Научная статья на тему 'ПАРВУС: ТУРЕЦКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА'

ПАРВУС: ТУРЕЦКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРВУС / PARVUS / А. Л. ГЕЛЬФАНД / ТУРЦИЯ / TURKEY / ЖУРНАЛ "ТЮРК ЮРДУ" / "TURK YURDU" MAGAZINE / ПУБЛИЦИСТИКА / JOURNALISM / A. L. GELFAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамеева И.

В статье рассказывается о турецком периоде жизни и творчества известного социал-демократа и публициста Александра Львовича Гельфанда (Парвуса) (1867-1924). Во время проживания в Турции (1910-1915) он печатался во многих газетах и журналах, в том числе в одном из ведущих изданий того времени журнале «Тюрк юрду». Вниманию читателей предлагается список статей Парвуса на страницах журнала «Тюрк юрду».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARVUS: TURKISH JOURNALISM

The article narrates the Turkish period of life and work of a famous social democrat and publicist Alexander Lvovich Gelfand (Parvus) (1867-1924). During his habitation in Turkey (1910-1915) his works were published in most of newspapers and magazines, including one of the most top-ranked printed press of that time «Turk Yurdu» magazine. Readers are provided with the list of Parvus articles in «Turk Yurdu» columns.

Текст научной работы на тему «ПАРВУС: ТУРЕЦКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА»

[

ПАРВУС:

ТУРЕЦКАЯ

ПУБЛИЦИСТИКА

Политические события, всколыхнувшие мир в начале ХХ в., повлекли за собой большие перемены в жизни Османской империи, выразившиеся в либерализации общества, появлении свободы слова и печати. Тесные исторические связи представителей российской интеллигенции тюркского происхождения с Турцией вылились в этот период в тесное сотрудничество с редакциями местных газет и журналов, что способствовало развитию активизации идей тюркизма в самой Турции. Как отмечал Ф. Жоржон, данная ситуация побуждала многих российских тюрков эмигрировать в Стамбул, где, по их мнению, они могли найти более благоприятную почву для распространения своих идей1. Нужно отметить, что в Стамбул переезжали не только российские тюрки, но и представители русской интеллигенции. Среди них был известный социал-демократ Александр Львович Гельфанд (Парвус) (1867-1924).

О яркой и крайне противоречивой личности А. Л. Гельфанда написано немало работ, но нам представляется, что не все стороны его жизни освещены достаточно. Как отмечает в своей статье историк О. Ф. Соловьев, «западные ученые создали о нем несколько биографический работ, у нас же о Парвусе пока никто подробно не писал, хотя контуры жизнеописания этого человека проступают в общих трудах»2. Но и в них о турецком периоде жизни Парвуса приводится крайне мало сведений. В этой связи следует упомянуть несколько работ турецких исследователей. В начале 1970-х гг., во время стремительного роста социал-демократического движения в Турции, увидела свет книга Аджлана Саелгана «Левое движение в Турции»3, освещающая данную тему с 1871 по 1972 г. Несколько страниц в ней уделено анализу деятельности Парвуса. Позже, в 1977 г., была издана и затем несколько раз переиздана книга «Финансовый плен (оковы) Турции. Господин Парвус», подготовленная Муаммером Сенджером4. Ее автор, обладатель левых политических взглядов, пытается дать анализ статей Парвуса с точки зрения марксистской идеологии. Книга интересна тем, что в приложениях представлены некоторые статьи Парвуса из журнала «Тюрк юрду». Следует также отметить книгу известного социолога Ниязи Беркеса «Модернизация в Турции»5, где достаточно подробно описывается жизненный путь Парвуса и приводится анализ его деятельности в Турции.

В середине 1980-х гг., в период спада социал-демократического движения в Турции, появляется статья профессора кафедры социологии Стамбульского университета Мехмеда Эроза6, написанная в форме дискуссии с Ниязи Беркесом. Самыми значительными работами по этой тематике являются статьи Асыма Караомерлиоглу7.

225

¡ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2016

***

Любопытна предыстория появления Парвуса в Константинополе. В 1909 r. в Салониках группа под руководством Бенарои, состоящая в основном из греков, евреев и болгар, создала социалистическую партию. На выборах 1908 г. она оказалась настолько успешной, что была представлена делегатами в меджлисе Османской империи. Партия вошла во второй Интернационал. На ее конгрессы приезжали социалисты из других стран, среди которых был и Александр Гельфанд8.

Гельфанд переехал в Стамбул в 1910 г. Информацию о дате его приезда можно найти в книге Ф. Жоржон «Основы турецкого национализма: Юсуф Акчура»9. Автор отмечает, что Парвус приехал в Турцию через несколько недель после выхода в августе 1910 г. статьи Ю. Акчуры «Германия, Англия, Турция и весь мусульманский мир» в журнале «Сират-и мустаким»10. Дату конкретизирует М. Эроз, указав ноябрь месяц11. Остановился он близ Стамбула на о. Бююкада, самом большом из Принцевых островов Мраморного моря.

При содействии депутата османского меджлиса из Салоников Д. Влахо-ва и румынского социалиста К. Раковского в Турции он был представлен влиятельным и авторитетным лицам партии «Единение и прогресс» (ittihat ve Terakki)12.

О причинах приезда Парвуза в Турцию информации не много. По мнению К. Радека, «Парвус бежал из вырождающейся германской социал-демократии в Константинополь, где только что победоносно кончилась турецкая революция. Изучение империализма привело его к убеждению, что новый крупный толчок для рабочего движения придет с Востока. Еще в Германии он дал блестящий очерк движущих сил китайской революции. Из Константинополя он начал писать замечательные характеристики турецкого освободительного движения»13. А. Караомерлиоглу убежден, что Парвус верил в то, что пролетарская революция может возникнуть только вследствие мировой войны, возникшей в результате соперничества между империалистическими державами. Понимая, что такая война может начаться только на Балканах в 1910 г., он приезжает в столицу Османской империи, находящейся географически к ним ближе всего14.

Проживая в Турции, Парвус активно сотрудничает с местными печатными органами и наряду с этим старается вести активную политическую деятельность. Он наблюдает за социалистическими и национальными движениями в Турции, на Балканах и в России, устанавливает с ними тесные связи15. В Стамбуле он встречается также с ученым-политологом, издателем и журналистом Юсуфом Акчурой. Темой их встреч является в числе прочих и германский вопрос. Он был обусловлен сближением Турции и Германии как в политическом, так и экономическом аспектах.

В Стамбуле Парвус очень активно и много пишет. Он печатается в таких известных турецких газетах и журналах, как «Танин» (Ташп), «Бильги Междмуасы» (Bilgi Mecmuasi), «Младотурки» (Jeune Türk), «Тюрк юрду» (Türk Yurdu), «Ичтихат» (içtihat) «Тасвири Ефкяр» (Tasvir-i Efkar)16.

Наиболее интересны его статьи в журнале «Тюрк юрду» (Тюркский мир). Рассчитанный на широкую тюркоязычную аудиторию, журнал ставил целью ознакомление аудитории с жизнью тюркских народов, в том числе и в России. Он являлся одним из самых влиятельных изданий, формировавших общественное мнение мусульман.

226

С 1912 по 1914 г. Парвус напечатал в «Тюрк юрду» 15 статей, большинство из которых на экономическую тему. О том, что он стал сотрудничать с журналом по личному приглашению Юсуфа Акчуры, свидетельствует его комментарий: «Уважаемый господин Парвус показал свои познания и возможности печатаясь в "Танин" и "Младотурках", и мы очень рады, что смогли предоставить такую возможность и нашим читателям». И далее: «Государство не должно состоять только из военных и чиновников. Основу государства должна составлять хорошо развитая экономика. Не такая уж большая разница между военной оккупацией или же экономической оккупацией страны»17.

Основная идея Парвуса заключается в том, что Турция должна высвободиться из оков европейской эксплуатации, и это возможно только при условии освобождения экономики от османских долгов и эксплуатации европейским капиталом. А экономическое освобождение приведет и к политическому.

Также во время пребывания в Турции Парвус издает книгу и две брошюры. Его книга «Жизненные артерии Турции: долги и реформы Османского государства»18 имела большую популярность в среде турецкой интеллигенции. Она несколько раз переиздавалась, в том числе и после турецкой революции в 1923 г., и была переведена на французский язык19.

Две брошюры («Результаты войны: если победит Англия» и «Результаты войны: если победит Германия»20), изданные через месяц после начала Первой мировой войны, посвящены вопросу возможного участия Турции в военных действиях. В них Парвус приходит к выводу об общности интересов Германии и Османской империи. А. Караомерлиоглу подметил, что в работах бросается в глаза желание автора увидеть ослабленную Россию. Парвус предвидит то, что война открывает дорогу революционным движениям, что мирное соглашение может подписывать уже революционное правительство21.

Список статей Парвуса на страницах журнала «Тюрк юрду»:

1. Köylüler ve Devlet [Крестьяне и государство] // 1912. - Mart. - С. 1. - № 9. -S. 146-148.

2. 1327 Senesinin Ahval-i Maliyesine Bir Nazart [Один взгляд на финансовое положение 1911 года] // 1912. - Mayis. - С. 2. - № 13. - S. 220-223.

3. Türkiye Avrupa'nin Mali Boyundurlugu Altindadir [Турция под финансовым гнетом Европы] // 1912. - Haziran. - С. 2. - № 16. - S. 262-265; Temmuz. - С. 2. - № 17. -S. 284-287.

4. Cevap [Ответ] // 1912. - Temmuz. - С. 2. - № 18. - S. 304-305.

5. Esaret-i Makiteden Kurtulmanin Yolu [Пути освобождения от финансового рабства] //

1912. - Agustos. - С. 2. - № 19. - S. 317-318.

6. Türklerin Odünf Almaya En Hakli Olduklari Bir Akfe [Деньги, которые турки в праве (имеют право) взять в долг] // 1913. - Ekim. - С. 2. - № 25. - S. 23-26.

7. Devlet Ve Millet [Государство и народ] // 1913. - Kasim. - С. 2. - № 27. - S. 56-57.

8. Mali Tehlikeler [Финансовые опасности] // 1913. - Aralik. - С. 2. - № 29. - S. 88-92.

9. I§ten Gefmeden Gözlerinizi Afiniz [Опомнитесь, пока не поздно] // 1913. - Nisan. -С. 2. - № 36. - S. 200-203.

10. Türk ili, Maliyeni Gözet [Турция! Следи за своим финансовым положением] //

1913. - Mayis. - С. 2. - № 39. - S. 270-272.

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 1/2, 2016

227

11. Türk Genflerine Mektüp I [Письмо к турецкой молодежи I] // 1913. - Haziran. -С. 2. - № 41. - S. 312-313.

12. Türk Genflerine Mektüp II [Письмо к турецкой молодежи II] // 1913. - Agustos. -С. 2. - № 45. - S. 385-386.

13. Türkiye'de ziraatin istikbali [Будущее сельского хозяйства в Турции] // 1913. - Eylül-Ekim. - С. 3. - № 49. - S. 20-24.

14. Köylü ve Devlet I [Крестьяне и государство I] // 1914. - Ocak. - С. 3. - № 57. -S. 154-156.

15. Köylü ve Devlet II [Крестьяне и государство II] // 1914. - §ubat. - С. 3. - № 58. -S. 171-173.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Жоржон Ф. Тюркские интеллигенты в Оттоманской империи и их влияние в эпоху младотурков // Панорама-форум. - 1997. - № 12. - С. 4.

2. Соловьев О. Ф. Парвус: политический портрет // Новая и новейшая история. -1991. - № 1. - С. 162.

3. Sayilgan, A. Türkiye'de sol hareketler (1871-1972). - Istanbul, 1972. - 576 s.

4. Sencer, М. Türkiye'nin Mali Tutsakligi. Parvus Efendi. - Istanbul, 1977. - 279 s.

5. Berkes, N. Türkiye'de Qagda$la$ma. - Istanbul, 1973. - 234 s.

6. Eröz, M. Parvus'un Türkiye hakkinda yazilari // Istanbul Üniversitesi iktisat fakültesi mecmuasi. - 1984/1985. - C. 43. - № 1-4. - S. 347-356.

7. Karaömerlioglu, A. Rusya, Almanya ve Türkiye'de Büyük Bir Kozmopolit Entelektüel ve Eylemci: Helphand-Parvus // Dogu Bati. - 2006. - № 37. -S. 157-179; Helphand-Parvus and his impact on Turkish intellektual life // Middle Eastern Studies. - 2004. - Vol. 40. - Issue 6. - P. 145-165; Parvus Efendi // Cumhuriyet'e Devreden Dü^ünce Mirasi: Tanzimat ve Me^rutiyet'in Birikimi. -Istanbul, 2001. - S. 304-307.

8. Eröz, M. Parvus'un Türkiye hakkinda... - S. 348.

9. Georgeon, F. Türk milliyetfiliginin kökenleri: YusufAkfura (1876-1935). - Istanbul, 1996. - S. 103.

10. Ibid.

11. Eröz, M. Parvus'un Türkiye hakkinda. - S. 347-356.

12. Там же.

13. Луначарский А. В., Радек К. Б., Троцкий Л. Д. Силуэты: политические портреты / Под общ. ред. В. В. Журавлева и др. - М., 1991. - С. 251.

14. Karaömerlioglu, A. Rusya, Almanya ve Türkiye'de. - S. 163.

15. Ibid. - S. 173.

16. Ibid. - S. 169.

17. [Akfura, Y.] iktisat // Türk Yurdu. - 1912. - С. 1. - № 8. - S. 145-146.

18. Parvus. Türkiye'nin can damari: Devlet-i Osmaniye'nin Borflari ve islahi. -Istanbul, 2014. - 200 s.

19. Karaömerlioglu, A. Rusya, Almanya ve Türkiye'de. - S. 158.

20. Parvus. Umumi Harb Neticelerinden: ingiltere Galip Gelirse. Istanbul. (Istanbul: Türk Yurdu Kütüphanesi, 1330). Parvus. Umumi Harb Neticelerinden: Almanya Galip Gelirse. (Istanbul: Türk Yurdu Kütüphanesi, 1330). - S. 24.

21. Karaömerlioglu, A. Rusya, Almanya ve Türkiye'de. - S. 175.

Ильсияр Рамеева, кандидат филологических наук

228

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.