолжительной болезни 1 декабря 1956 г.

Настоятелем молитвенного дома в г. Исилькуль Омской области был священник Павел Иванович Попов, 1884 года рождения, в 1920 г. рукоположен в сан священника Егвинской церкви Соликамского уезда, служил там по 1929 г. В 1930 г. награжден скуфьей, в 1935 г. — камилавкой.

По отбытии ссылки с 1945 г. вновь служил настоятелем в церквах Молотовской епархии до февраля 1950 г. В 1950 г. назначен вторым священником к Никольской Градо-Ишимской церкви.

В 1951 г. перемещен на должность настоятеля молитвенного дома в г. Исилькуль Омской епархии. 6 марта 1952 г. канцелярией Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I резолюцией Его Святейшества № 104 - награжден наперсным Синодальным крестом [7, л. 83].

К сожалению, ни в Государственном архиве Российской Федерации, ни в Омском областном историческом архиве нам не удалось обнаружить отчеты уполномоченного Совета Гус-това за период 1952-1954 гг., некоторые сведения из Отчетов содержатся в материалах личного дела епископа Никандра.

Летом 1955 года вследствие тяжелой прогрессирующей болезни, епископ Никандр выехал в отпуск на курортное лечение. 1 сентября 1955 г. в связи с отъездом на лечение епископа Никандра временное управление Омской епархией поручено проживавшему в Омске на покое епископу Венедикту (Пляскину). Епископ Никандр скончался 8 июня 1957 года в Ялте, находясь на лечении [26, с. 582-583].

Таким образом, в первой половине 1950-х гг. омские Преосвященные стремились расширить влияние Церкви, что нашло выражение в совершение служб в соборе и других храмах Омской и Тюменской епархии, проповеднической деятельности. Архиереи требовали произнесения проповедей от благочинных и настоятелей церквей в воскресные и праздничные дни. Однако власти систематически препятствовали расширению влияния Церкви.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственный архив Российской Федерации (ГА РФ). Ф.Р. 6991. Оп.1. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. 1943-1965 гг. Д. 89 «Информационные отчеты Уполномоченных за 2-й квартал 1946г. по областям РСФСР Т.3. Кемеровская обл.».

2. ГА РФ. Ф. Р. 6991. Оп. 2. Совет по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. 1943-1960 гг. Д. 309 «Записи бесед председателя и членов Совета по делам РПЦ с патриархом и духовенством; письма патриарха Алексия в Совет по делам РПЦ. (31 марта-21 ноября 1961 г.)».

3. ГА РФ Ф. Р. 6991. Оп. 3. Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР. 1944-1960 гг. Д. 782 «Материалы о работе уполномоченного по Омской области 1955 г.».

4. ГА РФ Ф. Р. 6991 Оп. 7. Личные дела высших служителей культа. 1944-1974. Д. 87 Епископ Житомирский и Овручский Никандр (Вольяников Николай Федотович).

5. Государственный архив в г. Тобольске. Ф. И156. Тобольская духовная консистория. Оп. 19. Клировые ведомости церквей г. Тюмени и Тюменского уезда, 1911 г. Д. 450.

6. Архив Омского епархиального управления (АОЕУ). Ф. 1. Оп. 2. Д. 2 «Входящие документы (1956)».

7. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 1 «Дело о награждении духовенства с 1952 по 1958 год».

8. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 7 «Дело для руководства и сведения /разных лет/ циркуляры всем приходам Омской епархии. 1958 г. (1956-1958)».

9. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 8 «Дело о принятии дел от Архиепископа Вениамина, Епископом Мстиславом (1957-1958)».

10. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 9 «Наградные списки духовенства. (1957-1959)».

11. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 11 «Поступающие и выбывающие духовенство (1957-1958)».

12. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 16 «Дело канцелярии. Экз. комиссия, штатное расписание причта. Наградные списки духовенства (1959-1960)».

13. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 28 «Отреченцы».

14. АОЕУ. Ф. 1. Оп. 3. Д. 29 «Переписка о пенсионных делах. 1961-1985 гг.».

15. Александр Добровольский, свящ. Конфессиональная политика советского государства в 1950-е гг. (на примере отчетов уполномоченных по Омской области) // Вестник Оренбургской духовной семинарии. 2019. № 2 (11). С. 350—357.

16. Александр Добровольский, свящ. Формы и методы взаимодействия уполномоченных совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР по Омской области и Омской и Тюменской епархии в 40-60-е гг. в. // Нижегородский клуб имени митрополита Николая (Кутепова). Сборник статей. Нижний Новгород, 2018. С. 19-31.

17. Александр Добровольский, свящ., Воробьева Н. В. Изменение принципов церковно-государственных отношений в 40-е гг. на примере Омской области // Сохранение и развитие русской культуры: история, литература, общество. Материалы научно-практической конференции, посвященной 25-летию фонда «Возрождение Тобольска». Тобольск. 2020. С. 90-95.

18. Александр Добровольский, свящ., Воробьева Н. В. Направления, формы и методы деятельности уполномоченных Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете народных комиссаров — Совете Министров по Омской области в 40-60-е гг. XX в. // Вестник Омской православной духовной семинарии. 2018. № 2(5). С. 170-180.

19. Алексеев В. А. Иллюзии и догмы. М., Политиздат, 1991. 398 с.

20. Воробьева Н. В. Судьбы омского духовенства в годы «хрущевских гонений» на церковь (Протоиерей Александр Рухмалев) // «Нравственные ценности и будущее человечества»: материалы XI Международных аксиологических чтений, г. Омск, 31 марта 2020 г. /АНПОО «Многопрофильная Академия непрерывного образования». Омск, 2020. С. 12-16.

21. Воробьева Н. В. Судьбы Омского духовенства: протоирей Поликарп Чернявский // Религия и общество — 14. Сборник научных статей. Могилев. МГУ имени А.А. Кулешова. 2020. С. 88-90.

22. Воробьева Н. В. Церковно-государственные отношения в период антирелигиозной кампании 1958-1964 гг. (на примере Омской и Тюменской епархии) // Омские научные чтения — 2018 [Электронный ресурс] : материалы Второй Всероссийской научной конференции (Омск, 10-15 декабря 2018 г.) / [редкол.: Т. Ф. Ящук и др.]. Электрон. текстовые дан. Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) ; 12 см. С. 590-593.

23. Воробьева Н. В., Лосунов А. М., Олихов Д. В., Суховецкий В. А. Омская епархия // Православная энциклопедия. Т. 52. М.: Православная энциклопедия, 2019. С. 685-702.

24. Горшкова А. И. Государство и Русская Православная Церковь в 1940-1990-х гг. // Сб. науч. тр. Вып. 1. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://hist.usu.ru/dais/vols/vol 1 .htm') (дата обращения 22.03.20).

25. Жук А. В. Иерархи Омской церкви. Предстоятели Омской епархии Русской Православной Церкви. Биографический справочник. Омск, 2007. 193 с.

26. Косик О. В., Менькова И. Г. Венедикт (Пляскин), еп. Омский // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2004. Т. VII. С. 582-583.

27. Лебедева Н. И. Храмы и молитвенные дома Омского Прииртышья. Омск, 2003. 255 с.

28. Одинцов М. И. Письма и диалоги времен «хрущевской оттепели» // Отечественные архивы. 1994. № 5. С. 25-33.

29. Поспеловский Д. В. Русская Православная церковь в ХХ веке. М., 1995. 511 с.

30. Семенов М., иерей. История Омско-Тюменской епархии. Тобольск, 1999. 256 с.

31. Семенчук К. А. Трансформация православия в Западно-Сибирской деревне XX века (на примере крестного хода во время засухи в деревнях Омского Прииртышья) // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2017. С. 121-123.

32. Тобольские епархиальные ведомости. 1906. № 1, отд. офиц. С. 8; 1909. № 11, отд. офиц. С. 126; 1914. № 6, отд. офиц. С. 101, 103; 1915. № 41, отд. офиц. С. 499; 1916. № 10, отд. офиц. С. 118; 1917. № 28, отд. офиц. С. 391; 1919. № 6. С. 102; № 11. С. 168.

33. Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. 478 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.