Научная статья на тему 'Новозаветное учение о церковном руководстве (пресвитер, епископ, пастух)'

Новозаветное учение о церковном руководстве (пресвитер, епископ, пастух) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
253
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библейское руководство / пастор / пресвитер / епископ / дар / церковь / biblical leadership / pastor / presbyter / bishop / gift / church

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Владимир Горбенко

В статье обсуждается природа духовного руководства в церкви и определение библейской терминологии описывающей служение пастора. Кто такой руководитель церкви? Обсуждаются такие вопросы как: мы все священники или только некоторые? Как Новый Завет называет руководящие позиции в поместной церкви и какая взаимосвязь меду этими словами? Епископ и пресвитер, это одно и тоже или епископ по рангу старше пресвитера? Какие выводы можно сделать из новозаветного использования слов относящихся к руководящей позиции в церкви?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Testament teaching about church leadership (presbyter, bishop, shepherd)

This article discusses the nature of spiritual leadership in the church and the definition of biblical terminology describing the pastor’s ministry. Who is a church leader? The article raises questions such as: Are we all priests or only some? What is the New Testament definition of leadership in the local church? Isn’t bishop and elder the same thing, or maybe bishop higher than an elder? What conclusions can be drawn from the New Testament’s use of words related to leadership in the church?

Текст научной работы на тему «Новозаветное учение о церковном руководстве (пресвитер, епископ, пастух)»

ВЛАДИМИР ГОРБЕНКО

НОВОЗАВЕТНОЕ УЧЕНИЕ о ЦЕРКОВНОМ РУКОВОДСТВЕ

(ПРЕСВИТЕР, ЕПИСКОП, ПАСТУХ)

Аннотация. В статье обсуждается природа духовного руководства в церкви и определение библейской терминологии описывающей служение пастора. Кто такой руководитель церкви? Обсуждаются такие вопросы как: мы все священники или только некоторые? Как Новый Завет называет руководящие позиции в поместной церкви и какая взаимосвязь меду этими словами? Епископ и пресвитер, это одно и тоже или епископ по рангу старше пресвитера? Какие выводы можно сделать из новозаветного использования слов относящихся к руководящей позиции в церкви?

Ключевые слова: библейское руководство, пастор, пресвитер, епископ, дар, церковь.

Title: New Testament teaching about church leadership (presbyter, bishop, shepherd)

Annotation:This article discusses the nature of spiritual leadership in the church and the definition of biblical terminology describing the pastor's ministry. Who is a church leader? The article raises questions such as: Are we all priests or only some? What is the New Testament definition of leadership in the local church? Isn't bishop and elder the same thing, or maybe bishop higher than an elder? What conclusions can be drawn from the New Testament's use of words related to leadership in the church? Keywords: biblical leadership, pastor, presbyter, bishop, gift, church.

0 c^

О" ^

1

Ш LO CL

Ш

©

о

195

Горбенко Владимир, кандидат философских наук, заместитель ректора по учебной части Запорожской библейской семинарии (г. Запорожье, Украина)

Введение[1]

♦ Когда мы думаем про церковь и церковное руководство, какие образы у нас возникают? Каждый раз, когда кого-то избирают на служение пресвитера, то обычно у церкви возникает много ожиданий, а пресвитер сталкивается с разными ожиданиями и моделями служения, которые он пытается осуществить. Например, от служителя ожидают, что он будет проповедником, ведущим богослужения, теологом, социальным работником, администратором, прорабом, ответственным за поиск средств и т.д. Но, что же на самом деле ожидается от пресвитера в новозаветном учении? Для того чтобы понять природу духовного руководства в церкви и понимать процесс воспитания новых служителей, важно определиться с библейской терминологией. Кто такой руководитель церкви? В этой статье мы попытаемся ответить на несколько вопросов:

1. Мы все священники или только некоторые?

2. Как Новый Завет называет руководящие позиции в поместной церк-

^ ви, и какая взаимосвязь меду этими словами?

о

% 3. Епископ и пресвитер, — это одно и тоже, или епископ по рангу о старше пресвитера?

Е 4. Какие выводы можно сделать из новозаветного использования слов, 5 относящихся к руководящей позиции в церкви?

§ Мы все священники или только некоторые?

♦ В послании к Ефесянам Павел описывает, как небесная реальность соединилась с земной реальностью (Еф 1:10). Все послание служит руководством для понимания и ответа церкви на апокалипсис распятого и воскресшего Царя. В свете этой новой реальности мы составляем одну, единую семью, состоящую из рассеянного и фрагментарного человечества. Поэтому служение нужно понимать в свете того, что церковь в Писании представлена, как единая семья детей Божьих.

Новый Завет использует разные слова для описания природы церкви, например: тело, невеста, храм, паства. Но чаще всего употребляются термины, связанные с семейными отношениями. Мы — братья и сестры во Христе с единым Отцом! (Мт 23:5-8 «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья ... и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец»). Такие слова, как «братья», «сестры», «братство» используются около 250 раз в НЗ. Братья и сестры встречались по домам, имели много общего, кушали вместе, проявляли гостеприимство, заботились о нуждающихся, практиковали церковную дисциплину., поэтому, церковь — это «Дом Божий» (1 Тим 3:15).

При всем этом, Павел говорит об избрании пресвитеров с определенными к ним требованиями. Список требований для пресвитера очень интересный.

о

196

[1] Статья написана на основе устного доклада на Всеукраинской пасторской конференции ВСО ЕХБ Украины, 2020 г.

Павел не говорит о том, что у пресвитера должен быть высокий уровень Щ. Может быть, требуется особое образование? Может быть, требуется многолетнее членство в церкви? Нет. Но, что же тогда требуется? Требуется, чтобы пресвитер не упивался вином, не бил людей, был скромный,

ш

имел хорошую репутацию (1 Тим 3:2-7). Это тоже самое, что касается всех ¡5

христиан! Пастор не должен упиваться вином, а мы разве можем? Пресви- ^

тер не должен бить других, а нам разве можно? Критерии для пресвитера ш

это критерии для каждого здорового христианина. ^

о.

Пресвитеры, должны быть примером соответствия требованиям, необхо- ^ димых для всех христиан! Есть только несколько уникальных только для § пресвитеров требований. Первое, пресвитер не должен быть из новооб- о ращенных, т.е. не должен быть тем, кто недавно принял крещение. Но, в ш тоже время, Павел едет в миссионерское путешествие и через 2-3 года он о уже поставляет служителей в церквях, которые только недавно организовались. Мы мечтаем, что бы такое происходило в наших странах. Мечтаем, ш чтобы было пробуждение, образовывалось много новых церквей, где нуж- щ но избирать пресвитеров, которые должны быть примером христианской § жизни, ожидаемой от всех христиан. Второе уникальное требование — пресвитер должен быть способен учить. Это требует не только определенных

Как Новый Завет называет руководящие позиции в поместной церкви?

знаний, но и способности донести это знание. ш

ш ю £1 ,о

♦ Как называть церковное руководство? Какие термины для церковного руководства используются в НЗ? Для нас это важные вопросы потому, что в истории христианства, в различных традициях, используются различные примеры: священнослужитель, епископ, святой отец и т.д. Если разделять на священников и мирян то, с библейской точки зрения, никакой термин не приемлем. Но, если мы принимаем доктрину о всеобщем священстве, то тогда как называть руководящие позиции в церкви? В НЗ есть два вида служителей, которых избирают и рукополагают на служение: пресвитер и дьякон. В этой статье речь идет именно о пресвитерах.

В НЗ мы встречаем три основных слова, которые употребляются в отношении духовных руководителей церкви: «пресвитер», «епископ» и «пастор». Некоторые братья, в наше время, не одобряют слово «пастор», воспринимая его как чуждое, западное, небиблейское слово. Вместо слова «пастор» 197 используют исключительно слово «пресвитер». Но, на самом деле, эти слова взаимозаменяемы.

Из всех трех вышеупомянутых слов, слово «пресвитер» (лреаРшерод) употребляется чаще всего в НЗ — 67 раз. В Евангелиях и в книге Деяния Апостолов, слово используется в Иудейском контексте и относится к синагоге. Почти половину случаев употребления этого слова используются для указания на иудейских руководителей. В синодальном переводе используется слово «старейшина» по отношению к иудеям и «пресвитер» по

отношению к христианском церкви но, в языке оригинале используется одно и тоже слово — пресвитер (лреаРшерод). Это слово используется для описания местных лидеров, руководителей синагоги, членов Синедриона. В Септуагинте это слово указывает либо на преклонный возраст либо на лидерский статус (Исх 24:1, Лев 4:15, Чис 11:16, Ез 7:26). В НЗ это слово можно перевести как: «старец», «старший», «старейшина». Например, в 1 Тим 4:14 мы встречаем команду пресвитеров, которых Синодальный перевод называет как «священство», но возможно их можно было бы также назвать «советом старейшин». «Старейшина» не по возрасту, а из-за положения и наделенной ответственности.

х «Старейшина» был избран в каждой церкви (Деян 14:30, Тит. 1:5) для адми-^ нистрации церковных дел (Деян 11:30) и для духовного руководства (Деян £ 15:6, 1Тим 5:17, Иак 5:14, 1Пет 5:1-4). Старший сын (в притче о блудном © сыне, Лук 15:25) — это перевод того же слова — «пресвитер» (лреаРшерод). о В 1 Тим 5:1 — «Старца не укоряй, но увещевай, как отца», где старец, это то же слово — «пресвитер» (лреаРтерод). Таким образом, пресвитер, это старший в семье детей Божьих, старший в Доме Божьем, у которого есть о зрелость, опыт, мудрость и знания. Обычно это слово используется во о множественном числе (Деян 11:30, 14:23, 15:2, 1Тим 5:17, 19, Тит 1:5, Иак ЕЕ 5:14, 1Пет 5:1,5).

5 Слово «епископ» (етаколод) используется в качестве синонима к слову о «пресвитер». Церкви из язычников называли своих пресвитеров епископами (Тит 1:5, 7). В древней Греции, это слово часто описывало разные

о

198

официальные должности в различных сферах деятельности. Когда консул или император Рима назначал правителя на захваченной территории, его часто называли «епископ». Это слово подразумевает бдительность намного больше, чем просто иерархию. Ключевая идея слова «епископ» состоит в том, чтобы надзирать или блюсти. Эта особая духовная ответственность вручалась определенным мужчинам в поместной церкви. Часто, это слово описывает пасторское служение (Деян 20:28, Фил 1:1, 1 Тим 3:2, Тит 1:7). Петр называет Христа «Пастырь и Блюститель (епископ) душ ваших» (1 Пет 2:25,) поэтому пастор церкви, совершает свое служение под руководством архипастыря, Христа.

Слово «Пастор» (лтц-^), это тоже самое слово как «пастух», употребляемое в Лук 2:8, 15. Роль пастуха была хорошо известной в Палестине. Пастух должен был руководить и заботиться об овцах на основании личного знания овец. Это слово так же часто используется в НЗ для описания служения Иисуса Христа (Евр 13:20, 1 Пет 2:25, Ин 10: 11, 14). Пастор также руководит и направляет церковь (Деян 20:28-31, 1 Пет 5:2, 3, Еф 4:11). Это слово использовалось по отношению к Богу в ВЗ, поэтому в описании Христа как «доброго пастыря» (Ин 10) присутствует отсылка на Его божественную природу. Слово «пастырь» встречаются 18 раз в НЗ, но в отношении духовных руководителей церкви оно употребляется только один раз (Еф. 4:11). Глагольная форма этого слова (лтцаггю) со значением «пасти», «вести», «питать стадо» используется 4 раза в НЗ для описания служения духовных

руководителей в церкви (Деян 20:28, 1 Пет 5:2, Иоан 21:16, 1 Кор 9:7). Это слово использовалось для описания служение пастыря в ранней церкви как лидера под руководством Христа. Таким образом, пресвитеры, это помощники Доброго Пастыря, которые заботятся о Его овцах.

Епископ и пресвитер, это одно и тоже, или епископ по рангу старше пресвитера?

♦ Слова «пресвитер», «епископ», «пастор» используются в НЗ как синонимы. Мы не встречаем доказательств тому, чтобы «епископ» был выше в иерархии служителей или стоял над пресвитерами. Эти слова взаимозаменяемы и употребляются в отношении одной и той же группы братьев, служителей. В Послании к Титу 1:5-9 можно увидеть один из самых ясных примеров тому, как слова «пресвитер» и «епископ» употребляются рядом для обозначения одной и той же позиции в церкви.

В Книге Деяния (20:17-28), апостол Павел соединяет служение пасторства с руководством, в особенности с положением пресвитера в церкви. Он призывает ефесских пресвитеров быть внимательными не только к самим себе, но и ко всем верующим в церкви. Поэтому вполне естественно, что он называет их «блюстителями», т.е. словом которое часто используется в Синодальном переводе при переводе слова «епископ» (етаколод). В апостольское время не было различия между старейшинами (пресвитерами) и епископами, как мы потом встречаем во втором веке. Апостол Петр называет себя «сопастырем», не подчеркивая первенство над другими пресвитерами. (1 Пет 5:1-2).

о ^

о со

О >

о.

0

1

со

о ^

о.

ш ^

О

3>

0

1

со <

т О со

0

1

ш ю £1 ,о

Как переводится Что описывает Где в Писании

Пастырь Пастырь, пастор Способ служения: питание и защита Деян.20:28-31; Еф. 4:11

Епископ Блюститель, надзиратель, хранитель Функция служения: управление Деян 20:28; Филип 1:1; 1 Тим 3:2-5; Тит 1:7

Пресвитер Старейшина, старец Зрелость, мудрость для служения Деян 15:6; 1 Тим 5:17; Иак 5:14; 1 Пет 5:1-4

199

В книге Деяния Апостолов (20:17-28) все три слова используются в одном контексте описывая одну и туже группу людей: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви ... Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею».

Какие выводы можно сделать из новозаветного использования слов, относящихся к руководству в церкви?

♦ Какие функциональные обязанности пресвитера?В НЗ используются разные слова для описания служения пресвитера, епископа, пастора. Например: «проповедник», который публично провозглашает Евангелие и обучает церковь (Рим 10:14; 1 Тим 2:7; 2 Тим 1:11), «учитель», который отвечает за наставление и разъяснение Писания (1 Тим 2:7, 1 Кор 12:28-29), «управляющий» (1 Фес 5:12, 1 Тим 3:4-5, 5:17), «домостроитель» (1 Кор 4:1), «защитник» (Филип 1:7), «служитель» (1Кор 4:1).

^ Пастор призван: пасти (1 Пет 5:2), подготавливать святых (Еф 4:12), сози-

=§■ дать церковь (2 Кор 13:10), молиться (Кол 1:9), печься о душах (Евр 13:17),

ш воинствовать (1Тим 1:18), наставлять (Тит 1:9), утешать (2 Кор 1:4-6), об-

Ф личать (Тит 1:13), предупреждать (Деян 20:31), вразумлять (2 Фес 3:15) и

о увещевать (Тит 2:15).

^

о Должны ли мы стремиться к множественности пресвитеров в каждой о церкви? Пасторское руководство может совершаться всеми братьями, ко-о торые призванными Господом, соответствующим требованиям Писания < и желающим совершать это служение. Руководство церковью в НЗ, это всегда командный труд, а не ответственность одного профессионала. Со-5 временная практика назначения только одного пресвитера (пастора) над ^ общиной не является библейским предписанием и скорее основывается ^ на наших традициях и на опыте практического служения. Во главе ново-^ заветных общин всегда стояло несколько пресвитеров (Деян 20:17, Деян 8 14:23, Фил 1:1, Тит 1:5).

Р В то же время, есть случаи упоминания пресвитера в единственном числе, где приводится описание служения пастора (1 Тим 3:1-2, Тит 1:7). Иоанн называет себя пресвитером (2 Иоанна 1, 2 Иоанна 1).

Множественность пресвитеров не означает, что все пресвитера должны быть равны (1 Тим 5:17), но предлагает желание избежать понятия единственного лидера церкви и распределяет ответственность и право принятия решений среди нескольких пресвитеров. Выглядит так, что новозаветная церковь практиковала множественность пресвитеров и, при этом, избирали старшего пастора. Иаков, кажется, имеет первенство в церкви в Иерусалиме (Деян. 15:13) и Павел называет его одним из столпов церкви (Гал 2:9).

200 Какие преимущества множества пресвитеров? Несколько пресвитеров находят лучший и мудрый совет для решения сложных вопросов. Это невероятно ценно для принятия мудрых решений смотреть на проблемы под разными углами и слушать мысли и советы своих со-пастырей невероятно ценно для принятия мудрых решений и требует смирения. Несколько пресвитеров разделяют бремя служения и могут помочь друг другу не «выгореть» в служении. Несколько пресвитеров дополняют дары друг друга и препятствуют появлению культа личности. Несколько пресвитеров подотчетны друг другу как со-пастыри Христа.

Заключение

о

♦ В Новом Завете мы видим описание того, как небесная реальность соединилась с земной реальностью (Еф. 1:10), где грядущий век прорвался в настоящий век и Царство Божье приблизилось. Поэтому церковь должна правильно понимать и отвечать на откровение (апокалипсис) распятого

и воскресшего Царя. В свете этой новой реальности преобразились опре- о

деления понятий «народ Божий» и «библейское руководство». Для Апо- о стола Павла откровение — это когда вдруг открывается связь между небом

и землей, как например, когда ему открылся Христос на пути в Дамаск. 2

Можно по разному представлять себе образ церкви в этот новый период, ^

когда небесная реальность соединилась с земной реальностью, например: §

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

собранная семья возрожденных во Христе людей, живые камни состав- ш

ляющие Святое Святых храма, живые ветви, соединённые с источником о

жизни (Лозой). Но главное в откровении Нового Завета, что теперь от- ^

крылось место, которое наполнено Его славой и присутствием, где небо ^

и земля объединяются, и в центре которого — сам Мессия. Жизнь небес ш

сошла на землю, и мы все становимся живым храмом, Телом Христовым. рс

При этом «Каждому же из нас дана благодать (харц) по мере дара Хри- ш

стова» (Еф 4:7), что фактически и определяет библейское руководство, §

как дар для церкви. §

Когда мы говорим о пресвитерах, епископах и пасторах, важно понимать, что речь идет об одном и том же служении, которое Бог дал как дар для церкви, наряду с Апостолами, пророками, евангелистами и учителями (Еф 4:11). В Послании к Ефесянам (4 гл.), Павел цитирует Пс 67:19, в котором победитель, вместо того что бы принимать дары, теперь раздает дары! Мессия одержал победу! И Его победа и воцарение дают Ему право давать дары для Своего народа. Но дары, на которые ссылается Павел, — это служители, в том числе, пресвитеры (епископы, пасторы), чьи способности содержат в единстве и направляют Божий народ. Их цель — созидать Божий народ (метафора храма), чтобы они «делали» добрые дела служения (Еф 2:10). Оказывается, дары для церкви — это служители, задача которых объединить Тело под Главою — Христом. Павел дает новое определение лидерству и влиянию в контрасте с Греко-Римской системой чести и статуса. Те, кто руководит в Теле Христовом, совершают это служение не на основании традиционных категорий чести/достоинства. Но, напротив, даже их способность вести служение (как апостолы, евангелисты, пастора...) — это дар, который они не заслужили, но получили по Божьей милости. Также как и Павел имеет служение апостола в результате дара (хари;), так и каждый имеет дар для служения. В этом новом сообществе не нужно больше жаждать чести и достоинства, потому что вся настоящая честь уже дана и будет дана Богом. В этой новой среде свободы от конкуренции мы наконец-то можем оказывать честь друг другу.

л

ш ю £1 ,о

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.