Научная статья на тему 'Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода'

Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
740
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономика труда
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАСПОРТ / PASSPORT / РАБОЧАЯ СИЛА / WORKFORCE / ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / INFORMATION ENVIRONMENT / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / IDENTIFICATION / БИОМЕТРИЯ / BIOMETRICS / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ясинский Дмитрий Юрьевич

В предлагаемой статье автором рассматривается проблема возможности существования процесса паспортизации рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода. В начале автор дает определение паспорту как социальному идентификационному индивидуальному атрибуту человека. Далее происходит обращение к действительности существования паспортной системы. Затем затрагивается понятие биометрического паспорта, особенности его использования в современных условиях, а также возможность замены обычного (гражданского) паспорта на его биометрический вариант. В продолжение автор выделяет существующие перспективные направления в применении цифровых идентификаторов индивида и предполагает о начале зарождения особенного явления социально-экономической идентификации человека. Далее автор углубляется в вопрос идентификации личности в условиях современности, и способности индивидуума интегрироваться в информационную среду. Затем обращается внимание на то, что идентификация рабочей силы в информационной среде возможна через компетенцию, присутствующую в формате оценочной идентификационной единицы для различных характеристик индивида. Автор развивает понятие информационной среды в контексте «вполне упорядоченного общества», предлагая в качестве фактора его совершенствования внедрение в современные социально-экономические условия так называемых «систем контроля и управления доступом», в эксплуатации которых просматривается возможность практического проявления и использования идентификаторов индивида. В заключение автором делаются выводы о том, что паспорт рабочей силы может быть реализован как минимум в трех основных вариантах: в интегрированной форме, в однозначном обособленном представлении и в биологическоцифровом исполнении, а также определяться двумя классами: «требовательным», соответствующим требованиям компетентностного набора индивида и «прогнозируемым», существующим на данное время в пространстве рынка труда. В итоге предлагается авторское определение паспорта рабочей силы и процесса ее паспортизации в контексте компетентностного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ясинский Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certification of workforce in information environment in the context of competence approach

In the article the author considers the issue of the existence of the process of certification of workforce in the information environment in the context of the competence approach. At the beginning of the article, the author defines social passport as identification attribute of a person. Then he considers the reality of the passport system, the concept of bio-metric passports, features of its use in modern conditions, as well as the possibility to replace an ordinary (civil) passport by biometric passport. After that the author identifies the existing and promising directions in the application of digital individual identifiers and thinks about the emergence of a special phenomenon, namely, the socio-economic identification of a person. The author delves into the issue of identity in modern conditions, and the ability of an individual to integrate into the information environment. Then the author focuses on the fact that the identification of the workforce in the information environment is possible through the competence inclusive in the format of identification unit for various characteristics of the individual. The author elaborates the concept of «information environment» in the context of a «well ordered society», suggesting as a factor of its improvement the introduction of the so-called «systems of control and access management» in modern socio-economic conditions, in which we see a unique practical manifestations and use of personal identifiers. The article ends with author’s conclusions that the passport of the workforce can be implemented at least in three main ways, namely, integrated form, clear separate type and biological-digital performance; the passport can be also defined by two classes: «demanding», corresponding to requirements of the competence set of the individual and «predictable», currently existing on labor market. As the result the author suggests his definition of the passport of the workforce and of the process of its certification in the context of the competence approach.

Текст научной работы на тему «Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода»

ЭКОНОМИКА ТРУДА

Том 5 • Номер 1 • Январь-март 2018 ISSN 2410-1613 Russian Journal of Labor Economics

>

Креативная экономика

издательство

В предлагаемой статье автором рассматривается проблема возможности существования процесса паспортизации рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода. В начале автор дает определение паспорту как социальному идентификационному индивидуальному атрибуту человека. Далее происходит обращение к действительности существования паспортной системы. Затем затрагивается понятие биометрического паспорта, особенности его использования в современных условиях, а также возможность замены обычного (гражданского) паспорта на его биометрический вариант. В продолжение автор выделяет существующие перспективные направления в применении цифровых идентификаторов индивида и предполагает о начале зарождения особенного явления - социально-экономической идентификации человека. Далее автор углубляется в вопрос идентификации личности в условиях современности, и способности индивидуума интегрироваться в информационную среду. Затем обращается внимание на то, что идентификация рабочей силы в информационной среде возможна через компетенцию, присутствующую в формате оценочной идентификационной единицы для различных характеристик индивида. Автор развивает понятие информационной среды в контексте «вполне упорядоченного общества», предлагая в качестве фактора его совершенствования внедрение в современные социально-экономические условия так называемых «систем контроля и управления доступом», в эксплуатации которых просматривается возможность практического проявления и использования идентификаторов индивида. В заключение автором делаются выводы о том, что паспорт рабочей силы может быть реализован как минимум в трех основных вариантах: в интегрированной форме, в однозначном обособленном представлении и в биологическоцифровом исполнении, а также определяться двумя классами: «требовательным», соответствующим требованиям компетентностного набора индивида и «прогнозируемым», существующим на данное время в пространстве рынка труда. В итоге предлагается авторское определение паспорта рабочей силы и процесса ее паспортизации в контексте компетентностного подхода.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: паспорт, рабочая сила, информационная среда, компетентностный подход, идентификация, биометрия, рынок труда.

Certification of workforce in information environment in the context of competence approach

Yasinskiy D.Yu. 2

1 Siberian State Industrial University, Russia

2 PAO Raspadskaya, Russia

Введение

На сегодняшний день процесс паспортизации рабочей силы малоизучен и, как нам кажется, обделен вниманием российских и зарубежных ученых, работающих в различных областях науки. Проблема представляется достаточно многогранной и открытой для совершенствования изучения вопросов существования одной из важнейших социально-экономических категорий - рабочей силы. По нашему мнению, существует необходимость определения предпочтительных вариантов идентификации компетентностных составляющих человека, который будет использован в целенаправленном механизме государственного регулирования, способствующем повышению эффективности функционирования рынка труда.

ABSTRACT:_

In the article the author considers the issue of the existence of the process of certification of workforce in the information environment in the context of the competence approach. At the beginning of the article, the author defines social passport as identification attribute of a person. Then he considers the reality of the passport system, the concept of bio-metric passports, features of its use in modern conditions, as well as the possibility to replace an ordinary (civil) passport by biometric passport. After that the author identifies the existing and promising directions in the application of digital individual identifiers and thinks about the emergence of a special phenomenon, namely, the socioeconomic identification of a person. The author delves into the issue of identity in modern conditions, and the ability of an individual to integrate into the information environment. Then the author focuses on the fact that the identification of the workforce in the information environment is possible through the competence inclusive in the format of identification unit for various characteristics of the individual. The author elaborates the concept of «information environment» in the context of a «well ordered society», suggesting as a factor of its improvement the introduction of the so-called «systems of control and access management» in modern socio-economic conditions, in which we see a unique practical manifestations and use of personal identifiers. The article ends with author's conclusions that the passport of the workforce can be implemented at least in three main ways, namely, integrated form, clear separate type and biological-digital performance; the passport can be also defined by two classes: «demanding», corresponding to requirements of the competence set of the individual and «predictable», currently existing on labor market. As the result the author suggests his definition of the passport of the workforce and of the process of its certification in the context of the competence approach.

KEYWORDS: passport, workforce, information environment, competence approach, identification, biometrics, labor market

JEL Classification: J01, J23, J53, J81 Received: 12.02.2018 / Published: 31.03.2018

© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Yasinskiy D.Yu. ([email protected])

CITATION:_

Yasinskiy D.Yu. (2018) Pasportizatsiya rabochey sily v informatsionnoy srede v kontekste kompetentnostnogo podkhoda [Certification of workforce in information environment in the context of competence approach]. Ekonomika truda. 5. (1). - 61-76. doi: 10.18334/et .5.1.38706

основная часть

В современном обществе реализована возможность идентификации индивида через введение паспортной системы [1] (Efremova, 2000) (осуществление паспортизации [2]). В первую очередь обратимся к понятию «паспорт».

Различные словарные источники дают достаточно близкое этимологическое представление слову «паспорт», которое сводится к значениям: «основное удостоверение личности», «разрешение на переход границы государства», «вид на жительство» [3, 4] (Uspenskiy). Помимо социально-ориентированного можно обнаружить иные вариации значения слова «паспорт» - это свидетельство регистрации на каждую транспортную единицу; документ, имеющий в своем составе описание составных частей, особенностей, свойств какого-либо устройства [5] (Ushakov, 1935).

Подобная разнонаправленность в определении понятия паспорта просматривается и в источниках правового характера. Помимо удостоверения личности владельца паспорт может выступать в роли технологического и регистрационного документа, который содержит определенные сведения о территориях, предметах хозяйственного обихода, оборудовании, зданиях, предприятиях [6, 7] (Sukharev, Krutskikh, Sukhareva, 2003) .

В контексте текущего исследования нас будет интересовать определение паспорта как социального идентификационного индивидуального атрибута человека. Добавим лишь то, что сама паспортизация в социальном контексте - это задействование паспортной системы для населения [8] (Efremova, 2000), причем, на наш взгляд, ее необходимо рассматривать как комплекс элементов, созданный искусственно, предназначенный для реализации высокоуровневой технической, организационной, экономической задачи [9].

Обратимся к действительности существования паспортной системы. На законодательном уровне в РФ в соответствии с Указами Президента РФ введены в действие: паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт и паспорт моряка (удостоверение личности моряка) [10, 11].

В официальном описании бланка паспорта гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828), помимо прочего, мы замечаем необходимость обязательного фиксирования сведений о личности владельца паспорта таких как: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Пол», «Дата рожде-

ОБ АВТОРЕ:_

Ясинский Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры менеджмента и отраслевой экономики; главный специалист дирекции по информационным технологиям ООО «РУК» (yasdmitur0yandex.ru)

ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_

Ясинский Д.Ю. Паспортизация рабочей силы в информационной среде в контексте компетентностного подхода // Экономика труда. - 2018. - Том 5. - № 1. - С. 61-76. doi: 10.18334/et.5.1.38706

ния», «Место рождения», а также размещения его (владельца) фотографии, и все это по определению располагается на визуальной зоне страницы [12]. Иными словами, на государственном уровне определяется набор идентификационных проявлений, присущих индивидууму (как биологической неделимой жизненной единице [13]) на позиции трех последовательных ступеней опознания, принадлежащих ему, устанавливающих сочетаний знаков, передающих на письме один или несколько звуков данного языка и одного визуального отождествления - осмысленного зрительного образа, передающегося фотографическим способом.

В последнее время благодаря средствам массовой информации (СМИ) в наш повседневный словарный обиход входит такое понятия как биометрический паспорт.

С точки зрения информационных технологий биометрия - это автоматически реализуемые методы, которые используются для личностного распознавания или подтверждения определенных параметров заявленной личности индивидуума на основе поведенческих и/или физиологических характеристик [14].

Биометрический паспорт - документ государственного образца, предназначенный для удостоверения личности, а также гражданства его владельца при осуществлении процедуры пересечения государственных границ и фактического пребывания за границей. Отличительной особенностью биометрического паспорта при сравнении с обычным (общегражданским) является наличие встроенной специальной микросхемы, которая может содержать стандартные данные владельца: фамилию, имя, отчество, дату рождения, номер, дату выдачи и завершения срока действия паспорта, а также фотографию владельца и иные дополнительные персональные сведения. Существующие стандарты устанавливают возможность включения в упомянутую микросхему, в том числе и биометрического, информационного содержания, например, отпечатков пальцев и/или рисунка радужной оболочки глаза. Основное коорди-нальное отличие биометрического паспорта от обычного представляется наличием информации, которая недоступна его владельцу и, кроме того, возможностью дистанционного считывания необходимых сведений [15]. Как мы видим, на сегодняшний день паспорт с элементами биометрического исполнения актуален только для заграничного использования.

Стоит отметить, что в настоящее время в России уже существует возможность получения заграничного паспорта нового образца с электронным носителем информации. С начала 2015 года заграничные паспорта с носителем информации в электронном исполнении, которые выдаются в Российской Федерации, содержат дополнительный параметр биометрии - отпечатки двух пальцев рук [16].

По распространенному мнению считается, что главным преимуществом биометрического паспорта является оперативность прохождения его владельца через пункты пограничного контроля ряда стран, за счет установленного оборудования, позволяющего считывать необходимые данные с микрочипа документа. Предположительно реализация подобной процедуры приводит к сокращению времени, затрачиваемого

при вводе данных о человеке, осуществляющем пересечение границы, в специализированную автоматизированную систему. Благодаря биометрическим данным, содержащимся в паспорте, сравнение личности, предъявляющей его, и цифровых данных, которые хранятся в самом паспорте (фотография, изображение папиллярных узоров, рисунок радужной оболочки глаза и другие), выполняет соответствующее оборудование в автоматическом режиме. Вероятно, что подобный подход способен привести к снижению возможности субъективной ошибки человека, контролирующего процесс, сокращению времени, отводимого на идентификацию проверяемой личности, и ускорению процедуры пограничного контроля в целом [17].

По сообщениям ряда отечественных электронных информационных изданий заменить традиционные документы биометрическими данными реально уже сейчас. Средства массовой информации (СМИ) утверждают, что сочетание распознавания лица и радужной оболочки глаза позволяет с точностью идентифицировать человека без бумажных документов [18] (Vasilkova, 2017). И здесь, по нашему мнению, закрадывается некое недоосмысление, недооцененность концептуального представления и недостаточность проработки рассматриваемого решения, ведь с практической точки зрения для замены паспортов на биометрию нужны соответствующие федеральные законы, нормативные акты и инфраструктура, которая будет считывать биометрические данные в соответствии с требованиями государства.

Более правдоподобно озвучена позиция из другого источника СМИ, утверждающего, что полностью заменить обычный (гражданский) паспорт на его биометрический вариант в России будет возможно не ранее 2035 года [19], то есть в период завершения реализации государственной программы «Цифровая экономика» (до 2024 года) и до момента осуществления государственной программы «Развитие цифровой экономики в России» (до 2035 года), которые будут упомянуты в заключительной части предлагаемой статьи.

Но инициативы государства не ограничиваются одной лишь биометрической паспортизацией. На сегодняшний день ведутся работы специализированными компаниями-разработчиками при участии Банка России (ЦБ), то есть при финансовом государственном контроле над присвоением уникального идентификатора гражданам страны, имеющим льготы для получения скидок в аптеках и магазинах посредством персональных чипов. Они заменят собой различные льготные удостоверения, которые обычно просят предоставить при совершении покупок. Подразумевается, что идентификатор может быть встроен в сим-карту мобильного телефона или банковскую карту. При взгляде на перспективу, помимо социальных льгот, анонсируется постепенное расширение профайла гражданина за счет иной персональной информации, к примеру, детализированных медицинских показателей (реакция на аллергены, группа крови), контактов ближайших родственников в случае чрезвычайных ситуаций [20, 21]. На основании этого, можно предположить зарождение такого явления как социально-экономическая идентификация человека.

Но стоит отметить, что до сих пор отсутствуют внятные официальные обоснования эффективности внедрения подобных инноваций доступные широкому кругу населения.

Если продолжать углубляться в вопрос идентификации личности в условиях современности, то можно найти свидетельства о планах государственной политики привести индивидуума к способности интегрироваться в информационную среду.

Обратимся к понятию информационной среды. Согласно словарному источнику - это совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации [22].

В стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной приказом Минпромэнерго № 311 от 7 августа 2007 года, говорится о том, что расширение глубины проникновения наноэлектроники в повседневную жизнь населения должно быть осуществлено за счет внедрения нанотехнологий. Следует обеспечить постоянную связь каждого конкретного индивидуума с сетями глобального информационно-управляющего типа (подобно Internet). Подразумевается, что наноэлектроника будет способна интегрироваться с биологическими объектами и, как следствие, поддерживать постоянный контроль в вопросах обеспечения их жизнедеятельности, улучшения качества жизненных показателей, что позволит привести к сокращению социальных государственных расходов. Предполагается обширное распространение встроенных наноэлектронных беспроводных устройств, которые будут обеспечивать непрерывный контакт индивида с интеллектуальной окружающей его средой. Кроме того, в документе указывается на возможность распространения средств беспроводного прямонаправленного мозгового контакта человека с транспортными средствами, предметным окружением и другими людьми. Утверждается, что тиражи подобной продукции могут превысить миллиарды единиц в год в большей степени за счет ее повсеместного распространения [23].

Иными словами, предлагается оснастить каждый живой разумный биологический организм электронным микроустройством, способным идентифицировать человека в географическом пространстве. И возникающая постановка проблемы уже фиксируется посредством СМИ [24]. Но на текущий момент нельзя найти однозначного ответа на вопрос на сколько подобный социально-организационный механизм осуществим не столько с точки зрения информационно-инфраструктурной реализации, сколько с нравственно-этического восприятия. Мы все-таки предлагаем не отклоняться от тренда (направления развития) нашего исследования - компетентностного подхода в определении рабочей силы и в продолжении рассмотреть содержание ее понятия в контексте процесса паспортизации.

Компетентностный подход является инструментом моделирования профессио-нально-деятельностной структуры человека-труда, работающего со значительными объемами информационных массивов с целью получения необходимых знаний, что в

полной мере способствует осуществлению интенсивного тренинга (развития) необходимых ему компетенций, создавая тем самым персонифицированную компетентность и в итоге рабочую силу индивида в аспекте социально-трудовых отношений [25, с. 66] (Zatepyakin, 2015; p. 66).

По нашему мнению, рабочая сила в контексте компетентностного подхода - это набор компетенций человека, который определяет его способность к трудовой деятельности в современных социально-экономических условиях [26, с. 120] (Yasinskiy, Zatepyakin, 2017; p. 120), а качество рабочей силы формируется из ценностного уровня набора компетенций, выраженной в определенной значимости удельной (весовой) единицы. Если детализировать существование компетентностного набора, то и каждая компетенция в его составе должна иметь свою оценочную единицу веса.

Ранее по содержанию статьи была рассмотрена возможность вариантов идентификации через биометрические единицы человека в процессе его государственной паспортизации (существующей и планируемой). Идентификация - это процесс опознания чего-либо/кого-либо [27].

В практическом подходе реализация такой системы требует создания (задействования) информационной среды со специализированной инфраструктурой и соответствующими социально-организационными механизмами, в которых компетенция присутствует в формате идентификационной единицы личностных, профессиональных, квалификационных качественных характеристик индивида.

Развивая вышепредставленное понятие информационной среды, мы предлагаем его рассматривать как совокупность информационных систем, позволяющих осуществлять задачи посредством автоматизации различных общественно-упорядоченных процессов, в идеале приводящих к такому явлению как «вполне упорядоченное общество». Этот термин ввел в обиход американский философ Дж. Ролз. По его мнению, особенность существования такого общества заключается в том, что люди могут предъявлять друг другу завышенные притязания, но они, тем не менее, признают общую точку зрения, которая позволяет выносить решения относительно этих притязаний. В то время как склонность людей к преследованию собственных интересов заставляет их быть бдительными в отношении друг к другу, общественное чувство справедливости делает возможным их объединение во имя безопасности. Между индивидами с различными целями общая концепция справедливости устанавливает узы гражданского содружества; общее устремление к справедливости ограничивает преследование других целей. Можно полагать общественную концепцию справедливости фундаментальной особенностью вполне упорядоченного человеческого общества.

Одним из основных признаков рассматриваемого общества выступает восприятие и осведомленность того, что другие принимают те же самые принципы справедливости.

Далеко не все существующие общества вполне упорядочены, поскольку весьма спорно, что справедливо и что несправедливо. Люди расходятся в том, какие именно

принципы должны определять основные условия соглашения в обществе. Но, несмотря на эти расхождения, мы можем сказать, что каждый из них имеет концепцию справедливости. То есть они осознают потребность в определенном множестве принципов относительно основных прав и обязанностей и готовы принять их. Эти принципы также определяют правильное распределение выгод и тягот социальной кооперации [28, с. 20, 21] (Rolz, 1995; p. 20, 21).

На наш взгляд, усовершенствование и развитие информационной среды является движущей силой в формировании «вполне упорядоченного общества». Подобным примером может служить внедрение в современные социально-экономические условия так называемых «систем контроля и управления доступом» (СКУД).

Системы контроля управления доступом в первую очередь применяются в существующих решениях обеспечения безопасности на предприятиях, или в каких-либо социально-ориентированных учреждениях при необходимости допуска той или иной личности в территориальные границы некоего объекта.

Более подробно обратимся к практическому рассмотрению возможности использования идентификаторов человека в современных социально-экономических условиях.

Использование биометрической идентификации в системах контроля управления доступом позволяет обеспечивать многоуровневую проверку биологического объекта (индивидуума) по установленным признакам. Например, в качестве идентификаторов в системе могут использоваться карты доступа (зачастую в пластиковом исполнении) с набором информации, записанным на электронном носителе (чипе), интегрированном в нее, а также отпечатки пальцев человека. Информационные единицы (фиксированные сведения) индивида и его биометрические компоненты могут быть использованы как совместно, так и по отдельности [29]. Для того, чтобы система «воспринимала» цифровые данные (наборы данных), а затем обрабатывала и выдавала заключительный результат, ей необходимо осуществлять в своем составе аппаратно-биометрическую (электронный приемник - биометрия человека) и/или аппаратно-техническую (электронный приемник - чип с данными) коммуникацию. В качестве электронного приемника выступает считыватель информации (автоматизированное устройство), позволяющий в контактных и бесконтактных условиях с учетом разнообразия существующих технологий, забирать от приемника (цифрового, либо биологического) набор данных с целью дальнейшего преобразования и обработки. Иначе, СКУД выявляет ряд соответствий на основе учитываемых индикаторов, обрабатывает и сопоставляет их с определенным наполнением в специализированной информационной базе данных и в качестве результата выдает управляющее воздействие через выходные параметры алгоритмов, содержащихся в используемой автоматизированной системе.

Технологии бесконтактных платежных систем основаны на использовании либо чипов радиочастотной идентификации (Radio Frequency Identification), либо чипов

ближней связи (Near Field Communication). Транзакции при этом могут производиться как через кредитные и дебетовые карты, так и через распространенные сейчас смартфоны. Специальные чипы устанавливаются даже на обыкновенных брелоках. Бесконтактное применение платежного инструмента (пластиковой карты) возможно при оснащении его необходимым электронным чипом и при наличии платежного терминала (специального оборудования для транзакций) [30]. Другими словами, в схеме идентификации данных присутствуют все те же источник и считыватель информации.

Прежде чем перейти к выявлению возникновения возможных идентификаторов рабочей силы в ходе ее паспортизации, обратимся к понятию такого необходимого организационного процесса на производстве как «паспортизация рабочего места».

Паспорт рабочего места оформляется для каждого из них с целью повышения эффективности организации трудового процесса.

В определении терминологии рабочего места мы соглашаемся с О. Рыбниковым, который предлагает рассматривать его как систему взаимосвязанных элементов (основного и вспомогательного производственного оборудования; технологической и организационной оснастки; средств и способов размещения оборудования), нацеленную на выполнение производственных функций, предполагающую включение в нее самого работника и таких компонентов, как должностные инструкции и другие регуляторы труда, а также его различные, разнонаправленные межличностные коммуникации [31] (Rybnikov).

На любом предприятии с целью формирования качества продукции к работнику как к трудовой единице устанавливаются необходимые требования, в том числе к их практической формализации, которая содержится в профессиональных стандартах и должностных инструкциях [32, с. 165] (Yasinskiy, 2017; p. 165). Следовательно, исходя из вышеприведенного определения, предлагаемого О. Рыбниковым, в контексте ком-петентностного подхода произвести качественную оценку рабочего места возможно через требования к набору компетенций (уточним, иначе - компетентностные требования), содержащихся в установленных регуляторах труда (должностных инструкциях и других).

В одном из основных разделов типовой структуры паспорта рабочего места, а именно «Регламентирующие документы», в которой представлен ряд локальных нормативных актов, необходимых для организации рабочего места, фигурирует «Должностная инструкция» [33] (Skorobogatova, 2011). Таким образом, компетентностные требования - это неотъемлемая составляющая формализованного рабочего пространства в контексте функционирования специализированной организационной единицы в составе какого-либо финансово-хозяйственного образования (предприятия).

На наш взгляд, справедливо обратить внимание на то, что компетентностные требования в основе своей содержат необходимый набор компетенций, применяемый для реализации соответствующего трудового процесса, то есть обладают набором установ-

ленных идентификаторов рабочей силы. Идентификатор - набор свойств, явление, символ, предмет и тому подобное, которые используются для идентификации (иначе отождествления) объектов, подлежащих опознанию, а также для их классификации [34]. Из определения рабочей силы, представленного нами выше по тексту предлагаемой статьи, при условии рассмотрения какой-либо компетенции как элемента, составляющего единый компетентностный набор, можем предположить, что каждому из этих элементов должен быть присвоен свой уникальный, либо типовой идентификатор. Опираясь на вышепредставленное определение идентификатора, весь набор компетенций также может обладать соответствующей единицей опознания, которая, как и идентикаторы ее элементов, мы предлагаем поместить в установленное информационное пространство, интегрирующееся с помощью существующих социально-экономических механизмов в границах информационной среды.

Теперь мы подошли к самому предмету нашего исследования в рамках предлагаемой статьи - к попытке выявления осмысленных очертаний понятия паспорта рабочей силы, и проявления осознанно видимых контуров процесса ее паспортизации.

И так, возникает ряд вопросов: каким должен быть паспорт рабочей силы; каково его содержание; где подразумевается его формирование и дальнейшее существование, а также в чем заключается основная особенность самого процесса паспортизации рабочей силы в современных социально-экономических условиях? Этому будет посвящена заключительная часть данной статьи.

Из анализа разнонаправленных научных, правовых, массово-информационных источников, мы полагаем, что на сегодняшний день в государственной проекции отсутствует какой-либо результат функционирования паспортной системы в отношении рабочей силы, но и более того, нет четко сформулированного понятия, которое бы раскрывало:

• во-первых - сущность процесса паспортизации этой социально-экономической категории;

• во-вторых - давало бы определение самому формализовано-практическому явлению - паспорту рабочей силы.

В связи с этим, предлагаем пойти по пути аналогии с реализацией существующей гражданской паспортной системы, а также всевозможных платежных и контролирующих систем, учитывая инновационную составляющую цифровых решений в рамках развития информационной среды.

По нашему мнению паспорт рабочей силы может быть реализован как минимум в трех основных вариантах:

• во-первых, в интегрированной форме с другими источниками цифрового содержания идентификаторов (различные официальные гражданские документы, пластиковые социальные карты, программные приложения к мобильным электронным устройствам и тому подобное);

• во-вторых, в однозначном обособленном представлении, то есть в формате специализированных устройств, предназначенных исключительно для осущест-

вления рассматриваемой нами задачи (например, в виде чипированных компактных физических модулей). Иными словами, это могут быть традиционные пластиковые карты, брелоки и тому подобное с набором идентификаторов в цифровом исполнении, но, как говориться, «заточенные» под необходимость процесса паспортизации рабочей силы; • в-третьих, в биологическо-цифровом исполнении. Здесь включаются высокие технологии (high tech) будущего, обусловленные развитием информационной среды. Подтверждения тому мы можем найти в сообщениях российских средств массовой информации в связи с реализацией государственной программы «Цифровая экономика». Мы полагаем, что наши исследования соприкасаются с перспективами реализации аспектов государственной программы «Развитие цифровой экономики в России» (до 2035 года) в сегменте рынка труда и предлагаем дополнение к представленному взгляду [35]. На сегодняшний день на федеральном уровне определен план мероприятий, позволяющий реализовать программу «Цифровая экономика», которая включает определенный набор задач, создающих условия для развития экономики в целом, использующих информацию как некую новую экономическую сущность. По утверждению официальных представителей Минкомсвязи РФ проработаны четыре плана мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика». Первый касается нормативного регулирования, второй - технологических исследований, которые призваны создать в России необходимые компетенции для дальнейшей цифровой трансформации. Третий план касается инфраструктуры, а четвертый - это вопросы цифровой безопасности [36]. Программа «Цифровая экономика», реализация которой рассчитана до 2024 года, предусматривает множество параметров. Среди них - введение процедуры идентификации устройств при подключении к Интернету, налаживание экспорта программного обеспечения для автоматизации предприятий, развитие сетей 5G [37].

Основываясь на представленных сведениях, мы предлагаем кратко остановиться на одном из моделируемых концептуальных авторских проектных решений для реализации механизма паспортизации рабочей силы.

С целью представления персонального паспорта рабочей силы индивид осуществляет действия для последующего сканирования (определения контрольных точек) сетчатки радужной оболочки глаза, либо отпечатка пальца (изображение папиллярных узоров), или биологической жидкости (слюны, крови), то есть предоставляет свой идентификационный источник для дальнейшего информационного анализа специализированному биометрическому считывателю, являющемуся приемником данных. Затем, организованный цифровой поток передает их в соответствующую информационную базу данных. Далее, при помощи необходимых программных средств, происходит процесс идентификации биометрических параметров человека и, как следствие, устанавливается соответствие личности с имеющимся набором идентификаторов

индивида, в том числе с предварительно помещенным в базу данных составом индивидуального компетентностного набора. В завершение реализуется представление (вывод) существующей информации в требуемую зону отображения с возможной ретрансляцией в иные цифровые автоматизированные системы.

По нашему мнению, на сегодняшний день одними из самых предпочтительных вариантов процесса паспортизации рабочей силы остаются первый (интегрированный) и второй (обособленный) в связи, как нам представляется, с готовностью отечественной сферы информационных технологий дать полноценный отклик на претворение в жизнь рассмотренных конструктивов.

Очевидно из предлагаемого исследования, что паспорт рабочей силы кроме персонифицируемых идентификаторов (фамилия, имя, отчество, дата рождения и тому подобное) должен в себе содержать идентификационные компетентностные единицы в рамках имеющегося набора компетенций.

Мы полагаем, что формирование паспорта рабочей силы в современных социально-экономических условиях происходит на рынке труда в прогнозируемо-трудовом состоянии, а дальнейшее существование подразумевается в информационной среде в требовательно-трудовом формате. В этом мы и видим основную особенность самого процесса паспортизации, иначе говоря - в выявлении паспортной классификации. Особенностью следует считать характерное отличительное от других свойство [38] (ивкакоу). В связи с этим предлагаем выделить два класса паспортов рабочей силы:

• первый - «требовательно-трудовой» («требовательный»), соответствующий требованиям компетентностного набора индивида, задействованный в непосредственном производственном процессе;

• второй - «прогнозируемо-трудовой» («прогнозируемый»), существующий на данное время в пространстве рынка труда, представляющий набор компетенций человека-труда в условиях спроса и предложения на его компетентностные единицы.

Основываясь на вышепредставленном исследовании, предлагаем определять паспорт рабочей силы как формализованный источник опознания человека-труда, содержащий его личностные и компетентностные идентификаторы, а процесс паспортизации рабочей силы - как реализацию системы, направленную на высококачественное отождествление индивида с имеющимся у него набором компетенций.

Заключение

Необходимость разработки организационно-информационных механизмов выявления, обработки (преобразования), анализа, а также передачи идентификаторов рабочей силы в цифровом пространстве ведет к совершенствованию и прогрессирующему развитию информационной среды. Компетентностный подход позволяет расширить границы известного смыслового содержания общепредставляемого процесса

паспортизации индивида, обнаруживая в своем предназначении новые элементы практической значимости при рассмотрении особенностей существования компетенций человека-труда как установленных единиц информации для современных социально-экономических условий.

ИСТОЧНИКИ:

1. Ефремова Т.Ф, Толковый словарь Ефремовой Т.Ф. Dic.academic. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/208923 ( дата обращения: 22.11.2017 ).

2. Исторический словарь галлицизмов русского языка. Gallicismes.academic. [Электронный ресурс]. URL: https://gallicismes.academic.ru/28653/Паспортизация ( дата обращения: 22.11.2017 ).

3. Этимологический онлайн-словарь русского языка Крылова Г.А. Krylov. [Электронный ресурс]. URL: https://krylov.lexicography.online/Паспорт ( дата обращения: 22.11.2017 ).

4. Успенский Л.В. Этимологический словарь школьника. Uspensky. [Электронный

ресурс]. URL: https://uspensky.lexicography.online/Паспорт ( дата обращения: 22.11.2017 ).

5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. Dic.academic. [Электронный ресурс].

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/Паспорт( дата обращения: 22.11.2017 ).

6. Энциклопедия права. [Электронный ресурс]. URL: https://encyclopediya_prava. academic.ru/Паспорт ( дата обращения: 22.11.2017 ).

7. Сухарев А.Я., Крутских В.Е., Сухарева А.Я. Большой юридический словарь. Dic.

academic. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16944/ Паспорт ( дата обращения: 22.11.2017 ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Ефремова Т.Ф, Толковый словарь Ефремовой. Dic.academic. [Электронный ресурс].

URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/208923 ( дата обращения: 22.11.2017 ).

9. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки.

Economic_mathematics. [Электронный ресурс]. URL: https://economic_mathematics. academic.ru/4097/Система ( дата обращения: 22.11.2017 ).

10. Указ Президента РФ от 21.12.1996 № 1752 (ред. от 22.10.2009) «Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации». Legalacts. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts. ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-21121996-n-1752/ ( дата обращения: 22.11.2017 ).

11. Указ Президента РФ от 13.03.1997 № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации». Legalacts. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-13031997-n-232/ ( дата обращения: 22.11.2017 ).

12. Положение о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828 с изменениями и дополнениями).

Система Гарант. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/11900262/ ( дата обращения: 22.11.2017 ).

13. Большая медицинская энциклопедия. Big_medicine. [Электронный ресурс]. URL: https://big_medicine.academic.ru/4792/ИНДИВИДУУМ ( дата обращения: 22.11.2017 ).

14. ГОСТ Р ИС0/Т013569-2007. Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности (утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 514-ст). Official.academic. [Электронный ресурс]. URL: https://official.academic.ru/1716 ( дата обращения: 22.11.2017 ).

15. Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных. Документ принят Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года. Patriarchia. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/2775107.html ( дата обращения: 05.12.2017 ).

16. Оформление загранпаспорта. Паспорт нового поколения с биометрическими персональными данными. Министерство внутренних дел Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/Deljatelnost/emvd/guvm/Оформление-загранпаспорта ( дата обращения: 07.12.2017 ).

17. Wikipedia. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Биометрический_паспорт ( дата обращения: 05.12.2017 ).

18. Василькова П. Эксперт назвал возможные сроки отмены паспортов в России. Комсомольская правд. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/online/ news/2940364/ ( дата обращения: 23.11.2017 ).

19. Глава VisionLabs рассказал о возможных сроках отмены паспортов в России. РИА Новости. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/society/20171123/1509395936. html?referrer_block=index_archive_34 ( дата обращения: 23.11.2017 ).

20. Российский международный многоязычный информационный телеканал. Rt. [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/russia/news/455949-cb-chip-lgoty ( дата обращения: 04.12.2017 ).

21. Экономика сегодня. Rueconomics. [Электронный ресурс]. URL: https://rueconomics. ru/292961-smi-svedeniya-o-lgotah-mogut-zapisat-na-chipy-bankovskih-kart ( дата обращения: 04.12.2017 ).

22. Толковый словарь по информационному обществу и новой экономике. Information_society. [Электронный ресурс]. URL: https://information_society. academic.ru/133 ( дата обращения: 05.12.2017 ).

23. Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. Legalacts. [Электронный ресурс]. URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-minpromenergo-rf-ot-07082007-n-311/ ( дата обращения: 05.12.2017 ).

24. Новостной сюжет пятого канала г. Санкт-Петербург. «Чиповое будущее». Youtube. [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/ watch?v=8GOn2sMjzA4&fs=1&hl=ru_RU ( дата обращения: 05.12.2017 ).

25. Затепякин О.А. Рискогенность формирования качества рабочей силы в современных социально-экономических условиях // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2015. - № 1(29). - c. 63-79.

26. Ясинский Д.Ю., Затепякин О.А. Понятие рабочей силы: проблема отождествления и новый взгляд // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 7. - c. 112-121.

27. ГОСТ 7.0-99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения: Введ. 07.01.2000. Technical_translator. [Электронный ресурс]. URL: http://technical_translator_dictionary.academic.ru/71393/идентифика-ция ( дата обращения: 15.05.2017 ).

28. Джон Ролз Теория справедливости. / Пер. с англ. В. Целищев, В. Карпович, А. Шевченко. - Новосибирск: Изд. НГУ, 1995. - 509 c.

29. Производитель оборудования безопасности. PERCo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.perco.ru/products/sistema-kontrolya-dostupa-perco-web/?_opensta t=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTsxNzcyMTU50zEyMzM1NTA3Mjt5YW5kZXgucnU6 cHJlbWl1bQ&yclid=7366401370972758132( дата обращения: 11.12.2017 ).

30. Сети и технологии. Besprovodnik. [Электронный ресурс]. URL: https://besprovodnik. ru/beskontaktnaya-oplata-kartoj/ ( дата обращения: 11.12.2017 ).

31. Рыбников О. Уровни требований к рабочему месту. Кадровик. Кадровый менеджмент. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/urovni-trebovaniy-k-rabochemu-mestu ( дата обращения: 03.05.2017 ).

32. Ясинский Д.Ю. Идентификация качества рабочей силы в информационной экономике // Фундаментальные исследования. - 2017. - № 10-1. - c. 161-167.

33. Скоробогатова Т. HR-портал. Паспорт рабочего места - инструмент организации труда. Кадровик. [Электронный ресурс]. URL: http://hr-portal.ru/article/pasport-rabochego-mesta-instrument-organizacii-truda ( дата обращения: 12.12.2017 ).

34. Большой энциклопедический политехнический словарь. Dic.academic. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/polytechnic/3264/ Идентификатор ( дата обращения: 15.12.2017 ).

35. Развитие цифровой экономики в России. Программа до 2035 года. Интернет-сайт С.П. Курдюмова. [Электронный ресурс]. URL: http://spkurdyumov.ru/ uploads/2017/05/strategy.pdf ( дата обращения: 04.09.2017 ).

36. На реализацию программы «Цифровая экономика» из бюджета будет выделено 150 млрд рублей. ТАСС. Информационное агентство России. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/ekonomika/4821743 ( дата обращения: 19.12.2017 ).

37. Правительство оценило затраты на программу «Цифровая экономика» в 520 млрд рубле. Коммерсант.га. [Электронный ресурс]. URL: https://kommersant.ru/ doc/3501278 ( дата обращения: 19.12.2017 ).

38. Ушаков Д.Н. Толковый словарь Ушакова. Dic.academic. [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ushakov/906578( дата обращения: 15.12.2017 ).

REFERENCES:

Dzhon Rolz (1995). Teoriya spravedlivosti [Theory of justice] Novosibirsk: Izd. NGU. (in Russian).

Wikipedia. (in Russian). Retrieved December 05, 2017, from https://ru.wikipedia.org/ wiki/BMOMeTpMHecKMM_nacnopT

Yasinskiy D.Yu. (2017). Identifikatsiya kachestva rabochey sily v informatsionnoy ekonomike [Identification of the quality of the workforce in the information economy]. Fundamental research. (10-1). 161-167. (in Russian).

Yasinskiy D.Yu., Zatepyakin O.A. (2017). Ponyatie rabochey sily: problema otozhdestvleniya i novyy vzglyad [The concept of workforce: the issue of identification and a new look]. Fundamental research. (7). 112-121. (in Russian).

Zatepyakin O.A. (2015). Riskogennost formirovaniya kachestva rabochey sily v sovremennyh sotsialno-ekonomicheskikh usloviyakh [Risk factors of workforce quality formation in the modern socio-economic conditions]. Bulletin of Tomsk State University. economy. (1(29)). 63-79. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.