Научная статья на тему 'Пастор с двойной занятостью, либо на поддержке церкви? О финансовой поддержке служения пастора в церквях ЕХБ Украины'

Пастор с двойной занятостью, либо на поддержке церкви? О финансовой поддержке служения пастора в церквях ЕХБ Украины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
209
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
протестантизм / баптизм / пастор / оплата пасторского труда / пастор с двойной занятостью / управление церковью / Protestantism / Baptism / pastor / remuneration of the work of a pastor / bi-professional pastor / church management

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Валентин Синий

В статье рассматриваются особенности оплаты пасторского труда в баптистских церквах Украины. По результатам опроса пасторов дается описание сложившихся в данной сфере практик и анализ факторов, обусловливающих отказ церковного сообщества от материальной поддержки пасторов. На основании текстов из Ветхого и Нового Заветов раскрывается библейское учение о финансовой поддержке Божьего служителя. Предлагаются несколько шагов для трансформации сложившейся внутри баптистских церквей практики в более релевантную с точки зрения Библии и культурного контекста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bi-professional Pastor оr Church Support?

The article deals with the peculiarities of remuneration for the work of a pastor in the Baptist churches of Ukraine. Based on the results of a survey of pastors, a description of the prevailing practices in this area and an analysis of the factors that determine the refusal of the church community from material support for pastors are given. On the basis of the texts from the Old and New Testaments, the biblical teaching about the financial support of God’s servant is revealed. Several steps are proposed to transform existing practices within Baptist churches into more biblically and culturally relevant practices.

Текст научной работы на тему «Пастор с двойной занятостью, либо на поддержке церкви? О финансовой поддержке служения пастора в церквях ЕХБ Украины»

ВАЛЕНТИН СИНИЙ

о

О л

ПАСТОР С ДВОЙНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ ЛИБО НА ПОДДЕРЖКЕ ЦЕРКВИ?

О финансовой поддержке

служения пастора в церквях ЕХБ Украины

< Аннотация: В статье рассматриваются особенности оплаты пастор-

© ского труда в баптистских церквах Украины. По результатам опроса

^ пасторов дается описание сложившихся в данной сфере практик и

5 анализ факторов, обусловливающих отказ церковного сообщества от

сч материальной поддержки пасторов. На основании текстов из Ветхого

п и Нового Заветов раскрывается библейское учение о финансовой

z поддержке Божьего служителя. Предлагаются несколько шагов для

трансформации сложившейся внутри баптистских церквей практики в более релевантную с точки зрения Библии и культурного контекста. Ключевые слова: протестантизм, баптизм, пастор, оплата пасторского труда, пастор с двойной занятостью, управление церковью.

Title: Bi-professional Pastor ог Church Support?

Annotation: The article deals with the peculiarities of remuneration for the work of a pastor in the Baptist churches of Ukraine. Based on the results of a survey of pastors, a description of the prevailing practices in this area and an analysis of the factors that determine the refusal of the church community from material support for pastors are given. On the basis of the texts from the Old and New Testaments, the biblical teaching about the financial support of God's servant is revealed. Several steps are proposed to transform existing practices within Baptist churches into more biblically and culturally relevant practices.

Keywords: Protestantism, Baptism, pastor, remuneration of the work of a pastor, bi-professional pastor, church management.

Валентин Синий, кандидат философских наук, ректор Таврийского христианского института (Херсон, Украина). ORCID: http://orcid.org/ 0000-0002-0677-3456

202

Введение

♦ Тема финансовой поддержки пастора является весьма деликатной и ^

зачастую болезненной как для самих пасторов, так и для членов их церквей. ^ Однако дискуссия по этому вопросу в современных условиях необходима.

ш

Библейский термин «пастор» обозначает служителя церкви, который забо- ^

тится о церкви по аналогии с тем, как пастух заботится о стаде. В Послании с!

к Ефесянам 4:11 Павел говорит о том, что пастор получает назначение на о

служение от Бога: «И Он поставил одних Апостолами, других — пророками, <

иных — Евангелистами, иных — пастырями и учителями...» о

Писание показывает нам различные практики материального обеспечения ^

служителя церкви и миссионера в ранней церкви. Так, согласно 1 Кор. 9:13- §

14 можно предположить, что некоторые пасторы находились на полном со- ^

держании общины: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются к

от святилища?что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? < Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования».

В других случаях речь идет о нерегулярных добровольных пожертвованиях ,5= для поддержки служителя, например: «Наставляемый словом, делись ким добром с наставляющим» (Гал. 6:6). И, наконец, мы читаем о случаях

о

двойной занятости, когда служитель самостоятельно обеспечивал себя, о совмещая труд со служением: «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от о кого не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при с мне послужили руки мои сии» (Деян. 20:33-34).

В данной статье мы рассмотрим пасторское служение как профессиональную деятельность в контексте современной протестантской церкви в Украине и в свете Библии. В этой связи уместно будет поставить четыре вопроса:[1]

1. Какова ситуация с поддержкой служения пасторов в современной Украине?

2. Каковы причины сложившейся ситуации?

3. Каким должно быть отношение к данной проблеме с точки зрения Библии, богословия и нашего контекста?

4. Каковы пути изменения сложившейся ситуации?

1. Ситуация с поддержкой служения пасторов в современной Украине

♦ В Украине сегодня можно наблюдать пять моделей организации пасторского служения по характеру нагрузки (занятости) и поддержи от церкви. Некоторые из них для баптистских церквей не характерны.

203

[1] Следует отметить, что на позицию автора в данном вопросе оказал влияние его личный опыт. Воспитанный в семье пастора, автор сам был рукоположен на пасторское служение в 1998 году Матвиевым Владимиром Николаевичем.

I

© I

о

Автором был праведен опрос среди пасторов баптистских церквей, что позволило собрать некоторую первичную информацию относительно ситуации в Украине по этому вопросу. В опросе приняли участие 180 пасторов из разных регионов Украины.

Следует отметить, что, поскольку сбор информации производился с помощью электронного опросника, это ограничило доступ к служителям более старшего возраста, которые в меньшей степени пользуются современными средствами коммуникации.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ: пастор с двойной занятостью («делатель палаток»).

Такой пастор имеет постоянное место работы, бизнес или частичную занятость на каком-либо предприятии, а после работы, занимается церковными делами на волонтерских началах. Должностная инструкция пастора и трудовой договор отсутствует. Не предусмотрена постоянная поддержка, отпуск для пастора или другие способы заботы о нем.

Библейским обоснованием данной модели является пример апостола Павла, который занимался изготовлением палаток (Деян. 18:3; 20:33-34).

О-

¡2 Это одна из самых распространённых моделей пасторства в Украине: 69%

о

< опрошенных пасторов относятся к данной категории.

е| В рамках данной категории могут быть выделены две примерно равные ^ подкатегории: а) пасторы, получающие частичную поддержку от церкви — 35% опрошенных пасторов; б) пасторы, не получающие никакой поддержки от церкви или спонсоров — 34% опрошенных пасторов.

Лишь 12% всех опрошенных (и 15% тех, кто сам принадлежит к этой категории) считают данную модель правильной с точки зрения Библии и культурного контекста. Из этого следует, что большинство пасторов с двойной занятостью придерживаются этой модели вынужденно, в частности, в силу экономических факторов. Данная модель более характерна для церквей с численностью до 100 членов. В отдельных случаях ее придерживаются и более многочисленные церковные общины (до 200 членов).

Основная проблема такой модели: пастор не всегда может построить две карьеры эффективно, из-за недостатка времени и сил. Нередко это приводит к эмоциональному выгоранию пастора. С другой стороны, по мнению некоторых экспертов[2], такой бипрофессиональный характер служения пасторов отрицательно сказывается на глубине поклонения и качестве проповеди. Разумеется, в таких случаях страдает сама церковь.

Проблема обостряется, когда пастор живет в маленьком городке или поселке, где бывает нелегко трудоустроиться. Чтобы обеспечить семью в сегодняшних экономических условиях, некоторые пасторы вынуждены

о

204

[2] На основании неопубликованных данных исследования проводимого Overseas Council и Sholar Leader International по развитию жизненной стабильности академического образования «Vital Sustainability Initiative», документ «2019 TCI Visit Reflections».

0

1

ездить на заработки в другой город или в другую страну, устраиваться на сезонные работы.

р--

В ходе общения с академическим сообществом было выяснено, что отсут- ш

ствие практики поддержки пасторов снижает интерес молодых по возрасту й

христиан к тому, чтобы рассматривать пасторское служение в перспективе ш

долгосрочной занятости. ^

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ: пастор не получает поддержки от поместной церкви, ° но находится на поддержке зарубежной миссии или своих родственников, ^

обычно проживающих за пределами страны. §

Именно поддержка со стороны западных церквей молодых пасторов в их ^ желании организовывать новые церкви привела к волне открытия церк- ^ вей в период с 1991 по 2010 годы. После экономического кризиса 2007 года о западные церкви значительно сократили размер финансовой поддержки к служителей в Украине, что привело к заметному уменьшению числа па- ^ сторов рассматриваемой категории. На данный момент 8% опрошенных пасторов баптистких церквей находятся на поддержке со стороны западных партнеров или родственников, эмигрировавших на Запад. Следует от- ш метить, что поддержка со стороны родственников обычно осуществляется о именно в силу родственных отношений, а не как поддержка собственно о

пастора или миссионера (по роду деятельности). ^

с

Только 2% опрошенных считают эту модель правильной и библейски обо- >| снованной, и таким образом, подавляющее большинство, в силу ряда причин, ее не поддерживают.

При такой модели обычно отсутствует ясная должностная инструкция пастора и/или трудовой договор. Количество времени, уделяемое пастором своему служению, как правило, определяется при диалоге со спонсорской организацией. Если пастор поддерживается международным служением, у него может быть должностная инструкция, и партнерская организация старается защитить служителя от перегруженности.

Серьезной проблемой этой модели является отсутствие подотчетности пастора перед церковью. Особую опасность это создает в сфере финансов, в сфере богословия и в сфере характера пастора. С другой стороны, община при такой модели мало заботится о своем пасторе, который независим от нее финансово. Пастора иногда воспринимают как миссионера, а поддержка от родственников (обычно детей) расценивается как выполнение

205

заповеди о почитании родителей, а не как забота о служителе.

Если говорить о сильны сторонах этой модели, следует отметить, что служители, которые находятся на поддержке со стороны западных организаций, обычно имеют лучшую социальную защищённость. Западные партнеры предусматривают наличие отпуска, выходных дней, часто в бюджет пасторов может быть включена статья на повышение квалификации или покупку книг. Подобная практика почти отсутствует при поддержке пастора украинской церковью.

о

ТРЕТЬЯ МОДЕЛЬ: пастор имеет поддержку от церкви, но не подотчетен церкви. В этом случае пастор имеет подотчетную ему исполнительную команду. Часть членов этой команды могут также находиться на поддержке церкви. Иногда в контексте данной модели говорится о подотчетности, но на практике она отсутствует или имеет формальный характер.

В качестве библейского обоснования этой модели используется пример десятины для священника.

Такая модель более характерна для церквей, придерживающихся учения о финансовом благополучии христиан, а также об особом помазании пастора или особом статусе пасторского служения. Как правило, при этом | наблюдается более высокий стандарт жизни пастора, начиная от одежды и 5? заканчивая жильем, транспортом и способом отдыха. Данная модель также может складываться между пастором и организованной им церковью, если © организация происходила без правильной коммуникации с посылающей § на служение церковью.

о Именно отсутствие подотчетности пастора церкви представляет основную о? проблему данной модели, поскольку оно способствует формированию н пастороцентричного руководства. Нередко в церквах с такой моделью от-< сутствует видение.

5 Для украинских баптистских церквей данная модель не характерна.

о

о ЧЕТВЕРТАЯ МОДЕЛЬ: пастор получает поддержку от церкви (или от объ--- единения) и подотчетен внешнему органу, например Союзу, Пресвитерии, областному объединению церквей, Синоду, совету миссии.

Данную модель мы наблюдаем в общинах, являющихся частью деноминаций с четкой иерархической системой руководства. Для баптистских церквей Украины она не актуальна. Однако следует признать, что среди пасторов встречается отношение к областному пресвитеру как носителю высшего сана священства (по аналогии с епископом).

В контексте данной практики, чтобы стать пастором, необходимо получить образование и нередко также лицензию на пасторское служение. Качество подготовки пастора к служению проверяется внешним коллегиальным органом; у пастора есть четкая должностная инструкция, обычно трудовой договор, делаются отчисления в пенсионный фонд. Обычно орган, стоящий над церковью, берет на себя ответственность в вопросах жилья, медицинского обслуживания и отпуска пастора.

Достаточно частой практикой для церквей, придерживающихся данной модели, является единый или сходный годовой цикл проповедей (иногда составляется двухлетний или четырехлетний план изучения Библии и воскресных проповедей), а также сходная литургия (стиль прославления) для всей деноминации.

Проблемой такой модели является отсутствие автономии поместных общин и иерархичное управление.

206

со о.

ПЯТАЯ МОДЕЛЬ: пастор получает поддержку от поместной церкви и подотчётен совету церкви, состоящему из активных членов церкви и обычно называемому советом старейшин, реже церковным советом. По мнению Александра Строка, именно эта модель стоит ближе всего к модели церковного лидерства ранней церкви[3]. и

ш

у

По данным проведенного нами опроса, поддержку от церкви получают 24% ^ пасторов баптистских церквей Украины. После опроса некоторые пасто- § ры в личном общении сказали, что даже в больших церквях поддержка от ° церкви не является достаточной для покрытия всех нужд семьи пастора. При этом 76% пасторов считают именно эту модель библейской. 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украина имеет достаточно высокий процент христиан среди населения и д

это, по мнению автора, означает, что церкви (разных деноминаций) мо- £

гут и должны оказывать более серьезное влияние на общество. Для этого о

важно обеспечить более глубокое понимание поклонения, поощрять би- ^

блейскую проповедь и обучение в церквах. Какая из рассмотренных пяти со

моделей наилучшим способом может этому способствовать, обеспечивая о условия для эффективного служения пастора?

Анализ результатов проведенного нами исследования позволяет сделать §

о

следующие выводы. о.

о

1. Пасторы большинства (около 70%) баптистских церквей Украины не о получают достаточной финансовой поддержки со стороны церквей, в с которых служат.

2. Пасторы, получающие поддержку извне, не всегда воспринимают это " как приемлемую практику. При этом поддержка пастора со стороны |

западных партнеров является более целостной. §

ш

3. В Украине начинает формироваться положительная тенденция, когда ответственность за поддержку пастора берет на себя национальная церковь. На данный момент около 24% баптистских церквей заботятся о своих пасторах. Данная модель более характерна для городских церквей и церквей численностью более 200 человек.

4. Нерешённым вопросом остаётся, каким образом украинская церковь может проявить заботу по отношению к сельским пасторам, пасторам в регионах со слабой экономикой и/или отрицательными демографическими тенденциями (например, регионов, из которых молодежь выезжает на учебу в другие регионы или большой процент населения 207 выезжает на заработки).

2. Причины сложившейся ситуации

♦ В качестве причины в первую очередь следует назвать особенности менталитета украинских христиан, сформировавшиеся под давлением коммунистического режима. Как известно, коммунистический режим активно

[3] Александр Строк. Руководство церковью. — СПб.: «Шандал», 2014. — 336 с.

боролся с церковью, и одной из его главных «мишеней» было церковное руководство. В своем исследовании этого вопроса Сергей Солоха[4] приходит к выводу, что коммунистический режим старался навязать церквам определённую (удобную для него) модель проповедника, а, следовательно, и пастора. Стратегия аппарата уполномоченных по делам религии состояла в том, чтобы лишить проповедников трех вещей: богословского образования, светского образования и возможности иметь наставников в лице опытных служителей.

С. Солоха также показывает, что целью борьбы с церковью было снижение церковной активности проповедников и служителей церкви, и для этого ^ коммунистический режим применял различные методы. Как результат, низкая церковная активность стала частью культуры многих церквей, пере-ш живших гонения со стороны государства[5]. При сформировавшейся куль-Ф туре низкой активности служителя, ему иногда не очень ясно, чем может о заниматься пастор на протяжении недели. По этой причине иногда пастор считает более логичным работать в течение недели на предприятии, чем 2 придумывать себе занятия в церкви.

о_

о Посткоммунистическое наследие имеет и другое проявление. Советское

< законодательство обязывало каждого члена общества быть официально

трудоустроенным (статья о тунеядстве). Поскольку пасторское служение

5 не признавалось в качестве официальной профессии, для пастора не оста-

^ валось другого варианта, кроме двойной занятости. Это сформировало в

^ церковных общинах постсоветского пространства убежденность о том, что

^ служение должно совершаться исключительно на волонтерских началах.

™ Сама идея материального вознаграждения труда пастора при этом может

со восприниматься с подозрением, как «недуховная». г

Вторым важным фактором явилась активная миссионерская помощь (в том числе финансовая) со стороны западных церквей. Это способствовала формированию в некоторых общинах потребительского отношения к церковному лидерству и непонимания своей финансовой ответственности за поддержку служения церкви и миссии.

208

3. Библейское учение о финансовой поддержке служителя церкви

3.1. Ветхий завет

♦ Еще в Ветхом Завете мы встречаем концепцию поддержки служителей. Следует отметить, что модели и принципы такой поддержки были даны Самим Господом. Попробуем извлечь эти универсальные принципы из конкретных текстов Писания. Первый пример, касающийся левитов и священников, мы находим в Книге Чисел. В первой главе Господь дает

[4] Серпй Солоха. Принципи та методи боротьби апарату уповноваженого проти проповщницико! активност у церквах Харывськш област (1963—1987 рр.).

[5] Там же.

священников была для Израиля знакомой и понятной практикой. Если такая практика существовала в Египте, воспринималась она евреями как приемлемая или нет? Однако текст показывает, что данная практика не являлась вариативной, она ставила левитов в полную зависимость от Бога и опосредованную зависимость от собратьев в вопросе повседневных бытовых нужд и в вопросе долгосрочной финансовой стабильности. Важно также подчеркнуть, что Господь сообщает Израилю: Он Сам является «уделом» для левитов. Финансовая поддержка левитов — это не отношения священников с другой частью общества, это отношения Божьего народа с Богом, так как десятина являлась инструментом доверия Богу и принятия финансовой поддержки служителем. Это также инструмент доверия Богу («Ячасть твоя и удел твой...»).

В Чис. 18:30-31 сказано: «И скажи им: когда вы принесете из сего лучшее, то это вменено будет левитам, как получаемое с гумна и получаемое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семейства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собрания...» Из текста видно, что Господь основывает полное финансовое обеспечение левитов на факте их служения. С небесной перспективы это заслуженное вознаграждение за их труд.

На основании 18 главы книги Чисел мы можем сделать вывод, что как жертвующий представитель Божьего народа, так и принимающий дары

определенное задание для всего Израиля — завоевать Обетованную Землю — и для этой задачи формируется мощная армия, куда призывают молодых

С4-

людей от двадцати лет и старше (Чис. 1:1-3). Но в контексте этой новой ц задачи Господь дает еще одно повеление: не включать представителей колена Левиина в число воинов. Их отстраняют от участия в столь значимом

для Израиля общественном и историческом событии. В противовес этому ^

Господь дает другое задание (другое призвание) левитам: охранять скинию, с^

переносить ее, помогать народу в принесении жертв Богу (Чис. 1:47-53). С о

точки зрения социального устройства, такая работа могла казаться недо- <

статочно значимой или важной для победы над филистимлянами. Могло о

даже создаться впечатление, что данное призвание делает из левитов лю- ^

дей второго сорта. Но мы видим, что Сам Господь определил отдельную 2

группу людей для служения Себе. ¡5

о

Следующий текст мы находим в 18-й главе Книги Чисел. К этому моменту ^

истории в израильском народе насчитывалось около 50 тысяч левитов[6]. <

И Господь дает дополнительное повеление относительно стиля жизни левитов: их лишают земельных наделов. Кроме ограничения в военной службе, Господь лишает Своих служителей и возможности самостоятельного § финансирования: «И сказал Господь Аарону: в земле их не будешь иметь удела и части не будет тебе между ними; Я часть твоя и удел твой среди

о

сынов Израилевых» (Чис. 18:20). о

Нам трудно однозначно сделать вывод, насколько финансовая поддержка ^

о

209

[6] Стив Шадрах. Просьба Бога. Свежий библейский подход к сбору личной поддержки. - ЦММ, 2020. - С. 69.

I

служитель (левит) должны были проявлять доверие Богу, Который восполняет нужды любого человека. Здесь же, в главе 18, сообщается о качестве материальной поддержки левитов: «Все лучшее из елея и все лучшее из винограда и хлеба, начатки их, которые они дают Господу, Я отдал тебе; все первые произведения земли их, которые они принесут Господу, да будут твоими; всякий чистый в доме твоем может есть это» (Чис. 18:12,13).

Господь устанавливает в отношении заботы о левитах высокий стандарт: «все лучшее» из винограда, хлеба и елея, а также «все первое» из произведений земли. В данной главе 18 мы видим двадцать упоминаний, что материальная поддержка левитов — это дар от Бога.

Выводы:

1. Библия учит, что в Израильском народе была группа людей, «отде-ш ленных» для служения Богу.

о 2. Забота Божьего народа о священниках и левитах является Божьим

с: замыслом и Божьим повелением.

о

о 3. Пожертвования и принятие даров — это в первую очередь отноше-

¡2 ния с Богом.

<

!о 3.2 Новый Завет: пример Христа

§ ♦ Господь Иисус имел профессию плотника, но, начав публичное служе-§ ние, Он оставил это ремесло и посвятил себя основной цели Своего при-^ хода на землю. «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и о благовествуя Царствие Божие, и с Ним Двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, И из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Евангелие от Луки 8:1-3). В данном тексте сообщается, что Мария Магдалина, Иоанна, Сусанна и другие женщины поддерживали финансово служение Христа и Его апостолов. Речь идет не об одноразовом пожертвовании на служение Христа, а именно о продолжительной поддержке служения.

Этот текст чаще рассматривают в контексте: женщины служат Иисусу, и каждый служит тем, чем может. Но он также говорит о том, какую стратегию выбрал Иисус для поддержки Своего служения. Иисус мог поддерживать Свое служение чудесным образом, как в случаях с деньгами на оплату хра-210 мового налога, насыщением 4000 и 5000 мужчин, или превращением воды в вино. Однако Господь выбирает поддержку от Своих последователей.

Второе, на что стоит обратить внимание в этом тексте: поддержку Иисус получал от женщин. С одной стороны, некоторые из женщин, упомянутых в данном тексте, могли относиться к высокому сословию, как например Иоанна, жена Хузы, который был администратором (домоправитель) в доме Ирода Антипы. Другие женщины могли иметь более скромное социальное и имущественное положение.

Апостол Павел в послании к церкви, находящейся в Коринфе, упоминает о повелении Господа, чтобы проповедующие (служители) поддерживались

С4-

теми людьми, которым служит проповедник: «Так и Господь повелел про- ц поведующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14). У нас нет информации о том, когда именно Иисус дал это повеление, но данный текст удостоверяет, что оно было Им высказано. ^

ш

Следует также обратить внимание на образ жизни, который избрал для § Себя наш Господь. Хотя Он и получал какие-то дары на служение, но жил очень скромно. Финансы не являлись Его целью. Евангелист Лука в 9:5762 описывает подход Христа к материальным ресурсам: Божье дело занимало первое место в жизни Христа («лисицы имеют норы»). ^

£2

Вывод: £

о

В жизни Христа, мы видим, что Господь делал акцент на служении. Он ¡2

принимал дары для поддержки Своего служения и служения Своих -т

<

учеников, но при этом материальные ресурсы не являлись ценностью или целью их жизни. о

3.3 Новый Завет: пример апостола Павла и богословие Павла ш

♦ С одной стороны, апостол Павел воспринимается как служитель, который практиковал двойную занятость, так как он занимался изготовлением ¡5 палаток. С другой стороны, апостол учит о необходимости поддерживать с служителей. Давайте рассмотрим примеры из жизни Павла, а также при- '1 меры его наставлений касательно поддержки служения.

2 Фессалоникийцам 3:7-9: «...ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам, ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого

из вас, — не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образез для подражания». В данном отрывке апостол Павел объясняет фессалоникийцам ошибочность их учения о Втором пришествии Христа и, в частности, говорит о практических последствиях этого учения; якобы труд не духовен. Вполне возможно, что проблемой была и банальная лень фессалоникийцев. По этой причине апостол упоминает о своей работе, показывая пример правильного отношения к труду.

Деяния 18:1-9 (Коринф): апостол Павел останавливается у Акилы и При-скилы в Коринфе «по одинаковости ремесла», и он работает, ибо ремеслом их было изготовление палаток (18:1-3). Далее вы видим историю о том, как Господь ободряет Павла. Вполне возможно, это было связано с переживаниями апостола, побуждавшими его оставить служение в Коринфе. Возможно, эти размышления Павла о продолжении или оставлении служения и стали причиной, во-первых, ночного видения (18:9), а, во-вторых, того, что апостол занялся изготовлением палаток. Следует отметить, что именно в послании к Коринфянам 9 гл. апостол Павел особо разъясняет и защищает свое право получать финансовую поддержку от церкви в Коринфе. Однако в данном послании Павел сообщает о принятом решении

о

211

обеспечивать себя финансово по причине духовной незрелости церкви и из-за несправедливых обвинений, что он якобы проповедует ради денег.

Далее мы видим, что Павел возвращается к выполнению своего служения, и этому предшествовали несколько событий: прибытие Силы и Тимофея с финансовой помощью из Македонии (Деян. 17:4 — остались в Македонии; и Деян. 18:5 — пришли в Коринф); видение от Бога со словами ободрения (Деян. 18:9); поддержка со стороны Аполлоса (Деян. 19:1). Можно предположить, что здесь повлиял финансовый фактор и некоторые авторы считают, что влияние было значительным[7].

Деяния 20:33-34 (Ефес): «Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого ■■ не пожелал: сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне 5? послужили руки мои сии». Служение Павла в Ефесе привело к упадку бизнеса, связанного с поклонением богине Артемиде. Можно предположить, © что финансовая поддержка служения апостола в данной ситуации могла § быть истолкована как разрушение языческих практик с целью получения личной выгоды. Таким образом, самофинансируемое служение в данном о случае могло быть обусловлено контекстом. К подобным практикам и о сегодня прибегают служители, работающие с новообращёнными в недо-

< стигнутых народах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с

5 3.4. Богословие апостола Павла о поддержке служения

° ♦ В предыдущих отрывках мы рассмотрели примеры того, как Павел практиковал двойную занятость для поддержки своего служения, но следует рассмотреть также текст 1 Коринфянам 9:1-18, где апостол излагает учение по данному вопросу. Данный отрывок достаточно эмоционален, и можно сделать вывод, что в нем автор защищает практику поддержки служителей церковью. Павел реагирует на обвинение со стороны незрелых христиан Коринфа в том, что он проповедует Евангелие с целью личного обогащения: «Вот мое защищение против осуждающих меня. Или мы не имеем власти есть и пить?Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену, как и прочие Апостолы, и братья Господни, и Кифа? Или один я и Варнава не имеем власти не работать? Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноградник, не ест плодов его? Кто пася стадо, не ест молока от стада?» (1 Кор. 9:3-7). В данном отрывке Павел дает развернутый ответ на вопрос о поддержке пастора или мис-212 сионера, используя логические, библейские и исторические аргументы. Цель текста — ответить на вопрос, почему он, Павел и другие служители, имеет право на финансовую поддержку со стороны церкви. При этом для логического обоснования своей позиции Павел использует несколько аналогий: воин имеет право на материальное обеспечение; виноградарь (в некоторых переводах земледелец) имеет право на часть урожая; пастух (фермер) имеет право на молоко.

о

[7] Стив Шадрах. Просьба Бога. Свежий библейский подход к сбору личной поддержки. - ЦММ, 2020. - С. 94.

0

1

о

со ^

О CL

О

Логический аргумент апостол Павел подкрепляет библейским аргументом из Ветхого Завета (Втор. 25:4) о работающем воле: «Ибо в Моисеевом законе написано: «не заграждай рта у вола молотящего». О волах ли печется Бог?» (1 Кор. 9:9)

И, наконец, Павел использует исторический пример со священниками в Храме (1 Кор. 9:13), при этом принцип оплаты труда священников подается ^ как актуальная практика для церкви. Вот какие выводы по данному тексту § делает Стив Шадрах: «Если иудеи призваны заботиться о своих духовных лидерах, не должны ли христиане взять с них пример и поступать также? И далее он цитирует Эллиса Голдштейна: «этот принцип [принцип финансовой поддержки] на протяжении всей Библии не меняется, меняется лишь его ^ практическое применение»181. Апостол Павел завершает свои размышления § о поддержке пасторов повелением Иисуса Христа: «Так и Господь повелел g проповедующим Евангелие жить от благовествования» (1 Кор. 9:14). Далее £ Павел снова упоминает о своем негативном опыте в Коринфе, когда его < упрекали, несмотря даже на то, что он не пользовался финансами от их церкви: «Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор. 14:15).

Выводы:

1. Апостол Павел использовал стратегию «деланья палаток» для поддержки своего служения. Но утверждать, что это была его единственная стратегия, не является корректным. <

2. Апостол Павел учил церкви в языческом мире поддерживать пасто- >| ров и обосновывал такой подход логическими и богословскими аргументами.

4. Пути изменения сложившейся ситуации

♦ В современном мире мы сталкиваемся с двумя крайностями. С одной стороны, влияние западной культуры, сформировавшей понятие «профессионального пасторства», ведет к снижению вовлеченности христиан в служение без гарантированной оплаты. С другой стороны, немало пасторов посвящают служению в церкви от 30 до 60 часов в неделю, не имея при этом достаточной поддержки от церковной общины.

В контексте украинских баптистских церквей, как мы видим, более актуальной является проблема недостаточной заботы о пасторе.

Приводимые ниже размышления отнюдь не претендуют на роль рекомендаций для всех церквей.

Мы живем в материальном мире в конкретной культурной среде. С одной стороны, нуждаемся для поддержания жизни в материальных ресурсах, а с другой, ряд конкретных параметров, как экономическая ситуация в регионе, миграционные процессы, размер церкви и др. неизбежно будут оказывать влияние на способ поддержки пастора, обусловливая наиболее

о

213

[81 Там же. С. 95.

приемлемую для конкретных условий библейскую модель. Членам церкви не следует упускать из виду тот факт, что многие пасторы в своей работе значительно превышают установленные трудовым законодательством 40 часов в неделю. Их рабочий день не нормирован, и включает обязанности, которые невозможно запланировать заранее (например: помощь в кризисных ситуациях, похороны и др.).

Во-первых, нам следует поднять вопрос о библейской модели поддержки пасторов и сформировать контекстуализированую модель (или модели) для церкви в Украине.

Во-вторых, необходимо начать привлекать внимание церкви к вопросу за-| боты о пасторах. В этой связи радует, что руководство Союза ЕХБ удели-5? ло внимание данной проблеме, опубликовав на своем сайте статью Олега ^ Бориса «С1м причин шанувати пастора».[9] Следует также особо отметить © инициативу «Послужи пастору», приобретающую сегодня популярность в § среде евангельских христиан-баптистов и нацеленную на формирование культуры заботы о пасторе церкви. В рамках данной инициативы авторы о подготовили буклет «50 щей», где предлагают различные способы прояв-

о ления заботы о пасторе.

о

¡3 Вместе с тем данные инициативы не несут в себе принципиального реше-£ ния вопроса о финансовом вознаграждении пастора за служение, которое он несет. Следует отметить, что на данный момент у нас нет единого спо-о соба решить эту проблему.

Вопрос оплаты пасторов была достаточно хорошо рассмотрен Советом ВСЦ ЕХБ в октябре 2017 года. Были сформулированы рекомендации, опубликованные в виде «Положення про служшня пресвггера в помюнш церкв1 ВСЦ бХБ»:

«Пресвгтер мае право на отримання зарплатш в церки. Розмiр зарплатш визначаеться братерською радою вщповщно до регюну, умов служшня, кшькосп члешв церкви, розмiру церковного бюджету. Розмiр зарплати повинен вщображати шанобливе ставлення церкви до Божо! справи i пресвiтерського служiння в цер^ i бути не меншим середньо! зарплати в регiонi для працюючих чоловшв»[10].

Опрос служителей показал, что в баптистских церквах Украины и сегодня есть противники оплаты пасторского труда в церкви. Считая эту практику неприемлемой, такие люди в то же время зачастую предъявляют к пастору высокие требования и хорошо знают, что пастор должен делать. Однако следует понимать, что, если пастор вынужден работать вне церкви на полную ставку для содержания семьи, церковным делам он сможет отдавать

[9] Олег Борис. Ом причин шанувати пастора. опубликовано на сайте Всеукраш-ського Союзу Церков бвангельських Християн-Баптиспв: https://www.baptyst.com/ 7-prychyn-shanuvaty-pastora/

[10] «Положення про служшня пресвггера в помюшй церкш ВСЦ 6ХБ», опубликовано на сайте Всеукрашського Союзу Церков бвангельських Християн-Баптиспв: https://www.baptyst.com/polozhennya-pro-sluzhinnya-presvitera-v-pomisnij-tserkvi-vsts-yehb/

о

214

количества членов церкви, реальной загруженности пастора в служе-

ш

лишь остаток своего времени и сил. Это значительно снизит эффективность его служения и при этом будет нарушен библейский принцип «лучшее — Богу». С другой стороны, если служение становится для пастора оплачиваемой церковью работой, члены церкви вправе спрашивать с него за качество этой работы. и

ш

Современная церковь в Украине нуждается в здравом библейском учении

ш

о вознаграждении пасторского труда. Слово Божие говорит: «Вот, плата, ^

удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли °

жнецов дошли до слуха Господа Саваофа. Вы роскошествовали на земле и ^

наслаждались; напитали сердца ваши, как бы на день заклания» (Иакова §

5:4,5). Разве не касается это грозное обличение оплаты труда работников е^

на ниве Божьей? 2

Для переосмысления вопроса оплаты труда пастора в современной церкви о

могут быть предложены следующие шаги: ^

л

Шаг №1. Жертвуйте на служение свободно и с радостью. Как пожертво- ^ вание, так и принятие поддержки — это вертикальные отношения,

а не горизонтальные. ,1

о

Шаг №2. Определите наилучшую модель поддержки пастора, исходя из

с

о

о.

нии, ожиданий церкви от пастора, экономической ситуации, уровня о жизни в регионе и т.д. По мнению Р. Ч. Спрола младшего ^.С. Sproul < Jr): «Пастор не тратит деньги церкви, когда получает зарплату. А платящие десятину, не покупают его работу и не становятся управляющими его домашнего бюджета. Не определяйте, где и как ему жить, через маленькую зарплату»[11]. Шаг №3. В решении столь деликатного вопроса, как размер пасторской зарплаты, во избежание конфликтов и разделений, следует вовлекать не всех членов церкви, а лишь духовно зрелых. Если обсуждение этого вопроса приводит к разногласиям, остановите дискуссию ради мира в церкви и просто возьмите время для молитвы и изучения Писания касательно этого вопроса. Шаг №4. Стремитесь сформировать внутри церкви культуру уважения к пастору и служителям: «Начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь (в англ. «двойную честь», что означает двойную плату) особенно тем, которые трудятся в слове и учении» (1 Тим. 5:17). Помните, что пастор — это не платный сотрудник церкви. Он со-пастор, Великого Пастыря. Не позволяйте финансовому давлению разрушать его служение, а его семье терпеть нужду. Автор не предлагает ни конкретного размера пасторской поддержки, ни способа ее расчета. В этом вопросе Библия не дает нам конкретных рекомендаций и не устанавливает границ. Речь идет о переосмыслении церковью Украины своей позиции в вопросе поддержки пасторов.

215

[11] Р. Ч. Спроул. Сколько должен получать ваш пастор? Опубликованна 2.06.2014 на сайте ieshua.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.